Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 11. Рыцари Италии 1050-1350 гг.

Вот рыцаря закон:
Словам внимая, он собой владеет,
Но, как умеет,
Просеет их, свои слова творя,

Изящные, не зря;
У мудрых он в почете,
За легкость милую вознагражден,
И равнодушен он
К невеждам и невежам, и гордыне
Ни по какой причине
Не предается, но случись ему
Решимость проявить – ее проявит,
И всяк его прославит.
(Канцоны. Данте Алигьери)


Удивительные вещи, случается, пишут люди на «ВО», никакой «Комеди-клаб» не сравнится. Ну вот, например, была тут недавно одна псевдоисторическая статья, написанная по принципу «слышал звон, и этого довольно». И тут же к ней в довесок появилось «вредное эхо» в форме таких же комментариев. Некий «экспл (просто экспл)», например, написал так: «У рыцарей так вообще абзац полный был. Это наши бабы дуры мечтают о прынце на белом коне, а по факту прынц ездил в доспехах и нужду справлял в них же, поэтому у них на ноге был отверстие на доспехе, чтобы моча стекала, а с…и они прямо в доспехах, и только вечером, возможно, как-то очищались, хотя точно не мылись, может, вытирались как-то. Но точно не мылись. И представьте себе коня прынца, …, …, и кони мылись, только когда реку пересекали».


Рыцарская битва. Такой ее в эпоху… Юлия Цезаря представлял итальянский художник из Неаполя. Именно оттуда происходит манускрипт «Античная история Юлия Цезаря», датируемая 1325 – 1350 гг. А находится этот фолиант, содержащий множество подобных миниатюр, в Британской библиотеке в Лондоне. Миниатюры выполнены со знанием дела, вот почему данный источник можно считать не уступающим по значимости знаменитой «Библии Мациевского».

Причем меня особенно умилило «отверстие на ноге в доспехах» (это ж надо, какой фантазией человек обладает?!), чтобы моча стекала? Найти бы хоть один такой доспех с «дыркой», ей-богу, вошел бы этот человек в историю.

Но не найдено среди дошедших до нас образцов ни единого доспеха «с отверстием на ноге». Какими-то идиотами людей прошлого такие знатоки представляют, ей-богу. Сел бы он сам верхом на коня, облегчился бы себе в штаны и… поскакал бы на нем… Просто поскакал! А я бы на него посмотрел, как это здорово у него бы получилось. А уж в доспехах тем более... Сказано ведь? «Не знаешь точно – молчи!» Но нет, хочется зачем-то выставить себя на посмешище перед всем миром. Вот только непонятно, зачем…


Конечно, данная миниатюра выходит за хронологические рамки темы, но она показательно в том плане, что на ней изображены итальянские воины 985-987 гг. и как вы видите, они практически ничем не отличаются ни от франков, ни от саксов, ни от тех же викингов. Находится в манускрипте Апостольской библиотеке Ватикана.

Между тем, как люди во все времена, а уж знать и подавно, стремились жить с удобствами и в комфорте. Европейцы многое переняли на Востоке в ходе крестовых походов, так что при всем, скажем так, своеобразии средневековой культуры, столь примитивно ее представлять, означает лишь демонстрировать свое полнейшее невежество. Или социальный заказ: «Они все плохие сейчас и были такими же в прошлом».


Но эта тема для отдельной статьи и не одной, с привлечением солидной источниковой базы. Здесь же следует лишь подчеркнуть, что особенно быстро культура в Средние века развивалась там, где сохранялись ее очаги от времен римского владычества, то есть в Византии, оставшейся после 457 года словно островок цивилизации посреди бушующего моря варварских племен, и… в самом Риме. Да, он пал, но… передал своим погубителям и христианскую религию, и латынь, а позднее и знаменитое римское право, которое легло в основу законодательства практически всех варварских королевств Европы.


«Сицилийская книга в честь Августа», 1194-1196 (Гражданская библиотека города Берна). Очень традиционные, хотя и не очень качественные изображения воинов в хауберках и куполовидных шлемах.

Так уж получилось, что именно Италия оказалась на стыке торговых путей, что шли в эпоху Средневековья из Азии в Европу по Средиземному морю, а ее природные условия способствовали развитию вино- и маслоделия, имевших в Средние века очень большое значение.


Удивительно, но многие миниатюры итальянских манускриптов иллюстрированы миниатюрами ну очень плохого качества. Можно сказать, чем-то даже напоминающие современные детские рисунки. Вот, например, две иллюстрации из манускрипта «Рустик Пизанский» на которых изображены сражающиеся рыцари. Написана она была в Генуе около 1225-1275 гг., а находится во Франции, в Национальной библиотеке в Париже. Не правда ли, довольно забавные рисунки? Что первый, что второй…

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 11. Рыцари Италии 1050-1350 гг.

Можно подумать (если посмотреть всю эту книгу целиком), что других красок, кроме красной и зеленой у иллюстратора больше не было! Но вот детали доспехов нарисованы весьма четко!

В прошлых материалах нашей «рыцарской серии» речь шла о рыцарях и рыцарстве Священной Римской империи. А Италия как раз и являлась в то время ее частью, хотя и держалась всегда особняком. Как часть империи, Королевство Италии включало тогда все итальянское государство к северу от Абруцци, а также часть Кампаньи к югу от Рима. Его северные границы были примерно такими же, как и у современной Италии, за исключением северных частей Трентино и Триеста. Венеция также лежала за пределами империи и «Италией» не являлась. К середине XIV века папское государство, состоящее из Рима, Лацио, Умбрии, Сполето, Маршей и большей части Эмилии-Романьи, также вышло из состава Священной Римской империи.

Можно сказать, что в истории северной и центральной Италии с XI по XIV век доминируют три основные темы. В первую очередь – это упадок имперской феодальной власти, превращение городов в центры экономического и политического могущества, центры «власти и войны» (например, войны Ломбардной Лиги и Лиги Вероны), и растущая территориальная власть папства, которая в итоге привела к политической борьбе между папой и императором. Она проходила через различные фазы, начиная от борьбы за инвеституру (1075-1220) и немецких вторжений в XII и XIII веках, и до соперничества между гвельфами и гибеллинами – пропапскими и проимперскими фракциями в самой Италии. А в начале XIV века папство отправилось в «вавилонское изгнание» в городе Авиньон на границе между Францией и Имперским королевством Арль, где оно находилось вплоть до 1377 года.


Еще одна иллюстрация в том же стиле из романа в прозе «Роман о Тристане», 1275-1325 гг. Генуя, Италия (Британская библиотека, Лондон) Обратите внимание на «крылатые» наконечники копий. То есть все это время они по-прежнему были в ходу!

Хотя Королевство Италии XI века теоретически состояло из относительно небольшого количества герцогств, маршей и подобных подразделений, на самом деле страна была крайне раздроблена и полна замков, построенных почти на всех уровнях местной власти. Феодальные военные обязательства перед далеким германским императором были в значительной степени формальны, в то время как большинство городов Италии уже вышли из-под феодального контроля, и стали либо непосредственно подотчетными самому императору, либо местной церковной власти. С другой стороны, кто только не приходил воевать в италийские пределы, начиная с византийцев и арабов, и заканчивая викингами и венграми. Как итог – военное дело в италийских землях бурно развивалось, а в кавалерийской тактике ее всадников уже с IX века уже были замечены куширование копья.


Теперь давайте обратимся к скульптуре. Вот, например, эффигия Мастино II делла Скала – подесты Вероны, на его саркофаге, 1351 г. Был похоронен в готическом мавзолее рядом с церковью Санта Мария Антика, в одной из известных гробниц Скалигеров — Арке Мастино II.

Упадок феодальных отношений в сельской местности продолжался в течение XII и XIII веков, причем города все это время распространяли свою власть на прилегающую к ним территорию. В результате в Италии возникли своеобразные агломерации, в которых города являлись источниками доходов, а сельская местность источником продовольствия, и наемного персонала. Широкое распространение в условиях развития товарно-денежных отношений получило наемничество. Всадники и пехотинцы набирались на военную службу как в городах, так и из сельской местности, хотя наиболее хорошо вооруженная пехота, по-видимому, была все же городской. Это было более характерны для Ломбардии и Тосканы, чем для остальной части центральной Италии, где старые феодальные отношения сохранялись несколько дольше. В папском государстве наемники также появились очень рано.


Барельеф с изображением Гилельмо Берарди да Нарбона, 1289 г. Базилика Св. Аннузиаты, Флоренция, Тоскана, Италия. Чем он хорош? Да тем, что в мельчайших деталях передает особенности всаднического вооружения, имевшего распространение в Италии в конце XIII века. На нем типичный шлем-подшлемник (сервильер либо бацинет ранней формы), в левой руке «щит-утюг» с гербовым изображением. Сюрко расшито изображениями лилий, но только на груди. Видимо, расшивать его все целиком показалось нму слишком накладно. Ноги прикрыты накладными щитками из «вареной кожи» с тиснеными изображениями. Интересно, что на боку у него изображен кинжал. Достаточно редкое дополнение к мечу в это время, ставшее обычным лишь в следующем веке.

Дисциплина в ополчениях северных итальянских городов была столь высокой, что стала совершенно новым явлением в средневековой западноевропейской войне, так же, как и уровень взаимодействия между конницей и пехотой. Только в государствах крестоносцев на Востоке можно было увидеть что-то сопоставимое, ну и, конечно, множество примеров можно было бы найти в военном деле Византии или исламских государств.


Надгробная плита Джерардукио Джерардини, 1331). Церковь Пьеве-ди-Сант’Аппьяно, Барберино-Валь-д'Эльса, Тоскана, Италия. Как видите, изображение на плате прекрасно сохранилось. Видны все детали, начиная от наносника – бреташа, цепочек, идущих к рукояткам меча и кинжала базилард, не уступающего по размерам иному мечу!

Тем не менее, в течение всего XIII века именно конница оставалась главным наступательным элементом в полевом сражении, в то время как пехота даже в открытом бою все еще играла вспомогательную роль и выполняла функцию ее подкрепления. Новым стало очень широко распространение арбалетов и конных арбалетчиков, передвигавшихся верхом вместе с рыцарской конницей, но спешивающихся для боя. Распространение арбалета в пехоте сделало этот род войск очень востребованными за и пределами Италии. В начале XIV века, одним из очень важных событий этого времени стало появление не только отдельных наемников, но и целых наемных «банд» или «компаний». Это как раз и были знаменитые кондотьеры, которые сражались как на территории Италии, так и за ее пределами. Причем в состав таких «компаний» входила как кавалерия, так и пехота.

Налаженных товарообмен городов Италии с восточным Средиземноморьем также способствовал более быстрой разработке и внедрению таких «современных» боевых механизмов, как различные метательные машины с гравитационным приводом (фрондиболы), и, разумеется, первых образцов огнестрельного оружия.


А вот эта эффигия неизвестного рыцаря, принадлежавшего к германской семье Ангальд, и датируемая примерно 1350 г. (Детройтский институт искусств, Мичиган, США). Чем она так интересна? А вот чем – прекрасным исполнение деталей его доспехов и прежде всего кожаных накладных пластин, наложенных на его кольчужные шоссы и хауберк.


Пластины-наголенники.


Рукоятка меча с характерными щитками крестовины, защищавшими ножны от попадания в них воды, и крестом на дисковидном навершии.

В конце XIII и XIV века растущее благосостояние городов привело с одной стороны к активизации крепостного строительства, а с другой к изменению тактики военных действий. Теперь главными формами войны стали осады городов и опустошение вражеской территории, с относительно небольшим количеством полномасштабных сражений. В этих условиях профессионализм рыцарства (и «бандитов», членов наемных банд) непрерывно повышался, а значит росла и стоимость каждого отдельного рыцаря, а их доспехи также совершенствовались. И неудивительно, что они становилась все более и более сложными, эргономичными, и обеспечивали превосходную защиту, сохраняя при этом свободу движений.


На локтях и плечах – диски на завязках, а вот плечо закрывает «вареная кожа» с тиснеными узорами в виде листьев и цветов.


Интересно, что точно такой же узор воспроизведен и на подушке…

В то же время, чтобы как-то подчеркнуть свое богатство и не слишком себя нагрузить «железом», итальянские рыцари ввели моду на ношение поверх своих кольчужных доспехов накладных деталей из «вареной кожи» с тисненным узором, да к тому же еще и позолоченных! Британские историки указывают, что доспехи из «вареной кожи», возможно, указывают на наличие византийского или исламского военного влияния, осуществлявшегося в первую очередь через южную Италию.
Пехота в Италии особое значение приобрела в начале XIV века, но затем ее роль снова уменьшилась, поскольку теперь ее слава перешла к швейцарцам.


Эффигия Томаса Булдануса (1335) из церкви Сан-Доминико-Мадджоре в Неаполе. То есть подобное снаряжение в Италии этого времени носила достаточно массовый характер. Здесь приводится ее графическая прорисовка, позволяющая хорошо рассмотреть все ее детали.

Ну, а показателем быстрого технического, как, впрочем, и социального развитии Италии, было раннее применение огнестрельного оружия. Самое раннее, но далеко не ясное упоминание о нем пришло из Флоренции в 1326 году, затем из Фриули в 1331 году и, наконец, более точное, из Лукки в 1341-ом. Хотя есть сведения о его использовании в Форли в 1284 году, вот только, что это было, из него не совсем понятно. Бомбарды и полевые орудия были распространены даже в таком изолированном горном регионе, как Савойя, и во многих других отсталых регионах страны, таких, например, как папские государства.

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Italian Medieval Armies 1000–1300. Oxford: Osprey (Men-at-Arms №376), 2002.
2. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1.
3.Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999.
4.Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.
5. Held, Robert. Arms and Armor Annual. Volume 1. Northfield, USA. Illinois, 1973.


Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти