Военное обозрение

Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 9. Выход "Корейца"

81
Итак, 29 января 1903 г «Варяг» прибыл в Чемульпо (Инчхон). До боя, состоявшегося 27 января следующего года, осталось меньше месяца – что произошло за эти 29 дней? Прибыв к месту несения службы, В.Ф. Руднев быстро обнаружил и докладывал о том, что японцы готовятся к оккупации Кореи. В материалах исторической комиссии отмечалось:


«Кап. 1 р. Руднев сообщил в Порт-Артур об устройстве японцами продовольственных складов в Чемульпо, на станции «Jong tong-no» и в Сеуле. По донесениям кап. 1 р. Руднева общее количество всего японского провианта достигало уже 1 000 000 пудов, а патронов было доставлено 100 ящиков. Движение людей было беспрерывное, в Корее насчитывалось уже до 15 тысяч японцев, которые под видом японцев и в короткий срок перед войной расселились по всей стране; число японских офицеров в Сеуле дошло до 100, и хотя японские гарнизоны в Корее остались официально в прежнем количестве, но действительное число гарнизонов было значительно больше. Вместе с тем японцами открыто доставлялись в Чемульпо шаланды, буксирные пароходы и паровые катера, что, как доносил командир кр. «Варяг», ясно указывало на обширные приготовления к десантным операциям… Все эти приготовления слишком ясно указывали на неизбежную оккупацию Кореи японцами».


То же самое передавал и военный агент России в Японии, полковник Самойлов, 9 января 1904 г сообщавший о фрахте многочисленных пароходов, мобилизации дивизий и т.д. Таким образом, подготовка оккупации Кореи не была секретом ни для Наместника, ни для более вышестоящих инстанций, но они продолжали хранить молчание – как мы уже говорили в предыдущей статье, российские дипломаты решили не считать высадку японских войск в Корее объявлением войны России, о чем Николай II и уведомил Наместника. Решено было считать опасным только высадку японских десантов севернее 38-ой параллели, а все, что южнее (включая Чемульпо) таковым не читалось и дополнительных инструкций для стационеров не требовало. Подробнее мы писали об этом в предыдущей статье, а сейчас только еще раз отметим, что отказ от вооруженного противодействия высадке японцев в Корее приняли куда более высокие инстанции, чем командир «Варяга», а полученные им инструкции совершенно запрещали мешать японцам.

Но – вернемся к «Варягу». Вне всякого сомнения, наилучшим способом избежать потери крейсера и канонерской лодки «Кореец» был бы отзыв их из Чемульпо, вместе с посланником России в Корее А.И. Павловым или без него, но этого, к сожалению, сделано не было. Почему так - увы, ответить на этот вопрос весьма затруднительно, и можно только строить догадки. Вне всякого сомнения, если уж решено было считать, что японская высадка в Корее не приведет к войне с Россией, то оснований для отзыва русских стационеров из Чемульпо не имелось – собираются высаживаться японцы, и пусть себе. Но ситуация решительным образом изменилась, когда японцы разорвали дипломатические отношения: несмотря на то, что в Петербурге считали, что это еще не война, риск, которому подвергался крейсер и канонерская лодка, уже явно перевешивал выгоды от нашего военного присутствия в Корее.

Собственно говоря, события развивались так: в 16.00 24 января 1904 г. нота о разрыве отношений была официально получена в Санкт-Петербурге. Что было важно – классическая в таком случае фраза: «Дипломатические отношения с правительством России в настоящее время уже не имеют никакой ценности и правительство Японской империи приняло решение разорвать оные дипломатические отношения» дополнялась весьма откровенной угрозой: «Правительство империи для защиты своего суверенитета и интересов оставляет за собой право действовать по своему усмотрению, считая это наилучшим способом для достижения означенных целей». Это уже было реальной угрозой войны: но она, увы, не была принята во внимание.

Дело в том, что, по озвученным ранее причинам, Россия совершенно не хотела войны в 1904 г и, по всей видимости, не желала верить в ее начало. Поэтому в Санкт-Петербурге предпочли прислушаться к посланнику Японии Курино, который не уставал повторять, что разрыв дипломатических отношений, это еще не война, и все еще можно устроить к лучшему. В результате наше министерство иностранных дел (и Николай II), по сути, позволили себе игнорировать реальность, надеясь на миражи, которые им рисовал японский посланник и в которые им очень хотелось верить. Более того – возникло опасение, как бы «наши герои на Дальнем Востоке не увлеклись внезапно каким-либо военным инцидентом» (слова министра иностранных дел Ламсдорфа). В результате была допущена грубейшая ошибка, которая, возможно, и погубила в итоге «Варяг»: о разрыве отношений с Японией Наместник был извещен Петербургом на следующий же день, 25 января, но вторая часть японской ноты (о «праве действовать по своему усмотрению») в сообщении была опущена, и Е.И. Алексеев ничего об этом не узнал.

Будем откровенными – далеко не факт, что, получив текст японской ноты в полном объеме, Е.И. Алексеев предпринял бы меры по отзыву «Варяга» и «Корейца», а кроме того, для того чтобы эти меры увенчались успехом, следовало действовать молниеносно: при этом известно, что быстрота действия в число достоинств Наместника Е.И. Алексеева не входила. Но все же некоторый шанс был, и он оказался упущен.

Интересно также, как Е.И. Алексеев распорядился полученной им информацией: о разрыве дипломатических отношений с Японией он известил консулов в Гонконге и Сингапуре, уведомил Владивостокский отряд крейсеров и канонерскую лодку «Манчжур», но ничего не сообщил об этом ни Порт-Артурской эскадре, ни посланнику в Корее А.И. Павлову, ни, конечно, командиру «Варяга». Можно лишь предполагать, что Е.И. Алексеев получил задачу «ни в каком случае не провоцировать японцев» и, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло», предпочел ничего не сообщать артурским морякам. Автор настоящей статьи, к сожалению, не смог разобраться, когда узнал о разрыве дипломатических отношений начальник эскадры О.В. Старк и начальник морского штаба Наместника В.К. Витгефт. Возможно, что они также получили эту информацию с запозданием, так что, быть может, упрек Н.О. Эссена (высказанный им в мемуарах) о том, что бездействие последнего и привело к несвоевременному отзыву русских стационеров в Чемульпо и Шанхае (там была канонерская лодка «Маджур»,) не вполне обоснован. Но во всяком случае, известие уже не о разрыве дипломатических отношений, а о начале войны было отправлено в Чифу для «Варяга» только 27 января, после удачной атаки японских миноносцев, подорвавших «Ретвизан», «Цесаревич» и «Палладу» и в день, когда «Варяг» вступил в свой первый и последний бой. Разумеется, это было запоздалое предупреждение.

А что в это время происходило на крейсере? Уже 24 января (в день, когда в Петербурге официально получили уведомление о разрыве дипотношений) командиры иностранных стационеров «по секрету» сообщили Всеволоду Федоровичу Рудневу об этом прискорбном событии. Командир «Варяга» немедленно запросил инструкций у адмирала Витгефта: «достигли слухи разрыва дипломатических отношений; вследствие частой задержки депеш японцами прошу сообщить, было ли нам приказание дальнейших действий», и запрос посланнику А.И. Павлову в Сеул: «Слышал о разрыве дипломатических отношений, прошу сообщить сведения». Однако из Порт-Артура никакого ответа не поступило, а А.С. Павлов ответил:

«Слухи о разрыве распускаются здесь частными лицами. Никакого сколько-нибудь достоверного подтверждения этого слуха не получено. Было бы очень желательным повидаться с Вами, переговорить».


Судя по всему, по получении ответа В.Ф. Руднев отправился первым же поездом в Сеул (выехал утром 25 января 1904 г) и там, в корейской столице, был упущен последний шанс увести русские стационеры из Чемульпо до начала войны.

В ходе беседы быстро выяснилось, что А.И. Павлов, как и В.Ф. Руднев, уже неделю не получал ни ответов на свои запросы, ни каких-либо новых распоряжений. Все это укрепляло во мнении, что японцы перехватывают и задерживают депеши командира «Варяга» и посланника России в Корее: но как должно было выходить из этого положения? В.Ф. Руднев предлагал забрать посланника и консула и немедленно уходить из Чемульпо, однако А.И. Павлов не поддержал такого решения, мотивируя это отсутствием соответствующих указаний своего руководства. Посланник предложил отправить в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец» с донесением – по мнению А.И. Павлова, ее, в отличие от телеграмм, японцы не могли перехватить, а значит, в Порт-Артуре сумели бы сложить два и два и выслать приказы, скажем, миноносцем.

В итоге командир «Варяга», вернувшись на крейсер, тем же днем 25 января распорядился об отправке «Корейца» в Порт-Артур – согласно его приказу, канонерская лодка должна была уйти из Чемульпо утром 26 января. В ночь с 25 на 26 января с рейда ушел японский стационер «Чиода» (строго говоря, правильнее было бы писать «Тиёда», но мы, для удобства читателя, будем придерживаться исторически сложившихся и общепринятых в русскоязычной литературе именований). К сожалению, по невыясненным причинам «Кореец» не ушел утром, как этого требовал В.Ф. Руднев, а задержался до 15.40 26 января и, при попытке выйти, был перехвачен японской эскадрой, следовавшей в Порт-Артур.


Канонерская лодка "Кореец"


Мы не будем во всех подробностях описывать подготовку и нюансы десантной операции, которую готовили японцы. Отметим только, что ее предполагалось произвести в Чемульпо, но лишь при условии отсутствия там военных кораблей русских, в противном случае высаживаться нужно было неподалеку от Чемульпо, в заливе Асанман. Именно там был назначен общий сбор японских кораблей, участвовавших в операции, именно туда ушел «Чиода» с рейда Чемульпо. Но 26 января 1904 г, когда все «действующие лица» были в сборе, командующий операцией контр-адмирал Сотокичи Уриу, понимая, что оккупацию Сеула необходимо осуществить как можно скорее, и получив информацию о том, что русские стационеры ведут себя как обычно и не предпринимают никаких угрожающих действий, принял решение высаживаться в Чемульпо, который, конечно, в качестве места высадки был не в пример удобнее залива Асанман. Тем не менее, японцам, конечно, нужно было считаться с возможностью вмешательства русских кораблей – их следовало по возможности нейтрализовать.

Сотокичи Уриу собрал у себя командиров боевых кораблей и капитанов транспортных судов, перевозивших десант, объявил им план операции и довел до их сведения свой приказ №28. Приказ этот весьма важен для понимания того, что произошло в дальнейшем, поэтому мы приведем его полностью. Хотя некоторые, малозначимые для нашего анализа пункты приказа можно было бы опустить, но во избежание любых спекуляций на эту тему процитируем его без купюр:

«Секретно.
8 февраля 37 год Мейдзи (26 января 1904 г по старому стилю - прим. авт.)
Борт флагманского корабля «Нанива» залив Асанман.

1. Обстановка у противника по состоянию на 23.00 25 января: в бухте Чемульпо по-прежнему стоят на якоре русские корабли «Варяг» и «Кореец»;

2. Пунктом высадки экспедиционного отряда определена бухта Чемульпо, по прибытии в которую должна незамедлительно начаться высадка войск;

3. Если русские корабли встретятся за пределами якорной стоянки в бухте Чемульпо, на траверзе Пхальмидо (Йодольми – прим. авт) или к S от него, то их надлежит атаковать и уничтожить;

4. Если русские корабли не будут предпринимать против нас враждебных действий на якорной стоянке в бухте Чемульпо, то мы не будем их атаковать;

5. Одновременно с приготовлениями к выходу со временной якорной стоянки в заливе Асанман силы Отряда делятся следующим образом:
- 1-я тактическая группа: (1) «Нанива», (2) «Такачихо», (3) «Чиода» с приданным ей 9-ым отрядом миноносцев;
- 2-я тактическая группа: (4) «Асама», (5) «Акаси», (6) «Нийтака» с придынным ей 14-ым отрядом миноносцев;

6. Действия по заходу на якорную стоянку в бухту Чемульпо:

а) «Чиода», «Такачихо», «Асама», 9-ый отряд миноносцев, транспортные суда «Дайрэн-мару», «Отару-мару», «Хэйдзе-мару» заходят на якорную стоянку в бухту Чемульпо;

б) 9-ый отряд миноносцев, пройдя островок Пхальмидо, уходит вперед и спокойно, не вызывая подозрений у противника, заходит на якорную стоянку. Два миноносца встают в точку, недоступную для огня противника, а другие два с миролюбивым видом занимают такую позицию рядом с «Варягом» и «Корейцем», чтобы в одно мгновение можно было решить их судьбу – жить им или умереть;

в) «Чиода» самостоятельной выбирает себе подходящее место и становится в нем на якорь;

г) Отряд транспортных судов, следуя в кильватере «Асама», после выхода из строя «Чиода» и «Такатихо», в кратчайший срок заходят на якорную стоянку и незамедлительно приступают к выгрузке войск. Желательно, чтобы они смогли зайти в порт во время полной воды вечернего прилива.

д) «Нанива», «Акаси», «Нийтака» следуют в кильватере отряда транспортных судов, а затем становятся на якорь к S от островка Хэридо в линию на NE. 14-й отряд миноносцев, закончив прием угля и воды с «Касуга-мару», разделяется на две группы в составе двух миноносцев каждая. Одна группа занимает позицию к S от островка Пхальмидо, а другая находится рядом с «Нанива». Если в ночное время суток противник начнет движение с якорной стоянки в открытое море, то обе группы должны его атаковать и уничтожить;

е) Перед заходом солнца «Асама» уходит с позиции рядом с якорной стоянкой Инчхона и переходит к месту стоянки «Нанива» и встает там на якорь;

7. В случае, если противник предпримет против нас враждебные действия, откроет артиллерийский огонь или произведет торпедную атаку, то мы должны его немедленно атаковать и уничтожить, действуя при этом таким образом, чтобы не нанести ущерба находящимся на якорной стоянке кораблям и судам других держав;

8. Корабли, находящиеся у островка Хэридо, к рассвету следующего дня переходят на временную якорную стоянку в заливе Асанман;

9. Корабли и миноносцы, находящиеся на якорной стоянке в заливе Чемульпо, убедившись, что высадка полностью завершена, переходят на временную якорную стоянку в заливе Асанман;

10. «Касуга-мару» и «Кинсю-мару», закончив бункеровку миноносцев 14-го отряда углем и водой, становятся на якорь у входа в бухту Масанпхо и не открывают в ночное время суток якорных огней, соблюдая светомаскировку;

11. Миноносцы, несущие боевое охранение в бухте Чемульпо, обнаружив, что корабли противника начали движение с якорной стоянки в открытое море, незамедлительно начинают их преследование и, когда они окажутся к S от островка Пхальмидо, должны их атаковать и уничтожить;

12. Во время стоянки быть готовыми к немедленной съемке с якоря, для чего приготовить все необходимое для расклепки якорь-цепей, держать котлы под парами и выставить усиленную сигнально-наблюдательную вахту».


Таким образом, план японского адмирала был очень прост. Ему нужно было высадить десант в Чемульпо, но без стрельбы на рейде, к чему крайне неодобрительно отнеслись бы иностранные стационеры. Соответственно, он собирался сперва войти в бухту и взять русские корабли на прицел, и лишь потом уже вести на рейд транспорты с десантом. Если русские откроют огонь – замечательно, они первыми нарушат нейтралитет (как мы уже говорили ранее, высадку войск на территорию Кореи нарушением нейтралитета никто не считал) и будут немедленно уничтожены миноносцами. Если попытаются сблизиться с транспортами, то попадут под прицел не только миноносцев, но и крейсеров и при попытке стрелять, опять же, будут немедленно уничтожены. Если «Варяг» и «Кореец» попытаются уйти из Чемульпо без стрельбы, то миноносцы будут сопровождать их, и потопят торпедами, как только те уйдут с рейда, но даже если русским каким-то чудом удастся оторваться, то пройти мимо перекрывших выход японских крейсеров у них все равно не получится.

Самое «смешное» заключалось в том, что торпедную атаку русских кораблей с вероятностью 99,9% иностранные стационеры не сочли бы нарушением нейтралитета. Ну, взорвались неожиданно два русских корабля, кто знает, по какой причине? Нет, разумеется, среди командиров иностранных кораблей не было сумасшедших, неспособных сложить два и два и понять, чьих рук было это дело. Но, как мы уже говорили ранее, европейские и американские корабли на рейде Чемульпо защищали не корейский нейтралитет, а интересы своих стран и своих граждан в Корее. Любые действия японцев, которые не угрожали эти интересам, были этим стационерам безразличны. Война России и Японии была делом России и Японии, в котором ни итальянцы, ни французы, ни американцы не имели никакого интереса. Поэтому уничтожение «Варяга» и «Корейца», при условии, что никто иной при этом не пострадал, вызвало бы разве что формальный протест с их стороны, да и то – вряд ли, потому что старшим на рейде считался британский «Тэлбот», а интересы Англии в этой войне были всецело на стороне Японии. Скорее, тут уж следовало ожидать неофициальных поздравлений японскому командующему…

Фактически С. Уриу собирался выстроить замечательную ловушку, но человек предполагает, а Бог располагает, и у самого входа на рейд его корабли столкнулись с отправившимся в Порт-Артур «Корейцем». То, что произошло в дальнейшем, описать довольно затруднительно, потому что отечественные и японские источники совершенно противоречат друг другу, да еще и, зачастую, сами себе. Возможно, в дальнейшем мы сделаем детальное описание этого столкновения в форме отдельной статьи, но сейчас ограничимся самым общим обзором – благо, детальное выяснение всех нюансов маневрирования «Корейца» и кораблей японского отряда не является необходимым для наших целей.

Каноничным для русскоязычных источников является описание, представленное в «Работе исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном штабе». Согласно ему, «Кореец» снялся с якоря в 15.40, а уже через четверть часа, в 15.55, на нем увидели японскую эскадру, которая шла двумя кильватерными колоннами. Одну из них образовывали крейсера и транспорты, причем головными шли «Чиода», «Такачихо», и «Асама», за ними три транспорта и остальные крейсера, а вторая колонна состояла из миноносцев. «Кореец» пытался пройти мимо них, но это оказалось невозможным, так как японские колонны раздались в стороны, и канонерская лодка вынуждена была следовать между ними. В это время «Асама» развернулся поперек курса «Корейца», перекрыв тем самым выход в море. Стало ясно, что японская эскадра не собирается выпускать «Корейца» в море, и его командир Г.П. Беляев принял решение вернуться на рейд, где японские провокации были бы вряд ли возможны. Но в момент разворота канонерская лодка была атакована торпедами с миноносцев, которые, однако, прошли мимо, а одна затонула, не дойдя до борта корабля. Г.П. Беляев дал приказ открыть огонь, и тут же его отменил, потому что «Кореец» уже входил на нейтральный рейд Чемульпо, тем не менее один из комендоров успел сделать два выстрела из 37-мм орудия. В общем, все понятно и логично, а действия японцев выглядят хоть и совершенно незаконно, но последовательно и логично. А вот японские рапорты заставляют в этом серьезно усомниться.


Броненосный крейсер "Асама", 1902 г


Согласно японским данным, корабли С. Уриу сперва действовали по ранее намеченному плану. Японцы двигались следующим строем:


Схема взята из монографии А.В. Полутова «Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г в Инчхоне»


Когда колонны приблизились к траверзу о. Пхальмидо (Йодольми), то идущие головными «Чиода» и «Такачихо» отделились от основных сил и в сопровождении 9-го отряда миноносцев увеличили скорость и двинулись вперед – в соответствии с планом десантной операции они должны были первыми войти на рейд Чемульпо, с тем чтобы взять на прицел русские стационеры. И, когда о. Пхальмидо был ими пройден примерно мили на три, неожиданно на японских кораблях обнаружили идущий им навстречу «Кореец». Таким образом, возникла не предусмотренная приказом №28 ситуация.

Если бы «Кореец» вышел чуть раньше и встреча произошла бы за о. Пхальмидо, японцы попросту уничтожили бы русский корабль, как это было предусмотрено приказом. Но встреча произошла между о. Пхальмидо и рейдом, такую ситуацию приказ не регламентировал, а намерения «Корейца» были неясны. Японцы опасались, что канонерская лодка атакует транспорты, поэтому на «Чиоде» и «Такачихо» изготовились к бою – комендоры заняли свои места у орудий, но пригибаясь за фальшбортами так, чтобы их воинственных приготовлений по возможности не было видно. Когда передовые крейсера сблизились с «Корейцем», то на них увидели, что русский корабль не готовится к бою, наоборот, на его палубе был построен караул для приветствия. Оказался ли в этот момент «Кореец» между крейсерами и миноносцами, достоверно сказать нельзя – с одной стороны расстояние между японскими крейсерами и миноносцами не превышало 1-1,5 кабельтова, но с другой «Кореец» разошелся с «Чиодой» и «Такачихо» на расстоянии не свыше 100 м, так что, в принципе, мог и вклиниться между теми и другими.

Во всяком случае «Кореец» оказался между двумя отрядами, один из которых прошел мимо него к рейду «Чемульпо», а второй, ведомый «Асамой», шел русской канонерской лодке навстречу. На транспортах японцев возникло некоторое замешательство, и тогда броненосный крейсер покинул строй, развернувшись на 180 градусов, и пошел курсом, параллельным тому, что держал «Кореец», с тем чтобы оставаться между русской канлодкой и эскортируемым «Асамой» караваном. Но затем «Асама» вновь отвернул вправо – по всей видимости, именно этот его маневр и был принят Г.П. Беляевым за попытку перекрыть ему выход в море. Самое смешное, что командир «Асамы» ничего такого не думал – согласно его рапорту, он повернул вправо с тем, чтобы уклониться от торпед, которые, по его мнению, мог выпустить по нему «Кореец».

Соответственно, Г.П. Беляев принял решение вернуться на рейд и повернул назад. Мы уже видели, что командиры «Чиоды» и «Такачихо», убедившись в отсутствии у канонерской лодки агрессивных намерений, прошли дальше в сторону рейда, с тем чтобы выполнить поставленную им задачу, но у командира 9-го отряда японских миноносцев было другое мнение. Он счел, что «Кореец» может производить разведку в интересах «Варяга» и что русские, возможно, планируют удар. Поэтому, разойдясь с «Корейцем», он перестроился из кильватерной колонны во фронт, а затем взял «Корейца» в клещи: миноносцы «Аотака» и «Хато» заняли позицию с левого борта «Корейца», а «Кари» и «Цубамэ» - с правого… точнее, должны были занять. Дело в том, что, выполняя маневр, «Цубамэ» не рассчитал, вышел за пределы фарватера и выскочил на камни, так что далее «Кореец» сопровождали только три миноносца, при этом торпедные аппараты на них были приведены в боевую готовность.

И вот когда «Кореец» начал свой разворот обратно в Чемульпо, получилось так, что русский корабль пошел в сторону японских миноносцев, оказавшихся между ним и краем фарватера. На миноносце «Кари» решили, что это создает опасную ситуацию, а с другой стороны, дает возможность покончить с «Корейцем», пока этого не видит никто из иностранных стационеров, и произвел выстрел торпедой, от которой «Кореец» уклонился. Как говорится, «дурной пример заразителен», поэтому «Аотака» и «Хато» немедленно увеличили ход и легли на сближение с «Корейцем», при этом «Хато» выпустил одну торпеду, а «Аотака» по неясным причинам от атаки отказался. Можно предположить, что всему виной расстояние – в тот момент, когда «Кореец» заходил на рейд Чемульпо, дистанция между ним и «Аотакой» все еще составляла порядка 800-900 м, что для торпедного выстрела тех лет было достаточно далеко.

В общем, все как обычно – у русских одна картина маневрирования, у японцев – совсем другая, при этом сведения о расходе боеприпасов разнятся тоже: русские полагают, что по «Корейцу» было выпущено три торпеды, японцы – что две, при этом русские утверждают, что «Кореец» произвел два артиллерийских выстрела, японцы отмечают, что канонерская лодка обстреляла все три принимавших участие в атаке миноносца (что, согласитесь, сделать двумя снарядами крайне затруднительно).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на аварию «Цубамэ» - двигаясь по фарватеру, по которому на следующий день пойдут в бой «Варяг» и «Кореец», преследуя канонерскую лодку, имевшую от силы 10-12 узлов хода, миноносец умудрился оказаться на камнях и получить повреждения, потеряв одну лопасть левого винта и повредив три лопасти правого винта, отчего его скорость была ограничена теперь 12-ю узлами. Правда, японцы утверждают, что они преследовали «Корейца» аж на 26 узлах, но это крайне сомнительно для «Цубамэ» - он вылетел на камни практически сразу после поворота, и вряд ли успел набрать такую скорость (если ее вообще набрал хоть один из японских миноносцев, что, опять же, несколько сомнительно). В общем, вряд ли небольшую стычку русской канонерской лодки и японских миноносцев можно назвать боем, но, вне всякого сомнения, наиболее эффективно в ней проявили себя подводные камни фарватера Чемульпо.

Во всяком случае, как только «Кореец» вернулся на рейд Чемульпо, японцы отказались от атаки, и «приняв по возможности мирный вид» заняли предписанные им позиции: «Аотака» встал на якорь в 500 м от «Варяга», «Кари» - на таком же расстоянии от «Корейца», а «Хато» и самостоятельно снявшийся с камней «Цубамэ» спрятались за английским и французским кораблями, но, в соответствии с приказом №28, были готовы атаковать в любой момент.

А теперь давайте рассмотрим эту ситуацию с позиции командира крейсера «Варяг». Вот «Кореец» покидает акваторию рейда и уходит по фарватеру в море, а затем начинаются чудеса. Сперва на рейд заходят два японских крейсера, «Чиода» и «Такачихо». За ними неожиданно появляется возвращающийся «Кореец» - слышали ли на «Варяге» его выстрелы, неясно, но об атаке торпедами, конечно же, знать не могли.

Во всяком случае выходило так, что на «Варяге» либо видели, что «Кореец» стрелял, либо не видели, и либо слышали выстрелы, либо – нет. В любом из этих случаев либо на «Варяге» видели, что стреляет «Кореец», а японцы не стреляют, либо же слышали два выстрела (которые, допустим, вполне могли быть предупредительными), при этом неясно было, кто стрелял. Другими словами, ничто из того, что могли видеть или слышать на крейсере «Варяг», не требовало немедленного вмешательства вооруженной силой. А затем на рейд вошли японские крейсера и 4 миноносца, которые заняли позиции неподалеку от русских кораблей, и только тогда, наконец, В.Ф. Руднев получил информацию о произошедших событиях.

При этом, опять же, не совсем ясно, когда именно это произошло – Р.М. Мельников сообщает, что «Кореец», вернувшись на рейд, подошел к «Варягу» откуда вкратце передал обстоятельства своей встречи с японской эскадрой, а потом канонерская лодка встала на якорь. В то же время «Работа исторической комиссии» об этом не упоминает – с ее описания следует, что «Кореец», зайдя на рейд, встал на якорь в 2,5 кабельтовых от «Варяга», затем Г.П. Белов отправился на крейсер с докладом, и спустя 15 минут после постановки на якорь канонерской лодки японские миноносцы заняли позиции – по два корабля в 2 кабельтовых от «Варяга» и «Корейца». Очевидно, что за 15 минут можно было разве что спустить шлюпку и прибыть на «Варяг», то есть русские корабли оказались под прицелом, когда Г.П. Белов только докладывал В.Ф. Рудневу об обстоятельствах боя.

В общем, несмотря на разницу трактовок, оба источника сходятся в одном – к тому моменту, когда Всеволод Федорович Руднев оказался в курсе атаки, предпринятой японскими миноносцами:

1. «Кореец» уже находился вне опасности;

2. 9-й отряд миноносцев (и, вероятно, еще и крейсера) расположились в непосредственной близости от «Варяга» и «Корейца».

В этой ситуации для крейсера "Варяг" открытие огня и вступление в бой не имело абсолютно никакого смысла. Конечно, если «Кореец» подвергся бы нападению, и на «Варяге» увидели это, то крейсер должен был, презрев всякую опасность, идти на выручку «Корейца» и вступить в сколь угодно неравный бой. Но к тому моменту, когда на крейсере узнали о японской атаке, все уже кончилось, и «Кореец» спасать было уже не нужно. А после драки кулаками не машут. Как гласит старая британская пословица, «Джентльмен – это не тот, кто не ворует, а тот, кто не попадается»: да, японцы стреляли торпедами по «Корейцу», но никто из иностранных стационеров этого не видел и подтвердить этого не мог, а значит, что оставалось только «слово против слова» - в дипломатии это все равно, что ничего. Достаточно вспомнить едва ли не столетнее противоборство официальной российской и японской истории – русские утверждали, что первыми выстрелами в войне стали японские торпеды, японцы – что два 37-мм снаряда, выпущенные «Корейцем». И лишь недавно, по мере публикации японских рапортов, стало очевидно, что японцы все же стреляли первыми, но кого это сегодня интересует, кроме немногочисленных любителей истории? А вот если бы «Варяг» открыл огонь по входившим на рейд кораблям Японии, он, в глазах «всего цивилизованного мира» первым нарушил бы корейский нейтралитет - как ни крути, но на тот момент японцы еще не приступали к высадке десанта и не сделали ничего предосудительного на нейтральном рейде.

Кроме того, тактически русские стационеры находились в совершенно безнадежном положении – они стояли на рейде под прицелами японских кораблей и могли быть потоплены миноносцами в любой момент. Так что, мало того, что открытие огня по японцам прямо нарушало все полученные В.Ф. Рудневым приказы, нарушало корейский нейтралитет, портило отношения с Англией, Францией, Италией и США, так еще и ничего не давало в военном плане, приводя лишь к быстрой гибели двух русских кораблей. Конечно, ни о каком уничтожении десанта здесь не могло быть и речи – это было невозможно чисто технически.

Говоря дипломатическим языком, произошло следующее. Честь русского флага обязывала «Варяг» выступить на защиту любого отечественного корабля или судна, подвергшегося нападению и защищать его экипаж (сражаться вместе с ним) против любых и сколь угодно превосходящих сил противника. Но никакие понятия чести не требовали от «Варяга» вступать в бой с японской эскадрой после того, как инцидент с «Корейцем» благополучно разрешился (русские моряки не пострадали, и непосредственная опасность им больше не угрожала). Атака японских миноносцев, вне всякого сомнения, могла стать казусом белли, то есть формальным поводом для объявления войны, но, конечно же, принимать такое решение должен был не командир русского крейсера, а куда более вышестоящие инстанции. В подобных ситуациях обязанность любого представителя вооруженных сил заключается не в том, чтобы бросаться в атаку с шашкой наперевес, а в том, чтобы сообщить своему руководству о возникших обстоятельствах и далее действовать согласно их распоряжениям. Мы уже говорили о том, что все приказы, которые получил В.Ф. Руднев, как раз прямо свидетельствовали о том, что Россия пока не хочет войны. В то же время «самодеятельная» атака японской эскадры привела бы лишь к предоставлению Японии замечательного повода вступить в войну в удобное для нее время, к немедленной гибели двух русских боевых кораблей практически без возможности нанести вред неприятелю и к дипломатическим осложнениям с европейскими странами.

Понятие чести для военного человека чрезвычайно важно, но не менее важно понимать границы накладываемых ею обязательств. Так, например, известно, что во времена Второй мировой войны, когда СССР истекал кровью в борьбе с фашистской Германией, вооруженные силы Японии не раз и не два осуществляли разного рода провокации, которые вполне могли бы стать поводом для объявления войны. Но СССР совершенно не нужна была война на два фронта, поэтому наши вооруженные силы вынуждены были терпеть, хотя, надо думать, у присутствующих при таких провокациях войск откровенно «чесались руки» ответить самураям так, как они того заслуживали. Можно ли упрекать наши войска и флот в трусости или отсутствии чести, на том основании, что они не открывали огонь в ответ на японские провокации? Заслужили ли они такие упреки? Очевидно, что нет, и точно так же не заслуживает упрека Всеволод Федорович Руднев в том, что 26 января 1904 г. корабли под его командованием не стали вступать в безнадежный бой с японской эскадрой.

Продолжение следует...
Автор:
Статьи из этой серии:
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 2. Но почему Крамп?
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 3. Котлы Никлосса
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 4. Паровые машины
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 5. Наблюдающая комиссия
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 6. Через океаны
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 7. Порт-Артур
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 8. Корейский нейтралитет
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Котище
    Котище 16 августа 2018 06:09 Новый
    +15
    Развязка все ближе и ближе!
    Андрей, Вы незадумывались из серии статей написать книгу? Мне думается у Вас бы получилось!
    Теперь по статье! Возможно тороплюсь и окажусь впереди паровоза, но напршиваюися выводы, что главные виновные в трагедии с Варягом и Корейцем сидели в Санкт-Петербурге. Минимум необходимо было крейсер из Чемульпо убрать, либо заменить на хлам которого в Порт-Артуре было достаточно: Джигит, Наездник и др.
    С другой стороны подождем версии от Автора!
    С уважением, Котище!
    1. Андрей из Челябинска
      16 августа 2018 07:12 Новый
      +11
      Приветствую, Владислав!
      Цитата: Котище
      Андрей, Вы незадумывались из серии статей написать книгу? Мне думается у Вас бы получилось!

      Я-то могу, только кто ее издаст?:)))) Интерес к таким книгам мизерный, издаются малым тиражом по 500 экз (хорошо если) издательства в большинстве случаев даже руки не марают.
      Цитата: Котище
      Возможно тороплюсь и окажусь впереди паровоза, но напршиваюися выводы, что главные виновные в трагедии с Варягом и Корейцем сидели в Санкт-Петербурге.

      Да как сказать? Потрудились все, но Наместник Алексеев, Старк или Витгефт вполне могли вытащить оттуда если не канонерку, то хотя бы крейсер - однозначно. Руднева даже не известили о разрыве дипотношений....
      1. igordok
        igordok 16 августа 2018 09:42 Новый
        +7
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Интерес к таким книгам мизерный, издаются малым тиражом по 500 экз (хорошо если) издательства в большинстве случаев даже руки не марают.

        Согласен. Сейчас книг по военно-исторической и военно-технической теме, практически не выпускают. И то, как правило в "подарочном" виде.
        А жалко.
      2. alstr
        alstr 16 августа 2018 09:42 Новый
        +2
        А не допускается версия о том, что сообщение для Варяга с посланника было перехвачено японцами? Ведь по существу было только две возможности передать информацию в Сеул - телеграф и корабль. Но корабли не приходили, а телеграфные сообщения как раз могли и перехватить. С радио - дальности не хватило бы (ИМХО)
        При этом ведь иностранные стационары получили сообщение о разрыве и причем достаточно оперативно, т.е. для них телеграф работал.
        1. Андрей из Челябинска
          16 августа 2018 09:47 Новый
          +7
          Цитата: alstr
          А не допускается версия о том, что сообщение для Варяга с посланника было перехвачено японцами?

          Если мне не изменяет память, то Наместник особо и не скрывал того, что отказ от информирования артурской эскадры и Руднева с Павловым было его личным решением
      3. Олег Фудин
        Олег Фудин 18 августа 2018 15:59 Новый
        0
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Я-то могу, только кто ее издаст?:)))) Интерес к таким книгам мизерный, издаются малым тиражом по 500 экз (хорошо если) издательства в большинстве случаев даже руки не марают.

        Все дело в том, что для отдельной книги тема слишком узкая, а для статьи в журнале (сборнике) - сильно растянуто. Уже 9-я часть про бой, а боя еще и не было :))) Для публикации надо подсократить, чтобы укладывалось максимум в 3 части.
        1. Старший матрос
          Старший матрос 18 августа 2018 16:35 Новый
          +1
          Краткость сестра таланта и теща гонорара.
    2. avt
      avt 16 августа 2018 08:25 Новый
      +8
      Цитата: Котище
      Минимум необходимо было крейсер из Чемульпо убрать, либо заменить на хлам которого в Порт-Артуре было достаточно: Джигит, Наездник и др.

      request А понты ? bully Ну что это за стационер такой
      Цитата: Котище
      Джигит, Наездник и др.

      из клиперов то ? Где масштаб показа флага ? wassat
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Потрудились все, но Наместник Алексеев, Старк или Витгефт вполне могли вытащить оттуда если не канонерку, то хотя бы крейсер - однозначно. Руднева даже не известили о разрыве дипотношений....

      request Могли , НО только при вменяемом политическом курсе страны в регионе, который в огромной степени зависит от вменяемости и решительности высшего руководства, способного трезво осмысливать ситуацию на несколько шагов вперёд и жестко держащих ,,рычаги управления " . А с этим у Николашки ,,Кровавого" изначально проблемы были . Как с адекватностью восприятия , так собственно с решимостью в исполнительской дисциплине . Факт данный подведомственной ему Империи в ощущение. request А цикл хорош good
      1. mmaxx
        mmaxx 16 августа 2018 14:25 Новый
        +4
        Совершенно верно. Я тут уже как-то писал. Достоверность информации пока другими сведениями не подтверждена. Но смотрел разведопрос у Гоблина с Ю. Юлиным. А тот все же историк. Так им было сказано, что в Чемульпо послали корабль I ранга потому, что тот кто был старший на рейде, тот и владел всей связью. Такие были порядки. Пришлось англичанам присвоить коммодора(!!!) командиру "Тэлбота". Для того, чтобы убрать с этой функции Руднева.
        Но достоверность подтверждается косвенно. Не по чину коммодору командовать хрен знает чем. Это еще в детстве удивляло.
        Так что "Варяг" в качестве стационера - это было изначально не самое глупое решение.
      2. vladcub
        vladcub 16 августа 2018 17:34 Новый
        +1
        Ради понтов крейсера, а ещё лучше линкоры посылать:" демонстрировать флаг", а практическая польза?
        1. mmaxx
          mmaxx 16 августа 2018 17:58 Новый
          +4
          Практическая польза в том, что вся связь в порту тогда шла через старшего командира на рейде. Самый старший на момент прибытия "Варяга" был его командир - Руднев. Он командовал всем. Чтобы отобрать у него возможность командовать и перехватывать сообщения англичане присвоили звание коммандера Бейли. У крейсера 2 класса командир стал почти адмирал. Это вообще что?
          Это почти то же самое как смещение гражданского GPS-сигнала американцами за пару часов до нападения грузин на Цхинвал 8.08.08.
          Понятно, что после этого все пошло как надо, а понты тут ни при чем. Что броненосец, что крейсер это корабли 1 ранга. Чин командира, в общем, одинаков. "Варяг" как крейсер полудохлый и из-за постоянных ремонтов боеспособен ограниченно. В Корее творится непонятно что, и люди предпринимают соответствующие действия. Не их вина, что Петербург творил черт знает что. История напоминает Перл-Харбор.
          Иначе надо признать, что все были остолопы. Везде где надо и не надо стояли канонерки, а тут целый крейсер и канонерка впридачу.
  2. Андрей из Челябинска
    16 августа 2018 06:30 Новый
    +8
    Приношу свои глубочайшие извинения - почему-то по тексту командир Корейца Беляев кое где стал Беловым
  3. Дирижер
    Дирижер 16 августа 2018 08:05 Новый
    +5
    Зачем вообще надо было держать в Чемульпо 2 корабля , достаточно Корейца было, все равно старье. За статью респект.
  4. Nehist
    Nehist 16 августа 2018 08:23 Новый
    +1
    Хм... Довольно странно повел себя и командир Корейца при возвращении. Вообще-то о нападении ещё на подходе должны были сообщить теми же флажными сигналами а по прибытию явиться на доклад. Андрей в прошлой статье Вы утверждали что Руднев не знал о разрыве дип. отношений а тут вы утверждаете обратное. Пусть не в прямую но как выяснилось Руднев был извещён об этом и никаких выводов не сделал. Опять все упереться в вопрос компетентности в первую очередь, - самого Руднева, в обязанности которого как раз и входила правильная оценка обстановки.
    1. Андрей из Челябинска
      16 августа 2018 09:32 Новый
      +13
      Цитата: Nehist
      Довольно странно повел себя и командир Корейца при возвращении. Вообще-то о нападении ещё на подходе должны были сообщить теми же флажными сигналами

      А оно было надо так спешить? С учетом того, что нападение прекратилось?
      Цитата: Nehist
      Андрей в прошлой статье Вы утверждали что Руднев не знал о разрыве дип. отношений а тут вы утверждаете обратное.

      Это где же я тут утверждаю обратное?:)))) Я пишу
      Командир «Варяга» немедленно запросил инструкций у адмирала Витгефта: «достигли слухи разрыва дипломатических отношений

      Слухи - достигли. Руднев запросил Витгефта и Павлова. Витгефт не ответил, Павлов заявил, что
      Слухи о разрыве распускаются здесь частными лицами. Никакого сколько-нибудь достоверного подтверждения этого слуха не получено

      То есть, по сути, опроверг указанные слухи. Где же тут подтверждение того, что Руднев знал о разрыве дипотношений?
      Цитата: Nehist
      Пусть не в прямую но как выяснилось Руднев был извещён об этом и никаких выводов не сделал.

      Извещение поступает от непосредственного руководства, если военные начнут строить свои планы и действовать на том основании, что "а мне тут один знакомый итальянец сказал", то мир очень быстро сгорит в атомном пламени:))))))
      Цитата: Nehist
      Опять все упереться в вопрос компетентности в первую очередь, - самого Руднева, в обязанности которого как раз и входила правильная оценка обстановки.

      Он среагировал ровно так, как должен был. Ситуацию о том, что от него и от наместника в Корее Павлова будут секретить разрыв дипотношений не должна была ему сниться даже в самом кошмарном сне
    2. alstr
      alstr 16 августа 2018 09:47 Новый
      +6
      Тут дело в том, что Руднев знал о разрыве на уровне слухов. А это не то, на что можно полагаться на суде (который непременно бы был).
      Т.е. до официального извещения своим руководством либо официально доведенным до него сообщением другого стационара Руднев обязан руководствоваться предыдущими инструкциями.
      1. Nehist
        Nehist 16 августа 2018 10:05 Новый
        +1
        По мимо инструкций существует здравый смысл. А уж о предстоящей войне как неизбежной говорили все офицеры 1ТОЭ
        1. Андрей из Челябинска
          16 августа 2018 10:51 Новый
          +8
          Цитата: Nehist
          По мимо инструкций существует здравый смысл.

          Который должен был подсказать... что?:)))) Озвучьте Вашу версию пожалуйста. Вы - В.Ф. Руднев, до Вас дошли слухи о разрыве дипотношений. Ваш непосредственный начальник (Павлов) не подтверждает, говорит, что только слухи. Ваши действия?
          Цитата: Nehist
          А уж о предстоящей войне как неизбежной говорили все офицеры 1ТОЭ

          И?:)))
          1. Nehist
            Nehist 16 августа 2018 11:33 Новый
            0
            Простейшее держать корабль в готовности к выходу,то есть под парами
            1. Андрей из Челябинска
              16 августа 2018 13:05 Новый
              +4
              Хорошо, допустим Варяг под парами. Чему это поможет и на что повлияет в сложившейся ситуации?:)
              1. avt
                avt 16 августа 2018 14:48 Новый
                +3
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Хорошо, допустим Варяг под парами. Чему это поможет и на что повлияет в сложившейся ситуации?:)

                wassat Реально непонятно ???? Ну вот подняли бы ,,Варяга" япоши , а угля в бункерах то и нетути ! bully
            2. DimerVladimer
              DimerVladimer 16 августа 2018 13:45 Новый
              +5
              Цитата: Nehist
              Простейшее держать корабль в готовности к выходу,то есть под парами


              Варяг относится к "углепожирателям": средняя суточная норма расхода угля на «Варяг» на рейде в Порт-Артуре —12 тонн. (это как раз под 2-4-6 котлами - обеспечивается работа динамомашин, отопление, насосы и т.п., 6 котлов - это малый ход).
              То есть развести пары во всех 30 котлах - это 120-150 кг угля на котел в час - пропорционально поднимется расход - 60-100 тонн сутки - два три дня и бункеровка...

              Ну не позволительная роскошь стоять под всеми парами на рейде для любого парового судна, тем более "углепожирателя" на котлах Никлосса.

              С большой долей вероятности могу сказать, что Варяг стоял в момент возвращения Корейца после инцидента - под 4 колами под парами, что достаточно для обеспечения электричеством и отоплением для этого время года.

              Полагаю, что сразу после инцидента - Руднев приказал поднять пары минимум в еще 4 котлах - способность дать малый ход. Достаточный для маневрирования в узком рейде и выхода из порта.
              Машинная команда могла дать пары в остальных котлах к моменту как Варяг выйдет из порта - как раз примерно 15-20 минут.
            3. Алекс
              Алекс 18 августа 2018 14:14 Новый
              0
              Простейшее держать корабль в готовности к выходу,то есть под парами

              Иначе говоря, с Вашей точки зрения, неважно что, главное делать.
              Не важен результат, важен процесс
              (С) М.Жванецкий.
          2. avt
            avt 16 августа 2018 14:47 Новый
            +5
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Который должен был подсказать... что?:)))) Озвучьте Вашу версию пожалуйста. Вы - В.Ф. Руднев, до Вас дошли слухи о разрыве дипотношений. Ваш непосредственный начальник (Павлов) не подтверждает, говорит, что только слухи. Ваши действия?

            good
            Цитата: Андрей из Челябинска
            А уж о предстоящей войне как неизбежной говорили все офицеры 1ТОЭ
            И?:)))

            Жечь уголь стоя на якоре !
            Цитата: Nehist
            Простейшее держать корабль в готовности к выходу,то есть под парами

            bully
            Цитата: DimerVladimer
            Варяг относится к "углепожирателям": средняя суточная норма расхода угля на «Варяг» на рейде в Порт-Артуре —12 тонн. (это как раз под 2-4-6 котлами - обеспечивается работа динамомашин, отопление, насосы и т.п., 6 котлов - это малый ход).
            То есть развести пары во всех 30 котлах - это 120-150 кг угля на котел в час - пропорционально поднимется расход - 60-100 тонн сутки - два три дня и бункеровка...

            ...авно вопрос - кликним мышкой и догрузим wassat Уорлд оф шип рулит ! bully
            Цитата: Котище
            Не был Руднев - Ушаковым, Нельсоном, Бонапартом или Цезарем, а был обыкновенным заурядным офицером. Так что желать от него невозможного, утопия.

            wassat А вышеупомянутые , без Руднева, по жизни без решения своих правительств войны развязывали !?? Прям - ,,Братва! Огонь из всех калибров! Хрен с ними с королями-императорами и их адмиралтействами !" bully
            1. Avior
              Avior 17 августа 2018 09:26 Новый
              +1
              Часть котлов все равно должна была быть под парами. Это должно было хватить на минимальный ход.
        2. армеец2
          армеец2 16 августа 2018 11:56 Новый
          +5
          Цитата: Nehist
          По мимо инструкций существует здравый смысл. А уж о предстоящей войне как неизбежной говорили все офицеры 1ТОЭ

          Именно этот здравый смысл и не позволил Рудневу открыть огонь первым.
          В конце 1903 года Николай II заявил: "Я войны не хочу, значит войны не будет". Летом 1903 года, вернувшись с отдыха в Японии военный министр Куропаткин заявил, что Япония к войне не готова. И как в этих условиях должен был действовать капитан 1 ранга?
          Ситуация в чем-то похожа на июнь 1941 года - Сталин был уверен, что ему удастся оттянуть войну. И в ночь с 21 на 22 июня эшелоны с зерном и сырьем продолжали идти в Германию.
          Нападающий (атакующий) всегда имеет преимущество. Это закон военного искусства.
          1. Котище
            Котище 16 августа 2018 13:15 Новый
            -1
            Я в прошлый раз вспоминал, сегодня еще раз повторюсь.
            Не был Руднев - Ушаковым, Нельсоном, Бонапартом или Цезарем, а был обыкновенным заурядным офицером. Так что желать от него невозможного, утопия. Был бы на его месте кто-то другой, возможно история с Варягом имела иной конец.
            А так у меня один вопрос? Почему Руднев при всех сложившихся условиях не пошел на прорыв ночью?
            Ладно оставим вопрос на потом думаю Андрей поделится своим мнением!
            С уважением!
            1. DimerVladimer
              DimerVladimer 16 августа 2018 14:07 Новый
              +7
              Цитата: Котище
              Не был Руднев - Ушаковым, Нельсоном, Бонапартом или Цезарем, а был обыкновенным заурядным офицером. Так что желать от него невозможного, утопия. Был бы на его месте кто-то другой, возможно история с Варягом имела иной конец.


              Военные гении, возникают во время войны.
              Заурядным офицерам, путь на мостик военного корабля - заказан.

              Запертому на нейтральном рейде вчетверо превосходящими силами - тут и гений не поможет.

              Тут решимость нужна - идя на верную гибель, сражаться с честью...
              Не за родину нет - за Андреевский флаг - честь российского флота!
              Этому в академиях не научат.
              - Это или есть или нет - у Руднева и экипажа - было.
            2. mmaxx
              mmaxx 16 августа 2018 14:17 Новый
              +5
              Странно, что не понимаете. У него был приказ: стоять в Чемульпо. Как он мог самовольно покинуть это место? Военный человек должен выполнять то, что ему приказано.
            3. hohol95
              hohol95 16 августа 2018 14:51 Новый
              +2
              К Рудневы можно предъявлять много вопросов! Только он на них уже не ответит!
              Некоторые из интересующихся этими событиями вопрошают -
              "Почему надо было лезть на пушки японских крейсеров вместо подрыва кораблей и пешего перехода на встречу русским сухопутным войскам ?"
              И приводят аргументы в пользу такого пешего рейда команд обоих кораблей по территории Кореи.
              1. vladcub
                vladcub 16 августа 2018 17:45 Новый
                +3
                Это Широкорад предлагал: снять легкую артиллерию, корабли взорвать и высадиться на корейский берег
            4. PPD
              PPD 16 августа 2018 19:20 Новый
              +6
              Миноносец японский на камнях побывал без прорывов днём.
              А тут большой крейсер. Какие прорывы ночью?
              О чём вы?
              Кореец еле увернулся от торпед.Был бы Варяг точно потопили бы
              Да и дали бы они ему ночи дождаться. Вот текст Уриу-
              "Сэр!
              Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня девятого февраля 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту. "
              Почему то считается, что это пугалка. Напрасно.
              ДО ПОЛУДНЯ! Варяг не вышел- Уриу, что, харакири делать пошёл бы, или обратно-мол ну нет, так нет?
              1. Avior
                Avior 17 августа 2018 09:18 Новый
                +2
                Чиода вышла ночью.
                Миноносец на камни попал из-за слишком высокой скорости
                1. PPD
                  PPD 17 августа 2018 11:18 Новый
                  0
                  Во-первых не под огнём и не во время " прорыва".
                  Во-вторых для Чиоды с экипажем это всё-в общем-то дом родной. Всё для них рядом.
                  Место до боли знакомое.
                  И ещё- Кореец-водоизмещение 1134т, Чиода 2500т, Варяг 7000т.
                  Есть разница?
                  Если б даже ему дали дождаться ночи посадить крейсер на камни-вот мишень была бы.
                  Да и позору...Уриу всё время чай с сакэ пил бы или бы топиться пошёл бы с горя?
                  Столкнулся бы там Варяг нос к носу с миноносцами как минимум , а как максимум лоб в лоб со всей эскадрой.Шок- не рассчитал манёвра- на камни- Асама с остальными лупит практически в упор.
                  1. Avior
                    Avior 17 августа 2018 13:26 Новый
                    +1
                    ему вообще не нужно было выходить, Уриу не посылал бы крейсера в порт, это было очень опасно для японцев, вход в порт узкий и русские могли его легко перекрыть- он планировал отправить миноносцы ночью, а это совершенно другой расклад
                    1. PPD
                      PPD 17 августа 2018 14:47 Новый
                      0
                      Вот не факт. Ничего японцам не грозило особенно. Зашёл бы запросто.
                      И ничего Руднев не сделал бы. Да ещё в трусы бы записали. Не пошёл навстречу( читай струсил), устроил пальбу в мирном(или не очень) порту, невинные корабли других государств под удар поставил и.т.д. только фантазируй -у НИГАДЯЙ!
                    2. Старший матрос
                      Старший матрос 17 августа 2018 15:46 Новый
                      +1
                      вход в порт узкий и русские могли его легко перекрыть

                      Да не фига он не узкий. Там даже если "Варяга", "Корейца" и "Сунгари" в линию поперек его затопить, место все равно останется.
            5. Андрей из Челябинска
              17 августа 2018 13:58 Новый
              +2
              Цитата: Котище
              А так у меня один вопрос? Почему Руднев при всех сложившихся условиях не пошел на прорыв ночью?

              Следующая статья целиком ему и посвящена:)))
        3. vladcub
          vladcub 16 августа 2018 17:42 Новый
          +3
          По Вашей логике в 1941 необходимо было семьи командиров эвакуировать с границы еще весной 1941 и всем занять позиции, ведь,о возможной войне давно говорили офицеры
  5. Старший матрос
    Старший матрос 16 августа 2018 09:29 Новый
    +10
    в Корее насчитывалось уже до 15 тысяч японцев, которые под видом японцев

    Коварные ребята эти японцы! am
    Очень интересно уважаемый коллега. Развязка приближается, за кадром играет тревожная музыка и хотя сюжет, в принципе, известен крохотная искорка надежды продолжает теплиться...
    1. Андрей из Челябинска
      16 августа 2018 09:48 Новый
      +4
      Цитата: Старший матрос
      Корее насчитывалось уже до 15 тысяч японцев, которые под видом японцев

      laughing feel hi
    2. Ivanchester
      Ivanchester 16 августа 2018 10:25 Новый
      +1
      Итак, 29 января 1903 г «Варяг» прибыл в Чемульпо (Инчхон). До боя, состоявшегося 27 января следующего года, осталось меньше месяца – что произошло за эти 29 дней?


      В этой фразе тоже содержится какая-то занимательная арифметика, которую я никак не могу разгадать... what
      1. неглавный
        неглавный 17 августа 2018 00:50 Новый
        0
        Простая опечатка! А Вы уже заговор вообразили?
  6. DimerVladimer
    DimerVladimer 16 августа 2018 10:10 Новый
    +2
    был перехвачен японской эскадрой, следовавшей в Порт-Артур.

    Наверное все же следовавшей в Чемульпо?

    Итак, 29 января 1903 г «Варяг» прибыл в Чемульпо (Инчхон). До боя, состоявшегося 27 января следующего года, осталось меньше месяца – что произошло за эти 29 дней?

    Очепятка - может имелось ввиду 29 декабря?
    1. Андрей из Челябинска
      16 августа 2018 10:52 Новый
      +5
      Цитата: DimerVladimer
      Очепятка - может имелось ввиду 29 декабря?

      Да, конечно, 29 декабря 1903 г.
  7. DimerVladimer
    DimerVladimer 16 августа 2018 12:02 Новый
    +7
    Статье плюс.
    Справедливо указаны причины и следствия, по которым произошел инцидент с Корейцем и почему по нему не последовала ответная реакция - имеется в виду военные действия.

    Вследствие инцидента с кан лодкой, Руднев сделал необходимое - крейсер был приведен в готовность номер один и комендоры ночевали у орудий, в любой момент готовые обстрелять вражеские эсминцы на рейде при попытке атаки - но неподвижный крейсер удобная цель для эсминцев, стоящих напротив, как и эсминцы были бы обречены.

    Затонувшая у борта "Корейца" торпеда Уайдхеда (видимо отказ гидростата) - это просто невероятный подарок судьбы, поскольку без сомнения, попадание привело бы к быстрой гибели кан.лодки и последующей атаки на рейде неготового к выходу, неподвижного Варяга, который был бы если не застигнут врасплох, но не успел бы оказать достойного сопротивления или развести пары во всех котлах (он явно стоял на рейде не более чем с двумя, максимум с четырьмя котлами под паром, что позволяет максимум подрабатывать машинами, но никак не развить хотя бы 10 узлов - не менее 20-30 минут что бы поднять пары в остальных котлах).
  8. Кэптен45
    Кэптен45 16 августа 2018 12:14 Новый
    +5
    Я что интересного заметил : Решено было считать опасным только высадку японских десантов севернее 38-ой параллели, а все, что южнее (включая Чемульпо) таковым не читалось И в 1904 и в 1952 38 параллель оказалась своеобразной границей, по которой проходило определённое противостояние. Никто не в курсе, почему 38 параллель является линией раздела? Может какие-то географические условия или национальные различия типа северные и южные народности, к примеру как у нас - мордва делится на мокшу и эрзю,так и корейцы делятся по 38 параллели.
    Андрею большое спасибо за цикл hi ,всегда интересно узнавать новое,особенно если излагается доступным языком. Историки иногда грешат излишним представлением исторических документов, а тут всё по делу и достаточно внятно. good Ждём-с продолжения увлекательного исследования с нетерпением. fellow
    1. Рони
      Рони 16 августа 2018 13:44 Новый
      +4
      Присоединюсь к мнению о доступном языке.
      Прежде чем специалист ответит на какой-нибудь вопрос, часто следует такое длинное предисловие из оговорок и терминов, что уже не хватает оперативной памяти для усвоения основной части.
      Интересные факты доступным языком, понятное мнение автора и возможность обсудить - это замечательно.
      1. Котище
        Котище 16 августа 2018 14:52 Новый
        +7
        У уважаемого Андрея одна беда, которая в принципе является достоиством работ последнего!
        Он скурпулезно и последовательно идет к логическому завершению.
        У меня если честно, не хватает выдержки читать его работы. Где-то на третей или четвртой статье "меня несет голопом" кто виноват и кого на дыбу! А Автор опять беспристрастно рассматривает переписку некого Н с неким М! У меня уже "слюнки текут по кривому наточенному кинжалу" из груди рвется крик "ату его ату"! А Андрей из-за пазухи достает как фокусник 10 причинно-следственную связь и оспаривает мнение 20 моремана.....
        Я уже пробовал работы Андрея читать по две, по три в раз. Но ходить неделю зная, что в инете лежить продолжение - это как наступить себе на горло!
        Так что будем, сжав зубы ждать развязки! Что-что Автор в этом точно не подкачает!!!
        1. Рони
          Рони 16 августа 2018 15:12 Новый
          +1
          "А посуда вперёд и вперёд
          по полям, по болотам идёт.
          и чайник шепнул утюгу:
          "Я дальше идти не могу"

          Вот что значит держать публику в напряжении, интрига требует выдержки.
          Главное для автора не передержать, а для читателей не потерять нить рассуждений.
        2. vladcub
          vladcub 16 августа 2018 17:53 Новый
          +2
          Совершенно согласен: терпуга уже не хватает, а Андрей всё не спешит назвать виновных. Котище уже дыбу приготовил и батоги, а собрался писать покаания.
          1. Котище
            Котище 16 августа 2018 21:27 Новый
            -1
            Я уже пару раз на рее Руднева повесил и по одному разу Николая II со двором, морским министерством и наместником.
            Ладно Руднева из петли достали, но остальные еще свою невиновность в моих глазах не доказали!
            С уважением!
            1. Avior
              Avior 16 августа 2018 22:45 Новый
              +1
              Крампа с Никлоссами туда, что б реи не простаивали laughing
  9. Кошница
    Кошница 16 августа 2018 14:40 Новый
    +1
    Итак, 29 января 1903 г «Варяг» прибыл в Чемульпо (Инчхон). До боя, состоявшегося 27 января следующего года, осталось меньше месяца – что произошло за эти 29 дней? //Ошибка в дате, поправьте в тексте
  10. Сибирский цирюльник
    Сибирский цирюльник 16 августа 2018 15:14 Новый
    +3
    Чудесный цикл статей! good
    С нетерпением жду продолжения.
    Автору, больше спасибо,за труд!
  11. PPD
    PPD 16 августа 2018 17:53 Новый
    +2
    Зачем там вообще 2 корабля потребовалось? Зачем там новый крейсер с 14 6 дюймовками?
    Ну а, к примеру, Забияка-ну очень важный корапь в Порт-Артуре без него ну никак!!
    А Варяг так-пусть хоть куда сходит.Не жалко.Так что ли?
    Огневая мощь по-любому больше чем у Дианы?
    1. Avior
      Avior 16 августа 2018 22:43 Новый
      +2
      Это вопросы не к Рудневу или Беляеву, есть приказ- выполняют.
      1. PPD
        PPD 17 августа 2018 11:09 Новый
        0
        Естественно-это к руководству.
        Вопрос тем не менее остаётся. Что они там делать намеревались, для чего они там нужны? Чтоб получить возможность их в плен сдать?
        Есть и другие вопросы.
        1. Avior
          Avior 17 августа 2018 11:37 Новый
          +1
          Станционеры.
          Станционер — судно, находящееся постоянно на какой-нибудь станции в заграничном порту.

          Обозначали присутствие и демонстрировали флаг в мирное время.
          1. PPD
            PPD 17 августа 2018 14:40 Новый
            0
            Если цитируете-цитируйте всё определения стационеров. Присутствие не самоцель-там определённый интерес есть. Но не в ситуации же, когда снаряды вот-вот летать начнут и полная перспектива в ловушке непонятно на кой оказаться.
            Накануне войны о которой говорили всё самое разумное-флаг демонстрировать.
            Правильно новый крейсер, за кучу денег угробить ерунда. А то никто там не знает как флаг наш выглядит. Надо Федя, надо!
  12. vladcub
    vladcub 16 августа 2018 19:51 Новый
    +4
    Сравнительно недавно видел на сайте статью ,где Руднева записали в предатели Спасибо Андрей прояснил ситуацию
  13. Avior
    Avior 16 августа 2018 21:57 Новый
    +2
    А радио на Корейце было, интересно? Телефоны на бочках точно были.
    Или флажки хотя бы?
    Японские корабли напали, идут в порт, возможно , топить и Корейца и Варяга- а Беляев не торопясь идет доложить.
    Руднев, уже зная , что японцы напали на Корейца, спокойно смотрит, как они входят в порт с незнакомыми целями.
    До этого, уже зная, что дело пахнет керосином, не организовал наблюдение на входе в порт.
    Пральна, инициатива наказуема- старый армейский принцип. wink
    1. Алекс
      Алекс 18 августа 2018 14:29 Новый
      0
      А радио на Корейце было, интересно?
      Насколько знаю, нет. Да и "Варяге", ЕМНИП, тоже.
      Вообще, радио в те времена - экзотика.
  14. Avior
    Avior 16 августа 2018 22:13 Новый
    +1
    Андрей слегка не точен- Мельников пишет, что Кореец сообщил на Варяг о появлении японской эскадры уже в 15-45
    «Кореец» ушел только в 15 ч 40 мин. В это время отряд Уриу, узнав от «Чиоды», что русские по-прежнему стоят в Чемульпо, уже втягивался в проход шхерного фарватера.

    В 15 ч 55 мин с «Корейца» увидели шедшую навстречу кильватерную колонну - три крейсера в голове, три транспорта в середине и три крейсера в хвосте. Ее возглавлял «Чиода», слева шла колонна из четырех миноносцев. Обе колонны уклонились к краям фарватера, и «Кореец», успев сигналом сообщить «Варягу» о появлении японцев

    И эта неточность очень важна- Руднев знал о появлении японцев уже сначала- но ничего не предпринял.
    Далеко ему до решимости Уриу, который прямо нарушил приказ и мог сорвать всю операция, если бы утопили транспорты.
    1. Андрей из Челябинска
      17 августа 2018 14:04 Новый
      0
      Цитата: Avior
      Японские корабли напали, идут в порт, возможно , топить и Корейца и Варяга- а Беляев не торопясь идет доложить

      Все же ситуация при которой японцы наплевав на всех устроили бы побоище на рейде - из разряда ирреального. По факту японцы атаковали Россию без объявления войны, но грохнуть Варяг на рейде так и не рискнули.
      Цитата: Avior
      Руднев, уже зная , что японцы напали на Корейца, спокойно смотрит, как они входят в порт с незнакомыми целями.

      Да, но к тому времени:
      1) Варяг под прицелом ЭМ
      2) Корейцу никто не угрожает.
      Вы уверены, что нужно было стрелять в такой ситуации?
      Цитата: Avior
      Мельников пишет, что Кореец сообщил на Варяг о появлении японской эскадры уже в 15-45

      Верно. Но само по себе появление японцев не было чем-то их ряда вон выдающимся и отлично укладывалось в предположение, что японцы будут высаживать десант в Чемульпо.
      Цитата: Avior
      И эта неточность очень важна- Руднев знал о появлении японцев уже сначала- но ничего не предпринял.

      И не имел права - препятствовать высадке ему было прямо запрещено. Нарушать нейтралитет рейда - тем более.
  15. Avior
    Avior 16 августа 2018 22:41 Новый
    0
    Кстати, возник еще вопрос.
    Я, конечно, так подробно тему не прорабатывал, как Андрей, но , насколько я знаю, Уриу не имел прямого приказа на утопление русских кораблей, и из приказа его видно, что он готов был пойти на это только при угрозе десанту.
    Но у Мельникова это изложено так
    с уходом последнего транспорта, Уриу смог приступить ко второй половине возложенной на него задачи - уничтожению русских кораблей.

    что Уриу имел прямой приказ на эти действия.
    Возможно, Андрей обратит на это внимание в следующей части и прояснит вопрос.
    Будем ждать smile
    1. Андрей из Челябинска
      17 августа 2018 14:06 Новый
      +1
      Цитата: Avior
      Но у Мельникова это изложено так

      Дело в том, что при всем моем уважении к Р.М. он писал Варяга в то время, когда японские архивы были закрыты. Сейчас они открываются, и в данном вопросе к Полутову (который приводит тексты документов) веры больше.
      А кроме того, тут нет противоречия, так как предписание-разрешение объявлять нейтралитет Кореи ничтожным для атаки русских кораблей у Уриу было.
  16. Saxahorse
    Saxahorse 17 августа 2018 00:06 Новый
    +1
    Описание дипломатических нюансов довольно интересно. К описанию же самой стычки
    Корейца с миноносцами остались вопросы. Маневрирование не совсем понятно. Куда и как разворачивались миноносцы перестраиваясь в строй фронта? Они прошли Корейца, развернулись и погнались разворачиваясь в строй фронта или прямо от края фарватера начали разворачиваться? Из описания не совсем ясно что именно назад погнались, или может сразу навстречу стали разворачиваться? Но тогда неясно куда залез Цубаме.

    Где была Асама если вначале она повернула на 180 градусов? Если Асама во главе транспортов то вначале она за них бросилась прятаться что ли, или она сразу за Такачихо шла и бросилась сперва назад к транспортам а потом уже вправо?

    Я правильно понял что Нанива, Акаси и Нийтака в этом эпизоде вовсе не участвовали? Судя по приказу они остались далеко сзади, около о.Хэридо

    И по дистанциям - Варяг стоял не в порту а на рейде, от него до Пхамильдо примерно 6 миль, по идее должно быть видно с рейда что там происходит. Упомянутый остров Хэридо это похоже островок Филипп, примерно в 3 милях западнее Пхамильдо.
    1. Андрей из Челябинска
      17 августа 2018 14:10 Новый
      0
      Цитата: Saxahorse
      Куда и как разворачивались миноносцы перестраиваясь в строй фронта? Они прошли Корейца, развернулись и погнались разворачиваясь в строй фронта или прямо от края фарватера

      Точно сказать не могу, схемы этого не отражают, но похоже было так. Миноносцы шли кильватерной колонной по фарватеру, прошли Корейца, повернули последовательно поперек фарватера, перекрыли его, и затем повернули "все вдруг" и пошли догонять канлодку.
      Цитата: Saxahorse
      де была Асама если вначале она повернула на 180 градусов?

      Впереди транспортов. Кореец расходился с транспортами на контркурсах по фарватеру, и Асама повернул, и пошел с Корейцем одним курсом прикрывая транспорты
      Цитата: Saxahorse
      Я правильно понял что Нанива, Акаси и Нийтака в этом эпизоде вовсе не участвовали?

      В общем, да, но они не остались за островами, они шли на рейд за транспортами
      Цитата: Saxahorse
      И по дистанциям - Варяг стоял не в порту а на рейде, от него до Пхамильдо примерно 6 миль, по идее должно быть видно с рейда что там происходит.

      Торпедный выстрел на такой дистанции незаметен
      1. Saxahorse
        Saxahorse 18 августа 2018 01:37 Новый
        0
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Точно сказать не могу, схемы этого не отражают, но похоже было так. Миноносцы шли кильватерной колонной по фарватеру, прошли Корейца, повернули последовательно поперек фарватера, перекрыли его, и затем повернули "все вдруг" и пошли догонять канлодку.

        Схему маневрирования миноносцев я таки нашел у того же Полутова. Страница 181. Рисовал схему командир 9-го отряда миноносцев кап. 2 ранга Ясима Дзюнкити. К сожалению не знаю как ее из книги выдернуть и сюда вставить :(

        А отличия интересные. Во первых похоже что стычка была сразу за о.Пхамильдо. Во вторых отвергается проход Корейца между японскими колоннами. Все разошлись левым бортом. Японская колонна своим правым краем фарватера, Кореец своим краем. Миноносцы шли в 1-1.5 кб левее и немного сзади Чиоды и Такачихо. Дали полный ход и начали разворот влево вслед Корейцу. Затем, уже у края фарватера разделились на две группы. Есть ощущение что миноносцы вначале прошли спокойно за Чиодой а затем среагировали на резкий маневр Асамы, начавший резкий поворот влево на 180 градусов прямо перед Корейцем. На схеме видно что Кореец в этот момент вильнул вправо. А транспорты, видимо в этот же момент, начали резкий поворот на 90 град. вправо. Судя по схеме идти прямо Кореец просто не мог, впереди был остров и надо поворачивать влево на Асаму и приближающуюся вторую группу или вправо прямо на пару миноносцев. Кореец повернул вправо.

        Интересный нюанс, судя по схеме Кари выпускал торпеду в сторону Асамы и транспортов :) Хорошо что ход у них недалекий очень, 300-800 метров.

        А три крейсера второго отряда судя по схеме проводили таки транспорты до рейда, показали флаг и повернули назад, за о.Пхамильдо.

        Еще нюанс в отчетах Беляева заметил. Он писал что Варяг стоял без паров на тот момент ...
        1. Андрей из Челябинска
          18 августа 2018 08:46 Новый
          0
          Цитата: Saxahorse
          Схему маневрирования миноносцев я таки нашел у того же Полутова. Страница 181.

          Сильно сомневаюсь в ее корректности.
          Цитата: Saxahorse
          Еще нюанс в отчетах Беляева заметил. Он писал что Варяг стоял без паров на тот момент ...

          Да, так и было
          1. Saxahorse
            Saxahorse 18 августа 2018 19:38 Новый
            0
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Сильно сомневаюсь в ее корректности.

            Она хотя бы в целом подтверждается показаниями нескольких свидетелей. С другой стороны, Беляев непрерывно путается, прямо как очевидец :)
  17. Морской Кот
    Морской Кот 17 августа 2018 01:47 Новый
    +2
    Доброй ночи, Андрей!

    Недавно прочёл книгу Виктора Катаева "Кореец" в лучах славы "Варяга" (Всё о легендарной канонерской лодке). Книга понравилась, много нового, интересного и богатый фотоматериал.
    Очень хотелось бы узнать Ваше мнение о ней. Отпишите, если не затруднит.
    А за Вашу Настоящую работу большое спасибо!

    С уважением, Константин. hi
  18. Товарищ
    Товарищ 17 августа 2018 04:45 Новый
    +1
    На миноносце «Кари» решили, что это создает опасную ситуацию, а с другой стороны, дает возможность покончить с «Корейцем», пока этого не видит никто из иностранных стационеров, и произвел выстрел торпедой. «Аотака» и «Хато» увеличили ход и легли на сближение с «Корейцем», при этом «Хато» выпустил одну торпеду

    Уважаемый Андрей, тут опять курьёз получился с командиром отряда миноносцев капитаном 3 ранга Сакураи Китимару. В прошлый раз я Вам написал, что этот парень заявил, будто он потопил торпедами вернувшиеся после боя "Варяг" и "Кореец".
    И согласно другого рапорта Трубриджа, именно он на своём миноносце "Касасаги" выпустил торпеду. Якобы, японцы выстрелили только одну торпеду в "Корейца", и та была именно с миноносца "Касасаги", а не с указанных у Вас в тексте. Выходит, командир отряда миноносцев приписывал атаки "Корейца" своему миноносцу, на самом деле выполненные его подчинёнными с других миноносцев.
    С таким впервые сталкиваюсь :-)
    Ваш ответ по поводу русских броненосцев в соседней теме прочитал, спасибо. Постараюсь не разочаровать ни Вас, ни других коллег :-)
    1. Андрей из Челябинска
      17 августа 2018 14:11 Новый
      +1
      Спасибо, уважаемый Валентин, Вы меня снова и снова веселите замечательными историями из жзни японских моряков!:)))
    2. Saxahorse
      Saxahorse 18 августа 2018 01:54 Новый
      0
      "капитан 3 ранга" это маловато для командования отрядом миноносцев.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 18 августа 2018 02:00 Новый
        0
        Сразу извиняюсь. Да, капитан 3 ранга Сакураи Китимару действительно командовал 14-м отрядом миноносцев в этом бою.

        Правда он командовал Тидори а не Касасаги.
  19. LeonidL
    LeonidL 18 августа 2018 04:18 Новый
    0
    "29 января 1903 г «Варяг» прибыл в Чемульпо (Инчхон). До боя, состоявшегося 27 января следующего года, осталось меньше месяца – что произошло за эти 29 дней?" ... Глазам не верю! Ну прямо машина времени работает!
  20. LeonidL
    LeonidL 18 августа 2018 04:22 Новый
    0
    И еще один глюк " в Корее насчитывалось уже до 15 тысяч японцев, которые под видом японцев и в короткий срок перед войной расселились по всей стране "... японцы под видом японцев? Вот это классика маскировки!
  21. Алекс
    Алекс 18 августа 2018 14:57 Новый
    +1
    Андрей, как всегда, с блеском, подробно и критично. Спасибо и жду продолжения! hi good
  22. Terror
    Terror 18 августа 2018 23:42 Новый
    +4
    Уже 24 января (в день, когда в Петербурге официально получили уведомление о разрыве дипотношений) командиры иностранных стационеров «по секрету» сообщили Всеволоду Федоровичу Рудневу об этом прискорбном событии.

    Уважаемый, Автор! Вы не упомянули о ещё одном канале информации по которому Руднев получил известие о начале войны с Японией.
    26 января в 8 часов 40 минут на рейд Чемульпо пришёл русский пароход «Сунгари», на котором прибыл из Шанхая американский военный атташе. Он сообщил, что война начнется 27 января. Да, это сообщение не от непосредственного начальства, не обязательно ему верить, но в отсутствии связи с вышестоящим командованием Руднев должен был отнестись к нему со всей серьёзностью.
    Пароход "Сунгари": Постройка 16.09.1898 г. / 10.1898 г. J. Scott & Co., Kingshorn (строительный номер 103).
    1 415 брт; 72,39 х 10,39 х 5,09 / 5,33 м; 1 200 инд. л. с.; 11,5 уз. 2 ВТР 3-цилиндровые, 2 винта. Товаро-пассажирский пароход.

    На фото «Сунгари» в боевом составе японского флота.
    Рудневу наверно показалось мало одного "Варяга" и он решил не взрывать и оставить ещё японцам и "Сунгари". На нём были открыты кингстоны и он был поддожён. Пароход «Сунгари» был поднят японцами 6 августа 1904 г., а 25 июня 1905 г. переименован во вспомогательный крейсер «Мацуэ-мару».
    Не знаю, камрады, возможно я и не прав, но почему-то возникло стойкое ощущение, что в воздухе над рейдом Чемульпо витает одно слово - измена!
    Недаром ст.штурманский офицер "Варяга" Е.А.Беренс вспоминал, что ожидал на родном берегу ареста и суда!