40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН

Ми-24ПН

ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" предложил модернизацию вертолета Ми-24, построенную на дооснащении дневной обзорно-прицельной системы (ОПС) "Радуга-Ш" тепловизионной прицельной подсистемой "Зарево", созданной на базе тепловизора "Ноктюрн". При этом используются результаты ранее выполненных ОКР по разработке бортового оборудования (БРЭО), пилотажных очков ночного видения ОНВ-1 "Скосок" для вертолета Ми-28Н и по созданию отечественного тепловизора - в интересах других родов войск. Такое дооснащение не требует больших затрат и будет наиболее эффективным, так как работа по созданию системы управления огнем (СУО) велась на основе принципов Cals-технологий и системного подхода к автоматизации. Предпосылками к такой модернизации является то, что остается высокоэффективная ОПС "Радуга-Ш" , которая демонстрирует высокие ТТХ уже более 25 лет. Это позволит сохранить все преимущества оптического визира перед каналами технического зрения по вероятности обнаружения и распознавания цели за счет большего в несколько раз поля зрения, при равной разрешающей способности, и нет необходимости в переподготовке экипажей, имеющих большой опыт практической работы с ОПС "Радуга-Ш"; останутся востребованному: отработанная система наземного оборудования и обслуживания; научно-технический задел на отечественных предприятиях по созданию и производству гироскопических систем стабилизации, тепловизоров 1-го поколения, лазерных дальномеров, БРЭО для вертолета Ми-28Н и самолетов Су, бортовых вычислителей, многофункциональных индикаторов (МФИ) на жидких кристаллах.

Учитывая все это, были поставлены такие задачи сохранения дневной обзорно-прицельной системы (с оптическим визиром) без доработок, максимальное использование отечественной элементарной базы в ОПС и БРЭО и использование межвидовой унификации гироскопических систем, тепловизора, БРЭО-28.


В состав тепловизионной прицельной системы ТПП-9С475Н, установленной на вертолет Ми-24ПН в дополнение к дневной ОПС 9С475 входит система стабилизации и наведения головного зеркала, тепловизионный канал, лазерный дальномер, оптико-электронный модуль пеленгатора и блок сопряжения с дневной обзорно-прицельной системой 9С475.

Тепловизионная прицельная система позволяет позволяет осуществлять обзор местности оператором в дневных и ночных условиях, обзор местности летчиком с помощью широкого поля зрения тепловизора при пилотировании вертолета в ночных условиях, измерение дальности до цели, применение оператором управляемого и неуправляемого оружия в дневных и ночных условиях.

Очки ночного видения ОНВ-1 "Скосок" разработки московского НПО "Орион". Они предназначены для ночных полетов на вертолетах при низкой естественной освещенности. Очки созданы по бинокулярной схеме с использованием двух ЭОП 2+ или 3-го поколения бипланарного типа с фотокатодом высокой спектральной чувствительности и встроенной системой автоматической регулировки яркости при изменяющихся условиях освещенности. Очки позволяют летчикам вести наблюдение окружающего пространства и считывать показания приборов без изменения положения на голове летчика. ОНВ-1 можно устанавливать на любых видах летных шлемов.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН


Применение очков предусматривает адаптацию внутреннего и внешнего светотехнического оборудования Ми-24. Комплект модернизированного светотехнического оборудования представляет собой комбинированный вариант из светофильтров и полупроводниковых источников света. Светофильтры изготовлены из высококачественных цветных стекол с многослойным интерференционным покрытием.

Полупроводниковые источники света - узкополосные светоизлучающие структуры, используемые в светодиодах. Излучающие кристаллы располагаются необходимым образом в светоформирующих элементах вместе с крепежом и обеспечивают желаемый свет, диаграмму направленности и интенсивность. Комплекс БРЭО-24 создан на Раменском ПКБ. В настоящее время завершаются государственные испытания Ми-24ПН. ОАО "Росвертол" приступил к серийному переоборудованию вертолетов в новую модификацию.

Использование отработанных технических решений на отечественной элементной базе, сокращение объема летных испытаний и сроков внедрения с учетом остаточной стоимости и остаточного ресурса вертолетов Ми-24П максимально снижают стоимость работ по "красногорской" программе модернизации. Модификация Ми-24ПН особенно привлекательна для государств с ограниченным бюджетом или обладающих парком вертолетов с изрядно израсходованным ресурсом.

Тактико-технические характеристики прицельной системы ТПП-9С475Н:

Спектральный диап. тепл. канала, мкм
Поле зрения тепловизионного канала,
- широкое
- узкое
Фотоприемное устройство
- линейка
- материал
- система охлаждения
Длина волный лазерного дальномера, мкм
Диап. углов наведения линии визирования,
- по вертикали
- по горизонту
8-12

7,0х11,2
2,1х3,4

128 эл.
КРТ
МКС типа "сплит-стирлинг"
1,06

от -20 до +15
от -15 до +15 (дорабатывается до +30)


В состав вооружения в различных комбинациях входят до 16 управляемых ракет "Штурм" или "Атака" на пусковых устройствах АПУ-8/4-У, до четырех блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм (20 ракет в каждом) или Б13Л с НАР С-13 калибра 122 мм (по 5 ракет в каждом). На неподвижной установке НПУ-30 размещена двухствольная пушка 9-А-623К калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов.

Остальное вооружение, включая до двух подвесных контейнеров УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (250 патронов), размещается под укороченным крылом на пилонах со встроенной системой подъема грузов и новыми балочными держателями ДБ-З.

В таком виде Ми-24ПН сможет осуществлять поиск и уничтожение танков, бронетехники и живой силы противника, поражать защищенные объекты и площадные цели, устанавливать минные заграждения, бороться с плавсредствами, включая катера, и с малоскоростными и низколетящими целями. Помимо восьми десантников в полной экипировке, допускается транспортировка внутри машины до четырех раненых, включая двух сидячих с медработником, до 1500 кг различных грузов, а на внешней подвеске - до 2400 кг.

Первая партия из пяти модифицированных (двадцатьчетверок) была передана ВВС России в январе 2004 г., еще по разным данным 7 или 8 машин были переданы в период 2005-2006 гг.

Производитель обещает, что вертолеты, обновленные по проекту Ми-24ПН, будут способны находиться в строю еще 10 лет и налетать еще порядка 1000 часов. Цена модернизации одного старого Ми-24 до варианта Ми-24ПН составляет около одного миллиона долларов, при этом представители ММВЗ утверждают, что прирост боевой эффективности доработанной машины по сравнению с Ми-24П составляет 50-70%.

Первые Ми-24ПН были доставлены в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке для подготовки инструкторов и боевых пилотов для использования машин в ночное время суток. В 2005 г. четыре модернизированных машины вошли в состав 487 Отдельного вертолетного полка, дислоцированного в Буденновске на юге России недалеко от Чеченской республики, где продолжаются боевые действия. К середине 2005 г., по сообщениям российских СМИ, в составе 487 ОВП уже было 16 подготовленных к работе на Ми-24ПН пилотов и операторов, многие из которых уже прошли (крещение огнем).

В феврале 2004 г. появилась информация, что на Ми-24ПН появился иностранный заказчик. Позже выяснилось, что этот заказчик Уганда, чьи вооруженные силы захотели приобрести до шести машин. Однако, к настоящему времени известно лишь об одном (двадцать четвертом, добравшимся до этой африканской страны. Эту поставку подтвердили источники в "Роствертоле").

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН


Продолжение следует ...


Статьи из этой серии:

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 7) Ми-35
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 9)
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строеных частях
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 12) В Афганистане

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. avt 27 марта 2013 09:11
    Автор уровень держит , может текста и маловато ,но компенсирует фотосерией +
    avt
  2. agent 27 марта 2013 09:15
    Последнее фото надеюсь не закончилось катастрофой. Материал классный, прочел все пять статей. Очень интерестно. Автору респект!!!!
  3. carbofo 27 марта 2013 10:02
    Старичок все еще в деле.
    1. carbofo 28 марта 2013 13:50
      Кстати американцы продлили срок службы ah-1"кобра".
  4. Прапор Афоня 27 марта 2013 11:03
    Цитата: carbofo
    Старичок все еще в деле.

    Этот "старичо" многим молодым фору 100 очков вперед angry
  5. Денис_СФ 27 марта 2013 11:25
    Душа подбитого танка.
    Денис_СФ
    1. Chicot 1 28 марта 2013 11:34
      Цитата: Денис_СФ
      Душа подбитого танка.

      ...и пожалуй, что и ангелы-хранители тоже...
  6. igor67 27 марта 2013 12:50
    "Радуга" по моему стоит на машине по более 25 лет, автор пишет, что эта система актуальна и сейчас, в чем я очень сомневаюсь,
    1. StolzSS 27 марта 2013 14:51
      А чем она сейчас не актуальна??? Если стоит задача в группе с напарником на таком же 24 том закинуть маленький отряд в горы на разведку или забрать 1-2 раненых, или подвести пацанам в горах припасов???
      StolzSS
      1. igor67 27 марта 2013 16:43
        Цитата: StolzSS
        А чем она сейчас не актуальна??? Если стоит задача в группе с напарником на таком же 24 том закинуть маленький отряд в горы на разведку или забрать 1-2 раненых, или подвести пацанам в горах припасов???

        Не сама машина,а блок Радуга, ПН, для УРСов.
  7. MOHOMAX 27 марта 2013 13:44
    Нато очень долгое время не могли побить рекорд скорости поставленный на нашем вертолете в итоге побили но их вертолет гораздо новее и нет возможности перемещения десанта
  8. RRiv 27 марта 2013 15:43
    А зачем всё-таки у него и 35-го укоротили крыло? В чём преимущество?
  9. smirnov 27 марта 2013 23:30
    Вот бы ему управляемый модуль с пушкой. а не курсовую, было бы думаю лучше.
  10. Argon 28 марта 2013 03:26
    Очень жаль,видимо развернутого описания проблем с турелью под 2х23мм мы не увидим.Полностью соледарен с igor67 ничего актуального в модификации ПН нет по сути предлогается дополнить морально устаревший комплекс ночным теле каналом очевидно Tomsohn 95г тока на нашей элементной базе отсюда и разговор про подготовленных операторов.Современные комплексы оссобенной подготовки не требуют. Очки Скосок вещь в себе, многие пилотяги, кому чуть до пенсии летать в них отказываются-зрение портится,молодых напрягают.
  11. Argon 28 марта 2013 04:36
    Короче, на выхлопе получаем противопортизанский вертолет максимально упрощенный и облегченный с весьма посредственными данными по всепогодности-всесуточности стоимостью 1000000 баксов, не учитывая ремонт самой платформы. Кто то под козырек возмет кто то деньгами разживется а расчитываться, за это все ,будут пацаны наши в горах-кровью-таков на деле принцип любой оптимизации в современной россии . Может вместо10 таких бортов иметь один Ка52? Теперь о крылышках,помимо того,что это топливные баки,крнштейны для вооружения это еще и доп несущие поверхности позволяющие разгрузить несущий винт на больших скоростях полета, для сохранения ресурса лопастей. На новых модификациях эта проблема решается частично ограничением скорости,частично установкой т.н. гибридного винта с лопастями от Ми-28. Ну эт очень просто выражаясь.Новые версии строятся под маневренность и при маневрировании на невысоких скоростях эти доп поверхности уже мешают -работая как генераторы вихрей.Вот и укорачивают. Да кстати грузоподъемность данных модификаций ограниченна поэтому забирать ранненых,подвозить припасы будет Ми-8 а мы тока пикрывать
  12. Chicot 1 28 марта 2013 11:40
    На мой скромный взгляд модификация "ПН", пожалуй, что наиболее удачный вариант модернизации вертолетов Ми-24 проведенных за последнее время...

    Ми-24ПН перед взлетом на полигон для учебного бомбометания...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня