40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

МИ-24В

К началу разработки сверхзвукового ПТРК 9К113 «Штурм-В» в 1967 г. коломенские конструкторы из КБМ располагали научно-техническим заделом в классе сверхзвуковых ракет, стартующих из танковых орудий - пусковых установок, который они и постарались максимально использовать. В 1970 г. КБМ приступило к отработке старта сверхзвуковой ПТУР с вертолёта-лаборатории Ми-8, оснащённого макетным образцом полуавтоматической РКСН, на полигоне в Лар-цевых Полянах. К полномасштабной же отработке ПТРК «Штурм-В» приступили, получив в феврале 1972 г. установочный экземпляр Ми-24А. В 1973 г. к испытаниям подключили один из опытных образцов Ми-24В, укомплектованный комплексом 9К113 с четырьмя ПТУР 9М114 на пусковых устройствах РП-2-149ТК. В этой работе приняли участие лётчики Б. Савинов и Ю. Чапаев и штурман-оператор В. Пуганов.

При пуске на одинаковую дальность сверхзвуковая ракета расходует больше топлива, чем её дозвуковой аналог, что связано с существенным увеличением аэродинамического сопротивления. Поэтому его постарались снизит^, уменьшив диаметр корпуса ракеты до минимального, обеспечивающего оптимальную форму кумулятивной боевой части для заданной бронепробиваемости. Для ПТУР 9М114 выбрали двухступенчатую компоновку с разгонным РДТТ с расположенными под углом к продольной оси соплами, обеспечивающими вращение ракеты при старте. В отличие от «Фаланги» в различных её модификациях, 130-мм ракета 9М114 компактно размещалась в стеклопластиковом контейнере. Четыре дугообразных пера-крыла плотно прилегали к поверхности приборного отсека, два плоских аэродинамических руля утапливались в прорези рулевого отсека. Электрожгут из рулевого отсека в приборный проходил в теплоизолированной трубке через центральный канал маршевого РДТТ. При старте, после выхода ракеты из контейнера, под действием центробежной силы рули и крылья занимали фиксированное рабочее положение. Дальнейшее вращение ракеты на траектории обеспечивалось формой крыльев.


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В первых серий


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В с установкой пулемёта НСВТ-12,7 «Утёс»


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В позднего выпуска


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В


В результате кропотливой работы стартовая масса сверхзвуковой ракеты 9М114 при максимальной дальности, большей на четверть, была тяжелее 9М17П всего на 10%. При этом время полёта «Штур-ма-В» на 4 км не превышало 10,7 с, у старой «Фаланги-ПВ» - 24 с. Уменьшение полётного времени значительно сокращало время огневого воздействия противника на атакующий вертолёт. Появление нового комплекса позволило вернуться к варианту Ми-24В. У него ПТРК 9К113 «Штурм-В» с системой наведения «Радуга-Ш» обеспечивал вероятность попадания в цель более 92%.

На Ми-24В появились и другие новшества. Для стрельбы из пулемёта в неподвижном (нулевом) положении и пуска НАР у лётчика установили более совершенный оптический прицел АСП-17В. Дополнительные топливные баки перенесли из грузовой кабины на крыльевые пилоны. Госиспытания Ми-24В с новым ПТРК успешно завершились ноябре 1975 г. на Гороховецком полигоне.

Уже в ходе эксплуатации выявилась недостаточная эффективность рулевого винта. Особенно это чувствовалось при маневрировании на висении и наличии определённой скорости ветра. Дело порой доходило до того, что начавший вращение вертолёт даже при полной даче ноги не удавалось «укротить». Выход нашли довольно простой: перенесли винт с правого борта на левый, изменив направление его вращения. Лопасти стали двигаться навстречу потоку воздуха, отбрасываемого несущим винтом. Это привело к уменьшению углов установки лопасти и повышению запаса для парирования отрицательного влияния ветра на эффективность рулевого винта, который из толкающего превратился в тянущий. За это заплатили несколько большими потерями за счёт обдувки концевой балки с большей скоростью. После доработки хвостового редуктора под изменение направления вращения лопастей рулевой винт снова возвратили на своё место как толкающий.

Законченный облик Ми-24В приобрел после поступления на вооружение. К этому времени ресурс и надёжность двигателя ТВЗ-117 значительно возросли. В 1977 г. на ЗМЗ освоили серийный выпуск ТВЗ-117 3-й серии с ресурсом 750 ч и назначенным ресурсом 1500 ч.

Во второй половине 1980-х гг., после установки на Ми-24В пусковых установок АПУ-8/4-У количество ПТУР удвоилось. Как отмечалось выше, «ахиллесовой пятой» у Ми-24 являлся несущий винт с невысоким к.п.д. Применение вертолёта в суровых условиях Афганистана потребовало срочных мер по повышению статического потолка. На двигатели ТВЗ-117 установили новые электронные регуляторы. Кроме того, для кратковременного повышения мощности на взлёте и посадке ввели систему впрыска воды перед турбиной. В результате статический потолок Ми-24Д и Ми-24В в Афганистане удалось поднять до 2,1 км.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Чехии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Афганистана


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Болгарии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Венгрии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Грузии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Македонии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Нигерии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Польши


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Сербии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Словакии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Украины


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Хорватии


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В ВС Шри-Ланки


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
Ми-24В Сьерра-Леоне


Продолжение следует ...
Автор: Н.А. Секач


Статьи из этой серии:

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 7) Ми-35
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 9)
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строеных частях
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 12) В Афганистане

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. АлНиколаич 25 марта 2013 09:35
    Огромное спасибо за цикл статей о МИ-24! Очень хорошо, интересно и вкусно!
    1. Chicot 1 25 марта 2013 13:37
      Согласен - цикл отличный! Но... Позволю (все же) поправить автора...

      Подпись сделанная автором под приведенной ниже иллюстрацией гласит: "Ми-24В позднего выпуска"...
      На самом деле на данной иллюстрации изображен не Ми-24В какого-либо выпуска, а т.н. Ми-24КПВ. Оный представлял собою модификацию Ми-24В, которую переоборудовали под установку в кормовой части фюзеляжа крупнокалиберного пулемета. Это делалось с учетом опыта боевого применения в Афганистане для защиты задней полусферы...
      Из за особенностей конструкции планера Ми-24 удачно разместить пулемет не удалось. Кабина стрелка получилась тесной, его размещение неудобным. При взлете и посадке стрелок страдал от сильного запыления... К тому же при грубой (аварийной, вынужденной) посадке он был одним из первых (если не самым первым!) претендентом из экипажа на пополнение "груза 200". По этим причинам от размещения кормовой огневой установки на вертолетах Ми-24 отказались, и Ми-24КПВ в серию не пошел. Если не ошибаюсь он был выпущен в единственном экземпляре...
      По причине отсутствия огневого прикрытия со стороны хвостовой части, "Крокодилы" обстреливались "вдогонку" значительно чаще, чем Ми-8, на которых (на части машин) кормовые огневые установки ставили...
      1. Bad_gr 25 марта 2013 19:20
        В Афганистане не раз видел на Ми-24 в грузовом отсеке бортстрелка: открыты дверки с правой стороны, и человек с пулемётом в проёме. В принципе, если вертолёт с боевого захода выходит вверх и правый разворот, то бортстрелок вполне мог стрелять по месту над которым только что пролетел. Пулемёт в корме, как бы, и не к чему.
        По ми-8.
        Ни разу не видел (1983-85г) у него пулемёт в корме. Но сзади, с правой стороны у него дверка есть.
        1. Bad_gr 25 марта 2013 19:58
          .".......Выход нашли довольно простой: перенесли винт с правого борта на левый, изменив направление его вращения. Лопасти стали двигаться навстречу потоку воздуха, отбрасываемого несущим винтом. Это привело к уменьшению углов установки лопасти и повышению запаса для парирования отрицательного влияния ветра на эффективность рулевого винта, который из толкающего превратился в тянущий. За это заплатили несколько большими потерями за счёт обдувки концевой балки с большей скоростью. После доработки хвостового редуктора под изменение направления вращения лопастей рулевой винт снова возвратили на своё место как толкающий......"

          А вот это мне не понятно.
          Задний винт с правой стороны на Ми-24 встречается только на самых первых моделях ( на "стаканах").
          Потом его как убрали на левую сторону, так он там и остался. А судя по форме лопастей несущего винта, определяем направление его вращения - на всех фото Ми-24 (за исключением самых первых, где он справа) - задний винт тянущий.
          Если я ошибаюсь, дайте ссылку на фото, где это не так.

          Кстати сказать, На Ми-8 винт изначально то же был справа, но начиная с Ми-8мд его то же перенесли на левую сторону.
          1. igor67 26 марта 2013 01:10
            А вот такой машины я и не видел,что бы на "стакане" и УСПУ24 и ПН был, наверно переходная модель.
            1. Bad_gr 26 марта 2013 19:08
              Цитата: igor67
              А вот такой машины я и не видел

              А такая попадалась ?
        2. smprofi 25 марта 2013 23:03
          Цитата: Bad_gr
          Пулемёт в корме, как бы, и не к чему.

          имелось в виду хлопнуть стрелка с ПЗРК или еще какого "хулигана" с ДШК или КПВТ

          Цитата: Bad_gr
          По ми-8.

          загляни сюда: http://steb.kiev.ua/?p=1191
          smprofi
          1. Bad_gr 25 марта 2013 23:56
            Цитата: smprofi
            Bad_gr
            - Пулемёт в корме, как бы, и не к чему.
            smprofi
            - имелось в виду хлопнуть стрелка с ПЗРК или еще какого "хулигана" с ДШК или КПВТ

            Так и я о том же. Вертолёт во время боевого захода слегка пикирует, потом делает горку с разворотом в какую-нибудь сторону. Если пулемёт стоит с правого борта (а я видел именно с правого) то стрелок может работать по земле, как раз в том направлении откуда вертолёт только что прилетел (то есть, назад)
            Пулемёт с правого борта
            1. igor67 26 марта 2013 00:08
              Как раз машины приходили с Афгана на ПЗУ рисовали глаза , и карты на фюзеляжи , тузы червовые
      2. igor67 25 марта 2013 23:21
        После "аквариума" пошли ми 24, или изделие 246, арсентьевские, на приборах вместо шееров были " колодки" , разбирать и снимать приборки было дольше так как надо было раскрутить гаек м 4 кучу, А еще у нас дальнобойщики покупали посадочные фары с вертушек и ставили на КАМАЗ ,воевали с любителями не выключать дальний свет, крестовина с трансмисии шла на Ниву с усиленной ходовой, Так как все машины Афгана ремонтировались на нашей рембазе ми24 кпв не встречал , действительно приходили машины получившие стингера сзади в радиоотсек, наверно поэтому на ми6 сзади в Афгане ставили телекамеру в хвостовой балке.
        1. polly 26 марта 2013 01:50
          Были - изд.240, изд.242, изд.244, изд.246... И не "арсентьевские", а - арсеньевские. Есть такой город Арсеньев на планете!
          1. igor67 26 марта 2013 02:02
            Хороше Арсеньевск, так же изделие 245 и 243 существуют и что?
            1. polly 26 марта 2013 02:32
              Ничего. С какими работала изделиями про те и знаю. А коверкаете название города вторично, видимо,в знак неуважения...
              1. igor67 26 марта 2013 13:43
                Работал со всеми изделиями, ну а название города не каверкаю, просто по незнанию
  2. avt 25 марта 2013 09:58
    Отличные фотографии good Пожалуй даже не продолжение статьи а фото репортаж к ней .
    avt
  3. LaGlobal 25 марта 2013 10:16
    Спасибище за статью! Очень интересно расписано! Факт остается фактом, - НАШИ вертушки - это летящие драконы, несущие смерть негодным.
  4. Прапор Афоня 25 марта 2013 12:10
    Непобедимый крокодил! Надеюсь у него будут достойные потомки!
    1. Chicot 1 25 марта 2013 13:10
      Цитата: Прапор Афоня
      Надеюсь у него будут достойные потомки!

      Все же точнее будет сказать "достойные преемники"... wink

      Ми-24В (если не ошибаюсь, в Афгане)...
  5. Chicot 1 25 марта 2013 12:50
    Модификация "В" пожалуй, что самая популярная и знаменитая из всех модификаций "Крокодила"...

    Ми-24В. В небе Афганистана... (Иллюстрация кисти А.Жирнова)
  6. Strey 25 марта 2013 13:31
    Спасибо за статью! Отличная вертушка,не раз выручала.Благодарен тем-кто придумал и собрал этот летающий танк и экипажам этого красавца,,Крокодила,,
    Strey
  7. Nayhas 25 марта 2013 13:40
    На втором фото в кабине справа первый советский ЖК монитор! А на его экране первый в мире Office!
  8. Avenger711 25 марта 2013 13:48
    Если машинка не тянет ну никак, то кто мешал поставить винт от реально летающего Ми-8?
    Avenger711
  9. homosum20 25 марта 2013 14:40
    Хочу сказать автору огромное спасибо. Текст даже не читал - настолько великолепные фото. Получил огромное удовольствие. Спасибо.
  10. smirnov 25 марта 2013 16:44
    С удовольствием прочитал уже третью часть,автору спасибо,познавательно... Вот вопрос знающим, что за рычаг в полу справа в кабине летчика,неужели стояночный тормоз?( в фото во второй части)
  11. skrava 25 марта 2013 20:14
    Это тормоз несущего винта, и место для перевозки АКСу.
    skrava
  12. ABV 25 марта 2013 23:45
    Мне очч нравится Ми-24, и всё таки-- нафиг там десантное отделение...ну понятно потом очнулись, но на дальнейших модификациях можно было бы и поправить..
    ABV

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня