40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

МИ-24В

К началу разработки сверхзвукового ПТРК 9К113 «Штурм-В» в 1967 г. коломенские конструкторы из КБМ располагали научно-техническим заделом в классе сверхзвуковых ракет, стартующих из танковых орудий - пусковых установок, который они и постарались максимально использовать. В 1970 г. КБМ приступило к отработке старта сверхзвуковой ПТУР с вертолёта-лаборатории Ми-8, оснащённого макетным образцом полуавтоматической РКСН, на полигоне в Лар-цевых Полянах. К полномасштабной же отработке ПТРК «Штурм-В» приступили, получив в феврале 1972 г. установочный экземпляр Ми-24А. В 1973 г. к испытаниям подключили один из опытных образцов Ми-24В, укомплектованный комплексом 9К113 с четырьмя ПТУР 9М114 на пусковых устройствах РП-2-149ТК. В этой работе приняли участие лётчики Б. Савинов и Ю. Чапаев и штурман-оператор В. Пуганов.


При пуске на одинаковую дальность сверхзвуковая ракета расходует больше топлива, чем её дозвуковой аналог, что связано с существенным увеличением аэродинамического сопротивления. Поэтому его постарались снизит^, уменьшив диаметр корпуса ракеты до минимального, обеспечивающего оптимальную форму кумулятивной боевой части для заданной бронепробиваемости. Для ПТУР 9М114 выбрали двухступенчатую компоновку с разгонным РДТТ с расположенными под углом к продольной оси соплами, обеспечивающими вращение ракеты при старте. В отличие от «Фаланги» в различных её модификациях, 130-мм ракета 9М114 компактно размещалась в стеклопластиковом контейнере. Четыре дугообразных пера-крыла плотно прилегали к поверхности приборного отсека, два плоских аэродинамических руля утапливались в прорези рулевого отсека. Электрожгут из рулевого отсека в приборный проходил в теплоизолированной трубке через центральный канал маршевого РДТТ. При старте, после выхода ракеты из контейнера, под действием центробежной силы рули и крылья занимали фиксированное рабочее положение. Дальнейшее вращение ракеты на траектории обеспечивалось формой крыльев.

Ми-24В первых серий


Ми-24В с установкой пулемёта НСВТ-12,7 «Утёс»


Ми-24В позднего выпуска








40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В

















В результате кропотливой работы стартовая масса сверхзвуковой ракеты 9М114 при максимальной дальности, большей на четверть, была тяжелее 9М17П всего на 10%. При этом время полёта «Штур-ма-В» на 4 км не превышало 10,7 с, у старой «Фаланги-ПВ» - 24 с. Уменьшение полётного времени значительно сокращало время огневого воздействия противника на атакующий вертолёт. Появление нового комплекса позволило вернуться к варианту Ми-24В. У него ПТРК 9К113 «Штурм-В» с системой наведения «Радуга-Ш» обеспечивал вероятность попадания в цель более 92%.

На Ми-24В появились и другие новшества. Для стрельбы из пулемёта в неподвижном (нулевом) положении и пуска НАР у лётчика установили более совершенный оптический прицел АСП-17В. Дополнительные топливные баки перенесли из грузовой кабины на крыльевые пилоны. Госиспытания Ми-24В с новым ПТРК успешно завершились ноябре 1975 г. на Гороховецком полигоне.

Уже в ходе эксплуатации выявилась недостаточная эффективность рулевого винта. Особенно это чувствовалось при маневрировании на висении и наличии определённой скорости ветра. Дело порой доходило до того, что начавший вращение вертолёт даже при полной даче ноги не удавалось «укротить». Выход нашли довольно простой: перенесли винт с правого борта на левый, изменив направление его вращения. Лопасти стали двигаться навстречу потоку воздуха, отбрасываемого несущим винтом. Это привело к уменьшению углов установки лопасти и повышению запаса для парирования отрицательного влияния ветра на эффективность рулевого винта, который из толкающего превратился в тянущий. За это заплатили несколько большими потерями за счёт обдувки концевой балки с большей скоростью. После доработки хвостового редуктора под изменение направления вращения лопастей рулевой винт снова возвратили на своё место как толкающий.

Законченный облик Ми-24В приобрел после поступления на вооружение. К этому времени ресурс и надёжность двигателя ТВЗ-117 значительно возросли. В 1977 г. на ЗМЗ освоили серийный выпуск ТВЗ-117 3-й серии с ресурсом 750 ч и назначенным ресурсом 1500 ч.

Во второй половине 1980-х гг., после установки на Ми-24В пусковых установок АПУ-8/4-У количество ПТУР удвоилось. Как отмечалось выше, «ахиллесовой пятой» у Ми-24 являлся несущий винт с невысоким к.п.д. Применение вертолёта в суровых условиях Афганистана потребовало срочных мер по повышению статического потолка. На двигатели ТВЗ-117 установили новые электронные регуляторы. Кроме того, для кратковременного повышения мощности на взлёте и посадке ввели систему впрыска воды перед турбиной. В результате статический потолок Ми-24Д и Ми-24В в Афганистане удалось поднять до 2,1 км.





Ми-24В ВС Чехии


Ми-24В ВС Афганистана




Ми-24В ВС Болгарии



Ми-24В ВС Венгрии


Ми-24В ВС Грузии



Ми-24В ВС Македонии


Ми-24В ВС Нигерии



Ми-24В ВС Польши


Ми-24В ВС Сербии



Ми-24В ВС Словакии


Ми-24В ВС Украины


Ми-24В ВС Хорватии


Ми-24В ВС Шри-Ланки


Ми-24В Сьерра-Леоне


Продолжение следует ...
Автор:
Н.А. Секач
Статьи из этой серии:
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 7) Ми-35
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 9)
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строеных частях
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 12) В Афганистане
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти