Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 8. 556-й ВТАП и «Попугай»

21
Полное название боевого соединения звучало так: 556-й Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиаполк. К непосредственному знакомству с Ан-22 летные экипажи приступили в 1972 году сразу на двух площадках: в Ташкенте и Куйбышева. Уже к концу года 1-я эскадрилья авиаполка получила первые пять машин, а к 1974 году общее количество «Антеев» достигло 18 бортов. В качестве младших братьев в полку выступали три Ан-12.

Ан-22 в составе 556-го полка с самого начала приступил к активной боевой работе. Фактически крещение в боевых условиях машина получила в время очередного витка напряженности между арабами и израильтянами, когда девять самолетов работали на переброске советской военной техники на Ближний Восток. Работа проходила под шифром операции «Кавказ». Далее последовала мирная работа на Самотлорском месторождении в Тюменской области. С 27 декабря 1974 года по 27 января 1975 года «Антеи» доставили нефтяникам более 1100 тонн полезного груза. Машины полка из Солнечногорска привлекались и для обеспечения учений «Щит-74», «Весна-75» и «Запад-81». С «Антеев» десантировали целые подразделения ВДВ с техникой – БМД-1, ГАЗ-66 и другим вооружением. Крылатые машины 556-го полка, помимо основной работы, участвовали в ликвидации чернобыльской аварии, перевозили гуманитарную помощью в Эфиопию и в пострадавшую от землетрясения Армению.












Грузовой отсек — главная гордость Ан-22 "Антей"

Примечательно, что при всей активности эксплуатации техники в 556-м полку потеряли всего две машины. В конце 1976 года в районе поселка Дубровка Брянской области в ходе войсковых испытаний упал борт №05-01 под командованием майора В. А. Ефремова. Нештатная ситуация началось на высоте 4000 метров при скорости в 380 км/ч, когда командир корабля отклонил руль вправо сразу на 25 градусов. Ошибка была в том, что по заданию требовалось всего 17 градусов. Такой резкий маневр привел к глубокому скольжению машины с резким снижением. Пилот в ответ взял штурвал «на себя» в надежде исправить ситуацию, но Ан-22 вышел уже на закритические углы атаки с дальнейшим сваливанием. Машина беспорядочно падала 3,5 километра, пока на 600 метрах перед землей её не удалось вывести в горизонтальный полет. Это кончилось трагически – четырехкратную перегрузку Ан-22 не выдержал, частично разрушился в воздухе и взорвался от удара о землю. Экипаж по причине скоротечности аварийной ситуации не смог покинуть самолет и был в полном составе погребен под обломками Ан-22. Далее работу по испытанию машины в подобных режимах продолжили уже в 8-м ВТАП и уже на высоте 7000 метров. Итоги были неутешительными – к выходу из подобных ситуаций могут быть готовы только летчики класса испытателей, но никак не строевые пилоты. По итогам испытаний угол отклонения рулей направления ограничили, а летчикам вообще рекомендовали во время маневрирования ими не пользоваться – «Антею» вполне хватало элеронов.






Внутреннее убранство кабины пилотов и штурмана. Последние два фото сделаны в немецком музее в Шпайере

Второй раз полк лишился машины, но вот экипаж просто чудом остался в живых. 8 июня 1977 года с родного для 556-го полка аэродрома Сеща на скорости в 260 км/ч воздушное судно под номером 04-05 никак не хотело подниматься в воздух. Командир экипажа майор А. Н. Стеняев принял решение уже на 280 км/ч прекратить взлет, применив торможение шасси, переведя РУД в «земной малый газ» и сняв воздушные винты «с упора». Однако при взлетной массе в 190 тонн все это оказалось не особо эффективно — Ан-22 почти на километр выкатился за пределы ВПП, налетел на насыпь автострады и загорелся. Дальнейшее расследование показало, что причиной потери дорогостоящего самолета стал застопоренный руль высоты. При этом все контролирующие его приборы показывали командиру полную исправность данного узла. Пришлось конструкторам приводить в надлежащее состояние концевой микровыключатель, который и стал главным «виновником» потери самолета.

Эксплуатация Ан-22 в 556-м ВТАП не была лишена летных происшествий различной сложности. Одной из них стал инцидент 16 августа 1975 года. В этот день самолет №06-04 под командованием подполковника К. В. Власинкевича отличился отказом носовой стойки шасси – она не вышла перед посадкой на аэродром Сеща. После совещаний с руководством полетов и специалистами КБ экипаж пошел на крайние меры. Прорубили дыру в стенке правого прохода кабины сопровождающих и ломом срубили штуцер отвода гидросмеси АМГ-10 из сливной полости гидроцилиндра уборки-выпуска стойки шасси. В итоге опора шасси встала на замок, и машина успешно приземлилась.












На фотографиях наглядно представлены условия работы членов экипажа Ан-22

С Ан-22 случались также неприятные истории по вине экипажа. Так, в октябре 1979 года борт №05-08 при пересечении границы с Афганистаном должен был подняться с эшелона в 6000 метров до 6600, но все воздушные винты в ответ на перевод РУД вперед неожиданно зафлюгировались. Мало того, отказали все моторы, и самолет перешел в пикирование. Произошло это ночью, и командир спал в кабине сопровождающих. Как оказалось, причина была в халатном отношении борттехника, который невнимательно провел предполетное обслуживание «Антея». Машину, которая успела снизиться на 1,6 километра, спасли, и экипаж благополучно приземлился в Кабуле. Интересно, что никто из экипажа не доложил о случившемся происшествии, и только спустя два года инцидент всплыл на бортовых магнитофонных записях.

В январе 1984 году произошел уникальный случай – при ночном взлете из Будапешта на высоте 250 метров вышла из строя система управления элеронами. Причина была в отвернувшемся болте навески корневой секции правого элерона. Ан-22 начал интенсивное снижение со скоростью 20-25 м/с, углом крена в 50 градусов, и только профессиональная работа борттехника капитана Юрия Фомина позволила на высоте всего в 70 метров вывести машину в горизонт. Для этого он сначала перевел управление на серворули, а потом на бустеры.

Прощаться с Ан-22 личному составу 556-го ВТАП пришлось с 1987 года, когда на смену «Антеям» поступили еще более монструозные Ан-124. Турбовинтовые машины были переданы в 81-й ВТАП, а позже в 8-й авиаполк.








Ан-22 №05-10, получивший прозвище "Попугай" за характерную защитную окраску. Приписан к 8-му ВТАП

Наверное, одним из самых харизматичных самолетов серии Ан-22 стал «Антей» №01-10 в защитной ливрее, происхождение которой до сих пор не до конца понятно. По одной из версий, машина получила камуфляж для участия в боевых действиях в Афганистане, но в условиях горной среднеазиатской страны гораздо логичнее бы выглядел пустынный камуфляж. Вторая версия происхождения раскраски более правдоподобна. В соответствии с ней Ан-22А попал в программу испытаний нового противорадиолокационного покрытия, а также исследований эффективности автоматов постановки помех АПП-50. В итоге оказалось, что раскраска совсем не снижает заметность гиганта в радиодиапазоне, а вот АПП-50 вышел удачной разработкой и пошел в серию. А покрытие хаки так и осталось на самолете, хоть и увеличило вес машины сразу на три тонны.

Участвовали «Антеи» (в составе 8-го ВТАП) в военных операциях Советской Армии в Афганистане. Ни одной машины в ходе боевых действий потеряно не было. Самым масштабным стала работа сразу 17 Ан-22 с аэродромов Быхова, Чебеньки и Энгельса, когда в Баграм, Кабул и Кандагар было переброшена масса техники и личного состава ВДВ. Хотя, конечно, настоящими королями неба Афганистана были более современные, хотя и менее грузоподъемные Ил-76.

Современным положением в российских ВВС Ан-22 похож на работающего пенсионера, которому не так далеко до выхода на заслуженный отдых. В 2012 году срок службы всех «Антеев» был продлен до 2020 года, а в дальнейшем планируется провести капитальные ремонты всего парка гигантов и продлить срок службы до 50 лет. В качестве площадки для масштабного ремонта выбрали 308-й авиаремонтный завод в Иванове.

Окончание следует...

По материалам изданий:

Якубович Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей». 2013.
О.К. Антонов: многогранность таланта. 2006.
Летный риск. 2009.
Половников И. Записки авиаконструктора. 2010.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 марта 2019 18:24
    О_О

    Прорубили дыру в стенке правого прохода кабины сопровождающих и ломом срубили штуцер отвода гидросмеси АМГ-10 из сливной полости гидроцилиндра уборки-выпуска стойки шасси. В итоге опора шасси встала на замок, и машина успешно приземлилась.


    "Гвозди бы делать из этих людей" (с)
    1. +5
      28 марта 2019 19:16
      А меня еще больше удивило, что на борту нашелся лом и топор. И наверняка была кувалда. Хотя если подумать русский человек этими тремя инструментами может починить что угодно )))
      1. +2
        28 марта 2019 19:42
        Цитата: Self
        А меня еще больше удивило, что на борту нашелся лом и топор. И наверняка была кувалда. Хотя если подумать русский человек этими тремя инструментами может починить что угодно )))

        Обязательный элемент, а так же зубило, а какую-то мать каждый член экипажа с собой носит постоянно, с рождения! laughing lol wassat
      2. 0
        29 марта 2019 12:05
        Цитата: Self
        А меня еще больше удивило, что на борту нашелся лом и топор.

        Так это ещё с Ан-12 пошло - см. ниже, случай с экипажем Гамариса, 1961 год.
  2. +5
    28 марта 2019 19:11
    Когда наш полк переходил на новые самолёты, их доставляли Антеи. Помню, какие они огромные были! Несколько комплектов привезли Ил-76, так просто несерьёзно выглядели по сравнению, так сказать. Вот же ж, умели делать что надо, а не как попало.
    1. 0
      31 марта 2019 23:36
      А что перегонять дорого?
  3. +2
    28 марта 2019 19:44
    В статье чувствуется великолепный источник - Якубович Н.В. Лучший современный историк отечественной авиации, в том числе автор нескольких книг о самолётах АН. Автору спасибо.
  4. +1
    28 марта 2019 19:47
    И сейчас в Твери (пролетают на посадку прям над ж.д. вокзалом) можно видеть периодически АН-22. Интересно, сколько их осталось?
    Основная машина ИЛ-76.
    1. 0
      28 марта 2019 19:59
      Цитата: Гончар
      Интересно, сколько их осталось?

      Штуки 4 наверно осталось.
  5. +1
    29 марта 2019 09:27
    Прорубили дыру в стенке правого прохода кабины сопровождающих и ломом срубили штуцер отвода гидросмеси АМГ-10 из сливной полости гидроцилиндра уборки-выпуска стойки шасси. В итоге опора шасси встала на замок, и машина успешно приземлилась.


    Потом на этом месте на всех самолетах сделали доработку - специальную дверцу, что бы не нужно было "рубить окно" в нишу переднего колеса. Ну и потом еще и сам узел доработали.
    1. 0
      30 марта 2019 09:09
      Нашел в книге более подробный комментарий произошедшего

      center][/center]
    2. 0
      31 марта 2019 23:40
      В барокамере при мед.освидетельствовании бывали? С какой высоты предписано летать в кислор. маске? О существовании гермокабины слышали?
  6. +1
    29 марта 2019 12:03
    Эксплуатация Ан-22 в 556-м ВТАП не была лишена летных происшествий различной сложности. Одной из них стал инцидент 16 августа 1975 года. В этот день самолет №06-04 под командованием подполковника К. В. Власинкевича отличился отказом носовой стойки шасси – она не вышла перед посадкой на аэродром Сеща. После совещаний с руководством полетов и специалистами КБ экипаж пошел на крайние меры. Прорубили дыру в стенке правого прохода кабины сопровождающих и ломом срубили штуцер отвода гидросмеси АМГ-10 из сливной полости гидроцилиндра уборки-выпуска стойки шасси. В итоге опора шасси встала на замок, и машина успешно приземлилась.

    Так лом и топор на самолётах "Антонова" - это штатные средства для аварийных ситуаций. smile
    Вот, например, младший брат "Антея" - Ан-12:
    В 1961 г. экипаж Гамариса облетывал Ан-12, предназначенный для поставки в Индию. При заходе на посадку сработала сигнализация невыпуска правой ноги шасси. Была ночь. Командир провел машину над вышкой руководителя полетов. В свете прожектора с земли увидели: стойку заклинило в полувыпущенном положении. Набрав высоту 3000 м и летая по кругу, экипаж приступил к выполнению действий, предусмотренных инструкцией на этот случай. На земле тоже не дремали: в течение часа была поднята на ноги инженерно-авиационная служба всех уровней, вплоть до главного инженера ВТА В.В.Филиппова, которого нашли в театре. Филиппов связался с Антоновым. Сообща выработали решение: если стойка не выходит, садиться на грунт с убранным шасси. Но экипажу хотелось сохранить прекрасно сделанную экспортную машину, поэтому топором и ломом был прорублен пол в районе ниши шасси, куда залез привязанный за пояс борттехник и обмотал стойку десантным тросом. Второй конец троса закрепили на лебедке, с помощью которой и удалось довыпустить стойку. За этот поступок молодой офицер был награжден орденом "Красной Звезды", а брать на борт лом стало среди, экипажей Ан-12 доброй традицией.

    С помощью лома и топора 2 февраля 1999 г. пришлось устранять отказ и экипажу ивановского Ан-12БК. После взлета и уборки шасси обнаружилось, что из-за поломки тяг остались открытыми створки основных стоек, висящие под фюзеляжем. Летчикам пришлось вскрывать пол, добираясь до створок, и при посредстве лебедки и кран-балки ставить их на место.
  7. 0
    30 марта 2019 01:44
    Камуфляжную раскраску получили и Аны Югославских ВВС ,они то же были без "стеклянного "носа - видимо какой то вариант машины ... Заинтриговал бомбовый прицел в кабине штурмана...
    1. 0
      30 марта 2019 09:32
      там есть бомбоотсек для осветительных бомб, для ночного десантирования
  8. +1
    30 марта 2019 16:57
    В Калинине первый раз увидел ночные полёты Ан-22 составом полка, очередь этих гигантов перед ВПП впечатляла своим величием.
    1. +2
      1 апреля 2019 10:32
      Цитата: shura7782
      В Калинине первый раз увидел ночные полёты Ан-22 составом полка, очередь этих гигантов перед ВПП впечатляла своим величием.

      На ВПП они ещё не так впечатляют. А вот когда эта громадина на малой высоте заходит на посадку над городом, и ты понимаешь, что в воздухе летит нечто размером с "хрущёвку" - вот это впечатляет. Видел я эту картину в Калинине ещё в советское время - на всю жизнь запомнилось.
      1. 0
        1 апреля 2019 23:49
        Осенью 82 наша эскадрилья там стажировалась в ИБАшном полку. Очень умилял их разведчик погоды. Стало понятно, что полётов не будет и все по домам разошлись, а он над городом ещё долгими часами круги нарезал.
      2. +1
        2 апреля 2019 15:19
        "...
        На ВПП они ещё не так впечатляют.
        ..."

        Это смотря где находишься :-))) Катался с как-то на велике недалеко от точки отрывы, прямо надо мной проходили, сильные впечатления.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      2 апреля 2019 15:20
      В том же Калинине видел ночной взлет ИЛ-76 в составе полка, тоже некислое зрелище.
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    24 апреля 2019 12:53
    Автору статьи не помещало бы исправить косяки с бортовыми номерами 05-10 - это серийный номер самолета, где 05 серия самолета, а 10 номер самолета в серии. Бортовые номера на Ан-22 начинались с 08 и с 09 ( 09345, например). Да и еще, на одна эскадрилья по штатке не могла иметь 29 самолетов. Такое количество самолетов приравнивается к полку. Полк Ан-22 базировался в Иваново, остальные в Твери. После расформирования 81 ВТАП в Иваново, самолеты были перебазированы в Тверь. Ан- 22 входили( входят) в состав 12-я военно-транспортная авиационная Мгинская Краснознаменная дивизия — соединение 61-й воздушной армии Верховного Главного командования Военно-Воздушных Сил Российской Федерации, созданное в годы Великой Отечественной войны как 12-я авиационная дивизия дальнего действия, она же 12-я авиационная Мгинская Краснознаменная дивизия дальнего действия, она же 12-я бомбардировочная авиационная Мгинская Краснознаменная дивизия, принимавшая участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Автору перед опубликованием с википедией дружить надо, если познаний в этой теме нет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»