Battle for the North Caucasus. CH 3. The January accident of the 11 Army

Winter offensive of the Red Army in the North Caucasus over a complete disaster. The 11 Army was crushed, disintegrated, and Denikin’s army was able to complete the campaign in the region in its favor.

Preparation and plan of operation



In the first half of December 1918, the 11 Army was unable to complete the task set by the high command and launch a decisive offensive with the aim of defeating the whites in the North Caucasus and Kuban. The offensive movement of the 11 Army ended in a fierce oncoming battle, as the Denikin army also launched an offensive. White captured a number of villages, but in general could not crush the Red Army, suffered heavy losses. Both sides were preparing to continue the battle.

The 18 Reds High Command of December, December 1918, repeated the directive on a decisive offensive in the North Caucasus with an attack on Ekaterinodar and Novorossiysk, and Petrovsk and Derbent. However, the army’s combat reserve was almost completely exhausted, so the offensive could only begin after it was replenished - at the end of December 1918 - January 1919.

In general, 11-Army was not prepared for this offensive. The main command did not have data and forces and groupings of the enemy; the troops did not have enough ammunition and equipment for winter fighting; The new re-formation and reorganization did not complete, that is, organizationally the army was not prepared; numerous cavalry was dispersed between rifle divisions, was not united in shock groups capable of breaking through to the rear of the enemy, disrupting his communications; It was not strong army reserve, able to respond to an unexpected counter-attack of the enemy; in the reds of the red was restless. The Stavropol peasantry was tired of war, was dissatisfied with the invasion of food squad and expropriation. At the same time, the 11 Army, cut off from central Russia, could in no way compensate the losses of local peasants. Mobilized into the army, the peasants did not want to fight, had low motivation and political education. That is, reinforcements in the army had low combat capability, they did not have time to prepare and train them, plus problems with the supply of troops in winter conditions. Hence the low resistance of many parts and the mass defection at the first sign of failure. The Terek Cossacks, after the suppression of the uprising, lay low, but were ready to rise again. The Highlanders, who had previously supported the Bolsheviks, increasingly showed independence.

At the same time, the leadership of the Red forces was strengthened. In mid-December, the North Caucasus Defense Council was established under the chairmanship of Ordzhonikidze, the extraordinary commissar of Southern Russia. The council was supposed to strengthen the work of the rear of the 11 Army. At the end of December, the Central Election Commission of the North Caucasian Republic was liquidated, and its functions were transferred to the regional executive committee headed by Podvoisky. Political training has improved, almost all the regiments received commissioners. Created in December, the army headquarters pursued his work, the proper order in the army, intelligence. However, in general, these activities are late.

The total number of army reached 90 thousand people with 159 guns and 847 machine guns. The Red Army held its front in 250 km from Divny to Kislovodsk and Nalchik. For the convenience of command and control by order from 25, the front was divided into two combat sectors. The 3-I Taman and 4-Rifle Divisions entered the right combat sector, the headquarters was in Sotnikovsky. The commander was appointed Rigelman, chief of staff Gudkov. The 1-I and 2-rifle divisions entered the left combat area, commanded by Mironenko. Headquarters was in Mineral Waters.

The army was to launch the 4 January 1919 offensive. 4-th Infantry Division (8,1 thousand. Bayonets, guns and 15 58 machine guns) and 1-I Stavropol Cavalry Division (more than 1800 sabers) wins the ball from the area Vozdvizhenskoe, Ascension, Mitrofanovskoe safety. 3-I Taman Infantry Division (.. 24,4 thousand bayonets, sabers thousand 2,3, 66 338 guns and machine guns) was advancing from the area Dry Buffalo - Kalinowski to Stavropol. Cavalry Corps Kochergina composed 1-Cavalry Division (1,2 thousand. Sabers at 36 machine guns) and 2-Cavalry Division (1,2 thousand. Cavalry with 34 machine guns), was subordinated to the commander of 3-th Taman Division, and had to go to Temnolesskuyu . The 1 Rifle Division (11 thousand bayonets and sabers with 130 machine guns and mainframe systems got the mission to go to Temnolessky. with a cavalry brigade Kochubey (consisting of 35 thousand. bayonets, 1 thousand. swords, guns 2, 10,5 guns) wins the ball from the area Kursavka, Suvorov, Kislovodsk on Batalpashinsk and further along the river. Kuban at Nevinnomysskaya.

The main blow of the 11-I army was inflicted by the left flank (1-I and 2-I divisions, three cavalry brigade). Red Command planned, taking Batalpashinsk, Nevinnomyssk and Temnolesskuyu, cut the railroad Stavropol - Armavir, cut the front of the army of Denikin, to encircle and destroy the enemy group in the Stavropol region.

Denikin's Army

Soviet troops opposed 100-thousand. Denikin's army. Directly against 11-th army was about 25 thousand bayonets and sabers at 75 instruments, in garrisons near the rear was located more 12 -. 14 thousand people.. On the left flank, the unit Stankevich was located ahead of the front 4-th Infantry Division, to the south, at the junction of the first and 4-3-th Taman divisions - Cavalry Corps Wrangel. The 1 th army corps of General Kazanovich together with the 1 th Kuban Cossack division of Pokrovsky was located in the center against the 3 th Taman division. 3-Army Corps General Lyakhov with 1-th Caucasian Cossack divisions Shkuro on the right wing on the Vladikavkaz rail against 2-th Infantry Division.

Denikinians were better equipped with red weapons and ammunition. Their combat effectiveness, despite the heavy losses in previous battles, was also significantly higher. The White Command made better use of the cavalry, forming a maneuverable strike force. The size of the White Army was now supported by the mobilization of peasants, Cossacks, officers (previously neutral). Prisoners of the Red Army were driven into the army. From the voluntary principle had to be abandoned. This affected the combat capability of the army, for the worse. But in general, Denikin’s army was stronger than the 11 Red Army in terms of its basic parameters. The qualitative composition and the best management, organization and motivation compensated for the numerical superiority of the 11 army in the Stavropol area.

Battle for the North Caucasus. CH 3. The January accident of the 11 Army

Departure of the 1 Officer General Markov Regiment (1919 g.)



11 Army Offensive

The launch of the 11 Army was planned for January 4 on 1919. However, the battle began earlier than scheduled. The December battle as a whole was completed, but individual clashes occurred. So, Kazanovich in the second half of December continued pressure on Medvedskoye. By December 22, the whites captured Aleksandrovskoye, Crimea-Gireevskoe, Borgustanskaya, December 28 - Medvedskoye.

28 December 1918, the Reds counterattacked and repulsed previously lost villages. Under the attack of the 1 and 2 rifle divisions, the Denikin forces were forced to retreat along the entire front line. On the same day I 3-Taman Infantry Division to give it Derevyanchenko Cavalry Division of the Cavalry Corps Kochergina to support the left flank success went on the offensive on Grushevskogo Medvedskaya and taking the village, drove the enemy to the west. The next day, December 29, the Reds continued to move forward successfully.

On the right flank, the Reds also launched an offensive and began to embrace Petrovskoye from the north. 29 December 2-I Kuban Cossack Division Ulagay with two Plastun battalions struck the left flank of the 4-Rifle Division. White broke the 4 division, dropping it to Voznesensky-Mitrofanovsky, captured the Winery. In this battle, the death of the brave commander of the 7 regiment P. Ipatov, one of the talented red commanders in the Stavropol region. Recovering and regrouping forces, the Reds went ahead again. Ulay for several days again defeated the Reds in the area of ​​the Winery and Derbetovka, discarding them to the Wonderful.


Detachment P. Ipatov in the village of Petrovsky. In the center of P. Ipatov and I. R. Apanasenko. 1918 year

30 - December 31 1918, the 3-I Taman Infantry Division continued its successful offensive. Tamanians defeated the body of Kazanovich and drove the whites to the Kalaus River. 2 January 1919, the Red Army captured Vysotsky, Kalinovskoe, took a lot of trophies. Kazanovich informed the high command that in the event of a further offensive by the Red Army, the front would be broken and there would be a threat of the fall of Stavropol. Volunteers had no reserves in the near rear, only the Kornilov shock regiment in Ekaterinodar.

Meanwhile, the Soviet command started another reorganization of the troops: the former three Taman corps were transformed into three rifle brigades; The Northern Cuban Cavalry Division, commanded by Litunenko, was formed from the cavalist regiments of the 3 of the Taman Infantry Division. The structure of this cavalry division included the newly reorganized three cavalry regiments: the Kuban, the Caucasus and the Taman. All artillery units were consolidated into three artillery brigades, one for each rifle brigade. Obviously, all these activities in the midst of the offensive and the fierce battles with the whites caused only confusion and adversely affected the fighting qualities of the Tamanians.

At the same time, the persistent oncoming battles on the left flank of the 11 Army continued. Here the 1-I and 2-I infantry divisions and the cavalry corps of Kochergin were engaged in intense fighting with parts of the Lyakhov corps. On the Vladikavkaz railway strike of the Red Army, with the support of armored Cossacks repulsed skins and mountaineers 2-brigade Circassian Cavalry Division (as it was called the "Wild Division") Klych Sultan Giray. December 31 whites strike at Crimea-Gireevskaya, but were rejected for Surkul. In the southern direction of 2 - 3 in January 1919, the red cavalry defeated another part of the Circassian division, captured the Vorovskoyleskaya and broke through to Batalpashinsk. Batalpashinsk threat of falling and red to the rear of the main forces of the corps commander Lyakhov forced to remove from the site Surkul - Kursavka two cavalry regiments led by the skins and throw them to the aid of the garrison Batalpashinsk. Skins mobilized there all the existing Cossacks, strengthened their units and repelled the attack.


Commander of the Circassian Equestrian Division ("Wild Division") Sultan Girey Klych

Thus, 4 January 1919, the position of the whites has become critical. Especially noticeable was the success of the Reds on the left flank. 11-I army occupied Bekeshevsky - Suvorov - Vorovskolessky - Batalpashinsk, led the attack on Nevinnomyssky. In the case of the fall of Batalpashinsk and the departure of the whites on the left bank of the Kuban, the Red Army men went out to the rear of the Kazanovich and Wrangel corps. In this case, the body of Kazanovich in the center itself barely held on. 5 January 1919 The Revolutionary Military Council of the 11 Army sent a joyful telegram about the progress made to Astrakhan on the RVS front. It was noted that subject to the full supply of ammunition 11-I army will take Stavropol and Armavir. The problem was that the enemy had already launched his counterattack.



Wrangel Counter Strike

White command decided to bypass the rear and attack a group of red troops (3-I Taman Infantry Division), advancing in the area of ​​Medvedskoe - Shishkino. The main forces of Wrangel's cavalry corps (about 10 regiments under the general command of Toporkov) were transferred by two heavy night marches to the Petrovskoye-Donskaya Balka area. On the morning of January 3, 1919, the Wrangel (about 4 thousand sabers with 10 - 15 guns) struck a sudden blow, bypassing the right flank of the Tamanians. The strike was sudden, as the Reds believed that Wrangel's corps was scattered over a large space up to Manych.

By the evening of January 3, the Wrangle cavalry occupied Alexandria, deeply wedging in the enemy's position. In this case, the headquarters of the Taman Division was located in a. Grateful, and the troops were still advancing westward towards the Kalaus River. The headquarters of the 11 Army initially did not attach importance to the report of the commander of the Taman Division about the enemy's breakthrough and withdrawal to the rear of the Taman units. In the end, it turned out that Wrangel's corps had nothing to oppose. 3-I Taman Division was caught off guard, her cavalry exhausted by the previous battles. Thus TAMANTSEV were in the process of reorganization of another, to weaken the division. The general reserve of the right combat sector of the 11 army, consisting of the 3 of the Kuban rifle brigade, took it at that critical moment. And in the army reserve there were no large units and equestrian formations capable of responding with a blow to the blow, to fend off a successful maneuver of the enemy. The 11 Army Reserve had a 4 reserve regiment, but these units, made up of soldiers recovering from injuries and illnesses, were not capable of a quick counterstrike. The command gave instructions to the cavalry corps of Kochergin to concentrate in the village of Grateful by the morning of January 4.

Commander of the Order of Denikin 1-Army Corps Kazanovich, 1-Cavalry Corps detachment of General Wrangel and Stankevich united in a single army group under the command of Wrangel. The army group had to develop the first success, take the main base of the Tamans - the Holy Cross, and then put pressure on the rear of the Red forces, which in the Mineral Waters region acted against the Lyakhov corps.

On January 4, the red front was falling apart, the Tamans left the Dry Buffalo and Medvedskoye, and retreated to Grateful, Elizabethan and Novoselitskoye. Corps Kazanovich also went on the offensive and took Orekhovka and Vysotsky. White attacked the Grateful and Elizabethan. The headquarters of the Taman Division moved out of gratitude to the Elizabethan. Some Taman units tried unsuccessfully to counterattack, fought well, others at the same time fled, deserted or surrendered (mostly yesterday's Stavropol peasants). On January 6, the White Guards captured the Grateful and created the threat of breaking the 11 Army into two parts.

To be continued ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Битва за Северный Кавказ. Ч. 3. Январская катастрофа 11-й армии

Зимнее наступление Красной Армии на Северном Кавказе закончилось полной катастрофой. 11-я армия была разгромлена, развалилась на части, и армия Деникина получила возможность завершить кампанию в регионе в свою пользу.

Подготовка и план операции


В первой половине декабря 1918 года 11-я армия не смогла выполнить поставленную верховным командованием задачу и начать решительное наступление с целью разгрома белых на Северном Кавказе и Кубани. Наступательное движение 11-й армии завершилось ожесточенным встречным сражением, так как армия Деникина также начала наступление. Белые захватили ряд селений, но в целом не смогли разгромить Красную Армию, понесли тяжелые потери. Обе стороны готовились к продолжению битвы.

Главное командование красных 18 декабря 1918 года повторила директиву о решительном наступлении на Северном Кавказе с наступлением на Екатеринодар и Новороссийск, и Петровск и Дербент. Однако боевой запас армии был практически полностью истощен, поэтому наступление можно было начать только после его пополнения – в конце декабря 1918 – январе 1919 года.

В целом же 11-я армия не была готова к этому наступлению. Главное командование не имело данных и силах и группировках противника; войска не имели достаточного количества боеприпасов и снаряжения для зимних боев; новое переформирование и реорганизацию не завершили, то есть организационно армия подготовлена не была; многочисленная кавалерия была распылена между стрелковыми дивизиями, не была объединена в ударные группы, способные прорваться в тыл врага, нарушая его коммуникации; не было сильно армейского резерва, способного ответить на неожиданный контрудар противника; в тылах у красных было неспокойно. Ставропольское крестьянство устало от тягот войны, было недовольно нашествием продотрядов и экспроприациями. При этом оторванная от центральной России 11-я армия ничем не могла возместить убытки местных крестьян. Мобилизованные в армию крестьяне не хотели воевать, имели низкую мотивацию и политическое воспитание. То есть пополнения в армии имели низкую боеспособность, их не успевали подготовить и воспитать, плюс проблемы со снабжением войск в зимних условиях. Отсюда низкая стойкость многих частей и массовое дезертирство при первых признаках поражения. Терское казачество, после подавления восстания, затаилось, но было готово снова восстать. Горцы, ранее поддерживавшие большевиков, всё больше проявляли самостоятельность.

В тоже время произошло укрепление руководства красными войсками. В середине декабря был создан Совет обороны Северного Кавказа под председательством чрезвычайного комиссара Юга России Орджоникидзе. Совет должен был укрепить работу тыла 11-й армии. В конце декабря был ликвидирован ЦИК Северокавказское республики, его функции передали краевому исполнительному комитету во главе с Подвойским. Улучшилась политическая подготовка, почти все полки получили комиссаров. Созданный в декабре штаб армии налаживал работу, должный порядок в армии, разведку. Однако в целом эти мероприятия запоздали.

Общая численность армии доходила до 90 тыс. человек при 159 орудиях и 847 пулеметах. Красная армия держала фронт в 250 км от Дивного до Кисловодска и Нальчика. Для удобства управления войсками приказом от 25 декабря фронт был разделён на два боевых участка. В правый боевой участок входили 3-я Таманская и 4-я стрелковая дивизии, штаб находился в Сотниковском. Командующим был назначен Ригельман, начальником штаба Гудков. В левый боевой участок входили 1-я и 2-я стрелковые дивизии, ими командовал Мироненко. Штаб стоял в Минеральных Водах.

Армия должна была перейти в наступление 4 января 1919 года. 4-я стрелковая дивизия (8,1 тыс. штыков, 15 орудий и 58 пулеметов) и 1-я Ставропольская кавалерийская дивизия (более 1800 сабель) наносила удар из района Воздвиженское, Вознесенское, Митрофановское на Безопасное. 3-я Таманская стрелковая дивизия (24,4 тыс. штыков, 2,3 тыс. сабель, 66 орудий и 338 пулеметов) наступала из района Сухая Буйвола — Калиновское на Ставрополь. Кавалерийский корпус Кочергина в составе 1-й кавалерийской дивизии (1,2 тыс. сабли при 36 пулеметах) и 2-й кавалерийской дивизии (1,2 тыс. сабель при 34 пулеметах), был подчинен командиру 3-й Таманской дивизии, и должен был идти на Темнолесскую. 1-я стрелковая дивизия (11 тыс. штыков и сабель при 130 пулеметах и 35 орудиях получила задачу идти на Темнолесскую. Кубано-Терская кавбригада под командованием Мозгового, находившаяся в подчинении 1-й стрелковой дивизии, атаковала Баталпашинск. 2-я стрелковая дивизия вместе с кавалерийской бригадой Кочубея (в составе 10,5 тыс. штыков, 3,8 тыс. сабель, 230 пулеметов, 43 орудий) наносила удар из района Курсавка, Суворовская, Кисловодск на Баталпашинск и далее вдоль р. Кубани на Невинномысскую.

Главный удар 11-я армия наносила левым флангом (1-я и 2-я дивизии, три кавбригады). Красное командование планировало, заняв Баталпашинск, Невинномысскую и Темнолесскую, перерезать железную дорогу Ставрополь — Армавир, рассечь фронт армии Деникина, чтобы окружить и уничтожить вражескую группировку в районе Ставрополя.

Армия Деникина

Советским войскам противостояла 100-тыс. армия Деникина. Непосредственно против 11-й армии было около 25 тыс. штыков и сабель при 75 орудиях, в ближайшем тылу в гарнизонах располагалось ещё 12 – 14 тыс. человек. На левом фланге, перед фронтом 4-й стрелковой дивизии располагался отряд Станкевича, южнее, на стыке 4-й и 3-й Таманской дивизий – конный корпус Врангеля. 1-й армейский корпус генерала Казановича вместе с 1-й Кубанской казачьей дивизией Покровского располагался в центре против 3-й Таманской дивизии. 3-й армейский корпус генерала Ляхова вместе с 1-й Кавказской казачьей дивизий Шкуро на правом фланге на Владикавказской железной дороге против 2-й стрелковой дивизии.

Деникинцы были лучше красных снабжены оружием и боеприпасами. Их боеспособность, несмотря на тяжелые потери в прежних боях, также была значительно выше. Белое командование лучше использовало конницу, сформировав маневренные ударные группы. Численный состав Белой армии поддерживался теперь мобилизациями крестьян, казаков, офицерства (ранее нейтрального). В армию загоняли пленных красноармейцев. От добровольческого принципа пришлось отказаться. Это сказалось на боеспособности армии, в худшую сторону. Но в целом армия Деникина по основным параметрам была сильнее 11-й красной армии. Качественный состав и лучшее управление, организация и мотивация компенсировали численное превосходство 11-й армии на ставропольским направлении.

Битва за Северный Кавказ. Ч. 3. Январская катастрофа 11-й армии

Разъезд 1-го Офицерского генерала Маркова полка (1919 г.)

Наступление 11-й армии


Переход в наступление 11-й армии планировался на 4 января 1919 года. Однако сражение началось раньше запланированного срока. Декабрьское сражение в целом было завершено, но отдельные столкновения происходили. Так, Казанович во второй половине декабря продолжал давление на Медведское. К 22 декабря белые захватили Александровское, Крым-Гиреевское, Боргустанскую, 28 декабря – Медведское.

28 декабря 1918 года красные контратаковали и отбили ранее утраченные селения. Под ударом 1-й и 2-й стрелковых дивизий деникинцы вынуждены были отступить по всей линии фронта. В тот же день 3-я Таманская стрелковая дивизия с приданной ей кавдивизией Деревянченко из кавкорпуса Кочергина с целью поддержать успех левого фланга перешла в наступление на Грушевское, Медведское и, заняв эти селения, отбросила противника к западу. На следующий день, 29 декабря, красные продолжали успешное движение вперед.

На правом фланге красные также перешли в наступление и стали охватывать с севера Петровское. 29 декабря 2-я Кубанская казачья дивизия Улагая с двумя пластунскими батальонами нанесла удар по левому флангу 4-й стрелковой дивизии. Белые разбили 4-ю дивизию, отбросив её к Вознесенскому — Митрофановскому, захватили Винодельное. В этом бою погиб смертью храбрых командир 7-го полка П. М. Ипатов, один из талантливых красных командиров в Ставрополье. Оправившись и перегруппировав силы, красные снова пошли вперёд. Улагай в течение нескольких дней снова разбил красных в районе Винодельной и Дербетовки, отбросив их к Дивному.


Отряд П. М. Ипатова в селе Петровском. В центре П. М. Ипатов и И. Р. Апанасенко. 1918 год

30 — 31 декабря 1918 года 3-я Таманская стрелковая дивизия продолжала успешное наступление. Таманцы нанесли поражение корпусу Казановича и отбросили белых к реке Калаус. 2 января 1919 года красноармейцы захватили Высоцкое, Калиновское, взяли много трофеев. Казанович сообщил высшему командованию, что в случае дальнейшего наступления Красной Армии фронт будет прорван и возникнет угроза падения Ставрополя. Резервов в ближайшем тылу у добровольцев не было, только Корниловский ударный полк в Екатеринодаре.

Тем временем советское командование затеяло очередную реорганизацию войск: бывшие три таманских корпуса преобразовывались в три стрелковые бригады; из кавполков 3-й Таманской стрелковой дивизии создавалась Северокубанская кавалерийская дивизия под командованием Литуненко. В состав этой кавдивизии вошли вновь реорганизованные три кавполка: Кубанский, Кавказский и Таманский. Все артиллерийские части были сведены в три артбригады, по одной на каждую стрелковую бригаду. Очевидно, что все эти мероприятия в разгар наступления и жестоких боев с белыми вызвали только неразбериху и негативно сказались на боевых качествах таманцев.

В это же время продолжались упорные встречные бои на левом фланге 11-й армии. Здесь 1-я и 2-я стрелковые дивизии и кавалерийский корпус Кочергина вели наряженные бои с частями корпуса Ляхова. На Владикавказской железной дороге удар красных войск при поддержке бронепоездов отразили казаки Шкуро и горцы 2-й бригады Черкесской конной дивизии (также её называли «Дикая дивизия») Клыч Султан-Гирея. 31 декабря белые нанести удар на Крым-Гиреевскую, но были отброшены за Суркуль. На южном направлении 2 – 3 января 1919 года красная конница нанесла поражение другой части Черкесской дивизии, захватила Воровсколесскую и прорвалась к Баталпашинску. Угроза падения Баталпашинска и выхода красных в тыл основным силам заставила комкора Ляхова снять с участка Суркуль – Курсавка два конных полка во главе с Шкуро и бросить их на помощь гарнизону Баталпашинска. Шкуро мобилизовал там всех имеющихся казаков, укрепил свои части и отразил атаку.


Командир Черкесской конной дивизии ("Дикой дивизии") Султан-Гирей Клыч

Таким образом, 4 января 1919 года положение белых стало критическим. Особенно заметен был успех красных на левом фланге. 11-я армия заняла Бекешевскую — Суворовскую — Воровсколесскую — Баталпашинск, вела наступление на Невинномысскую. В случае падения Баталпашинска и отхода белых на левый берег Кубани красноармейцы выходили в тыл корпусам Казановича и Врангеля. При этом корпус Казановича в центре сам едва держался. 5 января 1919 г. Реввоенсовет 11-й армии направил в Астрахань в РВС фронта радостную телеграмму о достигнутых успехах. Отмечалось, что при условии полноценного снабжения боеприпасами 11-я армия возьмёт Ставрополь и Армавир. Проблема была в том, что противник уже начал своё контрнаступление.



Контрудар Врангеля

Белое командование решило обойти с тыла и атаковать группу красных войск (3-я Таманская стрелковая дивизия), наступавших в районе Медведское — Шишкино. Основные силы конного корпуса Врангеля (около 10 полков под общим командованием Топоркова) двумя тяжелыми ночными маршами были переброшены в район Петровское — Донская Балка. Утром 3 января 1919 года врангелевцы (около 4 тыс. сабель при 10 – 15 орудиях) нанесли внезапный удар, обойдя правый фланг таманцев. Удар был внезапным, так как красные считали, что корпус Врангеля разбросан на большом пространстве до Маныча.

К вечеру 3 января врангелевская конница заняла Александрию, глубоко вклинившись в расположение противника. При этом штаб Таманской дивизии располагался в с. Благодарное, а войска ещё наступали в западном направлении к реке Калаус. Штаб 11-й армии первоначально не придал значения сообщению командира Таманской дивизии о прорыве противника и выходе в тыл таманским частям. В итоге оказалось, что корпуса Врангеля нечего противопоставить. 3-я Таманская дивизия была застигнута врасплох, её конница измотана предшествующими боями. При этом таманцы находились в процессе очередной реорганизации, ослабившей дивизию. Общий резерв правого боевого участка 11-й армии, состоявший из 3-й Кубанской стрелковой бригады, взял и в этот критический момент замитинговал. А в армейском резерве не было крупных частей и конных соединений, способных ответить ударом на удар, парировать удачный маневр врага. В резерве 11-й армии было 4 запасных полка, но эти части, сформированные из выздоравливающих после ранений и болезней солдат, не были способны к быстрому контрудару. Командование дало указание кавалерийскому корпусу Кочергина к утру 4 января сосредоточиться в селе Благодарном.

Приказом главнокомандующего Деникина 1-й армейский корпус Казановича, 1-й конный корпус Врангеля и отряд генерала Станкевича объединялись в отдельную армейскую группу под общим командованием Врангеля. Армейская группа должна была развить первый успех, взять главную базу таманцев – Святой Крест, а затем оказать давление на тыл группировке красных, которая в районе Минеральных Вод действовала против корпуса Ляхова.

4 января красный фронт разваливался, таманцы оставили Сухую Буйволу и Медведское, и отходили на Благодарное, Елизаветинское и Новоселицкое. Корпус Казановича также перешёл в наступление и занял Ореховку и Высоцкое. Белые наступали на Благодарное и Елизаветинское. Штаб Таманской дивизии перебрался из Благодарного в Елизаветинское. Одни таманские части пытались безуспешно контратаковать, хорошо дрались, другие в это же время бежали, дезертировали или сдавались в плен (в основном вчерашние ставропольские крестьяне). 6 января белогвардейцы захватили Благодарное и создали угрозу расчленения 11-й армии на две части.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти