Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты

54

Прекрасный щит рондаш в античном стиле из Венской оружейной палаты. Судя по надписи на щите, император Карл V получил этот великолепный щит вместе с парным к нему шлемом от своего брата Фердинанда I в честь его африканской кампании. На внешнем фризе между Нереидами можно найти медальоны с бюстами четырех римских африканских героев: Сципиона, Цезаря, Августа и Клавдия. Чем подтверждалось, что Карл V был не только законным преемником всех этих великих правителей, но и стал новым Персеем, противники которого обращаются в камень одним только взглядом головы Медузы на его щите! Изготовлен по гравюрам Андреаса Мантенья около 1550-1555 гг. миланским оружейником Филиппо Негроли (ок. 1510-1579). Материал: чеканное железо, частично полированное, частично черненое, частично вороненое, частично инкрустированное золотом и серебром

По шестисот сиклей кованого золота пошло на каждый щит…
Вторая книга Паралипоменон 9:15


Оружие из музеев. Итак, мы вновь возвращаемся к теме средневековых доспехов, ну, не средневековых, так уж эпохи Ренессанса совершенно точно, поскольку надо мне несколько отвлечься от темы дурно пахнущих порохом пистолетов и мортир. Убийство, конечно, отвратительно в любой его форме, но даже самый кровожадный сильный и умелый воин с мечом не сможет одним своим ударом отправить на тот свет сразу 17 человек, а вот картечный выстрел эпохи Наполеоновских войн мог это сделать запросто. Так что давайте отправимся опять в старину и познакомимся с тем, с чем мы еще не знакомились, а именно со щитами, которые называются рондаш. Слово это обозначает европейский щит, использовавшийся сначала всадниками, но в конце Средневековья оказавшийся характерным оружием пехоты. Ну а закончилась его история в эпоху Ренессанса, когда эти щиты приобрели функции исключительно парадного вооружения и даже стали… деталями интерьера. Кстати, в отношении иллюстраций данного материала нам. можно сказать, исключительно повезло, потому, что рондашей до нашего времени дошло очень много, и мы можем получить исчерпывающее представление и о них и о мастерстве их изготовителей по экспонатам не из одного, а из нескольких самых известных музеев Европы и США, включая Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, что интересно уже само по себе!



Собственно, самые первые щиты как раз и были именно круглыми (поскольку, скорее всего, плелись из прутьев), и форма эта прижилась не то что на века – на тысячелетия. Круглыми были греческие гоплоны, дощатые «липы защиты» — щиты викингов. Кто только их не носил! Единственная разница в конструкции круглого щита была лишь одна: имел он посредине выпуклый умбон или нет. Иногда умбонов было больше – пять: один посредине и еще четыре по бокам, которые скрывали крепления ремней для удержания. Делали такие щиты из липовых досок, плели из ивовых прутьев, а также делали из бронзы, меди, стали, вываренной в масле кожи, причем использовалась бычья кожа, бизонья и кожа носорога. И как только их не украшали! Щиты, даже самые простые, со временем стали настоящими произведениями искусства, причем на Востоке, в Индии, Иране, в Египте и в Турции к концу XV века вошли в моду относительно небольшие (диаметром около 50 см) выпуклые щиты, сделанные из металла (латунь, бронза, железо), покрытые гравировкой и резьбой. Они достаточно хорошо защищали от холодного оружия и даже от пуль первых образцов примитивного огнестрельного оружия.


Стальной щит мамлюков, конец XV века. Возможно, изготовлен в Иране. Материал: сталь, медные сплавы. Диаметр: 46,7 см, вес 1546 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Вся поверхность этого щита украшена вот такой замечательной резьбой по металлу!

В Интернете встречается утверждение, что предшественником рондаша является фехтовальный щит. Но этого никак не может быть, потому что тот же итальянский фехтовальный щит был узким, имел длину 60 см и только кисть руки и закрывал. Имелось острие, которым можно было пользоваться во время поединка. И этот щит был маленьким, а рондаш, во-первых, круглый, а во-вторых – достаточно большой.


Вот два таких фехтовальных щита 1542 года, выполненные в стиле Джокко дель Понте из Пизы, но отличающиеся от пизанских усилением железным острием. Обращение к святому Бернарду Сиенскому, скорее всего, означает, что что заказывались оба щита кем-то из Сиены. Венская оружейная палата


Фехтовальный щит «боче» с откидывающимся острием. Испания, начало XVI в. Материал: сталь, медный сплав, бархат, бахрома. Техника оформления: ковка, чеканка Диаметр: 36,0 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Правда, известны странные, фантастического вида круглые щиты XVI века с зубцами по окружности, служившими ловушками для вражеских клинков, оснащенные вдобавок клинками. Обычно одно лезвие было длиной до 50 см, чтобы им можно было фехтовать, но, кроме него, могло быть еще несколько, в том числе и с пилообразными клинками. Мало того: придумавшие столь смертоносное оружие итальянцы и испанцы решили использовать этот щит для ночных нападений, поэтому у многих из них на верхнем крае было сделано круглое отверстие, позади которого находился потайной фонарь. Свет фонаря проходил через это отверстие, которое также можно было открывать и закрывать при помощи задвижки. Идея установить на щит фонарь, который закрывается пружинной крышкой с затвором, была особенно фантастической. Предполагалось с помощью этого фонаря ослеплять врага ночью, чтобы его легче было «прибить». На практике же масляная лампа, скорее всего, погасла бы, едва противники вступили бы в поединок, или же владелец щита облил бы себя горячим маслом и поджег на себе одежду. Так что щит этот, скорее всего, был более опасен для его владельца, чем для потенциального противника. Хотя, конечно, чисто внешне он был устрашающе эффектен.


Вот он, этот ужасный «фонарный щит» XVII века. Именно его все как раз и рисуют и на этот щит ссылаются, но, скорее всего, это редчайшее, а не массовое изделие! Венская оружейная палата. Было у этих щитов было и свое собственное название: фонарные щиты (нем. Laternenschild). Кроме того, они еще и должны были служить для защиты от пуль, поэтому делались пуленепробиваемыми, а мастера-оружейники всегда производили по ним перед сдачей пробный выстрел из аркебузы с дистанции в ста шагов. Весили они по 9 и даже 10 килограммов, так что особого распространения получить просто не могли: какая же это левая рука выдержит такую тяжесть да сможет еще и фехтовать ею? Венская оружейная палата

Впрочем, есть точка зрения, что такой щит – это как раз рондаш и есть, но только… «траншейный». Фон Винклер, писал о нем так:

«В траншеях воины долго сохраняют ещё употребление рондаша, который имеет особенное устройство и образует род наруча. Рукавица для левой руки прикрепляется к диску, а под рукавицей к щиту приделывается шпага, выступающая из-за края его на 50 см; окружность щита вырезана зубцами для отражения ударов. На внутренней стороне диска, недалеко от края, приделывается фонарь, свет которого проходит через отверстие; последнее можно по желанию открывать и закрывать посредством круглой задвижки. Этот рондаш, без сомнения, первых годов XVII столетия».



Щит фехтовальный с пистолетом из коллекции Эрмитажа. Испания (?), середина XVII в. Материал: сталь, латунь, кожа. Техника оформления: ковка, резьба. Диаметр: 44,5 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но здесь тогда необходимо уточнение, что, кроме таких вот «траншейных рондашей», значительно в большем количестве мы встречаемся с рондашами в виде обыкновенных металлических щитов диаметром 50-60 см без каких-либо дополнительных клинков и фонарей, но зато очень богато украшенных гравировкой и чеканкой. Есть менее украшенные и явно более функциональные щиты этого типа, а есть щиты, отличающиеся исключительным богатством отделки. Очевидно, что служили они разным целям, поскольку их стоимость просто несопоставима.


Полудоспех и щит. Италия, первая четверть XVII в. Брешия. Материал: сталь, кожа. Техника оформления: чеканка, гравировка, золочение. Диаметр: 60 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Похожий полудоспех со щитом, так называемый гарнитур Фуггера, изготовлен в Италии около 1560 года, владелец Кристоф Фуггер. Венская оружейная палата

Известно, что под названием rodela их широко использовали испанцы во время Итальянских войн в 1510—1520 гг. и называли их родельерос («щитоносцы»). Ну а рондашьерами их называли во Франции. Известно также, что такие щиты использовали конкистадоры Эрнана Кортеса во время завоевания Мексики. Так, в 1520 году у 1000 его солдат из 1300 человек конкистадоров как раз и были такие щиты, и они хорошо защищали их владельцев от индейского оружия. В 1521 году у него было 700 родельерос и лишь 118 аркебузиров и арбалетчиков.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты

Рондашьер. Иллюстрация из болонского руководства по фехтованию Акилле Мароццо «Новый труд» 1536 года издания

Причина же их появления проста: тогда на поле боя пехота состояла из копейщиков и аркебузиров, и первые оберегали вторых, пока те перезаряжали свое оружие. Нужно было как-то прорвать их строй, для чего швейцарцы начали использовать алебардистов, немцы – ландскнехтов с двуручными мечами-цвайхендерами, ну а испанцы — родельерос, вооруженных мечом и прочным щитом, с которым боец мог не бояться ни острых пик, ни аркебузных выстрелов.


Гарнитур: шлем бургонет и щит-рондаш в античном стиле. Обращает на себя оригинальный подбор «трофеев» по бордюру щита. Там присутствуют не только оружие и лавры, но даже кирка, лопата и музыкальные инструменты, вот как! Венская оружейная палата

Тем не менее, использование их в боях показало, что они уязвимы для атак кавалерии, да и пикинеры, если они были хорошо обучены и держали строй, были для них достаточно крепким орешком. В итоге родельерос начали применять в составе испанских терций, а не в виде отдельных отрядов, что потребовало очень хорошей выучки и от них, и от входивших в нее пикинеров и аркебузиров!


В коллекции Эрмитажа тоже есть шлем и парный к нему рондаш конца XV в. — начала XVI в. Испания. Диаметр щита: 58 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А потом от них отказались даже испанцы, так как держать в строю двух солдат, вооруженных холодным оружием, и только одного стрелка, оказалось невыгодно. Правда, Мориц Оранский попытался вооружать передние шеренги своих войск мечами и щитами в дополнении к пике, рассчитывая защитить свои войска от расстрела вражескими мушкетерами, но ничего путного из этого не вышло. Щиты, защищавшие от мушкетных пуль, оказались уж слишком тяжелы.


Многие щиты в коллекциях разных музеев очень похожи, хотя были сделаны в разное время, в разных странах и разными мастерами. Это неудивительно. Форма щита опять-таки очень часто подсказывала, как лучше всего оформить то или иное изделие. Рондаш, изготовленный во Франции. Мастер Жан Миньон, ок. 1550 г. Музей армии, Париж

Но вот в качестве элементов парадного рыцарского вооружения щиты рондаши были востребованы еще длительное время. В материалах на «ВО», посвященных теме рыцарского вооружения, подчеркивалось, что в определенный момент времени доспехи превратились в своего рода придворный костюм. Их надевали, но лишь для того, чтобы показать, что ты достойный наследник своих предков и можешь себе позволить иметь эту «одежду из металла», да еще и одеваться в нее, следуя моде. И понятно, что доспех без щита (это при том, что в бою латная кавалерия щитами в том же XVI веке уже не пользовалась!) воспринимался как… незаконченный, ну так, как сегодня воспринимается модно одетая женщина, но без соответствующей сумочки.

Причем большая и ровная поверхность рондаша в буквальном смысле этого слова развязала оружейникам руки. Теперь они могли изображать на щитах целые чеканные или резные картины из металла, а когда вдруг стало модным поверхность доспехов расписывать красками, то и тут рондаш оказался вполне к месту! Доходило до того, что, стараясь угодить своим богатым и взыскательным клиентам, мастера расписывали свои изделия с обеих сторон!


Один из таких расписных щитов, ок. 1535 г. Приписывается итальянцу Джироламо да Тревизо. Это один из небольшой группы расписных щитов эпохи Возрождения, разрисованных как снаружи, так и изнутри сценами из римской истории и классической мифологии гризайлями (оттенками серого) на основе сусального золота. Многие детали визуализированы в технике сграффито (техника процарапывания поверхности для выявления под ней другого цвета, в данном случае золота). Джироламо да Тревизо был одним из немногих художников XVI века, использовавших сложную технику сграффито, которая вышла из моды уже в конце XV. Метрополитен-музей, Нью-Йорк



Сцены битв на внутренней стороне этого щита, скорее всего, иллюстрируют эпизоды жизни римского полководца Сципиона и показывают нам внимательное отношение художника к изображению костюмов и доспехов того времени, которые уже были известны по античным скульптурам и монетам. А вот физические типы и их энергичные позы появились на нем благодаря Джулио Романо (около 1499–1546 гг.), который был помощником Рафаэля, а позже придворным художником герцогов Мантуи. Ну а Джироламо да Тревизо работал с Джулио в Мантуе в 1527 году и многое перенял. Место изготовления: Болонья. Материал: дерево, лен, левкас, сусальное золото, полихромия. Диаметр: 62,53 см. Вид на внешнюю сторону. Метрополитен-музей, Нью-Йорк



Еще один расписной щит из Милана. Италия, конец XVI в. Материал: дерево. Техника отделки: обтяжка холстом, роспись. Диаметр: 53 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Как уже отмечалось, многие рондаши оформлялись как самая настоящая картина, только выполненная в металле. Причем использовалась такие технологии, как чеканка по металлу, резьба, чернение, воронение, золочение, инкрустация цветным металлом и даже химическое окрашивание. Золотили детали щита обычно кузнечным способом при помощи ртутной амальгамы, что, конечно, здоровья мастерам, использовавшим эту технику, не прибавляло.


Вот, например, щит-рондаш XVI в., изготовленный в миланской мастерской оружейников семьи Пиччинино, отличающийся великолепным и сложным декором, что явным образом свидетельствует о его парадном назначении. Вороненая поверхность щита украшена чеканкой в высоком рельефе и отделана в технике таушировки — насечки золотом и серебром. Сложная композиция на его поверхности гармонично сочетается с круглой формой. Сюжетом рельефа послужил рассказ древнеримского историка Тита Ливия о весталке Тусции, которая в доказательство своей невинности принесла воду в решете. Материал: сталь. Техника оформления: воронение, таушировка золотом и серебром. Диаметр: 59 см. Был приобретен Эрмитажем в 1837 г. в Париже у антиквара П. З. Лери. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

P. S. Администрация сайта и автор материала благодарят заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа, главного хранителя С. Б. Адаксину и Т. И. Кирееву (отдел обеспечения публикаций) за разрешение использовать фотоматериалы с сайта Государственного Эрмитажа и оказание содействия в работе с иллюстративными фотоматериалами.

Продолжение следует…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 сентября 2020 18:09
    Как и Всегда Великолепная статья, огромное спасибо! Узнал Много нового, например про фонарные и пистолетные шиты! belay
    Ну и опять-таки порадовала подборка фотографий! good
    Сделал очередной вывод - Оружие Властителей носилочных сугубо «церемониальный» характер! Ну нельзя портить такую красоту на Поле Боя stop !
    1. +7
      8 сентября 2020 18:48
      Цитата: Охотовед 2
      Ну нельзя портить такую красоту на Поле Боя

      Да, красота поразительная. Впервые вживую увидел такие щиты несколько лет назад в Оружейной палате Дрездена. Потом в Вене во дворце Ховбург, потом был Париж и музей Армии... потом начал о них читать. И вот как оказалась прекрасная их коллекция есть и у нас в Эрмитаже!
      1. +7
        8 сентября 2020 20:00
        Вячеслав, добрый вечер. hi Спасибо за роскошную статью -- чисто эстетическое наслаждение. good
        Маленький вопрос по поводу ребят из команды Кортеса:
        ... такие щиты использовали конкистадоры Эрнана Кортеса во время завоевания Мексики. Так, в 1520 году у 1000 его солдат из 1300 человек конкистадоров как раз и были такие щиты, и они хорошо защищали их владельцев от индейского оружия. В 1521 году у него было 700 родельерос и лишь 118 аркебузиров и арбалетчиков.

        Значит через год у него осталось всего 818 гавриков из 1300, выходит, либо щиты всё же не очень и защищали, либо дизентерия доканала. А как Вы считаете? wink
        1. +5
          8 сентября 2020 20:50
          У них там была еще и корь... Потом многие были ранены легко, но антисанитария приводила к печальным последствиям. А потом жарко, тут расчесал, тут... словом умирать им было от чего!
          1. +6
            8 сентября 2020 20:57
            Мыться нужно было, а не чесать где ни попадя, благородные доны, блин. Да "модная болезнь, она" уже "была подаренА" wink
            1. +6
              9 сентября 2020 00:47
              Часто моется тот, кому чесаться лень. wassat
  2. +4
    8 сентября 2020 18:30
    Спасибо большое, хорошая статья , прекрасные фотографии.
    1. +5
      8 сентября 2020 18:45
      Многими фото мы обязаны сотрудникам Эрмитажа. Наконец-то его сокровища стало возможно использовать и вот таким образом... Следующая статья с фото оттуда будет о палашах кирасиров и там тоже - прекрасные фото эрмитажных артефактов! А еще нашел там замечательное фото казачьей сабли середины 18 века с гардой...
      1. +9
        8 сентября 2020 20:37
        Родителей у траншейного рондаша двое, прямо как у живого существа.
        Его "папой" стал рондаш обыкновенный - простой круглый щит средних размеров, металлический или деревянный, особенно популярный среди английского и испанского рыцарства. Он использовался на протяжении всего Средневековья, к эпохе Возрождения перекочевал в пехоту. Знаменитые родельерос - мечники испанских терций - вооружались именно этими щитами.
        "Мамой" нашего героя является итальянский фехтовальный щит тарга (не путать с тарчем). Это малый щит, скорее даже щиток продолговатой формы, надевавшийся на левую руку. Размерами он не особенно сильно превосходил латный наруч, предназначался для отражения ударов легких колющих мечей и рапир, и ничего в нем вроде бы особенного не было, кроме...заточенных граней, иногда дополненных шипами и острыми клинками, в том числе шпаголомами (шпаголом, правда, предназначен скорее для того, чтобы придержать шпагу противника, нежели сломать ее).
        На рис. ниже - поединок на больших фехтовальных щитах, старших братцах тарги. Здесь, как видите, мечи и вовсе не нужны smile

        Как эти два столь разных предмета вдруг соединились, госпожа история предпочитает помалкивать, но что случилось, то случилось. Примерно к середине XVI века на ночных улицах итальянских и испанских городов стали обнаруживаться прелюбопытные субъекты, несущие на левой руке щит, к которому приделана латная перчатка, под перчаткой вмонтирован клинок обычной шпаги, а под углом от нее торчат еще различные клинки, часто пламенеющие или шпаголомные. И подсвечивали себе оные субъекты путь тем же щитом, с внутренней стороны которого крепился масляный фонарь, а свет струился через небольшое воровское окошечко...
        Близко подходить к означенным господам с вопросом "А что это у вас за хрень?" я никому не посоветовал бы. laughing

        Обратите внимание на край щита - он весь один сплошной шпаголом.
        Кстати, множество мелких щелей ближе к центру щита - шпагоуловители, для временной фиксации и при удаче - поломки клинка противника, если он попадет в щель. Этот щит - двойной.
        1. +7
          8 сентября 2020 20:40
          Такой щит - орудие ночных стычек в полутьме, в неверном свете звезд и дрожащем мареве фонарей. Он сконструирован так, что отбиваться и наносить удары им можно практически в любом направлении, не глядя, потому что в темноте углядеть быстрого мечника, знаете ли, бывает трудно.
          Основной противник этого щита - не тяжелый меч, но шпага или рапира. Поэтому-то кисть выведена из зоны защиты - носился рондаш на предплечье. Латный наруч шпагой не проколоть и не разрубить, это вам не фальшион или топор, зато в горячке суматошного ночного боя может понадобиться что-то ухватить.
          Непосредственно для фехтования он уже не применялся. Шпажный клинок у него недостаточно длинный, чтоб доставать до противника с рапирой, обычно он выступает из-под края щита где-то на 50 см. Поэтому носился фонарный рондаш в паре с обычным колющим мечом, как и его современник - баклер.
          1. +7
            8 сентября 2020 20:45
            В дальнейшем рондаш этого типа из г"ражданского оружия самообороны" перешел в армию, где приобрел славу траншейного щита. К сожалению, описание техники применения траншейного рондаша найти не удалось, но есть упоминания, что к XVII веку их начали делать противопульными.
            Рискну лишь предположить, что таким щитом, да еще с фонариком, очень удобно орудовать в схватке при захвате вражеских траншей (окопы для пехоты тогда уже вовсю применялись, хотя понятия "окопной войны" еще не было).
            Траншея - она узкая. Выставил щит вперед - прикрылся от клинков и пистолетных пуль, и побежал в атаку. В ближнем бою в замкнутом пространстве куча лезвий на щите себя покажет, тем более что именно траншейные рондаши часто снабжались длинным шипом, торчащим из умбона перпендикулярно плоскости щита. Он не годится ни для чего другого, кроме такой вот атаки.

            Еще подобный щит неоценим, когда идет схватка в подземельях при штурме крепости - осаждающие подкапываются под стены, чтоб заложить там бочки с порохом, а осажденные ведут контрподкопы, чтобы найти и перебить вражеских саперов. Непроглядная тьма узкого подземного хода, нет места для маневра, нет места для размаха
            1. +6
              8 сентября 2020 20:53
              Вы очень хорошо написали, спасибо!
            2. +7
              8 сентября 2020 21:01
              "Мама" траншейного рондаша - итальянский щит Targa
              Буквально "targa" переводится как "доска", или "табличка". Технически, это небольшой кулачный щит, металлический, трапецевидной формы, волнообразно изогнутый. Размеры и вес относительно небольшие, вес чуть больше килограмма. На внешней стороне тарги часто можно увидеть специальный крючок, служащий для ношения щита на поясе в походном положении. Также на внешней стороне бывают особые рамки из толстой проволоки, закреплённые на небольшом расстоянии от пластины щита, которые применяются для захвата клинка меча противника в бою.
              Фото.Targa из Wallace Collection в французском "Musée National de la Renaissance" . Размер 36х33 см.

              Фото.Рукоять и оборотная сторона тарги из British Museum.

              О работе этого элемента пишут ди Грасси и Манчолино. Антонио Манчолино не делает различий между таргой и большим брокеро, и описывает работу с этими щитами в 10 главах.
              Акилле Мароццо посвящает работе с таргой 2 атаки (assalto) в 25 частях.
              рис. Тарга из Opera Nova Achille Marozzo 1536 года издания.
              1. +4
                8 сентября 2020 21:21
                И это очень хорошее добавление "из зала". Я хотел упомянуть про этот щит, но после круглых писать про квадратное... Хватило сил только на два щита из Вены...
                1. +4
                  8 сентября 2020 22:47
                  Вячеслав, щиты не все "круглые" - у Русичей каплевидные...
                  щит Русича
                  У римских легионеров СКУТОМ прямоугольный...
                  скутом
                  У даяков то же прямоугольный... с прядями волос с отрубленных голов...
                  щит даяков
                  И так далее на целую статью. Вот интересный щит с Соломоновых о-ва...
                  щит Соломоновы ов-а
                  Воин с таким щитом (в левой руке)...
                  воин Соломонова ов-а
                  1. +2
                    9 сентября 2020 06:56
                    Цитата: котик-русич
                    Вячеслав, щиты не все "круглые" - у Русичей каплевидные...

                    Я знаю. Но большинство щитов во все времена были круглыми. Даже у тех же римлян в итоге они вернулись к кругу... Но спасибо за фото, они замечательные!
                2. +4
                  8 сентября 2020 22:50
                  Вот щит "из ничего" индейцев Сиу...
                  щит "из ничего" индейцев Сиу
                  1. +2
                    9 сентября 2020 06:57
                    Паутинный щит - это круто. Это магия! У меня есть роман "Люди и оружие". Там есть про это...
                  2. +1
                    9 сентября 2020 10:20
                    Вот щит "из ничего" индейцев Сиу...

                    Это же "ловец снов"
                    1. +1
                      9 сентября 2020 20:20
                      Про "щит из ничего" прочитал в "Индейцы Великих равнин" Котенко Юрий - изображения именно "из ничего" не ту... подобрал подходящее изображение. Про "щит ловец снов" прочитал на одном сайте про Африканские щиты. Боевые, ритуальные и охотничьи. Разницу Я определил в количествах "щитов" - "щит из ничего" 4шт на всё племя Сиу, а "щит ловец снов" есть у каждого индейца... Спорить не буду.
                      щит ловец снов
                      Вот "щит ловец снов".
  3. +4
    8 сентября 2020 18:33
    Поразительно! Некоторые из щитов это настоящие произведения искусства!
    Спасибо, Вячеслав Олегович, удивили.
    1. +4
      8 сентября 2020 18:43
      Я сам, Назарий, удивился когда их увидел вживую, а потом начал о них читать. Это целая эпоха, пусть и короткая. Свои моды, мастера, приоритеты, свои заказчики, сплетни, зависть. Словом целый мир, о котором и не знал даже, но который был!
  4. +5
    8 сентября 2020 19:12
    С мечом и луком самурай
    На щитоносца
    С презрением глядит. bully
    1. +6
      8 сентября 2020 19:54
      Привет, Сергей. hi Зулусам повезло ещё меньше, пулемётов они так и не увидели -- не добежали, убежать тоже не получилось. laughing
      1. +4
        8 сентября 2020 20:07
        hi,,, спорный вопрос,а как же битва при Изандлване? winked
        1. +6
          8 сентября 2020 20:19
          А это господа джентльмены зажрались, да и пулемётиков при этой битве не было. Я-то имел в виду конкретную атаку нескольких тысяч ндебелов Лобенгулы на отряд Сесиля Родса. А белых там было всего где-то от трёх до пяти сотен (точно не помню) но вот "Максимов" на пароконных повозках было ровно шесть.
          1. +5
            8 сентября 2020 20:28
            ,,,массой задавили,22000 туземцев, против 1700 англичан sad
            1. +6
              8 сентября 2020 20:30
              У Лобена тоже была масса, но... у Родса были Максимки. ))
          2. +4
            8 сентября 2020 20:31

            ,,,на вооружении английской пехоты в сражении при Изандлване были винтовки Мартини-Генри, обладавшие хорошей скорострельностью — 10 выстрелов в минуту.
            Ну и пушки были еще.
            1. +5
              8 сентября 2020 20:32
              Серёж, сравни со скорострельностью шести Максимов.
              1. +5
                8 сентября 2020 20:34
                ,,,да понятно конечно же smile
                Все будет так, как мы хотим.
                На случай разных бед,
                У нас есть пулемёт «Максим»,
                У них Максима нет(с)
                1. +6
                  8 сентября 2020 21:16
                  Столько различных переводов, но суть одна. Приписывают Киплингу, но это не он, а Хилэ́р Бе́ллок

                  "На каждый вопрос есть четкий ответ:
                  У нас есть «максим», у них его нет."
                  Оригинальный текст (англ.)[скрыть]
                  "Whatever happens, we have got
                  The Maxim gun, and they have not."

                  Стихи именно про этот, а наш, образца 1910 года тут и вовсе не при чём.
                2. +3
                  9 сентября 2020 06:53
                  Пули, погуще! По оробелым! В гущу бегущим. грянь, парабеллум! - Вот это еще хорошо.
          3. +6
            8 сентября 2020 23:09
            Сражение при Омдурмане вспоминать будем? 2 сентября 1898 года.
            Несмотря на значительное неравенство сил — махдисты имели до 100 тыс. бойцов против 25-тысячного корпуса Китченера — суданцы понесли тяжёлое поражение, потеряв десятки тысяч человек убитыми и ранеными.

            У англичан было 44 скорострельных артиллерийских орудия и 20 пулемётов «Максим» в пехотных рядах.
            Черчилль писал, что перед позициями пулемётчиков вырастали буквально груды поверженных тел. Однако сразу же выявился один из серьёзных недостатков пулемёта Максима — ненадёжность водяного охлаждения ствола. Интенсивная стрельба приводила к тому, что вода в охладительных кожухах пулемётов быстро нагревалась, закипала и испарялась, что вынуждало прекращать огонь в решающий момент боя. В таких случаях британские и египетские солдаты бросались к Нилу и приносили свежую воду.
  5. +3
    8 сентября 2020 19:58
    Автору приз за наилучшее оформление статьи.
  6. +10
    8 сентября 2020 20:16
    Я бы статью разделил на две части - рондаш как утилитарное средство защиты и рондаш как предмет искусства, парадное или церемониальное оружие.
    Ведь Джорджио Гизи свой щит явно не для защиты от аркебузных пуль создавал.
    1. +3
      8 сентября 2020 20:56
      Во второй статье будут примеры утилитарного применения...
      1. +10
        8 сентября 2020 21:22
        Испанские родельерос с доспехами








        1. +5
          8 сентября 2020 21:25
          Да, про Функенов я явно позабыл. Картинка оттуда придала бы живости... Это хорошо, что Вы и про них вспомнили!
  7. +6
    8 сентября 2020 20:41
    Чего и говорить. Понравилась статья. Прочёл с большим интересом. hi
    1. +6
      8 сентября 2020 20:55
      Вот видите, дарагой, мой плохого не посоветовать! Мой своих читателей любить!
      1. +4
        8 сентября 2020 21:10
        Цитата: kalibr
        Мой своих читателей любить!

        good Все бы так к своим читателям... Спасибо!
    2. +5
      8 сентября 2020 21:03
      Чудесная богато иллюстрированная статья good Спасибо Автору good
      1. +4
        9 сентября 2020 06:08
        Лучше поздно, чем никогда. Присоединяюсь к комментарию Дмитрия. Статья отличная!!!
  8. +3
    9 сентября 2020 03:31
    Респект, любителю, и собирателю кликов. lol
    1. +2
      9 сентября 2020 06:50
      Спасибо! Раз Вы статью прочитали и написали комментарий, то это - главное. В копилку ВО и маленькая денежка сгодится.
  9. 0
    9 сентября 2020 07:39
    Опоздал к празднику, но все равно, спасибо, Вячеслав Олегович!
    К слову, тему щитов можно выделить в обособленный цикл.
    1. +1
      9 сентября 2020 12:55
      Цитата: 3x3zsave
      К слову, тему щитов можно выделить в обособленный цикл.

      Надо подумать...
  10. +3
    9 сентября 2020 09:30
    Tnz. normanskiy shchit rannogo srednevekovia.
    U neho bolee slavnaya istoria.
    Po suti russkiy shchit, eto normanskiy shchit.
    1. +1
      9 сентября 2020 12:54
      Right you are!
  11. +3
    9 сентября 2020 12:02
    Жаль, пропустил хорошую статью вчера.
    Вячеслав Олегович, спасибо. smile
  12. +1
    9 сентября 2020 16:12
    Шикарные изделия.
  13. +1
    9 сентября 2020 21:29
    Очень интересно!
  14. +1
    10 сентября 2020 08:56
    Прям произведения искусства! Единственно вопрос по массе - 9-10 кг это уж больно тяжело, как мне кажется. Рондаш диаметром около полуметра даже из 5-мм стали будет весить 7,5-8кг, а куда уж его толще делать, тут ? Или дело в дешевизне, поэтому не очень качественную сталь на такие поделки пускали, и где доспеху для удержания пули хватало 3,5-4мм, там надо было 5,5-6мм?