Первое государство славян

79

Вступление


В статье «Славяне на пороге государственности» мы обозначили важные моменты начало формирования у славян предгосударственных механизмом и внешнеполитической ситуации.


Само и его воины. Рис. автора




С началом VII века началось новое миграционное движение славян, которые заняли весь Балканский полуостров (см. карту), территорию восточных Альп, начали осваивать территории современной Восточной Германии и прибрежную территорию Балтийского моря.


Славянские племена Балканского полуострова и Пелопоннеса. Источник: Седов В.В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005. С. 412


В этот же период сформировалось самое известное и знаковое раннее государственное объединение славян – королевство Само.

Первое. Следует понимать, что с научной точки зрения образование государства длительный процесс, в ХХ веке историки выяснили ряд важнейших этапов догосударственных и раннегосударственных образований, параллелей с формациями. Правда, работа в этом направлении продолжается. Речь идет прежде всего о европейских народах.

Рассмотрение государства только как института насилия осталось в прошлом, прежде всего это механизмы, необходимые для управления и безопасности, необходимые самому обществу. Именно они способствовали формированию ранних государственных образований (термин, который мы не раз повторим, говоря о начале государственности у славян).

Второе. В цикле статей, размещенных на «ВО», мы поэтапно рассмотрели развитие славян, описанного в современной научной историографии.

Повторимся ещё раз: условное отставание славян от их индоевропейских собратьев, например, восточных германцев, было связанно с более поздним формированием славян как этноса, могущественные враги также тормозили это развитие (готы, гунны, авары), но, пройдя через ряд исторических перипетий, славянство подошло к формированию ранних государств.

Ещё раз о предпосылках


Поражение, которое потерпела «кочевая империя» авар под Константинополем, стало катализатором для начала развала этого степного государства. Что нашло отражение и в археологии: могильники этого периода резко беднее предыдущего, и это происходит до 70-х годов VII в. (Дайм Ф., Сомогии П.).

Выступления славян и булгар против гегемонии авар в Подунавье начались в 20-е годы VII в., еще до похода кагана против Константинополя. Да и сами авары были далеки от этнического единства, так как формирование этой общности происходило в процессе движения авар или «псевдоавар» из Центральной Азии в степи Восточной Европы, и к ним присоединилось большое количество других племен, недаром археологи указывают, что погребальный обряд авар в Венгрии отличается в деталях от поселения к поселению. Косвенно об этом свидетельствуют события 602 г., когда часть авар перешли к византийскому императору.

Часто в научной литературе встречается мнение о начавшемся симбиозе авар со славянами, о том, что византийские авторы часто путали одних и других, именуя славян, находящихся в подчинении, аварами. Как бы подкрепляет эти доводы рассказ Фредегара о том, что восстание против авар подняли дети славянок, родившихся от авар. Данная история больше напоминает «летучий сюжет», чем отражение реальных событий: именно само «иго», носившее крайне тяжелый характер, было причиной славянского движения против авар.

Собственно, это потребительское отношение к человеческим ресурсам проистекало из самой системы авар, и было достаточно характерно для этого периода. У нас есть возможность реконструировать эту систему, исходя из данных о державе тюрок.

Тюрки, которые первый государственный «опыт» получили в рамках государства жужаней или авар, будучи их «рабами», имели следующую государственную структуру.

Обязанность кагана — денно и нощно заботиться о своем народе, расширять его границы и богатства. Мир представляется разделенным на своё «государство» и на врагов, которые могут или стать «рабами», разной степени и уровня, или погибнуть. Так, и анты, и Византия платили аварам «дань».

На территории Паннонии находились зависимые от авар, но привилегированные в VII в. территории в районе озера Балатон, известные как кестхейская (кестельская) культура с ремесленным ромейским населением (А.К. Амброз).

Но это не меняло основной парадигмы: все подчиненные племена булгар, гепидов и славян, местное романизированное население и переселенные жители Византии рассматривались как «рабы» авар.

При этом подавляющее большинство «подданных» (υπήκóους) составляли именно славяне, на что указывают археологические данные (Седов В.В.).

Не нужно путать полное рабство и институт подчинения, имеющий аналогичное название. Когда тюркскому Ышбара-кагану в конце VI века предложили стать вассалом суйского императора Кин-цзэ, ему разъяснили это понятие, которое он не мог воспринять: «вассал в царстве Суй значит то же, что у нас слово раб» (Бичурин Н.Я.).

Насилие как элемент управления было ключевым в структуре аварского кагана, проистекавшей из представления об устройстве «государства» и мира, и естественно, что при малейшем ослаблении их примитивной военно-родовой структуры подчиненные народы сразу же восставали или отпадали. Что и произошло в 20-х-30-х годах VII в.

Альпийские славяне


Миграция славян словенской группы в Восточные Альпы началась с 50-х годов VI века, во-первых, из-за переселения лангобардов из Панонии в Италию, во-вторых, под воздействием и давлением авар. Здесь, на перепутье стратегических дорог складывается Карантанское княжество, ныне территория Словении, некоторые территории альпийской части Австрии и Италии. Тут словенский союз по-разному вынужден был взаимодействовать с могущественными в военном отношении соседями: аварами, лангобардами и франками. Уже в 599 г. за славян, живущих в верховье реки Дравы, в Восточных Альпах, вступаются авары, в борьбе с раннегосударственным образованием бавар. А в 605 г. войско из славян через эти пределы было послано каганом в Италию к лангобардам. Они были очевидно не из этих районов, так как эти земли на некоторое время попали в зависимость от фриульского герцога, то есть, лангобардов.

В 611 или 612 г. альпийские славяне уже смогли самостоятельно напасть на бавар из Тироля. Бавары были мощным племенным объединением, успешно сражавшимся с доминирующими в Западной Европе франками.


Вооружение и поясной набор. Бавары. VII в. ГЭ. Фото автора


Ряд походов, о которых мы знаем, свидетельствует о росте военной мощи альпийских славян, которые совершают походы против сильных соседей.

Объединительный процесс шел в этой части славянского мира, но переход к государственности, как и везде, сдерживали архаичные родоплеменные отношения: переход к территориальной общине еще не произошел.

В 30-х годах VII в. это раннее государственное образование было включено или присоединилось к первому славянскому государству Само, а после распада этого объединение пытается действовать самостоятельно среди более мощных политических и военных государственных объединений.

Западные славяне


Когда мы говорим о западном направлении миграции, прежде всего речь идет о колонизационном потоке славинов или склавинов, образовавших общность альпийских и западных славян, с последующим приходом сюда антских племенных групп.

Первое государство славян

Карта продвижения славян в Восточной Германии. По Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985. P. 28.


В VI веке славяне (пражско-корчакская археологическая культура) продвинулись в среднее течение Эльбы (Лабы), а в VII в. на правый приток Эльбы — Хавель (по-сербски — Гавола) и приток последней — Шпрее (на этих реках стоит Берлин). Славянские племена торновской культуры или лужичане и рюсенской культуры — сорбы (сербы) занимают, соответственно, Лужицу, а сорбы территорию между Заале (оба берега) и Эльбой. Так, в этом районе сформировались две славянские этногруппы. Сорбы или сербы, очевидно, часть антских племен, вступают в боевых столкновения с осевшими здесь словенами, так, укрепление Торнов (городище в бассейне реки Шпрее) было построено на месте сгоревшего поселения.


Укрепление Торнов. Реконструкция: К. Кало. VIII-IX вв. Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985. P. 175


Воинственные сорбы стали «вассалами» королевства франков и приняли участие в его борьбе с непокоренными германскими племенами, вероятно, зависимость эта была номинальная. А при формировании суперсоюза соплеменников князь (dux) Дерван «предался со своими людьми королевству Само». Таким образом, вновь образовавшиеся славянские протогосударства могли сразу же помериться силами с германскими племенными союзами. Чуть позднее саксы, потребившие от франков дары за борьбу со славянами, в ней не приняли участие или не решились участвовать в ней.

Этот князь как раз и есть один из вождей переселенческого движения. Интересна возможная этимология его имени: Дерван, — *dervьnь, ‘старый, старший.

Образование первого славянское государство


В 20-е годы на западе аварского каганата началось движение славян, вылившееся в восстание против кагана почти одновременно с событиями во время осады Константинополя, когда славянское войско покинуло поле боя первыми, вызвав и уход кагана.

Это движение, возникшее на западных окраинах авар, вначале не беспокоило их, так как они предпринимают в это время мощное военное предприятие против Константинополя, но поражение у византийской столицы и военный напор со стороны славян изменили ситуацию.

Итак, славяне выступили в поход против аварских владык, в это же время, как пишет Фредегар, единственный источник по этим событиям, к ним пребывают купцы от франков, то есть с территории бывшей Западной Римской империи, которая в течение предыдущего века была завоевана франками, при участии тюриногов, бургундов и пр. Купцы продавали славянам оружия и конское снаряжение, а с учетом начала войны эти вещи пользовались наверняка большим спросом:
«В разных странах было найдено несколько сот меровинговских мечей франкского и аламаннского производства V-VII вв. Их изготовляли довольно изощренным методом».

(Кардини Ф.)

Этих купцов возглавлял некий Само. Считается, что он не был собственно франком (которые не занимались торговлей), а подданным «варварского королевства» Меровингов, галлом (кельтом) или галлоримлянином, есть даже упоминание в анонимном зальцбургском трактате IX в. «Обращение баваров и карантанцев», что он, собственно, был славянином. Это дает повод исследователям выдвигать, конечно же, оспариваемую, версию о том, что Само – не имя собственное, а титул, похожий на термин «самодержавный».

И этот Само присоединился к славянскому походу, купеческое дело в раннее средневековье — ремесло рискованное, о том, как славяне ограбили франкских купцов, сообщает позднее Фредегар, поэтому ничего удивительного нет в том, что купцы были одновременно и воинами. «Однако и те купцы раннего периода, — писал А.Я. Гуревич, — которые не занимались разбоем не были лишены воинственности».

Само, который присоединился к предприятию, сулившему многие выгоды, проявил себя на войне и был выбран вождем или «королём».

Славяне, подданные авар, имели свою родовую организацию и войско, но, представляется, что постоянных военных вождей у них не было, а предводители появлялись во время походов и набегов. Само, который отправился с ними в поход против авар действовал в сражении весьма активно. В результате славяне, совершенно в традициях племенного народоправия и учитывая его «полезность» (utilitas), избрали Само князем или королем (rex), которых возглавлял их 35 лет (Ловмянский Х.).

До сих пор нет точных данных, где располагалась территория этих славян, понятно, что они выходили к границам франков, тюрингов, альпийских славян и сорбов (сербов). Но сложно согласиться и с тем, что это были исключительно западные или часть южных славян, которые были не так сильно подчинены аварами, как те, кто проживал вместе с ними. Как писал Павел Диакон, когда бавары напали на альпийских славян, живущих в верховье реки Дравы, авары пришли им на помощь, преодолев огромное расстояние, так что расстояния не были непреодолимым препятствием.

Исходя, во-первых, из понимания структуры кочевого «протогосударства», а, во-вторых, информации о том, что отложение от каганата было вызвано непосредственным «примучиванием», то есть пребыванием авар на территории славянских поселений в зимние время года, речь может идти только о тех славянах, которые были не просто «данниками», а покоренным племенем «рабов».


Примучивание жен обрами. Радзивиловская летопись. Миниатюра


Освобождение славян было достигнуто в результате неоднократных сражений их под руководством Само и завершилось к 630 г. Фредегар пишет о походах, можно предположить, что походы эти должны были совершаться именно в область аварских кочевий.

Важно, что война со стороны славян велась всем племенным войском, судя по дальнейшим развитиям событий после смерти Само, дружинная организация отсутствовала. Но, учитывая разные типы снаряжения и вооружения славян и авар, борьба эта была не простая.

Таким образом сложилось первое государственное или протогосударственное объединение славян приблизительно на большой территории Моравии, части Чехии и Словакии, Австрии, а также землях лужицких сербов и альпийских славян. Конечно, учитывая исторические реалии, это, скорее всего, был союз племенных союзов, а не государство, «конфедерация», к которой присоединялись и отпадали разные племена (Петрухин В.Я.).

Итак, можно сказать, что после первой попытки создания славянами-антами суперсоюза Божа в условиях внешне неблагоприятной среды возникло первое славянское «государство».

Этому государству, или протогосударственному образованию, пришлось сразу же начать боевые действия против соседей, впрочем, война на этом этапе была важнейшей составляющей его формирования.

Так случилось, что славяне убили на своей территории группу купцов. Инцидент с убийством франкских купцов вызвал боевые действия нового образования с государством франков. Самонадеянный посол франков Сихарий лично оскорбил Само, в ответ на его умеренные слова сказал:
«Невозможно, чтобы христиане и рабы Божьи могли установить дружбу с псами».


Само же возразил:
«Если вы Богу рабы, а мы Богу псы, то, пока вы беспрестанно действуете против Него, позволено нам терзать вас укусами».


И Сихарий был изгнан. Тем не менее, можно предположить, что Само не стремился к столкновениям, даже в условиях того, что франки после победы над аварами как союзники были не нужны славянам, как утверждают некоторые исследователи.

Скорее те свойства, за которые Само был выбран, подразумевали разумность во взаимоотношении с соседями, но король франков решил по-другому.

Дагоберт I (603-639 гг.) двинул против славян войско со всей своей страны, он также нанял за плату лангобардов, в походе также приняли участие зависимые от франков алеманны.

Если лангобарды и алеманны, скорее всего, совершили набег на земли славян, первые, по всей видимости, на соседних альпийских славян, и ушли восвояси с большим полоном, то франки вторглись на территорию государства Само. Здесь он осадил венидов (славян) в крепости Вогастисбурк. Неизвестно, где располагалась эта крепость: одни исследователи считают, что на месте современной Братиславы, другие, возражая им, отмечают, что Братислава расположена далеко от предполагаемого театра военных действий, есть еще три гипотезы по его местоположению: в Северо-Западной Чехии и Франконии, но ни одна из них не подтверждена археологически, на горе Рубин у Подборжан в Северно-Западной Чехии раскопано мощное укрепление, которое можно связать с Вогастисбурком, наконец, этот castrum мог быть в земле Сорбов, где мы имеем много укрепленных городищ этого периода, в том числе Форберг или Торнов с валом высотой 10-14 метров и рвом длиной 5-8 м.


Гора и замок Дивин. Братислава


Славяне, засевшие в «замке», оказали активное сопротивление, и «многие из войска Дагоберта были там же уничтожены мечом», что вынудило войско короля бежать, бросив «все палатки и вещи».

В ответ славяне стали совершать успешные набеги на Тюрингию, участвовали в этом и сорбы Дервана как ближайшие соседи германцев, присоединившиеся к союзу Само. Граница франкского государства была открытой до 633-634 г., когда после попыток привлечь для борьбы со славянами саксов Дагоберт организовал защиту границ силами центральной власти, решая не только вопрос борьбы с вторжениями, но и обеспечивая подчинение тюрингов.

Пограничные столкновения становятся постоянными, предположительно именно в этот период у западных славян началась постройка градов с мощными укреплениями.

Активные действия славян Само были возможны ещё и потому, что, скорее всего после побед данников-славян в борьбу против авар или за гегемонию в Паннонии вступили другие аварские «рабы» — булгары или протобулгары, потомки утигуров и кутригуров или только кутригуров, племен, покоренных пришельцами с Алтая (Артамонов М.И., Вернадский Г.В.).

Эти события происходят в 631-633 гг., авары отстояли свое право быть главными в Подунавье, булгары бежали: одни в Причерноморские степи к родственным племенам, другие в количестве десяти тысяч человек, с женами и детьми, через владения славян, к баварам, где все они были убиты в одну из ночей. Спасся лишь Алциока с семьюстами воинами, и их жены и дети, они ушли к альпийским славянам и там жили у их князя Валукка (этимология: *vladyka или velьkъ, ‘великий, старый), позднее переселившись в Италию, о чём писал Павел Дьякон.

Однако в 658 г. Само умер, раннее государство славян, возглавляемое им, распалось. Он имел 12 жен-славянок, 22 сына и 15 дочек.

Почему жизнь этого первого славянского объединения была столь скоротечна?


Повсеместным условием, как отмечают антропологи, в случае прекращения внешней угрозы была необходимость взять на себя функции управления со стороны военной верхушки. Эти функции руководства оправдывают существования военной власти в глазах общества, в условиях мира. Но если этого не происходит, то в случае уменьшения внешней угрозы и еще тогда, когда происходит смерть авторитарного военного вождя, распад такого союза неизбежен, что и произошло с государством Само («авторитарный» здесь не носит отрицательного содержания).

Собственно племена управлялись главами родов – старейшинами, князь был необходим для объединения военных усилий, о наличии собственных дружин мы никаких данных не имеем, конечно, какой-то воинский отряд был и у Само, но это не германская дружина этого периода, поэтому смерть князя повлекла за собой конец объединения.

Во второй половине VII в. произошло ослабление словенского княжества (Карантания), распад сербского и хорватского союза на отдельные архонтии (Наумов Е.П.).

Именно эта слабость ранних предгосударственных институтов у славян в середине VII в. дала возможность восстановиться государству авар и вернуть власть над многими славянскими объединениями, хотя, конечно же, не на столько жестких условиях как прежде. «Причину того, что аварская власть пережила кризис, — пишет археолог Ф.Дайм, — вполне справедливо находят в слабости соседей».

Но начало славянским государствам было положено.

Продолжение следует…

Источники и литература:

Так называемая Хроника Фредегара. Перевод В. К. Ронин //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1995.
Хроника Фредегара. Перевод, комментарии и вступ. Статья Г.А.Шмидта СПб., 2015.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Часть первая. Центральная Азия и Южная Сибирь. М., 1950.
Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь -Москва. 1996.
Гуревич А.Я. Средневековый купец// Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
Дайм Ф. История и археология авар. // МАИЭТ. Симферополь. 2002.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003.
Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1995.
Наумов Е.П. Сербская, хорватская, словенская и далматинская зоны в VII – ХI вв./История Европы. Средневековая Европа. М., 1992.
Петрухин В.Я. Комментарии //Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1995.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.
Die Slawen in Deutschland. Herausgegeben von J. Herrmann, Berlin.1985.
Kunstmann H. Samo, Dervanus und der Slovenenfürst Wallucus // Die Welt der Slaven. 1980. V. 25.
Kunstmann H. Was besagt der Name Samo, und wo liegt Wogastisburg? // Die Welt der Slaven. 1979. V. 24.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 октября 2019 05:57
    Спасибо автору! Интересная научно обоснованная статья, а не "фэнтези", как у некоторых товарищей...
    1. +5
      29 октября 2019 06:08
      Представьте спустя какое-то время появятся новые данные, и окажется, что автор написал фэнтези.
      Просто вам нравится данная теория истории.
      1. +1
        29 октября 2019 06:44
        Умилило название "смоляне" в Греции.....Честно говоря когда начал читать ,то подумал что Самсонов накропал опять..А чего не напишите о Гнездовских курганах в верховьях Днепра...По мне-так все оттуда..Ну,или одна из частей-реальных,а не альтернативных.
        1. +4
          29 октября 2019 07:14
          ну вот,такие статьи интересно почитать, особенно импонируют ссылки на источники.
          спасибо
        2. +4
          29 октября 2019 08:20
          Цитата: 210окв
          Умилило название "смоляне" в Греции....

          А как меня умилило отсутствие греков на карте Балкан. И где же они жили-поживали?..
          1. 0
            29 октября 2019 08:44
            Может мы уже давно греки..? what
            1. +6
              29 октября 2019 09:12
              Цитата: 210окв
              Может мы уже давно греки..? what

              А это смотря как прочитать латинское название Эллады - Greco. Можно как грек, а можно как жрец. Если язык не греческий, а жреческий, то отпадают все возможные вопросы, вроде таких - где жили-были греки до 19 века, почему греки нынешней Греции свой язык называют эллиникой, себя эллинами, а страну Элладой и многие другие.
            2. +2
              29 октября 2019 16:27
              Цитата: 210окв
              Может мы уже давно греки..? what

              А у нас уже "всё есть"? laughing
          2. +6
            29 октября 2019 09:26
            Добрый день,
            это карта не о всех, кто жил-проживал, а о расселение славянских племен.
            1. +5
              29 октября 2019 09:33
              Цитата: Эдуард Ващенко
              Добрый день,
              это карта не о всех, кто жил-проживал, а о расселение славянских племен.

              И Вам добрый час! hi

              Стало быть, так и запишем: эллины самый миролюбивый народ - по их землям ватагами целые племена туда-сюда шастают, а они знай только караваи на рушниках выносят.
            2. +8
              29 октября 2019 09:37
              Кстати говоря, в этногенезе современных греков - приняли участие славяне, которые полностью заняли места обитания греков на Балканах в VII - IX вв., о чем будет еще статья.
            3. +2
              29 октября 2019 11:49
              Добрый день, Эдуард.
              После того феерического бреда и последовавшего за ним угара , что произошли здесь в пятницу, ваша статья как глоток свежего воздуха. Одно возвращение грозного призрака прошлого venaya, обещавшего навести здесь порядок чего стоит, я чуть не умер от страха, когда прочитал это всё в воскресенье.. laughing wassat
              Однако, у меня вопрос по существу статьи.
              Какие именно признаки позволяют определить государство Само именно как государство и на основании каких данных эти признаки выведены?
              1. +3
                29 октября 2019 15:08
                Михаил приветствую!!!
                Речь конечно идет не о реальном государстве, так как без классообразования государства нет, а о ранних потестарных формах, предгосударственных и т.п.
                Традиционно пишут - это первое славянское государство, суть его "вождество".
                Впрочем, вокруг были такие же "варварские" государства доклассовые или периода начала классообразование (королевство франков).
                Но как я отмечал, этот механизм, на этом этапе: механизм - туда и обратно, после исчезновения сильно вождя, и отсутсвие в потребности в таком механизм, качнулся назад:
                Повсеместным условием, как отмечают антропологи, в случае прекращения внешней угрозы была необходимость взять на себя функции управления со стороны военной верхушки. Эти функции руководства оправдывают существования военной власти в глазах общества, в условиях мира. Но если этого не происходит, то в случае уменьшения внешней угрозы и еще тогда, когда происходит смерть авторитарного военного вождя, распад такого союза неизбежен, что и произошло с государством Само («авторитарный» здесь не носит отрицательного содержания).

                Новейшая работа в это направлении: Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.
                А так, А.И. Неусыхин, А.Я. Гуревич, И.Я. Фроянов, Л.Е. Куббель и другие.
                Надеюсь ответил?
                hi
                1. 0
                  30 октября 2019 00:09
                  Цитата: Эдуард Ващенко
                  Надеюсь ответил?

                  Спасибо. В общем, я услышал приблизительно то, что ожидал, что приятно. Значит мои представления об этой эпохе и её основных процессах, в целом, адекватны. smile
                  Ещё раз спасибо за статью. hi
                  1. 0
                    30 октября 2019 09:33
                    Взаимно, всегда приятно hi
              2. 0
                29 октября 2019 19:15
                Михаил! hi А я уж собирался Вам смску отправлять: у нас счастье привалило, Веня вернулся! laughing
                1. 0
                  30 октября 2019 00:17
                  Цитата: 3x3zsave
                  Веня вернулся!

                  А вы его так встретили... Может ведь и снова сгинуть на долгие годы.
                  Кстати, тут у некоторых коллег, сравнительно недавно присоединившихся к обсуждениям в этом разделе, могло возникнуть некоторое недоумение - что это за Веня, которого мы тут иногда всуе поминали... Так вот это был он, тот самый. Желающие могут оценить харизму персонажа.
              3. 0
                30 октября 2019 01:20
                Цитата: Хозяин Трилобита
                После того феерического бреда и последовавшего за ним угара , что произошли здесь в пятницу, ваша статья как глоток свежего воздуха.

                Воистину правильные слова ! Огромнейшее спасибо Эдуарду за такую великолепную статью !
            4. +2
              29 октября 2019 14:13
              Эдуард, спасибо за статью, но всё-таки интересно узнать, откуда взялись смоляне в Греции. Просветите пожалуйста, если не трудно.
              1. +4
                29 октября 2019 15:00
                Алексей,
                смоляне - это одно из славянских племен, возможно из антского союза, которое дошло до Греции. Как предполагает В.В. Седов - Смоленск на территории кривичей, мог тоже основан "смоляными", племенем, которое возможно входило в союз племен кривичей.
                Здесь, кстати, поднят вопрос про Гнездово, теорий о нем много. Одна из них - так как археологически Смоленск в Х в. не просматривается, Гнездово и было вначале Смоленском, а потом произошел "перенос" или синойкия, институт известный в истории: перенос города - племенного центра - и образование надплеменного центра-города.
                А про наименование славянским племен, мы имеем одни и тебе названия в разных частях Европы: словенцы и Словене ильменские, поляне (поляки) и киевские, сербы: в Иллирии, Фракии и центральной Европе, хорваты, дреговичи и т.д. hi
                1. +1
                  29 октября 2019 17:54
                  Для справки-Гнездово(Козьи горы)расположено километрах в шести по прямой от исторического центра.Сейчас это один из микрорайонов города.
        3. +3
          29 октября 2019 10:45
          Цитата: 210окв
          А чего не напишите о Гнездовских курганах в верховьях Днепра.

          Первые курганы там, вроде как, Х век... И они скандинавские. request
          1. 0
            29 октября 2019 17:59
            Вообще то датируются 7-8 веком.Про скандинавские-возможно.Там,на моей малой родине пролегал путь"из варяг в греки".Между нынешним Велижем на Западной Двине и Смоленском на Днепре пролегал сухопутный участок.Хотя это частично сухопутный-там полно рек и озер.
        4. 0
          29 октября 2019 12:54
          Умилило название "смоляне" в Греции....

          Вот и я тоже сразу обратил внимание на смолян эгейского побережья и бросился вниз статьи, будучи уверенным, что увижу подпись Самсонова. Увидев подпись уважаемого Эдуарда Ващенко, возвращаюсь к началу.
        5. +2
          29 октября 2019 15:08
          А что вас собственно умилило? При расселении славянские племена дробились на части, в конечном итоге, вчерашние сородичи оказывались на расстоянии сотен вёрст друг от друга. Так одни ободриты дошли до Балтики, а другие ушли на Балканы, так же как и сербы, поляне жили в Польше и на Днепре, хорваты - на Руси, в Чехии и на Балканах и т.д. Что касается смолян, то есть версия, что название Смоленск как раз и произошло от имени этого племени. Кстати, недалеко от смолян жили северы, и на Руси проживали северяне.
      2. +3
        29 октября 2019 10:36
        Представьте спустя какое-то время появятся новые данные, и окажется, что автор написал фэнтези.
        Просто вам нравится данная теория истории.

        Автор написал статью, основанную на имеющемся фактическом материале.
        Нравится это кому-то или нет, не имеет значения. История, как наука, тоже развивается.
        1. +2
          29 октября 2019 16:34
          Цитата: Андрей Сухарев
          Представьте спустя какое-то время появятся новые данные, и окажется, что автор написал фэнтези.
          Просто вам нравится данная теория истории.

          Автор написал статью, основанную на имеющемся фактическом материале.
          Нравится это кому-то или нет, не имеет значения. История, как наука, тоже развивается.

          Здесь не фактический материал, а вольная трактовка его. Фактический материал утверждает, что славяне пришли с юго-западного побережья Балтики, а у автора - откуда попало. Учитывая, что в плане археологии ничего нового в этом плане нет уже лет 50, смешно читать такое.
    2. +6
      29 октября 2019 07:26
      Безотносительно к содержанию статьи следует подчеркнуть, что она прекрасно оформлена, и именно так и надо писать статьи на исторические темы. То есть пишешь про анахуаков с Нибиру - указываешь, откуда это взято.
    3. +4
      29 октября 2019 09:55
      Этих купцов возглавлял некий Само. Считается, что он не был собственно франком (которые не занимались торговлей), а подданным «варварского королевства» Меровингов, галлом (кельтом) или галлоримлянином, есть даже упоминание в анонимном зальцбургском трактате IX в. «Обращение баваров и карантанцев», что он, собственно, был славянином.
      В подданстве франков были и славяне. Так что теория о славянстве Само не лишена смысла.
      1. +4
        29 октября 2019 15:14
        Совершенно верно, если учесть, что и имя у него вполне славянское, из истории известны имена такого типа: Самбор, Самовит, Самослав, Саморад и т.д.
    4. +3
      29 октября 2019 10:23
      Ух, хорошая статья как глоток свежего воздуха, а то от фоменкофилов уже подташнивать стало
  2. +1
    29 октября 2019 06:18
    Сейчас нацики понабегут...
  3. 0
    29 октября 2019 06:25
    Опять 7-9век ..опять то ли славяне то ли словяне взявшиеся из неоткуда... видно с марса или юпитера...а раньше где они были?а вот не было их тут черная дыра была!так называемые славяне это всего лишь часть племенного союза под названием Гуны...и действительно не надо тут нам писать фэнтези про славян с альфа-центавры..
    1. 0
      29 октября 2019 08:01
      Цитата: vomag
      не надо тут нам писать фэнтези про славян с альфа-центавры

      Известный шоумен Соловьёв выдвинул альтернативную точку зрения по вопросу откуда славяне пошли: евреи пришли на территорию современной России во втором веки и путём "асименения" аборигенов, к шестому веку создали новое племя, обозвав его славянами. Не верите? Посмотрите очень короткое видео. laughing

      1. +2
        29 октября 2019 08:58
        В том что такая историческая чернота до образования славянских племён, собственно и виноваты те же самые, иудеи , они себя древнем народом считают, но при этом не имея своего ни чего , древние "цегане" ходили и жили там где им позволяли
        1. +3
          29 октября 2019 09:06
          Цитата: Власик

          В том что такая историческая чернота до образования славянских племён, собственно и виноваты те же самые, иудеи

          Это каким же образом?
        2. +2
          29 октября 2019 17:25
          "виноваты те же самые, иудеи , они себя древнем народом считают"////
          ----
          Иудеи виноваты даже в плохой погоде: это аксиома и с ней не спорят. laughing
          Но древность односительна: по сравнению с египтянами или шумерами, иудеи - группа детского сада.
          И суперцивилизацией древности, как египтяне или шумеры, иудеи никогда не были. Как бы мне не хотелось. crying
          1. +2
            30 октября 2019 01:24
            Цитата: voyaka uh
            Но древность односительна: по сравнению с египтянами или шумерами, иудеи - группа детского сада.

            Ну нет, скорее просто на класс младше. С шумерами пока точной ясности нет, а так - чего вы стесняетесь, - их северные соседи из Верхнего и Центр.Ирака - аккадяне, так вот, аккадские генетические остатки вполне себе прослеживаются у нескольких этнических групп Бл.Востока, включая и часть населения современного Израиля.
            1. +3
              30 октября 2019 02:04
              Ну, да, праотец Авраам со своим племенем пришел в Ханнан из иракского города Ур.
              Но это родство с аккадянами, а не преемственность цивилизации.
              Когда древние иудеи перебрались в египетские земли, спасаясь от многолетней
              засухи, которая охватила Иудею, и попали в "вассальную" зависимость от Египетского
              царства, они были еще пастушеским народом, а не цивилизацией.
              Вот по возвращению из Египта иудеи, набравшись египетского опыта, сумели
              создать развитое государство царей - последовательно - Саула-Давида-Соломона.
    2. +2
      29 октября 2019 08:43
      -Да , согласна с вами...
      -Опять одно и то же...
      -Когда же берутся описывать историю Месопотамии , Ассирии , Египта .., излагать законы Хаммурапи и тд... -так там всё ясно , подробно и последовательно ...-и артефактов целая куча... -А ведь это сплошная древность...
      -А как про славян ... -так всё сжато , схематично и не очень конкретно... -А ведь 7-9 века н.э. -это почти современная история... -Как-то даже обидно...
      -Но , надо отдать должное...-этот автор хоть что-то изложил..., а то обычно про славян пара строчек и две-три коротенькие сноски...
      1. +11
        29 октября 2019 09:42
        Ирина,
        это не совсем так,
        просто по истории Месопотамии у нас также мало информации, как по ранней истории Славян, а история Египта совсем покрыта мраком, но эти "истории" мало кого волнуют, а история славян, что естественно, вызывает живой интерес. А от их цивилизаций отступались гигантские памятники, но например, по истории Египта - основные источники на древнегреческом, проще говоря, что написали греки, в целом, далекие от Египта.
        Все изложенное здесь - вообщем то все что у нас есть про данный период, конечно, без археологического материала, но он ничего не меняет.
        hi
        1. 0
          12 ноября 2019 13:42
          ...согласно академику Клесову - гаплогруппа восточных славян R1A , ау евреев Y, вот и прикидывайте хрен к носу чей этнос старше. У скифов то-же R1A ... Евреи они и есть евреи...
      2. +3
        29 октября 2019 17:18
        "историю Месопотамии , Ассирии , Египта .., излагать законы Хаммурапи и тд... -так там всё ясно , подробно"///
        ----
        Там было несколько "суперцивилизаций" древности.
        в долинах рек Нила, Ефрата, Ганга, Инда.
        С массивным монументальным строительством. И массой каменных артефактов. Включая письменность.
        Эти районы не были покрыты ледником в последний Ледниковый период и по этой причине развились на несколько тысяч лет раньше.
        Области севернее позже стали пригодны для жилья и познее развились. Это зависело от природы, а не от способностей групп людей.
  4. +4
    29 октября 2019 07:23
    Цитата: Гардамир
    Представьте спустя какое-то время появятся новые данные, и окажется, что автор написал фэнтези.

    Пока не появились...
  5. +9
    29 октября 2019 07:33
    Научные статьи - с одной стороны интересно, с другой что бы начать дискуссию (согласие или опровержение) нужны знания учёного-историка в этой тематике. Поэтому скажу автору спасибо за интересную информацию. Ну а "всёзнайкам" посоветую не загаживать "пустобрехством" тему, а если есть интересный материал то своими комментариями расширить или уточнить обозначенную тему. Лично мне интересно читать про исторические факты, а не про политические или личностные междусобойчики...
  6. +6
    29 октября 2019 07:33
    Интересная.основательная статья: есть о чем подумать и что почитать.
    и хорошо, что не упомянуты "суперэтносы"
    1. +6
      29 октября 2019 08:52
      Ольгович (Андрей):и хорошо, что не упомянуты "суперэтносы"

      Андрей hi
      Согласен. Прямо с языка снял
      Пока писал, Ольговичу втихаря уже минус влепили. Давайте уж тогда и мне за компанию - я его коммент полностью поддерживаю
  7. 0
    29 октября 2019 07:50
    Не понял, а где упоминание о копателях Черного моря, непорядок. Автора, как обычно, на гиляку. laughing laughing laughing
  8. BAI
    -1
    29 октября 2019 08:58
    В этот же период сформировалось самое известное и знаковое раннее государственное объединение славян – королевство Само.

    Какой-то когнитивный дисонанс. С одной стороны, автор пишет, что это самое знаковое государственное объединение славян, с другой - на этом все и заканчивается.
    Если не считать фразы:
    В 30-х годах VII в. это раннее государственное образование было включено или присоединилось к первому славянскому государству Само, а после распада этого объединение пытается действовать самостоятельно среди более мощных политических и военных государственных объединений.

    Наверное, следовало бы сослаться на :
    Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега
    Цветков Сергей Эдуардович
    ,
    представить карту государства оттуда

    и дать некоторые пояснения оттуда же, например это:
    Неясность царит прежде всего в вопросе о происхождении Само. В хронике Фредегара — главном источнике по истории державы Само — этот человек назван уроженцем Сансского округа Франкского королевства. Не менее определенно о происхождении Само высказывается автор анонимного зальцбургского трактата «Обращение баваров и карантан», который, однако, называет его славянином и князем карантанских славян (хорутан).

    и др.
    1. BAI
      +2
      29 октября 2019 09:05
      Кстати, здесь реконструкция воина Само другая, наличие шлема - существенная деталь (и щит другой формы).


      СЛАВЯНЕ
      Королевство Само и его соседи С.В. Алексеев.
      1. Комментарий был удален.
      2. +5
        29 октября 2019 09:35
        Здесь не реконструкция, а репродукция, изображение общее, но к периоду VII века отношения не имеет: ни по щитам: миндалевидные только появились - вторая половина - конец Х века, не по мечам - не ранее ХII в., амуниции - тоже самое, да и шлем - грань Х-ХI вв. Повторюсь, если вообще можно говорить об иллюстрации, как об реконструкции.
        Статья - профессиональный взгляд на славянское вооружение этого периода будет чуть позднее. hi
    2. +5
      29 октября 2019 09:30
      А зачем ссылаться на Э. Цветокова, он не работает в сфере профессиональной истории? он популяризатор.
      Все ссылки на ключевые профессиональные работы в статье, остальные работы вторичны.
    3. -1
      29 октября 2019 11:22
      Цитата: BAI
      представить карту государства

      Цветков Сергей Эдуардович - дипломированный русский историк, автор 4-томной (на момент) монографии "Русская история", а также множества биографических книг о российских исторических деятелях. Автор научного разбора русофобской основы сценария псевдоисторического фильма "Викинг" (консультант фильма - еврейский историк В.Первухин).
      Поэтому для автора статьи - популяризатора истории авар Цветков автоматически не историк laughing

      Неясность царит прежде всего в вопросе о происхождении Само. В хронике Фредегара — главном источнике по истории державы Само — этот человек назван уроженцем Сансского округа Франкского королевства. Не менее определенно о происхождении Само высказывается автор анонимного зальцбургского трактата «Обращение баваров и карантан», который, однако, называет его славянином и князем карантанских славян (хорутан)

      Неясность исчезает, если предположить, что Само родился на территории франков, но по этническому происхождению был славянином.
      1. 0
        29 октября 2019 19:26
        Цитата: Оператор
        Неясность исчезает, если предположить, что Само родился на территории франков, но по этническому происхождению был славянином.

        В науке неясности не исчезают от "если предположить". Если Вы что-то еслипредположили, то для исчезновения неясностей, Вы, для начала, должны свое еслипредположение научно обоснованно доказать.
      2. -1
        29 октября 2019 19:41
        Цитата: Оператор
        фильма "Викинг" (консультант фильма - еврейский историк В.Первухин).

        Хм. Интересно почему у Вас консультант дерьмовикинга - русский В. Первухин - еврейский историк. А еврей-эмигрант в США Клесов - русский патриот?
        1. 0
          29 октября 2019 20:06
          Первухин по происхождению - еврей с соответствующими комплексами.

          Клесов по происхождению - русский, причем из региона (РФ, Центрально-Черноземный район, Курская область, деревня Клесово), являющегося географическим центром распространения гаплогруппы R1a (удельная доля в местном населении свыше 90%) на Евразийском континенте.
        2. +2
          29 октября 2019 20:11
          Браво, Игорь!!!
  9. -2
    29 октября 2019 09:56
    "начали осваивать территории современной Восточной Германии и прибрежную территорию Балтийского моря," - однозначная ложь.

    Битва в долине реки Толлензе в 13 веке до н.э. и современные раскопки немецких археологов однозначно доказывает, что предки славян жили в Центральной Европе, начиная с рубежа Одры и далее на восток, изначально с момента отступления ледника - начиная с 9 тысячелетия до н.э. (как образно выражаются немецкие археологи "от магмы").

    В 6 веке н.э. славяне в Паннонской низменности временно попали под власть немногочисленных кочевников авар, но уже через 100 лет самоорганизовались в первое славянское государство Само, после чего авары "исчезли как обры". В итоге центрально-европейские славяне - лужицкие сорбы и белые хорваты переселились в византийскую провинцию Иллирию (будущую Югославию), присоединившись к ранее пришедшим туда вендам - словенам.

    Рассматриваемая статья является пасквилем на историю центрально-европейских и южных славян.
    1. +9
      29 октября 2019 10:48
      "Битва в долине реки Толлензе в 13 веке до н.э." доказывает только то, что в 13 веке до н.э. была битва у реки Толлензе. А вот на каких языках говорили участники той битвы никому не известно.
      1. -7
        29 октября 2019 11:33
        Цитата: alebor
        на каких языках говорили участники

        Тупить не надо: согласно анализу ДНК костных останков в битве в долине реки Толлензе с западной стороны принимали участие носители гаплогруппы R1b, с восточной стороны - R1a.
        1. +7
          29 октября 2019 11:57
          Цитата: Оператор
          согласно анализу ДНК костных останков в битве в долине реки Толлензе с западной стороны принимали участие носители гаплогруппы R1b, с восточной стороны - R1a.

          Данные анализа в студию.
          Кто, где, когда, что именно анализировал, какие результаты в цифрах.
          По данным татарских историков, генетические исследования показали, что там справа были арабы, а слева евреи.
    2. +5
      29 октября 2019 11:35
      Цитата: Оператор
      предки славян

      О, у нас прогресс... Уже не сами "славяне", а их "предки". Ну так я открою вам секрет: предки славян жили и в каменном веке, и даже в мезозойскую эру где-то копошились. Маленькие такие, волосатенькие или чешуйчатые, на четырех лапках. По поводу достижений немецких археологов хотелось бы поподробнее - на каких, интересно, основаниях базируется ваше утверждение, что в 9 000 - 8 000 г. д. н. э. по Европе в указанном районе ползали предки именно славян, а не, например, балтов или еще чьи-нибудь.
      1. +3
        29 октября 2019 16:50
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Цитата: Оператор
        предки славян

        О, у нас прогресс... Уже не сами "славяне", а их "предки". Ну так я открою вам секрет: предки славян жили и в каменном веке, и даже в мезозойскую эру где-то копошились. Маленькие такие, волосатенькие или чешуйчатые, на четырех лапках. По поводу достижений немецких археологов хотелось бы поподробнее - на каких, интересно, основаниях базируется ваше утверждение, что в 9 000 - 8 000 г. д. н. э. по Европе в указанном районе ползали предки именно славян, а не, например, балтов или еще чьи-нибудь.

        Ищущий да обрящет. Не стесняйтесь заниматься самообразованием.
      2. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
    1. +5
      29 октября 2019 12:04
      Во как, оказывается наш штатный сайтовский нацист не поддерживает теорию эволюции... Честно говоря, даже не думал, что всё может быть настолько интересно... А что тогда? Креационизм? Или вы - потомок инопланетян? Давайте, смелее, интересно же...
    2. +3
      29 октября 2019 15:13
      Когда нечего возразить, тогда переходят на личности и к оскорблениям.
      Отличные аргументы!
  11. +2
    29 октября 2019 17:08
    Хорошая статья. good
    Темный 7-ой век стал немножко понятнее. fellow
  12. -2
    29 октября 2019 21:11
    "Часто в научной литературе встречается мнение о начавшемся симбиозе авар со славянами, о том, что византийские авторы часто путали одних и других, именуя славян, находящихся в подчинении, аварами"

    Если говорить про научную литературу, то существует такая дисциплина - источниковедение. И один из основных принципов критики исторических источников - чем ближе источник к событиям, которые он описывает, тем он достовернее.

    Но нет, византийские источники всё напутали, а вот кабинетные историки сочиняющие в XVIII-XX веках национальные мифы, благодаря своему воображению так в них "разобрались", что сделали выводы прямо противоположные тому, о чём говорили сами византийские авторы.

    Конечно, не было никакого "симбиоза". Конечно, никто ничего не "путал". Термин "славяне" не этноним, а обозначение зависимых племён. Потому говоря о "славянах" как об аварах речь шла об аварских контингентах, набранных не из самих авар, а из зависимого от них населения.
    Нет ни "славянской" расы, ни "славянского" этноса, ни "славянских" гаплогрупп. И даже "славянские" языки созданные на основе искусственного церковно-славянского языка по большому счёту не "славянские"
    1. +2
      30 октября 2019 13:25
      кабинетные историки

      а разобрались некабинетные?
      а источниковедение не часть кабинетной науки?
      Я к слову... hi
  13. 0
    29 октября 2019 23:33
    Скоро не будет ни египтян, ни шумеров, ни греков с римлянами - будут одни сплошные славяне. Везде.

    Это просто праздник какой-то.
  14. 0
    30 октября 2019 00:22
    Цитата: 210окв
    Вообще то датируются 7-8 веком.

    Я специально не слежу за работами в Гнёздово. Но ещё пару лет назад о курганах VII - VIII вв. разговоров не было. Что-то новое нашли?
    1. +1
      30 октября 2019 21:36
      Михаил,
      добрый вечер,
      сам удивился,
      полистал последний юбилейный сборник по Гнездово: вопрос крутится вокруг IX в. Ниже инфо не нашёл.
      1. +1
        31 октября 2019 00:15
        Вечер добрый.
        О IX в. разговоры, как-будто, давно идут, ещё у Лебедева было про золотую монету времён Филофея в каком-то скандинавском захоронении... Но, насколько я понимаю, ещё тогда само захоронение достоверно датировать не получилось. И в любом случае это не VII - VIII века.
        Думаю, в Гнёздово вряд ли найдется что-то, что можно достоверно датировать хотя бы началом IX в. Славянский погребальный инвентарь, я так понимаю, слишком беден для этого, а скандинавов там тогда, скорее всего ещё просто не было. Осеёдлых и в массовом порядке, разумеется.
        1. 0
          31 октября 2019 08:28
          Я с Вами согласен!
  15. +2
    30 октября 2019 13:05
    Любопытно было бы почитать заочную полемику автора с историком Сергеем Лесным, написавшем сборник статей "История в неизвращенном виде", где приведен скурпулезный анализ официальной истории славян балкан, придунавья и причерноморья (безусловно, со ссылкой на труды античных и средневековых историков).
    1. +1
      30 октября 2019 13:10
      Даже не знаю, что сказать. wink
  16. -3
    30 октября 2019 13:53
    Цитата: Задира
    с историком Сергеем Лесным, написавшем сборник статей "История в неизвращенном виде"

    Сергей Лесной - это литературный псевдоним доктора биологических наук Сергея Яковлевича Парамонова, который в 1941 году был директором Зоологического музея АН УССР в Киеве, в период немецкой оккупации был депортирован в Германию и заключен в концлагерь Мюнден, откуда его освободили британские войска, после чего он эмигрировал в Австралию, где до своей смерти в 1967 году занимал должность профессора в Канберрском национальном университете

    С 1953 года С.Я.Парамонов опубликовал за свой счет ряд статей на русском языке по древнейшей истории славян, которые затем вошли в авторскую монографию "История руссов в неизвращенном виде", а также другие статьи, изданные малыми тиражами за рубежом.

    Монография доступна по ссылке https://e-libra.ru/read/397166-rus-otkuda-ty.html

    Другие работы С.Я.Парамонова:
    Слово о Полку Игореве. Исследование в четырёх томах. К 150-летию со дня опубликования. (Париж, 1950-53)
    Чертовщина под Лысой горой (Париж, 1952)
    История «руссов» в неизвращенном виде (Париж; Мюнхен, 1953—60)
    Пересмотр основ истории славян (Мельбурн, 1956)
    Кто создал древнюю Русь: Славяне или германцы? (Париж, 1960, «Возрождение» № 108)
    Русь, откуда ты? (Виннипег, 1962; переиздано: Ростов н/Д, 1995)
    Велесова Книга (Виннипег, 1966; переиздано: Москва, 2002)
    Из далекого прошлого славян (Мельбурн, 1967)
    Сборник публикаций 1960—1967 (Санкт-Петербург, 2012 год)

    Исторические работы С.Я.Парамонова замалчивались в СССР из-за его эмигрантского положения и многочисленных противоречий с официальной исторической наукой, база которой была сформирована историками еврейского происхождения с целью принизить вклад русского народа в создание и развитие собственного государства.

    Несмотря на некоторые анахронизмы "История руссов в неизвращенном виде" верно отражает историю славян, в т.ч. русов/русичей/русских. В частности С.Я.Парамонов первый обратил внимание на подлинную формулировку цели приглашения князя русов Рюрика старейшинами племени словен, обозначенную в ПВЛ как: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет" - т.е. правителя, а не порядка, как преподносилось советскими историками еврейского происхождения.
  17. 0
    6 декабря 2019 07:58
    Конечно статья интересная. Но возникают всегда одни и те же вопросы... Почему с опорой даже на исторические источники сделаны такие выводы и умозаключения? Которые, как в том анекдоте, и незаконные и нелогичные....
    1. 0
      5 сентября 2020 16:35
      Цитата: Сергей79
      Почему с опорой даже на исторические источники сделаны такие выводы и умозаключения? Которые, как в том анекдоте, и незаконные и нелогичные....

      Вы же понимаете, что есть искатели истины. И есть грантоеды, которые берут идею-конструкт и пичкают отдельными фактиками, ссылками. Автору не важно, что из него все сыпется. Можно просто не обращать внимание.
  18. 0
    5 сентября 2020 16:30
    «авторитарный» здесь не носит отрицательного содержания
    а термин не имел и не имеет отрицательного содержания, разве только в головах у либерастов. request