Легенда о цуба-цубе (часть 8)

Тихо падает снег
На уток, что плавают парой

В старом темном пруду…
Сики


Сегодня наш рассказ о цубах будет посвящен школам цубако, то есть мастеров, которые их изготавливали. И, надо заметить, что тема эта бесконечно сложна, и вот почему. Известно, что были признанные мастера, имевшие свой характерный почерк и они-то как раз и заложили основу многих школ. Но… многие цубы делали их ученики, многие – завистливые соседи, авторы очень похожих подделок. И как отличить, что перед вами: ранняя цуба мастера семьи Мётин, одна из цуб их учеников, копия или подделка, изготовленная более дешевым мастером по заказу более бедного самурая? А еще мастера делали понравившиеся повторения работ других школ на вполне законном основании – он мастер с именем, что захочу, то и сделаю, но подпись поставлю свою. И вот тут приходится гадать – это что подделка или «так было задумано»? Словом, если с технологиями и стилями более или менее все ясно, то со школами дело обстоит намного труднее, к тому же их более 60!

Начнем с самой известной, семьи Мётин – лидера в изготовлении доспехов в Японии с XII в. Однако оправу для меча первым изготовил Нобуэ, 17-ый «по номеру» мастер этой семьи, живший в XVI в. Проблема идентификации его работ сложна тем, что он использовал целых семь вариантов написания своей подписи. Его цубы так и называют – «цубы Нобуэ». Затем его дело продолжили его потомки, работавшие над цубами до самого XIX в.


Цуба «Три головастика», работа мастера Нобуэ. В настоящее время считается, что Нобуэ специализировался на цубах в стиле Овари в эпоху Адзути-Момояма. Его изделия отличаются своей красотой и изяществом, прочной патиной и железом с ярко выраженной текстурой тэккоцу. На данной фотографии представлена его цуба с изображением трех головастиков внутри круга и маленькими хризантемами, вырезанными в высоком рельефе на каждом из них. Принадлежала семье Курода. XVI в. Форма – окружность диаметром 8,5 — 8,45 см.

Школа Хоан также получило свое название по имени мастера, которого звали Сабуроэ Хоан, причем он был даже сыном владельца небольшого замка! В работе использовал разные технологии. Первая – якитэ-кусараси – травление кислотой. Вторая технология – это яки-намаси, оплавление металла при сильном нагревании, из-за чего поверхность цубы становилась неровной, имела следы оплавления и красно-фиолетовую патину. Третья – прорезная техника сукаси.


Цуба «Водяное колесо» с подписью мастера Хоан, эпоха Момояма. Изображение стилизованного водяного колеса было излюбленным мотивом этого мастера в технике сукаси. (Токийский национальный музей)

Школа Ямакити из провинции Овари, основателем которой был Ямасака Китибей, специализировалась сначала на тонких цубах, а затем на более толстых и массивных для двуручных мечей о-тати. Считается, что поскольку цубы этой школы изготавливали целых семь поколений мастеров, то их … чаще всего и подделывают. Уж очень они хороши! Очень часто на них изображен прорезной цветок сакуры.


Иногда цубу делали сразу два мастера и соответственно ставили на нее две подписи. Например, вот эта цуба подписана мастером Кано Натсуо (1828–1898), то есть он ее ковал. Однако декорировал ее мастер Тосиоси, выполнивший эту работу где-то после1865 г. Материалы: медно-серебряный сплав сибуити, медно-золотой сплав сякудо, золото, серебро, медь. Длина 7 см, ширина 6 см, толщина 0,5 см. Вес: 121,9 г. Аверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Эта же цуба – реверс.


Цуба мастера Ёсида Мицунака, XIX в. Материалы: железо, серебро, медь. Диаметр 8,3 см, толщина 0,5 см, Вес:136,1 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поскольку школ цубако очень много, описать их все, и даже значительную их часть в популярной статье, да еще и показать образцы их работ совершенно немыслимо, поэтому есть смысл ограничить их количество самыми известными, популярными и чаще всего встречающимися.

К числу таких школ относится и школа Сёами, что в переводе означает «некто талантливый в искусствах». Школа возникла в конце эпохи Муромати, а ее изделия сначала не подписывались. Тут закончилась эпоха гражданских войн и начался мирный период Эдо. Самураям сразу же захотелось более красивых, чем прежде вещей, что отразилось и на декоре оружия.

Мастера школы Сёами работали в разных провинциях и всюду вводили в этот стиль что-то новое и свое. Поэтому формы цуб сёами очень разнообразны. Разнообразны настолько, что сами японцы шутят: «Не знаешь, как назвать – говори сёами!» В этом стиле в конце эпохи Эдо работало так много мастеров, что где «настоящее сёами», а где его подделка, сегодня уже просто не разобрать. Однако надо отдать должное японским мастерам подделок – все они в достаточной степени красивы.

Главной отличительной особенностью цуб Сёами является технология инкрустации поверхности цубы золотом, серебром и медью по железу и бронзе. Причем создавалась целая картинка, полностью заполняющая все свободное пространство цубы. Инкрустацию дополняла ажурная резьба и украшение обода, чего на цубах других школ обычно не наблюдалось. Вот, например, цуба «Олени», которая смотрится очень богато благодаря того, что на ней практически не виден свободный металл, а изображения на ней оленей переплелись с листьями, стеблями и цветами и выполнены золотом в технике нуномэ-дзоган!


Цуба «Олени», стиль Сёами. Ок.1615–1868 гг. Материалы: железо, золото, медь. Диаметр 8,1 см., толщина 0,5 см. Вес 170,1 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Определение принадлежности той или иной цубы затрудняется часто именно находящейся на ней подписью. Вот, например, эта железная цуба с прорезными изображениями восьми самурайских монов, окруженных каракуса – побегами винограда. Данный тип относится к стилю Ёсиро, принадлежащего школе Кага (XVII в.). Но подпись на ней стоит Татибана Крисуми и следует выяснить кто это - мастер данной школы или один из ее подражателей. А выяснить такие подробности, относящиеся к столь отдаленным временам, очень непросто.


«Цуба с монами». Мастер Татибан Крисуми. Эпоха Момояма. (Токийский национальный музей)

В провинции Хиго существовало множество школ, среди которых одна – школа Симидзу, основанная мастером Дзинго, отличалась от всех прочих своими характерными цубами с изображениями птиц и, прежде всего, любимых самураями, ловчих соколов. И вот перед нами одна из таких цуб. Однако она не подписана. И возникает вопрос при всей схожести ее с работами этой школы – это она или не она? Считается, что отличительным знаком самого Дзинго было квадратное (?) отверстие хицу-ана слева. На данной цубе оно «нормальное». И вот вопрос – это творческое развитие сюжета или подделка?


Цуба «Коршун», XVII в. Аверс. (Токийский национальный музей)


Эта же цуба – реверс.

Одной из множества школ цубако была школа Ито, основанная опять-таки в провинции Овари Ито Масацугу. Стиль школы характеризовался прорезными орнаментами, которые делались при помощи стальной проволоки, смоченной маслом и посыпанной мельчайшим абразивом. В цубе сверлили тоненькое отверстие, вставляли в него проволоку, и вот так ее пилили! Одним из популярных мотивов был почему-то лабиринт. Кроме того, на поверхности цубы выполнялся сложнейший орнамент, инкрустированный золотом.

В мирное время Эдо большой популярностью, как это не удивительно, стали пользоваться цубы с изображениями воинов в традиционном вооружении. Так, в конце XVII в. возникла школа Сотен, характерная цубами со сложными композициями на батальные и религиозные темы. Другой характерной особенностью ее цуб стал высокий рельеф, практически скульптурный, то есть глубокая резьба, сочетающаяся со сквозной перфорацией. Из-за этого они были толще и тяжелее обычных, но в мирное время с этим мирились. На каких-то цубах ее было меньше, на каких-то больше, но в целом, если вы увидите цубу на которой «смешались в кучу кони, люди, и много инкрустации золотом, то это вне всякого сомнения цуба школы Сотен или же подделка под нее, потому что большой спрос всегда рождает и повышенное предложение. Известно, что было два мастера с таким именем и работы их различаются. Кроме того, известно не менее 25 учеников этой школы, которые подписывали работы стиля «Сотен» своими именами, и бесчисленное множество учеников учеников, которые, напротив, подписывались «Сотен» или… не подписывались вообще! Форма цуб достаточно традиционная – круг, овал или форма мокко. Но главное – это многофигурные сюжетные композиции и использование инкрустации медью, серебром, золотом и сплавом сякудо.


Цуба «Битва» с многофигурной композицией в стиле школы Сотен. XVIII в. Материалы: железо, золото, серебро, бронза, медь. Длина 7,9 см, ширина 7,5 см. Толщина: 1 см. Вес: 133,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Эта же цуба – реверс.

А теперь под занавес перечислим хотя бы часть известных школ мастеров цубако: это Кинаи, Гото, Ёсиока, Ёкоя, Мито, Янагава, Исигуро, Хамано, Омори, Сёнаи, Хирата и многие другие. То есть это был целый свой мир, в котором жили многие… тысячи людей в течение нескольких столетий, которые добывали металл, ковали, точили, гравировали, чеканили и полировали. Какой-то мастер делал всю цубу от начала до конца, кому-то помогали. Какие-то делались по произволу, какие-то долго и упорно обсуждались с заказчиком, пока обе стороны не устраивали результат и цена!


Цуба «Водяной дракон», школа Гото, отличавшаяся тем, что работала с мягкими цветными металлами. Мастер Хобаси Муне Кавасита. Эпоха Эдо.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Коте пане Коханка 16 марта 2019 05:14 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Красотища - Олег Вячеславович!
    Добавить ещё, что-то слов нет, только эмоции!
    С уважением, Владислав!
    1. kalibr 16 марта 2019 07:33 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Мне как-то раз удалось подержать цубу в руках. Не самую красивую, старую, ржавую, но даже такая она произвела впечатление. Будь у меня много денег - объехал бы ведущие музеи мира и написал бы о них подробнее. А то есть книга Скраливецкого, но она на материалах питерских коллекций и зарубежных книг. А было бы интереснее посмотреть фонды того же Токийского национального музея или Лос-Анджелесского регионального музея искусств... Будет еще три материала только по цубам, потом еще кое-о чем и потом будет возвращение к японской теме на "новом витке".
    2. kalibr 16 марта 2019 15:19 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: Коте пане Коханка

      Красотища - Олег Вячеславович!

      Только сейчас заметил. Нужно наоборот. Поменяйте в будущем. Мелочь, конечно...Но...лучше правильно.
      1. Коте пане Коханка 16 марта 2019 16:21 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Каюсь, Вячеслав Олегович! Деменция и все такое, обещаю исправится.
        fool
  2. Korsar4 16 марта 2019 06:21 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Спасибо.

    Цуба с птичкой - очень хороша.
    1. Коте пане Коханка 16 марта 2019 07:56 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Согласен полностью!
  3. Рони 16 марта 2019 10:01 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Можно сказать, изучая цубы, изучаешь природу.
    Хотя не так всё просто, сидит птичка, и на зимородка похожа, и на квакву, орнитологам загадка.
    1. Decimam 16 марта 2019 13:24 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Загадка эта давно разгадана. Цуба эта из коллекции Говарда Мэнсфилда, коллекционера из Нью-Йорка, который собирал японские картины, гончарные изделия, изделия из металла, лак, кимоно, маски и книги. В 1936 году, за два года до смерти, свои коллекции он подарил Метрополитен музею.
      Сюжет называется "Зимородок на ветке"
      1. Рони 16 марта 2019 17:38 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        (Опять глюки мой ответ украли, не поленюсь).
        Вот-вот! Говорю, хорошо, что есть надежные источники. Спасибо за комментарий.
        Стилизация живых существ приводит к сети интерпретаций.
        Лилии французские один из таких примеров.
  4. Decimam 16 марта 2019 11:30 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    А теперь под занавес перечислим хотя бы часть известных школ мастеров цубако...
    Попался каталог специализированной выставки цуба, которая проводилась в 1908 году в Музее изящных искусств Бостона. Там тоже написано, что представляем в алфавитном порядке часть известных школ. Далее список.
    Akasaka, Akao, Aoki, Awa, Choshiu, Daigoro,Fushimi,Gokinai,Goto, Heianjo, Higo, Hirata, Hoan, Hosono-Masamori, Ichinomiya, Inlay work, Inshiu, Ishiguro, Ito, Iwamoto, Jakushi, Kaga, Kanayama, Kaneiye, Kasutsura, Kikugawa, Kikuoka, Kinai, Miochin, Mito, Mukade, Namban (Kannan, Kagonami, Canton), Nara, Nomura, Odawara, Omori, Otsuki, Sado, Saotome, Seijo, Shoami, Soten, Sunagava, Tanaka, Tempo, Tetsugendo, Tojibata, Toriusai, Umetada, Yamakichi, Yokoya, Yanagava, Rincendo.
    Вроде 56 школ. Хотя школ, конечно, больше.
  5. Хозяин Трилобита 16 марта 2019 13:26 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Последняя цуба что-то неуловимо мне напомнила... Долго ломал голову что именно. Неожиданно дошло:

    В связи с этим возникла мысль.
    Самураям нужно было снимать цубы с мечей поверженных противников и прикреплять на своё парадное кимоно на прием к даймё или доспех. Это было бы: а) красиво, б) почетно, в) функционально в бою - дополнительная защита и моральное давление на противника.
    Головы собирать - экое варварство, к тому же вечно их с собой носить не будешь. А тут увидел в бою мужика, с десятом таких украшений на доспехе, уже подумаешь, может лучше того, мимо пройти, вон тут и помоложе есть... smile
    Нет, все-таки странно, что самураи до такого не додумались. Чего с них взять - азиаты...
    1. Коте пане Коханка 16 марта 2019 15:06 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Ценное замечание Михаил! В принципе до этого до-думались индейцы, которые как раз и носили украшения из скальпов поверженных врагов.
      1. Korsar4 16 марта 2019 18:31 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        И не только индейцы. В римских легионах кольца с убитых своей рукой собирали. Если, конечно, можно верить художественной литературе.
        1. Рони 16 марта 2019 21:10 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Так вот откуда растут корни "Властелина колец"...
    2. Рони 16 марта 2019 17:31 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Превосходно! Да, мысль на поверхности и функционально, и красиво. Возможно, слишком на поверхности, как говорится, "слона-то я и не заметил".

      А со скальпами мороки много. И не так эстетично.
      1. Хозяин Трилобита 16 марта 2019 18:09 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Представляю сцену из жизни средневековой Японии. Даймё своему самураю: "Ну а ты чего молчишь, только цубами бренчишь? Аль не видишь как поганят государственный престиж?" А тот отвечает: "Мне б катану, да коня, да на линию огня, а сеппуку на циновке - это всё не про меня" laughing
        1. Рони 16 марта 2019 21:07 Новый
          • 5
          • 0
          +5
          Блестяще! Адаптированный японский фольклор. Очень порадовали!
        2. 3x3zsave 16 марта 2019 22:01 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          "Про меня, не про меня,
          Лишь бы только мне бы сдохнуть.
          Не забавы ради для"
          (Адаптированный японский фолклер)
        3. 3x3zsave 17 марта 2019 10:54 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Даймё самураю:
          ""Про меня, не про меня"
          Че за новая фигня?
          Я 12 коку риса выдавал тебе за зря?
          А катану и коня
          Между нами говоря
          Ты в квартале Есивара промотал второго дня!" laughing
    3. Decimam 16 марта 2019 17:43 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      А что это за сувенир? Откуда он?
      1. Хозяин Трилобита 16 марта 2019 17:58 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Цитата: Decimam
        А что это за сувенир? Откуда он?

        Если про медаль, то из интернета. smile
        Что это конкретно за вещь и откуда она взялась, я не разбирался. Полагаю, медаль участника олимпиады в Нагано. Типа, памятный знак. Не награда.
        Я в поисковик написал "медаль нагано", выбрал, что больше подходит и скопировал smile
        1. Decimam 16 марта 2019 18:12 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Точно, медаль участника.
  6. kalibr 16 марта 2019 15:16 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Цитата: Хозяин Трилобита
    А тут увидел в бою мужика, с десятом таких украшений на доспехе, уже подумаешь, может лучше того, мимо пройти, вон тут и помоложе есть..

    Очень интересная мысль!