100 лет Ледовому походу Балтийского флота

100 лет назад, в феврале—мае 1918 года, состоялся знаменитый Ледовый поход Балтийского флота. Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт. Уникальной операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный.

Предыстория

К началу 1917 года Балтийский флот насчитывал около 100 тыс. человек из них около 80 тыс. матросов, до 700 боевых и вспомогательных кораблей (в том числе 8 линкоров, 9 крейсеров, 68 эсминцев, 28 подлодок и др.). Главными базами Балтфлота были: Кронштадт, Гельсингфорс, Свеаборг и Ревель. Штаб командования Балтийского флота находился в Хельсинки.


Матросы-балтийцы приняли активное участие в Октябрьской революции и последующих событиях, воюя за советскую власть. 26 октября 1917 г. по указанию В. И. Ленина моряки — делегаты II съезда Советов создали Военно-морской революционный комитет — первый советский общефлотский орган. Наркомом по морским делам, председателем Центрального комитета Балтийского флота (Центробалта) был назначен П. Е. Дыбенко. В условиях продолжавшейся войны с Германией основная часть корабельного состава Балтийского флота продолжала держать оборону на западных рубежах, базируясь на Гельсингфорс и другие базы Финского залива. Флот должен был защитить Петроград со стороны моря. Однако в условиях развития в стране Смуты, гражданской войны, главную роль приобретало использование революционных матросских отрядов для усиления просоветских частей старой армии и отрядов Красной гвардии в борьбе против сил контрреволюции. Старая имперская армия погибла, новую Красную Армию только начали создавать, боеспособных частей было крайне мало, поэтому моряков активно использовали на сухопутных фронтах.

В частности, для защиты Петрограда от наступления контрреволюционных сил Краснова — Керенского были мобилизованы все боеспособные корабли и части. В дальнейшем силы флота были привлечены к борьбе за упрочение советской власти в Москве, на Украине, на Дону, в Поволжье, Оренбурге и Закавказье. 10 ноября 1917 г. Центробалт постановил сформировать первый матросский отряд для отправки на Дон. Вслед за ним на борьбу с Калединым были направлены новые отряды моряков-балтийцев. 11 января 1918 г. Кронштадтский Совет заслушал сообщение о боевых действиях балтийских моряков на калединском фронте и о необходимости посылки туда дополнительных подкреплений. По решению Совета был сформирован новый матросский отряд под командованием большевика балтийца К. М. Каллиса. 19 января Владимир Ленин подписал документ, удостоверявший, что члены Кронштадтского Совета К. М. Каллис, X. 3. Ярчук и А. Юрков во главе сводного кронштадтского отряда делегируются для помощи войскам, действующим против Каледина. По заданию Ленина сводный отряд красногвардейцев и моряков под командованием большевика мичмана С. Д. Павлова был направлен под Оренбург, где успешно выполнил поставленную задачу по разгрому контрреволюционного мятежа атамана Дутова. Участвовали матросы и в боях на юге России, в Малороссии. Моряки Балтийского и Черноморского флотов приняли участие в установлении советской власти в Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и Мариуполе. По неполным данным, в ноябре 1917 г. — феврале 1918 г. из 130 тыс. человек личного состава военно-морского флота в борьбе с контрреволюцией участвовало 40 тыс. моряков.

Кроме того, моряки участвовали в сдерживании противника на западном направлении. Так, в феврале — марте 1918 для борьбы с войсками Германии под Ревель, Псков и Нарву направлено 9 отрядов и групп моряков Балтийского флота (свыше 3 тыс. человек). 29 января (11 февраля) 1918 года был издан декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ).

Тем временем ситуация на фронте с Германией и в Финляндии была крайне опасной. Мирные переговоры с Германией затягивались, военные действия могли в любой момент возобновиться. Сложная ситуация была в Финляндии. Финский Ландтаг в декабре 1917 года провозгласил полную независимость. В январе 1918 года начались боевые действия между красными и белыми – Гражданская война в Финляндии. Финские националисты в этот период сделали ставку на Германию и обратились за помощью к немцам. Одновременно белофинское правительство подписало соглашение со Швецией о согласованных действиях, в частности, об отторжении от России Аландских островов. 15 февраля 1918 года у Аландских островов появился шведский флот под командованием вице-адмирала Эренсверда. 22 февраля советское правительство вынуждено было объявить эвакуацию русских сил с островов.


Ледокол "Ермак"

Ледовый поход

18 февраля Германия нарушила перемирие с Советской Россией и начала наступление по всему фронту от Балтики до Чёрного моря. Над Балтийским флотом, сосредоточенным в Ревеле (Таллин) и Гельсингфорсе (Хельсинки), то есть в Прибалтике и Финляндии, нависла большая опасность. Германцы получили возможность одним ударом захватить две главные базы Балтийского флота и сами корабли, так как льды, сковавшие залив, исключали, по их мнению, возможность ухода кораблей. После этого под ударом с моря оказывалась уже русская столица – Петроград.

Однако расчёты противника провалились. Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля Коллегия морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 20 февраля ледокол «Волынец» (изначально назван «Царь Михаил Фёдорович», переименован в «Волынец» в честь поддержавшего Февральскую революцию Волынского полка) отбуксировал из Ревеля к Гельсингфорс три подводные лодки. Ледокол «Ермак» 21 и 22 февраля вывел ещё две подводные лодки и два транспорта с военными грузами.

Германские войска были уже под Ревелем. В ночь на 24 февраля германцы по льду попытались подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей. Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушёл караван боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов. В этот же день «Волынец» и «Ермак» вместе с портовыми ледоколами «Огонь» и «Тамар» вывели на ревельский рейд крейсера «Олег», «Рюрик», «Богатырь», «Баян», «Адмирал Макаров» и ряд других кораблей. Перед оставлением города группа подрывников из минной школы во главе с Р. Р. Грундманом взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. 25 февраля германцы начали вступать в город, но к этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начали движение к Гельсингфорсу. Немецкая авиация атаковала колонну кораблей. На транспорте «Рига» начался пожар, но его смогли потушить.

Ледовый поход проходил в очень сложных условиях. Толщина льда была свыше 70 см – серьёзная задача даже для ледоколов. Дорогу прокладывал «Ермак», за ним осторожно двигались крейсера. Малые корабли и подлодки шли на буксире. Трудности зимнего перехода усугублялись ещё тем, что на кораблях в условиях революционного лихолетья отсутствовало до 60 – 80 % экипажа. Многие офицеры разбежались или были убиты, матросы и унтера воевали на суше за советскую власть. Поход длился свыше двух суток – первые корабли прибыли в Гельсингфорс утром 27 февраля 1918 года. В пути погибла только одна подлодка «Единорог», её раздавили льды, но экипаж спасли.

Всего из Ревеля увели 56 кораблей. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и 8 старых подводных лодок. Таким образом, первый этап тяжелых испытаний балтийские моряки выдержали с честью, спасли корабли от захвата врагом. А опыт, приобретённый в этом походе, вскоре пригодился снова.

3 марта 1918 года был подписан Брестский мирный договор. По мирному соглашению русский флот должен был покинуть Финляндию. В противном случае, если он там оставался, корабли подлежали разоружению и интернированию. То есть, по сути, флот становился добычей Германии, так как белофинны были верными сателлитами германцев. 5 марта германский флот под командованием контр-адмирала Г. Мюрера (2 линкора, 4 эсминца, тральщики и вспомогательные суда) прибыл к Аландским островам, которые в дальнейшем использовались как база для германской интервенции в Финляндию. 3 апреля на полуострове Ханко высадилась немецкая Балтийская дивизия (12 тыс. бойцов). 7 апреля в районе Ловиисы высадился отряд полковника Бранденштейна (около 3 тыс. штыков и 12 орудий).

Терять флот было нельзя. Он нужен был для защиты Петрограда и как ядро будущего советского флота. Хотя единства в этом вопросе не было. Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий — оставить их для помощи финской Красной гвардии. Британцы же предлагали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику. 6 марта состоялось заседание Совета комиссаров Балтийского флота (эта организация сменила Центробалт), на котором было принято решение о немедленно подготовке к эвакуации флота и базы. Специально для руководства этой небывалой операцией была учреждена должность начальника Морских сил на Балтике с правами командующего флотом, но под контролем комиссаров Совкомбалта. Этот пост занял капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный (1881 – 1918), его заместителем стал капитан 2-го ранга С. В. Зарубаев.

Алексей Михайлович был опытным командиром, участником войны с Японией. Считался одним из лучших специалистов по вопросам связи в военно-морском флоте. В апреле 1913 года произведён в чин капитана 2-го ранга; в 1914 — 1916 гг. — старший офицер линейного корабля «Полтава»; в 1916 — 1917 гг. — командир эскадренного миноносца «Пограничник»; в феврале — мае 1917 года — штаб-офицер для поручений при штабе командующего флотом Балтийского моря; с мая 1917 года — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря; с июля 1917 года — капитан 1-го ранга. После Октября остался на своём посту. В январе 1918 года назначен 1-м помощником начальника военного отдела Центробалта.

Под руководством оставшихся на кораблях офицеров и унтер-офицеров началась энергичная работа. Днем и ночью, без перерывов, приводились в порядок машинные отделения, проверялось различное оборудование, шла загрузка топлива. Первостепенно значение имела работа лоцманов и летчиков, которые должны были определить трассу прохода кораблей через льды. Одновременно ликвидационная комиссия по Финляндии готовила к эвакуации различное имущество, находившееся на складах военно-морской базы.

Первая группа русских кораблей ушла в поход через льды 12 марта 1918 года. В её состав входили наиболее мощные и ценные в боевом отношении корабли: линкоры-дредноуты «Гангут», «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава», крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Путь кораблям прокладывали ледоколы «Ермак» и «Волынец». Этот поход оказался намного тяжелее, чем во время перехода из Ревеля в Гельсингфорс. Теперь толщина льда доходила до 3 метров! Эскадра продвигалась крайне медленно и только днем. Кроме того, матросов и специалистов по-прежнему не хватало, экипажи были укомплектованы только на 20 – 40%. Поэтому на некоторых кораблях матросы находились на вахте бессменно. Особенно тяжело было обслуге машинных отделений и рулевым, так как корабли то и дело меняли курс и скорость – из-за ледовой обстановки. До Кронштадта было всего лишь 180 миль, летом корабли прошли бы это расстояние за 10 -12 часов, а через лед они шли 5 дней, с 12 по 17 марта. Русские матросы совершили настоящий подвиг – ни один корабль не был затерт льдами или хотя бы поврежден.

Выход из Гельсингфорса второго отряда кораблей надолго задержался из-за того, что экипаж ледокола «Волынец» увёл его в Ревель. Откололись от советской власти также экипажи ледоколов «Тармо» и «Черноморский № 1». Когда самый мощный русский ледокол «Ермак» попытался снова прийти в Гельсингфорс, он был обстрелян ледоколом «Тармо» и вынужден был вернуться в Кронштадт. В результате второй отряд смог выйти из Гельсингфорса только 3 апреля. В состав вошли линкоры «Андрей Первозванный» и Республика» (бывший «Павел»), крейсера «Олег» и «Баян», подводные лодки «Тур», «Тигр» и Рысь». Сопровождали эскадру маломощные ледоколы «Силач» и «Город Ревель». Между тем условия похода оказались ещё сложнее, чем у первого отряда. Дрейфующие льдины создавали мощные заторы, непреодолимые для слабых ледоколов. Подводные лодки в любую минуту могли разбить льды. В итоге «Рысь» получила такие тяжелые повреждения, что была вынуждена вернуться в Гельсингфорс. Роль ледокола взял на себя линкор «Андрей Первозванный». Эскадра шла за ним крайне медленно и за три дня добралась всего лишь до высоты острова Родскар. Однако вскоре на помощь отряду пришёл ледокол «Ермак» который прикрывал крейсер «Рюрик». Идти стало легче, хотя льды ещё немало помучили экипажи. Только 18 апреля эскадра прибыла в Кронштадт. Таким образом, крупнейшие корабли Балтийского флота оказались в безопасности.

Третий отряд кораблей был самым многочисленным – 184 вымпела: эсминцы, миноносцы, подводные лодки, минные заградители, тральщики, сторожевые корабли и т. д. Кроме того, нужно было увести десятки судов торгового флота. Все корабли и суда пошли иным маршрутом, нежели прежде. Льды уже пришли в движение и путь по центру Финского залива для небольших кораблей и судов стал смертельно опасным. Поэтому Щастный и Зарубаев решили вести третий отряд так называемым «стратегическим фарватером» — он пролегал по окраине шхер в северной части залива. Ледяной панцирь там был ещё целым, притом более тонким, что имело серьёзное значение, так как приходилось рассчитывать только на маломощные портовые ледоколы.

Корабли вышли из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Первая группа (8 подводных лодок и 2 парохода) застряли во льдах южнее Котки. Из ледового плена их освободили корабли второй группы (6 транспортов, 5 тральщиков и 2 подлодки), после этого две группы пошли вместе. Рано утром 11 апреля ушли сразу 100 кораблей, последним ушёл во второй половине дня отряд миноносцев. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет». На подступах к городу были уже немецкие войска. Город был захвачен 14 апреля.

Корабли и суда шли по длинной трассе вдоль финского побережья. Их не раз обстреливала финская артиллерия, но они продолжали путь. Большинство кораблей третьего отряда пришли в Кронштадт 16 – 18 апреля, оставшиеся – 22 апреля. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на сложность перехода, враждебную обстановку и нехватку экипажа.

100 лет Ледовому походу Балтийского флота


Итоги

Ледовый поход стал беспрецедентным событием в мировой военно-морской истории. Русские моряки внесли ещё одну сланую страницу в морскую летопись России. Балтийский флот был спасен. Также вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другие военные материалы. В Финляндии остались лишь недостроенные сторожевики и тральщики, а также несколько малых судов с предельно изношенными механизмами и торговые суда. Часть судов немцы в мае вернули.

К сожалению, этот подвиг не принёс заслуженной славы фактическому руководителю Балтийского флота. 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого и на основании материалов, подготовленных Военным контролем: «за преступления по должности и контрреволюционные действия». В этот период Троцкий отдал приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению, чтобы они не достались противнику (существовала возможность захвата германской армией Петрограда и Новороссийска). Чтобы лишить матросов-балтийцев, возмущенных этим решением, лидера, Щастного вызвали в Москву и арестовали. 22 июня Алексей Щастный был расстрелян. Фактически «агент влияния Запада» Троцкий погубил русского офицера «за спасение Балтийского флота». В 1995 году Щастный был официально реабилитирован.


Капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Щастный, начальник Морских сил (наморси) Балтийского флота, на палубе посыльного судна «Кречет» во время Ледового похода
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вышибала Офлайн
    Вышибала 13 марта 2018 06:23
    +15
    Героическая страница флота
    С грустным концом для героев
  2. Korsar4 Офлайн
    Korsar4 13 марта 2018 06:29
    +3
    Поход героический. Но, опять же, почему:

    1. Брестский Мир - оставление всего и вся.
    2. "Прикладами гонишь седых адмиралов
    Вниз головой
    С моста в Гельсингфорсе" (с).

    А потом - и лёд преодолеем, и вахты без смены.

  3. амурец Офлайн
    амурец 13 марта 2018 06:36
    +3
    Корабли и суда шли по длинной трассе вдоль финского побережья. Их не раз обстреливала финская артиллерия, но они продолжали путь. Большинство кораблей третьего отряда пришли в Кронштадт 16 – 18 апреля, оставшиеся – 22 апреля. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на сложность перехода, враждебную обстановку и нехватку экипажа.
    Вот как образно описывал своё участие в "Ледовом походе" Л. Соболев:Тогда - в апреле - тяжелые льды закрывали Гельсингфорсскую гавань и тяжелые шаги маннергеймовских отрядов звучали у самой гавани. Финская революция была задавлена интервентами, и Балтийский флот лишался своей базы. Корабли надо было спасти, надо было вывести их через льды в Кронштадт. Без машин, почти без топлива балтийцы уводили корабли - все, которые хоть как-нибудь могли двигаться. Линкоры и крейсера, миноносцы и подлодки шли по пробитой ледоколом "Ермак" ледяной дороге.
    Но мы двигаться не могли: на "Орфее", эскадренном миноносце, был погнут левый гребной вал, а в правой турбине была "капуста" - лопатки ее были смяты осенней аварией. Мы стояли в Южной гавани Гельсингфорса, в центре города, и смотрели на уходившие своим ходом корабли Балтийского флота. До 12 апреля мы не знали, каким образом удастся нам спасти наш корабль от напора призванных финской буржуазией германских войск под командованием генерала Маннергейма. Часть команды перешла на "Стерегущий": на нем было лишь четыре человека, но машины кое-как вертелись. Ушел на наших глазах и "Стерегущий" - медленно, малым ходом, едва расталкивая разбитые кораблями льдины...Его крик был подхвачен густым и хриплым гудком. Мы оглянулись - к нам подходил грязный пузатый транспорт под советским флагом.
    Такие корабли в старое время имели в военном флоте презрительное наименование "бандура". Их еще звали "купцами" или "транспортюгами". И вот такая "бандура" с парадным ходом в шесть узлов подошла к изящному и стройному, но обезноженному миноносцу. Человек в немыслимой лохматой робе кинул к нам на бак бросательный конец. Тонкая его змейка привела к нашим кнехтам шестидюймовый трос, "бандура" дала ход, и Гельсингфорс стал медленно отходить вместе с белофиннами, которые уже посматривали на одинокий советский миноносец... Двенадцать долгих и трудных суток мы шли на буксире "Бурлака". Он раздвигал своим широким пузом разбитые "Ермаком" льды, спасая собственными бортами тонкие и изящные обводы военного корабля. Я не видал потом нигде этого транспорта. Но навсегда осталась в моей памяти его широкая и грязная корма...
    В ледовом походе торговый флот оказал военному неоценимую услугу. Его ледоколы "Ермак", "Аванс" и другие разбили лед для прохода линейных кораблей, крейсеров, эсминцев. За крепкими корпусами транспортов "Люси", "Бурлака", "Иже", "Веди" и десятков других пробились сквозь лед миноносцы и подводные лодки. "
  4. Ольгович Офлайн
    Ольгович 13 марта 2018 07:23
    +5
    . В условиях продолжавшейся войны с Германией основная часть корабельного состава Балтийского флота продолжала держать оборону на западных рубежах. Однако в условиях развития в стране Смуты, гражданской войны, главную роль приобретало использование революционных матросских отрядов для усиления просоветских частей старой армии и отрядов Красной гвардии в борьбе против сил контрреволюции

    Во как: не с оккупантами воевать, а.....со своими. fool С оккупантами-декрет о мире, со своими -война.
    Старая имперская армия погибла, новую Красную Армию только начали создавать

    Чем же она "новая"? Там разве не те же солдаты были? Не те же офицеры? request

    Щастному-вечная память и благодарность за спасение флота.
    1. avt Офлайн
      avt 13 марта 2018 09:46
      +10
      Цитата: Ольгович
      Щастному-вечная память и благодарность за спасение флота.

      Ну что тут скажешь - ,,Люди холопского звания сущие псы иногда, чем тяжелей наказание , тем им милей господа". Холоп , даже если он себя дворянином назовет , холопом и останется , если аки Михайло Ломоносов , жажды стать интеллектуалом не воспылает . Статья жиденькая negative Не лучше предыдущей здесь на сайте выложенной .
      Одновременно белофинское правительство подписало соглашение со Швецией о согласованных действиях, в частности, об отторжении от России Аландских островов. 15 февраля 1918 года у Аландских островов появился шведский флот под командованием вице-адмирала Эренсверда. 22 февраля советское правительство вынуждено было объявить эвакуацию русских сил с островов.
      Автор что ? Не в курсе того как там взорвали корабли ?? Так на память подлодки АГ , самые новые . Хероический Щастный даже не предпринял попытки послать ледоколы для вывода в Гельсингсфорс . Опять же уже ранее говорил - почему Щастный не организовал охрану наиболее ценных на тот момент кораблей - ледоколов ? Да только за угон одного Тармо , второго по мощности после Ермака , что стоит в Финляндии на музейной стоянке,его надо было к стенке поставить ещё там в Гельсингсфорсе !Автор не ,,в кугсе" сколько угнали ледоколов ??Автор позиционирует себя как историка , ну так вскрывай подоплёку взаимоотношений по теме между ,,Кречетом" и ,,Штандартом".
      Цитата: амурец
      Такие корабли в старое время имели в военном флоте презрительное наименование "бандура". Их еще звали "купцами" или "транспортюгами". И вот такая "бандура" с парадным ходом в шесть узлов подошла к изящному и стройному, но обезноженному миноносцу. Человек в немыслимой лохматой робе кинул к нам на бак бросательный конец.

      А ведь это было решение Центробалта ! Щастный и его команда изначально были против привлечения команд и судов торгового и вспомогательного флота и это при существенном некомплекте экипажей из за дезертирства . Наконец , ну коли автор таки взялся описывать
      Корабли вышли из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Первая группа (8 подводных лодок и 2 парохода) застряли во льдах южнее Котки.
      Прям таки покорабельно эшелоны выводимые с Гельсингсфорса , То отчего бы не предать гласности изначальный план Щастного и списки кораблей которые по оному плану должны были быть выведены ( а хрэн бы даже их вывели , если благодаря Центробалту не ввели дополнительную охрану оставшихся ледоколов вопреки Щастному), а какие оставлялись практичеси немцам . Тогда хероический образ напрасно реабилитированного врага советской власти и образ спасителя флота как то резко блекнет .Так что формулировка Троцкого
      «за преступления по должности и контрреволюционные действия»
      вполне ёмкая и отражает деяния героя повествования , панегирики коему тут поются уже хором . Троцкий был кем угодно , но не дуpаком и уничтожителем военспецов из офицеров царской армии . Разбор Ледового похода был серьёзный и выводы по нему сделали вполне адекватные . ,,В те времена далёкие , теперь почти былинные" и за меньшее можно было в трибунал без обжалования , да ещё и в кратчайшие сроки пулю получить.
      1. Ольгович Офлайн
        Ольгович 13 марта 2018 11:48
        +2
        Цитата: avt
        Холоп , даже если он себя дворянином назовет , холопом и останется

        Любой холоп, кляня дворян, совсем не против был стать этим самым ....дворянином. И зверствовал (если становился) во сто крат хуже.
        Цитата: avt
        почему Щастный не организовал охрану наиболее ценных на тот момент кораблей - ледоколов ? Да только за угон одного Тармо

        К чему эти сопли по поводу Тармо: потерявши голову , по волосам не плачут.
        Tarmo был заказан ФИНСКИМ Сенатом и оплачен финскими марками, СНК признал независимость Финляндии еще в декабре 1917 . В любом случае была договоренность между СНК и Финляндией о ПЕРЕДАЧЕ ледокола Финляндии после перехода флота в Кронштадт.
        Финны взяли его немного раньше-суть от этого не поменялась. request
        Щастный сделал максимум, что было возможных в условиях большевистского бардака и флот в Кронштадт-привел. Это факт. .
        Цитата: avt
        Так что формулировка Троцкого
        «за преступления по должности и контрреволюционные действия»
        вполне ёмкая и отражает деяния героя повествования

        Кто такой Бронштейн? belay Щастного был судим Революционным трибуналом при ВЦИК.
        В приговоре этого т.н.суда было четко писанино, за что его убивают: за то, что
        "он, Щастный, вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров , лживо внушал, что Советская власть безучастно относится к спасению флота
        и прочий аналогичный обычный большевистский бред.
        Ни слова о плохом руководстве в период переходов там НЕТ.
        Цитата: avt
        Троцкий был кем угодно , но не дуpаком

        Если не д.урак, то чего же ледорубом по головке-то получил? belay

        Цитата: avt
        Центробалта !

        "классный " lol орган lol .!
        Недаром его председатель нарком Дыбенко (незнающий "американского языка" lol в 1937г) поолучил пулю в голову, как американский Шпион. Тоже, видно, был.
        Цитата: avt
        не дуpаком

        lol
        1. avt Офлайн
          avt 13 марта 2018 13:28
          +6
          Цитата: Ольгович
          Tarmo был заказан ФИНСКИМ Сенатом и оплачен финскими марками,

          bully А вот и шулера из клуба дворянского собрания Пролетарского района прорезались с ,,фактами" bully Ну стал быть по шулерской логике миноносец ,,Эмир Бухарский "надо было в пустыню отправить .А как же злокозненные большевики не отдали финнам миноносец ,,Финн" на деньги финнов построенный, за заложенный в той самой Финляндии? wassat .
          Цитата: Ольгович
          В любом случае была договоренность между СНК и Финляндией о ПЕРЕДАЧЕ ледокола Финляндии после перехода флота в Кронштадт.

          bully Какой только бред не придумают интеллигенты , да ещё дворянствующие , чтобы не признавать фактов объективной реальности - Тармо был захвачен и уведён к белофинам вполне себе конкретным офицером бывшего императорского флота со товарищи и фамилия вполне себе известна, но сие есть факт для шулеров не нужный .Им нужно гундеть о передаче кораблей флота прибалтам , которые на поверку оказались портовыми земснарядом и шаландами мобилизованными Главное доказать что это большевики сами угоняли ледоколы .Списочек поискать неохота ? Только про Тармо что то удалось наскрести ?
          Цитата: Ольгович
          Щастный сделал максимум, что было возможных в условиях большевистского бардака и флот в Кронштадт-привел. Это факт. .

          ФАКТ то , что флот в Кронштадт привели вопреки плану Щастного и саботажа офицеров , что вполне себе объяснимо в условиях гражданской войны. Кстати , ну что ? Слабо
          Цитата: avt
          отчего бы не предать гласности изначальный план Щастного и списки кораблей которые по оному плану должны были быть выведены ( а хрэн бы даже их вывели , если благодаря Центробалту не ввели дополнительную охрану оставшихся ледоколов вопреки Щастному), а какие оставлялись практичеси немцам

          Ссыкотно образ ,,спасителя" флота разрушить вполне себе конкретными фактами , а не думками которыми богатеете?А зря , весьма интере-е-е-сный факт в противостоянии ,,Кречета" со ,,Штандартом" но судя по
          Цитата: Ольгович
          Недаром его председатель нарком Дыбенко (незнающий "американского языка" в 1937г) поолучил пулю в голову, как американский Шпион. Тоже, видно, был.

          bully Ну это даже круче ,,признание -царица доказательств" от Вышинского! Оказывается, по мнению самозванных дворян , шпиён таки обязан знать язык страны ,агентом которого он был завербован! fool Тут только медицина способна помочь.Так что лучше не ищите .
          1. Гопник Офлайн
            Гопник 13 марта 2018 14:01
            +2
            Цитата: avt
            .Им нужно гундеть о передаче кораблей флота прибалтам , которые на поверку оказались портовыми земснарядом и шаландами мобилизованными


            Эко у клоуна полыхает-то, когда его поймали на некомпетентности и ткнули мордочкой, до сих пор не отпускает laughing Диван не прожгло? laughing
            1. avt Офлайн
              avt 13 марта 2018 14:12
              +5
              Цитата: Гопник
              Эко у клоуна полыхает-то, когда его поймали на некомпетентности

              То то я смотрю мордочка вылупилась в ,,компетентности" понятия кораблей и судов bully Заёрзала гопота , в попыхах своё дерьмо за чужое выдать . bully Список давай КОРАБЛЕЙ Балтфлота , переданных большевиками прибалтам , потом будешь ухахатываться . А пока -брысь отсюда поисковиком работать
              1. Гопник Офлайн
                Гопник 13 марта 2018 14:35
                +1
                Клоун, не съезжай, и так смешно выглядишь laughing и сразу узнаваемая копрофильная лексика поперла, социально и классово близкая laughing
                1. avt Офлайн
                  avt 13 марта 2018 14:59
                  +5
                  Цитата: Гопник
                  лексика поперла, социально и классово близкая

                  Ты чьих будешь ? Чей холоп спрашиваю .
                  1. Гопник Офлайн
                    Гопник 13 марта 2018 15:20
                    +1
                    Помериться баринами захотел? Обломись, я, в отличие от тебя, не холоп laughing
          2. амурец Офлайн
            амурец 13 марта 2018 14:19
            +6
            Цитата: avt
            ФАКТ то , что флот в Кронштадт привели вопреки плану Щастного и саботажа офицеров , что вполне себе объяснимо в условиях гражданской войны. Кстати , ну что ? Слабо

            Вот вам в помощь воспоминания адмирала Исакова что творилось В Гельсигофорсе в апреле 1918 года:"А к Гельсингфорсу приближались немцы и егеря. Кто-то разбросал в порту анонимную листовку. Она сулила денежную награду каждому, кто будет содействовать сдаче кораблей Германии. На «Полярную звезду» в Центробалт и на штабной «Кречет» пожаловали представители от местных банков — банки, оказывается, охотно купят русские корабли для финского правительства. Какого, красного?.. Нет, «для законного правительства Финляндии».
            Началась подвижка льдов, опасная для хрупких корпусов кораблей минной и сторожевой дивизий. Но кроме «Ермака» почти не осталось ледоколов. «Волынец» тоже захвачен белыми, теперь он служит линейной эскадре Маурера, ее ждут не дождутся егеря и финские правители. Команда ледокольного буксира «Нарген» отказалась идти в Кронштадт — пришлось ее заменить военными моряками, ослабив и без того малолюдные корабли.
            Немцы требовали распустить команды всех советских кораблей, снять с них мины, заряды, замки орудий, все сгрузить на одну баржу для передачи Германии как трофея, а на судах оставить только охрану— на «Изяславе», как и на других эсминцах, десять человек. И ждать эскадру Маурера.
            Англичане поспешили вывести на рейд свои подводные лодки и демонстративно затопили их. Они хотели взорвать и военный транспорт «Obsidian» («Обсидиан») наполовину разграбленный: на нем было имущество Балтфлота, оружие, боеприпасы, обмундирование. Небольшой десант спас «Обсидиан» от уничтожения."
            http://www.moremhod.info/index.php/text/44/196-is
            akov?start=20
            1. avt Офлайн
              avt 13 марта 2018 15:12
              +7
              Цитата: амурец
              Немцы требовали распустить команды всех советских кораблей, снять с них мины, заряды, замки орудий, все сгрузить на одну баржу для передачи Германии как трофея, а на судах оставить только охрану— на «Изяславе», как и на других эсминцах, десять человек. И ждать эскадру Маурера.

              yes Всё так ! В соответствии с Брестским миром сепаратным, корабли ДОЛЖНЫ были оставаться в пунктах базирования. Так что большевики уводили из Ревеля и Гельсингсфорса корабли вопреки подписанным соглашениям .А Саблин саботировал приказ затопить корабли в Новороссийске и по факту сдал часть эскадры немцам . Всё было ну о-о-очень сложно , отнюдь не как борьба рыцарей в белых одеждах супротив тёмных сил.
              Цитата: амурец
              Но кроме «Ермака» почти не осталось ледоколов. «Волынец» тоже захвачен белыми,

              Кстати ! Весьма интересная судьба ледокола -построенный в Германии как ,,Михаил Федорович" (стал быть по логике Ольговича должен был быть передан немцам wassat )после угона до 22 года был у белофиннов, затем передали эстонцам и ...в 41 вернулся в СССР и стал опять ,,Волынцем".Да ! А разве тогда Центробалт не на ,,Штандарте " был ? Вроде перебраться уже должны были с ,,Полярной" .Но с Исаакяном спорить не буду. bully
              1. Гопник Офлайн
                Гопник 13 марта 2018 15:23
                +1
                Цитата: avt
                судьба ледокола -построенный в Германии как ,,Михаил Федорович" (стал быть по логике Ольговича должен был быть передан немцам )


                ну ты клоун laughing отлично же понял, что Ольгович написал (не настолько же туп, надеюсь), но начинаешь дурака включать и паясничать laughing
                1. avt Офлайн
                  avt 13 марта 2018 15:25
                  +4
                  Цитата: Гопник
                  но начинаешь дурака включать и паясничать

                  Брысь под лавку
                  сущеглупый холоп
                  и не вылезай , пока списка переданных кораблей прибалтам большевиками не предоставишь.
                  1. Гопник Офлайн
                    Гопник 13 марта 2018 16:19
                    +1
                    Клоун, ты смешон laughing Не тебе, что-то мне тут "брыськать".Облажался, так умей признать. Передавали большевики прибалтам ледоколы Балтфлота, хотя ты и не желал этого признавать.
                    1. avt Офлайн
                      avt 13 марта 2018 16:23
                      +6
                      Цитата: Гопник
                      Передавали большевики прибалтам ледоколы Балтфлота,

                      Сущеглупый холоп ! Ты как царю челобитную подаешь !? Список кораблей переданных большевиками давай, а не балаболь тут ни о чём . Али грамоте не обучен и не знаешь что есть список? Так брысь под лавку на конюшню .
                      1. Гопник Офлайн
                        Гопник 13 марта 2018 16:43
                        +2
                        Эх ты лапоть laughing а список личного состава не желаете? laughing
          3. Ольгович Офлайн
            Ольгович 14 марта 2018 10:33
            +1
            Цитата: avt
            А вот и шулера из клуба дворянского собрания Пролетарского района прорезались с ,,фактами"

            О,свидетели илича подтянулись! lol
            Цитата: avt
            .А как же злокозненные большевики не отдали финнам миноносец ,,Финн"на деньги финнов построенный, за заложенный в той самой Финляндии?

            КОМУ он был нужен? belay Он был списан через пару лет.

            Цитата: avt
            Какой только бред не придумают интеллигенты , да ещё дворянствующие , чтобы не признавать фактов объективной реальности - Тармо был захвачен и уведён к белофинам вполне себе конкретным офицером бывшего императорского флота со товарищи и фамилия вполне себе известна, но сие есть факт для шулеров не нужный

            Объективная реальность в том, что задолго ДО этого СНК согласовал передачу Тармо финнам. И не белофиннам, а ЗАКОННОМУ, признанному инотуристом правительчтву Финляндии.
            Цитата: avt
            Главное доказать что это большевики сами угоняли ледоколы

            Угоняли?! belay fool РАЗДАВАЛИ -налево и направо -корабли, земли, людей, имущество, золото России
            Цитата: avt
            ФАКТ то , что флот в Кронштадт привели вопреки плану Щастного и саботажа офицеров , что вполне себе объяснимо в условиях гражданской войны.

            Привели ПОД КОМАНДОЙ Щастного и офицеров. Ибо дыбенки в этом не разбирались (даже американский язык не освоили lol )
            Цитата: avt
            а хрэн бы даже их вывели

            Ваши "бы" -стоят меньше ноля.
            Цитата: avt
            Ссыкотно образ ,,спасителя" флота разрушить вполне себе конкретными фактами , а не думками которыми богатеете?

            Вам , очевидно и
            Цитата: avt
            Ссыкотно
            , а для меня Ваши "бы"-фактами не являются
            Цитата: avt
            Оказывается, по мнению самозванных дворян , шпиён таки обязан знать язык страны ,агентом которого он был завербован!

            belay fool lol Мил человек, это ВАШ большевистский нарком ,центробалтист Дыбенко привел этот "железный" lol аргумент ( о незнании американского языка) в пользу того, что он-не американский шпиен. Но другие стальные большевики не приняли его и раскололи, таки, врага народа. .
            Такая вот лютая вражина руководила флотом. yes lol
  5. parusnik Офлайн
    parusnik 13 марта 2018 07:40
    +2
    К сожалению, этот подвиг не принёс заслуженной славы фактическому руководителю Балтийского флота.
    [quote][/quote]
    [b][/b]...К сожалению....
  6. rkkasa 81 Офлайн
    rkkasa 81 13 марта 2018 09:06
    +3
    Кому действительно интересно, за что большевики расстреляли Щастного, рекомендую не слушать байки про агента влияния Троцкого, а посмотреть ролик Егора Яковлева с Кириллом Назаренко :
    https://www.youtube.com/watch?v=LTm7JzPe7l8
    1. avt Офлайн
      avt 13 марта 2018 14:25
      +2
      Цитата: rkkasa 81
      Кому действительно интересно,

      Кому интересно , те должны без экзальтации скурпулёзно анализировать ФАКТЫ , а они вполне доступны , с учётом времени , политической ситуации и военной тоже -Гольц уже давил красных финнов вполне себе успешно. А не выкидывать не вмещающиеся в собственные думки и кидать лозунги , колеблясь с ,,линией партии".К сожалению тема Ледового похода не раскрыта должным образом .
      1. rkkasa 81 Офлайн
        rkkasa 81 13 марта 2018 17:15
        +2
        Цитата: avt
        К сожалению тема Ледового похода не раскрыта должным образом

        Ну так ролик и не посвящен конкретно Ледовому походу. Поэтому тема ЛП затронута вскользь.
        Цитата: avt
        Кому интересно , те должны без экзальтации скурпулёзно анализировать ФАКТЫ , а они вполне доступны , с учётом времени , политической ситуации и военной тоже

        Вот про политическую ситуацию, про военную, про исторический момент, в ролике как раз и рассказывается.
        Цитата: avt
        А не выкидывать не вмещающиеся в собственные думки и кидать лозунги , колеблясь с ,,линией партии"

        Какие еще лозунги и колебания линии партии ?
  7. BAI Офлайн
    BAI 13 марта 2018 10:27
    +3
    Сейчас здесь активизируются граждане, про которых в соседней стать про А. Матросова сказано:
    Наше коммунистическое прошлое – это не хорошо. Это тоталитарно и недемократично. Надо забывать, уважаемые, надо.
  8. uskrabut Офлайн
    uskrabut 13 марта 2018 16:24
    +2
    Много Троцкий бед России принёс, не зря его в америке достали и ликвидировали. Надо бы налаживать в РФ выпуск ледорубов, а то опять предателей много развелось.
  9. Алексей Горшков 15 марта 2018 12:26
    0
    Хорошая статья! Сразу видно - кто патриот России,а кто -"засланный казачок"! Да за одного Щастного "невинно убиенный" Троцкий вполне свой ледоруб заслужил! А ведь ещё была и его откровенно-предательская позиция - "оставить флот для поддержки финских красных" - другими словами - СДАТЬ РУССКИЙ ФЛОТ ВРАГУ ! Всегда меня бесило смешивание в одну кучу под названием "большевики" ВСЕХ !!! И всегда виноватым Сталин оказывается! А не большевик ли Троцкий распорядился расстрелять большевика же (может - и беспартийного,но признавшего Советскую власть,однозначно - красного) Щастного? И не большевик ли Сталин распорядился ликвидировать Троцкого? Какое уж тут единство...