Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 11. Перед боем

80
Ночь перед боем прошла относительно спокойно, по крайней мере, для русских кораблей – на них приготовились к бою и к отражению минной атаки, расчеты спали у орудий, не раздеваясь, что позволяло практически немедленно открыть огонь по приказу. Но в целом команды вполне отдохнули: почему же ничего не случилось, хотя положение японцев для внезапной атаки было куда как выгодным?

Как мы знаем, в течение 26 января Сотокичи Уриу проводил операцию по высадке десанта, которая и была фактически осуществлена в ночь на 27-е, и он вполне мог (и должен был) уничтожить «Кореец» и «Варяг», если бы русские стационеры встретились ему вне нейтральных вод. Но вот права уничтожить русские корабли на нейтральном рейде у него не было, здесь он мог бы вступить с ними в бой только при одном условии – если «Варяг» или «Кореец» откроют огонь первыми.

Однако же ситуация изменилась вечером 26 января 1904 г., когда в 20.30 С. Уриу получил ранее цитированный нами приказ №275: в соответствии с данным документом, ему дозволялось игнорировать нейтралитет Кореи на море. Тем самым Сотокичи Уриу получил право начать боевые действия непосредственно на рейде Чемульпо, однако все же решил не пользоваться им в ночь на 27 января – его смущало, что иностранные стационеры находятся слишком близко и могут пострадать. В то же время, обладая абсолютным превосходством в силах, японский контр-адмирал мог позволить себе неспешность – впрочем, не чрезмерную, так как вариант подхода русских подкреплений из Порт-Артура до конца нельзя было сбрасывать со счетов.

С. Уриу придавал огромное значение тому, чтобы все (и В.Ф. Руднев, и командиры иностранных стационеров) получили уведомление о начале боевых действий заблаговременно. Письмо, которое он направил В.Ф. Рудневу, цитировалось в различных источниках неоднократно, но увы, не всегда корректно, поэтому мы приведем его текст полностью:

«Корабль его Императорского Величества «Нанива»,
Рейд Чемульпо,
8 февраля 1904 г.


Сэр,

Поскольку в настоящее время правительство Японии и правительство России находятся в состоянии войны, я почтительно прошу Вас покинуть порт Чемульпо с находящимися под Вашим командованием силами до 12 часов утра 9-го февраля 1904 г. В противном случае буду вынужден сражаться против Вас в порту.

Имею честь быть Вашим покорным слугой,

С. Уриу (подпись)

Контр-адмирал, командующий эскадрой японского Императорского флота.

Старшему офицеру русского флота на месте.».


Напомним, что 8 и 9 февраля 1904 г соответствуют 26 и 27 января того же года по старому стилю.

С. Уриу приложил усилия, с тем чтобы В.Ф. Руднев получил данное послание ранним утром, не позднее 07.00 27 января (правда, не преуспел в этом). Кроме того, он подготовил письма командирам иностранных стационеров: мы не будем приводить полный текст этого письма, но отметим, что в нем японский контр-адмирал уведомил командиров о предстоящей атаке, и предлагал им покинуть порт, в котором будет дан бой. Интересно, что в письме В.Ф. Рудневу С. Уриу предложил ему покинуть порт до 12.00, в то время как командирам иностранных стационеров он сообщил, что не будет атаковать русские корабли ранее 16.00.



В 05.30 утра 27 января С.Уриу послал миноносец с приказом командиру «Чиоды» встретиться со всеми командирами иностранных кораблей, и передать им вышеупомянутые письма, кроме того, последний должен был уточнить у коммодора Бэйли, получил ли В.Ф. Руднев «вызов на бой» от японского адмирала. Суть просьбы заключалась в следующем: «Узнать у командира «Талбот», известно ли ему, получил командир русского корабля уведомление и в случае, если есть сомнения в том, что оно было доставлено, просить его оказать любезность в доставке оного на борт русского корабля».

С 06.40 до 08.00 паровой катер с «Чиода» развез уведомления С. Уриу на иностранные стационеры, при этом, как только оно было получено, командиры французского и итальянского крейсеров немедленно направились на «Талбот». Состоялось короткое совещание, по результатам которого командир французского крейсера «Паскаль», капитана 2-го ранга Сенэ, направился на «Варяг»: от него-то в 08.00 Всеволод Федорович узнал о японском уведомлении стационерам. В 08.30 В.Ф. Руднев пригласил к себе Г.П. Беляева и сообщил ему о начале войны и новых обстоятельствах, а сам отправился на «Талбот». И лишь там, на борту британского корабля, командир «Варяга» в 09.30 получил, наконец-то, процитированный нами выше ультиматум С. Уриу.

В сущности, дальнейшие события до боя были донельзя предсказуемы, и мы не будем чрезмерно на них задерживаться: как уже многократно было сказано раньше, нейтралитет Кореи для иностранных командиров ничего не стоил, они в Чемульпо защищали только интересы собственных держав. А в эти интересы, конечно, вовсе не входило обострение отношений с Японией, потому неудивительно, что командиры английского, французского, итальянского и американского кораблей приняли решение покинуть рейд в случае, если «Варяг» не выйдет на бой до указанного в уведомлении срока.

Совещание командиров протоколировалось (напомним, что американский командир на нем не присутствовал, свое решение покинуть рейд он принял единолично по получении уведомления С. Уриу), и в этом протоколе под пунктом 2 записано:
«В случае, если русские военные суда не оставят рейда, мы решили покинуть нашу стоянку до 4 часов пополудни и стать на якорь севернее, так как в настоящем положении наши суда могут получить повреждения, если японская эскадра будет атаковать русские суда, не взирая на наш протест». Однако же в самом тексте протеста, подписанного командирами иностранных стационеров о решении уйти от места боя сказано ничего не было. Впрочем, все это не имело совершенно никакого значения, поскольку вместе с протестом контр-адмиралу С. Уриу был также направлен и протокол совещания командиров, так что об их решении уйти с рейда японский контр-адмирал знал все равно. Да и будь это иначе, англо-франко-итальянский протест вовсе не переставал быть простой формальностью: С. Уриу имел вполне достаточно возможностей, чтобы обнаружить уход «Талбота», «Эльбы», «Паскаля» и «Виксбурга».

Много говорят о том, что командир американской канонерки не подписал данного протеста, собственно говоря, он вообще отказался участвовать в совещании командиров стационеров (по другим данным, его на это совещание никто и не пригласил). Но справедливости ради следует отметить, что свой протест командиры подписали уже после того, как В.Ф. Руднев заявил о том, что предпримет попытку прорыва. Таким образом, данный протест являлся совершенно формальным, по сути это было напоминание С. Уриу о том, что его действия не должны повредить имуществу Англии, Франции и Италии. И тот факт, что командир «Виксбурга» У. Маршалл не участвовал во всем этом, вряд ли нанесло какой-то ущерб чести американского флага.

На совете командиров стационеров В.Ф. Руднев объявил, что не останется на рейде, и выйдет на прорыв, но просил иностранные стационеры сопровождать его до выхода из нейтральных вод. Зачем это было сделано? Мы не будем детально описывать лоции водного района, где состоялся бой «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой, а только напомним, что от рейда Чемульпо и до о. Пхальмидо (Йодольми) вел фарватер, который в наиболее узких местах имел ширину до километра, или даже несколько более. Идти этим фарватером в мирное время было не слишком сложно, но маневрировать на высокой скорости на нем было бы затруднительно (что показывает авария «Цубамэ»), и русским кораблям, оказавшимся под концентрированным огнем японской эскадры, в общем, нечего было бы противопоставить неприятелю. Положение несколько улучшалось бы, если «Варягу» и «Корейцу» удалось бы подойти ближе к острову – за ним начинался достаточно широкий плес, на котором в бою 27 января располагалась эскадра С.Уриу. Но в то же время территориальные воды Кореи заканчивались примерно в трех милях от о. Пхальмидо (а сам островок был приблизительно в 6 милях от рейда Чемульпо). В общем, существовали некие шансы на то, что если бы стационеры проводили «Варяга» и «Корейца» к границе территориальных вод, то японцы не стали бы стрелять сразу, как только русские корабли бы ее пересекли и открыли огонь, только когда крейсер и канонерская лодка оказались бы на плесе, то есть там, где они могли все же маневрировать. Не то, чтобы это давало В.Ф. Рудневу какие-то шансы, но… все равно так было лучше, чем ничего. Разумеется, командиры стационеров отказали ему в этой просьбе, да и странно было бы ожидать от них иного.

Решения совета командиров стационеров весьма шокировало В.Ф. Руднева. По свидетельству очевидцев, он «сходя по трапу английского корабля, душераздирающим голосом произнес: «Они загнали нас в ловушку и обрекли на смерть!»» - впрочем, нужно иметь ввиду, что подобные свидетельства приводят японские источники, которые… вообще, скажем так, достаточно вольно трактуют настроения русских моряков. Читая японские мемуары, мы с удивлением можем обнаружить, что 26 января «Кореец» вернулся в Чемульпо, потому что «столкнулся с отчаянными храбрецами» - имеются ввиду действия миноносцев, чьи доблестные экипажи якобы настолько «смутили» русских, что те бежали от них. Хотя, вообще-то, японцы атаковали канлодку, когда та уже поворачивала обратно, и очевидно, что ее побудили к этому отнюдь не действия 9-го отряда миноносцев. А даже будь это не так - получается, что японские моряки остановили «Кореец» силой своего несгибаемого духа, а отнюдь не тем, что оный дух был подкреплен эскадрой из шести крейсеров и четырех миноносцев, проявлявших агрессивные намерения и неизмеримо превосходящих русский кораблик в огневой мощи.

Тем не менее, дыма без огня не бывает, скорее всего, русский командир действительно не ожидал подобного решения: это очень многое говорит нам о том, как на самом деле видел ситуацию В.Ф. Руднев. Для того чтобы это понять, нужно приложить весьма большие усилия, чтобы отказаться от послезнания: мы знаем, что нейтралитет Чемульпо был проигнорирован, и понимаем, почему это произошло. Поэтому нам странно: чему же тут мог удивляться В.Ф. Руднев? Но представим себе аналогичную ситуацию где-нибудь в Маниле – приходят туда после цусимского сражения бронепалубные крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», и вдруг, откуда не возьмись, японская эскадра, командир которой угрожает тем, что войдет в гавань и всех потопит, а американцы умывают руки… Совершенно неудивительно, что русские командиры были бы шокированы подобным поворотом событий, а Вам, уважаемый читатель, такая идея и вовсе покажется фантастичной. Так вот, судя по всему, Всеволод Федорович был незыблемо уверен в том, что несмотря на нарушение нейтралитета Кореи (высадка десанта) нейтралитет рейда Чемульпо будет соблюдаться неукоснительно (как, например, и нейтралитет Филиппин, куда ушли русские крейсера после Цусимского сражения), а когда выяснилось обратное, это стало для него большим ударом. В.Ф. Руднев, похоже, до самого конца верил в то, что русские корабли остаются в безопасности, пока находятся на рейде Чемульпо, и, предлагая русскому посланнику в Корее Павлову увести корабли, вероятно, опасался не того, что «Варяг» и «Кореец» будут уничтожены, а того, что японцы блокируют их в порту. Но ультиматум С. Уриу и совет командиров стационеров развеял эту иллюзию, так что В.Ф. Руднев оказался перед необходимостью в ближайшие часы вести свой небольшой отряд в бой против многократно превосходящего противника.

Всеволоду Федоровичу нужно было сделать выбор, где принять бой – попытаться осуществить попытку прорыва или же остаться на рейде Чемульпо, дождаться прихода японских кораблей и сражаться уже там. Как мы знаем, В.Ф. Руднев выбрал первое, и сегодня многие любители истории военно-морских флотов обвиняют его в этом, полагая что, сражаясь на рейде, русский корабль имел бы больше шансов нанести ущерб неприятелю. Логика в этом случае проста: если «Варяг» остается на рейде, то роли меняются – теперь уже японцам предстоит «ползти» по узкому фарватеру, и вряд ли они смогут ввести в бой больше двух крейсеров одновременно. А русский крейсер мог бы сражаться с ними какое-то время, а затем, когда японцы окажутся достаточно близко, ринуться вперед, и, либо сойтись с головными японскими кораблями на «пистолетный» (торпедный) выстрел, либо даже таранить один из них. В любом случае, бой получился бы куда более ожесточенным, а «Варяг», погибнув на фарватере, затруднил бы движение кораблей по нему.



Все вышесказанное выглядит весьма и весьма разумно, но лишь при одном условии – что корабли Сотокичи Уриу предпримут попытку с боем «вломиться» на рейд в дневное время. В то же время, мы знаем совершенно достоверно, что японский контр-адмирал вовсе не предполагал делать ничего подобного. Дело в том, что утром, приблизительно в 09.00, 27 января, все японские корабли получили приказ №30 за подписью С. Уриу о боевых планах на текущие сутки: в том числе там были расписаны действия подчиненных ему сил в тех случаях, если «Варяг» и «Кореец» останутся на рейде, и иностранные стационеры будут на своих местах, или же последние уйдут, оставив русские корабли в одиночестве.

Мы не будем цитировать этот приказ полностью, потому что он достаточно велик и включает в себя также и те действия, которые на указанное время были уже выполнены. Желающих ознакомиться с данным текстом полностью мы отправим к замечательной монографии Полутова «Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Инчхоне» на стр. 220, а здесь процитируем лишь седьмой раздел этого приказа:

«Если до 13.00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стоянки, то принимается к исполнению нижеследующий план действий:
Все корабли занимают позиции рядом с флагманским кораблем. Флагманский корабль находится на N от островков Соболь.

а) в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака:

б) в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всего отряда.

Атака по пункту «а» вечером 9 февраля возлагается на 9-й отряд миноносцев. Командир отряда должен обратить особое внимание на то, чтобы не нанести ущерба иностранным кораблям и судам.

2-ая тактическая группа вместе с 14-м отрядом миноносцев занимает позицию в пределах видимости якорной стоянки Чемульпо, 1-ая тактическая группа занимает позицию в тылу у 2-й тактической группы.

В случае атаки по пункту «б» 2-я тактическая группа подходит к якорной стоянке и занимает позицию на дистанции до 4 тыс. м. от противника, 1-я тактическая группа занимает позицию в тылу у 2-й тактической группы. Каждый отряд миноносцев держится рядом со своей тактической группой и, улучшив благоприятный момент, атакует противника».


Напомним, что согласно приказу №28 от 8 февраля (26 января) 1904 г., 1-я тактическая группа включала в себя «Нанива», «Такачихо», «Чиода» и 9-й отряд миноносцев, а 2-я тактическая группа – соответственно, «Асама», «Акаси» и «Нийтака» с 14-м отрядом миноносцев.

Что произошло бы в случае, если русские корабли остались бы на рейде? Очень просто – согласно пункту «в» японские корабли вошли бы в фарватер, ведущий на рейд в Чемульпо, и… остановились бы в 4 километрах (21,5 кабельтов) от «Варяга». С этого расстояния комендоры «Асамы», находясь под защитой весьма приличной брони, кстати, непробиваемой ни для 152-мм пушек «Варяга», ни для 203-мм пушек «Корейца», попросту расстреляли бы русский бронепалубный крейсер как на учениях. Вряд ли можно было рассчитывать на то, что «Варягу» или «Корейцу» в таких условиях удалось бы сблизиться с «Асамой» на дальность торпедного выстрела, но даже если бы русские корабли и предприняли подобную попытку, им пришлось бы войти в фарватер, где стояли японские корабли – а когда они подошли бы достаточно близко (что крайне сомнительно, так как их расстреляли бы раньше), «Варяг» и «Кореец» атаковали миноносцы, и все было бы кончено.

Но С.Уриу мог и передумать, и провести атаку по плану «а». Тогда, с наступлением сумерек, миноносцы 4-го отряда вошли бы на рейд, а следом за ними двигалась бы 2-я тактическая группа. В этом случае «Варягу» просто некуда было бы деваться: давайте еще раз посмотрим схему диспозиции кораблей в ночь с 26 на 27 января и обратим внимание на ее масштаб.



Мы видим, что сам по себе рейд Чемульпо очень мал – в сущности, речь идет об акватории примерно в милю шириной, и две мили длиной. Уйти севернее можно, но это будет означать то, что «Варяг» прячется «под юбкой» иностранных стационеров, подобное действие было бы совершенно неприемлемо ни с какой позиции. Перепутать «Варяг» с каким-либо стационером невозможно, потому что русский крейсер был единственным кораблем, имевшим четыре трубы, таким образом его встреча с миноносцами неизбежна – спрятаться на рейде некуда. А сколько–то энергично маневрировать в столь небольшой акватории просто нереально. Иными словами – вся надежда на пушки, но, открыв огонь, «Варяг» окончательно демаскирует себя, став легкой добычей как для миноносцев, так и для комендоров крейсеров 1-й тактической группы, которым назначено было идти вслед за миноносцами «удерживая якорную стоянку в поле зрения». Можно было, конечно, попробовать просто встать на якорь и поставить противоторпедные сети, но проблема в том, что подобное действие сделает корабль неподвижным, а полной защиты от торпед все-таки не гарантирует. И расстрелять неподвижный корабль можно хоть в вечерних сумерках, хоть дождавшись рассвета.

Таким образом, мы видим, что тактика, которой собирались придерживаться японцы, не оставляла «Варягу» и «Корейцу» ни единого шанса в случае, если бы корабли остались на рейде Чемульпо. Что же до самого В.Ф. Руднева, то его рапорт дает короткое и понятное пояснение его резонам:

«Решение идти на прорыв и принять бой вне рейда считал удобнее на следующих основаниях:

1. Узкий рейд не давал возможности маневрировать;

2. Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти определенными курсами и, следовательно, нельзя использовать все средства защиты и нападения;

3. Уничтожение крейсера на рейде, без попытки прорваться и принятия боя, совершенно не могло иметь места; предполагая возможную гибель крейсера так или иначе, конечно, надо было нанести неприятелю возможно больший вред, не щадя своей жизни».


Иными словами, мы видим, что В.Ф. Руднев считал, что в стесненных условиях рейда, не имея возможности маневра, он станет легкой добычей японских кораблей. Разобрав тактику, которой собирался придерживаться Сотокичи Уриу, мы понимаем, что для подобного мнения у Всеволода Федоровича были все основания. В то же время все альтернативы боя на рейде, предлагаемые «в интернетах», основаны на том, что японская эскадра во что бы то ни стало будет прорываться на рейд под огнем «Варяга» и «Корейца». Что этого совершенно не нужно было делать, и что достаточно просто расстрелять русские стационеры, идя малым ходом (или вовсе остановившись) на фарватере, имея возможность при этом парировать любой встречный рывок русских кораблей миноносцами уважаемым любителям военно-морской истории, очевидно, в голову не пришло. Но зато это отлично знал Сотокичи Уриу, и потому мы можем сделать следующие выводы:

1. Оставаясь на рейде, «Варяг» и «Кореец» не получали совершенно никаких преимуществ, но при этом русские стационеры рисковали бессмысленной гибелью, в случае если бы японцы провели успешную атаку миноносцами в ночь с 27 на 28 января. Вопрос о том, насколько высока была вероятность подрыва минами «Варяга» и «Корейца» в ночной атаке, выходит за рамки данного цикла статей, но предполагается чрезвычайно высокой. Причины, побудившие автора считать ее таковой, будут изложены им в отдельной, внецикловой статье, посвященной ночным атакам японских миноносцев;

2. Если бы японцы предприняли дневной артиллерийский «штурм», то «Варяг» и «Кореец» оказались в аналогичном, или даже худшем положении, чем если бы они пытались выйти по фарватеру в море. Что медленно двигаясь по рейду, что медленно перемещаясь по фарватеру, они в каждом из этих случаев представляли бы собой отличную цель для основного «оружия» С. Уриу - японского броненосного крейсера, которому даже не нужно было бы сближаться с ними для уничтожения обоих кораблей.

3. При этом выход русских кораблей на бой был бы воспринят общественностью, экипажами иностранных стационеров и др. как подвиг, а это всегда важно: в то же время попытка дать бой на рейде, хотя и вряд ли стала бы причиной обвинения в трусости, но не позволила бы говорить о героизме русских моряков. Если же при этом в силу какой-то случайности пострадали мирные жители или европейские корабли, или суда, то подобное могло бы стать основанием для серьезного международного инцидента.

На самом деле, как мы увидим позднее, у командира «Варяга» был и другой, очень веский резон не оставаться на рейде, а идти на прорыв. Но и вышесказанного достаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод: решение В.Ф. Руднева осуществить попытку прорыва следует расценивать как единственно правильное в сложившейся ситуации – причем как с военной точки зрения, так и с позиции международной политики.

До боя оставалось совсем немного времени. В 10.00 Всеволод Федорович вернулся на «Варяг» после совещания с командирами стационеров, а спустя всего час и десять минут, в 11.10, прозвучала команда «Все наверх, с якоря сниматься!». К этому времени все последние приготовления к бою были готовы – за борт были отправлена деревянная мебель и проч., а на «Корейце» еще и срубили стеньги, с тем чтобы затруднить определение расстояния до канлодки. Секретные книги, карты, приказы, шифры были сожжены. В 11.20 «Варяг» снялся с якоря.

Но перед тем, как мы перейдем к описанию боя, отметим запись в вахтенном журнале, сделанную утром перед боем и вызвавшую впоследствии множество насмешек ревизионистов:

«07.00 Все японские суда снялись с якоря и направились в море. Утренняя приборка. Чистили медь».

Вот уж война – войной, а обед по расписанию! Кораблю угрожает скорая гибель, и чем же еще заняться экипажу, как ни любимым делом Российского императорского флота – медяшку надраить! Как тут не вспомнить лейтенанта Ливитина из замечательного произведения Соболева «Капитальный ремонт», который, поясняя младшему брату-гардемарину особенности корабельной службы и в том числе, зачем его, будущего офицера, гоняют драить палубу, замечает: «Есть вещи, смысл которых заключен в их бессмысленности». Утренняя приборка, по мнению «историков новой волны», свидетельствует о косности и замшелости офицеров и командира «Варяга», не нашедших для своей команды более важного дела перед боем. Все бы ничего, вот только:

1. Вообще-то уборка началась в 07.00, а командир французского крейсера, известивший В.Ф. Руднева о готовящейся японской атаке и требованиях С. Уриу к иностранным стационерам, прибыл на «Варяг» часом позже. То есть, когда начинали уборку, никто еще не знал, что через каких-то четыре с небольшим часа крейсер пойдет в бой;

2. Каждому командиру отлично известно правило: «чем бы солдат не занимался, лишь бы…» устал, в общем. Надо сказать, что служба на «Варяге» в Чемульпо не была легкой – холодно (январь!), отпусков на берег нет, с провиантом… понятно, что никто не голодал, но перебои с поставками были. А тут еще целая эскадра японцев с транспортами, как все это понимать – неясно. В общем, занять команду чем-либо, было совершенно правильно, и текущие, привычные дела подходили для этого как нельзя лучше;

3. И, наконец, почему-то забывается, что уборка – одна из важнейших процедур приготовления корабля к бою. Вспомним мемуары Семенова («Расплата»): «Или другое: люди, привыкшие считать чистоту причудой начальства, жившие целый год, только "заметая сор", вдруг так легко поняли ее смысл, ее необходимость, когда им попросту объяснили, что раненый падает на палубу, что, пока подберут и унесут, грязь может попасть в рану, и выйдет, что из-за пустой царапины режь руку или ногу, а то так и этим не спасешь от смерти».

Продолжение следует!

Статьи из этой серии:

Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 2. Но почему Крамп?
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 3. Котлы Никлосса
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 4. Паровые машины
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Часть 5. Наблюдающая комиссия
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 6. Через океаны
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 7. Порт-Артур
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 8. Корейский нейтралитет
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 9. Выход "Корейца"
Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года. Ч. 10. Ночь
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    29 августа 2018 06:53
    Особо придраться не к чему smile
    Есть лишь саркастическая улыбка при прочтении третьего вывода wink ,так как "выйти на бой" это сродни подвигу( с этим не спорю. И вообще сам факт подвига я не отрицаю - у меня лишь вопросы к некоторым деталям этого подвига,которые будут подняты впоследствии). Вопрос лишь в том,что реально хотел сделать Руднев - совершить подвиг или действительно прорваться в Артур(сохранить корабли,нанести максимум ущерба противнику).
    Но это всё будет потом.
    Пока материалу плюс hi
    ПС Но вызывает сожаление подготовка читателей к тому, что бы не доверять японским сведениям в будущем ,приписывая им бахвальство в мемуарах. Если уж быть справедливым, то наша история знает немало подобных оборотов отечественных писателей и писак в своих мемуарах, если брать туже ВОВ. Потому японские мемуары не встают чем-то особенным.Или гитлеровцы не падали сотнями пред нашими героями,аки львами, в их трактовке? Всё относительно,Андрей Николаевич, и японцы не заслужили такого упрёка - им грешат представители любой нации wink
    С уважением,А.Н. hi
    1. +11
      29 августа 2018 07:06
      Цитата: рюрикович
      Но вызывает сожаление подготовка читателей к тому, что бы не доверять японским сведениям в будущем

      Рюрикович, приветствую! drinks Будем откровенными - официальная история Мейдзи содержит огромное количество умолчаний, подтасовок, а где-то и вранья, это факт, причем признанный не мной, об этом высказывались иностранные (ЕМНИП - немецкие) историки. В этом отношении "Работа исторической комиссии" пожалуй, почестнее будет, хотя там тоже ляпов достаточно. То же касается и японских мемуаров - они далеко не истина в последней инстанции, это тоже факт, и его нужно иметь ввиду. А что этим же грешат и другие мемуары (в том числе и наши) - тоже факт, правда, к статье не относящийся. Поэтому фразы
      Цитата: рюрикович
      приписывая им бахвальство в мемуарах

      совершенно не понял. Там наиконкретнейшее бахвальство, пример которого я привел, о каких приписках речь?
      1. +2
        29 августа 2018 18:26
        Цитата: Андрей из Челябинска
        о каких приписках речь?

        Я думаю,речь пойдёт о разнице между расходом снарядов, указанным Рудневым и японскими данными о расходе русскими снарядов исходя их обследования погребов "Варяга".
        А так как этот момент будет ещё написан, то я пока лишь предположил,что споры на эту тему будут drinks hi
        1. +1
          29 августа 2018 18:36
          Я думаю,речь пойдёт о разнице между расходом снарядов, указанным Рудневым и японскими данными о расходе русскими снарядов исходя их обследования погребов "Варяга".


          В России в 1904 году было опубликовано сколько снарядов израсходовал " Варяг", самое интересное, что данные не сходятся не с японскими, не с позднее опубликованными в России. В иностранных изданиях указывают обе цифры. Так, что споры будут.
        2. +4
          30 августа 2018 00:42
          Цитата: рюрикович
          Я думаю,речь пойдёт о разнице между расходом снарядов, указанным Рудневым и японскими данными о расходе русскими снарядов исходя их обследования погребов "Варяга".

          Если мы отрицаем достоверность японских сведений о количестве извлечённых из погребов "Варяга" снарядов и верим в рудневские "425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров[/i]",
          то мы тогда должны верить Всеволоду Фёдоровичу и здесь
          : "крейсер "Такачихо", получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь, и не выдержали переборки, так что крейсер "Такачихо" затонул в море. Миноносец затонул во время боя[i]
          ".
          Нет двойным стандартам laughing
        3. 0
          30 августа 2018 23:40
          Еще явно всплывет, были ли повреждены рулевые привода, что якобы и стало причиной разворота Варяга
  2. 0
    29 августа 2018 07:18
    Сейчас уж никто 100-процентную истину не узнает. Так что споры будут продолжаться.
    1. +2
      29 августа 2018 07:58
      Сейчас даже "100-процентную истину" каждый трактует как хочет).
  3. 0
    29 августа 2018 10:22
    Самая скоростная пара японских броненосных крейсеров тем не менее имела весьма существенный недостаток в плане бронирования - их броня принадлежала к партии совершенно некачественного, "пластилинового" гарвея.
    Повреждения "Асамы" в Цусимском сражении это подтверждают
    1. +1
      29 августа 2018 11:42
      Прямо таки "пластилинового"?
      1. 0
        30 августа 2018 11:06
        Бракованная партия брони на первую пару
        1. 0
          31 августа 2018 15:23
          Сильно сомнительно.
    2. +1
      29 августа 2018 18:33
      Цитата: ignoto
      Повреждения "Асамы" в Цусимском сражении это подтверждают

      Гм... "Асама" при Цусиме получила 3- 305мм и 2-229мм(плюс более мелкие снаряды,которые существенных повреждений не нанесли). А это повесомее для брони, чем 152мм снаряды "Варяга". Так что против 6" снарядов "Асама" была вполне защищенной
      1. +1
        30 августа 2018 11:10
        Насчет 305 мм спорный вопрос.
        Скорее 254 мм с ББО.
        Андрей разбирал эти попадания.
        Если не ошибаюсь, то пришлись в кормовую часть,над карапасом.
        В результате, обширные затопления,корабль был вынужден на несколько часов выйти из боя.
        1. 0
          30 августа 2018 21:13
          Цитата: ignoto
          Насчет 305 мм спорный вопрос.

          Гм what Если уж сами японцы указали, что 305мм, то я думаю, что 305 мм. Всяк при обследовании и ремонте собираются осколки для выяснения попавшего снаряда, делается анализ нахождения корабля в пространстве в момент попадания,что бы выяснить,откедова прилетел "подарок" в данный момент времени и т.д. Так что скорее всего 305мм yes hi
  4. 0
    29 августа 2018 10:42
    [quote][/quote] Уйти севернее можно, но это будет означать то, что «Варяг» прячется «под юбкой» иностранных стационеров, подобное действие было бы совершенно неприемлемо ни с какой позиции.
    Гг Андрей Вы опять забываете что вменяли в вину Рудневу современники!!! О какой неприемлемости может идти речь? В его прямые обязанности входит нанесения максимального ущерба противнику любыми доступными средствами!!! А если для этого можно использовать те же стационеры он обязан был это сделать!!! А не изображать видемость прорыва. И не решились бы японцы атаковать в порту при наличии стационеров Уриу не был идиотам даже не смотря на изданный приказ.
    1. +4
      29 августа 2018 11:51
      Цитата: Nehist
      В его прямые обязанности входит нанесения максимального ущерба противнику любыми доступными средствами!!!

      Только надо продолжить: "которые не нанесут вреда стране".
      Так вот использование стационаров, как прикрытие, или нанесение им вреда во время боя - это и есть нанесение существенного вреда своей стране.
      В этом случае, воспевали бы не подвиг Варяга, а какое -нибудь "подлое нападение на мирные корабли". При этом надо отметить, что в этом случае посылка Второй эскадры с большой долей вероятности была бы уже не возможна из-за закрытия проливов Балтийского моря. Или что-нибудь еще подобное (например, запрет использования Суэцкого канала).
      Плюс возможна была открытая поддержка Англии, Франции и США Японии.
      А так им все таки приходилось соблюдать хоть какие-то приличия.
      1. +1
        29 августа 2018 12:14
        Гг О каком вреде речь? Японцы использовали те же стационары для прикрытия своих транспортов еще до обьявления войны,а тут она уже официально обьявленна и Руднев сколь угодно мог поджиматься к нейтралам до первого японского выстрела. А далее японцы получали огромный вагон проблемм
        1. +1
          29 августа 2018 13:04
          Во первых, японцы прикрывались стационарами до тех пор пока официально не было объявлено о войне. А тут уже о войне объявили. Это совсем другая история.

          Вред политический будет нанесен.
          Более того, если забежать вперед, то размещение на стационарах русских моряков (и те только) после этого было бы не возможным.
          1. +1
            30 августа 2018 23:43
            и что же, что невозможным? что это изменяло?
      2. +1
        30 августа 2018 21:19
        Ну повеселил! А ничего, что Франция состояла в союзе с Россией?
      3. +2
        30 августа 2018 23:44
        Руднев просто обязан был использовать стационеров как элемент, заведомо предупредив их , что вину за все последствия возлагает на японцев.
        Фактически это был его единственный шанс.
      4. 0
        31 августа 2018 22:23
        При этом надо отметить, что в этом случае посылка Второй эскадры с большой долей вероятности была бы уже не возможна
        А то она (вторая ТОЭ) то-то сделала, кроме доблестной гибели. Как знать, может невозможность ее посылки сохранила бы флот. А так по факту, война все равно проиграна. Правда, это мы теперь все знаем и такие умные, а тогда все было как бы не однозначно.
    2. 0
      29 августа 2018 17:37
      " не был идиотом даже не смотря на изданный приказ" Утро не обвинить в глупости, он даже предполагал фантастический прорыв Артурской эскадры. Откуда ей было знать о том, что происходит в Чемульпо.
      Кстати, интересный вопрос: мог ли подойти Старк на помощь? Андрей, как Вы полагаете: могло ли такое произойти? Думаю, что чистейшей воды фантазия, даже если бы командиром эскадры был не Старк, а Макаров, он без разрешения наместника- не сделал бы.
  5. +1
    29 августа 2018 11:25
    Цитата: baudolino
    пример

    Тут не поспоришь: давно известно сколько людей , а значит и мнений столько же
    1. +1
      29 августа 2018 13:54
      Не...тезка, в последнее время жизнь на ВО построена на принципе "есть мое единственно верное мнение" и ку ча Ваших "неправильных"!
      С уважением, Котище!
  6. +2
    29 августа 2018 11:29
    Но представим себе аналогичную ситуацию где-нибудь в Маниле – приходят туда после цусимского сражения бронепалубные крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», и вдруг, откуда не возьмись, японская эскадра, командир которой угрожает тем, что войдет в гавань и всех потопит, а американцы умывают руки…

    А что изменилось в наше время?
    Любые гипотетические действия с позиции силы в нейтральном порту страны, которая не имеет флота или способности противостоять угрозе с моря армии - возможны. В этой ситуации корабли третьих стран - так же покинут рейд "выразив протест". Например флоту США, как самому сильному - подобное нарушение права нейтрального порта - сойдет с рук.
    Международные договора в области морского права, действуют пока "выгодно" их выполнять и будут нарушены при необходимости: - пример введение всевозможных "беспролетных зон" воздушного пространства в суверенных странах.
    Примеров толкования/нарушения морского права и границ - предостаточно: инцидент в Тонкинском заливе, установление 200- мильной зоны вокруг Фольклендов (7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены) при этом крейсер "генерал Бельгано" был потоплен вне оговоренной зоны.

    Т.е правила устанавливаются сильными для слабых и ими же нарушаются, когда в этом есть выгода.
    1. +4
      29 августа 2018 12:52
      Можно ещё вспомнить, как "Глазго" и "Кент" в 1915 г. расстреляли КР "Дрезден" - в территориальных водах Чили, на глазах у чилийцев.
      Или как ЭМ Вайена в 1940 г. взяли на абордаж "Альтмарк" в норвежских водах.
      А уж как лихо англичане в том же году копенгагенизировали флот нейтральной Франции (операция "Катапульта" и другие)...
      1. 0
        31 августа 2018 08:56
        С Альтмарком история тоже спорная, англичане обвиняли норвежцев в халатном исполнении обязанностей, на борту были пленные англичане, которых и освободили.
        Собственно, это должны были сделать сами норвежцы.
        С французами тоже не все так просто- "нейтральность" Франции объявило незаконное правительство в нарушение договора с Англией.
        1. 0
          31 августа 2018 22:39
          С французами тоже не все так просто- "нейтральность" Франции объявило незаконное правительство в нарушение договора с Англией.
          Законность правительства Виши не больше и не меньше, чем правительства Рейно. Но по факту Вы правы: все не так просто. Впрочем, как это часто и бывает в политике...
        2. 0
          3 сентября 2018 10:33
          Цитата: Avior
          С Альтмарком история тоже спорная, англичане обвиняли норвежцев в халатном исполнении обязанностей, на борту были пленные англичане, которых и освободили.
          Собственно, это должны были сделать сами норвежцы.

          Выделено главное. Освобождением англичан, незаконно удерживаемых немцами на нейтральной территории Норвегии, должны были заниматься норвежцы. А не англичане. Или англичане - но вне террвод Норвегии.
          Впрочем, на фоне британской операции по оккупации Норвегии инцидент с "Альтмарком" - это такие мелочи. smile
          Цитата: Avior
          С французами тоже не все так просто- "нейтральность" Франции объявило незаконное правительство в нарушение договора с Англией.

          Незаконное по версии Британии. Зато законное (на тот момент) по версии США, Канады и Австралии. smile
    2. 0
      30 августа 2018 23:52
      Примеры явно неудачные, на Фолклендах англичане и не говорили, что воевать будут только в зоне блокады (в 200 мильной зоне топили гарантировано, о чем и предупредили, блокада ведь), и они были полностью в своем праве- статья 51 Устава ООН им это позволяла, тем более что аргентинцы как раз и пытались перехватить и атаковать англичан- именно за пределами 200 мильной зоны.
      А что с Тонкинским заливом, что за нарушения?
  7. +8
    29 августа 2018 12:06
    Спасибо автору за его стремление всё нам разжевать. Сознаюсь, что после второго или третьего рассказа, я начал злиться: какой автор зануда,что ему стоит сразу сказать кто бяка. А теперь мне жалко, что цикл завершается: к хорошему и вкусному привыкаешь быстро
    1. +4
      31 августа 2018 00:02
      не расстраивайтесь, до завершения еще не скоро smile
      Андрей молодец, пишет дотошно и понятно. good
      итак, нас ждут
      ч.12 бой до разворота.
      ч.13 бой после разворота.
      ч.14 После боя.
      ч.15 Судьба моряков (ч15.1- их путь домой smile )
      ч.16 раздача слонов причастным (экипажу Корейца- по два слона в одни руки:)
      ч.17 Чествование героев на Родине и в Стране восходящего Солнца).
      ч18 Значение боя для русско-японской войны.
      ч.19. Судьба моряков после войны. (ч.19.1 судьба лично Руднева)
      ч.20 Подъем крейсера японцами
      ч21. Судьба крейсера после подъема.
      ч.22 Советские награждения участников.
      Вроде ничего не пропустил
      Но спорить не буду- сопьюсь drinks
      1. PPD
        0
        31 августа 2018 14:16
        laughing
        А на каждую часть и не надо-за каждую 3 и нормально будет. drinks
        Часть 23-Мнения о событиях и участниках в СССР , России и зарубежных странах.
        Теперь точно всё, вроде... bully
  8. +4
    29 августа 2018 13:27
    С удовольствием ставлю плюс и отмечаюсь комментарием. smile Этот тот максимум в рамках этого сайта, что я могу сделать для автора, чтобы поблагодарить его за проделанный труд. Спасибо.
    1. +3
      29 августа 2018 13:51
      Присоединяюсь к Михаилу!
      С уважением, Котище!
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    29 августа 2018 14:46
    Добрый день Андрей Николаевич. Получается,что вашу статью можно выразить одной фразой-Руднев в той сложнейшей ситуации выбрал наиболее верные решения,так как другие варианты или плохие,или очень плохие. И ещё вопрос- насколько была неузвима Асама для Варяга? Какова бронепробиваемость русских пушек? Или все таки подъемные дуги пушек Варяга? Но Аскольду с такими же 6"
    Канэ удалось не слабо ответить БК Якумо и той же Асаме. Хоть и сам сильно получил...
    Будет ли в 12 "серии" подробный разбор ?
    1. +5
      29 августа 2018 16:22
      И ещё вопрос- насколько была неузвима Асама для Варяга?

      Совершенно неуязвима.
      Канэ удалось не слабо ответить БК Якумо и той же Асаме.

      Это когда это?
      Если вы про "Аскольда", то от "Якумо" его прикрыла колонна броненосцев, причем "Полтава" снайперски влепил ему 12" но это было еще днем.
      .. кормовая башня "Полтавы" одним из первых залпов дала прямое попадание в "Якумо": взрыв 305-мм снаряда убил инженера Матиду и 21 матроса.(Так говорится в официальной японской истории войны "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи", Но по данным английского военного атташе кэптена У. Пэкинхема потери на "Якумо" составили 12 человек убитыми и 10 ранеными.)

      А вечером произошла короткая перестрелка когда русская колонна повернула к Артуру, а Рейценштейн на"Аскольде" с "Новиком" рванул в другую сторону, прорезав строй своих броненосцев. Японские крейсера были как раз на пути русских броненосцев и именно поэтому отступили.

      Кое-какие шансы были у "Корейца". в конце концов точна такая же восьмидюймовка на "Рюрике" едва не отправила в нокдаун "Ивате", а он был бронирован несколько лучше "Асамы"
      1. +1
        29 августа 2018 23:13
        Цитата: Старший матрос
        Совершенно неуязвима.

        "Никогда не говори никогда!" (с) :)

        Бронепробитие русского 6"\45 в упор - 156 мм, на 10 кбл - 99 мм. Понятно что подобраться и пробить маловероятно, но с другой стороны бронепояс у Асамы длинный но узкий. Накидать фугасов поверх и отправить в ремонт на несколько месяцев уже вполне реально.

        Цитата: Старший матрос
        Если вы про "Аскольда", то от "Якумо" его прикрыла колонна броненосцев, причем "Полтава" снайперски влепил ему 12" но это было еще днем.

        Ну это вы вообще здорово сказанули! Днем да, наверное прикрыла :))) А вот вечером Аскольд прорывался вокруг броненосцев как раз в ту сторону где и держался Якумо и К.
        1. +1
          30 августа 2018 08:29
          Бронепробитие русского 6"\45 в упор - 156 мм, на 10 кбл - 99 мм.

          При том, что ГП у Асамы - 178мм, а башни-рубка - 152... казематы 127...
          Накидать фугасов поверх

          Коллега, что вы, в данном случае, понимаете под термином "фугасы"?
          А вот вечером Аскольд прорывался вокруг броненосцев как раз в ту сторону где и держался Якумо и К

          Угу. Только вот "Асама" увидев что на него прут русские броненосцы в темпе рванул на Норд, а "Аскольд" с "Новиком" прорезав строй своих главных сил шли на Зюйд. "Якумо" же когда отделился от главных сил, смог только понаблюдать. как русские крейсера уходят.
          Так что никаких:
          Но Аскольду с такими же 6"
          Канэ удалось не слабо ответить БК Якумо и той же Асаме.

          И близко не было
          1. 0
            30 августа 2018 11:40
            По какой броне, и какого качества делались расчеты.
            Помнится, в ВОВ бронебойные снаряды 122 мм орудий ИС-2 плохо справлялись с качественной броней немецких танков, а когда качество немецкой брони резко упало, то дело пошло значительно веселее.
            Напоминаю, первая пара забронирована бракованной гарвеевской броней.
          2. 0
            30 августа 2018 22:26
            Цитата: Старший матрос
            Коллега, что вы, в данном случае, понимаете под термином "фугасы"?

            Что нибудь взрывающееся. Я уже сказал что утопить маловероятно а вот заметно повредить реально.

            Цитата: Старший матрос
            "Якумо" же когда отделился от главных сил, смог только понаблюдать. как русские крейсера уходят.

            Ну т.е. по вашему и стрельбы вовсе никакой не было, так платочками вслед помахали да слезу смахнули? Непонятно только откуда Аскольд повреждений наловил при этом.
            1. 0
              31 августа 2018 07:57
              Цитата: Saxahorse
              Непонятно только откуда Аскольд повреждений наловил при этом.

              Да я уже понял, что по повреждениям Аскольда и его прорыву нужно отдельную статейку черкнуть:))) Ночные атаки миноносцев уложились в 2 статьи, одна на главной, вторая - на следующей неделе, а там уж и про Аскольд выложу
              1. 0
                31 августа 2018 22:02
                Непременно нужно! Я вот по наивности своей вначале в вашу статью глянул, из цикла о бое в Желтом море. А как коллега ваш, "Старший матрос", уточняющие вопросы задавать начал, так пришлось в реальные, официальные источники глянуть.. А там.. ...

                Эх.. маловато у вас критиков. Вот что не возьмешься проверять так сразу большие вопросы возникают. Вы уж пожалуйста получше схемы и описания этого эпизода изучите, в новом то материале.
            2. +1
              31 августа 2018 10:05
              Что нибудь взрывающееся.

              Хм... в Гульском инциденте в "Аврору" попало 5 снарядов. взорвался один...
              Непонятно только откуда Аскольд повреждений наловил при этом.

              судя по словам коллеги, наловили как раз "Асама" с "Якумо". Я, собсно, больше этому утверждению оппонирую:))

              И это, ждем статью Андрея по повреждениям "Аскольда". fellow
              1. 0
                31 августа 2018 22:05
                Еще как ждем :) Я тоже вначале на кривой схеме из его прошлого цикла накололся. Но оказывается надо только перенести Асаму с севера на запад, а Якумо с юга на SO, и картина начинает сходится. Ну и время появления каждого из отрядов правильно проставить.

                В общем ждем! :)
      2. 0
        30 августа 2018 11:34
        Последняя пара была бронирована значительно лучше первой.
        Качественный крупп вместо бракованного гарвея.
  11. +1
    29 августа 2018 15:53
    С этого расстояния комендоры «Асамы», находясь под защитой весьма приличной брони, кстати, непробиваемой ни для 152-мм пушек «Варяга», ни для 203-мм пушек «Корейца», попросту расстреляли бы русский бронепалубный крейсер как на учениях.


    Действительно, для почти сто килограммовых 8 дюймовых снарядов БКр "Асама", "Варяг" и "Кореец" были легким "трофеем". Как на рейде, так и при выходе в открытое море.
    1. 0
      30 августа 2018 12:20
      Такое впечатление, что "Асама" это некий преддредноут,вооруженный исключительно орудиями калибра 8".
      А было их всего четыре.
      В башнях,неудачных по конструкции.
      Все в ручную.
      Даром,что использовались"легкие" снаряды, массой ,если не ошибаюсь, около 94 кг.
      Но,для японцев и снаряды к 6" орудиям были тяжелыми.
      Масса японских моряков меньше массы европейцев в среднем на 10-20 кг.
      И ни какой усиленный рацион питания тут не поможет.
      Как только представилась возможность, японцы перешли на калибр 140мм, с еще более легким снарядом.
      Изначально, такой калибр англичане освоили для греков, тоже малоросликов.
      А потом,и сами оценили его преимущество.
      Так что,вопрос огневой производительности в этом сражении, весьма интересен.
  12. +2
    29 августа 2018 16:51
    " Подобные свидетельства приводят японские источники"1) а Рудневу, что радоваться надо? 2. Откуда об этих словах знают японцы, они разве присутствовали там? Я например допускаю, что Руднев выразился не печатными словами.
  13. +1
    29 августа 2018 17:07
    Цитата: Ваяр
    "Варяг" был построен в США,а значит корабль был то ещё...но. Ничего хорошего там сделать не могут. И этот бой это подтвердил. Ни один японский корабль потоплен не был. Потом "Варяг" сбежал от боя,вместе с "корейцем" и сам по себе потанул. вот такая по-беда. Ах да. Потом, поднятый и отремонтированный "варяг" ещё долго служил японцам, т.е. по сути эти герои с "Варяга" подарили врагу одну боевую единицу!!!!

    А Вы внимательно читали предыдущие рассказы Андрея? "Сам по себе потонул", а у " ВарЯга" и не было других вариантов
  14. +1
    29 августа 2018 17:22
    Цитата: Котище
    Не...тезка, в последнее время жизнь на ВО построена на принципе "есть мое единственно верное мнение" и ку ча Ваших "неправильных"!
    С уважением, Котище!

    Пожалуй ты прав, но:" обидно чесн слово"(" Кавказская пленница". Фильмы Гайдая-"бриллиантовые"шедевры")все таки ХОЧЕТСЯ , чтобы было ПОНИМАНИЕ.
    Жму лапу.
  15. +1
    29 августа 2018 18:02
    Камрады, я внимательно читаю ВЕСЬ цикл о "Варяге" и не вижу в чем Руднев" грешен", а то у нас мелькали тут утверждения, что Руднев предатель, Руднев трус и прч. Мне иногда кажется,что Андрей в чем-то симпатизирует Рудневу.
    Андрей, я очень надеюсь,что Вы назовете виновников происшедшего. Лично у меня уже есть некоторые выводы, но подежду их озвучивать
    1. +6
      29 августа 2018 18:39
      Цитата: vladcub
      Андрей, я очень надеюсь,что Вы назовете виновников происшедшего.

      А почему, собственно, обязательно должны быть виновники чего-то? Сложные ситуации во время войны, особенно при ее неожиданном начале, бывали всегда, и одна сторона так или иначе проигрывала те или иные эпизоды зачастую отнюдь не по чьей-то вине. Вина - это когда сделаны капитальные ошибки, в случае же с "Варягом", по-моему, в ситуации конкретно у Чемульпо нас просто переиграли, и хоть волчком крутись Руднев вместе с "Варягом" - расклад сил, наличное железо (с его проблемами) и географию не обманешь. Ну потопили бы не "Варяга", а "Корейца", или еще какой-то корабль-стационер (а присутствие России в Чемульпо было просто необходимо, и не какого-то миноносца - вопрос престижа), суть бы особо не поменялась - поражение оно и в Африке поражение. И, боюсь, результат был бы таким же, будь у "Варяга" исправная машинерия или супер-пупер снаряды к шестидюймовкам.
      Да и в чем собственно вина? В том, что "Варяг" оказался в Чемульпо? Так это был вопрос дипломатического престижа, посылка мощного корабля-стационера для представительства в Корее. В том, что проморгали начало войны, и не отозвали крейсер? Так кто ж знал, что японцы начнут действовать до объявления войны, это как бы не принято по европейским правилам, по которым японцы всячески старались играть до этого. Что 152-мм снаряды не пробивали броню "Асамы"? Что фарватер Чемульпо узкий и неудобный для маневров? Что у "Варяга" машинерия как надо не работала? Или что проиграли сражение - а, простите, мы всегда должны выигрывать все битвы?
      1. +3
        29 августа 2018 22:37
        Гг положим наибольшую скорость Варяг развил при отступлении а не при попытки прорыва. Варяг был вполне боеспособен по сравнению с тем же действительно героически погибнувшим Рюриком. Не поверите но даже в случае потопления Варяга именно во время боя на фарватере сильно осложнило бы действия японцев по обеспечению своих войск. В трусости Руднева ни кто не обвиняет,тут скорее всего вопрос в компетенции.
        1. +1
          30 августа 2018 08:00
          Не поверите но даже в случае потопления Варяга именно во время боя на фарватере сильно осложнило бы действия японцев по обеспечению своих войск.

          Вы правы, в это сложно поверить:))) Одной банкой больше, одной меньше.
          1. 0
            30 августа 2018 10:10
            Гг чем их больше тем сложнее
            1. +1
              30 августа 2018 22:30
              Цитата: Nehist
              Гг чем их больше тем сложнее

              Ну если топить строго поперек фарватера то надо еще 19 Варягов для заметного результата.
              1. +1
                31 августа 2018 01:12
                вот-вот.
                А говорят, там полным ходом нельзя было, узко якобы....
                1. +1
                  31 августа 2018 10:07
                  А вы не путайте, это разные вещи. Транспорту обойти еще одну банку, или крейсеру на полном ходу.
                  1. 0
                    31 августа 2018 15:51
                    у них и управляемость разная вообще-то.
      2. PPD
        +2
        30 августа 2018 16:35
        Вот спорно. Повадки и нравы "вероятного друга" изучать надо. И в генштабе и наблюдая непосредственно.Поэтому ждать объявления войны от людей с другим типом мышления-это даже не ошибка-как минимум халатность.
        Сам факт нахождения новейшего крейсера говорит о костности мышления. Нужды посылать именно Варяг, да ещё с Корейцем в придачу не было никакой. Если уж хотелось "престижу" могли хотя бы охрану посольства довести до батальона. У японцев, если не путаю, до 400 человек. У нас 12 или 16 казаков. Какая реальная польза там Варяга? Кстати у Забияки с 1 февраля 1892 года статус крейсера II ранга. Это если так необходимо крейсер послать ради понтов-могли бы его задействовать.. Так что именно вина в том что они оказались там. Хотя если японцев макаками считать, как некоторые высокопоставленные "святые"-то да наверно всё правильно.
        Да верно-" по-моему, в ситуации конкретно у Чемульпо нас просто переиграли, и хоть волчком крутись Руднев ". О возможности такой ситуации кто заранее думать должен-Руднев с Беляевым, или кто повыше?
        "Или что проиграли сражение - а, простите, мы всегда должны выигрывать все битвы?"
        -- Суворов с Ушаковым ни одного сражения не проиграли-что они делали не так?
        1. +1
          30 августа 2018 17:18
          Повадки и нравы "вероятного друга" изучать надо. И в генштабе и наблюдая непосредственно.

          Ага. В идеале. Кто и когда все делал идеально? Особенно в прогнозировании и планировании нестандартных ситуаций. Опыт истории как раз говорит о том, что к нестандарту такие громоздкие структуры, как армия и флот, крайне уязвимы, и редко способны адекватно рассчитать возможности этого нестандарта. К тому же, японцы до РЯВ кичились тем, что они вестернизировались, и играют по правилам только как европейцы. Откуда без послезнания взять уверенность, что японцы будут играть без правил?
          Сам факт нахождения новейшего крейсера говорит о костности мышления.

          Новейшего, но с серьезными техническими недостатками. Самые боеспособные большие крейсера остались в Порт-Артуре или Владивостоке.
          Кстати у Забияки с 1 февраля 1892 года статус крейсера II ранга.

          Все в интернетах любят отсылать в качестве стационеров самые старые и слабые корабли, почему-то забывая, что никто так не делал. Так, для справки - лет за 10 до РЯВ еще строились броненосы-стационеры, а во времена РЯВ в качестце стационеров часто использовались броненосные крейсера. Тот самый британский "Тэлбот" был достаточно мощным кораблем, немногим меньше "Варяга", хотя у англичан имелась туча мелких крейсеров III класса. Но русские обязаны использовать только самую мелочь, чтобы не случился "Варяг", и об этом конечно же должны знать современники тех событий, ведь об этом знаем мы, живущие через 100 лет и обладающие послезнанием!
          Цитата: PPD
          Суворов с Ушаковым ни одного сражения не проиграли-что они делали не так?

          ОК, у нас должны быть одни Суворовы с Ушаковыми, которые по сути своей выдающиеся командиры, а значит - исключение из общего правила? Простите, но это попахивает ура-патриотизмом самого голимого пошиба. Мы не можем побеждать всегда и везде - никто не может. И стыдиться этого не стоит, как и искать виноватых во всех случаях.
          1. PPD
            0
            30 августа 2018 20:36
            Цитата: arturpraetor
            Откуда без послезнания взять уверенность, что японцы будут играть без правил?

            Не надо всё строить на уверенности. Брать надо худший сценарий
            .
            Цитата: arturpraetor
            Новейшего, но с серьезными техническими недостатками. Самые боеспособные большие крейсера остались в Порт-Артуре или Владивостоке.

            Т.Е. Забияка более ценен чем Варяг с 14 6 дюймовками?
            Кстати-зачем там вообще стационер, если Порт-Артур условно за углом?
            По-привычке и для "понтов". Потому и написал всё это спорно. Хотя конечно постзнание.
            Цитата: arturpraetor
            Все в интернетах любят отсылать в качестве стационеров самые старые и слабые корабли, почему-то забывая, что никто так не делал

            Разные ситуации. Лондон бог знает где. Да и война ни с Англией ,ни с Германией-Францией не просматривается.А сообразить, что случись что будут влёгкую потеряны 2 корабля-видимо для планирующих войну задача нереальной сложности. Как и противоторпедные сети в Артуре опустить. Никто не делал-это не аргумент. Ну и что.Потеряли Варяг с Корейцем-зато все так делали-можно выдохнуть спокойно.
            Воевать России, а не Англии с Японцами. Зачем подставляться.
            Кстати по-поводу объявления войны. Германия СССР войну объявила,хоть про это и не любят вспоминать. С вручением нот и объяснений. Бойцам в Бресте и других местах это сильно помогло?.
  16. +1
    29 августа 2018 22:52
    Мы не будем детально описывать лоции водного района, где состоялся бой «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой, а только напомним, что от рейда Чемульпо и до о. Пхальмидо (Йодольми) вел фарватер, который в наиболее узких местах имел ширину до километра, или даже несколько более.

    А вот наверное зря вы не хотите подробнее описать водный район. Ну вот откуда опять ширина до километра? А если взять карту, взять линейку и померить? У меня например получилось самое узкое место, это прямо выход с рейда, ширина 1.17 мили, т.е. 2.16 км. Дальше по фарватеру мест уже чем 2.6 км нет вовсе. Для сравнения напоминаю что диаметры циркуляции Асамы и Варяга составляют 450 и 550 метров.

    Мы видим, что сам по себе рейд Чемульпо очень мал – в сущности, речь идет об акватории примерно в милю шириной, и две мили длиной. Уйти севернее можно, но это будет означать то, что «Варяг» прячется «под юбкой» иностранных стационеров

    Тут тоже можно заметить что в длину рейд Чемульпо примерно 3.3 мили на карте. Но есть момент гораздо интереснее. Дело в том что рейд этот не заканчивается тупичком как можно было бы предположить из текста. Севернее у нас начинается русло реки Ханган! Точнее одно из русел устья этой самой крупной реки в Корее. И судя по глубинам в 7-10 саж. русло в этом месте вполне судоходное. А если еще немного приподняться над глобусом, то можно обнаружить что на северо-запад от рейда вовсе не континент, а набор больших и малых островов с проливали и протоками в сумме и образующими устье Хангана.

    Уважаемый автор не стал рассматривать северное направление, а жаль. Там тоже можно найти много интересных и даже забавных вариантов для русских кораблей. Ну или хотя бы для одного Корейца к примеру.

    Что бы не быть голословным еще раз приведу ссылку на карту рейда Чемульпо: cruiserx.net/maps/map_1270.jpg
    Карту эту уже показывали. Это актуальная на 1904 год полная английская карта с глубинами и исправлениями.
    1. 0
      31 августа 2018 08:05
      Цитата: Saxahorse
      А если взять карту, взять линейку и померить? У меня например получилось самое узкое место, это прямо выход с рейда, ширина 1.17 мили, т.е. 2.16 км.

      Что я могу сказать? Плохо мерили. Жаль, что рисунки в комментах больше не цепляются, я бы показал. Как раз на входе на фарватер, с учетом того, что фарватер не полностью мореходен - километр.
      Цитата: Saxahorse
      Уважаемый автор не стал рассматривать северное направление, а жаль. Там тоже можно найти много интересных и даже забавных вариантов для русских кораблей. Ну или хотя бы для одного Корейца к примеру.

      Каких?:)))) Заходит Асама на рейд, в устье реки стоит корабль, она его расстреливает миль с трех. Где интересный вариант?
      1. +1
        31 августа 2018 08:26
        Андрей, рисунки цепляются.
        Загружаете как обычно с компьютера, внизу под рисунком написано разрешение картинки типа 800*600, рядом квадратик, ставите в нем птичку- и рисунок можно загружать.
        Вообще-то там приливы и отливы очень выраженные и сильные, рисунок фарватера должден менятся при этом, там же не канал с отвесными стенками.
      2. +1
        31 августа 2018 22:28
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Каких?:)))) Заходит Асама на рейд, в устье реки стоит корабль, она его расстреливает миль с трех. Где интересный вариант?

        А вы повыше поднимитесь. К спутникам :)) Сверху видно что к северу от рейда куча островов с проливами и протоками между ними. И главное русло кстати тоже севернее. Не парадный выход конечно, помойка. Но раз у парадного хулиганы с битами, то можно и через щель в заборе. Или это смертельный удар по чести русского офицера? ;)
  17. +2
    30 августа 2018 01:17
    Цитата: Ваяр
    "Варяг" был построен в США,а значит корабль был то ещё...но. Ничего хорошего там сделать не могут. И этот бой это подтвердил. Ни один японский корабль потоплен не был. Потом "Варяг" сбежал от боя,вместе с "корейцем" и сам по себе потанул. вот такая по-беда. Ах да. Потом, поднятый и отремонтированный "варяг" ещё долго служил японцам, т.е. по сути эти герои с "Варяга" подарили врагу одну боевую единицу!!!!


    Ну вот и Вы "милейший" Ваяр, литвино-поляк из Великой морской державы Белоруссии, а мы уж заждамшись. Ну как, выкопали себе море, как Вам советовал Голован Джек? Если нет, то пускайте в луже кораблики. Не Вам, в общем-то, рассуждать на тему морских боёв и их исходах. Но, по-моему, Вы и не рассуждаете, а просто, по укоренившейся привычке, поливаете грязью.
    Кстати, "Варяг" и "Кореец" не сбежали с поля боя, а просто оттуда ушли, лишив японцев возможности впоследствии гордиться потоплением этих кораблей. О каком "сбежали" Вы говорите, если у крейсера не хватало элементарных возможностей даже на прорыв? Тут даже для неспециалиста вопрос совершенно ясный. А Вы... хоть в чём-то подгадить... Ну, бог с Вами, ничего я не собираюсь доказывать, в Вашем случае это бесполезное занятие. Но об одном всё же скажу: коли "Варяг", по Вашим словам "был то ещё ..." , то в чём же подарок?
    Без всякого уважения. fool
  18. +4
    30 августа 2018 10:03
    Черт, я проспорил себе бутылку текилы- я был уверен, что 11 часть будет непосредственно о бое. Но Андрей остался верен дотошному рассмотрению вопроса laughing
    Несколько предыдущих частей мы на каждом шагу читали, что Руднев не делал то или это, потому что приказа не было, и это его оправдывало.
    А на выход из Чемульпо у него приказ-то был?
    Обсуждая действия Руднева, нужно исходить из того, что он знал в тот момент, а не из нашего послезнания.
    И Руднев не мог знать, что это не блеф японцев.
    Опять же, никто не мешал ему маневрировать в пределах акватории, а не стоять на месте- а если при этом попали бы в корабли других стран- так это проблема японцев. Собственно, такого быть не могло, так как позже Уриу отказался от идеи артиллерийского обстрела и речь шла только о вечерней атаке миноносцев- а они, как мы помним, не попали в медлительного Корейца даже днем
    на самом деле Руднев поступил идеальным для японцев образом, лучше не придумаешь.
    1. PPD
      +1
      30 августа 2018 14:07
      Цитата: Avior
      Черт, я проспорил себе бутылку текилы-

      Долги отдавать надо! Берите подороже!! Иначе что вы про себя подумаете. laughing
      Насколько помню стеньги у Корейца убирающиеся. Рубить не пришлось.
      1. 0
        31 августа 2018 00:09
        100 процентов агава drinks
        Мачты рубить- дело важное- дальномеры , на Варяге, во всяком случае, были угломерные и определяли расстояние по высоте корабля, оптические только внедрялись - о том, почему их не оказалось на Варяге, отдельную статью можно писать.
        Впрочем, может у японцев уже были оптические
        1. 0
          31 августа 2018 00:22
          Вы имеете в виду микрометры Люжоля-Мякишева? В принципе для той дистанции боя их вполне хватало,но учитывая подготовку экипажа Варяга там хоть все орудия оптикой Барра и Струда укомплектуй толку было бы мало
          1. 0
            31 августа 2018 01:10
            не без этого.
            но, может, хотя бы расстояния правильно определяли, без этого никаких шансов вообще, хоть двадцатидюймоки им поставь
        2. 0
          31 августа 2018 08:06
          Цитата: Avior
          Впрочем, может у японцев уже были оптические

          По одному барру-струду на всех бронепалубных и Чиоде и два - на Асаме
          1. 0
            31 августа 2018 09:02
            Я понял! Варяг должен был стрелять по дальномерам на блеск линз laughing
            Уж дальмеры-то снаряды Варяга точно брать должны были.
            А то спорят тут сто лет уже- а все просто... wassat
    2. 0
      31 августа 2018 09:09
      Еще раз прочитайте крайнюю статью Андрея, в которой от обосновывает невозможнось маневрирования в пределах акватории. Так оно и было, учтите, речь идет не о современном катере, а о крейсере и канонерке, причем, с паровыми двигателями... Вы имеете представление, как маневрировать на скорости таким судном в ограниченном пространстве? Я - чутка имею, за рулем был. Докладываю - в тех условиях это полная ж...
      1. 0
        31 августа 2018 09:54
        я тоже имею, как-то в мореходке у тренажера судоводителей порулил lol
        вы бы всем это рассказали, а тут можно прочитать, что затопленный крейсер на фарватере аж никому не мешает.
        Для орудий и приборов стрельбы того времени сильного маневрирования и не нужно был.
        бой тогда во многих случаях велся так- противники ложились на параллельный курс и выравнивали скорости, чтобы курсовой угол и дистанция не менялись.
        Именно так и стреляла Асама по Варягу в реальном бою.
        Точность стрелбы японцев, стоящих в узком проливе при сильном переменном течении, сама по себе не могла быть очень высокой. Там очень много факторов было.
        но в целом, конечно, в рамках переписки все аргументы не приведешь.
  19. 0
    30 августа 2018 13:58
    Спасибо! интересно позновательно!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»