Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Вторая книга Паралипоменон 9:15
Оружие из музеев. Итак, мы вновь возвращаемся к теме средневековых доспехов, ну, не средневековых, так уж эпохи Ренессанса совершенно точно, поскольку надо мне несколько отвлечься от темы дурно пахнущих порохом пистолетов и мортир. Убийство, конечно, отвратительно в любой его форме, но даже самый кровожадный сильный и умелый воин с мечом не сможет одним своим ударом отправить на тот свет сразу 17 человек, а вот картечный выстрел эпохи Наполеоновских войн мог это сделать запросто. Так что давайте отправимся опять в старину и познакомимся с тем, с чем мы еще не знакомились, а именно со щитами, которые называются рондаш. Слово это обозначает европейский щит, использовавшийся сначала всадниками, но в конце Средневековья оказавшийся характерным оружием пехоты. Ну а закончилась его история в эпоху Ренессанса, когда эти щиты приобрели функции исключительно парадного вооружения и даже стали… деталями интерьера. Кстати, в отношении иллюстраций данного материала нам. можно сказать, исключительно повезло, потому, что рондашей до нашего времени дошло очень много, и мы можем получить исчерпывающее представление и о них и о мастерстве их изготовителей по экспонатам не из одного, а из нескольких самых известных музеев Европы и США, включая Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, что интересно уже само по себе!
Собственно, самые первые щиты как раз и были именно круглыми (поскольку, скорее всего, плелись из прутьев), и форма эта прижилась не то что на века – на тысячелетия. Круглыми были греческие гоплоны, дощатые «липы защиты» — щиты викингов. Кто только их не носил! Единственная разница в конструкции круглого щита была лишь одна: имел он посредине выпуклый умбон или нет. Иногда умбонов было больше – пять: один посредине и еще четыре по бокам, которые скрывали крепления ремней для удержания. Делали такие щиты из липовых досок, плели из ивовых прутьев, а также делали из бронзы, меди, стали, вываренной в масле кожи, причем использовалась бычья кожа, бизонья и кожа носорога. И как только их не украшали! Щиты, даже самые простые, со временем стали настоящими произведениями искусства, причем на Востоке, в Индии, Иране, в Египте и в Турции к концу XV века вошли в моду относительно небольшие (диаметром около 50 см) выпуклые щиты, сделанные из металла (латунь, бронза, железо), покрытые гравировкой и резьбой. Они достаточно хорошо защищали от холодного оружия и даже от пуль первых образцов примитивного огнестрельного оружия.
В Интернете встречается утверждение, что предшественником рондаша является фехтовальный щит. Но этого никак не может быть, потому что тот же итальянский фехтовальный щит был узким, имел длину 60 см и только кисть руки и закрывал. Имелось острие, которым можно было пользоваться во время поединка. И этот щит был маленьким, а рондаш, во-первых, круглый, а во-вторых – достаточно большой.
Правда, известны странные, фантастического вида круглые щиты XVI века с зубцами по окружности, служившими ловушками для вражеских клинков, оснащенные вдобавок клинками. Обычно одно лезвие было длиной до 50 см, чтобы им можно было фехтовать, но, кроме него, могло быть еще несколько, в том числе и с пилообразными клинками. Мало того: придумавшие столь смертоносное оружие итальянцы и испанцы решили использовать этот щит для ночных нападений, поэтому у многих из них на верхнем крае было сделано круглое отверстие, позади которого находился потайной фонарь. Свет фонаря проходил через это отверстие, которое также можно было открывать и закрывать при помощи задвижки. Идея установить на щит фонарь, который закрывается пружинной крышкой с затвором, была особенно фантастической. Предполагалось с помощью этого фонаря ослеплять врага ночью, чтобы его легче было «прибить». На практике же масляная лампа, скорее всего, погасла бы, едва противники вступили бы в поединок, или же владелец щита облил бы себя горячим маслом и поджег на себе одежду. Так что щит этот, скорее всего, был более опасен для его владельца, чем для потенциального противника. Хотя, конечно, чисто внешне он был устрашающе эффектен.
Впрочем, есть точка зрения, что такой щит – это как раз рондаш и есть, но только… «траншейный». Фон Винклер, писал о нем так:
Но здесь тогда необходимо уточнение, что, кроме таких вот «траншейных рондашей», значительно в большем количестве мы встречаемся с рондашами в виде обыкновенных металлических щитов диаметром 50-60 см без каких-либо дополнительных клинков и фонарей, но зато очень богато украшенных гравировкой и чеканкой. Есть менее украшенные и явно более функциональные щиты этого типа, а есть щиты, отличающиеся исключительным богатством отделки. Очевидно, что служили они разным целям, поскольку их стоимость просто несопоставима.
Известно, что под названием rodela их широко использовали испанцы во время Итальянских войн в 1510—1520 гг. и называли их родельерос («щитоносцы»). Ну а рондашьерами их называли во Франции. Известно также, что такие щиты использовали конкистадоры Эрнана Кортеса во время завоевания Мексики. Так, в 1520 году у 1000 его солдат из 1300 человек конкистадоров как раз и были такие щиты, и они хорошо защищали их владельцев от индейского оружия. В 1521 году у него было 700 родельерос и лишь 118 аркебузиров и арбалетчиков.

Причина же их появления проста: тогда на поле боя пехота состояла из копейщиков и аркебузиров, и первые оберегали вторых, пока те перезаряжали свое оружие. Нужно было как-то прорвать их строй, для чего швейцарцы начали использовать алебардистов, немцы – ландскнехтов с двуручными мечами-цвайхендерами, ну а испанцы — родельерос, вооруженных мечом и прочным щитом, с которым боец мог не бояться ни острых пик, ни аркебузных выстрелов.
Тем не менее, использование их в боях показало, что они уязвимы для атак кавалерии, да и пикинеры, если они были хорошо обучены и держали строй, были для них достаточно крепким орешком. В итоге родельерос начали применять в составе испанских терций, а не в виде отдельных отрядов, что потребовало очень хорошей выучки и от них, и от входивших в нее пикинеров и аркебузиров!

А потом от них отказались даже испанцы, так как держать в строю двух солдат, вооруженных холодным оружием, и только одного стрелка, оказалось невыгодно. Правда, Мориц Оранский попытался вооружать передние шеренги своих войск мечами и щитами в дополнении к пике, рассчитывая защитить свои войска от расстрела вражескими мушкетерами, но ничего путного из этого не вышло. Щиты, защищавшие от мушкетных пуль, оказались уж слишком тяжелы.

Но вот в качестве элементов парадного рыцарского вооружения щиты рондаши были востребованы еще длительное время. В материалах на «ВО», посвященных теме рыцарского вооружения, подчеркивалось, что в определенный момент времени доспехи превратились в своего рода придворный костюм. Их надевали, но лишь для того, чтобы показать, что ты достойный наследник своих предков и можешь себе позволить иметь эту «одежду из металла», да еще и одеваться в нее, следуя моде. И понятно, что доспех без щита (это при том, что в бою латная кавалерия щитами в том же XVI веке уже не пользовалась!) воспринимался как… незаконченный, ну так, как сегодня воспринимается модно одетая женщина, но без соответствующей сумочки.
Причем большая и ровная поверхность рондаша в буквальном смысле этого слова развязала оружейникам руки. Теперь они могли изображать на щитах целые чеканные или резные картины из металла, а когда вдруг стало модным поверхность доспехов расписывать красками, то и тут рондаш оказался вполне к месту! Доходило до того, что, стараясь угодить своим богатым и взыскательным клиентам, мастера расписывали свои изделия с обеих сторон!
Как уже отмечалось, многие рондаши оформлялись как самая настоящая картина, только выполненная в металле. Причем использовалась такие технологии, как чеканка по металлу, резьба, чернение, воронение, золочение, инкрустация цветным металлом и даже химическое окрашивание. Золотили детали щита обычно кузнечным способом при помощи ртутной амальгамы, что, конечно, здоровья мастерам, использовавшим эту технику, не прибавляло.
P. S. Администрация сайта и автор материала благодарят заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа, главного хранителя С. Б. Адаксину и Т. И. Кирееву (отдел обеспечения публикаций) за разрешение использовать фотоматериалы с сайта Государственного Эрмитажа и оказание содействия в работе с иллюстративными фотоматериалами.
Продолжение следует…
Информация