Военное обозрение

Авиационное исполнение боевого лазерного комплекса «Пересвет»: носители, цели, тактика применения

41
Авиационное исполнение боевого лазерного комплекса «Пересвет»: носители, цели, тактика применения

В предыдущем материале «Секреты комплекса «Пересвет»: как устроен российский лазерный меч?» мы рассмотрели наиболее вероятные варианты реализации боевого лазерного комплекса (БЛК) «Пересвет». Имеются ли предпосылки для рассмотрения авиационного исполнения этого комплекса? Да, такой вариант БЛК «Пересвет» может быть создан. Назовём его условно» БЛК «Пересвет-А».


Какие основания дают предполагать, что это возможно? Такую информацию сообщил в интервью газете «Красная Звезда» заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко. В частности, было сообщено, что:

«В ближайшие годы предусматривается его (БЛК «Пересвет». — Авт.) размещение на авиационном носителе… ведутся работы по наращиванию мощности, мобильности и компактности комплекса «Пересвет», которые могут быть достигнуты за счет модульного принципа построения основных систем».

Информация о возможности наращивания мощности БЛК «Пересвет» за счёт модульности конструкции косвенно подтверждает предположение о том, что в основе данного комплекса лежит лазер с ядерной накачкой. Как мы говорили в предыдущем материале, наилучшими возможностями по наращиванию мощности за счёт объединения отдельных модулей обладают волоконные лазеры, но вероятность их применения в БЛК «Пересвет» невелика из-за того, что данная технология «утекла» из России в годы перестройки. Возможность реализации газодинамических или химических лазеров в модульном исполнении можно поставить под вопрос. А вот мощность лазеров с ядерной накачкой можно варьировать за счёт изменения количества лазерных ячеек, что вполне согласуется с концепцией модульности.


Схема лазерной ячейки


Схема лазерно-активного элемента (ЛАЭЛ): 1 — поток нейтронов; 2 — осколки делений; 3 — слой U235; 4 — лазерно-активная среда; 5 — оптические окна; 6 – «глухое» зеркало; 7 — выходное зеркало; 8 — лазерный пучок

Попробуем предположить, на каких авиационных носителях может быть размещён БЛК «Пересвет» и какие задачи он сможет решать в интересах Вооружённых сил РФ. Для удобства именуем авиационную версию БЛК «Пересвет» – БЛК «Пересвет-А».

Самолёты военно-транспортной авиации (ВТА) РФ


Наиболее очевидной платформой для авиационного боевого лазерного комплекса (АБЛК) «Пересвет-А» являются самолёты военно-транспортной авиации военно-воздушных сил (ВВС) РФ.

В процессе рассмотрения перспектив применения лазерного оружия на воздушных носителях и возможности реализации БЛК «Пересвет» на базе химических или газодинамических лазеров мы видели, что проекты размещения лазеров на самолётах ВТА разрабатывались и в СССР/России, и в США. Из последних проектов это советский/российский авиационный лазерный комплекс — экспериментальная летающая лаборатория А-60 или американский проект авиационного комплекса противоракетной обороны (ПРО) Boeing YAL-1.


Экспериментальная летающая лаборатория А-60 и Boeing YAL-1

Оба проекта не дошли до серийного производства из-за несовершенства используемых в них газодинамического и химического лазеров. Тем не менее, в процессе испытаний были получены уникальные данные по эксплуатации лазеров на авиационных носителях, исследованы нелинейные эффекты, возникающие при распространении мощного лазерного излучения в атмосфере, и способы их компенсации.

Предположительно основными целями перспективного АБЛК на базе комплекса А-60 должны были стать низкоорбитальные космические аппараты (КА) противника, в то время как американский самолёт Boeing YAL-1 предназначался для поражения баллистических ракет в активной фазе полёта (после старта) на дальности до 600 километров.

С учетом габаритов БЛК «Пересвет» его носителями могут стать самолёты Ил-76, например, в модификации Ил-476, или перспективные Ил-96-400Т.


Транспортный самолёт Ил-76


Эскиз перспективного транспортного самолёта Ил-476


Транспортный самолёт Ил-96-400Т

Если же грузоподъёмности указанных самолётов окажется недостаточно, то в качестве носителей могут выступить самолёты Ан-124 «Руслан» или проектируемый ему на замену перспективный тяжёлый транспортный самолёт ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации, по некоторым данным, получивший обозначение Ил-106).


Транспортный самолёт Ан-124 «Руслан»


Концепты ПАК ТА. Вряд ли ПАК ТА будет создан на базе какой-либо экстравагантной компоновки, скорее всего, это будет самолёт классической конструкции

Ещё одним кандидатом может считаться модификация самолёта Ил-76 – самолёт увеличенной грузоподъёмности Ил-96-500Т, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов.


Проект транспортного самолёта Ил-96-500Т

Какой транспортный самолёт можно считать наиболее вероятным носителем? Можно практически сразу исключить из этого списка Ан-124, поскольку этот самолёт разработан украинским КБ «Антонов» и более не производится, а модификация существующих машин может оказаться слишком рискованной и неэффективной.

БЛК «Пересвет» вряд ли является дешёвой системой. В качестве носителя важную роль будет играть его стоимость для снижения общей стоимости АБЛК. Также, если БЛК «Пересвет» реализован на базе лазера с ядерной накачкой, то присутствие на борту радиоактивных материалов предъявляет повышенные требования к надёжности носителя. Значит, наиболее вероятным кандидатом на роль носителя АБЛК является транспортный самолёт Ил-76, или его новейшая модификация — Ил-476.

Можно предположить, что в случае, если АБЛК «Пересвет» на базе Ил-76/476 докажет свою эффективность, более мощная модификация АБЛК может быть создана уже на базе более крупного и грузоподъёмного самолёта Ил-106, разрабатывающегося в настоящее время.

Задачи АБЛК «Пересвет-А»: космос


Какие задачи могут быть возложены на АБЛК «Пересвет-А»? Скорее всего, в первую очередь он будет предназначаться для поражения низкоорбитальных космических аппаратов или их чувствительных сенсоров.

В сравнении с наземным БЛК «Пересвет» АБЛК «Пересвет-А» будет обладать повышенными возможностями по поражению космических аппаратов противника как минимум по двум причинам.

Во-первых, размещение боевого лазера на авиационном носителе позволит минимизировать влияние атмосферы, особенно её приземной части. При наведении мощных наземных лазеров требуется учитывать сложные нелинейные эффекты, возникающие в атмосфере, что предъявляет повышенные требования к системе наведения. На высоте свыше 10 километров эти явления должны проявляться в значительно меньшей степени. Также будет снижено влияние атмосферных осадков: в принципе, АБЛК «Пересвет-А» может просто выйти из зоны осадков или подняться выше облаков.

Во-вторых, спутники противника движутся по разным орбитам. В некоторых случаях может потребоваться поражение спутников, орбиты которых проходят в отдалении, относительно мест базирования БЛК «Пересвет». В этом случае АБЛК «Пересвет-А» может оперативно выдвинуться на позицию, оптимальную для уничтожения выбранного КА. Аналогично АБЛК «Пересвет-А» может применяться для поражения маневрирующих КА.


Существует множество возможных орбит, на которых могут быть развёрнуты искусственные спутники

Задачи АБЛК «Пересвет-А»: воздух


Не отрицая важности борьбы с космическими аппаратами противника, можно предположить, что АБЛК «Пересвет-А», окажется более важным боевым комплексом для ВВС РФ, способным существенно повлиять на тактику войны в воздухе. В статье «Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?», мы рассмотрели последствия появления лазерного оружия на боевых самолётах. Фактически противостоять перспективным боевым самолётам с лазерным оружием мощностью от 300 кВт и выше будет крайне затруднительно. Возможности лазерного оружия по перехвату ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также исключительные возможности по поражению самолётов противника в ближнем бою потребуют создания перспективных авиационных комплексов нового поколения, противостоять которым на существующих боевых машинах будет практически невозможно.


Лазерное оружие станет неотъемлемой частью перспективных боевых самолётов

Но это вопрос как минимум среднесрочной перспективы (2030-2050 годы), а вот АБЛК «Пересвет-А», судя по всему, может быть реализован в относительно короткие сроки. Каким образом он может быть использован для войны в воздухе?

Структура и возможности боевой авиационной группы на базе АБЛК «Пересвет-А»


Предполагаемая боевая авиационная группа должна включать один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100 «Премьер», один АБЛК «Пересвет-А» и два-четыре многофункциональных истребителя Су-57 с ракетами воздух-воздух. Также в боевую авиационную группу могут быть включены перспективные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) С-70 «Охотник».


Перспективная боевая авиационная группа, включающая АБЛК «Пересвет-А», самолёт ДРЛО А-100 «Премьер», два-четыре многофункциональных истребителя Су-57, и, возможно, БПЛА С-70 «Охотник»

Основная задача такой боевой авиационной группы – это создание высокоустойчивой зоны A2AD (anti-access and area denial — ограничение и воспрещение доступа и манёвра).

Исходя из предполагаемых и реальных возможностей американского лазерного комплекса воздушного базирования Boeing YAL-1 с предполагаемой мощностью лазера до 14 МВт и фактической порядка 1 МВт и соответствующей дальности поражения целей (стартующих баллистических ракет), предполагаемой до 600 км и фактической до 250 км (предположительно на таком расстоянии были поражены учебные цели), можно узнать предполагаемую дальность поражения воздушных целей АБЛК «Пересвет-А».


Схема боевой работы Boeing YAL-1

При установке на АБЛК «Пересвет-А» лазера мощностью 1-3 мегаватт дальность поражения самолётов противника может составить порядка 250-300 километров и до 500-600 километров при соответствующем увеличении мощности лазера. Исходя из этого АБЛК «Пересвет-А» даже при мощности лазера 1 МВт способен поражать воздушные цели за пределами дальности существующих образцов оружия воздух-воздух (В-В), а при увеличении мощности и за пределами дальности перспективных ракет В-В.

Возникает вопрос, не проще ли создавать ракеты «воздух-воздух» большой дальности? Можно, но лазерное оружие они не заменят, а дополнят .

Дальность большинства современных ракет В-В составляет порядка 100 км, у новейших модификаций порядка 150-160 км.


Дальность новейших ракет воздух-воздух AIM-120D и MBDA Meteor составляет порядка 150-160 км

Дальнобойные ракеты типа российских Р-37, перспективной РВВ-БД или сверхдальней КС-172 отличаются значительными габаритами и массой, а также низкой маневренностью, что позволяет работать ими только по неманевренным целям. Помимо этого, они могут быть сбиты новейшими ракетами В-В противника, обладающими возможностью прямого перехвата (hit-to-kill). На максимальной дальности ракеты В-В будут обладать минимальной эффективностью из-за потери энергетики и скорости. Это относится и к ракетам В-В с прямоточным двигателем, просто кривая изменения скорости у них будет иная. При этом встречаться они будут с ракетами перехватчиками на оптимальной для тех дальности, когда их энергетика и маневренные возможности будут максимальны.

Не стоит забывать и про возможности средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способных сорвать захват цели активных радиолокационных головок самонаведения ракет В-В, обладающих значительно меньшими энергетическими возможностями по сравнению с РЛС носителя, не говоря уже о РЛС самолёта ДРЛО. Из-за большой дальности пуска осуществление коррекции по данным РЛС самолёта носителя или самолёта ДРЛО также может быть затруднительно или невозможно вследствие работы средств РЭБ.


Перспективные российские ракеты большой и сверхбольшой дальности РВВ-БД и КС-172

Увеличение габаритов и массы ракет В-В большой и сверхбольшой дальности приводит к снижению боекомплекта носителей. Таким образом большая часть запущенных ракет В-В большой и сверхбольшой дальности может быть перехвачена ракетами В-В противника малой и средней дальности, боекомплект которых будет значительно больше при сравнимом числе носителей.

Таким образом, лишь АБЛК «Пересвет-А» (или его аналог) сможет обеспечить возможность уверенного поражения воздушных целей на дальности 200-300 и более километров. По крайней мере, до тех пор, пока все самолёты противника не будут оснащены соответствующей противолазерной защитой. А это, считай, замена или глубокая модернизация всего парка боевой и вспомогательной авиации.

При этом надо понимать, что для ракет существует только ситуаций попал/не попал. В случае промаха результат атаки будет нулевым. Если же мы говорим о воздействии лазерного излучения, то всё иначе. Указанные выше дальности поражения АБЛК «Пересвет-А» предполагаются на основе данных испытаний американского лазерного комплекса воздушного базирования Boeing YAL-1, на которых поражались учебные жидкостные и твердотопливные баллистические ракеты.

В ситуации с самолётом даже частичное повреждение может полностью вывести летательный аппарат из строя, например, крайне уязвимой мишенью является кабина пилота – его вывести из строя гораздо проще, чем нанести повреждения корпусу самолёта. И не надо думать про негуманное ослепление. От ослепления ИК лазером достаточно просто защититься очками или шлемом со специальным фильтром. А если фильтр не выдержал, то, значит, мощность излучения такова, что пилот гарантированно покойник.

Помимо этого, уязвимыми являются чувствительные элементы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), расположенные за радиопрозрачными обтекателями – РЛС, элементы системы РЭБ. Вывод их из строя сделает самолёты противника беззащитными мишенями. Иными словами, мощное лазерное оружие если и не поразит самолёты противника, то может «отгонять» их, как Гэндальф отгонял назгулов своим посохом.


Элементы самолётов, максимально уязвимые для лазерного оружия

Задача АБЛК «Пересвет-А» в составе данной авиационной боевой группы могут варьироваться в зависимости от характеристик установленного на нём боевого лазера. Основным критерием здесь является режим работы боевого лазера, а именно продолжительность перерывов между «выстрелами», которые могут регламентироваться необходимостью охлаждения системы или накопления энергии (в зависимости от типа используемого лазера). Второй важной составляющей является возможность перенацеливания луча АБЛК «Пересвет-А» в реальном времени, что необходимо для поражения маневрирующих целей. Мощность лазера АБЛК «Пересвет-А» должна составить от 1 мегаватта и более, аналогично предполагаемой для БЛК «Пересвет».

Таким образом, в зависимости от продолжительности непрерывной работы лазера, продолжительности перерывов между «выстрелами» лазера и возможностей системы наведения луча целями АБЛК «Пересвет» в порядке убывания приоритета могут являться:

1. Самолёты ДРЛО, самолёты РЭБ, самолёты-топливозаправщики.
2. Самолёты тактической и стратегической авиации.
3. Ракетное вооружение противника, в том числе ракеты: воздух-воздух, воздух-земля, земля-воздух и т.д.


Предполагаемая тактика применения АБЛК «Пересвет-А» против авиации


Самолёт ДРЛО, используя свой мощный радар с фазированной антенной решёткой, осуществляет обнаружение самолётов противника и выдачу целеуказания АБЛК «Пересвет-А» и истребителям Су-57. Основной задачей истребителей Су-57 является прикрытие самолёта ДРЛО и АБЛК «Пересвет-А». При этом БПЛА «Охотник» могут выступать в роли носителей оружия В-В или оборудования РЭБ, а в случае, если БПЛА «Охотник» будут оснащены РЛС, аналогичной установленной на Су-57, то они могут выдвигаться в направлении противника для осуществления разведки на особо опасных направлениях.

Даже в том случае, если АБЛК «Пересвет-А» сможет бороться только с самолётами ДРЛО, РЭБ и топливозаправщиками, то боевая авиагруппа на его основе уже будет представлять значительную угрозу для противника. Ему придётся отводить самолёты ДРЛО и РЭБ в глубь боевых порядков, что резко снизит их эффективность, и/или использовать РЛС самолётов тактической авиации, раскрывая их местоположение. В результате эффективность действий всей боевой авиации противника будет значительно снижена,

В случае же, если возможности АБЛК «Пересвет-А» позволят уничтожать самолёты тактической авиации и ракетное вооружение, то боевая авиационная группа на его базе превратиться в некую «небесную крепость», способную противостоять значительным силам противника, вести как оборонительные, так и наступательные боевые действия в воздухе.

Необходимо учитывать, что потенциальный противник также не сидит сложа руки, сделав упор на оснащение универсальным лазерным оружием практически всего парка тактической, стратегической, транспортной и вспомогательной авиации. К примеру, одна из наиболее интересных разработок:

Компания Boeing смогла создать компактный и мощный источник лазерного излучения, который может обеспечить «лазерную революцию» в военном деле.

Новый тип лазера на основе технологии TDL (Thin Disk Laser) не только доказал свою работоспособность, но и выдал 30-кВт луч, что на 30% превысило требования военных. Отметим, что для перехвата БПЛА, снарядов, минометных мин и поражения живой силы, даже при нынешних системах наведения, достаточно лазера мощностью от 10 кВт. Таким образом, очень перспективная концепция TDL доказала возможность разработки компактных высокоэнергетических боевых лазеров с высоконцентрированным мощным и сверхярким лазерным пучком.

Контракт на разработку высокомощного лазера на тонких дисках или TDL был подписан между Пентагоном и компанией Boeing весной 2011 года. Лазер на тонких дисках привлек военных рядом уникальных особенностей. Так, TDL может генерировать лазерные импульсы очень большой мощности и различной длительности. При этом размер активной зоны лазера очень маленький: диаметром от 10 мм для лазера мощностью в десятки киловатт. Более того, лазер на тонких дисках обладает намного большим КПД (до 70%), чем другие типы твердотельных лазеров. Это означает, что боевому TDL будут не нужны громоздкие системы жидкостного охлаждения и источники питания избыточной мощности.

Технология TDL уже используется для резки металла и зарекомендовала себя хорошо, – такие лазеры надежны и требуют минимум технического обслуживания. Правда у военных требования к TDL намного выше, но специалисты Boeing уверены, что им удастся создать компактный надежный боевой лазер мощностью около 100 кВт.

Такой лазер можно будет размещать на бронетехнике, вертолетах, самолетах, кораблях. Благодаря TDL появятся новые возможности по перехвату самых разных воздушных целей и поражению живой силы и техники. Мгновенная доставка энергии, абсолютная точность стрельбы и мощное психологическое воздействие делают лазер очень эффективным оружием. Кроме того, лазер способен поражать точечные цели на расстоянии несколько километров с нулевым или минимальным побочным ущербом.

Единственным недостатком лазерных пушек пока остается сложность их эксплуатации, связанная с габаритами, весом, необходимостью использования систем жидкостного охлаждения и мощных источников электропитания. Во многом лазер на тонких дисках решает эти проблемы, что, возможно, сделает лазерное оружие широко распространенным в армиях развитых стран.



Схема дискового лазера

Впечатляет предполагаемый КПД лазера – 70%. Если он будет достигнут, это станет важной вехой в развитии лазерного оружия.

Появление лазерного оружия в какой-то мере может сделать войну в воздухе похожей на войну артиллерийских кораблей. В этом смысле «калибр», читай: мощность лазера, будет иметь определяющее значение, равно как и «толщина брони» – противолазерной защиты. В этом случае АБЛК «Пересвет-А» может стать своего рода линкором по отношению к боевым самолётам противника, оснащённым лазерным оружием меньшей мощности, с соответствующими для противника последствиями.

P. S. Ещё раз. Защититься от лазерного оружия будет сложно. Для этого придётся существенно модернизировать или полностью заменить весь парк боевой и вспомогательной авиации.
Автор:
Использованы фотографии:
redstar.ru, book.sarov.ru, vniief.ru, uac-ta.ru, mediasat.info, sukhoi.org
Статьи из этой серии:
Лазерное оружие: технологии, история, состояние, перспективы. Часть 1
Лазерное оружие: перспективы в военно-воздушных силах. Часть 2
Лазерное оружие: сухопутные войска и ПВО. Часть 3
Лазерное оружие: военно-морской флот. Часть 4
Противостоять свету: защита от лазерного оружия. Часть 5
Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?
Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах
Секреты комплекса «Пересвет»: как устроен российский лазерный меч?
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. RVAPatriot
    RVAPatriot 28 февраля 2020 18:11 Новый
    +12
    Может "Пересвет" для начала себя покажет с земной поверхности?? А то тут уже звездные войны почти....
  2. Лексус
    Лексус 28 февраля 2020 18:15 Новый
    +9
    Андрей, очень толково мысли излагаете в статье и серии в целом. Спасибо! good
    Лазерный луч оптимизма... в мрачном "царстве" грустных реалий, увы.
  3. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 28 февраля 2020 19:17 Новый
    +10
    Ощущение что Технику Молодежи почитал.
    1. КитовыйУс
      КитовыйУс 29 февраля 2020 10:48 Новый
      +10
      Не тянет на ТМ, скорее Юный Техник
  4. L-39NG
    L-39NG 28 февраля 2020 20:42 Новый
    +4
    "Ещё одним кандидатом может считаться модификация самолёта Ил-76 – самолёт увеличенной грузоподъёмности Ил-96-500Т, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов." Это для кого написано? Вот такие и инженеры.
  5. Владимир61
    Владимир61 28 февраля 2020 21:43 Новый
    +7
    От чувства силы и превосходства аж волос встал на загривке! Вот только, в КБ и МО об этом уже знают, или им еще пока это не доведено?
  6. Николай3
    Николай3 28 февраля 2020 22:20 Новый
    +4
    Дальнобойные ракеты типа российских Р-37, перспективной РВВ-БД или сверхдальней КС-172 отличаются значительными габаритами и массой, а также низкой маневренностью, что позволяет работать ими только по неманевренным целям. Помимо этого, они могут быть сбиты новейшими ракетами В-В противника, обладающими возможностью прямого перехвата (hit-to-kill). На максимальной дальности ракеты В-В будут обладать минимальной эффективностью из-за потери энергетики и скорости.

    Уважаемый автор! Назовите пожалуйста ракеты В-В противников России, которые имеют скорость 6М на максимальной дальности действия, перегрузочную способность при маневрировании 45g, имеющие АРГСН и возможность прямого перехвата (hit-to-kill), а также находящиеся на вооружении стран НАТО и США в данное время. Я предполагаю, что таких ракет нет.
    И что вы считаете неманёвренной целью?
    1. AVM
      29 февраля 2020 10:21 Новый
      -1
      Цитата: Николай3
      Дальнобойные ракеты типа российских Р-37, перспективной РВВ-БД или сверхдальней КС-172 отличаются значительными габаритами и массой, а также низкой маневренностью, что позволяет работать ими только по неманевренным целям. Помимо этого, они могут быть сбиты новейшими ракетами В-В противника, обладающими возможностью прямого перехвата (hit-to-kill). На максимальной дальности ракеты В-В будут обладать минимальной эффективностью из-за потери энергетики и скорости.

      Уважаемый автор! Назовите пожалуйста ракеты В-В противников России, которые имеют скорость 6М на максимальной дальности действия, перегрузочную способность при маневрировании 45g, имеющие АРГСН и возможность прямого перехвата (hit-to-kill), а также находящиеся на вооружении стран НАТО и США в данное время. Я предполагаю, что таких ракет нет. И что вы считаете неманёвренной целью?


      Вопрос в том, сколько этих ракет на вооружении, на складах? США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч, а у нас есть нехорошая тенденция - мы можем создать, и даже закупить супур-пупер стелс самолёт, и кидать с него чугунные болванки концептуально похожие на те, что использовались во ВМВ. В лазерном оружии хотя бы расходники, читай выстрел, стоят дёшево.

      Также возникает вопрос по 6М на конечном участке, какова же тогда максимальная скорость? Считается, что наше твёрдое топливо уступает американскому, ПВРД как на Метеоре на РВВ-АЕ нет, как же тогда достигается такая скорость на максимальной дальности? А нет скорости - нет и маневренности в 8G.

      Неманевренные цели это ДРЛО, заправщики и т.п.
      1. SaltY
        SaltY 29 февраля 2020 10:25 Новый
        +1
        Цитата: AVM
        США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч

        Да пишите уж "сотнями тысяч", что их, супостатов, жалеть-то.
        1. AVM
          29 февраля 2020 10:32 Новый
          +4
          Цитата: SaltY
          Цитата: AVM
          США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч

          Да пишите уж "сотнями тысяч", что их, супостатов, жалеть-то.


          Как есть, так и пишу. Не имею привычки смотреть на реальность через розовые очки, впрочем, к депрессивному пессимизму также не склонен - стараюсь быть реалистом.

          Компания Raytheon и ВВС США разрабатывают новый процессор обработки сигналов для УР воздушного боя AMRAAM в рамках программы Form Fit Function Refresh (F3R). Сообщение было сделано 31 января. Обновление происходит на фоне производства 20 тыс ракет этого типа. Истребители, оснащенные этими УР, сбили 10 самолетов противника и выполнили более 4200 успешных испытательных стрельб. AIM-120 AMRAAM остается самой проверенной и технологически продвинутой УР этого класса в мире. Способность ракеты отслеживать цели в условиях сильного электронного противодействия делает ее лидером в классе оружия «воздух-воздух». Эти ракеты состоят на вооружении военной авиации 37 стран мира. Последний вариант AIM-120D имеет на 50% большую дальность, чем базовая, и значительно более совершенную систему наведения с двусторонней линией передачи данных.
          Переводные материалы. Военный паритет
          1. SaltY
            SaltY 29 февраля 2020 11:23 Новый
            +3
            Цитата: AVM
            Обновление происходит на фоне производства 20 тыс ракет этого типа

            Все 20000 пойдут в США? За сколько лет? И кстати, два (десятка тысяч) - это "не куча", как вы там употребили:

            Цитата: AVM
            США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч

            Перебор, признайте.
            1. AVM
              29 февраля 2020 11:31 Новый
              0
              Цитата: SaltY
              Цитата: AVM
              Обновление происходит на фоне производства 20 тыс ракет этого типа

              Все 20000 пойдут в США? За сколько лет? И кстати, два (десятка тысяч) - это "не куча", как вы там употребили:

              Цитата: AVM
              США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч

              Перебор, признайте.


              Возможно, что и перебор, хотя 20000 и есть "десятки тысяч", хоть и всего две hi
              Вопрос то в другом, сколько произведено РВВ-СД, РВВ- БД?

              Вот актуальная статья по этому вопросу:
              https://topwar.ru/163650-rakety-ili-muzejnye-jeksponaty-chem-rossijskie-istrebiteli-budut-voevat-protiv-zapada.html
              1. SaltY
                SaltY 29 февраля 2020 11:34 Новый
                +1
                Цитата: AVM
                Вот актуальная статья по этому вопросу

                Спс hi
          2. Николай3
            Николай3 29 февраля 2020 19:02 Новый
            +3
            Цитата: AVM
            Способность ракеты отслеживать цели в условиях сильного электронного противодействия делает ее лидером в классе оружия «воздух-воздух». Эти ракеты состоят на вооружении военной авиации 37 стран мира. Последний вариант AIM-120D имеет на 50% большую дальность, чем базовая, и значительно более совершенную систему наведения с двусторонней линией передачи данных.

            Автор! А что ракеты РВВ-БД Р-37М, не может разве отслеживать цели в условиях сильного электронного противодействия? А что, российская ракета РВВ-БД Р-37М не имеет совершенной системы наведения с 2-х сторонней передачей данных?
            Не ожидал от вас, автор, не совсем грамотных изречений.
            1. AVM
              1 марта 2020 20:46 Новый
              0
              Цитата: Николай3

              Автор! А что ракеты РВВ-БД Р-37М, не может разве отслеживать цели в условиях сильного электронного противодействия? .


              Это вопрос всегда открытый, вопрос противодействия РЛС и РЭБ без практики не проверить.

              Цитата: Николай3
              А что, российская ракета РВВ-БД Р-37М не имеет совершенной системы наведения с 2-х сторонней передачей данных?


              По одним данным до 100 км, по другим на всей дальности. Здесь вопрос помехоустойчивости связи и РЭБ как и в предыдущем абзаце.

              Цитата: Николай3
              Не ожидал от вас, автор, не совсем грамотных изречений.


              Каких изречений? Это цитата, источник указан. В нём не отрицались достоинства отечественных ракет, и не преподносились преимущества ракет США. Речь лишь о том, что их нет на вооружении, физически. Или очень мало.
      2. Николай3
        Николай3 29 февраля 2020 18:42 Новый
        +3
        Цитата: AVM
        Вопрос в том, сколько этих ракет на вооружении, на складах? США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч, а у нас есть нехорошая тенденция - мы можем создать, и даже закупить супур-пупер стелс самолёт, и кидать с него чугунные болванки концептуально похожие на те, что использовались во ВМВ. В лазерном оружии хотя бы расходники, читай выстрел, стоят дёшево.

        Автор не надо уходить от конкретных вопросов, заданных мною! На вооружении авиации США и НАТО, РВВ-БД с перегрузочной способностью 45g и скоростью 6М на конечном участке своего полёта - нет. Они только в разработке - например ракеты CUBA. Значит, перехватить российские ракеты РВВ-БД Р-37М, ВВС США и стран НАТО пока не смогут!
        И приведите пожалуйста пример установки лазерного оружия на реальные самолёты, а не экспериментальные: типа истребитель, истребитель - бомбардировщик, которое может уничтожать сами самолёты, а не датчики авионики, и которые есть на вооружении стран НАТО и США. Не сможете - таких самолётов на вооружении пока нет! То, что вы пишите в своих ответах, не выдерживает никакой критики.

        Цитата: AVM
        Также возникает вопрос по 6М на конечном участке, какова же тогда максимальная скорость? Считается, что наше твёрдое топливо уступает американскому, ПВРД как на Метеоре на РВВ-АЕ нет, как же тогда достигается такая скорость на максимальной дальности?

        Автор не надо показывать полное незнание физики. Ваш тезис по-поводу нашего отставания от американцев в области химии твердого топлива - это только предположение, основанное на массо-габаритных размерах и не более, забывая при этом про наши новые ракеты и их габариты, и про скорость сгорания твёрдого топлива, вы забыли.
        А нет скорости - нет и маневренности в 8G.

        Странный тезис у вас, автор! Про газодинамические двигатели поперечного управления, вы, явно забыли.
        Цитата: AVM
        Неманевренные цели это ДРЛО, заправщики и т.п.

        Автор! Новейшая российская ракета РВВ-БД Р-37М имеет скорость 6М на конечном участке полёта и перегрузочную способность при маневрировании 22-24g по материалам открытой печати, и легко может уничтожать самолёты США: F-22, F-35. Однако всё может решить только настоящий воздушный бой, поэтому и стоит слово может в 2-х моих предложениях. Можете сами подсчитать по материалам открытой печати, на каком расстоянии будет обнаружены данные типы самолётов и захвачены АРГСН Р-37М.
        1. AVM
          1 марта 2020 21:10 Новый
          0
          Цитата: Николай3
          Цитата: AVM
          Вопрос в том, сколько этих ракет на вооружении, на складах? США закупают новейшие версии ракет В-В десятками тысяч, а у нас есть нехорошая тенденция - мы можем создать, и даже закупить супур-пупер стелс самолёт, и кидать с него чугунные болванки концептуально похожие на те, что использовались во ВМВ. В лазерном оружии хотя бы расходники, читай выстрел, стоят дёшево.

          Автор не надо уходить от конкретных вопросов, заданных мною! На вооружении авиации США и НАТО, РВВ-БД с перегрузочной способностью 45g и скоростью 6М на конечном участке своего полёта - нет. Они только в разработке - например ракеты CUBA. Значит, перехватить российские ракеты РВВ-БД Р-37М, ВВС США и стран НАТО пока не смогут!


          Таких ракет по сути и у нас нет. А если и есть, то крайне малое количество.

          Ракета в-в это не ПКР, она не маневрирует для уклонения от перехвата, по крайней мере пока. Как минимум потому, что это снижает её собственные возможности по перехвату маневренных целей. Поэтому ракеты в-в противника вполне могут её перехватить на прямолинейном участке полёта.

          Цитата: Николай3
          И приведите пожалуйста пример установки лазерного оружия на реальные самолёты, а не экспериментальные: типа истребитель, истребитель - бомбардировщик, которое может уничтожать сами самолёты, а не датчики авионики, и которые есть на вооружении стран НАТО и США. Не сможете - таких самолётов на вооружении пока нет! То, что вы пишите в своих ответах, не выдерживает никакой критики.


          А это к чему? Если про возможность создания авиационного варианта БЛК «Пересвет», то вопросы к заместителю министра обороны РФ Алексей Криворучко, который рассказал об это газете «Красная звезда».

          А так самый последний из реальных, с испытаниями, американский YAL-1. И вообще, в конце статьи ссылки на другие статьи по теме, там есть о применении лазеров в авиации - https://topwar.ru/155386-lazernoe-oruzhie-perspektivy-v-voenno-vozdushnyh-silah-chast-2.html

          Хотелось бы верить, что с «Пересветом» мы совершили прорыв. Впрочем, пессимистичные варианты я также рассматривал.

          Цитата: Николай3
          Цитата: AVM
          Также возникает вопрос по 6М на конечном участке, какова же тогда максимальная скорость? Считается, что наше твёрдое топливо уступает американскому, ПВРД как на Метеоре на РВВ-АЕ нет, как же тогда достигается такая скорость на максимальной дальности?

          Автор не надо показывать полное незнание физики. Ваш тезис по-поводу нашего отставания от американцев в области химии твердого топлива - это только предположение, основанное на массо-габаритных размерах и не более, забывая при этом про наши новые ракеты и их габариты, и про скорость сгорания твёрдого топлива, вы забыли.


          По поводу топлива, то это факт достаточно общеизвестный. Тут либо мы всех очень круто обогнали, либо наше топливо сравнимо или хуже, тогда как мы получили параметры ракет круче американских? Как скорость горения не регулируй, либо вначале будет скорость выше, а потом будет снижаться, либо она будет поддерживаться около определённого значения.

          РВВ-БД весит более 500 кг, AIM-120 весит чуть более 150 кг, это ракеты разных классов. У РВВ-БД диаметр почти 40 см, у AIM-120 менее 18 см, это значит потери на сопротивление меньше, ЭПР меньше. И они много раз проверены воздушным боем. А чем проверена РВВ-БД?

          Цитата: Николай3
          А нет скорости - нет и маневренности в 8G.

          Странный тезис у вас, автор! Про газодинамические двигатели поперечного управления, вы, явно забыли.


          Сразу после срабатывания двигателей поперечного управления ракета, если она выработала топливо, или она не с ПВРД, резко потеряет скорость.
          И кстати, разве на РВВ-БД есть газодинамические двигатели поперечного управления?

          Цитата: Николай3
          Цитата: AVM
          Неманевренные цели это ДРЛО, заправщики и т.п.

          Автор! Новейшая российская ракета РВВ-БД Р-37М имеет скорость 6М на конечном участке полёта и перегрузочную способность при маневрировании 22-24g по материалам открытой печати, и легко может уничтожать самолёты США: F-22, F-35. Однако всё может решить только настоящий воздушный бой, поэтому и стоит слово может в 2-х моих предложениях. Можете сами подсчитать по материалам открытой печати, на каком расстоянии будет обнаружены данные типы самолётов и захвачены АРГСН Р-37М.


          Хотелось бы верить.
  7. Безымянный
    Безымянный 28 февраля 2020 23:14 Новый
    -3
    Наконец-то обнародавали! А то сколько копий было сломанно в спорах со старыми брюзгами, что "эРэФия" по части науки никогда не сможет превзойти СССР с его "Сангвином" и "Сжатием"! Сколько копий было сломано в спорах с либерастами, что в "нищей воровской тоталитарной рашке" никогда не будет ничего подобного, что "единственное на что способна твоя страна - это служить сырьевой колонией Западу и пополнять офшорные счета олигархов"! Вот вам всем "на погоны"!
    Ну ничего, сейчас пойдут аргументы что "этого ещё нет на вооружении", что "это не нужно", что "лучше раздайте деньги пенсионерам" и в очередной раз обсудим "как страшно жить".
    1. bars1
      bars1 29 февраля 2020 11:56 Новый
      -1
      К сожалению, отстаём от американцев...Не имея возможность использовать волоконные лазеры, используем лазеры с лазерной накачкой (со всеми их издержками). Гордимся что одними из первых приняли на опытно-боевое дежурство БЛК, хотя по исполнению он не вполне современен. Но на безрыбье и рак рыба.
      1. Безымянный
        Безымянный 29 февраля 2020 11:59 Новый
        -3
        Технологии - это дело наживное. Ещё не известно с какими типами лазеров они эксперементировали. Может, в будущем и волоконный лазер будут использовать - в России это не ноу-хау: достаточно вспомнить что подобные лазеры применялись у нас в хирургии еще с 80-ых.
      2. AVM
        1 марта 2020 21:13 Новый
        +1
        Цитата: bars1
        К сожалению, отстаём от американцев...Не имея возможность использовать волоконные лазеры, используем лазеры с лазерной накачкой (со всеми их издержками). Гордимся что одними из первых приняли на опытно-боевое дежурство БЛК, хотя по исполнению он не вполне современен. Но на безрыбье и рак рыба.


        Есть ещё очень интересная тема дисковых твердотельных лазеров, возможно даже более перспективная чем оптоволокно.

        Впрочем, если БЛК "Пересвет" реально лазер с ядерной накачкой, то это "алмаз в короне". Многие могут разрабатывать твердотельные, газовые или волоконные лазеры, но скрестить ядерные и лазерные технологии... Возможно это одно из наших главных преимуществ. Большая часть стран вообще, даже в теории не могут вести такие работы.
  8. Saxahorse
    Saxahorse 28 февраля 2020 23:48 Новый
    +6
    Почему то очень хочется спросить.. Автор на кофейной гуще гадал али на куриных косточках со свиными ребрышками? wassat
  9. mark1
    mark1 29 февраля 2020 03:25 Новый
    0
    Статья хороша хотя бы как попытка добросовестного анализа возможностей БЛК и тактики его боевого применения сделанного на основе открытой информации. Что верно, что не верно станет известно только со временем, так что на данный момент можно особо то с критикой и не напрягаться.
  10. Shuttle
    Shuttle 29 февраля 2020 08:36 Новый
    -2
    Пиу-пиу. Начало.
    (не шутка, к сожалению)
    А статья отличная. Спасибо автору.
    1. Хусит
      Хусит 29 февраля 2020 08:46 Новый
      +2
      Цитата: Shuttle
      Пиу-пиу. Начало.
      (не шутка, к сожалению)

      А конец бах бах..Не зря наши конструктора во времена СССР усиленно работали в этом направлении и главное сохранили все после развала СССР..США в этом направлении в хвосте плетутся со всем их огромным военным бюджетом..Это не хвастовство -это факт !
  11. mentor69
    mentor69 29 февраля 2020 09:10 Новый
    +3
    Все изложено красиво,реально красиво,даже с фотками,что было бы, если б было....Что-то Нью-Васюки вспомнились.
  12. Винни76
    Винни76 29 февраля 2020 09:58 Новый
    -1
    Всё очень здорово с этим АБЛК, просто шоколадно. Единственно, если автор прав, это летающий реактор и последствия авиакатастрофы могут быть очень печальны. Интересно, можно ли обеспечить достаточную защиту от разрушения при возможном падении.
    1. AVM
      1 марта 2020 21:15 Новый
      +2
      Цитата: Винни76
      Всё очень здорово с этим АБЛК, просто шоколадно. Единственно, если автор прав, это летающий реактор и последствия авиакатастрофы могут быть очень печальны. Интересно, можно ли обеспечить достаточную защиту от разрушения при возможном падении.


      Да, это было бы печально. Но учитывая информацию о КР "Буревестник", я счёл допущение размещения лазера с ядерной накачкой на самолёте допустимым.
  13. Алекс2000
    Алекс2000 29 февраля 2020 10:02 Новый
    +2
    Да....
    И про Пересвет то ничего неизвестно, а тут его уже мысленно впихивают в несуществующие пока модификации самолетов и ракет.

    А вдруг он только против дронов работает, да как подсведка ЗРК?
    Тогда все эти мысли по дереву - в никуда...
    1. AVM
      1 марта 2020 21:17 Новый
      +2
      Цитата: Алекс2000
      Да....
      И про Пересвет то ничего неизвестно, а тут его уже мысленно впихивают в несуществующие пока модификации самолетов и ракет.

      А вдруг он только против дронов работает, да как подсведка ЗРК?
      Тогда все эти мысли по дереву - в никуда...


      Это также вполне вероятный сценарий. Только скорее не против дронов, и уж точно не подсветка ЗРК, а вот что только против оптики спутников, такое возможно, но это было бы крайне печально - столько пафоса...
  14. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 29 февраля 2020 10:09 Новый
    +1
    Я не технарь.. Но читал статью как первоклассник- азбуку. Есть же умные люди. Чего только не придумают. В любом случае, КБ и изготовителям- удачи, терпения и финансирования.
  15. KrolikZanuda
    KrolikZanuda 29 февраля 2020 10:15 Новый
    +2
    Расписано замечательно, только ничего этого не будет.
    1. bars1
      bars1 29 февраля 2020 11:58 Новый
      0
      Конечно не будет. Мало того, мы все умрем!
  16. TatarinSSSR
    TatarinSSSR 29 февраля 2020 12:52 Новый
    0
    Зачем было писать целую статью с горой картинок из инета, не проще было бы написать в разделе "Фантастика" об этом? На языке так и вертится вопрос - вы сначала разберитесь с тем оружием, что наобещали с три короба для ВС РФ, хвастались о их разработке 10 лет назад, 5 лет подряд катали на Параде и так далее. Штучные парадные и опытные единицы не в счет. У флота уже почти не осталось серьёзных кораблей дальней океанской зоны, а те что есть ещё от СССР доживают как могут и дико просят модернизации. По несколько лет строим корветики и фрегатики ближней и береговой зоны. Зато сказок-разработок-пластмассовых моделек то ядерного эсминца, то супер авианосца, то вертолётоносца - по 10 раз в год на выставках. Подлодки многоцелевые по 11 лет строим одну штуку. Постоянные сказочные отодвигание сроков готовности новой техники - то снова испытания ещё на год-два, хотя уже лет 6 как хвалили её по всем СМИ по типу "неимеющейаналоговвмире". Придумали новый развод народа - двигатель первого этапа. Потом двигатель второго этапа. Потом двигатель третьего этапа. Потом крыло второго этапа. Потом кабина какого то этапа. И так сколько лет? 10-20? 30? Может хватит сказок на весь мир про "Пересветы, Посейдоны, Охотники" и прочую лабуду?! Может сначала молча, соблюдая секретность, разрабатывать, испытывать, отлаживать, доводить до ума - и лишь потом показывать всему миру - вот! Любуйтесь, трепещите! Вот он красавец, на Параде- идеальный танк, самолёт, песпилотник, корабль, лазер и так далее - испытанный вдоль и поперёк! И принимаемый на вооружение, НЕ ИМЕЕТ АНАЛОГОВ В МИРЕ и идёт в серию! Вот тогда мир ахнет, а мы, россияне, будет радостно хлопать в ладошки и гордится за свою промышленность, за армию, за конструкторов и за руководство! А то что происходит сейчас - это популизм, сказочки-обещалочки ради набора временного внутреннего рейтинга чиновников. И это прискорбно. Потому что сказок много от Кремля про супер оружие, а тот же ВКС по прежнему воюет в Сирии древними методами - свободнопадающими бомбами или с пике НУРСАМИ - такие же древние СУ-24, СУ-25! И почти как во времена ВОВ - Бойцы ССО наводят их на цель, рискуя жизнями. И стоит объективно сказать - даже турки лупят по целям с артиллерии точнее российских ВКС в разы. И это при том, что выстрел с турецкой САУ T-155 «Фиртина» высокоточным снарядом в десятки раз дешевле, чем работа того же СУ-34, который надо заправлять, обслуживать, которому нужно время на взлёт, на полёт, бомбёжку и возврат на базу. Можно сколько угодно рассказывать сладкие сказки про "Пересветы и Посейдоны" - но война идёт сейчас, в той же Сирии, на Донбассе и т.д. И воевать нужно сейчас, современным оружием, а не сказками и обещалками из фантастических бредней.
    1. Безымянный
      Безымянный 29 февраля 2020 15:22 Новый
      0
      М-да, государство значит специально начало обнародывать материалы про новые военные разработки - так теперь недовольны тем, что ведомство показывает общественности то, что в перспективе встанет на вооружение. Раньше-то все разработки были за завесой тайны, что про "Чёрного орла", что про Т-95, что про Су-47, что про "Спираль", что про советские сухопутные лазерные комплексы по типу "Сангвина" вообще не было никакой информации - только домыслы журналистов из интернета. И все несли свою агитационную чушь про развал ВПК, и про нищую Россию в которой могут только воровать, и прочий бред. Сейчас и миру показали что мы не такие убогие как о нас думают, и собственный народ успокоили путём демонстрации того что ВПК вопреки всем басням о его развале продолжает создать новую военную технику. Нет, всегда найдётся кто-то недовольный тем, что новое не поступило "здесь и сейчас", что его до сих пор испытывают, выявляют конструкторские ошибки и недостатки. У либерастни эдакий "чёрный оптимизм" - "всё что не случится - всё к худшему"!
      Вас смущает то, что Т-14 показали впервые в 2015-ом, а сейчас в 20-ом они полностью не заменили собой все танки старых моделей? Я вас успокою - их уже произведено в количестве нескольких батальонов, уже почти полк сформирован. К тому же ничего что работы по перспективной технике могут идти такое длительное время? Ещё в советское время последние аналогичные работы по теме "Тополь" (а в последствии "боксёр\бунтарь\молот\нота") длились с конца 70-ых и до середины 90-ых. У нас уже страна в своё время очень сильно обожглась, когда приняла на вооружение пусть хоть и революционный, но и в то же время откровенно "сырой" Т-64, который к тому же сразу произвели многотысячным тиражом. Поэтому и не спешат с выпуском Арматы - ибо куда дешевле выпустить опытно-войсковую партию и в ходе её эксплуатации выявлять все дефекты, чем сразу же произвести их гигантской партией и потом тратить очень много времени и денег на их переделку, доводку до ума и ремонт.
      А что, вы много знаете ОБТ на этом белом свете кроме Т-14, которые бы имели ЭМИ-защиту, запускали дронов, имели необитаемую башню лафетной компоновки, универсальное шасси и бронекапсулу для экипажа, и многое чего ещё другого? По-моему Т-14 действительно "не имеет аналогов"!
      1. TatarinSSSR
        TatarinSSSR 29 февраля 2020 16:00 Новый
        0
        Прежде чем писать такую поэму с нотациями мне - читайте ВНИМАТЕЛЬНО текст комментария. И не переворачивайте под свои домыслы.
        Про "либерастню" будете своим корешам на кухне рассказывать за стопочкой.
        1. Безымянный
          Безымянный 29 февраля 2020 16:16 Новый
          +1
          Ой, да ладно вам, не обижайтесь: как сами написали - так вас по смыслу и поняли. Есть те на белом свете кто написанное вами могли бы воспринять ещё хуже.
          А чем вас не устраивает "поэма" - не осиливаете?
          Как это занимательно что вы удалённо попытались определить кто я есть - и кореша, и кухня, и стопарики... ошибочка! Я с маргиналами отношений не веду, не пью (и вам не советую) и вообще просто замечательная личность! feel
          А чего про либерастню-то рассказывать? Ею и так весь интернет сочится - бедному человеку уже и податься некуда чтобы спокойно отдохнуть.
  17. Chaldon48
    Chaldon48 1 марта 2020 04:29 Новый
    0
    А не превратится ли лазерный сомолет с лазером с ядерной накачкой в этакий летающий "Чернобыль"?
  18. morgan
    morgan 2 марта 2020 13:14 Новый
    0
    Опять мультики.
  19. Костадинов
    Костадинов 26 марта 2020 16:52 Новый
    0
    На земле всегда можно сделать лазер мощнее и броня толще чем на самолете. Поражение со скорость света будет конец авиации.
  20. Pandiurin
    Pandiurin 5 апреля 2020 17:27 Новый
    0
    Цитата: Костадинов
    На земле всегда можно сделать лазер мощнее и броня толще чем на самолете. Поражение со скорость света будет конец авиации.


    Размещение на поверхности принципиально не даёт ничего нового что не могло бы сделать традиционное ракетное ПВО. С учётом кривизны поверхности для низколетящих целей и большое рассеивание - расфокусировки луча в нижних слоях атмосферы на больших расстояниях.

    Больше возможностей появляется при выводе в космос, если орбиты будут порядка 3000 - 5000 км, при колличестве спутников 20 - 30 под ударом окажется всё
    воздушное пространство на средних и больших высотах.
    Для таких тяжёлых спутников вывод на орбиту дорогой. Но и вывести их из строя противоракетной тоже дорого, к тому же они могут защищаться и сбивать противоспутниковые ракеты.

    Размещение на самолётах более дешёвый вариант, и можно оперативно нарастить возможности про на каких то участках (например около границ Ирана)

    Для других стран, размещение на самолётах это в том числе возможность уменьшить спутниковую про "партнёров". С поверхности земли лазерным оружием это сделать не получиться для орбит с большим удалением от земли. Начальное расфокусирование луча в плотных слоях атмосферы на расоянии в несколько тысяч километров превратит интенсивность луча боевого лазера в аналогичный свету мощного фонарика.