Михаил Фрунзе. Красный командарм и командующий фронтом

11 806 158
Михаил Фрунзе. Красный командарм и командующий фронтом
М. Фрунзе на фотографии 1919 г.


В предыдущей статье мы говорили о происхождении и молодости Михаила Фрунзе, его участии в революционной борьбе. Сегодня мы продолжим этот рассказ и поговорим о нем, как о выдающемся советском полководце времён гражданской войны.



Красный командарм


Летом 1918 года Фрунзе был назначен военным комиссаром Иваново-Вознесенской губернии, а затем – всего Ярославского военного округа. На этих постах он активно занимался организацией красногвардейских отрядов, а в июле обратил на себя внимание решительными действиями при подавлении Ярославского восстания, организованного одним из вождей партии эсеров Борисом Савинковым. Напомним, что все было очень серьезно, окончательно разгромить мятежников удалось лишь через 15 дней.

И при этом еще успел открыть в Иваново-Вознесенске два высших учебных заведения: высшую техническую школу (на основе эвакуированного в этот город политехнического института Риги) и институт народного образования. Уже в 1930 году на базе факультетов технической школы были созданы пять отдельных институтов, что превратило Иваново в крупный научно-образовательный центр.

Но мы вернёмся в 1918 год и увидим, что 26 декабря Троцкий подписал приказ о назначении Фрунзе командующим 4-ой армией Восточного фронта.


Командующий 4-ой армией Восточного фронта М. Фрунзе, январь 1919 г.

Начальником штаба Фрунзе стал бывший генерал-майор царской армии Федор Новицкий, который, кстати, так вспоминал о начале работы с ним:

Фрунзе мечтал получить, как он говорил, «полчишко», преимущественно конный, учитывая свою любовь к верховой езде. Я же убеждал Михаила Васильевича не скромничать, а добиваться получения армии. Такая перспектива только смешила Фрунзе, так как он не мог представить себя в роли командарма, не имея для этого никакой предварительной подготовки и боевой практики. Я же был совершенно другого мнения.


Ф. Ф. Новицкий, в будущем – генерал-лейтенант авиации и начальник Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского

Уже в марте 1919 года Фрунзе стал командующим Южной группой Восточного фронта, в состав которой входили 1-ая, 4-ая, 5-ая и Туркестанская армии. Пятой армией командовал 26-летний Михаил Тухачевский.

По просьбе Фрунзе Ивановский губисполком направил в его распоряжение большую группу большевиков и беспартийных ткачей, из которых был сформирован отдельный 220-ый полк – он вошел в состав 74-ой бригады дивизии Чапаева.


Полк Ивано-Вознесенских ткачей


Командир 220-го полка Г. Горбачев и комиссар этого полка Е. Капустянский, июнь 1919 г.

Кстати, в знаменитом фильме 1934 года этот полк приводит в дивизию Чапаева Фурманов.

Была сформирована Ударная группа, которая играла большую роль в последующих событиях. В нее вошли 25-ая (Чапаевская) и 31-ая стрелковые дивизии и отдельная кавалерийская группа.

В марте-апреле 1919 года Фрунзе пришлось отвлечься на подавление масштабных крестьянских волнений в Самарской и Симбирской губерниях, которые известны также как Чапанная война. А ведь как раз в это время с востока наступали армии Колчака. Число восставших крестьян было велико, однако их отряды были быстро и легко разбиты, и уже в конце апреля войска Фрунзе перешли в наступление на Колчака, нанеся ему ряд поражений, так что очень скоро армии бывшего адмирала могли только обороняться. Уже в мае 1919 года были освобождены Бугуруслан, Бугульма и Белебей. Последнюю попытку остановить красные войска белогвардейцы предприняли под Уфой. Именно тогда во время авианалетов был ранен Чапаев и получил контузию сам Фрунзе.


Раненый Чапаев, слева сидит Д. Фурманов и лежит П. Исаев

Красных это не остановило, и 9 июня чапаевская 25-ая дивизия вошла в Уфу, ее командир был награждён орденом Красного Знамени. Под советский контроль перешел важный Ижевско-Воткинский промышленный район. Фрунзе получил свой первый орден Красного Знамени и был назначен командующим Восточным фронтом.

Командующий Восточным фронтом



Фрунзе и Троцкий на параде в Самаре, 1919 г.

Полностью разгромить Колчака в 1919 году не удалось только из-за того, что наиболее боеспособные части Восточного фронта пришлось отправить против Вооруженных сил Юга России Деникина и Северо-Западной армии Юденича.

25-ой дивизии Чапаева было приказано идти к Уральску с целью отсечь белых казаков от деникинских войск, 31-ая дивизия была отправлена к Воронежу – вы помните, что эти дивизии входили в состав созданной Фрунзе Ударной группы.

Ушла с Восточного фронта и сильная 2-ая дивизия: некоторые части были направлены к Царицыну, другие – к Петрограду.


Солдаты 2-ой стрелковой дивизии Восточного фронта под Петроградом, 1919 г.

Ситуация действительно была сложной: 17 сентября 1919 года деникинскими войсками были взяты Сумы, Обоянь, Старый Оскол, 20 сентября – Курск. И 28 сентября свое наступление на Петроград начал Юденич. 6 октября деникинцы захватили Воронеж, 13 октября – Орел, 20 октября армия Юденича вплотную подошла к Петрограду – уже были заняты Ямбург, Луга, Царское Село и Павловск, до города оставалось всего 20 километров. Закончилось все страшным поражением белогвардейских войск. Армии ВСЮР бежали к Новороссийску, катастрофичная эвакуация из которого навсегда погубила воинскую репутацию Деникина.


Английские танки, брошенные Деникиным в Новороссийске

Армия Юденича отступила в Эстонию, где была разоружена, а ее солдаты и офицеры ограблены и согнаны в лагеря, условия содержания в которых были столь жестокими, что многие бежали на территорию Советской России.


Нарва. Интернированные бойцы армии Юденича. Февраль 1920 г.

А войска Фрунзе добились успеха ещё раньше: были освобождены Пермь, Екатеринбург, Златоуст и Челябинск, и 10 августа 1919 года Фрунзе заявил корреспонденту газеты «Известия»:

Колчак сломлен и разбит на пять шестых. Некоторые резервы у него все еще имеются, и сопротивление он будет оказывать, задерживаясь на удобных рубежах. Но по существу спор с Колчаком решен… Настроение населения в местах, занимаемых нашими войсками, всецело в нашу пользу.

Центральное советское правительство было полностью согласно с ним, добивать Колчака было поручено генерал-майору царской армии Владимиру Александровичу Ольдеррроге, который добровольно вступил в РККА весной 1918 года. А Фрунзе 15 августа был назначен командующим Туркестанским фронтом. Вероятно, учитывалось то обстоятельство, что герой статьи родился в Пишпеке (Бишкек), учился в гимназии города Верный (Алмата), знал местные обычаи и традиции.

А остатки армий Колчака под началом Каппеля 14 ноября начали трагическое отступление, которое эмигранты назвали потом «Великим Сибирским Ледяным походом». Отметим, что в нем не было ничего великого. От Барнаула и Новониколаевска (Новосибирска) на восток двинулись от 100 тысяч до 150 тысяч белогвардейцев – их били все подряд: красные войска Восточного фронта, партизаны, ополченцы восстающих городов. К Чите 14 марта 1920 года пришли всего 25-30 тысяч человек, половина из которых были больными и ранеными.

Командующий Туркестанским фронтом


Новый Туркестанский фронт потребовалось открывать потому, что Южная группировка войск Колчака, а также части оренбургских и уральских казаков были отброшены в Среднюю Азию, где ещё пытались оказывать сопротивление. На новой должности в подчинении у Фрунзе оказалось около 114 тысяч бойцов. В дальнейшем это число увеличилось за счёт мобилизации местного населения. Буквально сразу же Фрунзе начал Актюбинскую наступательную операцию, в ходе которой к 4 сентября его войскам удалось разгромить армию генерала Белова. Недолго держались и белые казаки, однако именно сражаясь против уральцев, погиб Василий Чапаев.

Гибель Чапаева


Легендарный красный комдив поздней осенью 1918 года был направлен на учебу в Военную академию, но уже в начале января 1919 года самовольно покинул ее и прибыл в распоряжение Фрунзе, с которым у него сложились очень хорошие отношения. Вначале он возглавил отдельную Александрово-Гайскую бригаду, а в апреле уже 25-ую дивизию, которая, как мы помним, освободила Уфу, а потом была направлена к Уральску. Здесь дивизия Чапаева действовала весьма успешно, и рейдом в тыл, на город Лбищенск, белые хотели разгромить её штаб: они надеялись обезглавить противника и внести сумятицу в действия красных частей.


Здание штаба дивизии Чапаева в Лбищенске (в настоящее время – село Чапаев)

Основные силы 25-ой дивизии в это время находились на расстоянии 50 километров от Лбищенска, в котором помимо штаба располагались ревком, трибунал, тыловые службы. Находилась там также и дивизионная школа, на курсантов которой и была возложена обязанность обороны города в случае нападения белых (в которое никто не верил).

Белым удалось собрать ударную конную группу численностью от тысячи двухсот до двух тысяч человек, командовать ими был назначен полковник Тимофей Сладков. В этом отряде находился и начальник его штаба Николай Бородин, который, кстати, погиб во время этого рейда (в советском фильме «Чапаев» этот офицер выступает под фамилией Бороздин).


Н. Бородин на фотографии 1913 года


Полковник Бороздин в фильме «Чапаев», 1934 г.

Лбищенск был атакован около трёх часов утра 5 сентября. Белым удалось добиться эффекта внезапности, в результате здесь погибли около полутора тысяч плохо обученных курсантов и тыловиков (у многих из которых даже не было оружия), 800 человек попали в плен, многие из них тут же были убиты. Ожесточенное сопротивление оказал лишь небольшой отряд, в котором находился сам Чапаев (около 100 человек). Полковник генерального штаба М. Изергин писал об этом:

Дольше всех держался сам Чапаев с небольшим отрядом, с которым он укрылся в одном из домов на берегу Урала, откуда пришлось выживать его артиллерийским огнём.

Именно благодаря его действиям многие красноармейцы сумели отступить к реке и переправиться на другой берег. Чапаева среди выживших не было. По наиболее распространенной версии, предложенной Фурмановым, раненый комдив утонул, пытаясь переплыть через Урал. А в 1962 году дочь Чапаева Клавдия получила уточняющее письмо от двух венгров, которые служили в дивизии ее отца и находились с ним во время последнего боя 5 сентября 1919 года. Они сообщили, что раненого в голову и живот, но ещё живого комдива удалось уложить на самодельный плот, однако он умер во время переправы. Здесь его и похоронили, забросав импровизированную могилу ветками.

Отметим, кстати, что во время гражданской войны чехи и словаки, за редким исключением, вроде Ярослава Гашека, оказались на стороне белых, а венгры, как правило, воевали за красных – свыше 60 тысяч человек! И обе стороны отмечают исключительную стойкость и надежность красных венгерских частей.


Венгры 3-го интернационального стрелкового астраханского полка

Традиционная ненависть между ними была в то время так велика, что чехи и словаки обычно сразу же расстреливали пленных венгров, а венгры – словаков и чехов.

Один из «красных» венгров – Матэ Залка, под именем «генерал Лукач» во время гражданской войны в Испании возглавлял 12-ую интербригаду и погиб 11 июня 1937 года под Уэской. Ставший после II мировой войны главой правительства Венгрии Имре Надь, по версии следователя Н. А. Соколова, и вовсе участвовал в расстреле семьи гражданина Николая Романова (бывшего императора Николая II). В 1956 году он объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился в ООН с просьбой о защите суверенитета. По настоянию Яноша Кадора (и вопреки мнению Хрущева) 16 июня 1958 года он был повешен за «измену родине и организацию заговора с целью свержения народно-демократического строя». А Бела Кун в ноябре 1920 года станет председателем Крымского Ревкома, но об этом позже, в другой статье.

Вернемся к событиям нашей гражданской войны.

Надежды белых на дезорганизацию в действиях 25-ой дивизии не оправдались. Ее бойцы страстно желали отомстить за любимого командира, и она стала главной ударной силой 4-ой армии.

4 октября Отдельная Уральская армия белых активизировалась, согласовывая свои действия с наступлением деникинских войск на Царицын. Но уже в ноябре она была отрезана от других белогвардейских войск и сдавала одну позицию за другой. А 19 декабря 1919 г. о капитуляции своих войск объявило союзное уральцам казахское правительство Алаш-Орды.

«Алгемба»


Между тем молодой советской республике остро не хватало нефти, и потому уже 24 декабря 1919 года Совет рабоче-крестьянской обороны принял постановление, в котором Комитету государственных сооружений предписывалось немедленно приступить к постройке железнодорожной линии и нефтепровода Александров-Гай – Эмба: к ещё не занятым Красной Армией нефтепромыслам Доссор и Макат. Проект был амбициозным, но трудноосуществимым: путь к нефтепромыслам лежал через безводные солончаковые полупустыни и пустыни.


Предполагаемая трасса нефтепровода «Алгемба»

Кавалерийские части 4-ой армии Туркестанского фронта Фрунзе заняли эти месторождения 8 января 1920 года. И 17 января 1920 председатель Реввоенсовета Л. Троцкий отправил Фрунзе телеграмму с приказом перевести 4-ю армию на строительство упоминавшейся железной дороги. При этом 4-ая армия оставалась именно боевой – не была переведена в разряд трудовой, как некоторые другие. Кроме того, на Польский фронт была направлена 25-ая (Чапаевская) дивизия.

19 января Фрунзе отправил в Москву телеграмму, что все необходимые распоряжения отданы, однако указал:

Принимая во внимание трудности настоящих тяжёлых условий транспорта и сношений, а равно разборки указанных участков путей, доставку обширного количества запасов строительного материала и распределения его по линии проектируемой стройки, затруднительность размещения необходимого количества рабочих команд вне селений в необычных условиях безводных степей и отсутствия топлива, считаю долгом доложить, что осуществление постройки встретит большие препятствия.

Он был прав: строительство так и не было закончено, тем более что весной 1920 года советская власть была установлена в Баку и Грозном. Однако по инерции работы на «Алгембе» продолжались до августа 1921 года. Огромные средства были потрачены напрасно.

Агония Оренбургской армии Дутова


Вернемся в декабрь 1919 года. К началу месяца фронт белой Уральской армии окончательно рухнул, в январе 1920 года эта боевая кампания была закончена освобождением города Гурьев. С последним командующим Уральской армией Владимиром Толстовым в Красноводск, а потом в Персию ушли всего 162 казака.

А 20-тысячная армия Дутова, в которую входили также части генерала Бакича и казачьи отряды Захарова и Разумника-Степанова, отступала на юг – через Каркаралинск на Сергиополь и в Семиречье, где ещё держался полусумасшедший садист Борис Анненков. Последний этап их пути вошёл в историю как «Голодный поход». Началась ещё и эпидемия сыпного и брюшного тифа. К концу декабря 1919 года, потеряв 9 тысяч человек из 20 тысяч, оренбуржцы пришли во владения Анненкова – и ужаснулись террору и бесчинствам, которые творились на этой территории. Генерал Бакич вспоминал:

Способ командования и порядки в партизанских частях атамана Анненкова, где не соблюдались основные требования военной службы, отрицались законность и порядок, допускались невероятные бесчинства и грабежи, как по отношению к мирному населению деревень и станиц, а равно и по отношению к чинам моего отряда, вследствие болезни не могущих постоять за себя, вызвало озлобление против партизан генерала Анненкова со стороны чинов моего отряда.

Победы М. Фрунзе в Средней Азии


13 октября 1919 года войска Фрунзе соединились с частями Туркестанской советской республики, и вскоре из Ташкента в Оренбург был отправлен первый эшелон с хлопком. В феврале 1920 года, после восстановления железной дороги, в Ташкент прибыл Фрунзе со штабом фронта.

4 февраля 1920 года был занят Красноводск, где до того времени еще находились крупные силы белогвардейцев и англичан. В операции по освобождению города в качестве начальника артиллерии принял участие Владимир Михайлович Ионов. Он был сыном перешедшего на сторону советской власти царского генерала, бывшего губернатора Семиреченской области, кавалера девяти императорских орденов и Золотого Георгиевского оружия. И братом белого атамана Семиреченского казачьего войска, который стал соратником упоминавшегося выше Бориса Анненкова.

Положение белых было откровенно безнадежным. 2 апреля 1920 года через перевал Кара-Сарык на территорию Китая первым ушел Оренбургский атаман Дутов, за ним последовали генерал Бакич и атаман Анненков. Однако и без них обстановка в Средней Азии оставалась сложной. Здесь ещё существовали вассальные Российской империи средневековые государства – Хивинское ханство и Бухарский эмират, правители которых к новой центральной власти были настроены враждебно.


Фрунзе во время переговоров в Бухаре, апрель 1920 г.

Население Туркестана ещё и терроризировали банды басмачей, вот что сообщалось о них в «Докладе секретного отдела ВЧК о повстанческом движении по состоянию на ноябрь 1920 года»:

В Туркестане, в Ферганской обл. свирепствует особая разновидность бандитизма – басмачество. «Басмач» на туземном узбекском языке значит «разбойник». Но басмачество уж давно перестало быть только разбойничьим движением. Оно превратилось в политически-белогвардейское антисоветское движение. Контингент басмачества составляют кулаки-сарты или баи (хозяйчики), недовольные советской политикой в туземных кишлаках (деревнях). Движение носит националистический характер против русских… Басмачи нападают даже на своих, грабят, убивают. За последнее время они нападают на ж.д. и разбирают пути, жгут хлопковые и мыловаренные заводы, нападают на богатые хлопковые запасы и жгут их, нанося удар нашей текстильной промышленности… Между прочим, среди басмачей есть много русских офицеров и казаков разбитого отряда Анненкова, пробравшихся в Фергану из Китая.

Борьба с басмачами затянулась на долгие годы, в бою с крупным отрядом этих разбойников в мае 1921 года потерял руку упоминавшийся выше Владимир Ионов.

А что же Хива и Бухара?

В ноябре 1919 года в Хивинском ханстве началось восстание, однако на помощь пришли войска Красной Армии, и войска хана были разгромлены. 2 февраля Саид Абдулла-хан отрёкся от престола, 26 апреля 1920 года была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика.

А 28 августа того же 1920 года началось восстание уже в Бухаре (численность его участников достигала пяти тысяч человек), и его руководители обратились за помощью к советским властям и Фрунзе. К Бухаре направились около девяти с половиной тысяч красноармейцев при 40 орудиях, поддержку им оказывала Аральская военная флотилия. А в армии эмира было около 43 тысяч бойцов и 55 орудий. Тем не менее уже 29 августа отрядами Фрунзе были взяты такие города, как Карши, Шахрисабз, Термез, Чарджуй, Мерв. А 2 сентября была взята штурмом и Бухара – и надо сказать, что потери красноармейцев в боях на узких улицах этого города были весьма велики. Эмир бежал, преследуемый упоминавшимся выше Владимиром Ионовым. На границе с Афганистаном он бросил гарем из 300 женщин. 8 октября 1920 года была провозглашена Бухарская народная советская республика.

Но ещё раньше, 20 сентября, Фрунзе получил новое назначение – теперь ему предстояло возглавить Южный фронт, который действовал против армии Врангеля. Незадолго до отъезда в Ташкенте родился первый ребенок героя статьи – дочь Татьяна.


Фрунзе с супругой, дочерью и сестрой жены, 1921 г.

О крымском триумфе Фрунзе мы поговорим в отдельной статье.
158 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    19 января 2026 03:36
    Начальником штаба Фрунзе стал бывший генерал-майор царской армии Федор Новицкий,


    Всё таки удивительные люди. За свою жизнь дважды дослужиться до генерала (генерал-майор РИА, генерал-лейтенант РККА) не каждому дано.
    1. +5
      19 января 2026 08:12
      За свою жизнь дважды дослужиться до генерала

      да, именно дослужиться!
      1. -2
        20 января 2026 14:16
        Были правильные люди и среди дворян. Причём РИ их зажимали и не давали проявить свои знания и таланты.
    2. +3
      19 января 2026 12:08
      Федор Новицкий,
      Всё таки удивительные люди. За свою жизнь дважды дослужиться до генерала (генерал-майор РИА, генерал-лейтенант РККА) не каждому дано.
      да еще повезло остаться живым в "лихие 30-е"
    3. +4
      19 января 2026 13:26
      И таких было достаточно. Самойло, Игнатьев, например- если из самых известных.
      1. +4
        19 января 2026 13:28
        Цитата: Bersaglieri
        И таких было достаточно. Самойло, Игнтатьев, например- если из самых известных.


        Да порой кажется, что таких много. А начинаешь считать - так их единицы.
        1. -1
          19 января 2026 16:09
          Цитата: kromer
          Да порой кажется, что таких много. А начинаешь считать - так их единицы.

          А из какого количества считать? Можете документально подтвердить? И по тем кого расстреляли, описать коротко за что и по какой статье? А просто порой оказывается много таких, как вы, любителей, побрасать жидкий навоз на вентилятор.
          1. +6
            19 января 2026 16:14
            Цитата: Fitter65
            А из какого количества считать? Можете документально подтвердить? И по тем кого расстреляли, описать коротко за что и по какой статье? А просто порой оказывается много таких, как вы, любителей, побрасать жидкий навоз на вентилятор.


            Алле, гараж! Я вообще то говорил про тех кто два раза за жизнь генералами побывали.
            1. -5
              19 января 2026 17:15
              Цитата: kromer
              Алле, гараж!

              В гараж надо через 014 звонить1
              Цитата: kromer
              Я вообще то говорил про тех кто два раза за жизнь генералами побывали.

              И где это у вас написано? Просто с засильем на сайте ольговичей и им подобных, о хорошем не думаешь.
              1. +4
                20 января 2026 02:19
                Цитата: Fitter65
                И где это у вас написано? Просто с засильем на сайте ольговичей и им подобных, о хорошем не думаешь.

                А где у меня про расстрелы написано?
            2. +1
              22 января 2026 04:06
              Ещё интереснее судьба тех, кто стал генералом в белой (не в царской!) армии, и генералом же - в Красной/Советской.
              1. 0
                22 января 2026 07:19
                Цитата: Сахар Мёдович
                Ещё интереснее судьба тех, кто стал генералом в белой (не в царской!) армии, и генералом же - в Красной/Советской.


                Чего то я таких не припомню. belay
                1. +2
                  22 января 2026 18:28
                  Крузе А. Я., Догадин В. М.
                  1. 0
                    22 января 2026 18:32
                    Догадин мимо. Он только полковником был в СА.
                    А вот Крузе любопытный персонаж. Спасибо.
          2. +3
            20 января 2026 12:34
            Цитата: Fitter65
            А из какого количества считать?

            количество известно:385, подавляющее большинство умерло в 20х в силу возраста (генералы ведь), дожившие до 37-в большинстве расстреляны, но и пережившие-нужна ли такая жизнь:
            ученый артиллерист ген. Дурляхов
            В мае 1931 года с некоторыми другими сотрудниками Артиллерийского комитета был арестован по обвинению в «излишне активном развитии научно-исследовательских работ для того, чтобы после свержения советской власти, на что рассчитывали изобретатели, результатами исследований могла воспользоваться контрреволюция»
            ?

            ген. Сапожников -ученый химик по порохам:
            Арестовывался по делу Бажо, Дюкса (Савантова) и Н. В. Петровской (Вольфсон)[7][8] в декабре 1919 года, но в марте 1920 года был освобождён благодаря личному ходатайству А. М. Горького перед В. И. Лениным[9]. Оба сына А. В. Сапожникова, также участники этого дела, были расстреляны
            октябре 1930 года вновь был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной военной организации и в январе 1931 года приговорён к расстрелу с заменой на 10 лет лагерей

            и пр и пр
            У сов.генерала кузьина выслали дочь с ним в казахстан -как дочь...царского ггенерала

            Кто умудрился сбежать из соврая в Бельгию, кто-то в Китай., кто-то в США,
            и т.д. и т.п.

            Вы читайте, читайте, там там немного фамилий -https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%9A%D0%9A%D0%90#%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8B_%D0%BE%D1%82_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8
            Цитата: Fitter65
            Просто с засильем на сайте ольговичей и им подобных, о хорошем не думаешь.

            а надо, поэтому хорошего вам настроения, Александр! hi
            1. 0
              21 января 2026 16:37
              Из Вики: по делу "Весна"Всего было арестовано по некоторым данным более 3000 человек, среди них были А. Е. Снесарев, А. Л. Родендорф, А. А. Свечин, П. П. Сытин, Ф. Ф. Новицкий, А. И. Верховский, В. И. Галкин, Ю. К. Гравицкий, В. А. Ольдерогге, В. А. Яблочкин, Е. Л. Слухоцкий, Н. Соллогуб, А. А. Балтийский, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. А. Морозов, А. Е. Гутор, А. Х. Базаревский, М. С. Матиясевич, В. Ф. Ржечицкий, В. Н. Гатовский, П. М. Шарангович, Д. Д. Зуев, Н. Е. Какурин, И. А. Троицкий и другие
              1. +1
                22 января 2026 13:00
                Цитата: Kotofeich
                по делу "Весна"Всего было арестовано по некоторым данным более 3000 человек

                речь шла о царских генералах на службе в ркка
        2. +1
          20 января 2026 23:58
          Немного. Если речь про "дважды генералов и адмиралов". Карбышев, Киткин, Ольденрогге...
          1. +4
            21 января 2026 13:33
            Цитата: Bersaglieri
            Немного. Если речь про "дважды генералов и адмиралов". Карбышев, Киткин, Ольденрогге...


            Карбышев мимо. Он в РИА только до подполковника дослужился.
          2. 0
            21 января 2026 14:05
            Цитата: Bersaglieri
            Ольденрогге

            при СССР генералом стать не успел-расстрелян в 1931, как предатель, кем он и был.
            1. +1
              21 января 2026 18:10
              Цитата: Ольгович
              расстрелян в 1931, как предатель, кем он и был.


              Определением Военного трибунала Киевского ВО от 30 апреля 1974 года дело за отсутствием состава преступления было прекращено и Ольдерогге был посмертно реабилитирован.
              1. 0
                22 января 2026 13:02
                от этого он перестал быть предателем 1918 года?
                1. +1
                  22 января 2026 13:08
                  Цитата: Ольгович
                  от этого он перестал быть предателем 1918 года?


                  А кого он собственно предал?
                  1. 0
                    22 января 2026 13:12
                    Цитата: kromer
                    Цитата: Ольгович
                    от этого он перестал быть предателем 1918 года?


                    А кого он собственно предал?

                    Родину.
                    1. +1
                      22 января 2026 13:15
                      Цитата: Ольгович
                      Родину.


                      Андрей, я собственно не понимаю о чём Вы сейчас. Если можно поподробней расскажите.
                      1. 0
                        22 января 2026 13:19
                        Цитата: kromer
                        Андрей, я собственно не понимаю о чём Вы сейчас. Если можно поподробней расскажите

                        Война на стороне красных-предательство Родины-мое мнение
                      2. +1
                        22 января 2026 13:22
                        Цитата: Ольгович
                        Война на стороне красных-предательство Родины-мое мнение


                        Присяга давалась царю. Царь отрёкся. Присяга в этом случае аннулирована. Предать по определению уже не мог. А вот сделать выбор мог. Он его сделал.
                      3. 0
                        22 января 2026 13:26
                        Цитата: kromer
                        Присяга давалась царю.

                        И Времнному правительству. Предал.
                      4. +1
                        22 января 2026 13:27
                        Цитата: Ольгович
                        Цитата: kromer
                        Присяга давалась царю.

                        И Времнному правительству. Предал.


                        Андрей, ну какое Временное правительство в 1918 году?
                      5. -2
                        22 января 2026 13:30
                        Цитата: kromer
                        Андрей, ну какое Временное правительство в 1918 году?
                        Россиское государство-преемник ВП.

                        мое личное восприятие -воевать на стороне красных-предптельство России-см Одесса и тп.
            2. +3
              22 января 2026 13:10
              Цитата: Ольгович
              расстрелян в 1931, как предатель, кем он и был.

              Я бы не был столь категоричным. История странная штука. В 1919 он не был предателем, в 1931 стал предателем, в 1974 опять не предатель. А как на самом деле?
              1. 0
                22 января 2026 13:13
                Цитата: Kotofeich
                А как на самом деле?

                моё личное мнение-предатель с 1918 г.
                1. +1
                  22 января 2026 13:22
                  Цитата: Ольгович
                  моё личное мнение

                  Имеет место. Оспорить не могу, фактами не располагаю. hi
          3. +1
            21 января 2026 16:39
            Цитата: Bersaglieri
            дважды генералов и адмиралов

            Владимир Григорьевич Федоров. Евгений Александрович Беркалов. Николай Федорович Дроздов. Николай Георгиевич Корсун. Александр Александрович Самойло. Александр Викторович Шталь.
            Главным образом технические специалисты, и под каток репрессий не попали. Ну, кроме Беркалова.
    4. +5
      19 января 2026 15:18
      Начальником штаба Фрунзе стал бывший генерал-майор царской армии Федор Новицкий,


      Всё таки удивительные люди. За свою жизнь дважды дослужиться до генерала (генерал-майор РИА, генерал-лейтенант РККА) не каждому дано.

      Очень грамотный товарищ). Предвидел дальнейшую ситуацию на годы вперед. На самом деле вначале на должность Командарма - 4 назначили именно Новицкого. А Фрунзе должен был идти к нему комиссаром. Как и на всех других фронтах. Но Федор Федорович отказался и потому пережил своего командира почти на 20 лет. stop

      Из воспоминаний старшего адъютанта Фрунзе - Сиротинского:

      "Еще в декабре 1918 года Центральный Комитет РКП (б) вызвал в Москву М. В. Фрунзе. Вместе с ним выехал в Москву Ф. Ф. Новицкий, военный руководитель Ярославского военного округа. Бывший генерал царской армии Ф. Ф. Новицкий одним из первых царских генералов перешел на сторону Советской власти. В Москве Реввоенсовет Республики назначил Новицкого командующим 4-й армией Восточного фронта, а М. В. Фрунзе — членом Реввоенсовета этой армии. Ф. Ф. Новицкий был недоволен этим назначением. Чтобы понять причину его недовольства, необходимо коротко рассказать о предыдущей совместной работе Фрунзе и Новицкого.

      С первых же дней своего назначения окружным комиссаром Ярославского военного округа М. В. Фрунзе поразил Новицкого и других военных специалистов, работавших в округе, исключительными познаниями в области военного дела. Скептическое отношение к новому окружному военному комиссару очень быстро сменилось у военного руководителя округа глубоким уважением.

      За несколько месяцев совместной работы с Михаилом Васильевичем Новицкий убедился в том, что Фрунзе «явится на фронте именно тем командиром, тем руководителем боевых масс, которых в то время как раз мы не имели, или имели в очень ограниченном количестве».

      Свои соображения Новицкий сообщил Троцкому, занимавшему пост председателя Реввоенсовета Республики. Тот недовольно пожал плечами и заявил, что все будет так, как он, Троцкий, решил. Но когда Центральный Комитет партии указал на неправильность решения Реввоенсовета, прежний приказ был отменен, и М. В. Фрунзе в тот же день, 26 декабря 1918 года, назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, а Ф. Ф. Новицкий — начальником штаба той же армии и членом Реввоенсовета."
      1. +1
        19 января 2026 17:24
        С первых же дней своего назначения окружным комиссаром Ярославского военного округа М. В. Фрунзе поразил Новицкого и других военных специалистов, работавших в округе, исключительными познаниями в области военного дела.
        Ну да, видимо на каторге Фрунзе с целью расширения кругозора и предвидя свое будущее назначение командармом усиленно изучал труды Клаузевица.
        Чего только не прочтешь в мемуарах laughing
        Тот недовольно пожал плечами и заявил, что все будет так, как он, Троцкий, решил. Но когда Центральный Комитет партии указал на неправильность решения Реввоенсовета, прежний приказ был отменен
        Ага, Центральный Комитет партии и лично товарищ Ленин yes
        1. +1
          19 января 2026 21:49
          С первых же дней своего назначения окружным комиссаром Ярославского военного округа М. В. Фрунзе поразил Новицкого и других военных специалистов, работавших в округе, исключительными познаниями в области военного дела.
          Ну да, видимо на каторге Фрунзе с целью расширения кругозора и предвидя свое будущее назначение командармом усиленно изучал труды Клаузевица.
          Чего только не прочтешь в мемуарах laughing

          Так это адьютант Фрунзе так написал. laughing Что там на самом деле Новицкий говорил никто не знает. Но факт был - он отказался и приказ переиграли.
          1. +4
            19 января 2026 22:56
            Что на самом деле Новицкий говорил действительно никто не знает. Но известно что он написал, приводится в нескольких книгах:
            В Москве мы заявили о своем желании начальнику Главного штаба, который доложил нашу просьбу РВСР, куда на следующий мы оба были вызваны. Первым был принят М.В. Фрунзе, который после своих переговоров, выйдя в приемную, успел мне сказать только одну фразу: "Отказывайтесь от Южного фронта". Я не успел уточнить, что значит эта фраза, так как в свою очередь был приглашен в кабинет.

            Не расспрашивая ни о каких моих пожеланиях, мне было в категорической форме указано, что я назначаюсь начальником штаба Южного фронта, а так как М.В. Фрунзе просит не разлучать его со мной, то он назначен туда же членом РВС фронта.

            Не считая возможным лично за себя отказываться от данного мне назначения, я, тем не менее, самым решительным образом опротестовал назначение М.В. Фрунзе и стал горячо доказывать необходимость назначения его на крупную руководящую роль, одновременно прося назначить меня при нем на любую должность. Со мной долго не соглашались, ссылаясь на то, что М.В. Фрунзе — штатский человек. Но в конце концов мне было заявлено, что наши уже намеченные назначения будут пересмотрены, и что ответ нам будет дан на следующий день.
            И действительно, в 6 часов вечера на другой день нам было сообщено из РВСР по телефону, что просьба наша уважена и что М.В. Фрунзе назначается на Восточный фронт командующим 4-й армией, а я к нему начальником штаба. Приказ о назначении состоялся 26 декабря 1918 года, но выезжать на фронт нам было запрещено вплоть до выполнения округом срочных заданий
            Уже совершенно другая версия.
            Но обе эти версии изложены в мемуарах,. А как известно, мемуары и прочие воспоминания очевидцев по степени достоверности содержащихся сведений занимают почетное второе место с конца списка, уступая первенство лишь газетам.

            Полагаю, что если вы зададитесь целью, то найдете еще чьи нибудь мемуары, где содержится еще один вариант изложения истории назначения Фрунзе и Новицкого
    5. +2
      20 января 2026 10:02
      Интересно ещё, что он был генерал-лейтенантом авиации.
  2. +9
    19 января 2026 03:55
    назвали потом «Великим Сибирским Ледяным походом». Отметим, что в нем не было ничего великого.


    Ну это как посмотреть. Пешком около 2500 километров по суровым сибирским морозам, по сугробам, идя через восставшие города, подвергаясь постоянным атакам партизан и красных войск всё таки дойти. Это вам не за хлебушком в магазин сходить.
    1. +2
      19 января 2026 05:44
      При всей моей антипатии к "белым", полностью с вами согласен.
      1. +1
        19 января 2026 15:13
        Тогда и бегство Наполеона в 1812г. можно считать "Великим отходом на Запад..."
        1. +6
          19 января 2026 15:20
          Цитата: yumico
          Тогда и бегство Наполеона в 1812г. можно считать "Великим отходом на Запад..."


          У Наполеона по факту бегство. Армия Наполеона пришла к границе полностью небоеспособной (кроме Старой гвардии).
          А тут Войцеховский привел армию боеспособной, да и расстояние поболее в 2,5 раза. Да и сибирские морозы под -50, не европейские.
          1. -5
            19 января 2026 16:00
            Цитата: kromer
            У Наполеона по факту бегство. Армия Наполеона пришла к границе полностью небоеспособной (кроме Старой гвардии).
            А тут Войцеховский привел армию боеспособной,

            Наполеон нанес поражения русской армии у Малоярославца, где Кутузов отступил на 2 дневных пеехода после боя, у Красного, где практически все корпуса Наполеона прорвали окружения и на Березине, где русские навязав Наполеону встречный бой бежали на Западных берег Березены в таком беспорядке, что не смогли сжечь мосты через незамерзшие поймы болтистых речек, что одно могло бы без генерального сражения привести к гибели Великой Армии при попытке форсировать десятки болотистых пойм вброд.
            1. +2
              19 января 2026 17:55
              Французы считают, что Наполеон выиграл сражение у Малоярославца. Но при этом - что именно от Малоярославца, а не от Москвы началось трагическое отступление его армии. Сегюр позже сказал ветеранам Великой армии:
              «Помните ли вы это злосчастное поле битвы, на котором остановилось завоевание мира, где 20 лет непрерывных побед рассыпались в прах, где началось великое крушение нашего счастья?»
              1. -2
                19 января 2026 20:06
                Цитата: ВлР
                Сегюр позже сказал ветеранам Великой армии:
                Книга Сегюра считается не совсем достоверной. Его рассказ, что раненый без ног выжил укрываясь трупом лошади еще то. Мемуары действительно служившего во втором петербургском ополчении пронизаны страхом в ожидании начнется заражение и наступит смерть после раны или организм победит инфекцию и гной обеззаразит рану.. Ее изложение конечно льстит мне как русскому, но в этом плане более эмоциональный советский фильм "Кутузов", где в ответ на взоимные преперательства своих маршалов о причинах неудач актер играющий роль Наполеона произносит фразу, что ошибкой было уже решение начать войну против России.Кстати Наполеон старательно избегал войн с Россией, но его эмоциональность и переоценка своего гения толкнула его на расстрел герцога Эгиенского и нежелание примириться с нарушением Россией Континентальной блокады спровоцировали его решиться воевать с Россией. Нормальные отношения между Россией и Европой неминуемо приводят к возвышению России если ей в это время управляют адекватные политики вроде Петра 1, Екатерины 2, Александра 2 или Путина, а стремление усмирить и сдержать Россию привело и Наполеона, и Вильгельма и Гитлера к краху. Зачем принижать талант Наполеона и недооценивать удачу и величие русских генералов одержавших победу над Францией в войне которая была трудной для России до самого взятия Парижа?
                1. +2
                  20 января 2026 12:57
                  Цитата: gsev
                  Петра 1, Екатерины 2, Александра 2 или Путина

                  Любопытная подборка...
                  1. 0
                    20 января 2026 13:34
                    Цитата: Старший матрос
                    Любопытная подборка...

                    Я имел в виду Александра 3. При нем начался рост промышленности России. При Александре 2 был спад примерно на 20-30%- очень напоминает катастрофу промышленности при Ельцине. Хотя при Александре 2 аннексировано Приморье и Приамурье, выиграна Кавказская война которую Николай 2 бесуспешно вел все свое царствование.Вас кто смущает Путин или остальные персонажи?
                    1. +1
                      20 января 2026 15:08
                      Я имел в виду Александра 3.

                      Я бы не сказал, что от этого ряд стал более логичным, но ... так да)))
                      Цитата: gsev
                      При нем начался рост промышленности России.

                      И застой в армии и флоте.
                      Цитата: gsev
                      При Александре 2 был спад примерно на 20-30%- очень напоминает катастрофу промышленности при Ельцине.

                      При Освободителе были проведены масштабные реформы, которые не могли не сказаться на экономических показателях. В принципе да. старую промышленность разрушили, но фишка в том, что оставить как есть было не возможно. Ибо кустари и приписные крестьяне не могли производить необходимую технику.
                      Цитата: gsev
                      выиграна Кавказская война которую Николай 2

                      Вы опять перепутали номер)))
                      Цитата: gsev
                      Вас кто смущает Путин или остальные персонажи?

                      Э... ну он тоже не особо вписывается в ряд. Особенно во второй итерации.
                      1. -1
                        20 января 2026 15:18
                        Цитата: Старший матрос
                        Э... ну он тоже не особо вписывается в ряд. Особенно во второй итерации.

                        Производство беспилотников налажено? Вроде даже аналог Старлинка на подходе.Еще полгода назад казалось что с техническим зрением в России полная катастрофа. А сегодня беспилотники могут минировать украинские железные дороги. Возможно Путин намного успешнее Сталина. К кому у Вас еще претензии из списка? Кстати Зюганов даже не осмеливался дать обещания изгнать Чубайса из России. А Путин заставил его бежать на Запад.
                      2. +3
                        20 января 2026 15:30
                        Цитата: gsev
                        Производство беспилотников налажено?

                        Да, в этом смысле с Петром Алексеевичем сравнить можно. Сначала довести до полной жо... а потом героически преодолевать.
                        Цитата: gsev
                        Возможно Путин намного успешнее Сталина.

                        Не думаю, чтобы ИВС прогадил Русскую Весну.
                        Цитата: gsev
                        Кстати Зюганов

                        Нашли вождя...
                        Цитата: gsev
                        даже не осмеливался дать обещания изгнать Чубайса из России.

                        Дать обещения?
                        Цитата: gsev
                        А Путин заставил его бежать на Запад.

                        Двадцать лет старался... А кто, позвольте спросить, назначил его в РОСНАНО?
                      3. -4
                        20 января 2026 15:43
                        Цитата: Старший матрос

                        Не думаю, чтобы ИВС прогадил Русскую Весну.

                        За Сталиным большая ошибка. С 1947 года он, Берия, Белкин, Абакумов фактически стали агентами влияния американских спецслужб проводя репрессии против национально-патриотического крыла центрально-европейских компартий инициированные Алленом Даллесом. Эта ошибка вызвала позднее волнения в Польше, Чехословакии, Венгрии. Книга "Расщепляющий фактор"(Операция раскол.) Меня сведущие люди убеждали, что Путин единственный вменяемый демокатический и либеальный ( изначально хоошем понимании этого опеделения) политик на фоне всех остальных включая Явлинского.
          2. -3
            19 января 2026 22:42
            боеспособной? череп на мозг вам не давит - 20 тысяч живых, из них половина раненых. Из более чем ста тысяч вышедших в поход. Не будем забывать, что участники этого похода - предатели русского народа, если что.
            1. 0
              20 января 2026 02:56
              Да, 20-25 тысяч боеспособных. Дивизии сохранили по 1,5-2 тысячи личного состава и были сведены в полки.
              1. 0
                20 января 2026 12:02
                Ну тогда перечитайте еще раз первоисточники, а не в википедию лезьте - "по другим источникам". В оригинальных документах вообще указано, что в это "поход" ушло до 150 тысяч человек. И до точки всего дошло около 20 тысяч,из них на своих ногах только 9 тысяч. Вам, антисоветчикам, хоть ссы к глаза, вы всё равно даже в СОБСТВЕННЫЕ факты не "видите".
  3. +7
    19 января 2026 04:22
    строительство так и не было закончено, тем более что весной 1920 года советская власть была установлена в Баку и Грозном. Однако по инерции работы на «Алгембе» продолжались до августа 1921 года.


    Проблемы, с которыми столкнулись во время строительства:
    - Отсутствие труб. На складах хранилось только пятнадцать вёрст труб из необходимых пятисот, а завод по их производству простаивал.
    - Нехватка ёмкостей для хранения нефти. На месторождении не хватало ёмкостей, и нефть приходилось выливать в песок.
    - Тяготы работы в безводном пустынном краю. Рабочие умирали от тифа и холеры.
    - Проблемы с транспортом. Не хватало строительного материала, было трудно доставлять его по маршруту.
    Ну и изюминка: проект признан экономически бессмысленным.

    Кстати до сих пор на месте строительства Алгембы нет ни железной дороги, ни нефтепровода.
    1. +2
      19 января 2026 19:55
      Цитата: kromer
      Кстати до сих пор на месте строительства Алгембы нет ни железной дороги, ни нефтепровода.

      Строили со стороны Александров Гая и Эмбы
      Насыпь была отсыпана от Александров Гая на 18 км, рельсы были уложены на 12.
      Далее идет ровная степь - без малейшего намека на строительство.
      Александров Гай мог прокормить несколько тысяч человек достаточно не долго. С медициной вообще швах - в Александров гае было 2 врача до революции, 2 фельдшера и акушерка - остались ли они в период Алгембы неизвестно.
      Подвоз по жд Саратов- Александров Гай никаких трудностей не создавал - поезда ходили
      Количество строителей - неизвестно, но совершенно точно что не 45 000- такое количество физически негде было разместить, землянок для такого количества - там нет, а без земляноки или капитальных домов в степи зимой - не выжить.
      То что никакого большого финансирования( Вики пишет о 1 млрд) там не было - точно, там некуда их было тратить.
      Мне кажется - что это была финансовая афера небольшой группы лиц имевшую доступ к бюджету, обычный распил.
  4. +2
    19 января 2026 09:08
    Матэ Залка, под именем «генерал Лукич»

    В СССР Матвей Михайлович Залка, советский писатель."Кавалерийский рейд","Яблоки",роман "Добердо", закончил перед самой гибелью в Испании,где
    с 1936 года под именем "генерала Лукача" командовал 12-й Интернациональной бригадой.Лукача, а не Лукича.Алексей Владимирович Эйснер (1905-1984 г.г.) во время войны испанского народа с фашизмом был адъютантом Матэ Залки, а так же является автором книги "Человек с тремя именами" и нет там упоминания о том, что псевдоним Матэ Залки был "генерал Лукич".
    1. +1
      19 января 2026 13:43
      Да, это опечатка. Спасибо, что обратили внимание, исправим.
      1. +2
        19 января 2026 18:23
        Валерий, жаль, что в вашей статье нет ни слова о том, что Фрунзе руководил разгромом Повстанческой армии Махно и отрядов Ю. Тютюнника, за что в 1924 году был награждён вторым орденом Красного Знамени .
        1. +1
          19 января 2026 18:25
          О решении "проблемы Махно и Петлюры" ещё будет немного рассказано
  5. vet
    +1
    19 января 2026 09:28
    Басмачи... Движение носит националистический характер против русских… Между прочим, среди басмачей есть много русских офицеров и казаков разбитого отряда Анненкова, пробравшихся в Фергану из Китая.

    Вот такие белые "патриоты" и "защитники русского народа от большевиков".
    1. +3
      19 января 2026 10:04
      Вот такие белые "патриоты" и "защитники русского народа от большевиков".
      Не думаю.Скорее они дрались за свою прошлую жизнь и *союзников* выбирали из принципа *с кем угодно,но против советов*.Тот же принцип действовал и во время Великой Отечественной в отношении тех кто воевал на стороне нацистов. hi
      1. +2
        19 января 2026 10:35
        Вот скажите Сергей, вот эти самые,которые "дрались за свою прошлую жизнь", когда вторгались на территории Советских Белоруссии,Украины,Закавказья,Средней Азии, с союзниками,которых выбирали из принципа "с кем угодно,но против советов", в занятых селах,деревнях, аулах и кишлаках они сеяли доброе , разумное и вечное? Например: раздавали пригнанный скот из-за границы, крестьянам и дехканам? Копали колодцы и каналы для орошения? И т.д.
        1. 0
          19 января 2026 10:54
          сеяли доброе , разумное и вечное?
          Алексей! Конечно же НЕТ!Что ими руководило?На мой взгляд банальная...месть! hi
          1. +7
            19 января 2026 11:25
            Месть за свою прошлую жизнь ? Когда держали народ в темноте и невежестве? Это тип те люди которых мы потеряли и теперь дружно скулим о них? Ах, как жалко,что они не победили? Как мы хотим снова в темноту и невежество.Темнота и невежество наступили.Мало кто радуется,кроме нечести-перевертышей.
            1. +2
              19 января 2026 12:40
              Месть за свою прошлую жизнь ?
              Я бы сформулировал по другому.Месть за то,что их лишили той прежней жизни.
              Это тип те люди которых мы потеряли и теперь дружно скулим о них?
              Не думаю,что мы дружно скулим о них. bully
              Как мы хотим снова в темноту и невежество.
              Нет,от слова-совсем и абсолютно.
              Ах, как жалко,что они не победили?
              Я об этом разве написал? bully
              1. -2
                19 января 2026 13:59
                Я бы сформулировал по другому.Месть за то,что их лишили той прежней жизни.

                Держать народ в темноте и невежестве или вот те о ком речь исключительно просветительством занимались? В народ ходили, поношенные фраки раздавали крестьянам и дехканам для работы в поле.Чисто благородным делом занимались, местью.. laughing И замечу я ничего не формулировал, мои посты основаны исключительно, на ваших формулировках. bully
            2. 0
              19 января 2026 13:44
              Цитата: parusnik
              Месть за свою прошлую жизнь ? Когда держали народ в темноте и невежестве? Это тип те люди которых мы потеряли и теперь дружно скулим о них? Ах, как жалко,что они не победили? Как мы хотим снова в темноту и невежество.Темнота и невежество наступили.Мало кто радуется,кроме нечести-перевертышей.

              Так это и есть наследие СССР. Кто верный продолжатель дела Ельцина, распилившего СССР?или вы будете говорить, что он не имеет никакого отношения к оптимизации медицины, образования и идеологии?
              Более того, распад СССР это естественный исторический процесс, поэтому за него никто и не сражался.
              1. 0
                19 января 2026 14:03
                Так это и есть наследие СССР.

                Вы о каком наследии СССР,уточните. Мы тут обсуждаем басмачей и примкнувших к ним вы о чем?
                1. +1
                  19 января 2026 14:05
                  Цитата: parusnik
                  Так это и есть наследие СССР.

                  Вы о каком наследии СССР,уточните. Мы тут обсуждаем басмачей и примкнувших к ним вы о чем?

                  Вы так написали, что можно думать о сегодняшнем времени
                  1. -1
                    19 января 2026 14:06
                    Нет, я не писал о сегодняшнем времени,это вы так прочитали или вам захотелось так прочитать hi
      2. +3
        19 января 2026 16:06
        Цитата: АрхиФил
        Тот же принцип действовал и во время Великой Отечественной в отношении тех кто воевал на стороне нацистов.

        Кстати этот принцип действует и сейчас. Политикой Новой Газеты по освящению событий на Северном Кавказе руководила секретарша Д. Дудаева госпожа Асет через свою агентессу А. Политковскую. Эти дамы превратили Новую газету имевшую в своем составе массу еврейских сотрудников в пиарагенство по вербовке террористов-смертников в исламисткон подполье.Только сметь Политковской резко уменьшила активность этого коллективного агента террористов.
  6. -2
    19 января 2026 10:00
    Новицкий:

    Фрунзе, так как он не мог представить себя в роли командарма, не имея для этого никакой предварительной подготовки и боевой практики. Я же был совершенно другого мнения
    На основании чего, если не знал его и действительно ничем, кроме вооруженного бандитизма, не занимался.
    Какая неприкрытая лесть.
    И да-восточный фронт спас Троцкий, а не фрунзе,о че у автора ни слова.
    венгры, как правило, воевали за красных – свыше 60 тысяч человек! И обе стороны отмечают исключительную стойкость и надежность красных венгерских частей.
    Ничего удивительного-эти русофобы продолжили начатое ПМВ , воюя, все также, против России. Зверства этих иностранных наемников, как и наемников-прибалтийских садистов, что в ГВ, что в ВОВ против русских людей-неисчислимы.

    ,
    на Польский фронт была направлена 25-ая (Чапаевская) дивизия
    Автор тактично не указывает его командира-Кутякова, оказавшгося германским шпионом и расстрелянным в 1938, а также членом ЦИК СССР .

    Фрунзе был прекрасным организатором, но военными делами занимались...
    профессионалы.

    Кстати, будучи молодым гражданином России, во время нападения германии на нее, не только не пошел на фронт, но и вел предательскую борьбу против своей Родины
    1. +4
      20 января 2026 14:31
      как и наемников-прибалтийских
      - а с чего это граждане страны - наемники? Прибалтика входила до революции в РИ, если вы забыли. Так в "наемники" можно половину воюющих в гражданскую записать (с обеих сторон).
      1. -2
        20 января 2026 14:52
        Цитата: shikin
        Прибалтика входила до революции в РИ, если вы забыли.

        СНК признал независимость прибалтова еще в 1918г
        1. +3
          20 января 2026 14:55
          Ну и что? Вы Рокоссовского тоже в наемники запишете? И многих других (кроме прибалтов) поляков, финнов.
          И того же Вацетиса.
          1. +1
            21 января 2026 14:09
            Цитата: shikin
            Ну и что? Вы Рокоссовского тоже в наемники запишете?

            Рокоссовский был ГРАЖДАНИНОМ Польши в 1918 ? Нет

            А латыши-граждане независимой Латвии и даже воевали там за сов власть, когда получили по рогам-подались наемничать в Россию.
            1. 0
              21 января 2026 15:46
              И в Финляндии тоже была борьба за советскую власть, в которой царский генерал Маннергейм не церемонился, и те финны - тоже "наемники"? А может, и испанцев после победы Франко во главе с Долорес Ибаррури в наемники запишете? И ее сына тоже, лейтенанта Красной армии в ВОВ?
              И эти латыши - "наемники" - они что, обратно в Латвию подались, или стали гражданами РФ?
              1. -1
                21 января 2026 16:43
                И эти латыши - "наемники" - они что, обратно в Латвию подались

                Очень многие.
                Цитата: shikin
                стали гражданами РФ

                До РФ они, слава богу, не дожили)))
                1. -1
                  21 января 2026 18:43
                  Я просто сократил РСФСР, суть от этого не меняется. Ушли две буквы С. и далеко не все этому рады.
                  1. +1
                    21 января 2026 18:51
                    Цитата: shikin
                    Я просто сократил РСФСР, суть от этого не меняется.

                    Меняется и очень сильно. Нынешняя РФ не советская и не социалистическая.
                    И повторюсь,
                    Цитата: Старший матрос
                    большая часть доживших до того времени латышских стрелков не пожелала жить в Советской России (за которую они так упорно воевали), а предпочли вернуться в Буржуазную Латвию, где недурно устроились. Некоторые даже служили военачальниками в национальной армии (Мангул, Грегор, Аузан и еще кое-кто).
                    1. 0
                      21 января 2026 18:58
                      Возможно. Но немало и осталось.
                      И в гражданскую войну все они точно не были гражданами Латвии.
                      А то, что не изменилась суть РФ - я имел в виду Россию и федерацию. А то, что не советская и не социалистическая - это да потеря этих букв сильно изменила внутреннюю суть страны.
            2. +2
              21 января 2026 15:55
              Кроме того, "8 февраля 1918 года началось наступление германских войск. Остававшиеся на неоккупированной части территории Латвии несколько полков латышских стрелков стали спешно отходить в центральные и северо-западные районы Советской России (уже 22 февраля последний латышский полк покинул территорию Латвии)".
              И о "провозглашении независимости" Латвии: "В условиях фактической оккупации немецкими войсками, 17 ноября 1918 года Латышский временный национальный совет и Демократический блок согласились на совместное формирование временного парламента".
              Так что латышские стрелки гражданами буржуазной Латвии никогда не были.
      2. 0
        20 января 2026 15:18
        Цитата: shikin
        а с чего это граждане страны - наемники?

        Я так понимаю, Ольгович намекает, что после заключения Рижского договора, большая часть доживших до того времени латышских стрелков не пожелала жить в Советской России (за которую они так упорно воевали), а предпочли вернуться в Буржуазную Латвию, где недурно устроились. Некоторые даже служили военачальниками в национальной армии (Мангул, Грегор, Аузан и еще кое-кто).
        Цитата: shikin
        Так в "наемники" можно половину воюющих в гражданскую записать

        Нужно!
        1. +2
          21 января 2026 14:21
          Цитата: Старший матрос
          Я так понимаю, Ольгович намекает, что после заключения Рижского договора, большая часть доживших до того времени латышских стрелков не пожелала жить в Советской России (за которую они так упорно воевали), а предпочли вернуться в Буржуазную Латвию, где недурно устроились

          на подъезде к Латвии красные знамена, банты и пр были выброшены в канавы и заменены на национальные. Люди за деньги воевали. И русских ненавидели да.

          Но оин и официально были гражданами Латвии-декретом СНК 1918 г Латвия признана независимой
          Цитата: Старший матрос
          Некоторые даже служили военачальниками в национальной армии

          и в СС.

          Некоторые стали обладателями орденов Красного знамени и нацистского Железного Креста.

          Главный прокурор нацистской германии-тоже из красных стрелков в России
          Цитата: Старший матрос
          Нужно!

          на пункте записи в РККА мужика спрашивают:
          -за какие идеалы сов власти идете в армию?

          -Дык, за 15 рублев в день

          так и шли-китайцы, эстонцы и пр-жрать-то нечго было.
  7. +1
    19 января 2026 10:01
    Отметим, кстати, что во время гражданской войны чехи и словаки, за редким исключением, вроде Ярослава Гашека, оказались на стороне белых, а венгры, как правило, воевали за красных – свыше 60 тысяч человек! И обе стороны отмечают исключительную стойкость и надежность красных венгерских частей.

    Самой боеспособной частью 25-й Чапаевской дивизии был интернациональный (из венгерских плененных в ПМВ гусар) кавалерийский полк имени Винермана, их первого командира. Гусарские сабли всегда побеждали казачьи шашки в конной рубке.
    1. Ash
      +1
      21 января 2026 14:19
      Вот только посмотрел фильм 67го года "Звёзды и Солдаты". Венгерский режиссёр, наши с Мосфильма. Наиболее запоминающиеся личности в исполнении М.Казакова и С.Никоненко, молодая Алентова под другой фамилией. Даже наш вседержавнейший (Мрако)бес(огон) там по титрам отметился, но только в фильме так его и не рассмотрел. Но весьма поучительно.
      1. 0
        21 января 2026 16:47
        Цитата: Ash
        но только в фильме так его и не рассмотрел.

        Молодой ишо был, усы толком не отрастил)))
  8. +4
    19 января 2026 10:47
    В марте-апреле 1919 года Фрунзе пришлось отвлечься на подавление масштабных крестьянских волнений в Самарской и Симбирской губерниях, которые известны также как Чапанная война. А ведь как раз в это время с востока наступали армии Колчака. Число восставших крестьян было велико, однако их отряды были быстро и легко разбиты, и уже в конце апреля войска Фрунзе перешли в наступление на Колчака, нанеся ему ряд поражений, так что очень скоро армии бывшего адмирала могли только обороняться.

    История Чапанного восстания могла бы быть более широко раскрыта автором, в плане решений Фрунзе по его подавлению, это действительно очень большое восстание крестьян того времени против реализуемой большевиками политики. Извращение непосредственными исполнителями самой идеи запустило механизм восстания, грубые ошибки оценки ситуации и пропагандисткой работы усилили скорость и радикализацию восставших, хотя реальный шанс спустить накал недовольства на тормозах был.
    Политическая необходимость в подавлении любого восстания очевидна, и оно должно было подавлено, иначе власть не удержать.
    А вот форма подавления и последовавшие после подавления репрессии, носившие карательную форму и методы - не красят Фрунзе в том числе.

    Быстрый взлет военноначальников для гражданской войны - явление практически закономерное во всех странах, где такая война идет. Но реальные военные таланты, новые формы и тактика вооруженной борьбы и новые вопросы оперативного искусства у Фрунзе не отмечались, хотя успехов на фронте он достигал. Отделить его работу от работы военспецов, все время сопровождавших его весь военный период - было бы интересно почитать в изложении автора.
    Сама статья, ввиду большого объема исторических событий, интересна, фигура Фрунзе противоречива и своеобразна, хотя кажется, что уже о нем известно всё. Возможно, автор вернется к полководцу гражданской войны ещё раз, в статье о более узкой операции, где можно будет увидеть его с разных сторон, в частности - в подавлении Чапанного восстания.
    1. +5
      19 января 2026 11:21
      Цитата: Василий_Островский
      А вот форма подавления и последовавшие после подавления репрессии, носившие карательную форму и методы - не красят Фрунзе в том числе.

      Красят, не красят...это не в ромашку играть, это гражданская война и...голод. Когда крестьянам отдали за бесплатно землю и воевали за это, некоторые из новоявленных землевладельцев решили не то, что отблагодарить новую власть за землю и поделиться урожаем с армией, воюющей за их благополучие и голодающим населением в городах, они стали уничтожать продотряды, причем со зверской жестокостью ...за что эти хуторяне и получили свое...ты мне дай, а я тебе фиг, слишком хитропопые стали. Такие хитрованы были, что потом скотину резали и зерно зарывали когда колхозы организовывали и сами себя наказали голодомором...хитрованы хуторские
      1. +1
        19 января 2026 11:30
        Цитата: Konnick
        Красят, не красят...это не в ромашку играть, это гражданская война и...голод.

        Самую трудную работу можно делать, оставаясь человеком. Триггером для восстания стала не политика власти, а её реализация зарвавшимися конкретными комиссарами, чекистами и продотрядовцами, список их известен. Грабёж, пьяные избиения крестьян, бездумное насилие и вседозволенность есть причина, и власть это подтвердила.

        Цитата: Konnick
        Когда крестьянам отдали за бесплатно землю и воевали за это, некоторые из новоявленных землевладельцев решили не то, что отблагодарить новую власть за землю и поделиться урожаем с армией, воюющей за их благополучие и голодающим населением в городах, они стали уничтожать продотряды, причем со зверской жестокостью

        Это совсем не соответствует действительности. Земля у общины уже была своя, никтоничего крестьянам не дал... И красную армию поддерживали, и советскую власть поддерживали...
        Очень примитивный взгляд на историю, к сожалению - да мы за них воевали.... Крестьянство в России было ресурсом для пролетариата, для городов и промышленности. Получили так, что до 60-х годов паспорта не выдавали, что бы из деревни не разбегались...
        1. -2
          19 января 2026 11:42
          Цитата: Василий_Островский
          Это совсем не соответствует действительности. Земля у общины уже была своя, никтоничего крестьянам не дал...

          Это что-то новое...а как же помещичьи земли? Похоже ваши предки из голодоморцев...
          1. +2
            19 января 2026 12:10
            Цитата: Konnick
            Похоже ваши предки из голодоморцев..

            Моих предков не стоит трогать, личные выпады не делают Вам чести
            Кричали про земли много, лозунги были красивые... И где та земля? Про коллективизацию можно напомнить, про батраков в советское время тоже - аж до 32-34 годов батрачество продержалось.
            Царские помещики ушли - пришли "красные", тоже распределили земли под себя под вывеской "за власть советов" и "за большевиков". Идеологическая окраска была массово использована проходимцами
            1. -2
              19 января 2026 14:09
              Царские помещики ушли - пришли "красные", тоже распределили земли под себя под вывеской "за власть советов" и "за большевиков"

              И назовите по именам фамилиям,главных красных большевиков-помещиков.
              1. +5
                19 января 2026 14:35
                можете выбрать сами из списка выдающихся большевиков, можно с Троцкого начать и до сельского старосты - партийца... бунты-то не просто так шли по стране, основной инициатор - ставленик новой власти, возомнивший себя царем в пределах своей деревни или волости
                1. -2
                  19 января 2026 15:46
                  Сколько га земли лично принадлежало Троцкому,Дзержинскому и т.д. И какими документами подтверждается..
            2. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
        2. +4
          19 января 2026 16:19
          до 60-х годов паспорта крестьянам не выдавали

          Истины ради , Василий, выдавали. - тем кто работал в совхозах. Правда и здесь был интересный нюанс - в паспортах 1954 года ивановских родителей мамы, проживающих в дер .Пещеры и работающих на совхозной прядильно - ткацкой фабрике в с Ломы, в паспортной графе соц. положение стояло - "крестьянин единоличник." А вот колхозники станичные родственники отца паспортов не имели, поэтому, несмотря на их "отпускные" колхозные справки на родительской свадьбе они присутствовали фактически " полунелегально".
          1. +4
            19 января 2026 16:46
            Мать переехала из деревни в г. Иваново, после 7 класса, на учебу в фармацевтический техникум, в таком возрасте никого не задерживали. Основным документом было свидетельство о рождении. В нем делались отметки о прописке. Паспорт получала уже в городе.
            Еще одним способом для деревенских девушек получить паспорт . был - выход замуж за городского. Для мужчин, кроме поступления на учебу, другим действенным способом сбежать из деревни была Советская армия. Одни, как отец поступали в военные училища, другие - после дембеля массово устраивались на стройки, заводы, в милицию, шли на сверхсрочную службу. В деревнях оставались обычно менее амбициозные жители, и сельское население все равно постепенно сокращалось.
          2. +5
            19 января 2026 17:44
            Цитата: Ричард
            Истины ради , Василий, выдавали. - тем кто работал в совхозах.

            Истины ради, коллега, колхоз и совхоз - суть разный тип собственности и хозяйствования. Совхоз - практически с/х фабрика, рабочие совхоза (вспомните, ведь их не называли "совхозниками" а "рабочими") были уже не крестьяне. Да Вы сами в своем комменте разницу описываете на личном примере )))
            1. +6
              19 января 2026 18:00
              рабочие совхоза были уже не крестьяне
              .
              Вот в том то и необъяснимый оксюморон тех времен- фактически уже не крестьяне , а рабочие. А де-юро: крестьяне- единоличники. Могу предположить, что подобное было вызвано исключительно отметкой о прописке
              1. +1
                19 января 2026 18:15
                Как Вы помните, постепенное (или не очень) замещение колхозов совхозами накрылось медным тазом по совсем понятным причинам. Колхозы не захотели преобразовываться, а ломать такое количество населения уже в спокойные времена, после завершения эпохи жестких лидеров, никто из вождей не хотел рисковать, иначе перспектива повторения голода или попадания в полную зависимость от импорта была бы реальной.
                Производительность труда в с/х была очень низкой весь период жизни СССР и отставала от мировых лидеров от 3 до 8 раз...
                Последнее время много читаю архивов за 20-30 годы и до 60-х на ДВ, там картина в с/х такая... не грустная, а просто ужасающая, никогда не думал, что так могло быть...
                1. +3
                  20 января 2026 10:18
                  Не знаю, во многих регионах производственные показатели совхозов были лучше, чем у колхозов, особенно до массового преобразования колхозов в совхозы при Хрущёве. В общем и целом у работников совхозов в большинстве случаев уровень жизни был повыше по сравнению с колхозниками. Были регионы с преобладанием совхозов. Например, Тува, где было всего несколько колхозов. Кстати, в Ленинградской области с 60-х годов тоже преобладали совхозы, особенно вблизи Ленинграда.
                  " Постепенное (или не очень) замещение колхозов совхозами накрылось медным тазом" . Да я бы так не сказал. При Хрущёве значительная часть колхозов была преобразована в совхозы. И нередко преобразовывались отстающие колхозы.
              2. +4
                19 января 2026 20:09
                А вот селяне, работавшие на железной дороге или МТС в четвертой графе "соц. положение" своих паспортов обр. 1953 года, имели уже иную графу- "служащие". В отличии от колхозников и работающих в совхозах, селянам, работающим в МТС и линейной жд полагались служебные наделы пахотной земли и до 1 гектара сенокоса на семью. Служебные наделы предоставлялись только на время трудовых отношений, фактически привязывая получивших их к месту работы.
          3. +4
            20 января 2026 10:10
            Изначально были и другие исключения. Паспорта выдавались всем проживавшим в стокилометровой приграничной зоне, в пригородной зоне крупнейших городов типа Москвы, Киева, Ленинграда, Харькова. В трех республиках Прибалтики все сельские жители тоже имели паспорта.
            1. +4
              20 января 2026 13:52
              Спасибо, Сергей, о таком не знал. Замечательное уточнение!
      2. +7
        19 января 2026 14:03
        Цитата: Konnick
        Цитата: Василий_Островский
        А вот форма подавления и последовавшие после подавления репрессии, носившие карательную форму и методы - не красят Фрунзе в том числе.

        Красят, не красят...это не в ромашку играть, это гражданская война и...голод. Когда крестьянам отдали за бесплатно землю и воевали за это, некоторые из новоявленных землевладельцев решили не то, что отблагодарить новую власть за землю и поделиться урожаем с армией
        а на что крестьянин жить должен?или вы думаете что у него там гектары земли?
        1. +1
          19 января 2026 17:48
          Цитата: Panin (michman)
          а на что крестьянин жить должен?или вы думаете что у него там гектары земли?

          По мнению апологетов большевизма крестьянин должен просто помереть ради светлого будущего, которого он не увидит и до которого не допущен
          1. +3
            19 января 2026 18:42
            Цитата: Василий_Островский
            Цитата: Panin (michman)
            а на что крестьянин жить должен?или вы думаете что у него там гектары земли?

            По мнению апологетов большевизма крестьянин должен просто помереть ради светлого будущего, которого он не увидит и до которого не допущен

            Кстати,а куда девали вашу статью "Рукописи не горят"?
            1. +4
              19 января 2026 18:46
              Цитата: Panin (michman)
              Кстати,а куда девали вашу статью "Рукописи не горят"?

              Редакция удалила как спорный материал. Решения редакции критике не подлежат, таковы правила.
          2. -5
            20 января 2026 10:56
            а по мнению апологетов капитализма/антибольшевизма, что должен делать крестьянин ради светлого будущего?
  9. +5
    19 января 2026 10:58
    Отметим, кстати, что во время гражданской войны чехи и словаки, за редким исключением, вроде Ярослава Гашека, оказались на стороне белых, а венгры, как правило, воевали за красных – свыше 60 тысяч человек!

    Представляется, что такой вывод несколько поспешный. Например, на Дальнем Востоке чехословацких подразделений, перешедших на сторону красных, было немало.
    Оценка стойкости венгров и чехов мне представляется соответствующей реальному положению дел, как правило, они шли до конца. Одной из причин, вероятно, была то, что они не были гражданами РИ и относились к войне как ремеслу, плюс - идея, то есть несколько отстраненно, личный компонент ненависти отсутствовал или был сильно снижен.
  10. -1
    19 января 2026 11:19
    «Тут все в одном месте скучено: заветы прошлого, и яд настоящего, и загадки будущего».
    Салтыков-Щедрин М.Е. Вяленая вобла.
    Лучше писателя о статье не скажешь
    О том же Лбищенском рейде масса статей в интернете. Кому интересно тот прочтет! А кому нет - будет штудировать Краткий курс ВКП(б).😋
  11. +5
    19 января 2026 11:54
    Летом 1918 года Фрунзе был назначен военным Иваново-Вознесенской губернии, а затем – всего Ярославского военного округа.
    военным комиссаром - автор важное слово пропустил.
    Комиссар в армии Страны Советов обычно являлся большевиком, состоящим при каком-то военном специалисте, состоящим на командной должности - бывшем офицером РИА. И следящим чтобы бывший не вредил и не саботировал. А заодно защищал его от нападок особо ретивых красных командиров-партизан или быв. унтеров.
    Фрунзе состоял комиссаром при командующим Ярославским ВО Ф.Ф. Новицком, быв. генерале РИА, окончившем Павловское военное училище, а затем Николаевскую академию Генерального штаба и к тому моменту имевшему большой опыт штабной и полевой работы.
    Затем Фрунзе после своего назначения на Уральский фронт взял Новицкого с собой в качестве ближайшего помощника - начальника штаба. И когда Фрунзе назначили командующим Туркестанским фронтом, Новицкий опять стал у него начальником штаба.
    1. +2
      19 января 2026 12:08
      Да, точно, слово "комиссар" пропушено, вставим. Спасибо.
  12. 0
    19 января 2026 13:32
    Автор снова увлёкся компилированием текстов советской историографии, рассказал много не относящегося к непосредственной деятельности Фрунзе, и не предпринял даже робкой попытки сделать хотя бы простейший анализ. В результате (на мой взгляд) статья получилась скучной, а главное – она не дает ключ к ответу на вопрос: как не служившему до своего назначения на фронт ни одного дня в армии Фрунзе удалось сделать такую успешную военную карьеру?

    Когда правительство РСФСР утвердилось в необходимости формирования регулярной армии, возникла определенная трудность. Армия должна быть классовой, т.е. состоять из рабочих и крестьян. Но Ленин прекрасно понимал, что управлять любой армией должны военные профессионалы. А ими являлись быв. офицеры РИА – классово чуждые элементы. Тогда было принято вынужденное решение: на первых порах используем бывших, но приставляем к ним проверенных большевиков – комиссаров, чтобы те бдительно следили за преданностью бывших - позволяли им саботировать или вредить.
    Военная карьера Фрунзе началась именно так – он был партийный выдвиженец и изначально «комиссарил» при командующем Ярославским ВО Ф.Ф. Новицком.
    Но затем происходит не совсем ординарное событие: партия посылает Фрунзе на Уральский фронт, причем ставит не комиссаром при каком-то командире из бывших, а назначает командиром, причем высокого ранга – командармом. А ведь в тот момент Фрунзе в военном деле был нулевым.
    Так в чем же заключался залог успеха побед вверенных ему войск буквально с первых месяцев войны и его стремительной военной карьеры впоследующем?

    Можно предположить, что еще будучи комиссаром в Ярославском ВО, Фрунзе сблизился с его командующим быв. генералом РИА Ф.Ф. Новицким, еще в 1895 г. окончившим академию Генерального штаба и имевшим обширный военный опыт. И между этими двумя совершенно разными людьми возникло доверие или даже взаимная симпатия. И получив назначение на фронт, Фрунзе «потащил» за собой Новицкого, который стал его личным «мозгом армии».
    Новицкий, будучи НШ, разрабатывал планы наступательных операций и подсказывал Фрунзе как их лучше всего реализовать. А Фрунзе воплощал эти планы в жизнь – следил за тем, чтобы подчиненные ему командиры четко исполняли полученные приказы. И держал железной хваткой всех этих рожденных гражданской войной сумасбродных бонопартов-чапаевых. А также Фрунзе, являясь известным большевиком, имел прямой выход на Троцкого и даже на Ленина. Что, несомненно, помогало ему обеспечивать своевременное пополнение вверенных ему войск оружием, боеприпасами и боевым составом.
    В результате возник этакий успешный тандем Фрунзе-Новицкий.
    Ну и естественно Новицкий стал для Фрунзе первым преподавателем военного дела. Вне всякого сомнения, Михаил Васильевич был способным учеником, и к концу войны уже сам являлся военным специалистом. И, по всей видимости, пришел к убеждению, что военное дело это его призвание, а не временная обуза.
    Опять же нельзя забывать, что одно время прямым, а затем и непосредственным начальником у Фрунзе, был другой выпускник Николаевской академии Генерального штаба С.С. Каменев, который видимо тоже принял участие в формировании будущего известного советского военачальника М.В. Фрунзе.

    После окончания Гражданской войны участие в ней военспецов и их существенный вклад в успех сражений стал постепенно замалчиваться, и в итоге их фамилии остались для народных масс неизвестными. Ну и еще многих военспецов в 37-38 «зачистили» вместе с многими героями Гражданской, оказавшимися иностранными шпионами.
    И в советской историографии героями Гражданской войны стали исключительно коммунисты, причем самыми известными те, кому не удалось дожить до 1937 г.
    Исключением составили лишь Буденный, Тимошенко и Ворошилов. Но это уже другая тема
    1. -1
      19 января 2026 14:19
      Так выходит, М.В.Фрунзе,самообразованием не занимался? Просто был,самородком. smile
      1. -2
        19 января 2026 15:14
        Так выходит, М.В.Фрунзе,самообразованием не занимался? Просто был,самородком.
        у кого выходит?
    2. +3
      19 января 2026 14:31
      Во многом правы, но способности у Фрунзе, безусловно, были выдающиеся. А ведь не у всех краскомов они были, много так и остались на уровне фельдфебеля в лучшем случае...
      Даже такие фигуры как Буденый - ну не образец военной мысли, совсем
      1. -2
        20 января 2026 11:03
        "Буденый - ну не образец военной мысли, совсем", и далее что из этого? На минуточку, этот, как вы пишите "не образец" - ПОЛНЫЙ кавалер Георгиевского креста, организатор создания Первой Конной армии, и неплохо так отлупил "настоящих" военных типа Деникина и прочих. Чего вам ещё надо?!
      2. +1
        22 января 2026 04:19
        Цитата: Василий_Островский
        Даже такие фигуры как Буденый - ну не образец военной мысли, совсем

        Немцы, похоже, считали иначе. lol
  13. +2
    19 января 2026 15:06
    Спасибо за статью. Для меня стали откровением обстоятельства гибели Чапаева - как-то с детства по фильму считал, что атакован он был в какой-то деревеньке, на передовой, потому и так внезапно.
    Позволю себе немного пофантазировать:
    В марте-апреле 1919 года Фрунзе пришлось отвлечься на подавление масштабных крестьянских волнений в Самарской и Симбирской губерниях, которые известны также как Чапанная война. А ведь как раз в это время с востока наступали армии Колчака. Число восставших крестьян было велико, однако их отряды были быстро и легко разбиты, и уже в конце апреля войска Фрунзе перешли в наступление на Колчака, нанеся ему ряд поражений

    Не послужил ли разгром крестьянских восстаний подпитывающим фактором для частей героя статьи ? Ведь не раз отмечалось, что при взятии в плен многие пленные были мобилизованы в РККА. Их ведь не надо было по хатам собирать - вот они, готовые, уже обстрелянные. М.б. именно поэтому:
    По просьбе Фрунзе Ивановский губисполком направил в его распоряжение большую группу большевиков и беспартийных ткачей, из которых был сформирован отдельный 220-ый полк

    Возможно, такой ход был продиктован необходимостью иметь под рукой надёжную часть, которая точно не переметнётся к врагу, и не разбежится.
  14. 0
    19 января 2026 15:40
    От Барнаула и Новониколаевска (Новосибирска) на восток двинулись от 100 тысяч до 150 тысяч белогвардейцев – их били все подряд:
    И мои прадеды. good
  15. -1
    19 января 2026 15:51
    гражданина Николая Романова (бывшего императора Николая II)
    Самого главного предателя России!!!
  16. +1
    19 января 2026 16:01
    Белым удалось собрать ударную конную группу численностью от тысячи двухсот до двух тысяч человек, командовать ими был назначен полковник Тимофей Сладков. В этом отряде находился и начальник его штаба Николай Бородин
    Во время атаки на Лбищенск Бородин был командиром 6-й кавдивизии белых, а Сладков 2-й. Т.е. противник атаковал гарнизон города силами двух кавдивизий одновременно с нескольких сторон.
    По одной версии Чапаев был ранен в руку, по другой еще и тяжело ранен в живот.
    Основной причиной разгрома явилась преступная беспечность - не был выставлено боевого охранения и должного количества застав. О необходимости этих мер Фрунзе неоднократно предупреждал в своих приказах
    1. +3
      19 января 2026 18:45
      Цитата: Marrr
      Белым удалось собрать ударную конную группу численностью от тысячи двухсот до двух тысяч человек, командовать ими был назначен полковник Тимофей Сладков. В этом отряде находился и начальник его штаба Николай Бородин
      Во время атаки на Лбищенск Бородин был командиром 6-й кавдивизии белых, а Сладков 2-й. Т.е. противник атаковал гарнизон города силами двух кавдивизий одновременно с нескольких сторон.
      По одной версии Чапаев был ранен в руку, по другой еще и тяжело ранен в живот.
      Основной причиной разгрома явилась преступная беспечность - не был выставлено боевого охранения и должного количества застав. О необходимости этих мер Фрунзе неоднократно предупреждал в своих приказах

      Думаю,заставы против двух кавдивизий вряд ли помогли бы.Основная причина-отдаленность штаба от своей дивизии.
      1. +5
        19 января 2026 19:01
        Заставы помогли бы выявить наступление противника заблаговременно, что дало бы возможность быстро вывести штаб дивизии из Лбищенска и как итог вывести из-под удара и сохранить его состав вместе с Чапаевым.
        Во время Гражданской с ее непредсказуемостью и отсутствием стабильных линий боевого соприкосновения штабам всех армий часто приходилось спасаться бегством, или точнее на лошадях.
        Кстати это было и на 1-й Мировой, Шапошников в своих мемуарах описывал как в его бытность всех будущих офицеров независимо от родов войск в обязательном порядке обучали верховой езде именно для таких случаев
  17. +4
    19 января 2026 16:44
    Отметим, кстати, что во время гражданской войны чехи и словаки, за редким исключением, вроде Ярослава Гашека, оказались на стороне белых, а венгры, как правило, воевали за красных

    Интересный момент. Вообще на мой взгляд участие "иностранных специалистов" в Гражданской еще ждет своего исследователя.
    Мне же довелось побывать в музее революции в Свияжске, там сохранились письма и воспоминания и белых и красных - очень интересное чтиво. Жаль только, что отражает одну из самых трагических страниц в нашей истории.
    1. +5
      19 января 2026 19:16
      Есть такая книга, но довольно редкая: Мюллер, Арманд Абрамович. В племени революции (1917-1920 гг.) : воспоминания командира интерн. отряда Красной гвардии. Автора я в детстве знал, и он рассказывал о парадоксе, когда в Предбайкалье и Забайкалье воевали австро-венгры с бело-чехами.
      1. +3
        19 января 2026 19:55
        Конечно "В пламени ..."
  18. +2
    19 января 2026 18:00
    Да, про крымский триумф не забудьте поподробнее. Особенно, как через несколько дней после освобождения Крыма (по-моему, и недели не прошло), предал вчерашних союзников-махновцев Семена Каретникова, выдвинул им неприемлемый ультиматум, окружил и перебил большую часть корпуса.
    1. +1
      19 января 2026 18:18
      Будут две статьи: первая - об освобождении полуострова, вторая - о том, что происходило после Врангелевской эвакуации.
  19. +2
    19 января 2026 18:25
    Фрунзе не простили его договора с врангелевсеими офицерами, сотрудничество с Махно и самое главное его позицию- что всех участников гражданской войны надо простить и строить совместную жизнь, как с революционными классами, так и со сверженными классами, как с единым народом, находя разумные компромиссы.
    1. +5
      19 января 2026 19:05
      Фрунзе не простили
      Кто именно не простил и в каком документе это отражено? belay

      Обожаю этот сайт - в комментах непременно узнаешь что-то новое и доселе неизвестное исторической науке laughing
    2. 0
      19 января 2026 19:07
      Не простили и что сделали?сожрали как младенца,кто там их ел..
    3. -3
      20 января 2026 11:06
      Неужели? Большевики так-то под честное слово отпускали своих противников, да ещё и на службу брали...
    4. 0
      9 февраля 2026 08:42
      Насчет простить всех, позволю себе посомневаться. В письмах Троцкому он подчеркивал проблему Махно и его крестьянского движения "Я решительно заявил, что сейчас самое подходящее время разоружить его армию. Махно прекратил борьбу с Советской властью, но временно. Мы его вынудили к этому. И чуть изменятся обстоятельства - он снова начнет вредить нам" и "... приказываю: 1) Войскам фронта считать Махно и все его отряд врагами Советской республики и Революции.

      2) Командирам все частей Красной Армии, имеющих соприкосновение с махновскими отрядами, таковые разоружать, оказывающих сопротивление - уничтожить. 3) Всю территорию УССР в кратчайший срок очистить от бандитских шаек и тем обеспечить возможность мирного строительства".
  20. BAI
    +1
    19 января 2026 21:22
    Английские танки, брошенные Деникиным в Новороссийске

    Весьма похожи на Луганские (точнее - наоборот)
  21. +3
    19 января 2026 21:56
    Фрунзе и Троцкий на параде в Самаре, 1919 г.

    У Кафедрального Собора,на Соборной Площади с 1853 года, (Коммунальная площадь (с 1924 до 1935).
    1. +2
      19 января 2026 21:58
      Ныне площадь Куйбышева..
  22. -2
    20 января 2026 14:05
    венгры, как правило, воевали за красных – свыше 60 тысяч человек

    Сталин дает совсем другие цифры: из “Краткого курса истории ВКП(б)
    ”: венгров — 150.000, поляков — от 60 до 80 тысяч, китайцев — 40.000, болгар — 25.000, чехов — 6.000
    в мае 1918 г красная армия состояла, в соновном, из наемных иностранных интервентов.

    Добровольный призыв в РККА полностью провалился и пришлось принудительго, с расстрлами и заложниками, загонять туда..
    1. +1
      20 января 2026 17:11
      Сталин дает совсем другие цифры: из “Краткого курса истории ВКП(б)
      ”: венгров — 150.000, поляков — от 60 до 80 тысяч, китайцев — 40.000, болгар — 25.000, чехов — 6.000
      в интернете вычитали? :
      1. +1
        21 января 2026 15:01
        Цитата: Marrr
        в интернете вычитали?

        еще раз:и
        з “Краткого курса истории ВКП(б)
        1. +3
          21 января 2026 16:13
          Цитата: Ольгович
          Цитата: Marrr
          в интернете вычитали?

          еще раз:и
          з “Краткого курса истории ВКП(б)
          Не будете так любезны подсказать в каком именно разделе и главе Краткого курса истории ВКП(б) содержатся приведенные вами цифровые данные
          венгров — 150.000, поляков — от 60 до 80 тысяч, китайцев — 40.000, болгар — 25.000, чехов — 6.000
          ????????
          Просмотрел названный вами документ по ссылке https://pbd.su/wp-content/uploads/Краткий-курс-истории-ВКПб.pdf?ysclid=mkmnzhalkh575160858 и таких данных не обнаружил.
          Где я их смогу увидеть?
          1. vet
            -3
            21 января 2026 17:48
            В воспаленном воображении Ольговича. Там вообще много чего есть из альтернативной истрии.
          2. +2
            21 января 2026 19:12
            Цитата: Marrr
            Где я их смогу увидеть?

            Энциклопедия "Гражданская война и военная интервенция в СССР" 1983 г.:
            Всего за годы Гражд. войны созд. св. 370 интернац. отрядов, рот, батальонов, легионов, полков, бригад и дивизий. В них, а также в др. частях и подразделениях Кр. Армии в разное время служили примерно 250-300 тыс. зарубежных интернационалистов.
            1. +2
              22 января 2026 13:06
              Спасибо за ссылку.
              Напомнила мне мою молодость, когда я будучи опером первый раз заступил дежурным от отдела в составе опергруппы РУВД. И на следующий день я должен был отправить в управление сведения о работе отдела (около 30 чел.) за сутки. И там было несколько позиций, сведения по которым можно было собрать в лучшем случае к исходу рабочего дня. А сведения требовалось дать еще до его начала.
              Зашел я к начальнику и тот дал гениальный совет, которым я потом пользовался неоднократно:
              "Лепи фонарь, голько чтобы не слишком ярко горел. Твои сведения все равно никто проверять не станет".

              Полагаю что тут такой же случай: историку поставили заведомо невыполнимую задачу, ну он и слепил фонарь - дал чисто гипотетические цифры руководствуясь своим внутренним убеждением, причем сделал хитрую оговорку "за годы Гражд. войны", т.е. сведения о численности даны с нарастающим итогом за весь период.
              Попробуй перепроверь laughing

              Предполагаю, что впоследствии эти данные неоднократно использовали другие историки в своих научных работах как несомненный исторический факт. И делали на основе этого "факта" какие-то глобальные выводы.
              Вот так и работала советская историография.
              А потом в 21 веке стали друг за другом выскакивать исторические сюрпризы типа 28 панфиловцев, грандиозного танкового сражения под Прохоровкой и тд.
              1. +1
                22 января 2026 13:58
                Цитата: Marrr
                "Лепи фонарь, голько чтобы не слишком ярко горел. Твои сведения все равно никто проверять не станет".

                Хорошо сказано good
    2. +1
      20 января 2026 18:05
      Цитата: Ольгович
      в мае 1918 г красная армия состояла, в соновном, из наемных иностранных интервентов.

      Очень спорный тезис.
      Число иностранцев в рядах РККА (в широком смысле, поскольку сюда нужно отнести и нерегулярные этнические части и подразделения, а структура РККА еще не устаканилась к тому времени - маю 1918) редко превышало 250 тысяч человек, в разные периоды очень сильно колебалось.

      Цитата: Ольгович
      Добровольный призыв в РККА полностью провалился и пришлось принудительго, с расстрлами и заложниками, загонять туда..

      Этот тезис тоже слишком категоричный. В целом РККА формировалась на добровольной основе, за счет возвращавшихся частей из ПМВ, сагитированных большевиками, рабочими и крестьянами, среди которых было много колеблющихся и разбегавшихся при подходе к своим деревням и селам, но РККА постоянно пополнялось.
      При этом роль принуждения в комплектовании РККА не малая, но это уж все стороны делали, в силу необходимости... Нельзя не признать, что роль агитации в войсках большевики понимали и проводили значительно лучше белых, за счет чего дезертиров было разы меньше, чем у белых. Но численность самой РККА была большой, и 250 тысяч иностранцев, конечно, не были решающими для достижения победы в ГВ.
      1. +1
        20 января 2026 18:48
        Цитата: Василий_Островский
        Нельзя не признать, что роль агитации в войсках большевики понимали и проводили значительно лучше белых, за счет чего дезертиров было разы меньше, чем у белых.


        Агитация конечно работала, но ... Большевики одно обещали, монархисты другое, эсеры третье ... а основная масса солдат то была не партийная. Поэтому и переходили то от белых к красным, то от красных к белым целыми полками.
        1. +1
          20 января 2026 18:55
          Цитата: kromer
          а основная масса солдат то была не партийная.

          Именно поэтому они присматривались не только к лозунгам, но и кто побеждает, люди не дураки, хоть и без образования, но понимали, что плетью обуха не перешибешь
          1. +1
            20 января 2026 19:07
            Цитата: Василий_Островский
            они присматривались не только к лозунгам, но и кто побеждает,


            Это да. Ситуация на фронте работала лучше агитации.
      2. +1
        21 января 2026 15:07
        Цитата: Василий_Островский
        Очень спорный тезис.
        Число иностранцев в рядах РККА (в широком смысле, поскольку сюда нужно отнести и нерегулярные этнические части и подразделения, а структура РККА еще не устаканилась к тому времени - маю 1918) редко превышало 250 тысяч человек, в разные периоды очень сильно колебалось.

        от 600 тыс до миллиона-до трети РККА.
        Цитата: Василий_Островский
        Этот тезис тоже слишком категоричный. В целом РККА формировалась на добровольной основе, за счет возвращавшихся частей из ПМВ

        нет, воевать-то как раз больше никто не хотел, поэтоу добровольный призыв с января 1918-провалился, поэтоу в мае издали декрет о ПРИНУДИТЕЛЬНОМ призыве в армию-с военкоматами , учетами, репрессиями и расстрелами.

        В 1919 страна стала мировым чемпионом по дезетрам-1,5 миллиона!
        1. +1
          21 января 2026 15:15
          Цитата: Ольгович
          от 600 тыс до миллиона-до трети РККА.

          Такие оценки не подтверждаются архивными данными и исследованиями ни того времени, ни последующими, мне такие цифры не встречались.


          Цитата: Ольгович
          нет, воевать-то как раз больше никто не хотел, поэтоу добровольный призыв с января 1918-провалился, поэтоу в мае издали декрет о ПРИНУДИТЕЛЬНОМ призыве в армию-с военкоматами , учетами, репрессиями и расстрелами.

          РККА не продержалась бы и не победила, если бы это было так, и армия бы держалась на терроре и принудиловке. Не отрицаю применение этих мер принуждения, но массовыми и определяющими они не были, не стоит выдавать желаемое за действительное... за красной идеей шли, это факт.
  23. +2
    20 января 2026 21:09
    Цитата: Василий_Островский
    Число иностранцев в рядах РККА (в широком смысле, поскольку сюда нужно отнести и нерегулярные этнические части и подразделения, а структура РККА еще не устаканилась к тому времени - маю 1918) редко превышало 250 тысяч человек,
    На мой взгляд человека, воспринимающего историю как науку, а не как литературный жанр, приводить какие-то цифровые данные о том, сколько в РККА в разные годы Гражданской войны состояло иностранцев, дело совершенно бессмысленное. Точные подсчеты никто не вел - да это и не представлялось возможным. Это просто цифры взятые с потолка или в лучшем случае из различных мемуаров, в которых авторы тоже приводят их гадательно.

    Можно лишь воспринимать (или не воспринимать) на веру какие-то ориентировочные данные об общем кол-ве человек, числящихся в РККА. Ибо сильно сомневаюсь, что в годы войны этими подсчетами тоже кто-то всерьёз озадачивался. Да и после тоже.
    В царившем в те годы хаосе рассуждать о статистической работе просто смешно
    1. +3
      21 января 2026 15:22
      Точные подсчеты того периода - действительно, очень сложное дело, документирование было слабым, архивы хранились плохо и горели ясным пламенем. Но это не отменяет, при всей сложности, вести исследовательскую работу. Комиссия Кривошеева такую работу сделала, есть и другие статистические исследования, много источников 20-х годов. Историки никогда никакую историю не напишут, если будут относиться так - ну, была война, чего тут искать...
      1. +1
        21 января 2026 16:18
        Но это не отменяет, при всей сложности, вести исследовательскую работу. Комиссия Кривошеева такую работу сделала,
        Вопрос лишь заключается в полезности этой работы, ибо смешно оперировать какими-то цифровыми данными, когда даже невозможно точно судить о погрешности, допущенной при вычислении этих данных.
        Когда имеется недостаток точных сведений, уж лучше вообще не приводить цифровые данные, чем приводить их гадательно, но с уверенностью очевидца.
        Именно такой подход отличает серьезного историка от сочинителя альтернативной истории
  24. +1
    27 января 2026 13:55
    О венграх кое что изложено, но нет упоминания о немцах и австрийцах, которые сыграли важную роль в разгроме повстанческой украинской армии Махно. Германские артиллеристы из лагерей военнопленных в Средней Азии, сражавшиеся в Красной армии, своими 4х дюймовыми орудиями превратили в щепки 500 пулеметных тачанок партизан, которые просто не ожидали такой дальности огня. Немецкие штурмовики хорошо обученные для боев в укрепрайонах выбили махновцев из Гуляй Поля. Туркестанская кавалерия сцементированная европейской дисциплиной австрийских кавалеристов - венгерских гусаров оказалась неожиданным сюрпризом для украинских казаков, привыкших сражаться с белой и красной кавалерией