Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 7)
Всё это в полной мере относилось к 37-мм зенитной автоматической пушке 3,7 cm Flak 18 (нем. 3,7 cm Flugzeugabwehrkanone 18) созданной специалистами концерна Rheinmetall Borsig AG в 1929 году на базе разработок компании Solothurn Waffenfabrik AG. 37-мм автомат предназначался для борьбы с самолетами, летящими на высоте до 4000 м. Благодаря высокой начальной скорости бронебойного снаряда, это орудие до появления танков с противоснарядным бронированием могло поражать любую бронетехнику.
Автоматика пушки работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Стрельба велась с тумбового лафета, опиравшегося с помощью крестообразного основания на грунт. В походном положении орудие транспортировалось на четырехколесной повозке. Конструкторы уделили большое внимание простоте обслуживания и ремонтопригодности зенитной пушки. В частности, в ней широко применялись безрезьбовые соединения.
37-мм зенитное орудие 3,7 cm Flak 18 после длительных войсковых испытаний официально поступило на вооружение в 1935 году. Для стрельбы из 37-мм зенитки использовался унитарный выстрел известный как 37х263В, который в сочетании со стволом длиной 2106 мм, в зависимости от типа и массы снаряда разгонял его до 800 — 860 м/с. Вес патрона — 1,51-1,57 кг. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 680 г. разгонялся до 800 м/с. Толщина брони, пробиваемой бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 800 м под углом 60°, составляла 25 мм. В боекомплект также входили выстрелы: с осколочно-трассирующей, осколочно-зажигательной и осколочно-зажигательно трассирующей гранатами, бронебойно-фугасный снаряд, а также подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд с твердосплавным сердечником.
Питание осуществлялось из 6-зарядных обойм с левой стороны приемника. Темп стрельбы — до 150 выстр/мин. Масса орудия в боевом положении 1760 кг, в походном — 3560 кг. Расчёт – 7 человек. Углы вертикального наведения: от -7 ° до + 80 °. В горизонтальной плоскости имелась возможность кругового обстрела. Приводы наведения двухскоростные. Максимальная дальность стрельбы по воздушным целям – 4200 м.
В целом 37-мм зенитка являлась вполне работоспособной и достаточно эффективной против самолётов на дальности до 2000 м, и могла успешно действовать по легкобронированным наземным целям и живой силе в приделах прямой видимости.
Боевое крещение 3,7 cm Flak 18 состоялось в Испании, где орудие себя в целом проявило хорошо. Однако много нареканий было на чрезмерную массу в транспортном положении, причиной чего являлась тяжелая и неудобная четырёхколёсная «телега». Не смотря на то, что к началу Второй мировой войны эта 37-мм зенитка была заменена в производстве более совершенными образцами, её эксплуатация продолжалась до момента окончания боевых действий.
Уже в 1936 году с использованием артиллерийской части 3,7 cm Flak 18 и нового лафета была создан зенитный автомат 3,7 сm Flak 36. Массу системы в боевом положении удалось снизить до 1550 кг, а в походном — до 2400 кг. При сохранении баллистических характеристик и скорострельности предыдущей модификации, в пределах от -8 до + 85° были увеличены углы вертикальной наводки.
Столь существенного снижения веса удалось добиться в основном за счёт перехода на новый четырехстанинный лафет с отделяемым двухколесным подрессоренным ходом. Она перевозилась со скоростью до 50 км/ч. Установка пушки на повозку и снятие с неё осуществлялось при помощи цепной лебедки. Баллистические характеристики и скорострельность орудия остались на прежнем уровне.
37-мм зенитный автомат 3,7 см Flak 37 на огневой позиции на севере Италии, 1944 год
В следующей модификации 3,7 сm Flak 37 внедрён усовершенствованный зенитный прицел Sonderhänger 52 со счётно-решающим устройством. Управление огнём зенитной батареи осуществлялось при помощи дальномера Flakvisier 40. Благодаря этому удалось существенно повысить эффективность стрельбы на дистанциях близких к предельным. От более ранних моделей, 3,7 см Flak 37 в боевом положении можно отличить по изменённому кожуху ствола, что связано с упрощением технологии производства.
Кроме штатных лафетов 3,7-см зенитные автоматы Flak 18 и Flak 36 устанавливались на железнодорожных платформах, различных грузовиках и бронетранспортёрах. В 1940 гуду началось производство зенитных самоходок на шасси 5-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.6, получивших обозначение Sd.Kfz.6/2.
Небронированная ЗСУ массой 10,4 т вооружалась пушкой Flak 36, а её расчет состоял из 5 чел. В общей сложности Вермахту было передано 339 самоходок. Однако в условиях Восточного фронта небронированные самоходные установки несли большие потери. Особенно это сказывалось при отражении маловысотных бомбово-штурмовых ударов советской авиации и в случае оказания огневой поддержки наземным подразделениям.
В 1942 году на базе 8-тонного полугусеничного тягача SdKfz 7 была создана ЗСУ, принятая на вооружение под индексом Sd.Kfz.7/2. Эта самоходная установка весила 11,05 т, и вооружалась 37-мм пушкой Flak 36. Исходя из опыта боевого применения, зенитная самоходка получила лёгкую бронезащиту двигателя и кабины водителя. До января 1945 года было построено более 900 таких самоходок, основная их часть воевала на Восточном фронте.
В отличие от буксируемых 37-мм зенитных орудий развёрнутых на подготовленных огневых позициях в составе батареи, расчёт зенитной самоходки при ведении огня по воздушным целям, в силу более стеснённых условий, как правило, не пользовался оптическим дальномером, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы. При этом поправки в прицел вносились по ходу стрельбы, исходя из траектории трассирующих снарядов относительно цели.
ЗСУ с 37-мм зенитками на шасси полугусеничных транспортёров активно применялись на Восточном фронте, действуя в основном в прифронтовой полосе. Они привлекались для сопровождения транспортных колонн и имелись в составе зенитного дивизиона обеспечивавшего противовоздушную оборону некоторых танковых и моторизованных (панцергренадерских) дивизий. В сравнении с зенитными самоходками вооруженными 20-мм и 30-мм автоматами (особенно со счетверёнными), 37-мм пушки обладали меньшей боевой скорострельностью. Но гораздо более тяжелые и мощные 37-мм снаряды давали возможность бороться с воздушными целями, летящими на дальности и высоте недоступной зениткам меньшего калибра. При близких значениях начальной скорости 37-мм снаряд весил в полтора-два раза больше, чем 30-мм (640 — 680 г. против 330 — 500 г.), что в итоге определяло существенное превосходство в дульной энергии (215 кДж против 140).
Опыт боевого применения продемонстрировал, что частично бронированная зенитная самоходка Sd.Kfz.7/2 оказалась более приспособленной к реалиям Восточного фронта чем 20-мм ЗСУ на танковом и полугусеничном шасси. 37-мм фугасный снаряд массой 640 г., содержащий 96 грамм тротила в смеси с пентритом при попадании наносил штурмовикам Ил-2 и Ил-10 критические повреждения. Лучшая досягаемость по высоте позволяла использовать 37-мм ЗСУ и против средневысотных целей в интересах ПВО различного рода наземных стационарных объектов. Кроме того, в случае прорыва советских танков 37-мм самоходки зачастую играли роль мобильного противотанкового резерва. На дальности до 500 м бронебойные снаряды могли достаточно уверенно преодолевать защиту лёгких и средних танков. В случае целенаправленного использования против бронетехники в боекомплект 37-мм зенитных орудий мог входить подкалиберный снаряд массой 405 г, с сердечником из карбида вольфрама и начальной скоростью — 1140 м/с. На дистанции 600 м, по нормали он пробивал 90 мм броню. Но ввиду хронической нехватки вольфрама, 37-мм подкалиберные снаряды использовались не часто. К тому же эпизодическое использование ЗСУ Sd.Kfz.7/2 против советских танков было сугубо вынужденной мерой.
Расчёт 37-мм самоходок частично прикрывался только 8-мм противоосколочным щитом, а тонкая броня кабины и моторного отсека защищала от пуль винтовочного калибра выпущенных с дистанции не ближе 300 м. Прямого столкновения даже с лёгкими танками немецкие ЗСУ не выдерживали, и были способны действовать успешно только из засады.
В целом автоматы 3,7 сm Flak 36 и 3,7 сm Flak 37 удовлетворяли требованиям предъявляемым к 37-мм зениткам. Однако при ведении огня по быстро перемещающимся воздушным целям было крайне желательно повысить боевую скорострельность. В 1943 году на вооружение поступила 37-мм буксируемая зенитная установка 3,7 сm Flak 43 созданная концерном Rheinmetall Borsig AG. Угол вертикального наведения ствола был доведён до 90°, а принцип работы автоматики артиллерийской части подвергся существенной переработке. Короткий ход ствола при отдаче, совмещался с газоотводным механизмом, отпирающим затвор. За счёт этого удалось совместить несколько операций и сократить время необходимое на выполнение всех действий при производстве выстрела.
Одновременно с повышением темпа стрельбы до 250 выстр/мин, за счёт внедрения эффективного пружинно-гидравлического демпфера удалось снизить отдачу и ударные нагрузки на станину орудия. Благодаря этому масса орудия в боевом положении составила 1300 кг, в транспортном – около 2000 кг. Для повышения практической скорострельности до 100 выстр/мин и длины непрерывной очереди, число выстрелов в обойме увеличили до 8 единиц. Масса обоймы с 8 выстрелами – около 15 кг.
Длина ствола, боеприпасы и баллистика Flak 43 по сравнению с Flak 36 остались без изменений. Пушка перевозилась на одноосном подрессоренном прицепе, с пневматическим и ручным тормозами, а также лебедкой для опускания и поднимания пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно. В исключительных случаях допускалась стрельба с повозки, при этом сектор горизонтального обстрела не превышал 30°. Артиллерийская часть Flak 43 была смонтирована на треугольном основании с тремя станинами, на котором она вращалась. Станины имели домкраты для выравнивания зенитной установки. Подъемный механизм секторный, с одной скоростью наводки. Поворотный механизм имел две скорости наводки. Балансировка качающейся части осуществлялась уравновешивающим механизмом со спиральной пружиной.
С учётом опыта боевых действий новая зенитка имела стальной щит с двумя откидными боковыми створками, что снижало уязвимость расчёта при отражении воздушных атак и обстреле с земли. Для повышения эффективности зенитного огня в качестве основной была принята наводка от единого прибора управления зенитным огнём. В тоже время, для использования вне зенитной батареи на 3,7 сm Flak 43 были сохранены индивидуальные прицелы. В Вермахте буксируемые зенитные автоматы 3,7 сm Flak 43 сводились в батареи по 9 орудий. В зенитной батарее Люфтваффе размещённой на стационарных позициях могло быть до 12 37-мм пушек.
Как и в случае с другими 20-37-мм скорострельными зенитками, 3,7 сm Flak 43 применялись для создания ЗСУ. Первоначально новый 37-мм зенитный автомат попытались смонтировать на шасси полугусеничного БТР SdKfz 251. Однако десантное отделение бронетранспортёра оказалось слишком тесным для размещения достаточно массивной зенитки, расчёта и боекомплекта. В связи с этим специалисты фирмы Friedrich Krupp AG пошли уже проторенным путём, создав 37-мм вариант «Мебельного вагона». По аналогии со счетверённой 20-мм ЗСУ на танковом шасси, для изготовления 37-мм зенитной самоходки использовали восстановленные танки Pz. Kpfw IV модификаций Н и J с демонтированной башней.
Зенитная самоходная установка 3,7 cm FlaK 43 auf Pz.Kpfw. IV в походном положении
Вокруг зенитного автомата в транспортном положении собиралась коробка из 20-мм броневых листов, которые могли защитить орудие и расчёт от пуль и лёгких осколков. Иногда для сохранения возможности вести огонь из походного положения, в лобовом листе делался вырез. При ведении зенитного огня броневые листы откидывались, образуя ровную платформу. Масса ЗСУ в боевом положении находилась в пределах 25 т, подвижность на уровне базового шасси. Экипаж машины состоял из шести человек. Хотя первоначально самоходка именовалось Flakpanzerkampfwagen IV (нем. дословно – Боевой зенитный танк IV), больше прижилось название Möbelwagen (нем. Мебельный вагон).
Первые 37-мм ЗСУ на шасси среднего танка были отправлены в войска в марте 1944 года. К августу 1944 года самоходками 3,7 cm FlaK 43 auf Pz.Kpfw. IV «Möbelwagen» были оснащены отдельные зенитные дивизионы (по 8 машин) трёх танковых дивизий на Западном фронте и двух танковых дивизий на Восточном фронте.
В дальнейшем ряд танковых бригад комплектовался зенитными дивизионами смешанного состава, в который входили 4 ЗСУ с 37-мм зенитными орудиями и 4 ЗСУ с 20-мм автоматами. Точное количество построенных 37-мм «Мебельных вагонов» сейчас установить невозможно. Большинство источников сходится в том, что их выпустили немногим более 205 единиц.
ЗСУ 3,7 cm FlaK 43 auf Pz.Kpfw. IV обладала рядом существенных недостатков. Для перевода установки из походного положения и обратно надо было разложить и поднять тяжелые броневые листы, что требовало времени и немалых физических усилий. На огневой позиции весь расчёт установки кроме механика-водителя находился на открытой платформе и был очень уязвим для пуль и осколков. В связи с этим было сочтено целесообразным создать зенитную самоходку с башней. Так как наводчик должен был иметь возможность самостоятельно обнаруживать воздушные цели, и при стрельбе 37-мм автомата в боевое отделение вместе со стреляными гильзами попадало большое количество пороховых газов, башню пришлось делать открытой сверху.
В июле 1944 года фирма Ostbau Werke выпустила первый прототип ЗСУ с 37-мм зениткой FlaK 43 установленной во вращающейся башне на шасси танка Pz.Kpfw IV. Толщина брони шестигранной башни составляла 25 мм. В башне размещалось 37-мм автоматическое зенитное орудие Flak43, прицельные приспособления, боевой расчёт и 80 снарядов в кассетах. Остальной боекомплект в количестве 920 выстрелов находился в подбашенных ящиках. Расчет ЗСУ состоял из 5 человек.
ЗСУ получившая обозначение 3,7 cm Flak 43 auf Sfl Pz.Kpfw IV впоследствии стала больше известна как Flakpanzer IV «Ostwind» (нем. Зенитный танк IV «Восточный ветер»). По сравнению с танками Pz. Kpfw IV выпускавшимися в это время серийно, защищённость зенитной самоходки была меньше. Создатели ЗСУ вполне резонно сочли лишним устанавливать на неё противокумулятивные экраны, поскольку она не должна была действовать в первой линии боевых порядков. В августе 1944 года был оформлен заказ на производство 100 машин. Серийное производство Flakpanzer IV «Ostwind» было налажено на заводе Deutsche Eisenwerke в г. Дуйсбург, но до краха нацисткой Германии удалось сдать не более 50 самоходных зенитных установок.
Как и в случае с другими ЗСУ на базе Pz.Kpfw IV, в качестве базы в основном использовались танки восстановленные после боевых повреждений. Также существовали планы создания 37-мм ЗСУ на шасси устаревших танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t), однако до практической реализации этих проектов дело так и не дошло. Справедливости ради, стоит сказать, что немецкий «зенитный танк» Flakpanzer IV «Ostwind являлся лучшим в своём классе и в годы войны не имел серийных аналогов в других странах.
Спаренная 37-мм зенитная установка получила обозначение Flakzwilling 43 (нем. Близнецы 43). Артиллерийские автоматы располагались один над другим, причем люльки, на которых устанавливались автоматы, были связаны друг с другом тягой, образующей параллелограммное сочленение. Каждый автомат располагался в своей люльке и образовывал качающуюся часть, вращающуюся относительно своих кольцевых цапф.
При вертикальном расположение автоматов, в случае выстрела из одного ствола не возникал динамический момент вращения в горизонтальной плоскости сбивающий наводку. Благодаря наличию индивидуальных для каждого автомата цапф к минимуму были сведены возмущения влияющие на качающуюся часть зенитной установки. Такое конструктивное решение улучшало кучность стрельбы и условия наводки орудия, а также в случае выхода из строя одного орудия имелась возможность вести огонь из второго без нарушения нормального процесса наводки. Также было возможно использовать автоматы из одинарных установок без каких-либо переделок.
Недостатки такой схемы являются продолжением достоинств: при вертикальном расположении увеличивалась высота всей зенитной установки и высоты линии огня. Кроме того, такая компоновка возможна только для автоматов с боковым питанием.
В целом создание спаренной 37-мм установки себя оправдало. Масса Flakzwilling 43 по сравнению с Flak 43 возросла примерно на 40%, а боевая скорострельность увеличилась почти в два раза.
Также велись работы по спаренной в горизонтальной плоскости 37-мм зенитной установке с использованием артиллерийской части Flak 43. Её планировалось установить на ЗСУ создаваемую на базе танка Pz.Kpfw.V «Panther».
Прототип машины получившей обозначение Flakzwilling 3,7cm auf Panzerkampfwagen Panther был построен в 1944 году и имел только макет башни. По причине перегруженности немецкой промышленности военными заказами этот проект так и остался в разработке.
До марта 1945 года заводы Wesserhutte и Durrkopp изготовили 5918 37-мм зенитных пушек Flak 43, и 1187 спарок Flakzwilling 43. 3,7-см зенитные автоматические пушки Flak 43 и Flakzwilling 43 состояли на вооружении частей ПВО, как в Люфтваффе, так и в Вермахте, и широко использовались на заключительном этапе Второй мировой. Несмотря на более высокий уровень боевых характеристик Flak 43 не смогла полностью вытеснить Flak 36/37 с производственных линий — выпуск разных типов 37-мм зенитных установок осуществлялся вплоть до конца войны.
В 1945 году значительную часть имеющихся в наличии 37-мм зенитных орудий попытались приспособить для стрельбы по наземным целям. Таким образом, немецкое командование намеривалось заткнуть бреши в противотанковой обороне, параллельно зенитные автоматы должны были обеспечивать противовоздушную оборону переднего края. В силу низкой мобильности автоматические зенитки использовались в основном на заранее оборудованных позициях в узлах обороны. Благодаря неплохой для своего калибра бронепробиваемости и высокой скорострельности они представляли определённую опасность для средних советских танков Т-34 и лёгкой бронетехники. Особенно губительным их огонь был в городах, где замаскированные зенитные установки имели возможность вести огонь с минимальной дистанции.
Окончание следует…
По материалам:
https://military.wikireading.ru/7540http://safe-rgs.ru/4218-37-cm-flak-43-nemeckaya-zenitnaya-avtomaticheskaya-pushka.html
http://drittereich.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=972
http://www.ww2technik.de/sites/dflak/3,7%20cm%20flak%2043.htm
http://www.tanks-encyclopedia.com/ww2-nazi_germany-mobelwagen/
http://ww2history.ru/2826-nemeckie-zenitnye-samokhodnye-ustanovki-vremen.html
http://wwii.space/zenitnyie-orudiya-germaniya/
- Линник Сергей
- Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 1)
Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 2)
Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 3)
Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 4)
Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 5)
Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 6)
Информация