Военное обозрение

Другой ленд-лиз. «Вредитель» Kenworth 573-М1

23
Рассказ о новом герое ленд-лиза следует начать с простой аксиомы. Среди военных нет первых и нет последних. Нет второстепенных. Есть уважаемые и сверкающие наградами разведчики. Есть суровые немногословные снайперы. Есть «боги войны» со своими действительно страшными и красивыми помощниками. Есть вечно пахнущие мазутом танкисты.


И есть кашевары, ремонтники, заправщики, санитары... Их не изображают на плакатах. Да и наградами они похвастаться не могут. Но попробуйте наступать или обороняться без этих скромных, часто нескладных и добродушных к подначкам, людей. Война войной, а обед по распорядку. Это святое правило для армии.



Точно так же происходит и с военной техникой. Посмотрите на любой военный парад, где показывают технику и вооружение. Танки, ракеты, пушки, бронемашины различных специальностей. И только в крайне редких случаях заправщики, хлебопекарни, РЭМы, «инженеры» и прочие «подсобники».

Эти машины обладают важнейшими для любой военной техники качествами. Они не только прочны, обладают мощными двигателями и неприхотливы к горючему. Они просты! Просты в ремонте! Отремонтировать такие машины можно практически «на коленке». Любой узел или агрегат расположен так, что у ремонтника нет необходимости разбирать половину машины для его замены.

Одним из таких незаметных героев войны и является сегодняшний герой. Знакомьтесь, Вредитель (Wrecker). По-военному этот автомобиль называется ремонтно-эвакуационный автомобиль Kenworth-573 (М1А1). Машина интересная уже тем, что фактически штучная. Эвакуаторов М1А1 произведено всего 840 единиц. Из которых около 100 были направлены в СССР.



Многие читатели видели на российских и не только дорогах автомобили этой фирмы. Да и Голливуд постарался раскрутить марку. Именно поэтому необходимо немного задержаться на самой фирме Kenworth. Это, наверное, объяснит штучность производимых фирмой автомобилей.

Итак, истоки фирмы находятся с городе Сиэтл. Именно там в начале 20 века (второе десятилетие века) работал один из основателей Эдгар Уортингтон (Edgar K. Worthington). Арендованный ангар. Ремонт любой техники. Практически выживание. И именно там принимается решение о строительстве первого грузовика. Именно там создается компания Gerlinger Motor Car Co.

В 1914 году первый грузовик начинают собирать. В 1915 году, предприимчивым механикам удалось построить свой первый автомобиль. Это была грузовая платформа с шестицилиндровым двигателем и рамой из прочного металла. Грузовой автомобиль был назван «Gersix». Сегодня это звучит странно, но для начала века произвести грузовой автомобиль всего за один год было действительно подвигом.

Другой ленд-лиз. «Вредитель» Kenworth 573-М1


В 1917 году компанию покупает сам Эдгар Уортингтон вместе с новым деловым партнером Фредериком Кентом (Captain Frederick Kent). Именно это и стало причиной появления названия Kenworth. Хотя в 1917 году компанию все-таки переименовали в «Gersix Motor Company», по названию уже известного в США грузовика.

Производство грузовиков все ещё оставалось штучным. В 1922 году компания смогла собрать всего 53 грузовика. И вот тогда в дело вступило новое поколение — сын Фредерика Кента Гарри. Он то и дал компании шанс. Играя на бирже, Гарри Кент сумел привлечь в собственную компанию 60 000 $. Огромные деньги по тем временам.

В 1923 году создается уже акционерное общество на базе «Gersix Motor Company». Новая компания названа в честь двух основателей. Фамилии просто сократили и объединили. Кеn (от Кента) и worth (от Уортингтон). Таким образом и появилась «Kenworth Motor Truck Company».

А что же наш герой? Откуда появился этот автомобиль?

Дело в том, что «Kenworth Motor Truck Company» изначально специализировалась именно на машинах-эвакуаторах. К 1941 году выпускалось сразу несколько вполне современных эвакуаторов М1. Это были машины на полноприводном шасси с колесной формулой 6×6.

То есть, фактически брался грузовик, накачивался настоящим американским виски и стероидами и – вуаля!

Основным конкурентом «Kenworth Motor Truck Company» была малоизвестная сегодня фирма «Вард ЛаФранс». Известность фирме принесли пожарные машины. Но «поднялись» по-настоящему «Франсы» на участии в программе военного ведомства США по созданию гаммы армейских эвакуаторов грузоподъемностью от 4 до 20 т. Именно это и сделало фирму головным производителем полноприводных ремонтно-эвакуационных машин 6-тонного класса.



В 1941 году программа Kenworth пополнилась эвакуатором «570» с шестицилиндровым бензиновым двигателем «22R» производства фирмы Continental. Точно такой же двигатель установили и конкуренты.



Мощность двигателей составляла 145 лошадиных сил, устанавливалась также пятиступенчатая механическая коробка передач производства фирмы Fuller, двухступенчатая раздаточная коробка и ведущие мосты фирмы Timken. За кабиной располагался пятитонный кран в виде балки-журавля, производства фирмы Gar Wood.





В гражданской сфере эти грузовики имели название «Kenworth-570» который имел своего собрата «Ward-LaFrance-1000», от которого внешне отличался более округлой формой кабины гражданского образца, прямоугольной защитной решеткой радиатора, отсутствием воздушных прорезей на боковинах капота и еще рядом мелких деталей.



Именно 570-е и получили прозвище «Вредитель». Странное прозвище для автомобиля, который должен помогать. Советские солдаты придумали бы что-то нежное. Вроде санитар для железа или помощник. У американцев все проще. «Что вижу, то и пою», кукурузный вискарь и банджо.

«Вредителем» 570-й стал только потому, что имел оригинальный бампер. Угловатый, напоминающий отвал бульдозера. И использовался он точно так же, как отвал. Машина при движении по пересеченной местности этим бампером просто ровняла грунт и уничтожала мелкие препятствия вроде деревьев и кустарников. А могла и убрать завал с дороги, благо, сил хватало.







В 1942-43 годах выпускался вариант 571 серии с уже модернизированным краном, в 1943 году — модель 572 с шести тонным краном, который получил механический привод от трансмиссии грузовика.



В 1943-45 годах обе фирмы собирали одинаковые эвакуаторы М1А1 — «Kenworth-573» и «Ward-LaFrance» серии 5, получившие открытую кабину с мягким верхом и пулеметной турелью, военизированную переднюю облицовку с угловатыми крыльями и широкой плоской решеткой радиатора, при этом бампер оставался прежним усиленным, и угловатым.

ТТХ «Kenworth-573»

Масса полная: 13,5 т

Длина: 7,92 м
Колесная база: 4,57 м
Ширина: 2,51 м
Высота: 3,10 м

Двигатель: Continental 22Р объем 8,2 л, 6 цилиндров, бензиновый
Мощность: 145 л. с.

Максимальная скорость: 60 км/ч
Расход топлива: 70 л/100 км
Дальность по горючему: 400 км

Грузоподъемность
Передняя лебедка: 9 тонн
Задняя лебедка: 21,5 тонн
Кран: 9,75 тонн, рабочий угол поворота 180°

В общей сложности на заводе «Kenworth» построили 840 эвакуаторов и 100 шасси для аэродромных пожарных машин, а компания «Ward-LaFrance» построила 4 925 эвакуаторов.































Заканчивая рассказ об американце, который хоть и не шел в первых рядах наступающих на врага советских танков, САУ и всей нашей технической мощи, но вытаскивал раненых и погибших, ремонтировал покалеченных, был крепким тылом наступающих, хочется повторить то, что написано в начале материала. На войне нет вторых. Все первые. И танки, и эвакуаторы.

А техника, которой у нас не было и не могло появиться за тот короткий срок, что нам отмерила судьба в тот период, у нас появилась. Не от Бога. От союзников. И помнить об этом надо...
Автор:
Статьи из этой серии:
Другой ленд-лиз. Армейский грузовик International M-5H-6
Другой ленд-лиз. Пехотный танк «Матильда»: странный не значит плохой
Другой ленд-лиз. GMC CCKW-352, или просто «Джимми»
Другой ленд-лиз. «Willys МВ» как один из символов войны
Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Другой ленд-лиз. Предисловие
23 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. merkava-2bet
    merkava-2bet 8 декабря 2018 05:35
    +16
    Спасибо,очень нравится Ваш цикл,как раз побольше описывайте специализированные машины на базе,таких как- топливозаправщики,ремонтные мастерские,РЭМ, и тд.
  2. Тот же ЛЕХА
    Тот же ЛЕХА 8 декабря 2018 06:33
    +8
    Спасибо Александру и Роману за интереснйшую статью... hi
    Автомобилей такого плана в то время нашей стране ой как не хватало...выручили конечно союзники тут нас здорово.
  3. Сорокин
    Сорокин 8 декабря 2018 06:56
    +7
    Как командир автоотделения очень бы хотел пощупать "это" руками. Действительно очень ценная штука. Съежу в Пышму полажу если дадут.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 8 декабря 2018 07:51
    +13
    Удивили. Даже никогда не слышал ни о фирме, ни об этом эвакуаторе. Вот именно из за таких статей я когда то и стал читателем ВО.
    А апрарат, думаю, и в наше время мог бы нести военную службу в рембате!)))
    1. Decimam
      Decimam 8 декабря 2018 14:54
      +16
      "Даже никогда не слышал ни о фирме"

      Фирма эта существует и сегодня. На фото легендарный автомобиль этой фирмы -Kenworth W900. Модель выпускается уже 57(!) лет именно благодаря популярности такого дизайна у потребителей.
  5. Ros 56
    Ros 56 8 декабря 2018 08:19
    +7
    Давно известно, без оруженосцев, сиречь подносчиков патронов не бывает героев и побед.
  6. Арон Заави
    Арон Заави 8 декабря 2018 08:22
    +2
    Очень интересно. Спасибо.
  7. Decimam
    Decimam 8 декабря 2018 08:31
    +18
    "Именно 570-е и получили прозвище «Вредитель». Странное прозвище для автомобиля, который должен помогать. Советские солдаты придумали бы что-то нежное. Вроде санитар для железа или помощник. У американцев все проще. «Что вижу, то и пою», кукурузный вискарь и банджо."
    Интересная версия, конечно. На самом деле американцы ничего не придумывали. Машина называлась Kenworth 10-ton 6x6 heavy wrecking truck. Слова "wrecking" в английском языке имеет несколько значений: вредительство, разрушение и ...аварийно - спасательные работы. Соответственно wrecker тоже имеет несколько значений, в том числе ""вредитель" и "машина технической помощи".
  8. san4es
    san4es 8 декабря 2018 10:03
    +8
    В 1943-45 годах обе фирмы собирали одинаковые эвакуаторы М1А1 — «Kenworth-573» и «Ward-LaFrance» серии 5... hi

  9. Владимир Теплов
    Владимир Теплов 8 декабря 2018 10:31
    +4
    Ведущие мосты по конструкции как на кразе . Может наши конструктора отсюда и позаимствовали конструкцию своих мостов что то видоизменив
    1. Антарес
      Антарес 8 декабря 2018 16:34
      +4
      Цитата: Владимир Теплов
      Может наши конструктора отсюда и позаимствовали конструкцию своих мостов что то видоизменив

      Diamond T 981 Tank Transporter по одной из версий


      может и GMC 4-71 тоже вариант..но он для начальной модели пошел(под метры)
      1. Decimam
        Decimam 8 декабря 2018 17:47
        +3

        А еще Mack Truck NR забыли.
      2. Alexey RA
        Alexey RA 4 февраля 2019 17:17
        0
        На последнем фото - это КВ на трале по грунтовке тянут? 50 тонн груза? belay
  10. faiver
    faiver 8 декабря 2018 14:31
    +4
    серьезный звереныш, мощный...
  11. нивасандер
    нивасандер 8 декабря 2018 15:34
    +5
    очень ценная машинка . Настолько ценная , что вредителей и диамантов поротно передавали под непосредственное командование командиров танковых армий. А те ПОШТУЧНО распределяли их в танковые корпуса
  12. Saxahorse
    Saxahorse 8 декабря 2018 21:19
    0
    Супер! Фото этой машины видел но описание прочитал впервые. Очень интересно.
  13. Комментарий был удален.
  14. Талгарец
    Талгарец 9 декабря 2018 08:58
    0
    Впечатляет расход топлива: 70 л/100 км
    1. Zaurbek
      Zaurbek 9 декабря 2018 11:37
      +2
      Это нормально...посмотрите расход Уралов бензиновых.
      1. goose
        goose 20 февраля 2019 09:20
        +1
        Цитата: Zaurbek
        посмотрите расход Уралов бензиновых.

        По нормам 100л/100 км
  15. novobranets
    novobranets 9 декабря 2018 13:42
    0
    Очень полезная машина. Краном можно было поменять двигатель у танка прямо в поле. Читал как наши танкисты для замены двигателя сколачивали всякие ваги, треноги и т.п. Было бы больше таких машин, сколько труда, времени и здоровья бы сэкономили. Автору мое почтение hi , очень интересная серия.
  16. Zaurbek
    Zaurbek 10 декабря 2018 10:21
    +1
    Хорошая статья... еще интересно про немецкие грузовики почитать...немцы не меньшие затейники в механике.
  17. Бармал
    Бармал 15 января 2019 18:06
    0
    А техника, которой у нас не было и не могло появиться за тот короткий срок, что нам отмерила судьба в тот период, у нас появилась. Не от Бога. От союзников. И помнить об этом надо...


    Помнить надо всё, это верно. Американцы через лендлиз воевали на той войне своей техникой, управляемой нашими бойцами, это одна из форм ведения прокси войны. Когда война закончилась, они потребовали вернуть технику. И забрав её, утилизировали.
  18. Kawado
    Kawado 4 февраля 2019 17:05
    0
    Не от Бога. От союзников. И помнить об этом надо...

    Мы-то многое помним... Самих бы себя не забыть.