Легенда о цуба-цубе (часть 7)

55
Зимняя буря –
Часто-часто от страха моргает
Кошка в уголке…
Иса


Вопрос, почему цуб так много, как оказалось, волнует многих наших читателей, поэтому очередной материал хотелось бы начать с ответа именно на него. А еще – почему они все такие разные… Казалось бы, один меч – одна цуба, ну и пара-тройка ее разновидностей и хватит! И по логике вещей это действительно так, но это не так на самом деле. Во-первых, и самих мечей было очень много. Заказывали, например, детские мечи и к им монтировку, включаю цубу, с «детским» сюжетом. Какой-то самурай гордился своим мастерством и тем, что чужд изнеженности и заказывал соответствующую цубу, а кому-то, например, ронину, самураю «потерявшего господина», только на самый простой по оформлению меч (если он ломал свой собственный) денег хватало. Зато кичливому самураю, обласканному даймё или сегуном, требовалось много мечей, а монтировки к ним он менял в соответствии с модой или… своим костюмом – официальным или домашним, к которому ведь тоже полагалось иметь мечи. Женщина-самурай в дороге (а японцы часто путешествовали, страна-то ведь небольшая) тоже могла иметь меч, а значит ему тоже требовалась цуба и совсем не такая «грубая» и простая, как у мужчин. Были цубы для придворных мечей и цубы повседневные. Разбогатевшим горожанам со временем в качестве привилегии стали разрешать ношение малого меча (вакидзаси) и, не умея им пользоваться, эти люди стремились – «а вот что у меня есть» – продемонстрировать свое богатство роскошью цуб! То есть был характер и было настроение, был вкус и была полная безвкусица, мастерство и ремесленничество, необходимость и излишество – и все это отразилось в цубах японских мечей, словно в своего рода зеркале. «Быть как все, но все-таки немного выделяться» – вот девиз самураев, заказчиков мечей и принадлежностей к ним. И, кстати, мастера цубако тоже соревновались друг с другом, переманивая клиентов: «у меня лучше и дешевле, а у меня дороже, но зато… это нечто уникальное!» Ну, а нам сегодня остается разве что любоваться их мастерством*.




Цуба стиля Ко-Тосё, XVI в. Материалы: железо и медь. Длина 8,1 см, ширина 7,9 см, толщина 0,3 см. Вес: 82,2 г.

В результате все это привело к появлению в Японии не только множества разных технологий изготовления цуб, но и появлению разных школ мастеров-цубако. Причем, известно более шестидесяти таких школ, получивших свои названия либо по фамилии мастера их изготовителя, либо по месту изготовления, если там работало несколько мастеров, техника которых была схожей. У каждой такой школы был свой собственный стиль и характерные особенности техники. При этом мастера разных школ могли работать в одном стиле и наоборот – мастер одной школы мог копировать стили разных школ и мастеров!


Цуба «Стрекоза». Стиль Ко-Тосё, XVI в. Материалы: железо и медь.
Диаметр: 8,4 см, толщина 0,3 см. Вес: 127,6 г.

Как возникали школы и стили? А очень просто. Например, в эпоху Камакура (1185 – 1333) сложился и стиль Камакура, основанный на заимствовании образов и техники из Китая. Для него были характерны прорезные изображения цветов, бабочек и геометрических фигур, а также орнаментов и минималистских сюжетов, полных сдержанности и лаконизма. Позднее, когда в конце XVI в. правитель Японии Тоётоми Хидэёси, обосновавшись в городе Фусими, провинции Ямасиро, начал покровительствовать мастерам-оружейникам, а его самураи в массовом порядке заказывать у них мечи и оправы к ним, здесь сложился стиль Фусими. Ну, а затем наступила эпоха Токугава, и эти мастера разошлись по стране и заложили основы для возникновения новых школ.


Цуба «Грибы». Странное изображение, не так ли? Но странное только для нас. У японцев грибы символизируют долголетие, то есть это благое пожелание владельцу меча. Стиль Ко-Тосё, XVIII в. Материалы: железо и медь. Длина 8,9 см, ширина 8,4 см., толщина 85 г.

Стиль «Синген» возник, например, после того, как Такэда Синген (1521 – 1573) полюбил цубы, сделанные из скрученной проволоки, имитировавшие веревку из рисовой соломы – «симэнава», важный символ очищения и святости в религии Синто. Естественно, что все окружающие его самураи начали ему подражать, в результате чего цубы такого оформления сразу появились во множестве, дав начало самостоятельному стилю.

Легенда о цуба-цубе (часть 7)

Цуба стиля «Синген», аверс, ок. 1700 г. Материала: железо, медь, латунь. Длина 7,9 см, ширина 7,6 см, толщина 0,5 см. Вес: 99,2 г.

Возникло и разделение мастеров на две группы по характеру своей работы: первая называлась иэбори, вторая – матибори. Иэбори работали, как правило, на одного даймё, обслуживая и его самого, и его самураев и получали оплату в коку риса, соответствующих качеству и количеству их работы. Матибори или «уличные резчики», работали за деньги, выполняя индивидуальные заказы.


Эта же цуба реверс.

Разные стили были связаны также и тем, кто именно делал ту или иную цубу – мастер-оружейник, то есть кузнец, или же мастер – изготовитель доспехов. Первые делали цубы, классифицируемые как Ко-Тосё, вторые – Ко-Кацуси. Разница между ними та, что цубы Ко-Тосё делали те же кузнецы, что и ковали сами мечи. А цубы Ко-Кацуси были работой «доспешников», то есть изготавливались в комплекте с доспехами, из-за чего оба эти стиля и их технологии существенно различались.


Цуба стиля Кё-Сукаси. XVI в. Материалы: железо и медь. Диаметр: 7,9 см, ширина 7,6 см, толщина 0,5 см. Вес: 71 г.

Долгое время считалось, что мастера-мечники сами ковали цубы к своим мечам, а так как дело это было сродни ювелирному и от кузнечного сильно отличается, внешний вид этих цуб был прост и невзыскателен. Однако вряд ли кузнец тратил свое драгоценное время еще и на то, чтобы выковывать еще и цубы. У него и так работы хватало. Скорее всего, их делали его ученики, подмастерья, которым мастер доверял эту второстепенную работу, на которой они могли учиться.

Английский исследователь Роберт Хэнс подсчитал, что в период с 1300 по 1400 год в Японии было изготовлено 150 тысяч мечей только лишь на экспорт, не считая внутреннего потребления. То есть в день в стране делалось не меньше четырех цуб! Мастеров, ковавших мечи и цубы, было не менее 10 тысяч человек, причем некоторым кузнецам приходилось ковать по три клинка в день, так что без помощников ему было просто-напросто не обойтись! Кстати, показательно, что ни одна из дошедших до нас цуб Ко-Тосё и Ко-Кацуси не подписаны. Это явно указывает на то, что делали их не сами мастера, а их помощники, не имеющие права подписывать свои изделия.

И нет ничего удивительного в том, что цубы в стиле Ко-Тосё очень просты. Как правило, это круглая пластина с прорезным изображением, например – цветами сливы, которая в Японии цветет раньше сакуры, когда на земле еще лежит снег и этим самым символизирует стойкость самурайского духа. А вот качество железа этих цуб очень высокое, что говорит о том, что ковали их из отходов металла, шедшего на изготовления клинка.


Цуба «Цветок павлонии». Стиль Ко-Кацуси, так как по краю хорошо виден тонкий ободок. XVIII в. Материалы: железо и медь. Длина 6,7 см, ширина 6,7 см, толщина 0,5 см. Вес: 116,2 г.

Главное отличие стиля Ко-Кацуси заключалось в наличии у цубы ободка округлого или квадратного сечения. В остальном цубы этих стилей похожи, хотя прорезной рисунок у цуб Ко-Кацуси занимает большую площадь. Цубы обоих стилей считаются старыми, в особенности, если они изготовлены в эпоху Камакура или начало эпохи Муромати. Дальше их просто копировали, в том числе и мастера эпохи Мейдзи, работавшие на потребу иностранцев. В любом случае все эти цубы принадлежали бедным самураям, не имевшим средств приобрести нечто лучшее.

В тот же период времени, а именно в эпоху Камакура и последовавшие за ней эпохи Намбокутё и Муромати, возник и нашел свою нишу стиль Кагамиси или Ко-Ироганэ, что переводится, как «старинный мягкий металл». Цубы этого стиля изготавливались из бронзового листа, на котором воспроизводился растительный орнамент. Считается, что такие цубы делали те же мастера, что и изготовители бронзовых зеркал. Так сказать, в дополнение к основному промыслу.

Когда в XV в. центром культуры в Японии стал город Киото, туда, естественно, перебрались и лучшие мастера-оружейники, что сразу же отразилось на качестве выпускаемой ими продукции, включая цубы. Возник еще один стиль Ко-Сукаси, моду на который ввел по одной точке зрения шестой сёгун Асикага Ёсинори (1394 – 1441), а по другой – восьмой сёгун Асикага Ёсимаса (1435 – 1490), точного доказательства первенства и того, и другого до сих пор не найдено. По крайней мере самые ранние известные цубы этого стиля датируются 1500 годом. На сегодня это самые дорогие и ценные цубы в среде коллекционеров.


Цуба «Цветок павлонии» в стиле Кё-Сукаси. XVIII в. Материалы: железо и медь. Диаметр 7,6 см, толщина 0,5 см. Вес: 85 г.

Это также прорезные цубы, но отличающиеся от всех прочих большим изяществом. Зачем-то, вернее сказать – непонятно зачем, вокруг отверстия накаго-ана на них делались глубокие насечки, причем уже после заделки мягких медных вкладышей сэкиганэ, что является, впрочем, характерным признаком этого стиля. Егоо развитием стал стиль Ю-Сукаси, где металла из плоскости цубы удалялось еще больше. Популярность этого стиля сохранялась вплоть до 1876 года и полного запрета на ношение мечей!


Цуба «Журавль» стиля Ю-Сукаси. Ок. XVII в. Материалы: железо и медь. Длина 8,6 см, ширина 6,4 см, толщина 0,5 см. Вес: 68 г.


Цуба «Цапля» еще одна цуба стиля Ю-Сукаси. (Музей восточных искусств (музей Гимэ), XVI округ Парижа, Франция)

Киото стал местом рождения и стиля Дайгоро. Так звали мастера, проживавшего там около 1800 – 1820-го года, которого звали Даймондзия Горобей. Его элегантные цубы имели внутри сложный рисунок, выполненный в стиле Кё-Сукаси, и были настолько хороши, что удостоились собственного названия.


Типичная цуба стиля «Намдан». «Джункуй против демона». Аверс. XVIII в. Длина 7,3 см, ширина 7 см, толщина 0,6 cм. Вес: 116,2 г.

Стиль Намбан дословно означает «стиль южных варваров». Дело в том, что европейцы приходили в Японию с юга, с Филиппинских островов, поэтому их так и называли. Однако это не значит, что данный стиль копировал нечто европейское или предназначался именно для европейцев. Просто в нем использовались «заморские мотивы» — китайские, корейские, индийские, европейские. Как правило цубы в стиле Намдан отличаются сложной резьбой, выполненной таким образом, что сюжет, начатый на одной стороне, продолжается на другой, противоположной.


Эта же цуба – реверс.

Стиль Намдан активно продвигался на рынок мастером Мицухиро их Хагами, создавшего цубу с уникальным сюжетом под названием «Сто обезьян». Возник этот стиль в XVII в., а затем широко распространился в Японии в XVIII – XIX вв.


Вот эта знаменитая цуба «Сто обезьян». Сосчитать их действительно очень сложно, поскольку они переплетаются на обеих ее сторонах, но говорят, что их действительно ровно сто, хотя на одной стороне немного больше, чем на другой! (Токийский национальный музей)

Прорезные цубы принадлежат также к стилю Овари (название провинции), который возник в начале эпохи Муромати (1334 – 1573) и просуществовал до реставрации Мейдзи. Особенностью является сохранение следов обработки металла и нарочитая грубость. Хорошо видны неровности поверхности цунимэ. Зато все прорезные линии наоборот имеют очень четкие, а не заваленные грани.


Цуба «Лук и стрелы» стиль «Овари». Эпоха Муромати. (Токийский национальный музей)


Цуба с абстрактным прорезным силуэтом. Стиль «Овари». Эпоха Муромати-Момояма. (Токийский национальный музей)

Стиль Оно возник в эпоху Момояма и ранний период Эдо и стал развитием стиля Овари. По краю цубы хорошо видны тэккоцу – или «железные кости», то есть текстура металла проявлялась здесь вследствие ковки железа различного качества. Скрывать такие следы японцы обычно не пытались. Ну так вот… мол, видите, как я ковал?! А вот стиль Ягу похож на стиль Одо своей техникой, но отличается обычно сюжетом, главная тема которого – это бушующие волны и корабли.


Цуба с цветами сакуры. Стиль Саотомэ. Эпоха Эдо. (Токийский национальный музей)

Наконец, стиль Саотомэ отличался от прочих тем, что цубы в этом стиле имели оплавленную, словно расплывшуюся от жара, форму. Типичным изображением как прорезного, так и гравированного орнамента на цубах Саотомэ была хризантема.


Ну, а это совершенно замечательный меч тати с позолоченными ножнами. И на рукояти, и на ножнах изображены хризантемы. Цуба покрыта знаменитым черным лаком и, скорее, на ней тоже должны быть изображения хризантем, причем из золота, в тон общего оформления меча. Длина меча 97,8 см. (Токийский национальный музей)

Соответственно у каждого стиля были еще и свои местные ответвления и подражания, так что японцам было над чем подумать, выбирая себе цубу для своего меча!

*Если в подписи под фотографией не указан музей, то это значит, что данная цуба находится Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 февраля 2019 06:23
    Спасибо, Вячеслав Олегович! Заинтересовала цуба с сюжетом "Джункуй против демона", а именно - надпись на реверсе. Насколько я понимаю, это нехарактерно для данного искусства.
    1. +3
      10 февраля 2019 07:53
      Очень интересный вопрос - надписи на цубах. Во-первых, там могла быть подпись кузнеца. Во-вторых, кузнеца и резчика. В третьих, указано место изготовления - "школа" - например: "Мастер Уэсаги из Битзена, в месяц без богов... год такой-то". Но так было не всегда. Не типично. Но могло быть и стихотворение. Вот этим-то цубы и хороши - они не предсказуемы, хотя и типичны. Этим-то они нас и привлекают.
      1. +2
        10 февраля 2019 08:05
        Судя по количеству иероглифов, вероятно, стихотворение или изречение. Имя мастера, опять же, насколько я понимаю, обычно размещалось на площадке для сеппа.
  2. +2
    10 февраля 2019 07:58
    Интересно.

    Вот пытаюсь сообразить - что слива за «подснежник» такой?

    Снег лежит, а она цветёт.
    1. +2
      10 февраля 2019 08:12
      У них такая...
      1. +2
        10 февраля 2019 08:20
        Насколько понимаю, речь идёт о сливе умэ.

        Цветёт она в феврале.

        Но лежит ли в это время снег на южных островах?
    2. +1
      10 февраля 2019 08:25
      Возможно, это японский эндемик. Так например, мы привыкли считать розу - южным растением. На самом деле, южноамериканские сорта роз выращиваются при среднесуточных колебаниях температуры от +12 до +25.
  3. +2
    10 февраля 2019 08:48
    Прочитал с большим интересом. Спасибо!
    Вячеслав Олегович, я заметил, что некоторые цубы имели отверстия не имеющие связи с рисунком. Я посчитал, что они предназначены для того, чтобы украсить темляком. Так ли это?
    1. +2
      10 февраля 2019 09:13
      Вероятно, Вам имеет смысл ознакомится с содержанием всего цикла о цубах и некоторыми комментариям (не моими, я чаще вопросы задаю). Там содержится ответ на Ваш вопрос. Можно, так же почитать предыдущий цикл автора о японском холодном оружии "Японский меч. Все глубже и глубже." hi
  4. +3
    10 февраля 2019 09:17
    Удивителны эти цубы!
    Разные, индивидуальные и выразительные, как поэзия.

    И тем более, что часть оружия.
    Ценность каждого мгновения в руке.

    Какой бескончный матерал, а интерес не ослабевает.
  5. +4
    10 февраля 2019 13:11
    Думаю, что никогда не пойму японского менталитета. Они умеют придавать значение тому, что лично для меня являлось бы вещью абсолютно второстепенной. Причем "придавать значение" они умеют не только в собственных глазах, но и в глазах представителей иных культур. Цубы тому явный пример. Также можно вспомнить нэцке. Уверен, что есть и еще немало таких незначительных предметов, изготовление и декорирование которых японцы каким-то образом сумели превратить в настоящий культ - какие-нибудь пуговицы для пристегивания хлястика на спине, набойки на каблуки или ремешки для завязывания волос в самурайскую косичку... smile
    Вот как они это умеют? Почему на Руси ли, в России ли, не изобрели культ каких-нибудь зубочисток или гребешков-расчесок, чтобы у каждого были, чтоб были украшены пафосно и выпендрежно, но со вкусом...
    Хотя нет, в России такая фигня была - пасхальные яйца. Беру свои слова назад, мы с полным правом можем считать себя такими же, в хорошем смысле слова, сумасшедшими. smile
    1. +3
      10 февраля 2019 14:50
      Да все просто, Михаил! При общей ограниченности информационного поля, частный разум ищет какой-то выход за рамки. В нижней ступени это дембельские "парадки", в верхней - " Мастер и Маргарита".
      1. +1
        10 февраля 2019 15:02
        Все верно. Эти забавки от сенсорного голода, он же - обыкновеннейшая скука. Реальных дуэлей среди самураев, убежденных потомков бухгалтеров и управителей, происходило немного. Все возможные враги за морем.Поместья и жалования обеспечивали верхушке беспечальную жизнь... от скуки хоть волком вой! Как только кончилась эпоха 38 княжеств, все превратилось в стоячее болото. Ну как тут не начать мериться цубами, кимоно, подвязками на шнурки?
        На Руси ничего такого не было, потому что некогда было скучать служилому сословию.
        1. +3
          10 февраля 2019 15:18
          Отнюдь не так. Ещё 25 лет назад местные даймё мерялись малиновостью цвета пиджака и засылали привлеченных ронинов на разборки.
          1. 0
            11 февраля 2019 08:41
            На Руси, а не в России. И это вам бандиты казались дайме, и что они пиджаками меряются. Все было совершенно иначе.
      2. +2
        10 февраля 2019 15:31
        Цитата: 3x3zsave
        частный разум ищет какой-то выход за рамки

        Ладно бы сами искали, извращались, порождали во сне чудовищ, так ведь они умудряются не только сами этим всем увлечься, но и многих других, к их культуре не относящихся увлекают.
        Например, их поэзия абсолютно непонятна европейцу, поскольку глубоко символична и подчиняется определенным правилам ритма, числа слогов, каждое слово имеет несколько значений, а словосочетания можно, и, самое главное, нужно понимать во время прочтения, самыми разнообразными образами, зачастую, с абсолютно противоположными смыслами. Даже совершенного знания языка недостаточно, нужно быть носителем их культурных традиций, а скорее всего, недостаточно и этого. Но тем не менее, их всякие хокку, там, танку и т.п. у нас печатаются и издаются в переводах на русский, хотя ежу понятно, что это даже не тень на стене пещеры, а нечто, практически никакого отношения не имеющее к первоисточнику.
        Синяя рыба
        смотрит на звезды,
        Маша серебряным плавником..

        Сколько слоев глубокого потаенного смысла скрыто в этом только что придуманном мной, типа, хокку?
        Больше, чем в том, что вынесено в эпиграф к статье?
        Как у них это получается, вот что мне непонятно. smile
        1. +2
          10 февраля 2019 16:53
          Может быть, на других так действуют их непоколебимая внутренняя уверенность в своём чувстве прекрасного? Другие головой вертят на моду соседей, с удовольствием тащут к себе заморские новинки, а эти бровью не поведут. Как тут не дрогнуть? Не засомневаться, мол, может я чего не понимаю, а они ого-го, надо приобщиться. Это так, мнение. А иногда пробирает их искусство, задумываюсь, правда, чаще холодом и режущей остротой пробирает. Но, может, это моё восприятие не дозрело.
        2. +2
          10 февраля 2019 17:02
          Это "длинноносые варвары" сиреч мы, ищут смысл. Им и так все понятно. Предлагаю понаблюдать расположение волн в Финском заливе в конце мая, в районе Соснового Бора. Вас устроит?
          1. +2
            10 февраля 2019 17:18
            Физика волновых процессов очень интересный раздел. Но в это время обычно созерцаю совсем другие волны.
            1. +3
              10 февраля 2019 17:25
              Извиняюсь, уважаемая Дочь Разбойника ! Речь шла о созерцании волн в заливе.
              1. +2
                10 февраля 2019 17:44
                Характер волн понятен. Но как их созерцание связано с цубами или искусством Японии? Мне казалось, тематика ВО несколько другая.
                1. +3
                  10 февраля 2019 18:04
                  Прекрасная Рони, исторически вся культура Японии пронизана созерцанием чего-то прекрасного и сиюминутного.
                  1. +2
                    10 февраля 2019 18:51
                    Несомненно. Умение увидеть каждое мгновение и прожить его как единственное - сильная черта.
                    Это и ощущается в таком повышенном внимании к деталям той же цубы: готовность взять или отдать жизнь, и независящая от этого красота.
                    1. +2
                      10 февраля 2019 19:00
                      Именно так! "Vita brevis, ars longa, meri (к сожалению) profunda...
                      Впрочем, последнее Вас не касается. hi
                    2. +2
                      10 февраля 2019 23:28
                      "В одном мговенье видеть вечность.
                      Огромный Мир - в зерне песка.
                      В единой горсти - бесконечность.
                      И небо - в чашечке цветка" (с).
                  2. 0
                    10 февраля 2019 19:34
                    Чему удивляться 3000 землетрясений в год! Трясет все время, хоть и не сильно!
                    1. +1
                      10 февраля 2019 19:45
                      Они всегда готовы к худшему
                      См. Саке Комацу "Гибель дракона".
        3. 0
          11 февраля 2019 08:44
          Осень.
          Ветка стучит в окно.
          Отпилю...
          Мы в студенческой юности играли в ассоциации. Довольно забавное врямяпровождение. Нет там никаких "глубин". Пустое времяпровождение от все той же скуки.
      3. +3
        10 февраля 2019 15:44
        Дочка старшая в райцентре Нижегородской области, работая механически Пруста слушает.

        При другом укладе, это вряд ли бы случилось.
    2. +1
      10 февраля 2019 15:38
      Интересная тема! Надо будет ей заняться или займитесь сами!
      1. +2
        10 февраля 2019 15:43
        Цитата: kalibr
        Интересная тема! Надо будет ей заняться или займитесь сами!

        Займитесь лучше вы, Вячеслав Олегович. smile У вас получится, я думаю, лучше и интереснее. hi
        1. +2
          10 февраля 2019 15:50
          Спасибо! Но Вы интересную тему подсказали. Кстати, и стих хороший. Только маша надо заменить - машет. Машет издали своим плавником!
          1. +1
            10 февраля 2019 16:08
            Цитата: kalibr
            Машет издали своим плавником!

            Так лучше, согласен. smile
    3. +2
      11 февраля 2019 00:14
      Хотя нет, в России такая фигня была - пасхальные яйца.
      Пасхальные яйца - традиция многих христианских стран. Пасхальные яйца приносит Пасхальный заяц.
      Обычай этот восходит к дохристианским религиям. Крашеные яйца были уже в Древнем Египте.

      Старинная пасхальная открытка. Франция.
      1. +1
        11 февраля 2019 12:34
        Цитата: Decimam
        Крашеные яйца были уже в Древнем Египте.

        Я имел в виду не сам факт украшения яиц на Пасху, а создание ювелирных украшений в виде пасхальных яиц, в первую очередь, Фаберже. smile Хотя серьезно этим вопросом не интересовался, мне кажется, это чисто русская, или, если, так, наверное, правильнее, российская императорская традиция.
        По общему количеству экземпляров до цуб не дотягивают, но... Все-таки своя специфика есть и у России...
  6. +1
    10 февраля 2019 15:31
    Какое разнообразие!
    Аж глаза разбегаются
  7. +1
    10 февраля 2019 15:32
    Приветствую все продолжения, прямо коллекция
    1. +2
      10 февраля 2019 19:31
      Будет еще два материала по цубам (они уже готовы) и дальше еще два. Потом про... словом тоже по детали мечей.
  8. +2
    10 февраля 2019 15:40
    Цитата: 3x3zsave
    В нижней ступени это дембельские "парадки", в верхней - " Мастер и Маргарита".

    Лучше Антона и не скажешь!
  9. +1
    10 февраля 2019 15:51
    Цитата: 3x3zsave

    Судя по количеству иероглифов, вероятно, стихотворение или изречение. Имя мастера, опять же, насколько я понимаю, обычно размещалось на площадке для сеппа.

    Да!
    1. +1
      10 февраля 2019 16:21
      Я надеюсь. Жду Виктора Николаевича
  10. +1
    10 февраля 2019 16:33
    Вячеслав Олегович, кидаю новую тему. "Символизм в боевом искусстве". Поле, офигеть какое непаханное!
  11. +3
    10 февраля 2019 16:59
    Стиль Намдан
    Вынужден Вас поправить, Вячеслав Олегович. Стиль назывался "намбан". Иногда встречается "нанбан".
    Это течение в японской культуре примерно с периода Азути - Момояма и до раннего Эдо, сформировавшееся под влиянием общения с "южными варварами". Очень интересный период.
    Как пример.

    Богородица с младенцем. Художественный музей Сантори, Токио.
  12. +1
    10 февраля 2019 19:26
    Цитата: 3x3zsave
    Поле, офигеть какое непаханное!

    И впрямь...
  13. +3
    10 февраля 2019 20:57
    У европейцев тоже свои тараканы в голове - Пикассо fellow , Сальвадор Дали tongue , Малевич (Чёрный квадрат)... Имею в виду живопись и прочее искусство (авангардисты wassat и тд. и тп. ... ) Понимаю многие знатоки искусств ходят в галереи и покупают картины за миллионы bully , а сами ни бе - ни ме , зато Чёрный квадрат Малевича !!! good
    1. +2
      10 февраля 2019 21:50
      Я таки жутко извиняюсь, Вы сами хоть один "Чёрный квадрат" вживую видели?
      1. +1
        10 февраля 2019 22:01
        Цитата: 3x3zsave
        Вы сами хоть один "Чёрный квадрат" вживую видели?

        Ну, вообще то и я могу такой намулевать. recourse
        1. +2
          10 февраля 2019 22:08
          Владимир, давайте не будем о том, кто чего может. Я тоже, принципиально, могу построить Александринский театр, однако Росси знают все, а Бажина, как бы это помягче, мало кто...
          1. +1
            10 февраля 2019 22:13
            Цитата: 3x3zsave
            Я тоже, принципиально, могу построить Александринский театр

            Не сможете. negative Там откат надо делать, а Вы не такой. sad Будем сидеть и бубнить как Герман:"Тройка, семерка,туз.. Тройка, семерка, туз..." wink
            1. +3
              10 февраля 2019 22:25
              Я же сказал "принципиально"! А откатить действительно, могу только стамеской в печень.
      2. +3
        10 февраля 2019 22:14
        Вот пытаюсь вспомнить - Русский музей, или Третьяковка?

        Но, если честно, в музеях после залов условного Кустодиева или Петрова-Водкин, внимание редко на чем-то останавливается.
        1. +2
          10 февраля 2019 22:22
          Оригинал в Третьяковке, авторские реплики - в Русском, Эрмитаже, и ещё где-то.
          Если честно, Русский музей терпеть не могу, ходу только на тематические выставки. Последняя на которой был: "Серов, не портретист", очень впечатлила " Русалка".
          1. +3
            10 февраля 2019 22:24
            «Последний день Помпеи» все компенсирует.

            Что бы не говорили про не оригинальность Брюллова - глаз не отвести.
            1. +2
              10 февраля 2019 22:33
              С классикой, Сергей, это не ко мне. Нет я вполне адекватно её воспринимаю, но без благоговения. А вот импрессионизм очень люблю.
              1. +2
                10 февраля 2019 22:46
                А для меня импрессионизм - это все же французы. И ван Гога туда же включаю.

                Причём репродукции совершенно не передают ощущений живого просмотра.

                А вот кубизмы-футуризмы (или как их еще делят?) - это уже другое.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»