40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строевых частях

Первые серийные вертолёты Ми-24А поступили в конце 1970 г. в воронежский филиал 4-го ЦБП и ПЛС. Из строевых частей в 1971 г. к освоению новой машины приступил 319-й обвп, дислоцированный недалеко от Уссурийска на аэродроме Черниговка. Близкое расположение арсе-ньевского завода «Прогресс» позволяло быстро решать возникающие проблемы и облегчало переучивание лётного и технического состава. В дальнейшем по мере поступления Ми-24 в части других военных округов, дальневосточники делились накопленным опытом со своими коллегами: уже находясь на службе в других полках, воспитанники 319-го обвп подполковники Н.И. Ковалёв и Е.И. Зельняков были удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1975 г. вертолётами Ми-24А вооружили 55-й обвп в Бродах в Прикарпатском военном округе и несколько полков в других округах. В 1980 г. из ВВС выделилась армейская авиация, основу которой составили полтора десятка полков боевых вертолётов. Обычно такой полк включал три эскадрильи: две на Ми-24 и одну на Ми-8, по 20 машин в каждой. Кроме того, Ми-24 включались в состав овпбу, а с формированием структур армейской авиации и в состав овэбу (укомплектованных Ми-бВКП, Ми-22, Ми-8ТБ, Ми-8ППА, Ми-24Р и Ми-24К) при общевойсковых дивизиях.

С 1973 г. боевые вертолёты ВВС ГСВГ стали будить по утрам граждан ГДР: 172-й и 439-й обвп в Пархиме и 178-й в Стендале. Во второй половине 1980-х гг. Ми-24 несли боевую службу в Германии в следующих оперативных объединениях: 1-й гв. танковой армии - 225-м обвп (Апьштедт), 485-м обвп (Мерзебург) и 6-й овэбу (Хел-лерау); 2-й гв. танковой армии - 172-м обвп (Пархим) и 41-й овэбу (Вернеучен); 3-й гв. ударной армии - 337-м обвп (Магдебург), 439-м овп (Пархим), 178-м и 440-м овп (Стендаль), 9-й овэбу (Нойрюпин) и 113-ой овэбу (Сперенберг); 8-й гв. армии -336-м обвп (Ногр), 486-м (Ютеборг), 296-й овэбу (Магдебург) и 298-й (Эрфурт); 20-й гв. армии - 487-м обвп (Вернеучен).


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строевых частях
Ми-24А в строевой части


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строевых частях
Лётчики у Ми-24А


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строевых частях
Ми-24В из 439-го обвп, Пархим (ГДР)


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строевых частях
Экипаж в Ми-24П


40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строевых частях
Техническое обслуживание Ми-24П


По мере освоения Ми-24 и практической отработки тактики боевого применения строевыми полками окончательно определился круг задач для них: оперативное усиление противотанковыми средствами на танкоопасных направлениях, прикрытие и поддержка сухопутных войск в наступательных и оборонительных операциях, сопровождение на маршруте и огневая поддержка тактических десантов, высаживаемых с транспортных вертолётов.

По результатам анализа боевых действий и проводившихся учений с участием «двадцатьчетверки» четырёхствольный пулемёт ЯкБ-12,7 сменила неподвижная двухствольная пушка ГШ-ЗОК, а в итоге предпочтение отдали двухствольной пушке ГШ-23Л на турели. Подвесные контейнеры УПК-23-250 оказались весьма эффективным средством поражения живой силы и полевых укреплений.

Советскими военными специалистами в середине 1970-х гг. проводилась оценка боевой эффективности воздушного боя ударных вертолётов. Имели место и натурные эксперименты. МВЗ им. М.Л. Миля совместно с коломенским КБМ оснастило Ми-24В ракетами ПЗРК «Стрела-2». Эти работы продолжили во второй половине 1980-х гг. на Ми-24 с ракетами «воздух -воздух» Р-60 и Р-73. Таким образом доработали вертолёт в 1038-м ЦБП и ПЛС в Туркестанском военном округе. Пуски ракет выполнял лётчик, прицеливаясь с помощью АСП-17В и доворачивая машину до момента захвата цели ГСН ракет. Пробные пуски по осветительным авиабомбам прошли достаточно успешно. Отработка атак в переднюю полусферу по вертолётам, оснащённым ЭВУ, показала, что ИК ГСН захватывают цель с расстояния не более 600 м. И всё же машины некоторых вертолётных эскадрилий оснастили ракетами Р-60, в том числе в ГС В Г.
Автор: Н.А. Секач


Статьи из этой серии:

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 2) Модификации А, Б и Д
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 3) Модификация В
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 4) Модификации П и ВП
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 7) Ми-35
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 8) Зарубежные варианты модернизации
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 9)
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 10) Техническое описание
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 11) Освоение в строеных частях
40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 12) В Афганистане

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. agent 3 апреля 2013 08:30
    "+" неутомимому автору!!!
  2. Chicot 1 3 апреля 2013 10:27
    Один из первых строевых "Крокодилов".
  3. smprofi 3 апреля 2013 11:38
    и это всё?
    а как же Ми-24ПС?



    милицейский патрульно-спасательный вертолет. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24В и вооружен пулеметом ЯкБ-12,7. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебедка ЛПГ-4.



    Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и пулеметно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.
    smprofi
    1. smprofi 3 апреля 2013 11:48
      а как же "наглядная агитация"?



















      smprofi
      1. smprofi 3 апреля 2013 11:51
        а если серьёзно, то

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПУБЛИКАЦИЮ!
        smprofi
        1. avt 3 апреля 2013 15:03
          Цитата: smprofi
          и это всё?
          а как же Ми-24ПС?

          ,, Я на десять тыщь рванул как на пятьсот ..... подвела меня ,ведь я предупреждал ,дыхалка ,пробежал всего два круга и упал ,а жалко ...." laughing Согласен good за труд спасибо ! Ну и вам сейчас затаюсь и еще разок плюсану ,за фотосессию . laughing
          avt
      2. Yankuz 3 апреля 2013 19:45
        СУПЕР НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ!!!
        Yankuz
  4. Прапор Афоня 3 апреля 2013 12:10
    Продолжаем читать, наслаждаться!!! laughing
  5. TIT 3 апреля 2013 12:38
    художественный фильм всё таки ,но зато чётко видны возможности зависания и десантирования
    TIT
    1. Доктор Зло 3 апреля 2013 13:09
      Вспомнил фильм. "Посредник" называется.Одна из последних фантастических картин, снятых в СССР.Смотрел с удовольствием!
  6. Yankuz 3 апреля 2013 19:51
    Когда я в начале 80-х жил в Приморье в Спасске-Дальнем, эти красавцы очень часто группами по 2 вертолета пролетали над нашей пятиэтажкой в сторону китайской границы - китайцев попугать. Так низко! Метров 10 наш уровнем крыш. А свист стоял! Уши закладывало! Но впечатляло нас, пацанов! Гордость какая-то даже была.
    Yankuz
  7. voronov 3 апреля 2013 20:29
    Хороши "Крокодилы",здорово они нас выручали!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня