Military Review

As the plan collapsed "Russian Blitzkrieg" in the Balkans

10

After forcing the Danube, the Russian army could proceed with the implementation of a further task - to develop an offensive in the direction of Constantinople. The immediate tasks of our troops were the expansion of the bridgehead, providing the flanks and reconnaissance of the enemy forces. The problem was that the enemy had concentrated serious forces on the flanks of the Russian army, and there was no strategic reserve to throw a powerful grouping directly to Constantinople, errors of prewar planning, mobilization and deployment of the army affected.


On the way to Constantinople at that time there were only a few thousand Turkish soldiers stationed in Tarnovo. However, on the flanks of the Russian Danube army, the enemy had strong groups: on the right, in the Nikopol area, about 10 thousand people, and on the left, in the Rushchuk, Osman-Bazar, Shumla area - about 60 thousand people. The total number of the Ottoman army at that time reached 74 thousand people. Thus, the Turkish army lost the Danube frontier, but still held a favorable position, covering both flank of the Danube army.

By the evening of July 9, one and a half corps of Russian troops concentrated on the Sistov bridgehead: almost all the infantry of the 8 corps, part of the 13 corps and the 4 rifle brigade. At the same time, on the north bank of the Danube, there were 4,5 Russian corps: 9, 12, part of 13, 11, which had just arrived in Bucharest, was heading for Zimnitsa. The 4 Corps was located in Dobrudja. Total about 14 thousand people. In addition to these corps, which were part of the Danube Army, the 120 and 7 corps provided the Black Sea coast from the mouth of the Danube to the Crimea (they were not part of the Danube army). Thus, for conducting military operations in Bulgaria, the Danube army had six corps with three corps supporting it.

The commander-in-chief of the Danube army decided to first secure the flanks and reconnoitre the enemy’s forces in front of the front, and for this purpose send three units to the south, west and east: Front, West and Ruschuksky. The advanced detachment was formed on June 30 under the command of Lieutenant General I. V. Gurko. The detachment consisted of: a consolidated dragoon brigade (8 th Astrakhan and 9 th Kazan dragoon regiments) under the command of Duke E. M. Leuchtenberg, a consolidated brigade (9 th Kiev Hussars and 30 th Don Cossack Regiment) under the command of the Duke N M. Leuchtenberg, Don Cossack Brigade of Colonel Chernozubov (21 and 26 Regiment), Caucasian Cossack Brigade of Colonel Tutolmina (2 Kuban and Vladikavkaz-Ossetian Regiment), 4-Rifle Brigade, six Charity Corps; G. Stoletov, two hundred Kuban blotters hundred Ural Cossacks. In total, the squad had 4 battalions, 6 squads, 45 hundreds and squadrons with a total number of 12 thousand people with 40 guns. The task of the detachment was to advance to Tyrnov, seize the Shipka Pass through the Balkan Range, on the way from Tyrnov to Adrianople, and transfer part of the troops behind the Balkans in order to organize an uprising of the Bulgarians.

Ruschuksky detachment was formed on July 5 under the command of the heir to the throne, Tsarevich Alexander Alexandrovich (future emperor Alexander III). General P. S. Vannovsky, commander of the 12 Corps, was appointed Chief of Staff of the Ruschuksky Detachment. And the commander of the 12 corps was appointed another son of Alexander II, Vladimir Alexandrovich. The squad consisted of 12-th and 13-th corps - about 70 thousand people. Ruschuksky detachment was to provide the left flank of the Russian army along the line of the Yantra River and besiege the fortress of Ruschuk. The detachment of Alexander Alexandrovich ensured the advancement of the Forward Detachment, shackling the enemy grouping in the quadrilateral fortress. In solving this task, the Nizhnedunai detachment was to assist the Ruschuksk detachment, diverting some of the forces of the Turkish army with offensive actions in Dobruja.

The Western detachment was created under the overall command of the commander of the 9 corps, Lieutenant General N. P. Kridenera. The squad included: the 9 Corps without a cavalry brigade, the 34 Don Cossack Regiment and the Caucasian Cossack Brigade (Terek-Gorsky and Vladikavkaz Regiments). Total 24 battalion, 28 squadrons and hundreds of a total of about 35 thousand people and 108 guns. The forces of Creedère provide the right flank of the army, take Nikopol, Pleven, and then move to the Balkans, leaving part of the troops on the flank.

As the plan collapsed "Russian Blitzkrieg" in the Balkans

The distribution of the forces of the Russian Danube army to July 9 and the tasks of the Forward, Western and Ruschuksky detachments. Map source: N. I. Belyaev. Russian-Turkish war 1877-1878

After the separation of three units in the main forces of the Danube Army, the 8, 11, and 4 corps remained. And the last two corps were still on the way to join the Danube army. It turned out that more than three of the seven corps of the Danube army (part of 9, 12, 13 and 14 - 50% of all forces) performed the tasks of securing the flanks; two and a half corps (part of 9, 4 and 11) have not yet become part of the main forces. And while the main forces of the army, the 8 corps, was not able to develop any major and serious actions.

Thus, the plan of war Obrucheva collapsed. Instead of creating two powerful army groupings with a decisive goal set for them, the Danube army was divided into three detachments, which were supposed to act in disconnected directions and perform intermediate and auxiliary tasks. A concentrated strike, after forcing the Danube, through the Balkans to Adrianople - Constantinople, before the enemy had time to react and tighten up new forces, reserves, failed. The plan of the "Russian Blitzkrieg" collapsed. None of the three units could inflict a decisive defeat on the enemy. On the main Adrianople line was the weakest of all the detachments, the Front line. He could not independently break through to Adrianople. In addition, the small forward detachment was in a dangerous position if the main forces were delayed, and the enemy managed to transfer reserves to the Balkans.

There were also errors in prewar planning, which affected the mobilization and deployment of the Danube army. They underestimated the enemy, overestimated their own forces, as a result of the forces of the Danube army it was not enough to simultaneously secure the flanks and throw a powerful strike force of troops on Adrianople - Constantinople. Only later were additional forces assigned to the Balkan theater of military operations, but they were not enough, and they were delayed by the beginning of a decisive offensive. In addition, the Russian command was impressed by the catastrophe of the French army led by Emperor Napoleon III near Sedan, and feared such a scenario. To insure themselves against any possibility of repeating such a tragedy, the Russian command allocated more than 50% of the forces of the Danube army to secure the flanks. But there were no troops left for the decisive attack through the Balkan Mountains, the 4 and 11 corps had not yet arrived, did not create a second-tier troop group and a strategic reserve for the development of an offensive on the main line in advance. Completely redundant forces defended the Black Sea coast (7 and 10 corps). As a result, the Russian Danube army, having launched an offensive, was unable during the summer campaign to deliver a deep and decisive blow at the most favorable moment for it, when the Turkish army was not ready to meet this strike. The Russian high command did not use the odds to defeat Turkey in the course of one summer campaign.

It is worth noting that the breakthrough of the Russian army through the Danube frontier, on which great hopes were pinned, caused a great upheaval in Constantinople. Although initially the supreme Turkish command planned to lure the Russians deep into Bulgaria in order to inflict powerful flank attacks (to form Balkan Cannes), to smash the enemy troops and throw them over the Danube. The commander-in-chief, Abdul-Kerim Pasha, was harshly reproached for letting Russian troops pass through the Danube. Only now the Turkish High Command noted that the Turkish troops were not concentrated and that there was no general reserve to stop the enemy from breaking through to Constantinople. The Turks were afraid that the Russians were already on their way to Sofia and Adrianople, and there was no power to stop them.

The Turkish High Command took extraordinary measures to collect troops. The concentration of dispersed troops was slow and difficult. The Turkish army did not have good communications. However, the Turks managed to carry out the transfer of Suleiman Pasha’s army from Montenegro to Adrianople by sea, and the advance of Osman Pasha’s troops from Vidin to Pleven. Also the Turkish troops occupied the Balkan mountain passes. Sultan Abdul-Hamid was extremely dissatisfied with the course of hostilities on the Balkan front. The scapegoat was appointed by the elderly commander-in-chief of the Danube forces of Turkey Abdul-Kerim Pasha. He was removed from command, put on trial and sent to the island of Rhodes. Mehmet Ali Pasha was appointed in his place. It was an Ottoman military commander of German origin. As a boy, he fled to Turkey, converted to Islam and made a military career. He fought against Russia in the Crimean War, participated in the suppression of the uprising in Bosnia and Herzegovina as a commander of the army corps. At the same time, the Minister of War, Redif Pasha, was also removed and replaced for "negligent command and carelessness of the army."

Thus, the Turkish high command, while the Russians dispersed forces and stayed in front of the Balkans, was able to take effective countermeasures. For a short time, the army was concentrated at the disposal of the Turkish command in Bulgaria, which turned out to be capable of major active operations against the Danube army, at least to active defense.


Turkish commander in chief, Marshal Mehmed Ali Pasha (Ludwig Karl Friedrich Detroa)
Author:
Articles from this series:
War 1877-1878 years.

"Constantinople must be ours ..." 140 years ago, Russia declared war on Turkey
"Turkey must cease to exist"
How England battled Russia with Austria-Hungary and Turkey
How Russia saved Serbia from defeat
Russian army on the eve of the war with Turkey
Russian Black Sea Fleet on the eve of the war with Turkey
Turkish Armed Forces
“Only on the shores of the Bosporus can the Turks dominate their way ...”
Turkish command was going to arrange the Russian army "Balkan Cannes"
How England in 1877 year tried to repeat the "Crimean scenario" to defeat Russia
Speech by Montenegro on the Russian side distracted a large grouping of the Turkish army
Battle of the Danube
Battle of the Danube. H. 2
Sturm Ardahan
Dramdag and Dayarskoy battles. The failure of the Russian army at Zivin
140 years of heroic defense of Bayazet
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 11 July 2017 08: 12
    +3
    Even if the “blitzkrieg” was a success, everything would have ended with the Berlin Congress ...
    1. Trapperxnumx
      Trapperxnumx 11 July 2017 09: 04
      +2
      Everything depended on success in action, speed, and most importantly, the presence of persistence in achieving the goal. With the quick capture of Istanbul, to establish powerful coastal guns and protect themselves from the fleet ... and against the land army of Russia (in the case) which arranged a quick defeat of the Turks, hardly anyone would get involved. France was defeated, Prussia needed the support of Russia, neither England nor AB would even fight together against Russia.
      IMHO of course)))
    2. alatanas
      alatanas 11 July 2017 14: 22
      +2
      The Berlin treaty was the result of preliminary persuasions of the m / y Austria-Hungary and Russia about the non-participation of Austria-Hungary in the conflict with the Turks.
  2. Trapperxnumx
    Trapperxnumx 11 July 2017 09: 21
    +4
    This war was probably the last real chance to occupy the straits and change the whole course of world history. If you fantasize a little and assume, then ...
    1. The rapid defeat of the Turkish army raises the military prestige of Russia to heaven - it’s just impossible to fight against such an army, and at that moment it was decidedly impossible to form a new anti-Russian coalition.
    2. The capture of the straits not only ensured the security of the south of Russia, but also made it possible for the fleet to maneuver - the Russian-Japanese war under such conditions could take a completely different turn.
    3. If you really want to dream, then the presence of Russian possessions in the Balkans could well keep Bulgaria and Serbia from mutual conflicts, lead to the creation of a Balkan Union loyal to Russia, or even to the adoption by the Russian emperor of the title of Tsar of Bulgaria and King of Serbia ... with the inclusion of areas in the Empire) )))) The First World War in such conditions would be fundamentally impossible - AB would be defeated within a couple of months.
    4. additional revenue to the treasury from trade through the Bosphorus could well spur the Russian economy.
    1. Cartalon
      Cartalon 11 July 2017 11: 41
      +2
      In the event of the seizure of tides, Britain would start a war even without allies, so it wouldn’t be so easy, Well, Alexander the second and Gorchakov and Milyutin were neither Naples nor Bismarck.
      1. Trapperxnumx
        Trapperxnumx 11 July 2017 14: 01
        +1
        perhaps, possibly. In any case, we will not know this anymore)))
        1. Karen
          Karen 15 July 2017 21: 44
          0
          And under Kerensky everything was done to capture Istanbul, from here .., the Bolsheviks sold the victory
    2. pytar
      pytar 22 January 2018 23: 11
      0
      This war was probably the last real chance to occupy the straits and change the whole course of world history.

      Russia lost the second such chance, in 1913! And she could do it through the Bulgarian army! When the Bulgarians sweeping the Ottoman armies to the Balkans, we reached 38 km from Constantinople and were preparing to storm it! They stated that they would give the cities back to Russia, but ... Russia then did not allow such a development! Sazonov bluntly declared - "Who if not we have the right to take Constantinople ?! No one else!".
      1. Trapperxnumx
        Trapperxnumx 25 January 2018 09: 44
        +1
        You know, the political cuisine that was cooked in Europe at that time is difficult for me to understand and even more difficult to explain. And one of these misunderstandings (although the word "tragedy" is more appropriate) is the second Balkan. I’m far from accusing Bulgaria of anything, everything was messed up there too, everyone had too much ambition, it’s just sad that everything turned out that way, and the result is World War I, where Russians and Bulgarians were sitting in trenches on opposite sides of the front line (((
        1. pytar
          pytar 25 January 2018 16: 41
          0
          You are right! In the Time of Troubles before WWI, much has happened! The second Balkan turned for Bulgaria into the first national disaster after the Liberation from the Ottoman yoke! I can’t say that Bulgaria had some great ambitions! This is evident from the territorial coverage of hostilities. Almost all of them were conducted in the territory where the Bulgarian population was the majority! The national ideal and goal for the Bulgarian nation after the 1878 was the liberation of the remaining Ottomans one third of the Bulgarian people and the territories on which the Bulgarians lived for 13 centuries! Bulgaria has not set any conquering goals in relation to other peoples! In fact, Bulgaria wanted to complete the liberation of the Russians, which began in 1877 and was incomplete due to the opposition of the Western countries! Bulgaria reasonably criticizes Russia's position during the Second Balkan War and in the WWII, as it contradictory to the Bulgarian national ideals! During WWII, Russia sent expeditionary units to Dobruzhdi and Macedonia, where they fought against us together with our worst enemies! This was a period in which traditionally Russophile Bulgarian society began to sober up, regarding Russian goals in relation to Bulgaria. Early idealism is gone! That Russian position, by the way, was contrary to the goals declared by Russia itself during the Russian-Turkish war in 1877!

Как рухнул план «русского блицкрига» на Балканах


После форсирования Дуная русская армия могла приступить к выполнению дальнейшей задачи — развивать наступление в направлении Константинополя. Ближайшими задачами наших войск являлись расширение плацдарма, обеспечение флангов и разведка сил противника. Проблема была в том, противник сосредоточил серьёзные силы на флангах русской армии, а стратегического резерва для того чтобы бросить мощную группировку прямо на Константинополь не было, сказывались ошибки предвоенного планирования, мобилизации и развёртывания армии.

На пути в Константинополь в это время имелось всего несколько тысяч турецких солдат, расположенных в Тырново. Однако на флангах русской Дунайской армии противник имел сильные группировки: на правом, в районе Никополя, около 10 тыс. человек и на левом, в районе Рущук, Осман-Базар, Шумла, — около 60 тыс. человек. Общая численность османской армии доходила в это время до 74 тыс. человек. Таким образом, турецкая армия потеряла Дунайский рубеж, но по-прежнему занимала выгодное положение, охватывая оба фланга Дунайской армии.

К вечеру 9 июля на Систовском плацдарме сосредоточилось полтора корпуса русских войск: почти вся пехота 8-го корпуса, часть 13-го корпуса и 4-я стрелковая бригада. В то же время на северном берегу Дуная находилось 4,5 русских корпуса: 9-й, 12-й, часть 13-го, двигавшийся к Зимнице 11-й и только что прибывший к Бухаресту 4-й корпус. 14-й корпус располагался в Добрудже. Всего около 120 тыс. человек. Кроме этих корпусов, входивших в состав Дунайской армии, 7-й и 10-й корпуса обеспечивали побережье Черного моря от устья Дуная до Крыма (они в состав Дунайской армии не входили). Таким образом, для ведения военных действий в Болгарии Дунайская армия располагала шестью корпусами при трех поддерживающих её корпусах.


Главнокомандующий Дунайской армией принял решение, сначала обеспечить фланги и разведать силы врага перед фронтом, и для этого направить веерообразно на юг, запад и восток три отряда: Передовой, Западный и Рущукский. Передовой отряд был сформирован ещё 30 июня под командованием генерал-лейтенанта И. В. Гурко. В состав отряда входили: сводная драгунская бригада (8-й Астраханский и 9-й Казанский драгунские полки) под командой герцога Е. М. Лейхтенбергского, сводная бригада (9-й Киевский гусарский и 30-й Донской казачий полки) под начальством герцога Н. М. Лейхтенбергского, Донская казачья бригада полковника Чернозубова (21-й и 26-й полки), Кавказская казачья бригада полковника Тутолмина (2-й Кубанский и Владикавказско-Осетинский полки), 4-я стрелковая бригада, шесть дружин болгарского ополчения Н. Г. Столетова, две сотни кубанских пластунов и сотня уральских казаков. Всего в составе отряда было 4 батальона, 6 дружин, 45 сотен и эскадронов общей численностью 12 тыс. человек при 40 орудиях. В задачу отряда входило выдвижение к Тырнову, захват Шипкинского перевала через Балканский хребет, на пути из Тырнова в Адрианополь, и переброска части войск за Балканы с целью организация восстания болгар.

Рущукский отряд был сформирован 5 июля под командованием наследника престола цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III). Начальником штаба Рущукского отряда был назначен генерал П. С. Ванновский, командир 12-го корпуса. А командиром 12-го корпуса назначили ещё одного сына Александра II Владимира Александровича. В состав отряда входили 12-й и 13-й корпуса — около 70 тыс. человек. Рущукский отряд должен был обеспечить левый фланг русской армии по линии реки Янтры и осадить крепость Рущук. Отряд Александра Александровича обеспечивал продвижение Передового отряда, сковывая группировку противника в четырёхугольнике крепостей. В решение этой задачи Рущукскому отряду должен был помочь Нижнедунайский отряд, отвлекая часть сил турецкой армии наступательными действиями в Добрудже.

Западный отряд был создан под общим командованием командира 9-го корпуса генерал-лейтенанта Н. П. Криденера. В состав отряда входили: 9-й корпус без бригады конницы, 34-й Донской казачий полк и Кавказская казачья бригада (Терско-Горский и Владикавказский полки). Всего 24 батальона, 28 эскадронов и сотен общей численностью около 35 тыс. человек и 108 орудий. Войска Криденера обеспечить правый фланг армии, взять Никополь, Плевну, а затем двигаться к Балканам, оставив часть войск на фланге.

Как рухнул план «русского блицкрига» на Балканах

Распределение сил русской Дунайской армии к 9 июля и задачи Передового, Западного и Рущукского отрядов. Источник карты: Н. И. Беляев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

После выделения трех отрядов в главных силах Дунайской армии оставались 8-й, 11-й и 4-й корпуса. Причём два последних корпуса находились ещё в пути для присоединения к Дунайской армии. Выходило так, что из семи корпусов Дунайской армии три с лишним (часть 9-го, 12-й, 13-й и 14-й — 50% всех сил) выполняли задачи обеспечения флангов; два с половиной корпуса (часть 9-го, 4-й и 11-й) ещё не вошли в состав главных сил. А составлявший пока главные силы армии 8-й корпус не был в состоянии развить какие-либо крупные и серьёзные действия.

Таким образом, план войны Обручева рушился. Вместо создания двух мощных армейских группировок с постановкой им решительной цели Дунайская армия разделялась на три отряда, которые должны были действовать на разобщённых направлениях и выполнять промежуточные и вспомогательные задачи. Сосредоточенного удара, после форсирования Дуная, через Балканы на Адрианополь — Константинополь, до того как противник успеет отреагировать и подтянуть новые силы, резервы, не получилось. План «русского блицкрига» рушился. Ни один из трёх отрядов не мог нанести решительного поражения врагу. На главном адрианопольском направлении находился наиболее слабый из всех отрядов — Передовой. Он не мог самостоятельно прорваться к Адрианополю. Кроме того, небольшой Передовой отряд оказывался в опасном положении, если главные силы задерживались, а противник успевал перебросить к Балканам резервы.

Также сказывались ошибки предвоенного планирования, что отразилось на мобилизации и развёртывании Дунайской армии. Противника недооценили, свои силы переоценили, в результате сил Дунайской армии оказалось недостаточно чтобы одновременно обеспечить фланги и бросить мощную ударную группу войск на Адрианополь — Константинополь. Только позже на Балканский театр военных действий были назначены дополнительные силы, но и их оказалось недостаточно, и они запаздывали к началу решительного наступления. Кроме того, русское командование было под впечатлением катастрофы французской армии во главе с императором Наполеоном III под Седаном, и опасалось такого сценария. Чтобы застраховать себя от всякой возможности повторения такой трагедии, русское командование выделило более 50% сил Дунайской армии для обеспечения флангов. А войск для решительного броска через Балканские горы не осталось, 4-й и 11-й корпус ещё не подошли, заблаговременно не создали группу войск второго эшелона и стратегический резерв для развития наступления на главном направлении. Совершенно избыточные силы защищали побережье Чёрного моря (7-й и 10-й корпуса). В результате русская Дунайская армия, перейдя в наступление, оказалась неспособной в ходе летней кампании нанести глубокий и решительный удар в самый благоприятный для нее момент, когда турецкая армия к встрече этого удара ещё не была готовой. Русское верховное командование не использовало шансы для того чтобы разгромить Турцию в ходе одной летней кампании.

Стоит отметить, что прорыв русской армии через Дунайский рубеж, на который возлагали большие надежды, вызвал большое потрясение в Константинополе. Хотя изначально верховное турецкое командование и планировало заманить русских в глубь Болгарии, чтобы нанести мощные фланговые удары (образовать «Балканские Канны»), разбить и отбросить за Дунай войска противника. На главнокомандующего Абдул-Керима-пашу посыпались жесткие упреки в том, что он пропустил русские войска через Дунай. Только теперь турецкое верховное командование заметило, что турецкие войска не сосредоточены и что общего резерва, чтобы остановить прорыв врага на Константинополь, нет. Турки боялись, что русские уже на пути к Софии и Адрианополю, а сил, чтобы остановить их, нет.

Турецкое верховное командование предпринимало чрезвычайные меры по собиранию войск. Сосредоточение распыленных войск происходило медленно и с большими трудностями. Турецкая армия не имела хороших коммуникаций. Однако туркам удалось осуществить переброску морем армии Сулеймана-паши из Черногории в Адрианополь, выдвижение войск Османа-паши из Видина к Плевне. Также турецкими войсками были заняты Балканские горные проходы. Султан Абдул-Гамид был крайне недоволен ходом боевых действий на Балканском фронте. «Козлом отпущения» был назначен пожилой главнокомандующий дунайскими силами Турции Абдул-Керим-паша. Его отстранили от командования, отдали под суд и сослали на остров Родос. На его место был назначен Мехмет-Али-паша. Это был османский полководец немецкого происхождения. Ещё мальчиком он сбежал в Турцию, принял ислам и сделал карьеру военного. Воевал против России в Крымскую войну, участвовал в подавлении восстания в Боснии и Герцеговины в качестве командира армейского корпуса. Заодно был снят и заменен и военный министр Редиф-паша за «нерадивое управление армией и незаботливость о ее снабжении».

Таким образом, турецкое верховное командование, пока русские распылили силы и задержались перед Балканами, смогло принять эффективные контрмеры. В течение короткого времени в распоряжении турецкого командования в Болгарии была сосредоточена армия, которая оказалась способной к крупным активным действиям против Дунайской армии, как минимум к активной обороне.


Турецкий главнокомандующий, маршал Мехмед Али-паша (Людвиг Карл Фридрих Детроа)
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Война 1877-1878 гг.

«Константинополь должен быть наш...» 140 лет назад Россия объявила войну Турции
«Турция должна прекратить существование»
Как Англия вела борьбу с Россией с помощью Австро-Венгрии и Турции
Как Россия спасла Сербию от разгрома
Русская армия накануне войны с Турцией
Русский Черноморский флот накануне войны с Турцией
Турецкие вооруженные силы
«Только на берегах Босфора можно действительно сломить владычество турок...»
Турецкое командование собиралось устроить русской армии «балканские Канны»
Как Англия в 1877 году попыталась повторить «крымский сценарий» по разгрому России
Выступление Черногории на стороне России отвлекло крупную группировку турецкой армии
Битва за Дунай
Битва за Дунай. Ч. 2
Штурм Ардагана
Драмдагское и Даярское сражения. Неудача русской армии у Зивина
140 лет героической обороны Баязета

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 11 июля 2017 08:12
    Даже если "блицкриг" удался,закончилось бы всё Берлинским конгрессом...
    1. Trapper7 (Дмитрий) 11 июля 2017 09:04
      Все зависело от успехов в действиях, быстроты и главное - наличие упорства в достижении цели. При быстром захвате Стамбула, установить мощные береговые орудия и обезопасить себя от флота... а против сухопутной русской армии, (в случае) устроившей быстрый разгром турок, вряд-ли кто стал бы связываться. Франция была разбита, Пруссия нуждалась в поддержке России, ни Англия, ни А-В не стали бы воевать против России даже вдвоем.
      ИМХО конечно)))
    2. alatanas (Александър Атанасов) 11 июля 2017 14:22
      Берлинский договор, являлся результатом предварительных уговорок м/у Австро - Венгрией и Россией о неучастии Австро-Венгрии в конфликте с турками.
  2. Trapper7 (Дмитрий) 11 июля 2017 09:21
    Наверное эта война была последним реальным шансом занять проливы и изменить весь ход мировой истории. Если немного пофантазировать и предположить, то...
    1. Быстрый разгром турецкой армии поднимает до небес военный престиж России - воевать против такой армии просто так нельзя, а сформировать новую антирусскую коалицию в тот момент было решительно невозможно.
    2. Захват проливов не только обеспечивал безопасность юга России и но и давал возможность маневра флотом - русско-японская война в таких условиях могла принять совсем иной оборот.
    3. Если уж совсем мечтать, то наличие русских владений на Балканах вполне могло удержать Болгарию и Сербию от взаимных конфликтов, привести к созданию лояльного России Балканского союза либо вообще к принятию Русским императором титула царя Болгарского и короля Сербского... с включением областей в состав Империи))))) первая мировая в таких условиях была бы принципиально невозможна - А-В была бы разгромлена в течение пары месяцев.
    4. дополнительные поступления в казну от торговли через Босфор вполне могли подстегнуть экономику России.
    1. Cartalon (Михаил) 11 июля 2017 11:41
      В случае захвата приливов Британия начала бы войну даже без союзников, так что так легко бы не прокатило, Ну и Александр второй и Горчаков и Милютин не Наполенами ни Бисмарками не были.
      1. Trapper7 (Дмитрий) 11 июля 2017 14:01
        возможно, возможно. Во всяком случае мы этого уже не узнаем)))
        1. Карен (Карен) 15 июля 2017 21:44
          И при Керенском было всё сделано для взятия Стамбула, отсюда.., большевики продали победы
    2. pytar (Боян Иванов) 22 января 2018 23:11
      Наверное эта война была последним реальным шансом занять проливы и изменить весь ход мировой истории.

      Второй такой шанс Россия проиграла, в 1913 г.! И могла сделать это через болгарской армии! Когда болгары сметая османских армиях на Болканов, дошли на 38 км от Константинополя и готовились его штурмовать! Они заявляли, что отдадут города потом Россию, но... Россия тогда не позволила такое развытие! Сазонов прям заявил - "Кто если не мы имеем право взять Константинополя?! Никто другой!".
      1. Trapper7 (Дмитрий) 25 января 2018 09:44
        Знаете, та политическая кухня, что варилась в тот период в Европе мне трудно понятна и еще более труднообъяснима. И одно из таких недоразумений (хотя больше подходит слово "трагедия") - это вторая балканская. Я далек от обвинения Болгарии в чем-либо, слишком все там запуталось, слишком велики были у всех амбиции, просто грустно от того, что все так получилось, а итог - Первая мировая, где русские и болгары сидели в окопах по разные стороны линии фронта(((
        1. pytar (Боян Иванов) 25 января 2018 16:41
          Вы прав! В смутного периода прежде ПМВ, многое чего натворилось! Вторая болканская превратилась для Болгарии в первая национальная катастрофа после Освобождения от Османского ига! Не скажу, что у Болгарии были какието великие амбиции! Это видно по териториального обхвата военных действий. Практически все они велись на територии где болгарское население было болшинства! Национальны идеал и цель для болгарской нации после 1878 г. стало освобождение оставшиеся под османам треть болгарского народа и територии на которые болгары проживали 13 веков! Никаких завоевательные цели по отношением к другими народами Болгария не ставила! По сути Болгария хотела дозакончить освободильное дело Русских, начатое в 1877 г. и незавершенное из за оппозицию Западных странах! В Болгарии обоснованно критикуют позиции России во время Второй болканской войне и в ПМВ, так как она драстично противоречила с болгарских национальных идеалов! Во время ПМВ Россия отправила экспедиционные части в Добружди и Македонии, где они воевали против нас вместе с нашими злейшими врагами! Это был период, в которой у традиционно руссофилского болгарского общество наступило отрезвление, насчет российских целей по отношение к Болгарии. Раншний идеализм ушел! Та российская позиция, кстати противоречила и с целях декларированные самой России во время русско-турецкой войне в 1877!
Картина дня