Военное обозрение

«Летающий собор» Страны Советов. Гигант уходит в историю

22

Трагедии 76-й эскадрильи


76-я отдельная гвардейская Ленинградская Краснознаменная военно-транспортная эскадрилья в лучшие годы имела на вооружении сразу 29 «Антеев». Машины и экипажи эскадрильи участвовали во многих знаковых операциях. Так, в 1982 году борт 09338 перебросил на Байконур орбитальную станцию «Салют». Два года спустя «Антеи» перевезли несколько Ми-8 для Эфиопии, а в 1986 году доставили в район Чернобыля тонны свинца и технику для ликвидации аварии.


К сожалению, в работе самой 76-й эскадрильи не удалось избежать катастроф. Причиной одной из них стал «тепловой разгон» аккумуляторных батарей НКБН-25 №4, который привел к прогоранию близкорасположенного топливопровода и воспламенению керосина. Случилось это 6 июня 1980 года на маршруте из Багдада в Чкаловский на высоте 5700 метров. Пожар вспыхнул в правом обтекателе шасси и в считанные минуты затянул удушливым дымом грузовой отсек. К тому времени Ан-22 (бортовой №06-01) был уже над Москвой, и командир экипажа принял решение приземляться на ВПП аэропорта Внуково. После безуспешных попыток потушить огонь, машину по инструкции перевели в аварийный режим электроснабжения, что полностью обесточило самолет. Без навигации и связи, с невыпущенным шасси командир экипажа майор Шигаев В. И. во избежание жертв и разрушение отвернул «Антей» от Внуково в чистое поле. На скорости в 290 км/ч гигант сел на фюзеляж, снес кабиной железобетонный столб, упал в овраг и загорелся. Из экипажа погибли командир, бортинженер Свиридов А. А. и переводчик Добролюбова В. Р. П


Макет самолета, показывающий особенности размещения груза

После трагедии самолета №06-01 аккумуляторный отсек оснастили противопожарными датчиками и люком, через который можно было оперативно разрядить огнетушитель. Подобная ситуация повторилась десять лет спустя в 1990 году, когда на упоминаемом ранее камуфлированном «Попугае» Ан-22А №05-10 аккумуляторы разогрелись и вздулись. Пожара удалось избежать, однако полетное задание было сорвано. [/justify]






Внутреннее убранство "Антея"

Девяностые годы стали для Ан-22 одним из самых несчастливых периодов. 11 ноября 1992 года случилась первая в десятилетии катастрофа – «Антей» с бортовым №06-10 с перегрузом в 20 тонн упал сразу после взлета в районе аэродрома Мигалово. Это был коммерческий рейс на Ереван, на борту самолета находились вместе с экипажем майора И. Масютина 33 человека, включая детей. Кроме серьезного перегруза, одной из причин катастрофы стало обледенение фюзеляжа. Два года спустя, работая уже в интересах МО РФ, упал Ан-22 №04-08 (командир воздушного судна – майор А. Кредин), нагруженный под завязку военным автотранспортом из немецкого Темплина. Трагические события развивались следующим образом. Машина поднялась в воздух 19 января с аэродрома Ростова-на-Дону, при этом антиобледенительную обработку самолет не прошел. Через несколько минут полета «Антей» стал крениться на крыло, выходя на критические углы атаки. Аварийная посадка не удалась, самолет ударился плоскостью крыла о землю и разрушился. Из экипажа и трех пассажиров в живых остались лишь три человека.

Балтиморская катастрофа


Последняя катастрофа Ан-22 случилась 28 декабря 2010 года с бортом RA – 09343 после взлета с воронежского аэродрома Балтимор. Самолет был задействован в переброске истребителя МиГ-31 для Военного авиационного университета. Спустя час после вылета в обратный путь из Воронежа в Мигалово гигант упал в районе села Малое Скуратово Чернского района Тульской области. Очевидцы рассказывали, что воронка от падения самолета достигала глубины пять и диаметра в двадцать метров, а фрагменты машины находили на удалении в 700 метров от точки падения.


Погибший в 2010 году в Тульской области "Антей"

На борту находились 12 человек – два экипажа Ан-22. Анализ бортовых самописцев показал, что на высоте 7176 метров самолет резко ушел в левый крен со скольжением, который развивался со скоростью 10 градусов в секунду. «Антей» принялся интенсивно снижаться по спиральной траектории. Экстренные меры экипажа ни к чему не привели, и самолет свалился в штопор. При этом перегрузки были таковы, что разрушаться машина начала еще в воздухе. В итоге «Антей» на гигантской скорости и практически вертикально вошел в землю. Причиной стал отказ системы управления, что привело к нарушению работы электромеханизма системы автотриммирования. Также стало известно, что экипаж пренебрег требованиями и не сообщил о сбоях в системе управления этого же борта, которые были замечены двумя неделями ранее. Инструкция экипажа летчика Ан-22 также не содержала никакой информации, касающейся действий в случае отказа системы триммирования. Экипаж самолета был посмертно представлен к государственным наградам за отвод падающего самолета от поселков Чернского района в лесной массив, что исключило жертвы среди гражданских. В предыдущих частях цикла о "летающем соборе" Ан-22 более подробно описана история эксплуатации советского военно-транспортного гиганта.






Мгновения жизни уходящего со сцены героя

Гигант уходит в историю


Ан-22 на Ташкентском авиазаводе сместил с производственной линии младший брат Ил-76, появившийся в 1973 году. «Ильюшин» отличался неплохой грузоподъемностью в 47 тонн, что во многом противопоставило его «Антею». В активе 76-го также реактивные двигатели, сообщающие самолету большую крейсерскую скорость в сравнении с турбовинтовым «Антеем». Ил-76 оказался более выгодной машиной, так как единственным преимуществом «летающего собора» остался просторный грузовой отсек, который был востребован далеко не всегда. Сверху на нашего героя давил Ан-124 «Руслан» со своими беспрецедентными грузовыми способностями. Календарный срок эксплуатации «Антея» закончился еще в 2013 году, но годом ранее Министерство обороны РФ продлило срок службы до 2020 года. В это же время велись переговоры с украинским «Антоновым» о модернизации машин и продлении эксплуатационного ресурса до 40 лет и даже до 50 лет. Но известные события сделали это невозможным.






Единственный в своём роде камуфлированный "Антей"

На авиабазах ВВС сейчас хранится 22 машины, шесть из которых — в ограниченной годности. Надо отметить, что в полной мере использовать весь свой потенциал «Антей» мог в единичных случаях – так сложилась специфика перевозок в мирное время. Средняя загрузка составляла всего 22,5 тонны, и чаще всего это были далеко не габаритные грузы, которые можно было перебросить и на более компактном Ил-76. Большая часть самолетов за несколько десятков лет эксплуатации не налетала даже 5000 часов. И раньше, и сейчас у Министерства обороны нет особого желания тратить деньги на поддержание в надлежащем состоянии всего парка Ан-22. Поэтому часть машин потихоньку погибает на стоянках. Так случилось с «Антеями» под номерами RA-08833 и RA-08835, которые за шесть лет превратились в рухлядь на ивановском аэродроме. Украина желала в середине нулевых купить эти самолеты для коммерческой эксплуатации, но сделка не сложилась. В то же время «Авиалинии Антонова» достаточно успешно эксплуатируют свой единственный «Антей», занявший определенную нишу в мировых авиаперевозках.



«Летающий собор» Страны Советов. Гигант уходит в историю




Украинский "Антей" в составе "Антоновских авиалиний"

Больший парк тяжелых транспортников вряд ли бы стал рентабелен – рынок перевозки габаритных грузов по воздуху недостаточно емкий, чтобы насытить заказами и «Авиалинии Антонова», и «Волгу-Днепр» с Ан-124. Коммерческое использование таких гигантов возможно только в случае финансирования разработки и производства государственными структурами. Ни одна авиастроительная компания даже в мыслях не рассматривает постройку столько крупных транспортных самолетов в интересах гражданских перевозок. Затраты никогда не отобьются. Причем даже сверхвместительные пассажирские самолеты постепенно уходят со сцены – сначала «Боинг» объявил о скором выходе на пенсию 747, а позже «Эйрбас» свернул производство убыточного 380. Преемники не планируются ни у первого, ни у второго.



Ан-22 в этой ситуации не уникален: гиганты «Русланы» после выработки всех возможных ресурсов в «Волге-Днепре» также отправятся в музеи и на разделку. Чем заменят уникальную технику? Американцы никогда и никому не отдадут под коммерческие перевозки C-5 «Гелэкси», поэтому, скорее всего, ниша рынка сверхтяжелых транспортных самолетов для гражданского сектора исчезнет. Конечно, пока в перспективе Россия не насытит свои ВВС машинами нового поколения и выведет избытки на рынок. Но в это, учитывая современные реалии, верится с большим трудом.

Ан-22 для нас останется памятником безусловного инженерного гения Советского Союза со своими уникальными техническими решениями и непередаваемой харизмой.

По материалам изданий:
Якубович Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей». 2013.
Антонов О.К.: многогранность таланта. 2006.
Летный риск. 2009.
Половников И. Записки авиаконструктора. 2010.
Автор:
Использованы фотографии:
vta81vtap.narod.ru, csdfmuseum.ru, патриотам.рф, tvernews.ru wikipedia.org, bastion-karpenko.ru
Статьи из этой серии:
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 8. 556-й ВТАП и «Попугай»
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 7. ЧП
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. «Перевозчик» и атомолёт. Часть 6
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Триумф и трагедии. Часть 5
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 4
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Рекордная работа. Часть 3
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 2
Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 1
22 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svd-73
    svd-73 23 апреля 2019 18:17
    0
    Чем заменят уникальную технику? Американцы никогда и никому не отдадут под коммерческие перевозки C-5 «Гелэкси», поэтому, скорее всего, ниша рынка сверхтяжелых транспортных самолетов для гражданского сектора исчезнет. Конечно, пока в перспективе Россия не насытит свои ВВС машинами нового поколения и выведет избытки на рынок. Но в это, учитывая современные реалии, верится с большим трудом.
    Сегодня СМИ в тему выдали такую новость:
    Специалисты ПАО "Ил" закончили зскизное проектирование нового Ил-96-500Т
    Специалистами ПАО «Ил» (входит в ОАК) заканчивается разработка эскизного проекта самолета Ил-96-500Т. Это новая машина, имеющая увеличенный фюзеляж, что даст возможность транспортировать негабаритные грузы. Самолет планируется использовать для перевозки частей ракеты «Ангара» на космодром «Восточный». Такую информацию приводит "ТАСС", ссылаясь на презентацию нового самолета, которая проведена компанией.
    Грузовая кабина самолета имеет такую ширину и высоту, которые позволяют перевозить весь груз, имеющий номенклатуру УНГ (уникальный неделимый груз), который в настоящее время имеется на мировом рынке. Это может быть и частями ракеты «Ангара», и пилотируемым космическим кораблем.
    Новый самолет имеет увеличенную верхнюю часть фюзеляжа (надстройку), а также откидную головную часть (также, как у Ан-124 «Руслан»). Есть у него дополнительные опоры в передней части и выдвигающийся грузовой трап.
    За период с 2026-го по 2034-ый год ПАО «Ил» намерено изготовить 16 самолетов Ил-96-500Т. Шесть машин передадут российскому Министерству обороны, четыре получит Роскосмос, остальные шесть будут переданы коммерческим заказчикам.
    Одной из причин создания новой машины стало то, что ни один российский самолет, имеющий большую грузоподъемность, в том числе «Руслан», не способен перевозить легкие, но габаритные изделия космической техники.
    Подробнее на: http://avia.pro/news/zaversheno-proektirovanie-noveyshego-rossiyskogo-samolyota-il-96-500t?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
    1. Старый майор
      Старый майор 24 апреля 2019 11:27
      0
      От эскизного проекта до серийного самолета проходит в лучшем случае 10 лет. А в реальности - все 15
      1. Genry
        Genry 25 апреля 2019 11:39
        0
        Цитата: Старый майор
        От эскизного проекта до серийного самолета проходит в лучшем случае 10 лет. А в реальности - все 15

        Вы только не хотите понимать, что Ил-96-500Т - это всего лишь модернизированный вариант уже летающего самолёта. И для пассажирских и международных перевозок его сертифицировать не надо.
  2. Захар345
    Захар345 23 апреля 2019 18:31
    +5
    Очень жаль целая эпоха!
    1. ava09
      ava09 24 апреля 2019 06:43
      +7
      (с)Очень жаль целая эпоха!(с)
      Очень жаль... Но не то что уходящая эпоха заканчивается (это нормально), а то что следующая за ней может не начаться.
      1. Genry
        Genry 25 апреля 2019 11:42
        -2
        Цитата: ava09
        Очень жаль... Но не то что уходящая эпоха заканчивается (это нормально), а то что следующая за ней может не начаться.

        А чего тут никто не сказал, что есть самолет получше и налажено серийное производство.
        У автора и озабоченных память отшибло про Ил-76-МД-90.
        1. ava09
          ava09 26 апреля 2019 07:43
          0
          Мой пост про социально-экономические отношения, которые затрагивают не только отдельный самолёт и даже не авиацию в целом. Сколько производится в год самолётов ИЛ 76-МД-90, в полной ли мере закрыты потребности такой страны как наша в военно-транспортных перевозках? Даже, если учесть, что на данный момент сохранилось ВСЕГО 85! бригад постоянной боевой готовности, про флот и боевую авиацию вообще речи не идёт.
          1. Genry
            Genry 26 апреля 2019 12:55
            0
            Цитата: ava09
            Сколько производится в год самолётов ИЛ 76-МД-90, в полной ли мере закрыты потребности такой страны как наша в военно-транспортных перевозках?

            В гражданском/коммерческом секторе:
            В формате ил-76 комерческих превозок производится очень мало. У других стран обеспечиваются своими самолётами. Компания Волга-Днепр на самолётах Ан-124, специализируется уже на перевозках более тяжелых грузов, где конкуренции практически нет. Перевозки грузов под Ил-76 имеют огромную конкуренцию и невыгодны.

            У военных:
            Самолёты Ил-76 поддерживаются в лётной пригодности, модернизируются и восполняются с консервации по мере необходимости.
            С 2019 года, запущено поточное производство, на бесстапельной линии сборки.
            Минобороны планирует до 2030 года закупить свыше 100 военно-транспортных Ил-76МД-90А и созданных на их базе самолётов-заправщиков.
  3. knn54
    knn54 23 апреля 2019 18:35
    +1
    Более 50 лет в строю,что тут еще сказать...
  4. kjhg
    kjhg 23 апреля 2019 18:44
    +8
    Считаю нужным отметить, что начиная с 2015 года этот гигант и в Сирию слетал не один раз.
  5. DPN
    DPN 23 апреля 2019 20:57
    +8
    Это лишний раз доказывает в СССР все мы были СИЛА ,а разбежавшись стали ????
  6. Гончар
    Гончар 23 апреля 2019 21:43
    0
    Летает пока что с Мигалово.
  7. sabakina
    sabakina 23 апреля 2019 22:01
    +4
    Поэтому часть машин потихоньку погибает на стоянках. Так случилось с «Антеями» под номерами RA-08833 и RA-08835, которые за шесть лет превратились в рухлядь на ивановском аэродроме.
    Каждый раз, проезжая мимо аэродрома "Северный" смотрю на них...И стоят они там отнюдь не шесть лет...
    1. wlkw
      wlkw 23 апреля 2019 23:57
      +2
      Так случилось с «Антеями» под номерами RA-08833
      А я в нем лазил.., еще школьником...
      Но ничего не поделаешь, все когда-то становится музейным экспонатом...
  8. Андрей ВОВ
    Андрей ВОВ 24 апреля 2019 09:49
    +1
    А красивый самолет...а звук его пролетающего....ни с чем не сравнить...земля аж дрожит...
  9. Старый майор
    Старый майор 24 апреля 2019 11:49
    +1
    Всего Ан-22 изготовили 68 единиц (с учетом одного экз. для статических испытаний). 9 машин потеряно в катастрофах и авариях. 4 по состоянию на 2018 год находились в летной эксплуатации.
    Самолет в свое время (начало 60-х) делался целиком под военных (главным образом перевозка ракетных комплексов средней дальности РТ-15), для гражданской эксплуатации он не предусматривался совсем.
    По хорошему - грузов гражданских для таких машин на постоянной основе нет. Кстати - именно поэтому и перспектива реанимации производства Ан-124 "Руслан" не более, чем "мысли вслух".
    1. vitlas
      vitlas 17 июля 2019 21:21
      0
      Цитата: Старый майор
      Самолет в свое время (начало 60-х) делался целиком под военных (главным образом перевозка ракетных комплексов средней дальности РТ-15), для гражданской эксплуатации он не предусматривался совсем.

      А как же тогда у экипажей было два вида формы. Военная и гражданская? Что на это Вы скажите?
      1. alekszeit
        alekszeit 20 июля 2019 02:24
        0
        так все самолёты летающие за пределы страны были в аэрофлотовской ливрее
    2. alekszeit
      alekszeit 20 июля 2019 02:43
      0
      а вы занимаетесь грузоперевозками?
  10. Пётр Иванов
    Пётр Иванов 24 апреля 2019 16:02
    +3
    Рашен Федерейшен не РСФСР! Следом топает пилотируемая космонавтика, почти ушла! Остался только частный извоз янок на МКС. Одни церковники развиваются, строятся... в центре города, на берегу реки, в берёзовой роще и тебе работа и дом и дача у реки, да и лотками с ларьками дорогу на мост оккупировал! Вам и не снилось!Там глядишь и вообще вернёмся в 18 век... на санях зимой будем ездить (кому разрешат)... и снег убирать, опять же, не надо!
  11. Старый26
    Старый26 3 мая 2019 13:37
    +2
    Цитата: Андрей ВОВ
    А красивый самолет...а звук его пролетающего....ни с чем не сравнить...земля аж дрожит...

    Не то слово. Мне году этак в 1982-1984 пришлось на своей шкуре почувствовать это. Электричка шла из Москвы. И вот где-то в районе платформы Щелково или Воронок, уже не помню над электричкой прошел на низкой высоте "Антей". То ли взлетал, то ли садился на Чкаловском аэродроме. Состояние было такое, что казалось электричку вот-вот снесет с рельс звуковой волной

    Единственное, чего не знал и впервые слышу, что
    в 1982 году борт 09338 перебросил на Байконур орбитальную станцию «Салют»

    Всегда орбитальные станции перевозились на Байконур по железке. Да и диаметр станции был 4,15 метра, а грузоотсек "Антей" 4,3 (ширина) на 4,1 (высота) метров. Конечно все может быть, но честно, слышу впервые...
  12. alekszeit
    alekszeit 20 июля 2019 02:38
    0
    ну хотя бы в википедию заглянули . прежде чем писать(