Оружие Крымской войны 1853-1856 гг.

242
Оружие Крымской войны 1853-1856 гг.
Песенники Семёновского полка 1848 г. А.И. Гебенс (1819–1888). Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

«— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся – внятно выговорил Левша, перекрестился и умер.
…государю так и не сказали, и чистка кирпичом всё продолжалась до самой Крымской компании. В тогдашнее время, как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены…
А доведи они левшины слова в своё время до государя – в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был…»

Н. С. Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.

А. С. Пушкин «Борис Годунов»

Неизвестные войны. Войны, неважно справедливые они или нет, ведутся оружием. И оружие готовится к войне заблаговременно. И от того, какое оружие приготовлено к войне, очень часто зависит если и не победа в ней, то количество потерь – и это уже несомненно. Хорошее оружие приготовлено, умеют солдаты с ним обращаться, значит, потерь будет мало. И наоборот – с плохим оружием в руках придётся пролить больше собственной крови, и меньше крови неприятеля. И в этой связи очень важно рассмотреть вопрос о том, а с каким оружием в руках сражались солдаты армий, участвовавших в Крымской войне. Сегодня мы подробно этим вопросом и займёмся. А начнём со стрелкового и холодного оружия, то есть самых многочисленных его видов.



От кремневых ружей к ружьям капсюльным!


«…Зверобой взял пистолет из рук своего друга и открыл полку. Оказалось, что там была затравка, похожая на пережженный уголь. С помощью шомпола уверились без труда, что пистолеты были заряжены, хотя, вероятно, они оставались в сундуке целые годы. Это открытие в высшей степени озадачило индейца, имевшего обыкновение каждый день осматривать и перезаряжать свое ружье.»
«Зверобой» Ф. Купер

А было так, что после победы в наполеоновских войнах развитие военной техники в России не то чтобы замедлилось, а уже в который раз приняло несколько, скажем так, «парадное направление». Огромное внимание уделялось внешним атрибутам армейской службы, менялись ментики, выпушки, галуны, чёрные кивера заменялись на цветные, становились они выше, в драгунах каски с гребнем убрали противу тех же киверов, словом, провели массу всевозможных мероприятий, дабы придать армии вид, приличествующий столь могущественной империи, каковой тогда являлась Россия. Но и про оружие тогда тоже не забывали, отнюдь нет. Модернизация имевшегося в войсках вооружения проводилась практически непрерывно в 1826, 1828, 1839, 1844, 1845, 1852, 1854 годах. Так, в 1844 году император издал приказ о переделке всех ружей с кремневыми замками на капсюльные по образцу 18-мм французского пехотного ружья образца 1842 года. Известно ведь, что «от добра добра не ищут»! А так как выяснилось, что стволы у имеющихся в обращении армейских ружей расстреляны в разной степени, то их решили рассверлить ещё больше: с калибра в 7 линий до 7,1 линии (18,03 мм). Так поступили с гладкоствольными ружьями. И таким вот образом у нас появились следующие образцы стрелкового оружия: пехотное ружьё (1845), казачье ружьё (1846), драгунское ружьё (1847), солдатский пистолет (1848), карабин (1849), штуцер (1849) – тот же самый карабин, но только с нарезным стволом, и офицерский пистолет (1849).


Стрелковое оружие российской императорской армии накануне Крымской войны. Рис. А. Шепса

Какой штуцер лучше?


«Все мы люди, и все ошибаемся.»
«Следопыт, или на берегах Онтарио» Ф. Купер

Но были в российской армии и ружья нарезные – штуцера, в частности кавалерийские, очень короткие, калибра 16,5-мм, которыми вооружались конные егеря, кирасиры, драгуны и уланы по 16 штук на эскадрон. Имелись в армии и пехотные егерские штуцера с кремнёвыми ударными замками. Их тоже заменили, причём даже раньше, чем гладкоствольные, а именно в 1843 году, на так называемый люттихский или литтихский штуцер (по названию города Люттих или Литтих – так у нас в те годы называли Льеж), выпуск которого для нашей армии был там налажен на фабрике Молерба. Попытались организовать их выпуск и в Туле, но дело с фабрикацией тут шло медленно. Сначала заказали 5 тысяч ружей, а потом заказ был увеличен, так что к началу Крымской войны в российской императорской армии таких штуцеров было 20 тысяч. Причём во всех отношениях это было очень даже примечательное оружие.

Сконструировал этот штуцер офицер из германского герцогства Брауншвейг Ж. Бернер. Изюминкой конструкции стал ствол с двумя широкими и глубокими винтовыми нарезами. Пуля была обычная, в виде шарика, но имела широкий выступающий ободок по периметру. Этим ободком она свободно входила в нарезы ствола и шла по ним до самой казённой части. Завёртывалась она в промасленную ткать с чёрным пояском на месте выступа и достаточно легко, во всяком случае, колотушка для этого больше была не нужна, загонялась в ствол, а после выстрела легко приобретала вращательное движение за счёт того, что совершала полный оборот при движении от казённой части до дульного среза.


«Винтовка Брунсвика» образца 1837 г. Королевский Арсенал, Лидс

Причём штуцер Бернера понравился не только нашим военным. В Англии им заинтересовался инспектор по стрелковому оружию Джордж Ловелл. Он испытал новинку и нашёл её вполне подходящей, но при этом внёс в неё одно простое, но важное усовершенствование – два полукруглых выреза на дульном срезе, которые помогали правильно вложить поясок пули в нарезы, в том числе и в темноте, и этим самым ускорить заряжание. Кстати, из этого штуцера можно было произвести 10 выстрелов за 7,5 минут! И уже в 1837 году стараниями Ловелла штуцер Бернера был официально принят на вооружение английской армии под названием «Brunswick rifle» («Винтовка Брунсвика», а вот в русскоязычных источниках его назвали «Брауншвейгский штуцер»). Ну и, естественно, то, что годилось англичанам, то сгодилось и нам!


Дульный срез «Винтовки Брунсвика» с разрезанным стволом. Королевский Арсенал, Лидс

Одновременно в Франции Анри-Гюстав Дельвинь ещё в 1826 году предложил принципиально новую конструкцию ружья с нарезным стволом, позволявшую значительно облегчить его заряжание. На дне казённика нарезного ствола он разместил камору для пороха более узкую, чем сам канал ствола. Теперь пулю не надо было забивать в ствол. Она опускалась в него свободно, но затем упиралась в края этой каморы. Ударами шомпола пуля несколько расплющивалась и таким образом плотно входила в нарезы, за счет движения по которым при выстреле она и приобретала вращение. Ружьё Дельвиня назвали «каморный штуцер», порадовались на его простоту, но на испытаниях выяснилось, что расплющенная пуля обладает плохой меткостью, да к тому же узкую камору в стволе было трудно очищать от порохового нагара. Пытаясь его улучшить, французский офицер С. Тьери посадил пулю на деревянный поддон с просаленным пыжом, что несколько поправило дело и в 1840 г. позволило принять штуцер Дельвиня на вооружение Орлеанских стрелков.


Французское пехотное ружьё 1842 г. Фото http://www.littlegun.be

В свою очередь полковник Луис Этьенн де Тувинен из Венсенской стрелковой школы в 1842 г. предложил «стержневой штуцер», с длинным стержнем в казённой части ствола, выступавшим при заряжании над зарядом пороха. Пуля конической формы с углублением в хвостовой части конструкции Клода Минье свободно опускалась в ствол, ударами шомпола с профильной насадкой «надевалась» на этот стержень, раздавалась при этом в диаметре и вжималась в нарезы. Для чистки пространства вокруг стержня понадобилась специальная головка на шомпол, но зато штуцер Тувинена показал хорошую меткость и прицельную дальность стрельбы — до 1100 м. Штуцер поступил на вооружение лёгкой французской пехоты – шассеров (французских егерей).


Винтовка Тувинена. Фото http://www.littlegun.be

Винтовка Тувинена имела общую длину 135 см (со штыком 219 см!), вес 4,1 кг и калибр 17,78-мм. Люттихский штуцер русской армии имел похожие характеристики: длину без штыка 124,2 см, калибр 17,78-мм и дальнобойность остроконечной пулей с двумя выступами, входившими в нарезы, равную 1200 шагам!


Две главные винтовки англо-французских союзников. Рис. А. Шепса

Что касается англичан, то приняв на вооружение штуцер Бернера, они тут же начали искать ему замену. В 1852 г. был объявлен конкурс на новое пехотное ружьё уменьшенного калибра и под расширительную пулю. По итогам сравнительных испытаний было выбрано ружьё калибром 5,77 линий (14,7-мм) с длиной ствола 88,9 см. Производить его стали на оружейной фабрике в Энфилде, отсюда и его название. Фабрика под патронажем Георга Ловелла была оборудована по последнему слову техники. В 1842-1852 гг. он установил на ней самые современные машины и станки, часть из которых он сам же и сконструировал, например, станок для сверления ружейных стволов.


Винтовка «Энфилд» образца 1853 г. Длина (без штыка) 1403 мм, масса 4,5 кг, калибр 14,7-мм. Королевский Арсенал, Лидс

Новая винтовка в 1853 г. была принята на вооружение всей английской линейной пехоты. Прицел позволял вести точный огонь на расстоянии от 100 до 1000 ярдов (91-910 м). В начале использовалась пуля Притчета (системы Минье, но без металлической чашечки во внутреннем углублении). Позднее в это углубление стали вставлять деревянную втулку для более надёжного расширения задней части пули. Производство новых винтовок было освоено очень быстро, так что они прямо с завода шли на войну. Впрочем, английские солдаты их быстро освоили и научились использовать.


Английский трёхгранный штык 1840-1870 гг. Королевский Арсенал, Лидс

И вышло так, что экспедиционная армия союзников значительно превосходила российскую по количеству нарезного стрелкового оружия. К тому же бой французских штуцеров позволял им поражать цели на расстоянии в 1100 метров и практически безнаказанно расстреливать нашу артиллерийскую прислугу. А нашей пехоте и вовсе практически нечем было отвечать. Наибольшее количество штуцеров оказалось на западной границе на пути вероятного удара со стороны Австрии.


Пули Минье

Что касается российской императорской армии, то с началом войны выявилась не только нехватка нарезного оружия как такового, но и недостаток внимания к стрелковой подготовке солдата вообще. Заботились почему-то более об умении ловко выполнять ружейные приёмы и «бряцать оружием», нежели о навыках обучения меткой стрельбе. Пехотные и драгунские нарезные ружья с расширительной пулей, придуманной бельгийцем Петерсом (из-за чего её так и называли «бельгийской пулей»), и впоследствии усовершенствованной генералом Тиммергансом, появились лишь только в 1854 г. и к тому же медленно поступали в войска. Лишь к январю 1855 г. количество нарезных ружей было увеличено с 26 штук на батальон до 26 на роту. Однако с учётом того, что было у англичан (вся пехота с нарезными ружьями) и у французов (треть пехоты), а также у сардинцев, вооружённых штуцерами Дельвиня 1846 года, этого было совершенно недостаточно.


Пистолеты Крымской войны. Рис. А. Шепса

И получалось, что неприятель мог вести ружейный огонь по нашим войскам с расстояния в 900-1100 метров, тогда как наша пехота стреляла максимум на 600. Штуцера Бернера били на 1200 м, но они были «размазаны» по всей армии, и непосредственно под Севастополем их было ничтожно мало.


Сабли российской императорской армии эпохи Крымской войны. Рис. А. Шепса


Холодное оружие наших казаков и моряков

Только под самый конец войны, в 1856 г., русские оружейники К. Константинов, А. Лядин, Л. Резвый и другие наконец-то создали капсюльную винтовку под коническую пулю по типу Минье уменьшенного до 15,24-мм (6 линий) калибра, весом 4,8 кг и дальнобойностью 850 м. Для того времени это было вполне совершенное оружие, практически не уступавшее английской винтовке «Энфилд» ни в чём, кроме опять-таки дальности, хотя и ненамного. В 1857 г. её приняли также и для драгунских частей, а год спустя выпустили и специальный вариант для казаков.


Интересно, что клинки сабель российской армии были более изогнуты, чем у английской. То есть они были более рассчитаны на рубящий удар, а английская и на удар, и на укол! Рис. А. Шепса

Кстати, о чистке стволов кирпичом – это выдумка Лескова, не более! Самая настоящая басня, но оказавшаяся крайне живучей и популярной в российском обществе. На самом деле в российской императорской армии чистить стволы кирпичной пылью строжайше запрещалось, и, хотя подобное нарушение, безусловно, место имело (у нас люди всегда почему-то охотнее всего делали то, что уставом запрещено!), но происходило оно «не благодаря, а вопреки». Было точно расписано, как, что и чем чистить, какие при этом составы и протирки использовать и как ружья сберегать и за ними ухаживать. Другое дело, что многие ружья служили тогда десятилетиями, и, хотя они и переделывались с кремневых на капсюльные, сами стволы не менялись. Вот калибры-то на них и «гуляли», а меткость, соответственно, падала…

Продолжение следует…
242 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    3 мая 2022 05:39
    Настоящий шок в детстве я испытал,узнав что в британской армии широко применялись револьверы!!! С нетерпением жду продолжения цикла о прогнившей монархии!
    1. +13
      3 мая 2022 13:03
      ... в британской армии широко применялись револьверы!!!

      Вы абсолютно правы, и я удивился, что Вячеслав даже не упомянул о них в статье.

      Недостатка в револьверах у англичан не было: к 1856 году только одна фабрика Кольта в Англии изготовила 24.000 револьверов, а с началом войны партия револьверов "Кольт" в 23.500 штук была закуплена непосредственно в США.

      Как считается, уже в 1855 году на вооружении англичан в Крыму было не менее 5.000 револьверов, бОльшая часть которых была в кавалерии, причем, как у офицеров, так и у солдат. Более того, револьвер стал едва ли не обязательным оружием для высаживающихся в Крыму.
      Кроме "Кодьта Нэви" были ещё и самовзводные револьверы "Адамса".

      А поскольку из револьвера Адамса, стрелявшего самовзводом, неопытный офицер мог выпустить сразу все пули, поэтому к концу Крымской кампании многие английские офицеры имели уже по два револьвера.
      Теперь Россия.
      Еще в 1851 году тульские оружейники сделали несколько копий револьверов Кольт, один из которых был подарен Николаю I. И тот, впечатленный этим изделием, приказал изготовить 400 экземпляров для моряков гвардейского флотского экипажа и 70 экземпляров - для офицеров стрелкового полка императорской фамилии. 4.000 револьверов были заказаны для русского флота и у самого Кольта.

      Однако, оружие, с которым щеголяли гвардейцы, в воюющие части попало в мизерных количествах. Так, партия револьверов системы Кольта, произведенная в Туле и попавшая в Крым в июне 1855 года распределялась практически по штучно: их раздавали офицерам, которые чаще других ходили в вылазки. Но о чем можно говорить, когда, к примеру, начальнику 11-й пехотной дивизии выдали всего четыре револьвера - по одному на полк.
      Вот такая была грусть с револьверами в русской армии.
      1. +2
        4 мая 2022 09:35
        Дизайн такого револьвера - это просто мечта стимпанка!))
        1. +7
          4 мая 2022 13:45
          Ой, да куда там несчастному Кольту до гения стимпанка. laughing


          1. +1
            4 мая 2022 15:47
            У Кольта это серийное боевое оружие. а не поделка любителя) Но выглядит здорово.
            1. +5
              4 мая 2022 16:23
              У Кольта это серийное боевое оружие.

              Это естественно, прогорев раз в Паттерсоне, он выплыл вновь в Хартфорде и продолжил дело с успехом.
              А Кольт Паттерсон ждёт своего стимпанка. smile

      2. +3
        5 мая 2022 05:38
        Цитата: Морской Кот
        не упомянул о них в статье.

        Будет в статье про конницу.
        1. 0
          5 мая 2022 14:52
          Добрый день, Вячеслав! smile
          Выходит, я опять поперёк батьки влез, Вы уж извините.
          Буду ждать продолжения. drinks
          1. +1
            5 мая 2022 16:00
            Цитата: Морской Кот
            Выходит, я опять поперёк батьки влез, Вы уж извините.

            Да ничего, Вы же хотели как лучше. Но мы все равно не пересечемся - у Вас своё, ау меня свое будет и фото другие.
            1. +1
              5 мая 2022 16:04
              Так это просто отлично! good
    2. +8
      3 мая 2022 13:27
      hi
      Капитан Джошуа Кросс из 88-го пехотного полка Коннотских рейнджеров написал Адамсу после битвы при Инкермане 1854 года, описывая, как его револьвер Адамса спас ему жизнь. «Тогда я обнаружил преимущества вашего пистолета перед пистолетом полковника Кольта, потому что, если бы я взводил курок перед каждым выстрелом, я бы лишился жизни; а с вашим, мне достаточно было только нажать на курок, и я смог застрелить четырех русских и, таким образом, спасти себе жизнь», — написал Кросс. «Я не успел бы взвести курок, потому что они были слишком близко ко мне, находясь всего в нескольких ярдах от меня, так близко, что я был проткнут штыком через бедро сразу же после выстрела в четвертого человека».
      https://ligastrelkov.ru/populyarnye-stati/adams-patent-small-arms-company.html


      Бревет-майор сэр Чарльз Рассел стреляет из пистолета (ИМХО, это револьвер) в русского солдата в битве при Инкермане 1854 года на картине Луи Уильяма Дезанжа.
      1. +4
        4 мая 2022 13:49
        Точно -- револьвер, и скорее всего "Colt Navy 1851".

  2. +7
    3 мая 2022 05:43
    "И у нас дома не хуже есть»"...«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Вы правы. Не чистили кирпичом, а с внедрением новых технологий обстояло не очень хорошо.
    1. +1
      3 мая 2022 19:51
      [media=https://www.rusgoldring.ru/Image/goroda/tula/tours_around_golden_ring_of_russia_tula_savvy_flea_monument_10_785.jpg]
      Современный вариант
  3. +7
    3 мая 2022 05:47
    Спасибо за продолжение!
    Всем доброго утра!!!
    1. +5
      3 мая 2022 10:13
      Семь линий и точка. Думаю, чем же еще порадует нас Вячеслав Олегович, если задел настолько замечателен fellow
      1. +4
        3 мая 2022 11:10
        Присоединяюсь!
        Вячеслав Олегович, спасибо за статью!)))
        Вот уж не думала, что было такое разнообразие оружия. А произведение Лескова "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", конечно, читала. Как и другие произведения Лескова. Так и запомнила: чистили кирпичом! wassat )))
        1. +4
          3 мая 2022 11:22
          "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся – внятно выговорил Левша, перекрестился и умер.
          …государю так и не сказали, и чистка кирпичом всё продолжалась до самой Крымской компании. В тогдашнее время, как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены…"

          Доброго дня Вам, Людмила.
          1. +4
            3 мая 2022 11:26
            И Вам, Андрей, хорошего! )))
            Поизучала ТТХ оружия, используемого в Крымской войне, и пришла к выводу, что современный автомат лучше, куда более скорострельный, да и короткие очереди допускает laughing )))
            1. +4
              3 мая 2022 11:34
              Шутить изволите? Приветствую! Однако до унитарного патрона и зарядки с казенной части не добрались еще в массе. wassat - работает laughing
              1. +5
                3 мая 2022 12:55
                Зато сейчас до пули наконец добрались, со срезанным концом, пусть даже кое-кто, Конвенцию наруша....
                Фотографию в статье увидела и ужаснулась -- те самые дум-дум?
                1. +4
                  3 мая 2022 13:05
                  Буду краток. Вы не ошиблись. Оболочечная пуля со срезанной верхушкой - не конвенциональное оружие.
        2. +4
          3 мая 2022 11:46
          Цитата: депрессант
          Так и запомнила: чистили кирпичом!

          А это был один из мифов. Как и то, что круглые броненосцы "Новгород" и "Вице-адмирал Попов" крутились после выстрела! Но... об этом писали и все верили...
          1. +6
            3 мая 2022 13:03
            В том числе и некий Некрасов Н.А laughing В 1875-ом году! wink
          2. +10
            3 мая 2022 13:11
            Критика в адрес «Поповок» даже детских книжках активно была представлена.
            1. +4
              3 мая 2022 13:27
              Наслышана.
              "Поповки" -- это наименьшая стоимость плавсредства при наперёд заданном водоизмещении. Ходили недостаточно быстро.
              1. +5
                3 мая 2022 13:35
                Цитата: депрессант
                наименьшая стоимость плавсредства при наперёд заданном водоизмещении. Ходили недостаточно быстро.

                Вот это да!!!!Вот это Вы выдали,а!Позвольте восхищаться,ась laughing
                1. +4
                  3 мая 2022 13:55
                  Да это же общеизвестно. Даже если исходить из того, что площадь покрытия круга листовой бронёй меньше площади аналогичного корабля иной геометрической формы. Там было еще одно преимущество -- верткость, способность обходить препятствия )))
                  1. +3
                    3 мая 2022 14:02
                    Людмила, они далеко не ходили. Чисто береговая арта, вынесенная в море. yes
                    1. +4
                      3 мая 2022 14:32
                      Отсюда вопрос!А на хрена???Вместо того,что бы строить нормальные такие корабли,ась?
                  2. +4
                    3 мая 2022 14:28
                    Цитата: депрессант
                    верткость, способность обходить препятствия )))

                    А куда убрать "круглость"?Мореходность ведь явно а проигрыше,нет?
                    1. +3
                      3 мая 2022 14:51
                      Это эксперимент был, Да стали - жаль.
                      Опыт очень важен, он всего нужней он растит таланты, на стиендию в 40 рублей
                      ПС... Слова принадлежат замечательному парню - Николаю Теплову, музыканту... и ассистенту кафедры начертательной геометрии. laughing
            2. +7
              3 мая 2022 14:21
              Привет, Сергей! smile
              У меня такое ощущение, что в то время не только "детские книжки", но и изрядная часть "взрослой" литературы была рассчитана на детей. К сожалению, не только "тогда".
              1. +7
                3 мая 2022 14:53
                Привет, Константин!

                Наверное, все же индивидуально. Но чтобы получилось что-то толковое необходимо и любить предмет исследования и знать. Да ещё и способности к изложению иметь.
                1. +6
                  3 мая 2022 15:05
                  необходимо и любить предмет исследования и знать.

                  Я не только это имел в виду, про то, что "слон истинно русское животное" можно свято верить и это отстаивать, а можно не верить ни во что и благополучно писать "книжки" -- бумага она всё стерпит.
                  1. +7
                    3 мая 2022 15:14
                    И это тоже. Только живут эти лозунги в развёрнутом виде не так долго. Обычно, до очередной смены курса. А у нас такое - не редкость.
                    1. +8
                      3 мая 2022 15:18
                      А у нас такое - не редкость.

                      Я бы сказал, что это до некоторой степени стиль жизни страны. Она, страна, меняется и порой совершенно непредсказуемо.
                      1. +5
                        3 мая 2022 17:02
                        То есть как в анекдоте про падение мужика с колокольни «это уже привычка».
                      2. +7
                        3 мая 2022 17:18
                        Своего рода. Но припомнился ещё один анекдот, не могу его здесь привести.
                      3. +5
                        3 мая 2022 18:06
                        «Живите ж тыщу лет, товарищ Сталин.
                        И как бы трудно не было здесь мне,
                        Я знаю, будет много чугуна и стали
                        На душу населения в стране» (с).
                      4. +6
                        3 мая 2022 18:47
                        "Со двора -- подъезд известный
                        под названьем "черный ход".
                        В том подъезде, как в поместье,
                        проживает Черный Кот.

                        Он в усы усмешку прячет,
                        темнота ему -- как щит.
                        Все коты поют и плачут --
                        этот Черный Кот молчит."(с)
                      5. +7
                        3 мая 2022 19:14
                        «Еще вчера в подъезде лампочка горела,
                        А нынче шею можно запросто сломать.
                        Еще вчера, мой свет, я от тебя дурела,
                        А нынче трудно без ста грамм воспринимать» (с).
                      6. +7
                        3 мая 2022 19:30
                        "О май дарлинг, о май свит,
                        У тебя окно горит"

                      7. +5
                        3 мая 2022 19:50
                        Какой милый дворик! Прям таки Питером повеяло в полный рост!
                      8. +7
                        3 мая 2022 20:00
                        Похоже, доводилось сиживать в ваших дворах за бутылкой "Агдама". smile drinks
                      9. +5
                        3 мая 2022 20:10
                        Самый замечательный двор-колодец я видел на Лиговке. Примерно, 15х15 метров и пять-шесть этажей вверх.
                        "Здесь дворы, как колодцы,
                        Но нечего пить,
                        Если хочешь здесь жить,
                        То умерь свою прыть,
                        Научись, то бежать, то слегка тормозить,
                        Подставляя соседа под вожжи" (С)
                      10. +6
                        3 мая 2022 20:22
                        Подставляя соседа под вожжи"

                        Да, с соседями порой бывают проблемы. laughing
                      11. +3
                        3 мая 2022 20:24
                        Обычно они решаются менее кровожадным путем.
                      12. +3
                        3 мая 2022 20:27
                        К счастью -- да. smile
                      13. +3
                        3 мая 2022 20:33
                        Опять мы с тобой, дядюшка, по вчерашнему выражению одного из коллег, "засрали ветку"...
                      14. +4
                        3 мая 2022 20:41
                        Что, делать, племянник, "такова спортивная жизнь". laughing drinks
                      15. +2
                        3 мая 2022 20:51
                        Угу. "Что в молодости "спорт", в старости - дрова, керосин и нитки" (С)
                      16. +4
                        3 мая 2022 21:43
                        Ну, тебе о "дровах" ещё рановато. smile
                      17. +2
                        3 мая 2022 21:53
                        Мужчины в моем роду всегда умирают рано, кроме основателя. Видимо, Лев Платоныч много нагрешил в своей жизни, что так вышло
                      18. +5
                        3 мая 2022 22:04
                        Я что-то не очень верю в наследование грехов своих предков, если считать с прародителей, то с таким грузом и родиться-то не получится.
                      19. +3
                        3 мая 2022 22:07
                        Это твое дело. А я в подобные вещи очень даже верю. Осознал на практике.
                      20. +5
                        3 мая 2022 22:12
                        "Всё в наших руках" -- сказал однажды сапёр.

                      21. +2
                        4 мая 2022 05:50
                        А ведь доводилось. Накушались однажды.... Очнулся где-то в многоэтажных питерских пампасах. Замерз (ноябрь)
                        Ну ничего-ничего, с вами -же
                      22. +2
                        4 мая 2022 06:19
                        Накушались однажды....


                        Всего-навсего? Ну, тогда считай, что практики "работы в поле" у тебя нет. wink drinks
                      23. +2
                        4 мая 2022 06:42
                        Куда мне бледнолицему. Лучшее было бы в теплой постельке у временной подружки. ну так получилось. Мне 20 лет всего было, после армии поехал к двоюродному племяннику на свадьбу. Погуляли славно. Дайте мне карту! где север я знаю laughing laughing laughing
                      24. +2
                        4 мая 2022 07:40
                        "А мы пойдём на север, бедный Маугли, каждый сам за себя"(с) laughing
                  2. +8
                    3 мая 2022 15:56
                    "слон истинно русское животное"
                    У Олега Дивова есть такая повесть
                    1. +7
                      3 мая 2022 16:31
                      К сожалению не читал, но, суда по обложке, книга должна быть с юмором. smile
                      1. +3
                        3 мая 2022 19:07
                        У него большинство книг с юмором, но таким, сквозь слезы...
                        Хочешь скину на почту что-нибудь?
                      2. +4
                        3 мая 2022 19:19
                        Конечно скинь, у нас и так всю жизнь... весь юмор сквозь слёзы.
                      3. +2
                        3 мая 2022 19:39
                        Хорошо, сделаю.
                      4. +2
                        3 мая 2022 19:55
                        Спасибо, буду ждать.
                      5. +1
                        4 мая 2022 07:11
                        Получил?Нет? wink
                      6. +2
                        4 мая 2022 07:39
                        Всё отлично, Сергей, спасибо! smile
                      7. +2
                        4 мая 2022 07:17
                        Привет Антон!Уже...скинул. wink
                        Уже
                        ...читает,поди? bully
              2. +4
                3 мая 2022 16:18
                Цитата: Морской Кот
                изрядная часть "взрослой" литературы была рассчитана на детей. К сожалению, не только "тогда".

                +++++++++++++++++++++++
            3. +5
              3 мая 2022 16:16
              Цитата: Korsar4
              Критика в адрес «Поповок» даже детских книжках активно была представлена.

              Выяснил потом по газетам того времени, что это была первая попытка российской прессы "насолить" правительству. И она... отчасти удалась. Правда, царизму удалось доказать, что это "не так" и тема заглохла. Но в СССР + отрезали, а - оставили. И о крутящихся "поповках" не писал только ленивый!
          3. +5
            3 мая 2022 20:00
            Цитата: kalibr

            А это был один из мифов. Как и то, что круглые броненосцы "Новгород" и "Вице-адмирал Попов" крутились после выстрела!

            Поповки крутились безо всякого выстрела. Плоское дно и шесть винтов неожиданно создали кучу проблем. Паровые машины того времени не отличались особой точностью параметров, добиться одинакового числа оборотов на всех винтах оказалось непросто, а эффективности рулей не хватало. В общем много над этими поповками смеялись.
        3. +5
          3 мая 2022 13:22
          Добрый день, Люда! love
          Один Левша никак не мог спасти Россию от поражения. Я там выше добавил кое-что о револьверах, в нашей армии, как и водится, -- печаль. И там уже не важно, чем кто что чистит, если воевать попросту нечем. request
          1. +4
            3 мая 2022 13:38
            Привет дружище!Так ведь...много Левшей--то на Руси святой,а?На том и стоим.Сорри,на ком! wink
            1. +7
              3 мая 2022 13:52
              Привет, Сергей! smile
              На мой взгляд важнее развитая промышленность и инфраструктура, что, в общем-то и доказала Крымская война, а точнее наше в ней поражение.
              Вот простой пример, или сложный, как посмотреть.
              Построенная в ходе Крымской войны британскими инженерами всего за три недели железная дорога — первая на полуострове — не только заставила русские войска сдать Севастополь, но и стала одним из факторов, приведших к поражению Российской империи.


              1. +6
                3 мая 2022 14:38
                Вот!!! Правильно
                !!!Отставали!!!И?Мобильник чей?Компьютор?Машинка?Эта штуковина на чём ты по земле Рязанщины рассекаешь,чья она?Сорри!
                1. +4
                  3 мая 2022 14:44
                  Моя "машинка" сложно сказать чья -- японо-корея-китая-рус. laughing Но я ей доволен, а это самое главное. drinks
                  1. +4
                    3 мая 2022 14:49
                    А я???Честно,но был бы рад рассекая на "Москвиче".Но?"киа",блин.топливо жрёт..
                    1. +3
                      3 мая 2022 15:09
                      Мне проще, отключаю полный привод и расход топлива сразу намного меньше.
              2. 0
                4 мая 2022 12:45
                Пример неоднозначный с учетом 2 факторов:
                - протяженности данной дороги;
                - своеобразного "локомотива" данной дороги.
                Разумеется, никакого решающего значения она не имела и "заставить сдать" что-то не могла. Крымская война скорее в очередной раз продемонстрировала преимущества морского транспорта над сухопутным.
          2. +13
            3 мая 2022 13:51
            Дядя Костя, у нас были проблемы не с передовым оружием, а промышленным его производством. Банально мы не могли насытить им армию.
            Вторя беда «дороги». К примеру, чтоб добраться из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга - требовался год! Тебе Уральские заводы могли массово поставить свою продукцию только весной в половодье.
            Основная верфь страны Архангельская, до оснащала корабли в Ревеле или Кронштадте. Учитывая блокаду столицы - это стало невозможным. И таких тонких мест море!
            Фактически к завершению Крымской войны - Россия ещё воевать не начала.
            1. +5
              3 мая 2022 13:55
              Привет, Владислав! smile
              Так я, чуть выше, об этом Сергею и толкую.
              1. +3
                3 мая 2022 14:02
                Борисычу еще растолкуй.

                Толстый
                Толстый Сегодня, 13:36
                +1
                Все верно! но не промышленность "неготова", а правительство, закупать новинки.

                Привет, дядя Костя!
                1. +5
                  3 мая 2022 14:16
                  Привет, Антон! smile
                  Борисычу еще растолкуй.

                  Сложно, я его порой и вовсе не понимаю. wink request
                  1. +4
                    3 мая 2022 15:00
                    Да,ладно!Отличный мужик. laughing Свой!В доску! laughing angry
                    1. +5
                      3 мая 2022 15:07
                      А я и не говорю, что плохой. Только когда ты в "доску", то и тебя сложно понять. wink drinks
                      1. +4
                        3 мая 2022 15:09
                        А вот теперь.,.Понял.... laughing
                      2. +5
                        3 мая 2022 15:20
                        Да у меня это тоже случается, порой поутру читаешь что написал накануне и диву даёшься. laughing
                      3. +4
                        3 мая 2022 15:57
                        "неспящие в Сиэтл"Классика?Но?Том Хэнкс!;!!Ооо;
                      4. +5
                        3 мая 2022 16:27
                        Увы, не видел. Но Хэнкс актёр замечательный. smile
                      5. +1
                        4 мая 2022 13:30
                        Детская колония помещалась в бывшем графском дворце на берегу моря, на окраине маленького городка, который я условно назову так: Васинск-Околоморск. Первое время я только загорал на пляже и купался, а когда настала осень, меня зачислили в школу при колонии. Временно меня поместили в класс для переростков, то есть для умственно отсталых. Но я туда попал только потому, что пропустил учебный год из-за болезни и еще потому, что в этом классе был некомплект. Учились в нем самые разные ребята: были и моего возраста, а были и много старше - это те, которые долго беспризорничали. Жили мы дружно, и меня никто не обижал и не корил моими пятью "не". Учился я старательно и даже стал первым учеником как по дисциплине, так и по успеваемости, за что меня ставили в пример другим.
                        Вадим Шефнер "Человек с 5 не" глава - Вася с Марса.
                        Однажды в колонию привели парня моих лет. Он спустился откуда-то с окрестных гор в голодном состоянии и попал на базар. Там он подошел к торговке пирожками, взял с лотка пирожок и стал его есть бесплатно. Тогда все торговки хотели его бить, но в дело вмешался милиционер и отвел парня в детприемник, а оттуда его направили в колонию. Здесь его зачислили в наш класс как недоразвитого. Его посадили за парту рядом со мной и поручили мне взять над ним шефство и дополнительно проводить с ним занятия, так как он не знал русского языка, а говорил на языке, никому не понятном. Когда мы стали ударять сами себя в грудь и называть свои имена, он тоже ткнул себя в грудь и произнес что-то вроде Ваосаоуууосо, и поэтому мы прозвали его Васей.
                        Вадим Шефнер "Вася с Марса"
                        Вася оказался необыкновенно способным и уже через две недели свободно говорил по-русски. Так как обучал его разговорной речи не только я, но и остальные ребята, а среди этих ребят было много недавних беспризорных и несколько бывших малолетних преступников, то попутно Вася освоил и блатной жаргон. Вместо слова "вокзал" он говорил "бан", вместо "дом" - "хавира", вместо "пиджак" - "клифт" и так далее. А еще недели через две он выучился читать и стал ежедневно прочитывать по нескольку книг - все больше словари и энциклопедии. Замечу еще вот что: когда он выучился говорить и писать по-нашему, то сразу выяснилось, что математику, физику и химию он знает отлично. Вскоре он стал первым учеником, оставив меня на втором месте. Но я ничуть не завидовал ему, так как очень с ним сдружился. Вася оказался хорошим парнем, "своим в доску", как тогда говорилось.
                      6. 0
                        4 мая 2022 13:41
                        Разрази меня гром, но я так и не понял -- ты это к чему? wassat
                      7. +2
                        4 мая 2022 13:52
                        К тому, Константин, что непонятное пугает только неготовых учиться людей. Я с Вами всегда, И учусь непрерывно. Я не Вася с Марса. Мне все дается не легко.
                2. +1
                  4 мая 2022 07:32
                  Я въехал, спасибо. Однако империя в случае необходимости ставила рекорды. В !702 году за месяц дорогу построили....
            2. +6
              3 мая 2022 14:40
              Когда Россия была готова к войне?Когда?
              1. +6
                3 мая 2022 14:42
                Мы же перманентно!Всегда! Постоянно!К чему-то....не готовы.Вопрос!Когда??!!Научимся?
              2. +3
                3 мая 2022 15:01
                24. 02. 2022. Когда Россия пришла, наконец, на эту войну.
                Всегда готовы! Некоторые стали это забывать....
                1. +5
                  3 мая 2022 15:06
                  Борисыч!!!Моё мнение об этом!!;ты знаешь.
                2. +4
                  3 мая 2022 15:22
                  Как насчёт крейсера и мин на границе? За такую подготовку генштаб нужно к стенке поставить, всех генералов заодно с писарями.
                  1. +2
                    5 мая 2022 11:36
                    Раздолбайство и пофигизм невозможно изжить приказом командования...
                    1. +1
                      5 мая 2022 14:50
                      Есть определённые (и давно) правила ведения боевых действий, у крейсера должно быть авиационное прикрытие, а разведка должна "обнюхать" территорию на наличие минных полей. Одним раздолбайством пренебрежение элементарщиной объяснить невозможно.
                      1. +1
                        5 мая 2022 15:21
                        И не пытаюсь. "прошляпили" конкретно.
          3. +5
            3 мая 2022 13:51
            Добрый день, Костя! )))
            Воевать быстро становится нечем, если поврежденные, но подлежащие ремонту средства ведения боевых действий щедро разбрасываются вдоль дорог, а затем уничтожаются подкравшимся противником.
            1. +4
              3 мая 2022 14:12
              Понимаете, Людмила. Основа современного общевойскового боя - танк (ОБТ), БМП, БТР.
              Короче - броня. Пехота - это поддержка. Пусть и горит железо, на то и сделано - назначено, главное, экипажи машин были бы в "норме"
              1. +6
                3 мая 2022 14:26
                Как правило экипаж горит вместе с машиной, исключения редки. Я как раз там и служил, повезло не испытать на себе "поджарку" от какого-нибудь ПТУРСа, так что, прости, но... дальше не буду, не хочу ссориться.
                1. +5
                  3 мая 2022 16:02
                  И не надо, не будем Ты больше о ОБТ. Ни разу в танке не горел....
                  Константин, Скандал не состоится. Ни тебе ни мне не стоит делиться тем знанием.
                  С Уважением, искренне твой товарищ.
                  1. +6
                    3 мая 2022 16:20
                    Я и не собирался скандалить, просто зацепило с какой лёгкостью ты говоришь о том, что
                    Пусть и горит железо
                    , а в "железе" живые люди сидят. Мне рассказывали фронтовики, как пехота сразу переставала завидовать танкистам, увидев во что превращается экипаж сгоревшего танка.
                  2. +1
                    3 мая 2022 19:19
                    А пятьпо пятницам аааапайпайлй
              2. +6
                3 мая 2022 14:37
                А ремонтники не должны были следом идти? Когда поняли, как надо правильно, так сразу и пошли. Вот такой организации войны -- учить надо? Я читаю весь телеграм от ВО и другие патриотичные телеграмы. Я просматриваю большую часть новостей на ВО и ВСЕ комментарии к ним. Я в курсе всего. У меня назревают вопросы. Но это в будущем.
                1. +4
                  3 мая 2022 14:55
                  Яковлевна!!!!Мы ж в России,ась?
                  1. +5
                    3 мая 2022 15:52
                    Именно, Сергей Владимирович, именно!
                    Потому я и предьявляю претензии к нашему Минобороны. Но я не предьявляю претензии нацбатам, которые, сбегая, оставляют нашим богатые арсеналы своего и иностранного оружия. Я им аплодирую. Особенно, когда они оставляют нам австрийскую оптику.
                  2. +4
                    3 мая 2022 16:11
                    Аааа!!!!На Руси жить,на РУси пить....
                2. +4
                  3 мая 2022 16:14
                  А Вы помните начало "Белого тигра"? а окончание?
                  «Бе́лый тигр» — российский полнометражный военно-фантастический художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова, снятый в 2012 году по мотивам романа Ильи Бояшова «Танкист, или „Белый тигр“» и повествующий о событиях времён Великой Отечественной войны.

                  Фильм является первой работой Карена Шахназарова о войне и его самым масштабным проектом. Посвящён отцу режиссёра — Георгию Шахназарову, участнику Великой Отечественной войны, ушедшему на фронт в возрасте восемнадцати лет, его боевым товарищам, всем ветеранам войны и всему поколению советских людей того времени.
                  1. 0
                    4 мая 2022 03:52
                    Ну право.
                    "В полях за Вислой сонной,лежат в земле сырой.Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой....."
            2. +5
              3 мая 2022 14:29
              Крымская война, в общем-то, была позиционной, а инженерное дело в Севастополе было неплохо поставлено, но, если оружие и так устарело, то от отремонтированного ещё меньше толку, чем от "свежего".
              1. +6
                3 мая 2022 16:29
                Константин, Мы благодаря Толстому, ( не мне, а Льву Николаичу_). Урежу марш....
                Обожааю "Морского Кота"
                1. +6
                  3 мая 2022 16:38
                  Да, граф Толстой, артиллерии поручик.

                  1. +2
                    3 мая 2022 19:23
                    Как уместна эта фотография!...
                    Однажды наткнулась на фото совсем ещё молодого Лёвушки Толстого, которого любили все, -- красавец с горящим взором. Но уже привыкла:
                    А... Лев Толстой, седой и бородатый,
                    С потухшим взглядом и в руке -- лопата.
                    1. +3
                      3 мая 2022 19:35
                      Что делать... Существуют стереотипы, привитые с детства. smile
                      1. +1
                        3 мая 2022 20:06
                        Медведь курящий -- это про меня. Завидую тому, что слева. В бутылке жидкость, говорят, бодрит и веселит )))
                      2. +3
                        3 мая 2022 20:16
                        говорят, бодрит и веселит ))

                        Главное, чтобы продукт соответствовал. smile
                      3. +1
                        3 мая 2022 20:33
                        Где-то когда-то было на слуху "777"...
                        Что это такое?
                      4. +3
                        3 мая 2022 20:44
                        В своё время хороший Портвейн, попозже изрядная "бормотуха", а в смутные годы вообще непонятно что.
                        Народное наименование "Три топора".
                      5. +2
                        3 мая 2022 21:07
                        "Три топора" -- этикетка похожа wassat )))
                        Эх, и это б испила, если б могла -- на радостях. Сегодня уничтожили ещё один украинский тактический ракетный комплекс "Точка У". Я их по штукам считаю. Как-то видела ролик. Ракета Точка попала в деревеньку. То ли в огород, а, может, дом там был. В общем, Костя, это не воронка. Это кратер метров 20 в диаметре, не меньше. Мужчина спустился, оскальзываясь на глине вниз, и на дне он маленькая фигурка. Чудовищно! Этих ракет -- сотни. А вот комплексов, способных их запускать, сейчас осталось, по моим подсчетам, штук 15. Я каждый раз прикидываю их число, как только узнаю об уничтожении комплекса. Но это, к сожалению, бывает редко. Вот такое страшное оружие сделали когда-то. А калибры... на мой взгляд, малоэффективны. Ими в одно место надо долбить, используя по нескольку штук. Иначе одна цистерна взорвалась и сгорела, а 20 других -- целёхонькие рядышком стоят. Какое-то странное оружие.
                        Мне кажется, в этой связи в следующей статье Вячеслав Олегович расскажет об артиллерии, применяемой в Крымской войне. Интересно было бы сравнить.
                      6. +3
                        3 мая 2022 21:57
                        Не касаясь ракетного оружия, просто об артиллерии.
                        Осадный однопудовый «единорог» образца 1838 года

                        Русское крепостное орудие образца 1838


                        Сравните:

                        122-мм буксируемая гаубица Д-30

                        152-мм буксируемая гаубица 2А61 «ПАТ-Б»

                        И это только буксируемые системы, и далеко не все.
                      7. +1
                        3 мая 2022 22:01
                        Да я уже столько современной артиллерии в действии перевидала! Несколько типов самоходных.
                      8. +2
                        3 мая 2022 22:08
                        "Не счесть алмазов пламенных в лабазах каменных!" Да уж, наклепали на собственную голову.
                      9. +1
                        4 мая 2022 04:44
                        Очень достойная преемница м 30. ИМХО
                    2. +2
                      4 мая 2022 09:36
                      Цитата: депрессант
                      ... Лев Толстой, седой и бородатый,
                      С потухшим взглядом и в руке -- лопата

                      Уж да уж.Были и мы рысаками,право. laughing
                      И девы были...Ох!Не стоит о грустном.
                      1. +1
                        4 мая 2022 10:23
                        Доброе утро, Сергей Владимирович! )))
                        Как только интернет довез своим неспешным ходом ваш комментарий до меня, так сразу сквозь ленивые тучи проглянуло весёлое солнце. Умеете Вы управлять не только людьми, но и погодой wassat )))
                        И это не шутка. Сегодня вообще не планировала комментировать что-либо. И это несмотря на прекрасные статьи. Но придется. Хотя немного позже. Побаливает сердце. Надо закинуться какой-нибудь фармакологической гадостью и обмануть приход неюных лет...
                        Да, вот так и живём теперь)))
                      2. +1
                        4 мая 2022 14:19
                        Цитата: депрессант
                        Доброе утро, Сергей Владимирович! )))
                        Как только интернет довез своим неспешным ходом ваш комментарий до меня, так сразу сквозь ленивые тучи проглянуло весёлое солнце. Умеете Вы управлять не только людьми, но и

                        А то ???И Вам того же, право!Дарить людям счастье? Малюсенький даже моментик?Это правда-здорово!
                      3. 0
                        4 мая 2022 17:14
                        Здорово, и ещё как! Сами себе не подарим, не подарит даже Господь, другие у него задачи -- дарить заботы.
                      4. +1
                        4 мая 2022 14:21
                        Но???Я бываю и серьёзным,ась?Иногда,право?
                        Между... Рюмашками. wink
                      5. 0
                        4 мая 2022 17:15
                        Опять увлеклись?
                        Однако, гусар! wassat )))
                      6. +1
                        4 мая 2022 14:33
                        Эх!!!Как же плохо,что у Вас,мой милый друг,нет"электронки",право!
                      7. 0
                        4 мая 2022 17:16
                        Да полно Вам! Эпистолярный стиль электронкой не отточишь! )))
      2. 0
        5 мая 2022 05:42
        Цитата: Толстый
        если задел настолько замечателен

        Дальше будет Синопская битва!
  4. +8
    3 мая 2022 07:36
    Класс. Спасибо. Хочу добавить свои "две копейки". Это то же оружие той войны

    Офицерский кавалерийская сабля образца 1821 года. Британия. National Army Museum, London


    Палаш офицера тяжелой кавалерии образца 1821 года. Британия.National Army Museum, London.
  5. +4
    3 мая 2022 07:51
    Конечно, подковать блоху это высший класс мастерства, но игрушку-то Левша испортил!
    1. +4
      3 мая 2022 09:01
      Скорее игрушке стало тяжело шевелить бодро лапками с новой обувкой smile .
      1. +3
        3 мая 2022 10:26
        А может Лесков намекнул, что англичанку неплохо бы "подковать", чтоб не гадила!
  6. +3
    3 мая 2022 08:09
    Возник вопрос. Не в связи ли с почти двухкратным превышением дальности действия стрелкового оружия союзников, в 1855 году в РИА был расформирован драгунский корпус?
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +6
      3 мая 2022 08:13
      Цитата: 3x3zsave
      Не в связи ли с почти двухкратным превышением дальности действия стрелкового оружия союзников, в 1855 году в РИА был расформирован драгунский корпус?

      Не знаю, Антон. У меня нет информации.
      1. +6
        3 мая 2022 08:20
        У меня, к сожалению, тоже. Вообще же, над драгунами в русской армии, на протяжении всего XIX века очень изобретательно измывались, так и не поняв концепции применения этого рода войск.
        1. +9
          3 мая 2022 09:30
          Фактически, кавалерийские части РККА и были драгунами.
          Возможно, кто-то об этом уже писал в комментариях к прошлым статьям, если так, прошу прощения за баян.
          Просто хотел сказать, что концепция перемещения войск в котором строю, а ведения боя в пешем достаточно эффективно использовалась в Красной Армии в Великой Отечественной, когда кавалерийские корпуса водилось в порывы и действовали на коммуникациях немцев.
          1. +4
            3 мая 2022 09:36
            Фактически, кавалерийские части РККА и были драгунами.
            Казакам в ПМВ тоже пришлось ими стать. Позиционная война не особо располагает к применению больших масс кавалерии.
            1. +6
              3 мая 2022 12:15
              ПМВ немного не то. Там маневры были редкостью и, фактически, казаки вынуждены были воевать не как драгуны, а как обычная линейная пехота - в окопах.
              А когда удавалось выйти на оперативный простор - их кидали с шашками и пиками в атаку, как классическую ударную конницу.
              Теория глубоких операций ещё не была разработана, считалось, что крупные войсковые соединения не могут действовать в отрыве от основных сил, конница использовалась только в тактических целях.
              А вот в Отечественную наши начали применять кавалерию уже в оперативных целях - это как раз то, для чего изначально и предназначены собственно драгуны.
              1. +6
                3 мая 2022 13:56
                hi
                ИМХО, первый год ПМВ был полон маневров. Неплохо получалось, особенно у нас с австрийцами.
                А французскую кавалерию Игнатьев, ИМХО, ругал: за бессмысленные перемещения и большой падеж лошадей вследствие неправильного ухода.

                Да и позднее, 15-18 гг. кавалерия хорошо себя проявляла, как действуя к конном строю, так и спешенная.
                Был неплохой сборник (даже два) издан несколько лет назад, кажется "Кавалерия в ПМВ" и "Казаки в ПМВ". Составители собрали статьи из эмигрантской прессы, неплохо получилось. И еще несколько "Записок кавалеристов.." выходило.

                ИМХО, кавалерия в ПМВ очень большая тема, но неинтересная уже почти никому. Даже по наполеоновским войнам тот самый Соколов неплохо писал, а ПМВ то ли еще рано описывать, то ли уже поздно.
                1. +4
                  3 мая 2022 14:05
                  а ПМВ то ли еще рано описывать, то ли уже поздно.
                  На ресурсе несколько лет назад был автор Алексей Олейников, он писал практически только о ПМВ.
                  1. +5
                    3 мая 2022 14:13
                    Спасибо, поищу!
                    Как то проглядел, был похожий цикл о ПМВ (плохо читаемый), возможно поэтому пропустил.
                2. +4
                  3 мая 2022 14:16
                  Конница в ПМВ упиралась в устаревшую доктрину её использования, на мой взгляд. В первую очередь - атака противника в конном строю.
                  Думается, что если бы военные теоретики того времени сумели бы на двадцать лет раньше сформулировать и отстоять теорию глубокой операции, кавалеристами не пришлось бы гнить в окопах.
                  1. +6
                    3 мая 2022 15:00
                    hi
                    ИМХО, основная проблема - не было взаимодействия с пехотой, кавалерия разбила врага, поехала дальше, враг собрался и снова надо то же самое место штурмовать. Не было "своей" пехоты даже для сбора пленных, а "приданная" пехота занималась своими делами.
                    Только пехота могла и может "закрепиться на местности", если это делают подвижные части, то они теряют свой главный козырь - подвижность.

                    Уровнем выше проблема - отсутствие самодостаточных кавалерийских соединений типа "Конной армии".

                    "Сидение в окопах" было мерой вынужденной и не частой на время отсутствия наступлений.

                    Атаки в конном строю в случае "кавалерия на кавалерию" или "кавалерия против неустойчивой пехоты/артиллерии" были ИМХО в ПМВ разумной вещью.
                    При этом штурмы позиций пехоты с колючей проволокой и пулеметами - это был очевидно не профиль кавалерии и "вынужденные ошибки", что -то вроде "проламывания обороны" подвижными соединениями в 40-е годы.
                    1. +5
                      3 мая 2022 16:49
                      Цитата: Wildcat
                      отсутствие самодостаточных кавалерийских соединений типа "Конной армии".

                      Именно об этом я говорю. Отсутствие концепции обособленного соединения, включавшего бы в себя конницу, как средство маневра, пехота для придания устойчивости, подвижную артиллерию и тылы. Такое соединение могло бы решать в ПМВ задачи, которые решали танковые армии во ВМВ. Но военные теоретики додумались до этого только уже на опыте ПМВ. Плюс развитие танков и средств связи и управления...
                      А вот про атаки в конном строю нужно было забыть и от пик и шашек отказаться, обучая конницу в первую очередь огневому бою.
                      Но это сейчас мы такие умные. С нашим нынешнем послезнанием.
                      1. +2
                        3 мая 2022 19:19
                        К слову, чуть ли не последний кавалерийский бой в истории, состоялся 23.09.1939., под польским местечком Красноброд между войсковой кавалерией вермахта и 25-ым уланским полком Войска Польского.
                      2. 0
                        4 мая 2022 17:33
                        Отсутствие концепции обособленного соединения, включавшего бы в себя конницу, как средство маневра, пехота для придания устойчивости, подвижную артиллерию и тылы.

                        Кавалерийские корпуса были созданы в РИА как раз в период Великой войны. И да, свою артиллерию и тылы они вполне себе имели.
                        Например, 3-й кавалерийский корпус включал 1-й, 3-й Донской казачьи артиллерийские дивизионы, 3-ю батарею лейб-гвардии Конной Артиллерии,1-й Оренбургский казачий артиллерийский дивизион, 17-ю и 21-ю Донские казачьи батареи.
                        Или тот же 1-й Кавказский кавалерийский корпус в принципе самостоятельно действовал, изначально и прямо называясь Экспедиционным кавалерийским корпусом в Персии.
                        А вот про атаки в конном строю нужно было забыть и от пик и шашек отказаться

                        Ну после такой вводной можно было всю конницу смело расформировать в принципе и сажать в окопы. Без атак в конном строю - конницы нет. С этой идеей носился генерал Сухотин со своей "драгунской" реформой. Результат - совершенно позорные результаты применения конницы в русско-японскую войну.
      2. +8
        3 мая 2022 09:26
        Вот, один хороший человек нашел и мне прислал.
        "При преобразовании армии в 1833 году эти 2 дивизии составили 11-й резервный кавалерийский корпус, которому было дано особое устройство и назначение. Император Николай решил воспользоваться свойством драгун спешиваться для организации «драгунского корпуса», способного действовать как в конном, так и в пешем строю. Все 8 полков корпуса были в составе 10 эскадронов. 2 пикинерные не спешивались, а 8 драгунских образовывали в пешем строю каждый — стрелковый взвод. Дивизион образовывал роту (в 2 взвода), а весь спешенный полк равнялся батальону. Спешенная дивизия образовывала полк, а весь корпус — бригаду. Корпус составлял в конном строю массу в 10000 пик и шашек, а в пешем — 6500 штыков при 48 орудиях. Пикинеры назначались для охраны коноводов и прикрытия флангов.

        Эта организация драгун существовала все царствование Николая I, но не была испытана ни в Венгерский поход, ни в Восточную войну, где «драгунский корпус» не участвовал.

        В 1856 году при реорганизации кавалерии ее упразднили: наличие массы в 10000 коней в непосредственной близости спешенных драгунских батальонов и линии огня было признано рискованным." *Керсновский А. А. «История Русской армии». — М.: Голос, 1993. — Т. 2. — С. 40—43.*
        1. +4
          3 мая 2022 13:08
          Учитывая, что данное подразделение имело понтонный парк. Получался прообраз сил быстрого реагирования.
          К слову, А.шах Бегунова писала, что корпус расформировали из большой стоимости его содержания.
          1. +3
            3 мая 2022 13:36
            Угу. А чтобы еще сэкономить, вновь отняли у драгун длинноствол, теперь уже окончательно.
  7. +5
    3 мая 2022 09:34
    Огромное спасибо Вам, Вячеслав Олегович за статью и Арону Шепсу за роскошные рисунки...Особо порадовала картина с семеновцами в пикельхелмах.
  8. +10
    3 мая 2022 10:28
    Немного хочется дополнить иллюстрации про штуцера Дальвиня и Тувенена

    Лучше одна картинка, чем тысяча слов...именно про пули.
    1. +5
      3 мая 2022 11:05
      Отмечу, Николай. Это стиль Шепса... А что за издание? Я бы разорился, но приобрел бы такую "беду" на седины.
      Прощай, пенсия.
      1. +6
        3 мая 2022 11:43
        Цитата: Толстый
        А что за издание?

        Издание журнала Техника-молодежи в бумажном переплете.
        1. +6
          3 мая 2022 11:53
          Принято. Попробую найти. В 80-е этот журнал, к сожалению, не выписывался семьей. А так, я знаком, листал страницы аж с 56 года... Красота! Много пропущено. yes Спасибо.
          1. +6
            3 мая 2022 12:39
            листал страницы аж с 56 года... Красота! Много пропущено

            У меня были скачаны номера ТМ аж с первого, с 30-х годов, но комп подвел. Сначала был выпуск один раз в два месяца.
      2. +8
        3 мая 2022 12:18
        Все проще, "Энциклопедия техники Техника молодежи" История винтовки. Художник М.Петровский. Какой был журнал, зачитывался, он и повлиял на выбор профессии.
        1. +5
          3 мая 2022 12:26
          Спасибо. Отмечу в блокноте. Художник Петровский. Благодарю искренне.
          С Уважением.
          1. +1
            3 мая 2022 19:14
            Да, если интересно, технический художник-график Михаил Васильевич Петровский отец Михаила Петровского, известного по роли Штыка в фильме ДМБ drinks
      3. +4
        3 мая 2022 13:09
        Шепс отличный художник, но это не его стиль. Не знаю кто применил его первым, но это было задолго до. Возможно самая первая идея принадлежала человеку, который просто взял и раскрасил уже готовую гравюру. smile
        1. +2
          4 мая 2022 05:01
          Константин. Шепси в первую голову инженер. И его графика инженерная. Технический рисунок не многим даётся легко. Арон тут мастер неоспоримо.
          1. +1
            4 мая 2022 06:16
            Арон тут мастер неоспоримо.

            А я, чё спорю?

            Морской Кот (Константин)
            4
            Вчера, 13:09
            НОВЫЙ

            +3
            Шепс отличный художник,
  9. +6
    3 мая 2022 11:25
    В британской армии нарезных ружей было в самом конце войны 50%, а во французской не более 30%. Другое дело, что даже гладкостволки союзников стреляли дальше и точнее за счёт пуль Нейслера.
    1. +7
      3 мая 2022 12:11
      Пуля Нейслера.

      Под Севастополем у французов нарезные штуцера Тувинена были не у всей пехоты. Нарезное оружие имели только зуавы – 3 полка – и пешие егеря – 5 батальонов. Основным оружием французской пехоты были гладкоствольные капсюльные ружья.
      Далее по тому-же материалу
      Миф о превосходстве британского оружия был пущен англичанами в сентябре 1854 года сразу после битвы при Альме и носил чисто пропагандистский характер. В сражении же на реке Альма, состоявшемся 8 (20) сентября 1854 года, рассказывая о котором, историки непременно припоминают «убийственные штуцера», якобы благодаря которым «Англичане спокойно расстреливали не только передовые цепи противника, но также артиллерию и обоз, находясь при этом в полной безопасности от огня русских, вооруженных почти исключительно гладкоствольными ружьями», винтовка Энфилда вообще не участвовала. Однако английский пропагандистский миф об убийственных штуцерах с радостью подхватили те представители русского командования, которые хотели списать свои неудачи на техническое превосходство противника.
      Жакан у меня!
      1. +3
        3 мая 2022 20:12
        Цитата: Толстый
        Миф о превосходстве британского оружия был пущен англичанами в сентябре 1854 года сразу после битвы при Альме и носил чисто пропагандистский характер.

        Так и есть. Огромные якобы цифры дальности тогдашних штуцеров полностью обесценивались отвратительной баллистикой оружия того времени. Чтобы попасть куда то на 1000 ярдов стрелять приходилось едва ли не по мортирным траекториям, что требует точнейшего знания дистанции. Поскольку лазерных дальномеров еще не было то и стрельба на такие дистанции была пустой тратой боезапаса с около-нулевым результатом.
    2. +6
      3 мая 2022 12:35
      Цитата: Мюрат
      В британской армии нарезных ружей было в самом конце войны 50%,

      Мне тоже такие цифры попадались.
  10. +2
    3 мая 2022 12:10
    Пуля была обычная, в виде шарика, но имела широкий выступающий ободок по периметру.
    Выходит, что снаряд это, а не пуля... Смешно, но именно наличие такого ободка (ведущего пояска) является отличием пули от снаряда.
    И получалось, что неприятель мог вести ружейный огонь по нашим войскам с расстояния в 900-1100 метров, тогда как наша пехота стреляла максимум на 600.
    С тактической точки зрения, дальности стрельбы в 600 и 1100 метров без хорошей оптики эквивалентны. Даже с современным оружием и патронами.
    1. +5
      3 мая 2022 12:23
      С тактической точки зрения, дальности стрельбы в 600 и 1100 метров без хорошей оптики эквивалентны. Даже с современным оружием и патронами.

      Не забывайте про огонь целым подразделением по одной цели, например такой, как орудийный расчет. Рассеяние разное на таких дистанциях. Буры хорошо с Маузеров уничтожали поначалу английские пушечные расчеты, которые выходили на дистанцию прямого выстрела, потом британцы научились.
      А в сражении на Альме этими штуцерами быстро спешили наших офицеров, гарцевавших верхом среди солдат.
      1. +5
        3 мая 2022 12:49
        Клиника! Война, позже, но научила.
        1. +6
          3 мая 2022 13:01
          Не научила. В первый год ПМВ значительный процент безвозвратных потерь среди офицерского состава РИА связан с гусарским куреним на бруствере.
          1. +6
            3 мая 2022 13:06
            Не научила

            До сих пор не научила. Стремление наших офицеров отличаться по форме от солдат осталась и сейчас. В годы ВОВ умные командиры в атаку ходили в тех же ватниках, касках, даже брали в руки винтовку со штыком...а не размахивали пистолетом как в кино и быстро спрятали синие диагоналевые галифе. Но в конце войны снова появились офицеры в галифе размером с парус.
            1. +2
              3 мая 2022 13:44
              Ой! не надо Николай об "армейской моде" Конфуз получится. А синие офицерские бриджи, нашивки и лампасы ушли с выходом обновленного строевого устава. Не получается с ходу найти....
              А надо бы. request
            2. +4
              3 мая 2022 15:26
              Первые проблемы с обмундированием командного состава РККА возникли в 1939 году в Монголии.
          2. +4
            3 мая 2022 13:14
            Бравых идиотов есть всегда, когда они свою жизнь на бруствере кончают, хотя рулетка на нагане серьезнее... Пацаны. Антиснайперские меры устава пропитаны кровью. От одного огонька можно прикурить только два раза, третий - покойник, но это, понятно, уроки Отечественной... Что было ранее я не знаю.
            1. +3
              3 мая 2022 14:03
              Что было ранее я не знаю

              В ПМВ англичане уже имели единую форму для солдат и офицеров, благодаря опыту бурских войн. Но появилось снайперское оружие у немцев и почему-то немецкие снайперы безошибочно выбивали офицеров. После попадания в плен снайпера и допроса с пристрастием, выяснилось, что в целях траншейной санитарии, солдатам запретили иметь усы, а английским офицерам сделали поблажку, вот они и форсили в окопах на радость немецким стрелкам с оптикой. Так английская армия избавилась от усов и эта мода перешла постепенно на гражданку. Про потери наших офицеров в ПМВ и говорить страшно...
              1. +3
                3 мая 2022 15:15
                Это, Николай. Важное замечание. Про потери офицеров в ходе ПМВ... Не могу сказать. По классике. Телегин - прапорщик, а Рощин - майор
                1. +4
                  3 мая 2022 15:48
                  По классике. Телегин - прапорщик, а Рощин - майор

                  Там еще про атаку кавалергардов-

                  Знаменитая атака кавалергардов, когда три эскадрона в пешем строю,прошли без единого выстрела проволочные заграждения,имея во главе командира полка, князя Долгорукова, шагающего под пулемётным огнём с сигарой во рту, и, по обычаю, ругающегося по французски, была сведена к тому, что, кавалергарды, потеряв половину состава убитыми и ранеными, взяли две тяжёлые пушки,которые оказались заклёпанными, и охранялись одним пулемётом..."?

                  А так, по Шкловскому, все грамотные русские солдаты стали офицерами, так как довоенных офицеров почти выбили.
                  1. 0
                    4 мая 2022 17:43
                    Ну Алексей Толстой несколько лукаво описал бой под Каушеном...хотя не мог же он написать, что два германских орудия захватил конной атакой эскадрон ротмистра Врангеля. Ну и охранялись они не одним пулеметом.
                    1. +1
                      4 мая 2022 18:22
                      Ну Алексей Толстой несколько лукаво описал бой под Каушеном...

                      Ну Вы тоже лукаво вставили Врангеля. Атака эскадрона Врангеля 1-й гвардейской дивизии Н.Н.Казнакова была уже после атаки в пешем строю Кавалергардского полка Долгорукова. Потери в этом бою с русской стороны — 81 человек убитыми, 293 ранеными, 22 пропавшими без вести. Войска фон Люпина потеряли 66 убитыми, 122 человека ранеными и 30 пленными. Причем в конногвардейских частях состояли знатные аристократы. Поэтому тот бой стал знаменитым, конечно не как под Балаклавой бессмысленная атака английской легкой кавалерией, но многие сравнивали эти два события.

                2. 0
                  4 мая 2022 17:36
                  Рощин был подполковник, а майором быть не мог по причине отсутствия такого чина в русской армии в период Первой Мировой войны.
                  1. +1
                    4 мая 2022 18:30
                    Рощин был подполковник, а майором быть не мог по причине отсутствия такого чина в русской армии в период Первой Мировой войны.

                    Не заметил. Прототип Рощина Евгений Шиловский был лейб-гвардии капитан, что приравнивалось к общеармейскому подполковнику.
                    1. 0
                      5 мая 2022 11:58
                      https://www.rusempire.ru/arkhiv-statej/1881-sistema-voinskikh-zvanij-v-rossijskoj-imperatorskoj-armii.html
                      Два просвета -полковникъ - безъ звѣздочекъ.
                      -подполковникъ (съ 1884 года у казаковъ войсковой старшина) - 3 звѣздочки
                      -майоръ**(до 1884 года у казаковъ войсковой старшина) - 2 звѣздочки.
              2. +5
                3 мая 2022 16:30
                Цитата: Konnick
                безошибочно выбивали офицеров.

                Еще и кители различались - офицерский под галстук, рядового и унтера - воротник-стойка.
                1. +3
                  3 мая 2022 17:35
                  Еще и кители различались - офицерский под галстук, рядового и унтера - воротник-стойка.

                  Это было в начале войны, а потом в окопах стали использовать мундиры солдатского покроя с отложным воротником, только старались использовать шелковые шарфики, так как этот воротник натирал шею. Рубашка под мундиром была фланелевой без воротника. К тому же из окопа мундир был не виден, а только голова. Насчет воротника-стойки сомневаюсь. Песня была про Колчака - ...мундир английский...погон французский. Все фото Колчака в Гражданскую в английском мундире с отложным воротником.
            2. +2
              3 мая 2022 20:18
              Цитата: Толстый
              От одного огонька можно прикурить только два раза, третий - покойник, но это, понятно, уроки Отечественной... Что было ранее я не знаю.

              Это уроки англо-бурской войны 1899—1902.
      2. +1
        3 мая 2022 14:24
        Цитата: Konnick
        Не забывайте про огонь целым подразделением по одной цели, например такой, как орудийный расчет.
        Не забываю: на расстоянии в 1000 м это пустой перевод патронов, поэтому от него отказались.
    2. +5
      3 мая 2022 12:41
      Немного не так. во первых не метры берите а шаги, во вторых "турбинки" для гладкоствола были и в 50-годы того века. Сейчас навороченные пули из гладкоствольного оружия позволяют валить крупного зверя на дистанци до 200 метров (метров, не шагов)
      Выстрел, точный, дальностью свыше полукилометра это уже работа очень продвинутого стрелка. Буры, к некстати, такое умели... request drinks
      1. +4
        3 мая 2022 13:01
        Сейчас навороченные пули из гладкоствольного оружия позволяют валить крупного зверя на дистанци до 200 метров (метров, не шагов)

        Есть специальные охотничьи ружья под круглую пулю, без чоков, так называемые "оленьи". Была статья в "Технике молодежи" в 70-х годах. Впоследствии в честь этих ружей сделали комбинашку и назвали "Олень".
        1. +3
          3 мая 2022 13:24
          Да ладно... Возьми пулю Маера, турбинки. Ну хоть "руководство" перелистай. Я веду речь о гладкостволе, без сужений и расширений. Тупо - цилиндр. Николай, умоляю. нет у меня цели тебя переспорить. Тем не менее рад суровому отклику.
          С Уважением.
          1. +3
            3 мая 2022 13:52
            Тупо - цилиндр.

            Так я и написал -без чоков. А Майера и турбинки можно использовать и с чоком. Я написал именно про круглые без поясков пули. Оленьи ружья это гладкоствол короткий цилиндр, прицельная стрельба до 100 метров. А Майера это для обычного ружья с дульным сужением с той же прицельной дальностью, только оленье ружье короче и легче.
            С Уважением.
            1. +3
              3 мая 2022 15:25
              И где доводилось увидеть тупо - кругляши. Пуля похожа на ребристый, лохматый, с дорожками, странный шарик....Комок ненависти....
              1. +3
                3 мая 2022 16:04
                И где доводилось увидеть тупо - кругляши.

                А как определить какой калибр у круглой пули? И какая пуля больше 10 или 12 калибра?
                1. +4
                  3 мая 2022 17:08
                  Цитата: Konnick
                  И где доводилось увидеть тупо - кругляши.

                  А как определить какой калибр у круглой пули? И какая пуля больше 10 или 12 калибра?

                  Больше - 10. Правда у нас данный калибр редок.
                2. +5
                  3 мая 2022 18:42
                  10, 12, 16 - это количество пуль, которые можно сделать из одного фунта свинца. Пули делались в форме шара. Диаметр этого шара и есть калибр.
                  1. +3
                    3 мая 2022 19:21
                    Отлично, только точнее английского фунта, тогда не буду спрашивать про калибр 24 фунта. Из-за того, что остроконечнач пуля Минье оказалась тяжелее традиционной круглой пули уменьшили калибр до 6 линий, с тем же весом круглой калибром 8 линий, это про нашу первую винтовку.
                    1. +3
                      3 мая 2022 20:37
                      Да, английского фунта. Странно, что я этого не написал. request
                  2. +1
                    4 мая 2022 03:42
                    Вес заряда определяет калибр ружья 1/12 фунта 12 калибр, у друга была двустволка 22 - го калибра, так это не ружжо было а произведение исусства.
                    Моё первое Иж-к. Сам патроны снаряжал, воронье пугать laughing
                3. Комментарий был удален.
  11. +2
    3 мая 2022 12:43
    Кирпичи али не кирпичи, а "присвоение" полковой казны никто не отменял.
    Вот и поди узнай чем на самом деле "ружжо" чистил русский пехотинец.
    1. +3
      3 мая 2022 12:53
      А доводилось ли узреть ящик для полковой казны? А я пошарился еще до музейщиков wassat Там даже тараканам гульбы нет.
      1. +2
        3 мая 2022 13:21
        Знать маленький ящичек!
        Так и от Казны денюжка могла сильно "задерживаться"!
        И приходить с большим опозданием...
        1. +2
          3 мая 2022 13:32
          Фига-се. Натуральный несгораемый сейф, только на наружном замке laughing Большой. видимо много ассигнаций казначейство господам офицерам ссужало и жалование давало. Объем так 50*40*30... Тяжелый сам по себе, а ежели Серебом набить? laughing
          1. +3
            3 мая 2022 17:10
            Своя ноша не тянет, особенно в армии - когда есть кому таскать!!!
            1. +3
              3 мая 2022 19:32
              Дружище, извини за хамство, но ты ж в армии не служил...
              При всем моем уважениии к твоему послужному списку!
              1. +4
                3 мая 2022 20:55
                Я озвучил позицию офицеров! Многое меняется, но, что в римском легионе, так и в полку образца Николая первого - касса была первое, что берегли как зеницу ока.
                К слову, в Российской Империи «полковая казна» являлась личным коштом полковника. И от того как он ею распорядится зависело все - от котла и чарки, до худой лошадёнки и последнего сапога! Даже свинец на пули иногда приходилось покупать. Впрочем это была проблема не только Русской армии, но и всех участников Крымской компании.
                Так что в сбережении казны был заинтересован весь полк от мала до велика.
                1. +3
                  3 мая 2022 21:07
                  Я озвучил позицию офицеров!
                  Спокойно, спокойно! Не кипешись!
                  Я озвучил мнение рядового состава армии , который "всегда есть кому таскать". Мон колонель, не соблаговолите ли оказать божескую помощь рядовому в переноске зарядного ящика?)))
                  1. +2
                    4 мая 2022 03:51
                    Ох, Антон господа офицеры, если таскаются то исключительно по женским адресам. Же ву при?
                    1. +2
                      4 мая 2022 04:01
                      Так ведь...охвицеру ? laughing Ну,понятно,да?
                      И Ваш французский! laughing
                      1. +2
                        4 мая 2022 06:25
                        Серега, дождешься, я в твоей компании бухать перестану. Сил у меня не хватит.
                      2. +1
                        4 мая 2022 07:00
                        Борисыч!Сам не рад,поверь,право. laughingБухать.
                  2. +4
                    4 мая 2022 04:22
                    Антон, образ народного офицера- артиллериста это к Толстому Л.Н. Во время Крымской войны, офицерский корпус в первую очередь это «баре» и «помещики». Такие как Суворов (не гнушавшиеся каши из солдатского котла поесть и щи у бивака похлебать) запоминались крепко. Так что, Милорадович мог лично помогать таскать на веревках пушки из грязи, но иметь двух крепостных при себе «постоянно».
                    Хотя начинали мы дискуссию с другого «полковой казны». Ещё раз повторюсь, о последней радели все и полковник и рядовые, так-как первые и вторые зависели от неё животом и рублем. К слову, читал где-то, что при Аустерлице потерпев поражение наша армия не одного рубля полковых денег не потеряла. Бросали пушки, но не деньги.
                    Ну и последнее, удивительно, но наверное впервые за время нашего общения, ты Дружище старается вывести меня из равновесия? Несмотря на мои погоны, Антон я исполнитель, а не руководитель. По сути высококвалифицированный служащий.
                    1. +2
                      4 мая 2022 07:07
                      Извини, Влад!
  12. +4
    3 мая 2022 12:58
    О чем говорит факт, что гладкоствольные ружья до переделки имели разный расстрел стволов? О том, что не было как таковой меры износа и проверки на точность. Следовательно ружья использовались сверх всяких сроков.
    Естественно, что так эксплуатировать более сложные и тонкие штуцера было уже невозможно. А значит, требовалось значительное увеличение производства ружей. Как по причине более быстрого износа, так и по причине потребности в более частой смене моделей, которые становились все более сложными.
    Следовательно, требовалась перестройка оружейной промышленности. И проблема была не в отсутствии инженерной школы, а в том, что даже при наличии хороших разработок промышленность была просто не готова к увеличению выпуска.
    1. +2
      3 мая 2022 13:36
      Все верно! но не промышленность "неготова", а правительство, закупать новинки.
      1. +2
        3 мая 2022 14:32
        Борисыч, ты не прав.
        Все было с точностью до наоборот.
        1. +2
          3 мая 2022 14:39
          Поясни. считай, что "промышленность" это я . Так кто мое изделие массово купит, Ты, как госзаказчик? Что скажешь?
          Не найдется у вас управы на Костю Сапрыкина. tongue laughing
          1. +1
            3 мая 2022 14:43
            Почитай, что дядя Костя написал про револьверы.
            1. +3
              3 мая 2022 15:39
              Ага. Чуть что так За Уважаемого Константина...Так я первее слово сказал. а револьвертии и автоматы я с 17 века отслеживаю, как и ты. Читал и перечитывать стану неоднократно.
      2. +2
        3 мая 2022 21:12
        Цитата: Толстый
        Все верно! но не промышленность "неготова", а правительство, закупать новинки.

        Вечер добрый Андрей!
        Вина правительства Российской Империи есть однозначная - в отсутствии прозорливости, но сделать его козлом отпущения смысла не вижу. Госаппарат, только об стенку не бился увеличить промышленное производство оружия. За несколько лет до Крымской трагедии государевых рабочих перевили на полувоенное положение. Даже форму выдали, но нарастить. Промышленное производство металла не смогли. В это время появляются жемчужины оружейного производства Златоуст, Ижевск, Перьмь. Модернизируются мощности в Каменске, Екатеринбурге и Челябинске, но освоить массовое оснащение армии и флота они не смогли. Штучное и малосерийное производство - да, оснащение всей армии - увы нет.
        Мешали размеры страны и слабые транспортные возможности. Пушки из Каменска-Уральского, Екатеринбурга и Перми везли на санях и подводах не дожидаясь «железных караванов»!!! Детали паровых машин зависли в Казани на год’ никто не знал куда их везти!!! Можно продолжать ещё долго.
        1. +1
          4 мая 2022 03:59
          Лень и денег было дать лень. Заводы, даже казённые, многие могли бы выдать. Не сподобились чиновники.
          1. 0
            4 мая 2022 04:06
            Цитата: Толстый
            Не сподобились чиновники.

            О!!!Это да!А сейчас? wink
        2. 0
          4 сентября 2022 11:58
          Их вина в том, что они не хотели рассматривать необходимые меры по изменениям в обществе, разблокировавшие бы развитие промышленности.
          И я не про всякие там парламенты.
          Я про отмену крепостного права, допуск нижних классов к образованию и управлению.
    2. +2
      3 мая 2022 16:33
      Цитата: Богатырев
      в том, что даже при наличии хороших разработок промышленность была просто не готова к увеличению выпуска.

      !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  13. +2
    3 мая 2022 16:13
    Цитата: Фил77
    Аааа!!!!На Руси жить,на РУси пить....

    "Неспящих "посмотрите,поаво!Хэнкс того достоин,право!
  14. +3
    3 мая 2022 20:34
    Любопытно отметить что винтовка Дрейзе, первая из классических "болтовок" ставших майнстримом на сто лет, было предложена Николой Дрейзе еще в 1827 году! Причем самое смешное - предложена французской армии! laughing

    Однако французы, до крайности довольные своими опытами с расширительными пулями, полноценную винтовку пренебрежительно отклонили. Потому Дрейзе предложил свое изобретение Пруссии. Там идею оценили и в 1836 году появились первые образцы для испытаний а в 1841 году, казнозарядная болтовка была принята Пруссией на вооружение.

    И пули Минье и тем более всякие расширительные штуцеры рядом с ней просто анахронизм. Заметьте, за двенадцать лет до Крымской войны! Французы поняли как они лопухнулись только после Австро-прусской войны 1866 года. Прусская пехота продемонстрировала подавляющее превосходство на поле боя. До этого момента, вся эта возня со всевозможными дульнозарядными штуцерами никакого значимого превосходства в бою не давала.
  15. +1
    3 мая 2022 21:30
    утомительно. читать утомительно. автор а трудно обвинить ,много материала ,работы над ним. Но суть всего тут с рисунками не стоит ничего для фактов и итогов войны. Царь Николай первый и его всего два ведомства -однозначно кретины .Это конечно те кто отвечал за внедрение технологий в армию и флот и конечно МИД. К сожалению ,конечно для тех кто ценит Россию ,ее историю , Романовы 19 века -это список кретинов и вырожденцев. Только тот запас прочности империи ,который создан в 16веке Рюриковыми и двумя пальцами считанными романовыми в 17 веке ,плюс Петр 1 и Екатериной ,немкой ,позволил ей,империи дожить до 1917 го
  16. +1
    4 мая 2022 00:12
    Интересно,много ли толку было при стрельбе на 1000 метров из нарезных винтовок того времени.Или все-таки при стрельбе по сомкнутому строю что то получалось?Есть ли какие нибудь сведения на этот счет?
    1. +1
      4 мая 2022 04:04
      Первая адекватная снайперская винтовка появилась в 1863 году.
      1. +1
        4 мая 2022 07:07
        Винтовка Уитворта
  17. +2
    4 мая 2022 09:13
    Интересно, что клинки сабель российской армии были более изогнуты, чем у английской. То есть они были более рассчитаны на рубящий удар, а английская и на удар, и на укол!

    Ну, вообще-то боевой конец русской сабли 1827г - двулезвийный, что говорит о возможности колющего удара, которым с удовольствием и пользовались при нужде (отбив ружья пехотинца в сторону и укол).
    Надо ещё отметить, что например у драгун была своя сабля 1841г - она более прямая.
    1. 0
      4 мая 2022 18:13
      Цитата: Мур
      и пользовались при нужде (отбив ружья пехотинца в сторону и укол).

      Отбить винтовку саблей? Позвольте усомнится.. Вес оружия в рукопашной имеет значение!
      1. 0
        5 мая 2022 03:46
        Цитата: Saxahorse
        Отбить винтовку саблей? Позвольте усомнится..

        Уточню: отвод штыка пехотинца в сторону. Сабля бралась обратным хватом (обухом вниз-например, как на картине "Атака 4-го гусарского полка под Фридландом")-отвод/укол. Приём в кавалерийские наставления входил...
  18. +1
    4 мая 2022 11:57
    Откровенно говоря, слабо себе представляю точную стрельбу на 1 км. Если только стрельба по плотным строям.
  19. 0
    10 июня 2022 22:08
    Солдатская и офицерская сабли сильно отличаются по целому ряду моментов. Почему? Солдат колет и рубит иначе, чем офицер?