40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ

МИ-24Р

Для ведения разведки на заражённой территории в конце 1978 г. Ми-24В модифицировали в Ми-24Р (изделие 2462) с двумя дополнительными местами для радиста и техника. С вертолёта демонтировали комплекс 9К113 и шкворневые установки. Прицел АСП-17В заменили (1KB. На первой точке подвески установили контейнер со специмуществом. В грузовой кабине появились две стойки с аппаратурой анализа и передачи результатов радиационно-химической и биологической разведки, систему кондиционирования заменили системой жизнеобеспечения, укомплектовали машину оборудованием для взятия проб воздуха и грунта, в том числе дистанционно-управляемыми экскаваторами на законцовках крыла -пробоотборниками грунта СПГ, на хвостовой опоре установили блок СХТ с десятью сигнальными ракетами. С 1983 по 1989 г. было выпущено 110 таких машин. Ми-24Р использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1989 г. вертолёт оборудовали современной аппаратурой связи и обработки информации, исключив из экипажа радиста. Эта модификация именовалась Ми-24РА.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
foto http://www.16va.be


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
foto http://www.16va.be

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ


Ми-24К

Для корректировки артиллерийской стрельбы и фоторазведки в 1979 г. построили Ми-24К (изделие 201). Вместо «Радуги» он получил систему наблюдения «Ирис» с увеличенным сектором обзора. В его грузовой кабине установили бортовой разведывательно-корректировочный комплекс «Рута», состоящий из оптического наблюдательного прибора, бортовой вычислительной машины и устройства преобразования информации, а также фотоаппарат АФА-100 для съёмки через специальное окно с правой стороны фюзеляжа. Управление комплексом осуществлял оператор из своей кабины. С 1983 по 1989 г. построили 92 корректировщика.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ


Ми-24ВМ

Возможность закупок новой авиационной техники для нужд Вооруженных сил РФ из-за отсутствия необходимого финансирования превращает проблему модернизации существующего боевого парка авиации Сухопутных войск (СВ) в одну из ключевых на нынешнем этапе военной реформы. В настоящее время промышленностью разработан ряд ударных боевых вертолетов нового поколения, однако их серийное производство, по сути дела, так и не началось.

В рамках правительственной программы модернизации Ми-24 вчера Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля представил боевой вертолет Ми-24ВМ (экспортный вариант - Ми-35М). На нем установлены несущий и рулевой винты со стеклопластиковыми лопастями, разработанные для Ми-28Н, более мощное высокоточное оружие, а также бортовое оборудование, обеспечивающее круглосуточное боевое применение. Модернизация обеспечит продление срока эксплуатации существующего парка вертолетов Ми-24 (Ми-35) как минимум на 10-15 лет. Существенное улучшение летно-технических характеристик, повышение эффективности вооружения, возможность боевого применения ночью увеличат боевую эффективность Ми-24ВМ в 1,7-2,2 раза по сравнению с Ми-24.

Первый полет Ми-24ВМ выполнил 4 марта 1999 года экипажем Г. Ананьева.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР ╚Атака╩, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним - шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения. Если расположение устанавливаемой прежде СОЭП-1В ╚Липа╩ диктовалось условиями защиты от ракет ╚воздух-воздух╩ с ИК-ГСН, то положение более совершенной станции защиты ╚Мак-УФМ╩, установленной на нижней поверхности хвостовой балки, продиктовано в первую очередь обеспечением защиты от ракет ПЗРК.

Ми-24ВМ оборудован современным высоэффективным комплексом вооружения: несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23 (боекомплект - 470). Подвижность пушки по азимуту находится в пределах +10...-40, по углу места - +60...-60. На балочных держателях под каждой консолью предусматривается подвеска вооружения (до 16 ПТУР комплекта "Атака-В", "Малютка" или "Фаланга-М"; до 10 НУР С-13; до 80 НУР С-8, до 2 УР класса "воздух-воздух", бомб калибра до 500 кг). Для боевой работы в любое время суток вертолет оснащен круглосуточным оптико-электронным обзорно-прицельным комплексом, очками ночного видения и тепловизионным прицелом; для повышения боевой живучести вертолет может быть оборудован бортовым комплексом обороны - экранно-выхлопным устройством, станцией активных помех "Липа", кассетами ИК-ловушек, а также станцией сигнализации об облучении вертолета РЛС противника Л006ЛМ.

Опыт эксплуатации Ми-24, в том числе и во время боевых действий в локальных конфликтах при отсутствии современной ПВО показал, что убирающееся шасси ему, кроме неприятностей, ничего не дают. Правда, это справедливо лишь в том случае, если пренебречь тем выигрышем, который дает уборка шасси. С убранным шасси вертолет Ми-24 на 30% в радиолокационном диапазоне волн, имеет на 10 км/ч большую максимальную скорость полета и меньшие километровые расходы топлива на крейсерской скорости. В случае, когда шасси не удавалось выпустить или просто об этом забывали, это нередко приводило к выходу машины из строя на длительный срок, а экипаж получал тяжелые травмы. Поэтому решили сделать шасси неубирающимся, да и лишние высвободившиеся 120 кг не помешают.

Усовершенствовали радиооборудование и вооружение, в том числе и аппаратуру радиокомандного наведения ПТУР ╚Атака╩ - ╚Тор-24╩, заменивших прежние ╚Штурмы╩ и аппаратуру ╚Радуга-Ш╩. Да и их комплект возрос до 16 ракет. Новые ракеты позволили не только повысить вероятность поражения целей и расширить их номенклатуру. Поскольку можно будет использовать ПТУРы с различными боевыми частями (кумулятивная, осколочно-фугасная), то их целями будут не только бронемашины и танки, но и долговременные укрепленные огневые точки противника. ПТУРами можно бороться и с летательными аппаратами, так как предусмотрена их комплектация неконтактным радиовзрывателем. А запланированная установка бортового вычислительного комплекса БВК-24 и лазерного дальномера значительно повысят эффективность вооружения. Кроме того, в процессе модернизации вертолета предлагается включить в состав вооружения малогабаритные зенитные ракеты 9М39 ╚Игла-В╩ в варианте ╚воздух-воздух╩.

Предусматривается создание десантно-транспортной модификации, предназначенной для высадки тактического десанта до 8 человек и разведывательных диверсионных групп, снабжения передовых частей боеприпасами, перевозки войсковых подразделений и грузов внутри кабины массой до 1500 кг. Санитарный вариант предназначен для эвакуации с поля боя раненых и перевозки больных. На вертолете предусмотрены места для двух носилок, двоих сидячих больных и одного медработника. В машине размещаются средства для оказания первой медицинской помощи, кислородное оборудование. Для оповещения экипажа об аварийном остатке топлива, пожаре в двигательных отсеках, отказе гидросистем и других аварийных ситуациях на вертолете может быть установлен речевой информатор и системы световой сигнализации. Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную двухстороннюю радиосвязь вертолета с другими летательными аппаратами в воздухе, а также связь вертолета с наземными пунктами в МВ1-МВ2-ДМВ-КВ диапазонах частот. Управление полетом, стабилизация его угловых положений (по курсу, крену, тангажу и высоте) обеспечивается САУ-В24-1.

В сравнении с базовым вариантом Ми-24 конструкция вертолета Ми-24ВМ значительно облегчена. Предусматривается применение отдельных систем, агрегатов, узлов, оборудования и вооружения вертолета Ми-28Н. Крыло вертолета укороченное и облегченное с уменьшенным количеством точек подвески и применением облегченных балочных держателей. Шасси неубирающееся, что тоже ведет к облегчению конструкции. Для защиты экипажа передняя кабина оборудуется пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронированной стенкой сидения летчика. Бронеплиты могут быть установлены по бокам обеих кабин и на капотах двигателей. Для обеспечения возможности пилотирования вертолета в случае ранения летчика предусматривается установка дублирующих органов управления. Рулевой винт - Х-образный, четырехлопастной. Лопасти несущего и рулевого винтов снабжены электротепловой противообледенительной системой. Вертолет может быть оснащен пылезащитным устройством. Программой модернизации предусматривается проведение организационных мероприятий по продлению сроков эксплуатации вертолета.

Для потенциальных заказчиков разработано пять вариантов модернизации Ми-24, причем предложенная программа позволяет реализовать сочетание любых из них. Работы по модернизации могут выполняться непосредственно в строевых частях, на ремпредприятиях и серийных заводах. Для зарубежных заказчиков, которые эксплуатируют свыше 300 вертолетов данного типа, стоимость доработки Ми-35 в Ми-35М составит от 1 до 1,5 миллиона долларов.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ


Продолжение следует ...


Статьи из этой серии:

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 7) Ми-35
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 9)
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строеных частях
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 12) В Афганистане

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. avt 28 марта 2013 09:06
    laughing good Автор продолжает медленно наматывать нервы читателей на кулак ,обещая продолжение зацепившей темы. +
    avt
  2. Прапор Афоня 28 марта 2013 10:16
    Но фотки всеравно классные!!! А всю историю крокодильчика, с фотографиями, предлагаю выпустить отдельно, одним трактатом.
  3. Chicot 1 28 марта 2013 11:52
    Цитата: Прапор Афоня
    всю историю крокодильчика, с фотографиями, предлагаю выпустить отдельно, одним трактатом.

    Отличная идея! Целиком и полностью поддерживаю Вас в этом, уважаемый Сергей... good

    Цитата: Прапор Афоня
    фотки все равно классные!!!

    А вот у мну однако и авиа-арт в тему имеется... wink
    Ми-24Р. По всей видимости тут как раз таки и изображена дезактивация местности (кликабельно; 1200х960)...
  4. smprofi 28 марта 2013 14:27
    спасибо за цикл.
    но немножко можно добавить "наглядной агитации" feel



    Экскаватор на подкрыльевом пилоне Ми-24РХР





    Кабина Ми-24РХР



    Ми-24РХР — вариант на основе Ми-24Д (в тексте сказано, что "изделие 2462" сделано на основе Ми-24В. или меня подвели источники знаний, или ... )



    Кабина Ми-24К/Р



    Ми-24К/Р (Hind G2)
    smprofi
    1. АК44 29 марта 2013 10:00
      Круть! Пацанячий вертолёт.
      АК44

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня