Крымская война. На северных морях и на Тихом океане

188
Крымская война. На северных морях и на Тихом океане
Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года

«... Запад не решается на ту единственную политику, которая одновременно достигла бы двух целей: обеспечение мира и сохранение собственного достоинства. На высокомерие самодержца отвечает он [Запад] знаками, которые тем истолковываются как трусость. Если бы западные державы с самого начала говорили бы мужским языком, соответствующим их подлинному военному и экономическому могуществу и их ответственности перед миром, если бы они сразу показали, что бахвальство и жесты импонирования их не впечатляют, то царь не только тут же оставил все свои агрессивные намерения, но и испытал бы в отношении этих держав иное чувство, чем то презрение, которое сейчас тлеет в его сердце.»
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. Т. 11

Неизвестные войны. «Единственная политика», которая, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, только и могла заставить императора Николая I изменить свою позицию, однако, не слишком удалась. Действия эскадры союзников на Балтике закончились фактически ничем. Даже «Таймс» писала о смешном результате, достигнутым действиями столь громадной армады. И что тут было делать? Что ещё продемонстрировать «прогрессивной Европе». Подумали и решили – показать свои возможности на морях вокруг России. То есть добиться успеха в других местах.


Угловая башня Соловецкого монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского. Это изображение из Библиотеки Конгресса США

Первым подвергся бомбардировке с моря Соловецкий монастырь. Построенный прочно и надёжно, он был хорошей крепостью, однако имел всего лишь десять пушек, из которых крупнокалиберных всего две. Между тем на двух английских паровых кораблях их было по 60 на каждом. Настоятелю послали ультиматум – сдаться, и неожиданно получили отказ! Монахи и богомольцы решили защищать свою обитель и встали к своим орудиям. Огнём с кораблей были разбиты ворота, крыши домов, однако до высадки десанта так дело и не дошло – столь метко по баркасам с пехотой стреляли монастырские орудия. Поэтому по монастырю с моря стреляли ещё два дня и… ушли от него несолоно хлебавши!




План Соловецкого монастыря 1849 года

Подошли к Архангельску, но и там английские суда встретили выстрелами пушек. Тогда вместе с подошедшими французскими кораблями эскадра атаковала посёлок Кола в Кольском заливе. Из 128 домов было уничтожено 110, но этим-то все успехи союзников и завершились. Сами жители Колы покинули свой посёлок, и жертв среди них не было. Ну и понятно, что нанесённый Российской империи урон можно расценивать как «слону дробина». Скорее всего, это понимали и сами союзники. Понимали, но тем не менее предприняли ещё одну «диверсию» на Тихом океане, попробовали захватить Петропавловск-Камчатский.


Василий Степанович Завойко. Библиографическое описание. Портреты лиц, участвовавших в событиях войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов. Б. м., Б. г. 5 т. Место издания М. Год издания 1881

Известие о том, что Россией была объявлена война Англии и Франции, главный командир Петропавловского порта В. С. Завойко получил 14 июля 1854 года и тут же уведомил командира стоявшего в гавани фрегата «Аврора» о том, что американский консул его известил, что из Англии отправлен пароход, с целью подготовить эскадру для блокады российских гаваней на Тихом океане.

При этом малоизвестен один любопытный факт: в самом начале Крымской войны руководства «Русской Америки» на Аляске и Британской Колумбии (Канада) заключили пакт, по которому они в течение всего конфликта должны были оставаться нейтральными относительно друг друга. И понятно, почему, ведь обе стороны боялись того, что сюда придут американцы. Поэтому война для «Русской Америки» никакой угрозы не представляла. Была «где-то там», а здесь… здесь был «просто бизнес». Поэтому-то англичане и могли напасть на Петропавловск-Камчатский, но не могли атаковать русские поселения в Америке! Более того, в 1854 году между «Русско-Американской компанией» и её партнёром «Американо-Русской торговой компанией» был подписан договор о… продаже, или, скажем так – об «уступке всех своих прав и имущества» сроком на три года за 7 миллионов 600 тысяч долларов. Понятно, что договор был фиктивным, но существовал де юре, и по нему англо-французский флот не мог атаковать… уже американскую территорию, хотя бы там и жили русские люди!


Портрет Василия Степановича Завойко в чине вице-адмирала, кисти Блинова Н. Н. (1842–1913). Исполнен по заказу музея на основании литографии, помещённой в издании «Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853-1854-1855-1856 годов» (СПб. 1858-1861). Центральный военно-морской музей. Санкт-Петербург

Губернатор Камчатки генерал-майор флота В. С. Завойко тут же приказал: «быть в совершенной готовности отражать нападение неприятельских судов», что было, однако, совсем не так просто. Невелик был город: в 1854 году в нём в 116 деревянных домах жили всего 1594 человек. Гарнизон Петропавловска-Камчатского насчитывал 920 человек, имевших в своём распоряжении 67 орудий. Причём, чтобы усилить его оборону, были сняты и переданы на береговые батареи пушки с правого борта фрегата «Аврора». Сам фрегат и военный транспорт «Двина» поставили на якорях в глубине бухты за косой Кошка, повернув бортами с орудиями в сторону моря и перегородив гавань.

Утром 17 августа на входе в Авачинскую губу показалась англо-французская эскадра в составе двух английских фрегатов «Президент» и «Пик», и парохода «Вираго», и французских фрегатов «Форт» и «Евридика», и брига «Облигадо», имевших на борту 212 орудий и экипаж с десантом численностью более чем 2700 человек (2200 человек корабельные экипажи и 500 человек десант английской морской пехоты), под командованием сразу двух адмиралов: британского контр-адмирала Дэвида Прайса и французского контр-адмирала Фебрие де Пуанта. 18 августа неприятельские суда в первый раз открыли огонь. Береговые батареи стали им активно отвечать.


Героическая оборона Петропавловска-Камчатского в августе 1854 года от действий англо-французской эскадры. Художник В. Ф. Дьяков

Здесь надо обратить внимание на естественно-географическое положение гавани, выгодное защитникам и невыгодное нападавшим. Со стороны моря её прикрывал выступающий в море мыс, на котором находилась батарея № 3 «Перешеечная», получившая также название «Смертельной». На ней было установлено пять 24-фунтовых орудий, обслуживали которые 51 человек. Батарея № 1 «Сигнальная» с тремя 36-фунтовыми орудиями, двумя мортирами и прислугой в 64 человека защищала вход на внутренний рейд и находилась на самой его оконечности. Батарея «Кошечная» № 2 запирала вход в гавань, была вооружена девятью 36-фунтовыми орудиями, одним 24-фунтовым орудием и имела 127 человек. И, наконец, «Кладбищенская» батарея № 4 размещалась на берегу напротив «Сигнальной» и имела три 24-фунтовых орудия и 24 человека прислуги. Ещё две батареи – «Портовая» и «Озерная» прикрывали подступы к городу со стороны берега и озера Култучного.


Первая атака на Петропавловск-Камчатский. Рис. А Шепса

Из-за странного самоубийства английского адмирала эскадре пришлось задержаться с атакой, которая началась лишь 20 августа (1 сентября) 1854 года. Приведя к молчанию батареи № 1 и № 5, союзники высадили десант у «Кладбищенской» батареи, но при виде приближавшейся российской пехоты десантники боя не приняли, а поспешили вернуться на корабли.


Оборона Петропавловска. Картина кисти А. П. Боголюбова, 1896 г.

Приведя корабли в порядок после боя, 24 августа союзная эскадра вновь начала обстрел русских береговых батарей и кораблей в гавани. Одновременно высадив десант в количестве около 950 человек теперь уже на правом фланге. Здесь ему в начале вроде бы улыбнулась удача: солдатам противника удалось подняться на господствующую над местностью высоту – Никольскую сопку, откуда они затем открыли огонь из штуцеров по «Авроре» и «Двине», а затем начали спускаться вниз к городу.


Вторая атака на Петропавловск-Камчатский. Рис. А Шепса

Но тут В. С. Завойко, собрав все резервы и сняв людей с батарей в количестве 350 человек, повёл их в контратаку. И несмотря на численное превосходство противника, добились победы! Десант начал отступать, причём отступление превратилось в бегство, во время которого многие ещё и покалечились или разбились при попытках спуститься с 40-метровой высоты. Корабли поддержать отступающий десант артиллерийским огнём не смогли, в итоге десант на берегу был полностью разгромлен.


«Батарея Максутова» – современный памятник

Потери союзников составили 400 человек убитыми, около 150 ранеными, а 4 человека были взяты в плен. В качестве трофеев было захвачено знамя, 7 офицерских сабель и 56 ружей. Победа была полной, полнее не бывает, причём какой: ведь малочисленный гарнизон сумел одолеть не кого-нибудь, а британских морских пехотинцев, знаменитых «красных мундиров», поддерживаемых внушительными силами флота.


Трофейное знамя Гибралтарского полка сегодня находится в местном краеведческом музее

Ну а о том, каков был накал этой жёсткой схватки, свидетельствует судьба командира «Смертельной» батареи князя Александра Максутова. Оставшийся в живых после боя мичман Н. А. Фесун в своём письме начальнику Морского корпуса адмиралу Б. А. Глазенапу от 30 августа 1854 года так написал о его подвиге:

«батарея № 3 … вот уже более получаса выдерживала огонь 30-ти пушек, калибра ее превосходящего. Станки перебиты, платформы засыпаны землей, обломками; одно орудие с оторванным дулом, три других не могут действовать; более половины прислуги ранены и убиты; остается одно — одна пушка, слабый остаток всей батареи; ее наводит сам князь, стреляет, и большой катер с неприятельским десантом идет ко дну; крики отчаяния несутся с судов. Французский фрегат, мстя за своих, палит целым бортом; ураган ядер и бомб носится над батареей, она вся в дыму и обломках, но ее геройский защитник не теряет присутствия духа. Сам заряжает орудие, сам наводит его, но здесь, здесь судьба положила конец его подвигам, и при повторных криках «Vivat» с неприятельских судов он падает с оторванной рукой…»


Александр Максутов на батарее. Художник П. Куянцев

Позднее мичман Г. Н. Токарев опубликовал в журнале «Морской сборник» «Подробности о кончине князя Максутова»:

«Вскоре после перенесения Князя в дом начались проливные дожди. Сырость проникла в дом, больные простудились: у Князя сделалась горячка. Сколько раз я навещал Князя и помню, как он просил меня, когда ему будет легче, приходить читать «Мертвые души» Гоголя… Что он слышал, лежа в полубреду, этот 24-летний молодой человек, погибающий в далеком краю? Наверное, эти слова звонче всего отзывались в нем: «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу». Положение его в последние шесть дней было ужасно: с оторванной рукой, лежа на спине, раздробленной при падении в ров, мучимый контузиею в ноге и горячкою, он едва мог шевелиться, доколе, наконец, 10 сентября смерть не положила конец его невыносимым страданиям…»


Александр Петрович Максутов

За свой героизм 24 декабря 1854 года (5 января 1855-го) Александр Максутов был посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени.


Вот такой после войны там был поставлен памятник

В. С. Завойко за проявленную храбрость и распорядительность удостоили чина контр-адмирала и ордена Святого Георгия III степени. Награды были даны и многим офицерам, солдатам гарнизона и морякам. Ну а морякам союзной эскадры пришлось очень несладко. Дело в том, что сообщение о событиях в Петропавловске-Камчатском было опубликовано в «Морском сборнике» за декабрь 1854 года и… вызвало в Европе настоящий шок. «Падающего толкни» – сказано было ещё когда, и английская и французская пресса уж отвела душу на неудаче Объединённой Тихоокеанской эскадры. Множество карикатур и язвительных комментариев обрушились на головы британских и французских моряков, так что чашу неудачников, не сумевших взять Петропавловск, они испили до дна.


Модель фрегата «Аврора». Фото shipmodel.ru

Утешаться они могли разве что тем, что в марте 1855 года В. С. Завойко получил приказ эвакуировать всех жителей и гарнизон в Николаевский пост (ныне Николаевск-на-Амуре) в устье Амура, где «Аврора» и «Двина» оставались до конца войны. Стало известно, что противник предполагает повторить атаку на Петропавловск крупными силами, так что держать в этом месте людей и корабли никакого смысла не имело. Взорванные бастионы и сожжённые дома – вот и всё, что досталось пришедшей на Камчатку очередной союзной эскадре из 26 вымпелов!
188 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    28 июня 2022 05:10
    Спасибо Вячеслав Олегович! Умнеете Вы об известном интересно писать. Ещё раз спасибо!
    От себя отмечу, что батареи Петропавловска-Камчатского были вооружены 36-фунтовыми орудиями, которых было достаточно против объединённой эскадры. Плюс - мортиры.
    По Соловкам. На руку настоятеля сыграл тот факт, что ещё Пётр обязал монастыри содержать увеченных и вышедших в отставку нижних морских чинов. Так что «пенсионеры-инвалиды» тряхнули стариной лихо. Пушки Соловковков ещё наверное при деле Петра завозились.
    В обороне Колы вообще участвовало два орудия, ровесники Ивана Грозного. Да ещё и без лафетов. Стреляли со срубов. Потеряли обе, но не сдались.
    Всем доброго дня, Коте!
    1. +12
      28 июня 2022 06:27
      Рад, что Вам понравилось. Доброго дня!
      1. +3
        28 июня 2022 18:23
        Цитата: kalibr
        Рад, что Вам понравилось. Доброго дня!

        Потери союзников составили 400 человек убитыми, около 150 ранеными, а 4 человека были взяты в плен.

        А наши потери ?
        1. +3
          28 июня 2022 19:01
          Очень невелики.
          1. +2
            28 июня 2022 19:28
            Цитата: kalibr
            Очень невелики.

            Цифры, цифры...
    2. +7
      28 июня 2022 13:11
      Цитата: Коте пане Коханка
      По Соловкам. На руку настоятеля сыграл тот факт, что ещё Пётр обязал монастыри содержать увеченных и вышедших в отставку нижних морских чинов. Так что «пенсионеры-инвалиды» тряхнули стариной лихо. Пушки Соловковков ещё наверное при деле Петра завозились.

      Артиллерия Соловецкого монастыря по факту была музейными экспонатами. Правда из Архангельска прислали 8 шестифунтовок, но для кораблей такой калибр был что слону дробина.
      Вторым возможным объектом нападения был Соловецкий монастырь, который имел не только крепкие стены, но и орудия времен XVI века, оставленные на крепостных стенах в качестве исторического раритета. Правда, после осмотра вооружения из 20 монастырских пушек годными к стрельбе было признано три 3-фунтовых орудия. 16 мая 1854 года Бойль перекинул на Соловки восемь 6-фунтовок с комплектом по 60 ядер на каждое. Гарнизон монастыря насчитывал 53 солдата-инвалида, охранявших заключенных. Кроме того, для отражения возможной атаки был сформирован сводный отряд из монахов, вольнонаемных рабочих и 20 заключенных. Батареи возглавил присланный с Большой Земли инженерный офицер Друшлевский.
      © Сергей Махов. Крымская война: Белое море.
      Причём основную роль в обороне сыграла пара монастырских трёхфунтовок, выдвинутая на передовую батарею.
      1. 0
        30 июня 2022 08:21
        Автор кстати об этом говорит, а то я себе уже представил, как часто натыкаюсь, картину, как стреляли по кораблям, нет, стреляли конечно, но и по шлюпкам стреляли тоже., а там и 3-4 фунта сойдёт.
  2. +11
    28 июня 2022 06:47
    Утро доброе!
    "из-за странного самоубийства английского адмирала."
    Ну вероятно можно считать это "несоблюдением ТБ"?Он ведь занимался перезарядкой собственного пистолета в тот момент?Впрочем трудно представить себе,чтобы матёрый вояка случайно спустил курок.Интересно,есть ли подробности его гибели?Надо будет "порыться".Заинтриговали Вячеслав Олегович! Спасибо и за статью и за...интригу! hi
    1. +3
      28 июня 2022 07:54
      Саму заинтересовала эта фраза . А как сам Вячеслав Олегович считает?
      1. +5
        28 июня 2022 08:16
        Цитата: Astra wild2
        А как сам Вячеслав Олегович считает?

        А как Вы считаете? hi
        1. +2
          28 июня 2022 16:06
          Если он чистил пистолет. В нашей части был случай: муж чистил пистолет и попал в жену
          1. +4
            28 июня 2022 16:23
            Цитата: Astra wild2
            В нашей части был случай: муж чистил пистолет и попал в жену

            Практически как Буденный. hi
            1. +2
              28 июня 2022 16:39
              Как было у Буденного я не знаю,а о том случае ."Женское радио",как правило хорошо информировано,не верило. Мы так и "бате"сказали
              1. +2
                28 июня 2022 16:44
                Цитата: Astra wild2
                Как было у Буденного я не знаю

                Он тоже случайно застрелил жену, подробностей не помню, можно посмотреть в интернете. Следствие его оправдало.
                1. +9
                  28 июня 2022 16:56
                  Сидит Семен Михалыч на крылечке, чистит любимый наган. Май на дворе, тепло, птички поют. Подходит дражайшая супруга и ласковым голосом спрашивает: "Сема, милый, ты когда елку вынесешь?"...
                  Привет, Сергей!
                  1. +8
                    28 июня 2022 17:40
                    Цитата: 3x3zsave
                    "Сема, милый, ты когда елку вынесешь?"...

                    Стояла ведь елка с 1914 и не мешала никому.... hi
                    1. +5
                      28 июня 2022 18:06
                      Цитата: Mihaylov
                      1914 и не мешала никому....

                      И главное ведь что?Под руку сказала,а?! laughing
                  2. +3
                    28 июня 2022 18:07
                    Антон!
                    Отлично! good good good
            2. +2
              28 июня 2022 21:08
              Будённый стрелять умел, столько лет при "Нагане". wink
              "Ведь знал же, гад, куда стрельнуть!"(с) laughing
      2. +4
        28 июня 2022 10:53
        Цитата: Astra wild2
        А как сам Вячеслав Олегович считает?

        Он не знает! А гадать не имеет права.
        1. +1
          28 июня 2022 15:58
          Вы,меня разочаровали. Надеялась
          1. +4
            28 июня 2022 18:08
            Цитата: Astra wild2
            Надеялась

            Эх, Вячеслав Олегович.Вячеслав Олегович!Ну как так-то?
            1. +4
              28 июня 2022 19:03
              Лучше горькая правда, чем сладкая ложь!
    2. +9
      28 июня 2022 08:18
      Впрочем трудно представить себе,чтобы матёрый вояка случайно спустил курок.Интересно,есть ли подробности его гибели?
      А если убийство? В духе "шарше ля фам"? В смысле из-за женщины? Хотя, все складывается в пользу самоубийства.Адмирала Прайса,нашли в его каюте,каюта не была заперта,с простреленной грудью и пистолетом в руке. Рана адмирала была безусловно смертельна – пуля повредила правые отделы сердца, тем не менее раненый прожил ещё четыре часа, почти всё время оставаясь в сознании и страдая как физически, так и душевно. Выстрел не был технической случайностью: и капеллану, и французскому адмиралу умирающий признавался в "страшном преступлении", каковым является самоубийство. Называл и повод – "неспособность перенести мысль о том, что ему придется послать в бой столь многих достойных и добрых людей,которых он так любил и кого любая его ошибка может привести к погибели". Причиной самоубийства современники считали боязнь ответственности: британское Адмиралтейство, а тем более общественное мнение, подогреваемое скандальной прессой, не прощали не удач и никак не принимали ни каких оправданий. Но так вдруг испугаться перед боем? Прайс ,был не из трусливых.А все эти его речи,для отвода глаз?
      1. +10
        28 июня 2022 08:32
        британское Адмиралтейство, а тем более общественное мнение, подогреваемое скандальной прессой, не прощали не удач
        Прощали, карьера Уильяма Блая тому пример.
        1. +10
          28 июня 2022 08:36
          Прощали, карьера Уильяма Блая тому пример.
          Хм..да? Тогда с чего бы? Да и выстрел в грудь,не наверняка.Ни какой предсмертной записки.Тип, в моей смерти прошу винить английских империалистов.. laughing
          1. +11
            28 июня 2022 08:49
            В любом случае, "неспособность перенести мысль о том, что ему придется послать в бой столь многих достойных и добрых людей,которых он так любил и кого любая его ошибка может привести к погибели", как повод к суициду не состоятелен, если вспомнить девиз "Роял Нави": "King has a lot".
            1. +5
              28 июня 2022 08:54
              Так в том то и дело, слишком много слов и не понятного раскаяния.
        2. +3
          28 июня 2022 17:52
          Привет, Антон! Привет всем!
          Что с моим ихтиологическим вопросом.
          1. +3
            28 июня 2022 17:59
            Привет, Саша!
            Здесь так себе, нужно ехать на Варзугу и Териберку.
            1. +3
              28 июня 2022 18:01
              В Тереберке рекламируют, чуть ли отель 5 звездей.
              Очень видовой. Поеду в августе южнее Харпа.
              Сегодня с утра отчалил. Уже дома.
              1. +4
                28 июня 2022 18:08
                В Тереберке рекламируют, чуть ли отель 5 звездей.
                Их там штук пять после "Левиафана" появилось.
                1. +2
                  28 июня 2022 18:15
                  Место реально красивое!
                  Если погода позволит.
            2. +1
              28 июня 2022 18:03
              Про Варзугу мы в месте с Мишей вспоминали,в т.ч. и Умбу
      2. +5
        28 июня 2022 08:41
        Доброе утро!
        А вот за такой подробный ответ Вам,Корнелий,кроме вполне ожидаемого "+",ещё и большое спасибо!За информацию! good
        1. +7
          28 июня 2022 08:52
          Доброе утро! Пожалуйста,но все же загадка.Масса вопросов.Расследования не было.Кстати , в 1839 г, примерно такая же таинственная смерть Виткевича,российского офицера и тоже якобы из-за угрызений совести.Ничего два этих самоубийства не связывает..но..оба больше похожи на убийства.
          1. +5
            28 июня 2022 10:05
            .Кстати , в 1839 г, примерно такая же таинственная смерть Виткевича, российского офицера и тоже якобы из-за угрызений совести.

            Доброе утро! Расскажите об этом случае подробнее, пожалуйста. Каюсь, никогда про такого не слышал. hi
            1. +6
              28 июня 2022 10:41
              никогда про такого не слышал.
              Ну, как же Виткевич Ян Викторович или Иван , как его еще называли, поляк,российский офицер,востоковед.Разведчик, собирал политическую информацию о Центральной Азии.Находился с миссией в Кабуле. По возращению был представлен к награде и в повышении в чине.В день перед награждением, был найден мертвым в своем номере.Пулевое ранение в голову.Рядом лежал пистолет.Все бумаги сожжены.Две версии, убийства или самоубийства ,не нашли подтверждения, точнее,не существует убедительных доказательств обеих версий. Так же как и самоубийством Прайса,нет убедительных доказательств как убийства так и самоубийства.
              1. +6
                28 июня 2022 11:38
                Ну, как же Виткевич Ян Викторович или Иван , как его еще называли, поляк,российский офицер,востоковед.

                Честно, не слышал про такого никогда. Каюсь. Из поляков-востоковедов помню только Пржевальского. Спасибо!
                А Ваше мнение про смерть Скобелева? Могла ли она быть подозрительной?
                1. +2
                  28 июня 2022 16:33
                  Николай,существовали версии:турки,чтоб он не поехал на Балканы,вновь ,намечалась напряжёнка.
                  Месть"рогоносца",деталей не знаю.
                  Немецкая разведка:якобы немцы в преддверии будущей войны. Но эта версия самая слабая.
              2. +2
                28 июня 2022 12:18
                Корнелий,а не про него ли был снят фильм "Миссия в Кабуле".В начале восьмидесятых? hi
                1. +5
                  28 июня 2022 12:36
                  "Миссия в Кабуле" о событиях 1919 года.
                  1. +4
                    28 июня 2022 13:48
                    Приветствую Вас Иван!
                    Просто смутно помню тот фильм,смотрел его лишь раз.Если честно,то ничем не запомнился.Увы. hi
                  2. +2
                    28 июня 2022 15:27
                    Да о миссии Раскольникова, фильм великолепно сделанный, но насквозь лживый.
              3. +1
                28 июня 2022 16:19
                Я о нем читал в какой-то книге.
            2. +6
              28 июня 2022 10:45
              Цитата: Пане Коханку
              Доброе утро!

              Ну наконец-то!Вернулся!В родные пенаты.

              Утро доброе Николай! good
          2. +6
            28 июня 2022 10:29
            Выскажу предположение: Виткевич был двойным агентом, за что и поплатился
            1. +4
              28 июня 2022 11:08
              Виткевич был двойным агентом
              Тогда тут больше вопросов, если был двойным агентом
              1. +4
                28 июня 2022 11:18
                Да, но согласитесь, его биография располагает к подобным инсинуациям?
      3. +3
        28 июня 2022 17:51
        Добрый день, Корнелий. smile

        Адмирала Прайса,нашли в его каюте,каюта не была заперта,с простреленной грудью и пистолетом в руке.

        Я так же как и Вы склонен считать это самоубийством, но тут есть один момент -- перед боем все переборки были сняты, в т.ч. и у адмиральской каюты. Борщаговский в своей книге писал, что кто-то видел как это произошло -- рука с оружием скользнула вдоль груди к поясу и в этот момент произошел выстрел. Книга его хороша и интересна, но это всё же роман, а не сухая история.
        Интересно, у Вас нет ещё информации по этому поводу, не так уж часто британские адмиралы стреляются не имея на то серьёзных причин. smile drinks
    3. +5
      28 июня 2022 09:06
      Цитата: Фил77
      Ну вероятно можно считать это "несоблюдением ТБ"?Он ведь занимался перезарядкой собственного пистолета в тот момент?

      Весьма мутная история.
      Н. Н. Муравьёв, письмо генерал-адмиралу русского флота Великому Князю Константину Николаевичу о победе в Петропавловске и о роли в ней В. С. Завойко:

      …английский же адмирал Прайс убит перед Петропавловским портом на своём фрегате и похоронен в Тарьинской бухте… Завойко напрасно поверил рассказу пленного, что адмирал Прайс будто бы сам застрелился. Неслыханное дело, чтоб начальник застрелился в самом начале сражения, которое надеялся выиграть; не мог адмирал Прайс застрелиться и невзначай своим пистолетом, для какой надобности он брал его в руки, находясь на фрегате за милю от нашей батареи…
      1. +4
        28 июня 2022 10:22
        Цитата: Лесовик
        Весьма мутная история.

        Полностью согласен.Но склонюсь к общепризнанному мнению о самоубийстве.Возможно минутное помрачение рассудка.Волнение перед битвой.Личные обстоятельства.И у "железных людей" бывают минуты слабости.И главное.А кому было выгодно убийство Прайса?Кроме русской стороны?
        Русский "ликвидатор" в английской эскадре?Даже самому стало смешно. laughing bully
        1. +7
          28 июня 2022 10:45
          Русский "ликвидатор" в английской эскадре?Даже самому стало смешно.
          Но не смешно то, что расследование не проводилось должным образом.Что повлияло на помутнение рассудка? Грозные бастионы Петропавловска? smile Рассудок ,без воздействия не помутится,даже на короткое время..
          1. +4
            28 июня 2022 10:58
            Цитата: kor1vet1974
            расследование не проводилось должным образом.

            Встречный вопрос.А почему оно не проводилось?Вероятно именно потому,что причина лежала на поверхности?Не было ни у кого сомнений в произошедшем. hi
            1. +6
              28 июня 2022 11:12
              Конечно,два человека в один голос,твердили одно и то же,да и какие врач и священник,ну ,как таким людям и не поверить. smile "Поскользнулся, упал, очнулся гипс"(с)
              Это Дюма стрелялся..ушел в кабинет,раздался выстрел..все к нему..а он живой.."Извините,господа,промахнулся"..
            2. +8
              28 июня 2022 11:16

              "На фото London Colt model 1851 .36 cal Navy Percussion revolver. Именно из такого якобы застрелился Дэвид Прайс. Из него действительно можно легко застрелиться - при заряжании, если случайно одеть капсюль на брандтрубку до того, как начинаешь снаряжать барабан. Учитывая, что тогда это была новинка, которой Прайс обзавелся буквально перед выходом в плаванье, такая ошибка при обращении с револьвером вполне могла иметь место. А далее уже пошла лирика. Ну не рассказывать ведь перед началом боя офицерам, что их адмирал застрелился из за неумения обращаться с оружием. Кстати, современные родственники адмирала эту версию тоже рассматривают, как наиболее вероятную."©
              1. +5
                28 июня 2022 11:35
                А далее уже пошла лирика.
                Заряжать револьвер, направляя себе в грудь.Что он хотел рассмотреть, ствол?
                1. +3
                  28 июня 2022 11:39
                  Заряжать револьвер, направляя себе в грудь.
                  Если перепутать последовательность процесса при раздельном заряжании, то именно так!
                  1. +4
                    28 июня 2022 11:49
                    По характеру ранения, уж больно точно..Да и если перепутал,ствол больше в верх направляется, в сторону головы, а не сердца..
                    1. +3
                      28 июня 2022 12:02
                      Отнюдь, проведите мысленный эксперимент по анатомической моторике и увидите, что все действия происходят в районе грудной клетки.
                      1. +2
                        28 июня 2022 12:12
                        Не представляю,потому как заряжаю барабан,направив ствол в верх и не упираю в грудь,хотя ежели капсюли , он раньше поставил..зарядил, случайно нажал на курок..Но тогда ,зачем ему понадобилось 4 часа рассказывать, как ему жалко стало солдат?
                      2. +4
                        28 июня 2022 12:22
                        хотя ежели капсюли , он раньше поставил..зарядил, случайно нажал на курок..
                        О чем и речь.
                      3. +9
                        28 июня 2022 12:40
                        О чем и речь.

                        Я все прошу тебя напомнить, как звали того французского деятеля, который во второй половине 16-го века, уже выиграв сражение (!), захотел напиться, а для этого решил приподнять шлем стволом заряженного пистолета... В общем, глупая смерть.
                      4. +5
                        28 июня 2022 12:42
                        А я тебе в который раз отвечаю: это было после меня, в 16 веке!)))
                      5. +5
                        28 июня 2022 12:56
                        А я тебе в который раз отвечаю: это было после меня, в 16 веке!)))

                        Угу, да, я помню, после тебя драконы и боевые маги вымерли. sad Подозреваю, потому что ты лично к этому руку-то и приложил... what
                      6. +5
                        28 июня 2022 13:08
                        Сами передохли, от "драконьего гриппа".
                      7. +4
                        28 июня 2022 21:17
                        Угу, да, я помню, после тебя драконы и боевые маги вымерли.


                        "Переживают, что съели Кука..."(с)
                      8. +2
                        30 июня 2022 08:29
                        Какой молодец однако. Батя в моём детстве как-то принёс пистолет домой, ну дал поиграться на минутку, в разгар 90-х ментам можно было не сдавать свои ПМы, ну я хохмы ради навёл на сестрёнку и тут как прилетит затрещина. Урок на всю жизнь.
                2. +3
                  28 июня 2022 12:00
                  Цитата: kor1vet1974
                  Что он хотел рассмотреть, ствол?

                  Итак.Три версии.Адмирал струсил и самоликвидировался.
                  Адмирал не струсил,но банально не умел обращаться с оружием.Блин,какой-то Буш-младший с крендельком получается! laughing И наконец.Тарарараммм!.
                  Русский ликвидатор! laughing laughing laughing
                  1. +6
                    28 июня 2022 12:19
                    Заварили Вы кашу Сергей.. laughing Видите ли подробностей захотелось.. laughing Русский ликвидатор.. laughing Зачем уж так..может банальней все было..Зашел офицер..вашество, а вы знаете, что ваша жена,женщина с низкой социальной ответственностью(или любовница), весь Лондон,об этом знает..А офицер ,должен был Прайсу,карточный долг,долг чести..Сказал и вышел..Через минуту раздался выстрел.. laughing
                    1. +3
                      28 июня 2022 12:51
                      Цитата: kor1vet1974
                      раздался выстрел..

                      Аааа!Вот видите,всё-таки личные обстоятельства. bully И женщина!И карты!И долг!И?Вполне себе возможно не просто офицер,а молоденький офицер.Этакий-душка! laughing Ха,ха,ха!
                      Ладно.Версию с "русским ликвидатором" отметаем.Не состоятельна.Хотя жаль.Этакий сюжет!А теперь похоже лишь мелодрама с трагическим финалом. bully
                      1. +3
                        28 июня 2022 13:07
                        А теперь похоже лишь мелодрама с трагическим финалом.
                        Что, и здесь Дантес руку приложил? Во искупление, так сказать...
              2. +4
                28 июня 2022 16:23
                Привет, Антон! smile
                Опередил ты меня, ну и слава Богу. Я только час назад выбрался из кровати, не спал почти 48часов, потом продрых почти 13, вот такая у меня странная жизнь.
                А если по делу, то меня удивляло желание многих авторов того времени обозвать револьвер пистолетом, по инерции и привычке что ли? Когда в семидесятых читал книгу "Русский флаг" всё было понятно, адмирал схватил пулю из пистолета, а вот когда появился интернет и возник "револьвер" у меня от удивления пропал дар речи, ненадолго, правда. laughing
                Но, и что тогда (когда в книге про пистолет), что сейчас (с револьвером) возникает один простой вопрос -- а на хрена адмиралу самому свою пушку надобно чистить? Для этого во флотах всего мира денщики давно уж придуманы. Новая система? Револьвер? Так за время похода эскадры научиться с ним обращаться мог не только денщик, но вся команда линкора. Вот этот момент меня всегда вводил во сомнение.
                Я там ниже по этому поводу кое-что отписал нашему Сергею. smile
                1. +2
                  28 июня 2022 16:34
                  Привет, дядя Костя!
                  Я не опередил. В данном случае я лишь коммуникатор.
                  1. +3
                    28 июня 2022 17:14
                    Да я не про это.
                    Сам-то как считаешь с Прайсом, учитывая все возможные варианты?
                    Я читал, что на британском флоте, после поражения на Камчатке, всех офицеров лишили наград в т.ч. и того самого баронета Николсона. Насколько это достоверно, не ведаю.
                    1. +2
                      28 июня 2022 17:25
                      Считаю, что версия неосторожного обращения с оружием, наиболее реальна. Тем более для револьверов с раздельным заряжанием, там, для проверки зачеканнености всех камор пулями, нужно оружие стволом к себе повернуть. При взведенном курке - чревато, знаешь ли...
                      1. +2
                        28 июня 2022 17:41
                        Да, я в курсе этих проблем, но как правило, на брндтрубку, что первая подходила под курок, капсюль не ставили или просто не снаряжали камору, делая револьвер пятизарядным. Знаешь, американцы первыми и "с младых ногтей" применяли капсюльные револьверы и карабины, и как-то нация выжила, да ещё и гражданскую пережила, а револьверы во время неё массово применялись по обе стороны линии фронта.
                        Да и Прайс не был ни ду р аком, ни дилетантом и для "не царского дела" у него был денщик. Не очень я верю в случайность.
                2. +1
                  30 июня 2022 08:31
                  Так до сих пор многие считают что это одно и то же, ладно когда моя жена револьвер назовёт пистолетом, а и мужики часто не видят разницы.
                  1. 0
                    30 июня 2022 15:28
                    Так в быту никто и не обязан щеголять профессиональным сленгом, тем более женщины. Я имел в виду печатные издания, где авторы, в своих работах должны точно определять о чём и что они пишут. Иначе...
                    "Маленькая ложь рождает большое недоверие"(с)
                    1. +1
                      30 июня 2022 21:33
                      Так точно и полностью согласен, я от военного, правда сержанта, слышал про 105-мм противотанковую гаубицу, речь шла о ВОВ
                      1. +1
                        30 июня 2022 23:39
                        Ну, если этот сержант и обслуживал эту гаубицу, то вряд ли она была противотанковой. wink Я сам был сержантом в армии, но никогда бы не назвал свой танк самоходной пушкой. hi
                      2. +1
                        1 июля 2022 08:04
                        Нет он служил на 30 батарее береговой обороны, и вроде как артиллерист, но честно признался что сейчас никто из 12-дм орудий стрелять не умеет.
              3. +2
                28 июня 2022 18:14
                Цитата: 3x3zsave
                что их адмирал застрелился из за неумения обращаться с оружием.

                Антон,ну вообще-то самоубийство ПЕРЕД боем тоже...мало вдохновляет.После проигранного сражения можно понять и простить. hi
                1. +1
                  28 июня 2022 18:21
                  Сергей, ты не заметил значок © после текста?
                  1. +2
                    28 июня 2022 18:33
                    Цитата: 3x3zsave
                    © после текста?

                    Упссс!Попал впросак.Виноват.Не заметил. hi
        2. +5
          28 июня 2022 11:15
          Цитата: Фил77
          Русский "ликвидатор" в английской эскадре?Даже самому стало смешно.

          А что? мне нравится такая версия: русский подводный пловец проникает на английский флагманский корабль, прокрадывается в каюту адмирала, ликвидирует его и незаметно покидает судно. А потом скромно отказывается от почестей и наград и просит не освещать эту историю.
          Какой сюжет для романа, а какое кино бы получилось! Так и вижу сцену как он проникает в каюту, адмирал хватает пистолет, но наш герой успевает перехватить его руку и глядя ему в глаза разворачивает ее и его же рукой стреляет - кульминация! wassat
          1. +6
            28 июня 2022 11:22
            Князь Боргезэ грызет кулаки от зависти!
            1. +5
              28 июня 2022 11:27
              Цитата: 3x3zsave
              Князь Боргезэ грызет кулаки от зависти!

              Джеймс Хедли Чейз переворачивается в гробу, а Спилберг понимает, что он упустил свой шанс снять лучший фильм в мире... laughing
              Приветствую Антон! hi
              1. +4
                28 июня 2022 12:14
                Цитата: Mihaylov
                Спилберг понимает,

                Блокбастер !"Петропавловск-1854."От создателя "Сталинграда" и "Девятой роты." Ф.Бондарчука,при участии Н.Михалкова.Спешите видеть во всех кинотеатрах России/тем более,что заграничных фильмов мы долго не увидим./! bully
                1. +3
                  28 июня 2022 12:42
                  Блокбастер !"Петропавловск-1854."

                  Для полноты сюжета надо еще на флагманский английский фрегат айсберг натравить, Сергей. laughing
                  1. +5
                    28 июня 2022 16:33
                    Цитата: Пане Коханку
                    Для полноты сюжета надо еще на флагманский английский фрегат айсберг натравить

                    Дружественные ительмены запрягают в айсберг дрессированных моржей и запускают его в английскую эскадру? wassat
                  2. +3
                    28 июня 2022 21:19
                    Или "Вираго" на прибрежную скалу. smile

                    А потом сказать: "Красивый был пароход" laughing
                    1. +4
                      28 июня 2022 22:37
                      А потом сказать: "Красивый был пароход"

                      А потом еще скромно прибавить: "Аминь...." laughing
                  3. +1
                    3 июля 2022 03:59
                    Цитата: Пане Коханку
                    Для полноты сюжета надо еще на флагманский английский фрегат айсберг натравить, Сергей

                    Реальные события обороны Петропавловска-на-Камчатке и последующей эвакуации на Амур превосходят самые буйные фантазии. Именно действия этих героев вызвали присоединение Приамурья и Приморья к России.
              2. +4
                28 июня 2022 12:54
                Цитата: Mihaylov
                Джеймс Хедли Чейз

                Приветствую Сергей!
                А уж как Бушков огорчится! bully
                1. +3
                  28 июня 2022 22:37
                  А уж как Бушков огорчится!

                  Бушкова разбирали на почившем "Вархеде". Говорят, очень слабый, как историк.
                  1. +2
                    29 июня 2022 06:12
                    Цитата: Пане Коханку
                    историк

                    Да нет,Коль,я имел в виду как создателя цикла о Кирилле Мазуре-"Пиранье".Первые произведения были весьма увлекательны и хорошо "прописаны".Затем?Хужее и хужее.
                  2. +2
                    30 июня 2022 08:35
                    Я бы сказал, что Бушков вообще не историк, единственное что прочитал полностью, даже не научно-популярное произведение. чувак зарабатывает деньги. Не считая художественной. У него отличный слог, чувство юмора. но и на этом пожалуй всё.
            2. +4
              28 июня 2022 23:02
              Да что там князь, вся 10-я флотилия MAS! bully
          2. +3
            28 июня 2022 12:03
            Цитата: Mihaylov
            кульминация!

            И?"-Смерть английским оккупантам!" laughing
            1. +3
              28 июня 2022 23:13
              -Смерть английским оккупантам!
              laughing

        3. +5
          28 июня 2022 16:01
          Серёжа, привет! smile
          Почитай книгу "Русский флаг"

          автор полагает, что Прайс, будучи специалистом по штурму фортов, оценил укрепления Петропавловска и, боясь реальной ответственности за провал, решил избежать её таким способом.

          Останься Прайс в живых, он, чужой в высших сферах Адмиралтейства, мог бы не только жестоко пострадать сам, но и навлечь болезненно ощущаемую немилость света на жену, кузин и прочих близких ему людей. То, что сменивший его молодой (сорокалетний) капитан Фредерик Николсон не пострадал, ничего не означает - он, баронет, сын прославленного генерала, был как раз из круга своих.



          Причиной самоубийства современники считали боязнь ответственности: британское Адмиралтейство, а паче того общественное мнение, подогреваемое скандальной прессой, не прощали неудач и никак не принимали в оправдание реальных трудностей своих героев. Трибуналы над неудачливыми флотоводцами английской истории известны.
          1. +4
            28 июня 2022 18:17
            Привет Константин!
            Уже ответил Антону по поводу "до" "после" боя.Негоже адмиралу "самоликвидироваться" перед сражением.После проигранного?Да!Но перед?Никак нельзя.
            1. +4
              28 июня 2022 18:21
              Негоже адмиралу "самоликвидироваться" перед сражением

              Да уж, моральное воздействие на подчинённых переоценить сложно, хотя англичане... чёрт их знает с их холодной кровью. request
  3. +5
    28 июня 2022 07:50
    среди прочих целей напасть на Соловецкий монастырь , англичане имели цель банально разграбить церкви всего Соловецкого архипелага . Были наслышаны , об , дескать , несметных сокровищах Соловецких Церквей . Но если что то и было очень ценного , всё предусмотрительно было заранее вывезено монахами в Архангельск .
    А вот на Большом Заячьем острове англичане оторвались . Там жил монах Мемнон , который ещё французов гонял по Парижу . Забрали англичане коз и овец у Мемнона да деревянную утварь из маленькой церквушки и покинули остров ... Грабители , одним словом !
    1. +1
      30 июня 2022 08:38
      Конечно, иначе за каким лешим они туда отправились? И, кстати, побережье то пограбили, как это сделали и на Азовском море но там была военная цель, подрыв тылов русской армии в Крыму а это чисто грабительский рейд.
  4. +3
    28 июня 2022 07:51
    Вячеслав Олегович,коллеги ,доброе утро. Обратила внимание на письмо Фесуна. Какой высокопарный стиль. Мичману не на флоте служить,а передовицы в газету писать
    1. +5
      28 июня 2022 08:09
      Вера, уверяю Вас, что для тогдашнего эпистолярного жанра, это практически "телеграфный стиль"!
      1. +4
        28 июня 2022 08:56
        Цитата: 3x3zsave
        это практически "телеграфный стиль"!

        Ха,ха,ха,ха!Практически одновременно. laughing
        Утро доброе Антон!
        И дня хорошего,удачного такого!
        На Москве хорошее летнее пекло.За "тридцатник".Хорошо! good
        1. +5
          28 июня 2022 09:07
          В Питере тоже самое, (хоть я сейчас и за Полярным Кругом) и никакого "желтого уровня опасности"!!!)))
          Привет, Сергей!
    2. +5
      28 июня 2022 08:12
      Цитата: Astra wild2
      Мичману не на флоте служить,а передовицы в газету писать

      В те времена это было в порядке вещей.Люди вполне себе владели эпистолярным жанром.Тем паче до интернета было ещё далеко как Вы понимаете. laughing
    3. +4
      28 июня 2022 08:38
      Тогда мобил не было.SMS не писали.. smile
      1. +3
        28 июня 2022 10:52
        Цитата: kor1vet1974
        Тогда мобил не было.SMS не писали..

        Увы,увы!Как многое изменилось с изобретением телефона.Люди перестали писать/красиво/ и начали болтать. bully
        1. +5
          28 июня 2022 11:08
          В таком случае пейджеры изобрели в Древнем Риме, ибо: "Veni, vidi, vici".)))
          1. +6
            28 июня 2022 11:51
            Цитата: 3x3zsave
            В таком случае пейджеры изобрели в Древнем Риме, ибо: "Veni, vidi, vici".

            Гораздо раньше:

            В Риме уже были усовершенствованные модели laughing
            1. +3
              28 июня 2022 12:45
              Гораздо раньше

              В Эрмитаже есть такие "глиняные смс-ки" родом из Междуречья. Там даже записано, сколько из работников кому хлеба, сколько пива налить.
          2. 0
            28 июня 2022 12:05
            Антон, приветствую. У меня другая версия :это "пропаданцы" с21 в оказались там.
            Я как-то холодно отношусь к фантастике да и фэнтези, а как-то прочёл про одного :"поподанца - проподанца" и знаете, понравилось, но сознательно не берусь за подобную псевдоисторию. Обхожу такие книги, хоть и есть увлекательные
            1. +5
              28 июня 2022 12:20
              Привет, Слава!
              Пойдем дальше, это диверсия марсиан, рептилоидов и прочих хищных помидоров!
              "Скоро! Во всех кинотеатрах страны! "Чужие против английской эскадры!"")))
              1. +3
                28 июня 2022 14:21
                Цитата: 3x3zsave
                и прочих хищных помидоров

                В действительности это были триффиды! laughing
                1. +3
                  28 июня 2022 17:52
                  Цитата: 3x3zsave
                  "Чужие против английской эскадры!"")))

                  Цитата: Mihaylov
                  В действительности это были триффиды!

                  Хищник против Вегана sad Вот что жара с людьми делает recourse Всем drinks и главное холодного yes
            2. +1
              30 июня 2022 08:41
              А есть и не очень, купил одну, по глупости, начал читать, деньги только выкинул. Потом в тырнете прочитал как реконструктор меняет ход всей ПМВ и даже становится зятем императора, перепихнув царевну в госпитале - дичь просто. На этом мои опыты с книгами о попаданцах закончились.
        2. +4
          28 июня 2022 11:25
          перестали писать/красиво/
          Писать не перестали...только красота пропала..
    4. +2
      28 июня 2022 10:56
      Цитата: Astra wild2
      Вячеслав Олегович,коллеги ,доброе утро. Обратила внимание на письмо Фесуна. Какой высокопарный стиль. Мичману не на флоте служить,а передовицы в газету писать

      Спасибо! Ответ: тогда так было принято.
  5. +5
    28 июня 2022 08:11
    Как же важно крепить границы империи. И ведь удавалось.

    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  6. Комментарий был удален.
  7. +4
    28 июня 2022 08:15
    Цитата: Astra wild2
    высокопарный стиль.

    Цитата: Astra wild2
    высокопарный стиль.

    Отнюдь.Вполне себе нормальный слог,в духе того времени.
  8. +2
    28 июня 2022 08:18
    Хваленые английские морпехи в этих битвах предстали стадом трусливых баранов. Явно не Фолкленды... Интересно - почему?

    Ещё непонятка - один английский адмирал в Крымскую войну вроде застрелился, командующий английскими войсками под Севастополем безрукий инвалид - вроде от болезни взял и помер в разгар очередного штурма. Французский командующий склеил ласты от холеры. Тенденция, однако...
    1. 0
      30 июня 2022 08:45
      А после Крымской вообще не слабый такой генеральский и адмиральский мартиролог сложился, причём с обеих сторон, и что характерно, большинство погибло в битвах. Подозревают что у Раглана был рак.
      Причём не только от ядра там или гранаты, но и от стрелкового оружия тоже.
  9. +3
    28 июня 2022 08:26
    36 фунтов, а сколько это в Милиметрах? В армии все измеряют в Милиметрах:диаметр ствола, толщина
    1. +5
      28 июня 2022 09:09
      Цитата: lisikat2
      Милиметрах:диаметр ствола, толщина

      Так ведь?172 миллиметра. hi
      1. +3
        28 июня 2022 11:09
        Спасибо, а то знаю, что фунт мера веса
    2. +3
      28 июня 2022 11:46
      Не стоит мерить эти орудия миллиметрами: будет соблазн сопоставить их характеристики с нарезными орудиями на бездымном порохе соответствующих калибров, а этого делать не стоит.
      1. 0
        28 июня 2022 14:45
        Вопрос: почему? Насколько я знаю: сейчас снаряды начинаются толом, а не порохом. Дальность выстрела больше
        1. +3
          28 июня 2022 15:40
          Потому что характеристики орудий не сопоставимы: просто сравните охотничье ружье 12 калибра (18 мм) и ближайшее к нему по калибру противотанковое ружье (14.5 мм). И это они оба на бездымном порохе.
          1. 0
            30 июня 2022 11:02
            Ружья пусть сравнивает "трещетка", а я к этому далека
    3. BAI
      +5
      28 июня 2022 12:11
      Петр I ввел в качестве измерения калибра орудий артиллерийский фунт - чугунное ядро диаметром 2 дюйма (50,8 мм) и весом 115 золотников (490 граммов).

      Этот артиллерийский фунт лег в основу шкалы для гладкоствольной артиллерии, которой пользовались в России до 1877 г.



      Калибр орудия в фунтах Масса ядра в килограммах Диаметр ядра в миллиметрах
      1 0,49 50,8
      2 0,98 64
      3 1,47 71
      4 1,96 84
      6 2,94 96
      8 3,92 106
      12 5,88 121
      16 7,84 133
      18 8,82 138
      24 11,76 152
      30 14,7 164
      36 17,64 174
      Следует отметить, что встречается 3 варианта перевода фунтов в миллиметры. И они все разные
    4. +9
      28 июня 2022 12:48
      Цитата: lisikat2
      36 фунтов, а сколько это в Милиметрах?

      36 фунтовая означает что если зарядить оную пушку круглым чугунным ядром оно (ядро) будет весить ок. 36 фунтов.
      В миллиметрах если это русская пушка-карронада - 6,8 дюйма - 173мм, у французсской длинной пушки того же калибра - 175 мм.
      И, да, фунты в разных странах отличались.
    5. +1
      30 июня 2022 08:49
      А бомбы авиационные в килограммах. Потому как фунт, это весовой показатель, понятие вес залпа используется и сейчас кстати и фунт фунту рознь, русский артиллерийский фунт - это 471 грамм, так что примерно, лень считать, 15 кг. В эпоху Наполеона 11-кг ядра разносили стены крепостей, так что это весьма увесистый калибр.
  10. Комментарий был удален.
  11. +2
    28 июня 2022 11:23
    Всем доброго дня. Вячеслав Олегович, успела соскучиться по Вам. Ждала Вас в субботу, а Вы сегодня появились.
    Конечно надо говорить, спасибо за проделанную работу, но начну по другому.
    Об обороне Севастополя много материалов, про Петропавловск-Камчатский тоже хоть и меньше, но есть. А Кола, Архангельск мне совершенно не знакомы и хотелось бы знать больше.
    1. +1
      28 июня 2022 11:53
      "хотелось бы знать больше" присоединяюсь
  12. +2
    28 июня 2022 11:51
    "запад не решается на ту единственную политику, которая одновременно достигла бы двух целей :обеспечение мира и сохранение собственного достоинства" ежели убрать убрать фамилии основоположникрв, а поставить :Кулеба и Зеленский. Усе один в один
    1. +1
      28 июня 2022 12:56
      Цитата: vladcub
      Усе один в один

      Тоже заметил.
  13. +4
    28 июня 2022 12:31
    Хорошая статья. Интересная. smile
    Хотелось бы кое-что добавить и уточнить у более осведомленных коллег.
    Утешаться они могли разве что тем, что в марте 1855 года В. С. Завойко получил приказ эвакуировать всех жителей и гарнизон в Николаевский пост

    Меня заинтересовал вопрос эвакуации и я полез, как обычно, для начала в вику.
    А там, оказывается много интересного произошло в процессе эвакуации и информация в вики по этому поводу какая-то противоречивая.
    Приказ об эвакуации был получен в начале марта 1855 г.
    Авачинская губа в это время еще намертво скована льдом, но наши, согласно вики, прорубили во льду канал и таки ушли. И вот тут наступают первые непонятки: когда именно русские сумели вырваться?
    Ибо:
    8 (20) мая 1855 года Объединённая англо-французская экспедиция из пяти французских и девяти английских вымпелов зашла в Авачинскую губу с намерением взять реванш за обидное поражение...
    Британский командующий, обозлённый неудачей, собрал на флагмане совещание. При здравом размышлении было высказано предположение, что русская эскадра ушла на юг. Английские и французские корабли снялись с якорей и двинулись в погоню. Решено было перехватить русских в открытом море и в решительном сражении потопить корабли противника вместе с эвакуированным гарнизоном и жителями города. Предположение оказалось правильным.

    (с) Вики
    Далее ещё интереснее:
    8 мая (в тот же день, что ли? - Х.Т.) в заливе Де-Кастри (самое малое, в 1700 км от Петропавловска! - Х.Т.) российские корабли неожиданно встретили разведывательный отряд англо-французской эскадры в составе трёх военных кораблей. Контр-адмирал Завойко действовал решительно: произошло «огневое соприкосновение». К ночи канонада стихла. Отряд противника запер русскую эскадру в бухте и стал на якоря у выхода, ожидая подкрепления. В ночь с 9 на 10 мая русская эскадра под прикрытием тумана снялась с якорей и бесшумно ускользнула из залива. Пройдя Татарским проливом между континентом и островом Сахалин, контр-адмирал Завойко отдал приказ зайти в глубокое и широкое здесь устье Амура и подняться вверх по течению реки.

    (с) Вики
    То есть, получатся, к заливу де-Кастри (залив Чихачева, расположен южнее пролива Невельского на 70 км) русские подошли через Татарский пролив с юга, но тогда возникает вопрос - а что они там делали? Если они стремились к устью Амура, к Николаевску, то почему бы им просто не зайти в Амур с севера через Сахалинский залив и Амурский лиман? Это же намного короче.

    Но далее вообще песня.
    Поиски на следующий день исчезнувшей русской эскадры не привели к каким-либо результатам. Полагая, что корабли противника спрятались в глубине «бухты», было принято решение терпеливо дожидаться, когда голод и холод вынудит русскую эскадру встретиться с ним в открытом бою. Ни французы, ни англичане не знали самого большого секрета русских: Сахалин — это остров; существует судоходный сквозной пролив, отделяющий Сахалин от континента; устье Амура вполне удобно для захода океанских кораблей. Это были те бесценные сведения, которые добыл в своей исследовательской экспедиции капитан I ранга Русского военно-морского флота Геннадий Невельской

    (с) Вики
    Идем викиной по ссылке и видим вот это:
    Vladimir Zenone Volpicelli. Russia on the Pacific and the Siberian railway
    далее перевод Гугл.
    Тем временем коммодор Эллиотт, желавший следить за русскими кораблями, 16 мая вернулся в Де-Кастри и был поражен, обнаружив, что они исчезли. На берег выслали десант 1, но нашли только личные вещи камчатского аптекаря. Так как мнимый перешеек исключал всякую возможность бегства на север, английские суда немедленно пошли на юг, в противоположном направлении к мысу Лазарева, где Завойко готовил свою оборону, и тщательно исследовали весь Татарский залив в тщетной надежде найти русские спрятались в какой-то бухте. Французские суда в Китайском море не могли оказать большой помощи, так как были повреждены, сев на мель, а их экипажи страдали от цинги; только один смог присоединиться к коммодору Эллиотту. После долгих и безрезультатных поисков в Татарском заливе союзники пришли к выводу, что русская эскадра, должно быть, прошла незамеченной в тумане, обогнула Сахалин и укрылась в Охотском море.

    Коллеги, кто-нибудь сможет рассказать что же там было на самом деле? smile
    1. +3
      28 июня 2022 13:44
      Миш, день добрый. Там действительно "кумедь вышла". Хотел бы я видеть рожи английчан:куда русские?
      А как там было фиг его знает. Возможно, В. О. детали расскажет?
      1. +4
        28 июня 2022 15:23
        Привет, Слава.
        В общем, для меня это совершенно неизвестный боевой эпизод из истории русского флота.
        Очевидно, что было боевое столкновение между нашими и англичанами и что в итоге нашим удалось от противника оторваться. Всё остальное - загадки. smile
        1. +4
          28 июня 2022 16:59
          Привет, Михаил! smile
          Есть хорошая книга про эти события "Русский флаг", читал ещё в юности. Кстати, командира нашего фрегата "Аврора" капитан-лейтенанта Изыльметьева Ивана Николаевича в западной прессе именовали "русский капитан Исламатов", нормально, да?)))

          А на этой картине всё показано очень наглядно.
          1. +6
            28 июня 2022 17:45
            Привет, дядя Костя. smile
            На картине показана именно оборона Петропавловска. Сама оборона моего любопытства не возбудила - про неё много чего написано.
            А вот процесс эвакуации освещен не так детально. А там, оказывается, всё было достаточно драматично.
            Дело в том, что Амурский лиман освобождается от льда позже, чем окружающие акватории. Наша эскадра, уйдя из Петропавловска, вынуждена была обходить Сахалин с юга, войти в Татарский пролив и ждать, когда пролив Невельского и Амурский лиман освободятся, чтобы уйти в Амур и там спрятаться. Вот они и выбрали небольшую бухту де-Кастри, встали там и занимались боевой подготовкой. Стояли, видимо около месяца, пока их там 08 мая не обнаружил английский разведотряд из трех боевых кораблей.
            Вообще у англичан на том театре было две эскадры - одна проверяла покинутый Петропавловск (то, что русские оттуда ушли, они знали), вторая занималась поисками русских южнее. И они действительно были уверены, что Сахалин - это полуостров, а Татарский пролив называли заливом.
            Обнаружив русских в де-Кастри, они попытались пару раз атаковать наших прямо в заливе (вроде у наших даже были попадания в англичан), но получив отпор, решили, несмотря на превосходство в силах, не рисковать, а просто заблокировали русскую эскадру, как они думали, перекрыв единственный выход на юг, и стали ждать основные силы.
            Наши, тем временем, получили сведения о том, что лед в проливе Невельского сошел и 16 мая просто ушли на север.
            Интересно, что в "стоянии в де-Кастри" принимал участие и сам адмирал Невельской, собственно, и открывший пролив, по которому русские ушли от англичан. smile
            1. +5
              28 июня 2022 18:08
              Таких подробностей я не знал. Интересно. А вообще очень приятно, что британского льва оставили с носом, точнее сначала дали по носу, а потом с разбитым носом и оставили. smile Англичане, когда всё же вошли в Петропавловск, то со злости начали жечь деревянные укрепления, да и просто "безобразить", хотя никого из наших не тронули.

              Сейчас читаю твою книгу, нравится и слог и сюжет, и манера изложения. Плохо только то, что мы не смогли открыть её на планшете в "Олридер" , а в той читалке, где открылось, текст очень мелкий и при увеличении возникают проблемы. Я с удовольствием почитаю тебя ещё, но, если решишь высылать, постарайся так, чтобы открылось в "Олридер". smile
              1. +3
                28 июня 2022 18:38
                Скачай другую "читалку".
                1. +3
                  28 июня 2022 18:55
                  Цитата: 3x3zsave
                  другую "читалку".

                  Лучшая "читалка" всех времён и народов это "Кул ридер"!!! good
                  1. +3
                    28 июня 2022 18:58
                    Сам пользуюсь. Кстати, российская разработка.
                  2. +3
                    28 июня 2022 19:25
                    Спасибо, Серёжа. smile Попробую.
                2. +3
                  28 июня 2022 19:20
                  Она есть, но с ней-то и проблемы.
                  1. +3
                    28 июня 2022 19:23
                    Цитата: Морской Кот
                    проблемы

                    Опиши.Она у меня уже годков эдак пять-шесть стоит. fellow
                    1. +3
                      28 июня 2022 19:47
                      Завтра на мыле, сегодня у моего личного программиста ни на что сил уже нет. smile
              2. +3
                28 июня 2022 18:59
                Цитата: Морской Кот
                со злости

                Победа - это когда все солдаты врага убиты, а все его вещи поломаны.

                Не отвечаю за точность цитаты и не помню автора, но точно кто-то из англоговорящих. smile
                Думаю, не со злости, а чтобы показать, мол, мы победили и все вещи врага сломали. А как ещё они могли свою "победу" обозначить? smile
                И да - при соотношении сил, что имелись на том театре, победу, я думаю, смело можно записывать на наш счет. При подавляющем преимуществе противника сумели нанести ему ощутимый ущерб и избежать серьезных потерь. Знать и осознавать такие вещи всегда приятно.
                По поводу книги - мне казалось, что PDF - самый распространенный формат и читается буквально всеми ридерами. В Ворде пересылать не очень удобно, поскольку версии у всех разные и текст может по-разному отображаться.
                1. +3
                  28 июня 2022 19:09
                  В PDF реально плохо читается. Я электронный вариант "Окинфа" в ридере спокойно открывал с вордовской версии.
                  1. +2
                    28 июня 2022 19:26
                    Попробуем. Если что, Маша тебе звякнет на мобилу, лады?
                    1. +2
                      28 июня 2022 19:31
                      Хорошо, договорились.
            2. 0
              29 июня 2022 08:27
              Был бы шикарный фильм по этому эпизод.
    2. +4
      28 июня 2022 15:21
      Добрый день, Михаил!
      В Ваш адрес поступило предложение поинтересоваться работой М. А. Сергеева "Оборона Петропавловска-на-Камчатке".
      1. +3
        28 июня 2022 15:58
        Приветствую, Антон. Предложение, насколько я понимаю, анонимное? smile
        Поинтересовался. Удовлетворил любопытство.Передавайте анониму мою благодарность. smile
        1. +2
          28 июня 2022 16:00
          Думаю, аноним сам прочитает Вашу благодарность.
  14. +6
    28 июня 2022 12:58
    Причём, чтобы усилить его оборону, были сняты и переданы на береговые батареи пушки с правого борта фрегата «Аврора».

    Точнее, с 56-пушечного фрегата были сняты 9 пушек и 5 карронад правого борта.
    3-го августа вследствие приказа главного командира порта отправлено с правого борта фрегата «Аврора» пушек для вооружения вновь устроенных батарей: на батарею № 3 пять длинных 24-фунтоваго калибра, на батарею № 4 три длинных 24-фунтоваго калибра, на батарею № 7 пять коротких 24-фунтоваго калибра, и для пополнения батареи № 2 одну длинную 24-фунтоваго калибра, все с принадлежностями.
    Отпущено в разное время пороху: 546 картузов, весом каждый в 8 фунтов; 215 картузов весом каждый в 3,5 фунта; в пороховых ящиках 61 пуд 30 фунтов; всего 189 пуд 30 фунтов, ядер 530, древгаглов 70, армяку 464 аршина и боевых ружейных патронов 3900.

    Оставшиеся пушки правого борта ФР "Аврора" перед боем были заряжены картечью.
  15. +1
    28 июня 2022 14:23
    "там был поставлен памятник" камрады, кто в курсе :как сейчас с памятью о защитниках города?
    Там улицы : Завойко, Изыльметьева или кто ещё?
  16. +2
    28 июня 2022 15:55
    Коллеги,я очень извиняюсь,что свинью впустила на сайт.
    Зато,сегодня крупно поговорили:все припомнили. Она мне платье порвала,а я ей в морду. Девченки не дали договорить
    1. +6
      28 июня 2022 17:32
      Фигасе страсти!
      1. +6
        28 июня 2022 17:44
        Фигасе страсти!


        ....и тут даже я прифигел.... belay

        1. +4
          28 июня 2022 18:25
          И тут я .../пришёл в пограничное состояние/.Вопрос.А на хрена?Зачем сие непотребство выкладывать?К чему нам ваши ....разборки? belay
        2. +7
          28 июня 2022 19:42
          Честно говоря, я тоже припух... По крайней мере тут такого не ожидал. Но что поделаешь, бабы-с... wassat
      2. +4
        28 июня 2022 18:53
        Цитата: 3x3zsave
        Фигасе страсти!

        Девочки перегрелись на солнышке.Вечная история. laughing Гладиаторшы,блин!
        1. +3
          28 июня 2022 18:56
          Там у них дожди.
          1. +4
            28 июня 2022 19:39
            Видно слабые, не хватает силы чтобы залить кипящий "разум возмущённый". laughing
        2. +3
          28 июня 2022 22:41
          Девочки перегрелись на солнышке

          Пусть в следующий раз выложат фото борьбы в бикини! wink А что? request Класс! fellow good
    2. +5
      28 июня 2022 18:29
      Цитата: Astra wild2
      . Она мне платье порвала,а я ей в морду. Девченки не дали договорить

      Вера!У Вас точно...всё нормально?Ладно я,старый пьяница,иной раз всякую хрень пишу.По пьяни,замечу!Но вот это?Зачем? belay
      От меня-*-*!
      1. +4
        28 июня 2022 19:29
        А женщине, может, просто не с кем общаться. Хотя с тобой я согласен, не хрена кухонные разборки на всеобщее обозрение вытаскивать. negative
      2. +4
        28 июня 2022 22:42
        Ладно я,старый пьяница

        Ты на себя, дорогой человек, не наговаривай понапрасну! Все пустое. А ты - замечателен.
  17. +4
    28 июня 2022 17:20
    Замечательно. Коротко ,интересно,завлекательно!
    1. +5
      28 июня 2022 19:09
      На том стоим, стояли и стоять будем!
      1. +6
        28 июня 2022 19:31
        Согласен с Максимом! good Привет, Вячеслав! smile drinks
  18. +4
    28 июня 2022 21:49
    север 2 (Видас), уважаемый, вынужден Вас чуть-чуть поправить. В Соловецком архипелаге острова Большой Заяцкий и Малый Заяцкие.
  19. +4
    29 июня 2022 13:43
    Уважаемый Вячеслав Олегович! Вынужден Вас чуть-чуть поправить, относительно компании 1854 года на Севере. Великие бритты в июне заперли Белое море, разместив свою временную базу на острове Сосновец в Горле моря. Там захватили несколько судов, в основном с Кандалакшского и Карельского берега. И, как я предполагаю, то ли карты взяли, то ли кого-то из кормщиков взяли в плен. Затем попытались от острова Мудьюг разведать фарватер к Архангельску, спуская с парохода шлюпки и пытаясь расставить бакены. Но не учли, что для прикрытия 3 рукавов Северной Двины: Кузнечихи, Маймаксанского рукава и Корабельного рукава в гавани Лапоминка стоял гарнизон с канонерскими лодками и полевой артиллерией. Шлюпки британцев попадали под артиллерийский огонь пушек с берега (был убитый моряк и раненые), ушли на пароход, российские солдаты бакены, установленные неприятелем, сняли. Британцы попытались найти фарватер в Пудожемском устье Двины, высадились со шлюпок на остров Ягры. Но потерпели неудачу. Наши приливы-отливы не дали британцам дойти до Архангельска, даже в современных его границах (даже до берега современного аванпорта Экономия солдаты из Лапоминки супостата не пустили). Вот после этого пошли вороги к Соловкам и там пограбили и острова, и те суда, что им попадались навстречу.
    09 июля британцы высадились на Кий-остров: сожгли Онежскую портовую таможню и разграбили Крестный монастырь. Англичанам Онежская губа была прекрасно знакома. С 1761 года, в Усть-Янской волости (только в 1780 году по Указу Екатерины второй получила Усть-Янская волость статус уездного города и название Онег) существовала лесная контора англичанина Гома. За 19 лет отпустил он в море 18 коммерческих судов, более 9 гамясов и 20 речных судов, построенных на 2 верфях Онеги, нагруженных петрозаводским железом, волжским хлебом, онежскими досками и канатами. В те годы в порт Онеги в год приходило от 20 до 70 иностранных судов. В 1780 году канатный завод в Онеге закрылся. Лесные компании в 1783 г. забраны в казну и иностранцам, опять же англичанам, сдавались в аренду.
    11 июля англичане высадили десант у деревни Пушлахта На южном берегу Онежского полуострова. Но получили отпор от ружейного огня ополченцев под командованием чиновника палаты государственных имуществ, потеряв 5 человек убитыми и несколько раненными. Под орудийным огнём ополченцы были вынуждены уйти в лес. Бритты в отместку Пушлахту полностью сожгли, естественно, предварительно разграбив.
    .20 июля высадились в Кандалакшу, её разграбили. В тот же день разграбили село Кереть, сожгли, после разграбления, казённые: хлебный амбар, винный .магазин и соляной амбар.
    22 июля высадились в селе Ковда: как везде забрали скотину, огороды почистили, разграбили церковь,
    казённый винный магазин. К Кандалакше, Керети и Ковде по морю подходить не просто: приливы-отливы, луды и корги, течения и ветра. Вот почему я в начале поста предположил, что получили с захваченных судов бритты то ли карты, то ли живого лоцмана, что знал Кандалакшский и Карельский берега Белого моря. Ведь Николо-Корельский монастырь с моря виден был чудесно с его храмами и деревянными башнями. Высадившись на остров Ягры британцы к нему почему-то не пошли (может пушек боялись) ни с востока, через Пудожемское устье и далее по "вискам" (сегодня эти протоки называются более понятным русским словом - "корытки"), ни с запада, через Никольское устье - ныне акватория Беломорской ВМБ, Севмаша и "Звёздочки". Не пошли они грабить деревню Солза. А далее на запад - Нёнокса. Ансамбль её церквей и колокольня, стоящих на угоре, с моря далеко виден. И дальше на запад - деревня Сюзьма, к ней ещё ближе, чем к Нёноксе из-за глубин можно подойти было в 19 веке. Там, как и в Нёноксе, соль добывали, да с 30-ых годов 19 века морской курорт для архангелогородцев, было что пограбить. И церковь Антония Сийского с моря далеко видна. Западнее - соляные варницы в Красной горе, Пертоминский монастырь, Яреньга, Лопшеньга, Дураково, Летняя Золотица - но никуда англичане не высаживаются, хотя подходы с моря - чудные, с моря все ориентиры в виде церквей и ветряных мельниц, домов и амбаров видны.
    Да, Кола в то время уездный город. Сёла Варзуга и Умба подчинялись Коле, хотя расположены на юге (а не на севере, как Кола) Кольского полуострова, на Терском и Кандалакшском берегу Белого моря.
  20. +4
    29 июня 2022 14:39
    составили 400 человек убитыми, около 150 ранеными, а 4 человека были взяты в плен. В качестве трофеев было захвачено знамя, 7 офицерских сабель и 56 ружей.

    ,,,не совсем понятно,если их разбили
    причём отступление превратилось в бегство, во время которого многие ещё и покалечились или разбились при попытках спуститься с 40-метровой высоты. Корабли поддержать отступающий десант артиллерийским огнём не смогли, в итоге десант на берегу был полностью разгромлен.
    почему трофеев так мало what 400убитых,а ружей 56 захватили.
    ,,,и по поводу
    Трофейное знамя Гибралтарского полка сегодня находится в местном краеведческом музее
    Гибралтарский полк ?? который был сформирован в 1958г. belay
    ,,,знамя с эмблемой королевской морской пехоты - глобус, корона, лев, лавры, девиз "Per mare, per terram" и слово "Гибралтар". Это знамя морской пехоты вообще.
    Оригинал так то в Эрмитаже.


    ,,,Четверо друзей вышли вслед за ним и сделали уже шагов десять, как вдруг Атос воскликнул:
    - Эх, черт возьми, что же мы делаем, господа!
    - Ты что-нибудь позабыл? — спросил Арамис.
    - А знамя, черт побери! Нельзя оставлять знамя неприятелю, даже если это просто салфетка.,,,
    ,,,Вечером кардинал, беседуя с г-ном де Тревилем, коснулся утреннего подвига, который служил предметом разговоров всего лагеря. Г-н де Тревиль, слышавший рассказ об этом похождении из уст самих участников, пересказал его со всеми подробностями его высокопреосвященству, не забыв и эпизода с салфеткой.

    - Отлично, господин де Тревиль! — сказал кардинал. — Пришлите мне, пожалуйста, эту салфетку, я велю вышить на ней три золотые лилии и вручу ее в качестве штандарта вашим мушкетерам. yes
    1. +2
      29 июня 2022 17:33
      Привет, Сергей! smile
      Стало интересно и поискал в сети. Выходит, что это был спешно сшитый прямо на борту флаг-эрзац-заменитель именно для одного конкретного боя? Как-то не очень он похож на спешно сшитую "мушкетёрскую салфетку".

      Не слишком ли чёткая проработка рисунка в центре флага?
      1. +2
        29 июня 2022 17:58
        Привет hi . Мне больше интересно,почему при столько погибших, так мало трофеев?
        1. +3
          29 июня 2022 18:19
          А ружьишки британские местные мужички растащили и чукчам за шкурки сбагрили, или в шинок сменяли на водку, а уж шинкарь обратно чукчам загнал. laughing Шутка, как сам понимаешь. А там чёрт его знает, какие-то стволы может, отступая, с собой унесли, что-то утонуло в прибрежье, а скорее всего такие потери у англичан просто чистая мифология. В докладах все любят приврать, а историки потом ещё и нолик добавят для вящего "понту", вот и получается то, что получается.
          Вспомни 41-ый год, немцы подойдя к Москве и не подозревали, что остались без единого танка, да и вообще наши при обороне, судя по докладам с фронта, уничтожили больше танков, чем их вообще в Вермахте было. request
  21. +1
    30 июня 2022 08:18
    Есть один нюанс, не такие уж и враждебные были отношения с самим американцами и дался бы этот Петропавловск-Камчатский англичанам? Тем более что мы сами его в итоге оставили.
    Так вот тогда каперское право ещё никто не отменял, и нанять американцев на русскую службу с целью пограбить никто не мешал тоже а этот порт был вполне подходящим. куда можно приводить приз, поэтому Петропавловск был безусловно серьёзной угрозой для британского судоходства.
  22. 0
    1 июля 2022 20:10
    отличное изложение. отличное
  23. 0
    1 июля 2022 22:25
    Еще бы с такими фамилиями!
    Прайс и Пуант!
    Ценник и балетный тапок!