Military Review

The Great Battle of Kursk: a defensive operation of the troops of the Central Front. Part of 2

19
6 July. Counterstrike of the Central Front


On the second day of the Battle of Kursk, the troops of the Central Front launched a counterattack against a German group that had penetrated the front. The most powerful front-line mobile unit was the 2nd tank army led by Alexei Rodin. The 16th and 19th Panzer Corps, the 17th Guards Rifle Corps were to take part in the counterattack. The counterattack also involved the artillery corps of the breakthrough of General N. Ignatov, a mortar brigade, two regiments of jet mortars and two regiments of self-propelled artillery.

2-I tank army had a high impact power and high mobility, so before the battle it was positioned so that it could be used in a defensive operation to support any of the three armies. Three variants of the 2 Army’s actions were provided - when the Germans struck the left flank of the 48 Army, the positions of the 13 Army and the right flank of the 70 Army and the left flank of the 13.


The Great Battle of Kursk: a defensive operation of the troops of the Central Front. Part of 2


In war, the delay in death is similar, therefore, already at 9 a.m. on July 30, Rokossovsky ordered that the corps of the Army of the Motherland immediately come out of the concentration areas. They moved in accordance with the second option - to the aid of the 5th army. In accordance with this version of the corps were to go on the second day of the battle in the area Berezovets, Olkhovatka. Depending on the direction of the enemy’s strike, one of the tank corps was supposed to engage in a battle, and the second was to strike at the enemy’s flank. On the river Again, which interfered with the movement of armored vehicles, new crossings were reinforced and built before the battle began. From lunch on July 13, the corps of the 5nd Panzer Army were on the march. They moved in small groups - a company, a battalion, which was associated with the sad experience of 2-1941, when large masses of armored vehicles suffered heavy losses from German attacks aviation. The advanced units received orders to occupy the starting lines for the planned counterattack and deter the enemy using ambush tactics.


German tanks 2-th tank division in the offensive. July 1943

At noon, due to the gradual clarification of the situation and the understanding that the enemy is advancing away from the Orel-Kursk railway, the commander in 12.20 handed over 2 tank army 19 to Ivan Vasilyev to operational control. According to the original plan, the 19 Corps was to operate as part of the 70 Army. In 19.00, the 19 corps reached the Molochič, Petroselki, Novoselki, Yasenok line, where he received an order to go to the Samodurovki area and immediately hit the enemy in the direction of Podolyan. In fact, the corps was supposed to start a counter battle with the shock forces of the German group. The movement and preparation for the attack was delayed until nightfall, so the counterstrike was postponed until morning.

In 22.00, the 2 army received the task: with the 3 tank corps to take up defense at the turn of Polsela Goryanovo, the Settlement; The 16 tank corps and the formations of the 17 Guards Rifle Corps were to advance at dawn towards Steppe, Butyrki, restoring the position of the left flank of the 13 Army; The 19 tank corps strike in the direction of Saborovka, Podolian. As a result, the forces of the 2 Army must have been beaten into engaging in a head-on battle, the initial plan underwent dramatic changes. The 19 Corps, which was not included in the original plans, had to do a lot of work related to making passes through the battle formations of the infantry. Especially a lot of time was spent on making corridors in their minefields, anti-tank structures of the 13 Army. As a result, not only in the morning of 6, but by noon the 19 tank corps was not ready to attack.

In the morning of July 6, only V. Grigoriev’s 16 tank corps could attack. But he also expected 75 of the Guards Rifle Division of the 17 Guards Rifle Corps. From the beginning, the offensive was postponed to July 3 on July 6, since the division was on the march. Then the offensive was shifted to 5 in the morning, since the divisions had to establish a connection between the formations, artillery, reconnoiter and demine minefields. The blow was struck at the front width to 34 km. Artillery body breakthrough dealt a strong blow to the enemy. Then tanks and infantry went on the attack. The 107 Tank Brigade pressed German forces in the direction of Butyrka on 1 – 2 km, losing several tanks. However, then the brigade came under heavy fire buried in the land of German tanks and self-propelled guns. The return fire gave minimal results - the shells did not penetrate the frontal armor of heavy German tanks. As a result, the brigade was defeated, having lost 46 tanks in a few hours - 29 T-34 and 17 T-70. Only 4 machines remained in the ranks, which retreated. Such a brutal defeat forced the Grigoriev’s comorus to give the order to the 164 tank brigade to stop the attack and withdraw. Total body for the day lost 88 machines, of which 69 - irrevocably.


The tanks of the 2 Tank Army are being launched for a counterattack. July 1943

The 19 tank corps, having spent too much time preparing the counterattack, began to move to Podolia only in 17.00, when the 16 corps was already defeated and was forced to retreat to its original positions. The 19 tank corps was also unable to complete the task. The corps met strong resistance from artillery and enemy tanks, air strikes, and retreated to its original position. The 19 corps suffered sensitive losses: the 101-I tank crew - 7 tanks, the 20-I tank crew - 22 tanks (including 15 T-34), the 79-I tank tanks - 17 tanks. True, for the 20 of the German Tank Division, this counterstrike was expensive. With minor losses on the first day of the fighting, by the end of 6 Julia, the number of combat-ready machines of the division decreased from 73 to 50. The 17 Guards Rifle Corps counter-strike also failed. He encountered large groups of German tanks and was attacked by enemy aircraft. The 16.00 hull retreated to its original positions.

According to the results of a not too successful counterblow, the 2-I tank army received orders from all corps to go on the defensive. The 3 tank corps was entrenched at the turn of Berezovets, the 16 corps was in the area of ​​Olkhovatka, the 11-I detached guards tank brigade at the turn of Endovishche, Molochy, at the junction of the 16-th and 19-th corps. 19 th tank corps 7 July took the line Warm, Beauty. The tanks were entrenched, becoming firing points, covered by infantry. In addition, all the corps had an anti-tank division 85-mm guns that could withstand heavy German tanks and self-propelled guns.

The counter-strike did not lead to significant success, but slowed the pace of the German offensive. 9-th German army 6 July advanced only 2 km. By the evening of July 6, the command had withdrawn from the battle the first echelon of the 13 th army, now the enemy was met by the second echelon divisions - the 307-I rifle, 70-I, 75-I and 6-I guards rifle divisions.

Model on the third day of the battle was planning to enter into battle 4-th tank division. Originally, it was planned to be deployed for the 9 Tank Division behind the Sons. But the Model made an amendment and the 4-I division had to step on the Warm. The disadvantage of this plan was the fact that the forces of the assault force were dispersed: the 2-i and 4-i tank divisions attacked the Warm, and the 292-i and 86-i infantry divisions of the 41-i tank corps - on Ponyri. Aviation resources were also distributed: in 5.00, the 7.00 1 th air corps was supposed to support the 47 th tank corps, and from 7.00 to 12.00 the 41 th corps. As a result, the battle on the northern face of the Kursk ledge broke up into battles for Ponyri and Olkhovatka.


The general course of defensive battles on the Orel-Kursk direction. 5 – 12 July 1943 Source: Maxim Kolomiets, Mikhail Svirin With the participation of O. Baronov, D. Nedogonova KURSKAYA ARC 5 July - 23 August 1943 (http://lib.rus.ec/b/224976/read) .

Defense Art. Darlings

Another positive outcome of the July 6 counterstrike was a gain in time. He allowed time to regroup reserves. The direction of the strike of the German army was now known and this allowed the front command to tighten here the tank, artillery and rifle units of the Central Fleet. On the night of 7 July, the 2 th anti-tank brigade from the 48 Army arrived at the Ponyri, and two brigades from the 12 breakthrough division were deployed from the Maloarkhangelsky direction to the Ponyri. 15 artillery regiments, a heavy howitzer brigade, 2 anti-tank brigades were concentrated in the Ponyri area.

The station Ponyri occupied a very important strategic position, protecting the Orel-Kursk railway, where, as the command of the TF initially thought, the main attack of the enemy would be dealt, therefore the village was one of the defense units. The station was surrounded by controlled and uncontrolled minefields, where they installed a large number of captured aerial bombs and large-caliber projectiles, which were converted into landfill propellers. The defense of the Drones was reinforced with tanks dug into the ground. A small station was turned into a real fortress, with a powerful anti-tank defense. The battle in the Ponyri area began on July 6. On this day, three German attacks were repelled. German 9-I tank division tried to break through the gap that formed between the farms of Steppe and Rzhavets, in the area 1-x and 2-x Ponyrey. Combat units of the 18 Tank Division, 86, 292 and 78 Infantry Divisions, and up to 170 tanks and SPGs, including the Tigers of the 505 Heavy Tank Battalion, participated in the battle.

At dawn 7 July began storming Ponyri. He was attacked by the Harpe 41 tank units. German troops 5 once went on the attack, trying to break through the defenses of the 307 Infantry Division under the command of Mikhail Enshin. The first were heavy tank, followed by medium and armored personnel carriers with infantry. Assault guns supported the attack from the scene, firing at the enemy firing points discovered. Every time the Germans were rejected. Heavy artillery fire with powerful minefields forced the enemy to retreat.

However, in the morning 10 about two battalions of German infantry with medium tanks and self-propelled guns were able to break through to the north-western outskirts of "2's Ponyrey." But the commander put the reserve of the division into battle - the 2 battalion of infantry and the 103 tank tank brigade, and they supported the artillery and counterattacked the enemy and restored the situation. After the 11 clock, the Germans changed the direction of the attack and struck from the northeast. In a stubborn battle, the German troops occupied the 15-e Maya state farm for 1 hours and came close to the Ponyri. However, subsequent attempts to break into the territory of the village and the station were repelled by Soviet troops.


307-rifle division in Kursk. 1943

In the evening, the Germans attacked from three directions: dropping into the compound formations of the 18 tank and 86 and 292 infantry divisions. Parts of the 307 Division were forced to retreat to the southern part of the Ponyri. The battle in the station, already in the light of burning houses, lasted all night. The commander of the 13 army ordered to recapture lost positions. The attack of the infantry of the 307 division was supported by the tanks of the 51 and 103 of the tank brigades of the 3 of the tank corps. Also, the 129 Tank Brigade with 50 tanks (including 10 KV and 18 T-34) and the 27 Guards Heavy Tank Regiment were to take part in the attack. In the event of German pressure gaining on the station, the 4 airborne division was transferred to it. On the morning of July 8, Soviet troops regained control of the station.

In the afternoon, German troops again occupied the station. In the evening, the 307 Division switched to a counterattack and dropped the enemy. July 9 battles for Ponyri continued with the same bitterness. On this day, the German command changed tactics and tried to take the station “into ticks” with a blow on both sides of the railway. For the attack, they formed a strike group (“Kal group”, commanded by Major Kal), which included the 654 Battalion of Ferdinand heavy assault guns, 216 Division 150-mm SAU Brumbar and 75-mm and 105 -mm assault guns (according to Soviet data, the 505 Battalion "Tigers" went on the attack, according to the Germans, he fought in the Olkhovat sector). The attack was also supported by medium tanks and infantry. After a two-hour battle, the Germans broke through the state farm "1 May" to the village of Goreloye. Thus, the enemy broke through to the rear of the troops defending Ponyri. However, in the village of Gorely the Soviet soldiers organized an artillery fire bag, to which German tanks and assault guns had passed. The fire of several artillery regiments was supported by long-range artillery and mortars. The maneuver of the German armored group was stopped by a minefield with numerous mine bombs. In addition, the Germans were subjected to air strikes. The German attack was stopped. The Germans lost 18 machines. Some turned out to be maintainable, they were evacuated at night and after repair they were transferred to the 19 tank corps.

In the evening of July 9, the Ponyri were finally unblocked by the strike of the 4 Guards Airborne Division. On the morning of July 10, the German command redeployed the 292 Infantry Division and threw the 10 Division into the battle. But thanks to the support of the paratroopers, they managed to keep the situation under control. In the evening, the bloodless 307 division was taken to the second line. 3 and 4 units of the Guard Airborne Divisions took the forefront. 10 July Soviet soldiers fought off the enemy "1-e May." On July 11, the Germans attacked again, but all attacks were repelled. 12-13 July, the Germans tried to evacuate the damaged armored vehicles, but the operation failed. Opponent lost 5 "Ferdinands". During the 5 days of continuous battle, the warriors of the 307 Division repulsed 32 with massive enemy tank and infantry attacks.


"Ferdinand" before attacking art. Darlings.

German tank PzKpfw IV and armored personnel carrier SdKfz 251, shot down on the outskirts of Art. Darlings. 15 July 1943

"Ferdinand", lined by artillery near the village. Burned and broken "Broomber." Outskirts Art. Darlings.

Soviet counterattack on the Oryol-Kursk direction. 7 July 1943

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
The Great Battle of Kursk: Plans and Forces of the Parties
The Great Battle of Kursk: Plans and Forces of the Parties. Part of 2
The Great Battle of Kursk: a defensive operation of the troops of the Central Front
The Great Battle of Kursk: a defensive operation of the troops of the Central Front. Part of 2
The Great Battle of Kursk: a defensive operation of the troops of the Central Front. Part of 3
Great Battle of Kursk: defensive operation of the troops of the Voronezh Front
The Great Battle of Kursk: a defensive operation by the troops of the Voronezh Front. Part of 2
The Great Battle of Kursk: a defensive operation by the troops of the Voronezh Front. Part of 3
The Great Battle of Kursk: a defensive operation by the troops of the Voronezh Front. Part of 4
The Great Battle of Kursk: Operation Kutuzov
The Great Battle of Kursk: Operation Kutuzov. Part of 2
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vladimirets
    Vladimirets 9 July 2013 08: 23 New
    0
    Ferdinand is a serious thing, if it were even more reliable.
    1. Truth-lover
      Truth-lover 9 July 2013 12: 22 New
      +7
      Ahem ... Thank God that was not
    2. creak
      creak 9 July 2013 14: 30 New
      +1
      And what would it change? A total of 90 units were produced, of which 20 were lost on the Kursk Bulge. At the end of 1943, all surviving vehicles were transferred to the West.
  2. RoadRunner
    RoadRunner 9 July 2013 09: 00 New
    -1
    Interesting - in the penultimate photo, the Brumbar was called Ferdinand smile
    1. IRBIS
      IRBIS 9 July 2013 09: 23 New
      +6
      "Ferdinand", lined with artillery near the village. Burnt and the shattered Brummber.

      You didn’t read the caption under the photo very carefully.
      1. RoadRunner
        RoadRunner 9 July 2013 09: 52 New
        +2
        And really overlooked - thank you for the amendment.
    2. Andy
      Andy 9 July 2013 09: 29 New
      +1
      all right. two photos and one signature. with punctuation marks. You can understand what the part is to the point, and after that, it’s already a “grumbling bear wink
  3. Sergey Medvedev
    Sergey Medvedev 9 July 2013 09: 16 New
    +2
    Stretch bombs? Class! soldier
    1. T80UM1
      T80UM1 9 July 2013 09: 31 New
      +1
      Homemade land mines))))
  4. demon ada
    demon ada 9 July 2013 09: 54 New
    +4
    repulsed 32 massive attacks of tanks and infantry. dry phrase
    but in reality thousands and thousands of lives, destinies.
  5. geptilshik
    geptilshik 9 July 2013 10: 25 New
    +1
    Fyodor you’ll hit the front horseradish, judging by the photo they just threw him
    1. Bigriver
      Bigriver 9 July 2013 17: 18 New
      0
      The first digit is poorly read, but if it is 723, then it goes like: "shell hits in the undercarriage and the mask of the gun."
  6. Kovrovsky
    Kovrovsky 9 July 2013 11: 03 New
    +1
    Good article, we look forward to continuing.
  7. Truth-lover
    Truth-lover 9 July 2013 12: 22 New
    +2
    The photos are gorgeous. More more!
  8. rus_ak_93
    rus_ak_93 9 July 2013 12: 34 New
    +2
    judging by the hole in the back of the wheelhouse, there was no one to throw
    1. makrus
      makrus 9 July 2013 12: 59 New
      +2
      there the current mechanic escaped
    2. Bigriver
      Bigriver 9 July 2013 17: 23 New
      0
      Quote: rus_ak_93
      judging by the hole in the back of the wheelhouse, there was no one to throw

      This is a loophole for firing personal weapons.
      Here you can see it with a stub.
  9. mithridate
    mithridate 9 July 2013 15: 45 New
    0
    more articles so that the younger generation knows
  10. Bigriver
    Bigriver 9 July 2013 17: 26 New
    +2
    On the first and fourth photos you can see the density of undeterred tanks on the march.
    Very soon, after meeting with our PTABs, they lose this imposingness laughing
  11. ed65b
    ed65b 9 July 2013 18: 20 New
    0
    Counterattack in the ponyrevsky direction. North face.
  12. The comment was deleted.

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

6 июля. Контрудар Центрального фронта

На второй день Курской битвы войска Центрального фронта нанесли контрудар по вклинившейся в оборону фронта немецкой группировке. Наиболее мощным подвижным соединением командующего фронтом была 2-я танковая армия под началом Алексея Родина. В контрударе должны были участвовать 16-й и 19-й танковые корпуса, 17-й гвардейский стрелковый корпус. В контрударе также были задействованы артиллерийский корпус прорыва генерала Н. Игнатова, миномётная бригада, два полка реактивных минометов и два полка самоходной артиллерии.

2-я танковая армия обладала высокой ударной мощью и высокой мобильностью, поэтому перед сражением её расположили так, чтобы можно было использовать в оборонительной операции для поддержки любой из трёх армий. Было предусмотрено три варианта действий 2-й армии – при ударе немцев по левому флангу 48-й армии, позициям 13-й армии и по правому флангу 70-й армии и левому флангу 13-й.


Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2


На войне промедление смерти подобно, поэтому уже в 9 часов 30 минут 5 июля Рокоссовский отдал приказ о немедленном выступлении корпусов армии Родина из районов сосредоточения. Они двигались в соответствии со вторым вариантом – на помощь 13-й армии. В соответствии с этим вариантом корпуса должны были выйти на второй день сражения в район Березовец, Ольховатка. В зависимости от направления удара противника один из танковых корпусов должен был завязать встречный бой, а второй – нанести удар во фланг противника. На реке Снова, которая мешала движению бронетехники, до начала битвы были усилены и построены новые переправы. С обеда 5 июля корпуса 2-й танковой армии были на марше. Двигались мелкими группами – рота, батальон, что было связано с печальным опытом 1941-1942 гг., когда большие массы бронетехники несли большие потери от ударов немецкой авиации. Передовые части получили приказ занять исходные рубежи для запланированного контрудара и сдерживать противника, используя тактику засад.

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

Немецкие танки 2-й танковой дивизии в наступлении. Июль 1943 г.

В полдень, в связи с постепенным прояснением обстановки и пониманием того, что противник наступает в стороне от железной дороги Орёл – Курск, комфронта в 12.20 передал в оперативное подчинение 2-й танковой армии 19-й танковый корпус Ивана Васильева. 19-й корпус по первоначальному плану должен был действовать в составе 70-й армии. В 19.00 19-й корпус вышел на рубеж Молотычи, Петроселки, Новоселки, Ясенок, где получил приказ идти в район Самодуровки и немедленно ударить по противнику в направлении на Подолянь. Фактически корпус должен был завязать встречное сражение с ударными силами немецкой группировки. Движение и подготовка к атаке задержалась до ночи, поэтому контрудар перенесли на утро.

В 22.00 2-я армия получила задачу: 3-м танковым корпусом занять оборону на рубеже Полсела Горяиново, Городище; 16-й танковый корпус и соединения 17-го гвардейского стрелкового корпуса должны были на рассвете наступать в направлении на Степь, Бутырки, восстановив положение левого фланга 13-й армии; 19-й танковый корпус ударить в направлении Саборовка, Подолянь. В результате силы 2-й армии должны били вступить во встречный бой, первоначальный план претерпел кардинальные изменения. 19-й корпус, который не был вписан в первоначальные планы, должен был проделать большую работу, связанную с проделыванием проходов через боевые порядки пехоты. Особенно много времени ушло на проделывание коридоров в своих минных полях, противотанковых сооружениях 13-й армии. В результате не только утром 6-го, но к полудню 19-й танковый корпус не был готов к атаке.

Утром 6 июля мог атаковать только 16-й танковый корпус В. Григорьева. Но и он ожидал 75-у гвардейскую стрелковую дивизию 17-го гвардейского стрелкового корпуса. С начала наступление было перенесено на 3 утра 6 июля, т. к. дивизия была на марше. Затем наступление сдвинули на 5 утра, т. к. дивизии надо было наладить связь между соединениями, артиллерией, разведать и разминировать минные поля. Удар наносился на фронте шириной до 34 км. Артиллерийский корпус прорыва нанес сильный удар по врагу. Затем перешли в атаку танки и пехота. 107-я танковая бригада потеснила немецкие войска в направлении Бутырки на 1–2 км, потеряв несколько танков. Однако затем бригада попала под сильный огонь зарытых в землю немецких танков и САУ. Ответный огонь давал минимальные результаты – снаряды не пробивали лобовую броню тяжелых немецких танков. В итоге бригада была разгромлена, потеряв за несколько часов 46 танков – 29 Т-34 и 17 Т-70. В строю осталось только 4 машины, которые отступили. Такое жестокое поражение заставило комкора Григорьева отдать приказ 164-й танковой бригаде прекратить атаку и отойти. Всего корпус за день потерял 88 машин, из них 69 – безвозвратно.

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

Танки 2-й танковой армии выдвигаются для контратаки. Июль 1943 г.

19-й танковый корпус, затратив слишком много времени на подготовку контрудара, начал движение на Подоляни только в 17.00, когда 16-й корпус уже потерпел поражение и был вынужден отойти на исходные позиции. 19-й танковый корпус также не смог выполнить поставленной задачи. Корпус встретил сильное сопротивление артиллерии и танков противника, удары авиации, и отступил в исходное положение. 19-й корпус понёс чувствительные потери: 101-я танковая бригада – 7 танков, 20-я танковая бригада – 22 танка (включая 15 Т-34), 79-я танковая бригада – 17 танков. Правда, и для 20-й немецкой танковой дивизии этот контрудар обошелся дорого. При незначительных потерях в первый день боёв, к концу 6 юля численность боеготовых машин дивизии уменьшилась с 73 до 50. Контрудар 17-го гвардейского стрелкового корпуса также не привёл к успеху. Он столкнулся с крупными группами немецких танков и был атакован вражеской авиацией. К 16.00 корпус отступил на исходные позиции.

По итогам не слишком удачного контрудара 2-я танковая армия получила приказ всеми корпусами перейти к обороне. 3 танковый корпус закрепился на рубеже Березовца, 16-й корпус – в районе Ольховатки, 11-я отдельная гвардейская танковая бригада на рубеже Ендовище, Молотычи, на стыке 16-го и 19-го корпусов. 19-й танковый корпус 7 июля занял рубеж Тёплое, Красавка. Танки были окопаны, став огневыми точками, прикрыты пехотой. Кроме того, все корпуса имели по истребительно-противотанковому дивизиону 85-мм пушек, которые могли противостоять тяжелым немецким танкам и САУ.

Контрудар не привел к значительному успеху, но снизил темп немецкого наступления. 9-я немецкая армия 6 июля продвинулась всего на 2 км. К вечеру 6 июля командование вывело из боя первый эшелон 13-й армии, теперь противника встречали дивизии второго эшелона – 307-я стрелковая, 70-я, 75-я и 6-я гвардейские стрелковые дивизии.

Модель на третий день сражения планировал ввести в бой 4-ю танковую дивизию. Первоначально её планировали поставить за 9-ю танковую дивизию за Понырями. Но Модель внёс поправку и 4-я дивизия должна была наступать на Теплое. Недостатком этого планы был тот факт, что силы ударной группировки распылялись: 2-я и 4-я танковые дивизии наступали на Теплое, а 292-я и 86-я пехотные дивизии корпуса 41-го танкового корпуса – на Поныри. Распределялись и ресурсы авиации: в 5.00 – 7.00 1-й авиакорпус должен был поддерживать 47-й танковый корпус, а с 7.00 до 12.00 – 41-й корпус. В результате сражение на северном фасе курского выступа распалось на бои за Поныри и Ольховатку.

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

Общий ход оборонительных сражений на Орловско-Курском направлении. 5–12 июля 1943 г. Источник: Максим Коломиец, Михаил Свирин При участии О. Баронова, Д. Недогонова КУРСКАЯ ДУГА 5 июля — 23 августа 1943 г. (http://lib.rus.ec/b/224976/read).

Оборона ст. Поныри

Ещё одним позитивным итогом контрудара 6 июля стал выигрыш времени. Он позволил выиграть время на перегруппировку резервов. Направление удара немецкой армии было теперь известно и это позволяло командованию фронта стягивать сюда танковые, артиллерийские и стрелковые части ЦФ. В ночь на 7 июля к Понырям прибыла 2-я истребительно-противотанковая бригада из 48-й армии, с малоархангельского направления к Понырям были переброшены две бригады из 12-й дивизии прорыва. Всего в районе Понырей было сосредоточено 15 артполков, тяжелая гаубичная бригада, 2 истребительно-противотанковые бригады.

Станция Поныри занимала очень важное стратегическое положение, защищая железную дорогу Орел-Курск, где как первоначально считало командование ЦФ, будет нанесен главный удар противника, поэтому селение было одним из узлов обороны. Станция была окружена управляемыми и неуправляемыми минными полями, где установили большое количество трофейных авиабомб и крупнокалиберных снарядов, которые были переоборудованы в фугасы натяжного действия. Оборону Понырей усилили закопанными в землю танками. Небольшая станция была превращена в настоящую крепость, с мощной противотанковой обороной. Бой в районе Понырей начался ещё 6 июля. В этот день отбили три немецкие атаки. Немецкая 9-я танковая дивизия пыталась прорваться в брешь, которая образовалась между хуторами Степь и Ржавец, в районе 1-х и 2-х Понырей. В бою участвовали соединения 18-й танковой, 86, 292 и 78-й пехотных дивизий, и до 170 танков и САУ, включая «Тигры» 505-го тяжелого танкового батальона.

На рассвете 7 июля начался штурм Понырей. Его атаковали соединения 41-го танкового корпуса Харпе. Немецкие войска 5 раз ходили в атаку, пытаясь прорвать оборону 307-й стрелковой дивизии под командованием Михаила Еншина. Первыми шли тяжелые танк, за ними средние и бронетранспортеры с пехотой. Штурмовые орудия поддерживали атаки с места, ведя огонь по обнаруженным огневым точкам противника. Каждый раз немцев отбрасывали. Плотный артиллерийский огонь с мощными минными полями заставлял противника отходить.

Однако в 10 утра около двух батальонов немецкой пехоты со средними танками и САУ смогли пробиться на северо-западную окраину «2-х Понырей». Но командир ввел в бой резерв дивизии – 2 батальона пехоты и 103-ю танковую бригаду, и они при поддержке артиллерии контратаковали противника и восстановили положение. После 11 часов немцы сменили направление атаки и ударили с северо-востока. В упорном бою немецкие войска к 15 часам заняли совхоз «1-е Мая» и вплотную подошли к Понырям. Однако последовавшие попытки пробиться на территорию поселка и станции были отражены советскими войсками.

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

307-я стрелковая дивизия на Курской Дуге. 1943 г.

Вечером немцы атаковали с трех направлений: бросив в бой соединения 18-й танковой, 86-й и 292-й пехотной дивизий. Части 307-й дивизии были вынуждены отойти в южную часть Понырей. Бой в станции уже при свете горящих домов продолжался всю ночь. Командующий 13-й армией приказал отбить утраченные позиции. Атаку пехоты 307-й дивизии поддерживали танки 51-й и 103-й танковых бригад 3-го танкового корпуса. Также в атаке должна была участвовать 129-я танковая бригада с 50 танками (включая 10 КВ и 18 Т-34) и 27-й гвардейский тяжёлый танковый полк. На случай усиления немецкого нажима на станцию, к ней перебросили 4-ю воздушно-десантную дивизию. Утром 8 июля советские войска восстановили контроль за станцией.

Во второй половине дня немецкие войска снова заняли станцию. Вечером 307-я дивизия перешла в контратаку и отбросила противника. 9 июля бои за Поныри продолжались с прежним ожесточением. В этот день немецкое командование сменило тактику и пыталось взять станцию «в клещи» с ударом по обе стороны от железной дороги. Для атаки они сформировали ударную группу («группа Каль», отрядом командовал майор Каль), в которую включили 654-й батальон тяжелых штурмовых орудий «Фердинанд», 216-й дивизион 150-мм САУ «Брумбар» и дивизион 75-мм и 105-мм штурмовых орудий (по советским данным в атаку пошёл и 505-й батальон «Тигров», по немецким, он воевал на ольховатском направлении). Атаку также поддерживали средние танки и пехота. После двухчасового боя немцы прорвались через совхоз «1-е Мая» к посёлку Горелое. Таким образом, противник прорвался в тыл к защищавшим Поныри войскам. Однако у поселка Горелое советские воины организовали артиллерийский огневой мешок, куда пропустили немецкие танки и штурмовые орудия. Огонь нескольких артполков поддержали дальнобойная артиллерия и минометы. Маневр немецкой бронегруппы был остановленным минным полем с многочисленными фугасами. К тому же немцы подверглись авиаудару. Немецкая атака была остановлена. Немцы потеряли 18 машин. Некоторые оказались ремонтопригодными, их ночью эвакуировали и после ремонта передали в 19-й танковый корпус.

Вечером 9 июля Поныри были окончательно деблокированы ударом 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Утром 10 июля немецкое командование отвело 292-ю пехотную дивизию и бросило в сражение 10-ю танкогренадерскую дивизию. Но благодаря поддержке десантников ситуацию удалось удержать под контролем. Вечером обескровленную 307-ю дивизию отвели во вторую линию. Передовые позиции заняли соединения 3-й и 4-й гвардейских воздушно-десантных дивизий. 10 июля советские воины отбили у противника «1-е Мая». 11 июля немцы снова атаковали, но все атаки были отражены. 12-13 июля немцы пытались эвакуировать подбитую бронетехнику, но операция провалилась. Противник потерял 5 «Фердинандов». За 5 дней непрерывного сражения воины307-й дивизии отразили 32 массированные атаки танков и пехоты противника.

Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

«Фердинанд» перед атакой ст. Поныри.
Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

Немецкий танк PzKpfw IV и бронетранспортёр SdKfz 251, подбитые на окраине ст. Поныри. 15 июля 1943 г.
Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

«Фердинанд», подбитый артиллерией недалеко от пос. Горелое и разбитый «Брюммбэр». Окраины ст. Поныри.
Великая Курская битва: оборонительная операция войск Центрального фронта. Часть 2

Советская контратака на Орловско-Курском направлении. 7 июля 1943 г.

Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. Владимирец 9 июля 2013 08:23
    Фердинанд штука серьезная, если бы ещё понадежней был.
    1. Правдолюбец 9 июля 2013 12:22
      Кхм... Слава богу что не был
      Правдолюбец
    2. ranger 9 июля 2013 14:30
      И что бы это изменило? Их всего было выпущено 90 единиц, из коих на Курской дуге было потеряно 20. В конце 1943 г. все уцелевшие машины были переброшены на Запад.
  2. RoadRunner 9 июля 2013 09:00
    Занятно - на предпоследней фотографии "брумбар" обозвали фердинандом smile
    RoadRunner
    1. IRBIS 9 июля 2013 09:23
      «Фердинанд», подбитый артиллерией недалеко от пос. Горелое и разбитый «Брюммбэр».

      Вы не очень внимательно прочитали подпись под фото.
      1. RoadRunner 9 июля 2013 09:52
        И впрямь недоглядел - благодарю за поправку.
        RoadRunner
    2. Andy 9 июля 2013 09:29
      все правильно.два фото и одна подпись. со знаками препинания.можно понять к чему часть до точки,а после оной- уже "медведь-ворчун" wink
  3. Сергей Медведев 9 июля 2013 09:16
    Авиабомбы на растяжках? Класс! soldier
    1. T80UM1 9 июля 2013 09:31
      Самодельные фугасы))))
  4. demon ada 9 июля 2013 09:54
    отбили 32 массированные атаки танков и пехоты. сухая фраза
    а на деле тысячи и тысячи жизней, судеб.
    demon ada
  5. geptilshik 9 июля 2013 10:25
    Федю во фронт хрен пробьешь, судя по фотке его просто бросили
    geptilshik
    1. BigRiver 9 июля 2013 17:18
      Плохо читается первая цифра, но если это 723, то он проходит как: "снарядные попадания в ходовую часть и маску орудия".
  6. Kovrovsky 9 июля 2013 11:03
    Хорошая статья, ждем продолжение.
    Kovrovsky
  7. Правдолюбец 9 июля 2013 12:22
    Фото шикарные. Ещё ещё!
    Правдолюбец
  8. rus_ak_93 9 июля 2013 12:34
    судя по отверстию в задней части рубки-бросать некому уже было
    1. makrus 9 июля 2013 12:59
      там тока механик спасся
      makrus
    2. BigRiver 9 июля 2013 17:23
      Цитата: rus_ak_93
      судя по отверстию в задней части рубки-бросать некому уже было

      Это амбразура для стрельбы из личного оружия.
      Здесь с заглушкой ее видно.
  9. митридат 9 июля 2013 15:45
    побольше таких статей, чтобы молодое поколение знало
  10. BigRiver 9 июля 2013 17:26
    На первой и четвертой фотках видна плотность непуганных танчиков на марше.
    Очень скоро, после знакомства с нашими ПТАБами, они эту вальяжность растеряют laughing
  11. ed65b 9 июля 2013 18:20
    Контрудар в поныревском направлении. Северный фас.
    ed65b
  12. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня