"Стандартные" линкоры США, Германии и Англии. Защита цитадели

83
Итак, у нас на очереди сравнение броневой защиты «Пенсильвании», «Байерна» и «Ривенджа», и тема сегодняшней статьи — цитадель.

Для начала давайте сравним вертикальную защиту английского и германского сверхдредноутов. Как известно, главный броневой пояс «Ривенджа» имел несколько меньшую толщину, 330 мм против 350 мм «Байерна», а вот длина бронепоясов, по всей видимости, была примерно одинаковой у обоих кораблей. Хотя точных данных о длине бронепоясов у автора нет, но, на основании схем бронирования можно предположить, что 350-мм пояс у немцев защищал примерно 104 м, а у англичан – 102,3 м ватерлинии. Следует учесть, что у «Ривенджа» башни главного калибра располагались ближе к оконечностям, поэтому барбеты 1-ой и 4-ой башен выступали за главный броневой пояс, в то время как у «Байерна» они находились в пределах цитадели.





Но, по большому счету, это не создавало какой-то уязвимости британского линкора, так как выступающие за пределы цитадели барбеты на нем прикрывались двумя 152 мм рядами бронеплит – бронепоясом и траверзами, причем геометрия их расположения была такова, что при попадании в один из поясов под углом, близким к 90 град, второй поражался под углом, примерно равным 45 град.



А вот по высоте бронепояса «Ривендж» ощутимо выигрывал у своего германского оппонента – 330 мм бронеплита имела 3,88 м высоты, в то время как 350 мм участок германского корабля имел высоту только 2,37 м., далее он постепенно утоньшался до 170 мм к нижней кромке. Иными словами, зная о небольшом превосходстве германского линкора в толщине броневого пояса, не нужно забывать, что 350 мм бронезащита «Байерна» прикрывала примерно 246,6 кв. м. каждого борта германского корабля. А 330 мм бронеплиты «Ривенджа» защищали почти 397 кв.м., то есть приблизительно в 1,6 раз больше!

Что же касается американского линкора, то у «Пенсильвании» все совсем интересно. Ее 343 мм участок главного бронепояса имел высоту 3,36 м (округленно), что больше, чем у «Байерна», но меньше, чем у «Ривенджа». Но при этом его длина составляла то ли 125, то ли 130,5 м – таким образом, площадь борта, которую защищал главный бронепояс, составляла 419,9 – 438,2 кв.м., то есть по этому показателю «Пенсильвания» хоть и ненамного, но все-таки уступала «Ривенджу». Таким образом, главный броневой пояс «Пенсильвании» почти по всем параметрам занимал твердое второе место. Но все же он обладал одним бесспорным преимуществом, а именно — существенно превосходил европейские линкоры по длине защищаемой ватерлинии. У «Пенсильвании» 343 мм бронепояс защищал 68,3-71,3% длины ватерлинии, против 54-58% у «Ривенджа» и «Байерна» соответственно.

Зачем американцам было так удлинять цитадель своего линкора? Дело в том, что на линкорах США предыдущих серий отсеки траверзных торпедных аппаратов примыкали непосредственно к барбетам крайних башен главного калибра. Американцы хорошо осознавали, что весьма объемные отсеки, набитые торпедами, представляют большую опасность для живучести корабля, и потому считали необходимым защитить их цитаделью, отчего последняя и оказалась протяженнее, чем на европейских линкорах. Интересно, что на «Пенсильвании» торпедных отсеков уже не было, они были исключены из проекта по мере его проработки, но удлиненная цитадель все равно сохранилась.

Рассмотрим теперь возможность поражения машинных, котельных отделений и погребов боезапаса европейских и американского линкоров снарядами, попавшими в главный бронепояс.

В предыдущей статье, анализируя возможности артиллерии калибра 356-381-мм, мы пришли к выводу, что на дистанции 75 кабельтов в условиях реального боя ее снаряды вполне могли бы пробить бронепояс толщиной 330-350 мм, но – на пределе возможностей. Кинетическая энергия снаряда была бы практически исчерпана, так что дальнейшее поражение внутренних помещений корабля было возможно в основном за счет энергии разрыва снаряда.

Итак, линкор «Ривендж».



Как мы можем видеть, шансов на поражение внутренних помещений осколками очень немного. Предположим, что неприятельский бронебойный снаряд, пробив 330 мм броневой пояс, не детонирует немедленно, а взорвется в момент соприкосновения с 51 мм скосом. В этом случае, безусловно, 51 мм гомогенная броня окажется разбита, а осколки снаряда, вместе с броневыми фрагментами скоса продолжат свой полет внутрь корабля, но все-таки энергия взрыва уже будет частично растрачена на преодоление 51 мм скоса. Однако, по траектории (1) эти осколки попадут сначала в 19 мм переборку и затем – в угольную яму, преодолеть которую им будет весьма непросто. Траектория (3) тоже оставляет осколкам немного шансов – на их пути сперва возникает 25 мм бронепереборка ПТЗ, а за ней — наполненные нефтью танки, в которых скорость осколков, разумеется, будет очень быстро падать. И только траектория (2) оставляет осколкам какие-то шансы на успех, так как в случае, если нефтяные танки будут неполны, для того, чтобы добраться до машинного или котельного отделения, им надо будет преодолеть только несколько легких переборок из обычной судостроительной стали.

Линкор «Байерн»

"Стандартные" линкоры США, Германии и Англии. Защита цитадели


А вот у германского линкора, цитадель, по всей видимости, практически полностью неуязвима от воздействия снарядов, преодолевших 350 мм броневой пояс. Если вражеский снаряд, пробив 350 мм бронеплиту, попадет в 30 мм скос и взорвется на нем (траектория (2)), то осколкам снаряда и скоса сперва придется преодолеть угольную яму, а затем – 50 мм броневую переборку ПТЗ. С учетом того, что немцы полагали 0,9 м угольной ямы эквивалентной 25 мм стали, получается, что на пути осколков оказывалось 2 преграды, примерно в 50 мм каждая, и это следовало считать более чем достаточной защитой. Какие-то шансы на поражение машинных или котельных отделений оставались бы лишь в том случае, если запасы в угольных ямах оказались израсходованы.

Если же 356-381-мм снаряд, пробив 350 мм пояс, угодил бы в 30 мм вертикальную переборку и детонировал на ней (траектория (1)), то в этом случае осколкам противостояла бы 30 мм броневая палуба, в которую последние попадали под значительным углом, и такой удар, скорее всего, вполне мог быть отражен подобной преградой. Не стоит забывать также и о том, что в наиболее опасном месте, где вертикальная бронепереборка соединялась с броневой палубой, толщина первой достигала 80 мм.

Линкор «Пенсильвания»



Как ни странно, но бронирование американского линкора защищало от проникновения осколков внутрь машинных и котельных отделений лишь в весьма ограниченном диапазоне. Снаряд, пробивший 343 мм броневой пояс по траектории (1), вполне мог взорваться непосредственно на 37,4 мм палубе или же непосредственно над ней. В первом случае происходил практически гарантированный пролом палубы энергией взрыва и поражение находящихся под ней отсеков осколками и снаряда, и самой бронепалубы. Во втором случае часть осколков могли попасть в броневую палубу под углом, близким к 90 град, после чего последняя также оказалась бы пробита. Увы, но ничего хорошего не ожидало «Пенсильванию» и в том случае, если бы вражеский снаряд ударил в верхнюю часть 49,8 мм скоса, выше места, где к скосу прилегала переборка ПТЗ (траектория 2). В этом случае, опять же, осколки снаряда и брони «успешно» поражали заброневое пространство. В сущности, даже если бы снаряд разорвался не на броне скоса, а сразу по преодолении 343 мм пояса, шансы на то, что 50 мм скос «в одиночку» сможет остановить осколки, были не слишком велики. Фактически, хорошая защита цитадели обеспечивалась только в том случае, если снаряд, преодолев броневой пояс, попадет и взорвется на нижней части скоса (траектория (3)). Вот в этом случае – да, осколки были бы почти гарантированно остановлены броневой переборкой ПТЗ, чья толщина составляла 74.7 мм.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что, как ни странно это прозвучит, вертикальная защита цитадели «Пенсильвании» оказалась худшей в сравнении с европейскими линкорами. Ситуацию осложняло еще и то, что бортовые отсеки «Пенсильвании» были лишены дополнительной защиты, которую могли дать цистерны с топливом или углем. В то же время, определить номинанта на первое место весьма и весьма затруднительно, так как вертикальная защита «Ривенджа» и «Байерна» достаточно близка по своим возможностям. По мнению автора настоящей статьи, лидирует все же «Байерн», хотя и с минимальным отрывом.

Теперь рассмотрим возможности горизонтальной защиты. Если рассматривать ее с точки зрения авиабомбы, отвесно падающей на корабль, то хуже всего был защищен «Байерн», поскольку совокупная толщина его броневых палуб составляла 60-70 мм (в основном цитадель защищалась двумя палубами по 30 мм, в некоторых местах крыша каземата имела утолщение до 40 мм). На втором месте располагался «Ривендж», имевший на протяжении большей части цитадели совокупную толщину броневых палуб 82,5 мм, но в районе кормовой башни и, примерно на протяжении половины машинных отделений – 107,9 мм. А вот чемпионом горизонтальной защиты является американская «Пенсильвания», на всем протяжении цитадели имевшая 112,1 мм толщину двух броневых палуб. Тем не менее, само по себе превосходство в толщине суммарной бронезащиты еще не означает победы в нашем рейтинге: рассмотрим горизонтальную броню линкоров подробнее.

Первое, что нужно отметить, это… увы, очередной провал в знаниях автора. Дело в том, что «сверхтолстая» горизонтальная защита линкора «Пенсильвания» получается потому, что американцы укладывали броневые плиты поверх палубного настила, имевшего 12,5 мм толщины у обоих палуб. Иными словами, в 112,1 мм суммарной палубной брони «Пенсильвании» только 87,1 мм брони, а остальные 25 мм представляют собой обычную судостроительную сталь. Кстати, США не единственные, кто поступал подобным образом – так, у российских дредноутов горизонтальная броня также укладывалась поверх стального палубного настила.

А вот как было у английских и германских линкоров, автору, к сожалению, разобраться не удалось. Практически все доступные ему источники приводят толщину брони палуб кораблей этих наций, но укладывалась ли она на стальную подложку, или же никакой подложки не было, а бронеплита сама образовывала палубу – совершенно неясно. Что ж, поскольку нигде не сказано обратного, будем считать, что броневые палубы «Ривенджа» и «Байерна» не укладывались поверх стальных, но примем во внимание возможность ошибки. Ведь если все-таки стальные подложки все же существовали, то получается, что мы занизили суммарную горизонтальную бронезащиту английского и германского линкоров.

Второе – это бронестойкость. Все дело в том, что, например, две бронеплиты толщиной 25,4 мм, даже если они уложены друг на друга, значительно уступают по бронестойкости единой 50,8 мм плите, что неоднократно отмечалось в различных источниках. Так вот, горизонтальная защита «Байерна» состояла ровно из двух палуб. У английского «Ривенджа» в различных местах цитадели бронированных палуб было либо 2 либо 3. А вот американцы… Горизонтальную защиту «Пенсильвании» образовывали целых 5 слоев металла: 31,1 мм бронеплиты, уложенные в два слоя на 12,5 мм стальную верхнюю палубу и 24,9 мм бронелист поверх 12,5 мм стального на броневой палубе!

В общем, американцы могли сделать намного более мощную горизонтальную защиту, если бы вместо «слоеного пирога» использовали сплошные броневые плиты той же толщины. Однако этого сделано не было, а в результате бронестойкость горизонтальной защиты «Пенсильвании» оказалась много скромнее, чем впечатление, которое производит суммарная толщина ее палубной брони.

Интересно, что для корректного расчета горизонтальной защиты «Ривенджа» учета одной только брони будет недостаточно. Дело в том, что в качестве дополнительной защиты на британском линкоре использовались угольные ямы, расположенные под самым слабым участком броневой палубы, насчитывающей всего 25,4 мм брони. К сожалению, высота этих угольных ям неизвестна, но, как мы уже говорили выше, немцы считали, что 90 см угля по своим защитным свойствам эквивалентны 25 мм стальному листу. Можно предполагать (что вполне согласуется с известными автору схемами линкора), что в совокупности 25,4 мм броня и угольная яма в совокупности обеспечивали тот же уровень защиты, что и 50,8 мм бронеплиты, формирующие броневую палубу там, где угольные ямы заканчивались, и что ослабление защиты части палубы с 50,8 мм до 25,4 мм, по задумке конструкторов, полностью компенсировалось углем.

В итоге, воспользовавшись формулой бронепробиваемости для гомогенной брони и методом расчета живой силы снаряда, рекомендованным профессором Военно-морской академии Л.Г. Гончаровым, а также исходя из того, что угольные ямы «Ривенджа» по своей бронестойкости эквивалентны 25,4 мм бронелисту, автор получил следующие результаты.

Бронестойкость линкора «Байерн» эквивалентна 50,5 мм бронелисту гомогенной брони. «Пенсильвании» — 76,8 мм. А вот у «Ривенджа» этот показатель составляет для отдельных районов цитадели 70, 76,6 и 83,2 мм.

Таким образом, с точки зрения оценки бронестойкости горизонтальной защиты, в аутсайдерах оказывается «Байерн», а у «Пенсильвании» и «Ривенджа» наблюдается примерный паритет. Если же учесть, что при расчете две стальные 12,5 мм палубы американского линкора учитывались как броневые, а на самом деле их бронестойкость все же ниже, чем у брони, то можно даже предположить, что «Ривендж» незначительно превосходит «Пенсильванию».

Но не одной бронестойкостью единой… Очень важную роль играет также расположение брони.

Сравним для начала «Байерн» и «Пенсильванию». Здесь, в общем, все ясно: если снаряд попал в верхнюю 30 мм палубу германского линкора, и его траектория позволяет ему достичь нижней, то, вне зависимости от того, где детонирует снаряд (при проломе верхней палубы, в межпалубном пространстве, на броне нижней), скорее всего осколки снаряда и брони все же пройдут внутрь цитадели. Крайне сомнительно, чтобы 356-381-мм снаряд мог рикошетировать от 30 мм верхней палубы. Если такое и возможно, то разве что при совсем уж малом угле падения снаряда на броню, а такого вряд ли можно ожидать на дистанции 75 кабельтов.

В тех же случаях, когда вражеский бронебойный снаряд пробивал 250 мм или 170 мм верхние пояса германского линкора, он бы наверняка взводился от такого удара и взрывался бы в межпалубном пространстве. В этом случае для прохода в машинные и котельные отделения осколкам требовалось бы пробить всего только 30 мм броню нижней палубы, которые никак не смогли бы противостоять подобному воздействию. Интересно, что С. Виноградов дает описание аналогичного попадания в подвергшийся опытному обстрелу «Баден» — английский 381-мм «гринбой» пробил 250 мм броню и разорвался в 11,5 м за точкой попадания, в результате чего 2 котла германского линкора оказались выведенными из строя. К сожалению, С. Виноградов не указывает при этом, была ли пробита броневая палуба, так как осколки могли поразить котлы через дымоходы. Кроме того, следует отметить, что перевод отчетов о результатах испытания бронезащиты «Бадена» у С. Виноградова вообще изобилует неточностями.

Что же до «Пенсильвании», то ее верхняя броневая палуба, имевшая суммарно 74,7 мм толщины, причем ее бронестойкость была примерно эквивалентна 58 мм гомогенной брони, все же имела значительно большие шансы вызвать рикошет 356-381-мм снаряда, чем 30 мм верхняя палуба германского линкора. Но вот в случае, если рикошета не случилось, наиболее вероятным сценарием был бы разрыв снаряда в процессе преодоления брони, либо же его детонация в межпалубном пространстве. Увы, оба эти варианта не обещают «Пенсильвании» ничего хорошего, так как обломки верхней палубы вкупе с осколками снаряда практически гарантированно пробивали при этом нижнюю 37,4 мм палубу. Не нужно обманываться формально большей ее толщиной – в связи с тем, что она состояла из двух слоев, ее бронестойкость составляла только 32 мм гомогенной брони, а с учетом того, что 12,5 мм подложка была не броневой, а стальной, вряд ли эта палуба могла обеспечить защиту, большую чем давала 30 мм нижняя бронепалуба «Байерна».

Тут у уважаемого читателя может возникнуть вопрос – отчего это автор так уверенно рассуждает, какую броню пробили бы осколки снаряда, а какую – нет, если он сам писал ранее, что имеющиеся формулы не дают приемлемой точности расчетов, и при этом не имеется достаточной статистики по фактическим стрельбам по горизонтальной броне?

Ответ очень прост. Дело в том, что многочисленные отечественные испытания выявили одну интересную закономерность – практически во всех случаях отечественные 305-мм бронебойные снаряды, попадая в 38 мм горизонтальную бронеплиту под различными углами, взрывались в момент прохождения брони, при этом осколки снаряда и палубы пробивали также и расположенный ниже 25,4 мм горизонтально расположенный бронелист.

Можно много спорить на тему качества отечественной брони, но есть один неоспоримый факт – разрыв отечественного 305-мм снаряда, содержащего 12,96 кг взрывчатки, был значительно слабее германского 380-мм снаряда с его то ли 23,5, или все-таки 25 килограммами ВВ. И английского 381-мм снаряда, который снаряжался 20,5 кг шеллита. Так что, даже если допустить, что российская броня была на сколько-то там процентов слабее английской и германской, то более чем полуторакратное превосходство в мощи снаряда, очевидно, гарантировало описанные выше результаты.

Иными словами, несмотря на то, что американский линкор превосходил своего германского «визави» и в совокупной толщине бронирования палуб, и по общей их бронестойкости, но его горизонтальная защита все равно не обеспечивала безопасности машинных и котельных отделений, а также иных помещений внутри цитадели «Пенсильвании». Фактически, единственным преимуществом американской системы бронирования над германской стал несколько больший шанс рикошета вражеского снаряда от верхней палубы «Пенсильвании».

Но и тут все было непросто. Как мы можем увидеть из описаний попадания британских снарядов в горизонтальные плиты крыши башен толщиной 100 мм, они, эти плиты, на 75 кабельтовых «держали» 381-мм бронебойные «гринбои» практически на пределе своих возможностей. Да, все бронебойные английские снаряды 100 мм броней были отражены, но при этом броня прогибалась внутрь башен на расстояние до 70 см, еще чаще бронелист прогибался на 10-18 см и разрывался. Американская же броня верхней палубы соответствовала отнюдь не 100 мм, а всего только 58 мм бронеплите и крайне сомнительно, чтобы она могла выдерживать подобные воздействия. Скорее всего, верхней палубы линкора «Пенсильания» было бы достаточно для того, чтобы не пропустить снаряд вниз в целом виде, а заставить его детонировать при преодолении брони. Однако при этом возможностей горизонтального участка нижней броневой палубы было категорически недостаточно для противостояния осколков от подобного взрыва.

Таким образом, противостоять ударам 380-381-мм снарядов на дистанции 75 кабельтов горизонтальная защита линкоров «Байерн» и «Пенсильвания» не могла. А что же «Ривендж»?

В случае попадания снарядов по траектории «через палубы – внутрь цитадели» его бронепалубы с эквивалентом бронестойкости 70-83,2 мм вряд ли смогли бы им воспрепятствовать. Но вот в случае попадания в 152 мм верхний пояс ситуация становилась весьма интересной.

Автор уже объяснял в предыдущей статье процесс нормализации снаряда при преодолении им брони, но хотел бы напомнить – попадая в бронеплиту, снаряд доворачивается к ее нормали, то есть как бы стремится преодолеть его кратчайшим путем, то есть пытается довернуться перпендикулярно ее поверхности. Это не значит, разумеется, что снаряд, пробив плиту, выйдет под углом 90 град. к ее поверхности, но размер его доворота в плите может достигать 24 град.

Так вот, при попадании в 152 мм бронепояс, когда после прохождения брони вражеский снаряд будет отделять от машинных и котельных отделений только 25,4-50,8 мм палуба, да еще угольные ямы, будет происходить следующее. Снаряд подвергнется нормализации и развернется в пространстве так, что теперь он либо вообще не попадет в броневую палубу, либо же попадет, но под значительно меньшим углом, тем самым резко повышая шансы на рикошет. И в том и другом случае шансы на то, что снаряд взорвется над палубой, а не на броне, достаточно велики.



Но в этом случае шансы на то, что 50,8 мм броне (в виде бронелиста или 25,4 мм брони и угля) удастся предотвратить проникновение осколков снаряда внутрь цитадели значительно выше, чем у нижней 30 мм палубы «Байерна» удержать разрыв того же снаряда в междудонном пространстве, или же у 37,4 нижней палубы «Пенсильвании» защитить машины и котлы от осколков снаряда и верхней палубы. Почему?

Снова обратимся к опыту русских стрельб по «Чесме», которые мы уже упоминали выше. Дело в том, что когда 305-мм снаряд разрушал 38 мм палубу, то основным поражающим фактором, как ни странно, становились не осколки снаряда, а фрагменты разрушенной бронеплиты. Именно они наносили основные повреждения расположенной ниже 25 мм второй палубе. И именно поэтому следует предполагать, что разрыв снаряда, ломающий верхнюю палубу «Пенсильвании», будет куда более опасным для ее нижней 37,4 мм палубы, чем взрыв того же снаряда в воздухе для 50,8 мм палубы «Ривенджа».

В целом же о горизонтальной защите американского, германского и британского линкоров можно сказать следующее. Несмотря на отсутствие у автора необходимых данных для точных расчетов, можно вполне обоснованно предположить, что броня всех трех кораблей не защищала от поражения 380-381-мм снарядами через палубы. Как известно, у «Пенсильвании» отсутствовали верхние броневые пояса, но у «Байерна» и «Ривенджа» эти пояса были. Нижняя палуба германского линкора не защищала от разрывов снарядов, пробивших один из этих поясов и взорвавшихся в междудонном пространстве, а вот «Ривендж», хоть и не гарантировано, все же имел шансы удержать подобный удар. Поэтому первое место по части горизонтальной защиты следует отдать «Ривенджу», второе (принимая во внимание повышенный шанс рикошета снаряда от верхней палубы) – «Пенсильвании» и третье – «Байерну».

Конечно, эта градация весьма условна, потому что горизонтальная защита всех трех линкоров защищала от воздействия 380-381-мм снарядов почти одинаково плохо. Разница заключается лишь в нюансах, и даже непонятно, сыграли бы они какую-то значимую роль в настоящем бою, или нет. Но вот что было важно совершенно наверняка, так это относительная слабость американского 356-мм снаряда, содержащего всего 13,4 кг взрывчатки Explosive D, эквивалентной 12,73 кг тринитротолуола. Иными словами, сила разрыва 635-кг американского снаряда едва ли превосходила таковую у русского бронебойного 470,9-кг боеприпаса к 305-мм/52 пушке. А из этого следует, что у «Пенсильвании» в гипотетическом бою против «Ривенджа» или «Байерна» было бы куда больше шансов «отхватить» критическое попадание сквозь свою горизонтальную защиту, чем нанести самой.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лучше всего цитадель была защищена у британского линкора «Ривендж» — по части вертикальной защиты он почти не уступает «Байерну», а по горизонтальной изрядно его превосходит. Конечно, 380-381 мм снаряды опасны палубам «Ривенджа» почти в той же степени, что и палубам «Байерна». Но ведь в морском бою применяются не только снаряды указанных калибров, а против других, менее разрушительных угроз, «Ривендж» все-таки защищен лучше.

Второе место в рейтинге цитаделей следует отдать «Байерну». Конечно, защита палуб «Пенсильвании» лучше, но она все равно уязвима, и неспособность вертикальной защиты американского корабля противостоять тяжелым снарядам европейских линкоров все-таки склоняет чашу весов в пользу «детища сумрачного тевтонского гения».

А вот «Пенсильвания», увы, снова занимает малопочетное третье место. В принципе, нельзя сказать, что в защите цитадели она так уж сильно уступает «Ривенджу», и, тем более, «Байерну», скорее можно говорить лишь о незначительном отставании. Тем не менее оно, это отставание, есть.

Здесь у уважаемого читателя может возникнуть закономерный вопрос: ну как же так могло получиться, что американцы, исповедуя принцип «все или ничего», умудрились проиграть в защите цитадели европейским линкорам с их «размазанной» броней? Ответ очень прост – цитадель «Пенсильвании» оказалась чрезвычайно длинной, она почти на четверть превосходила по длине цитадели «Ривенджа» и «Байерна». Если бы американцы ограничились цитаделью «от барбета до барбета», как это сделали немцы, или же просто ослабили бронирование палубы и борта за указанными пределами, то они, вполне могли бы усилить толщины брони цитадели как минимум на 10%. В этом случае у американцев мог бы получиться корабль с 377 мм бронепоясом и 123 мм совокупной толщиной палуб. И если бы они еще сделали последние монолитными, а не из нескольких слоев стали и брони, то американский линкор ощутимо превзошел бы и «Ривендж», и «Байерн» по бронезащите. Иными словами, в том, что цитадель «Пенсильвании» оказалась защищена хуже, чем у европейских сверхдредноутов, виноват вовсе не принцип «все или ничего», а, скажем так, неправильное его применение американскими конструкторами.

Тем не менее, сделанного не воротишь. Мы уже выяснили ранее, что 356-мм артиллерия американского корабля значительно слабее, чем у 380-381-мм пушки европейских линкоров, так что с точки зрения артиллерийской мощи «Пенсильвания» значительно слабее и «Ривенджа», и «Байерна». Теперь же мы видим, что защита цитадели американского линкора никак не компенсировала этого разрыва боеспособности, а наоборот, усугубляла его.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 марта 2019 06:00
    Дополнение : пробив верхние пояса, ББС оказывается без бронебойного наконечника и шансы на рикошет сильно увеличиваются. У амера, верхних поясов нет, и ББС с бронебойным наконечником имеет шанс закуситься на палубной броне.
    1. 0
      23 марта 2019 09:01
      Цитата: Юра 27
      ББС с бронебойным наконечником имеет шанс закуситься на палубной броне.

      Тогдашние бронебойные наконечники "не работали" под такими острыми углами встречи (15°-20°)
      1. +2
        25 марта 2019 04:34
        Цитата: BORMAN82
        Цитата: Юра 27
        ББС с бронебойным наконечником имеет шанс закуситься на палубной броне.

        Тогдашние бронебойные наконечники "не работали" под такими острыми углами встречи (15°-20°)

        Это верно для относительно толстых монолитов или цемброни. За тонкие многослои, и тогдашний бронебойный наконечник вполне мог закуситься.
    2. 0
      23 марта 2019 18:36
      Цитата: Юра 27
      Дополнение : пробив верхние пояса, ББС оказывается без бронебойного наконечника и шансы на рикошет сильно увеличиваются.

      Согласен. По крайней мере - это логично, и полностью согласуется с тем, как я себе представляю физику процесса. Но все же не нашел данных, где бы это было подтверждено на практике и потому не стал заострять на этом внимание.
      1. +1
        24 марта 2019 01:22
        спасибо большое, Андрей!
        3:20 ночи, оторваться не мог - читал, хорошо что выходные, жутко интересно!
  2. +3
    23 марта 2019 07:17
    Субботнее утро порадовало отличной статьёй от уважаемого автора. Как говорится - респект и плюс.
    Уже упоминал, что "Байерн" очень нравится архитектурно. Ещё во времена "первой линкорной серии" в журнале "Моделист-конструктор" всегда импонировала немецкая "основательность", в отличии от "поджарых" англичан и смешных (из-за мачт) американцев.
    1. 0
      23 марта 2019 18:36
      Спасибо, Валерий!
    2. +2
      24 марта 2019 01:32
      еще по детству когда приезжал к родне на Брянщину обнаружил у дядьки подшивки этого журнала, все каникулы зачитывал их, тогда узнал и про "Новик" (который быстрый эсминец) и про разные МАСы - катера, и что такое редан и т.д., вырос, служба, работа, семья...
      На интересные статьи не натыкался много лет, интерес начал угасать.
      и тут вот на ВО увидел однажды одну из статей Андрея - залип: таких разборов (и так легко и интересно написанных) я не видел нигде.
      Цитата: kvs207
      респект и плюс

      поэтому полностью присоединяюсь к сказанному
  3. +1
    23 марта 2019 07:39
    Когда Андрей "пишет историю" читать приятно. Хорошая статья. на интересную тему.
  4. +4
    23 марта 2019 08:47
    Статье пять,несомненно, за логику в суждениях yes
    Есть, все таки одно сражение, на примере которого можно реально сравнить возможности хотя бы двух оппонентов спора. При Ютланде ни один германский корабль не получил повреждений машинной группы,что привело бы к падению скорости.Даже линейный крейсера с более тонкой бронёй фактически держали удары 381мм снарядов английских линкоров! Не забываем, что проект "Байерна" основывался на предыдущем "Кёниге" и некоторые нюансы(слабая горизонталка) имеют под собой основание,ибо немцам пришлось не выходить за жёсткие рамки ограничений по размераи и водоизмещению,да и предполагаемые дистанции боя для условий Северного моря делали более важный вертикальное бронирование. А вот более лёгкий немецкий 305мм снаряд всё таки добрался до котельных отделений "Уорспайта",что вызвало затопления и снизило скорость английского линкора до 16 узлов.А ведь бронирование "Ривенджа" практически с мелкими изменениями повторяло оное у "Уорспайта". Возникает вопрос - имели бы более тяжелые немецкие 380мм снаряды возможность попасть туда,куда добрался 305мм-й what ? Вопрос,конечно,интересный.... winked
    Конечно, единичный случай погоды не делает,но всё же это реальный факт, а не гипотетические допущения feel
    drinks hi
    1. 0
      23 марта 2019 10:34
      Цитата: рюрикович
      Даже линейный крейсера с более тонкой бронёй фактически держали удары 381мм снарядов английских линкоров!

      У англичан в то время ещё не было нормальных снарядов. Гринбои флот позже получил.
      1. +4
        23 марта 2019 14:13
        Цитата: Kuroneko
        У англичан в то время ещё не было нормальных снарядов.

        Ну так давайте отменим результаты Ютландского сражения wink Скажем,что оно не в счёт,потому что у англичан не было нормальных снарядов....И Цусиму,потому что у русских не было нормальных снарядов...
        Цитата: Kuroneko
        Гринбои флот позже получил

        Так это проблемы англичан...Проблемы немцев в том,что их "байерны" не подоспели в сие событию у п-ва Ютландия, тогда бы сравнение было бы ещё более реалистичным и проблем у англичан было бы ещё больше wink История не знает сослагательного наклонения yes
        Мораль в том,что на "Гринбое" мир не сошёлся,и расстрел неподвижного корабля без экипажа ещё не показатель эффективности этих самых "Гринбоев" no
        1. +2
          23 марта 2019 19:01
          Цитата: рюрикович
          Ну так давайте отменим результаты Ютландского сражения

          А зачем? англичане вот по результатам сражения сделали гринбои:)))))
          Цитата: рюрикович
          Скажем,что оно не в счёт,потому что у англичан не было нормальных снарядов....И Цусиму,потому что у русских не было нормальных снарядов...

          Ну так если не было, то что тут сделать? Игнорировать этот факт, утверждая что были?:)))))
    2. 0
      23 марта 2019 16:02
      Специально пролистал Пузыревского и уточню, что англичане просто не попадали в район машинных отделений немецких кораблей.
      1. +2
        23 марта 2019 18:58
        Цитата: Ken71
        пециально пролистал Пузыревского и уточню, что англичане просто не попадали в район машинных отделений немецких кораблей.

        belay Странно,но если Вы внимательно посмотрите на схему попаданий в "Дерфлингер"и наложите её на схему расположений основных отсеков корабля,то будете ,то будете несказанно удивленны тем,что практически половина попаданий пришлась на районы расположений котельных и машинных отделений! Просто броня выполнила своё предназначение wink
        Ибо по конструктивным особенностям кораблей (в основном,за исключением разных там "Ришелье","Дюнкерков" и "Роднеев") КМУ расположена в середине корабля,в основном начиная районом носовой надстройки и заканчивая возвышенной кормовой башней( иногда одна или две башни ГК располагались между КО и МО, с разными там вариациями ). И посмОтрите,что любой снаряд,попадавший в корпус в указанном промежутке,на дистанциях боя при Ютланде неизбежно попадал бы в котло-машинные отделения. ПРОСТО ОН ДОТУДА НЕ ДОХОДИЛ!"Лютцов" пошёл на дно с бесперебойно раотающей КТУ, "Дефлингер","Зейдлиц","Кёниг","Гроссер Кюрфюст" имели попадания в районы К и МО...Другое дело,что не было попаданий ниже ватерлинии в этих районах,но это проблемы англичан, а не немцев yes smile
        Но я Вам скажу вот что - у Пузыревского ооооочень много неточностей в схемах из-за недостатка информации(особенно касательно немецкого флота),уж поверьте мне.
        К примеру ,вот схема 14-го попадания в главный броневой пояс и описания этого и 15-го попаданий - оба в район КТО

        Четырнадцатый, вероятно, 12-дюймовый снаряд (на схеме №11) в 20.18-20 ударил по 300-мм броневому поясу левого борта в районе 123 шпангоута, в 1 м над ватерлинией. Снаряд попал в соединение между двумя броневыми плитами и взорвался не пробив их. На одной плите было отверстие в 1150 мм высокой и 450 мм шириной, на другой пластине был ряд концентрических трещин. Отколотый кусок брони был брошен внутрь взрывом и ударил в противоосколочную переборку переборку, что вызвало небольшое повреждение её связи с бронированной палубой. Наружная обшивка под броней была прогнута на 40 мм, противоторпедные сети были уничтожены на длине 5 м.

        Пятнадцатый, вероятно, 12-дюймовый снаряд (на схеме №7) 20.18-20 ударил в броню пояса левого борта в районе 88 шпангоута, на 0,5 м ниже палубы на стыке двух плит. Снаряд разбился при ударе о 265-мм плиты, которые получили концентрические трещины 50-120 мм глубиной. Кусок броня 280х250 мм откололся и был брошен внутрь через 16 мм внешнюю обшивку, проделав отверстие 400х620 мм. 30 мм осколок пробил боковую переборку и стенку вентиляционной шахты, толщиной по 8 мм. В результате газы проникли в кормовое машинное отделение. Бронеплита была сдвинута на 50 мм в зоне удара и на 30 мм на верхнем крае.

        Это из описаний повреждений Гарри Штафом,более достоверно и обширно hi
        1. +1
          23 марта 2019 19:04
          Большое спасибо за разъяснения. Снимаю шляпу и преклоняю колено перед профессионалом. Причем серьезно.
        2. +1
          23 марта 2019 19:17
          Цитата: рюрикович
          Странно,но если Вы внимательно посмотрите на схему попаданий в "Дерфлингер"и наложите её на схему расположений основных отсеков корабля,то будете ,то будете несказанно удивленны тем,что практически половина попаданий пришлась на районы расположений котельных и машинных отделений! Просто броня выполнила своё предназначение

          Не совсем верно:))))
          Цитата: рюрикович
          Четырнадцатый, вероятно, 12-дюймовый снаряд (на схеме №11) в 20.18-20 ударил по 300-мм броневому поясу левого борта в районе 123 шпангоута

          И не осилил броню толком, куда ему было еще палубы пробивать?:)))
          Цитата: рюрикович
          Пятнадцатый, вероятно, 12-дюймовый снаряд (на схеме №7) 20.18-20 ударил в броню пояса левого борта в районе 88 шпангоута, на 0,5 м ниже палубы на стыке двух плит.

          То есть опять снаряд вглубь корпуса не прошел, так как был всего лишь 12-дюймовый
          Андрей, если хотите опровергнуть тезисы статьи, ищите снаряд, который взорвался над горизонтальной защитой германского корабля и не пробил ее
          1. +1
            23 марта 2019 19:27
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Не совсем верно:))))

            Приветствую,уважаемый Андрей hi
            Отчего же неверно?То, что данные у Пузыревского не совсем верные или неверно то, что КТУ установки немецких кораблей не пострадали? wink
            Цитата: Андрей из Челябинска
            И не осилил броню толком, куда ему было еще палубы пробивать?:)))

            На то она и броня feel
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Андрей, если хотите опровергнуть тезисы статьи, ищите снаряд, который взорвался над горизонтальной защитой германского корабля и не пробил ее

            Коллега, я абсолютно не хочу Вас опровергать, я лишь утверждаю, что по совокупности защиты ни один снаряд не проник в КТО немецких кораблей,посему в независимости от того, пробивалась броня или нет, защита свою непосредственную функцию выполнила yes hi
    3. +2
      23 марта 2019 19:00
      Цитата: рюрикович
      При Ютланде ни один германский корабль не получил повреждений машинной группы,что привело бы к падению скорости

      Но при этом есть описания того, как снаряд, уже после разрыва, преодолевал небольшую броню или палубы. Вспомним Зейдлиц
      В период между 17 ч. 17 м. и 17 ч. 26 м. пятый снаряд (381-мм) с 5-й эскадры линейных кораблей насквозь пробил наветренную палубу и разорвался, изрешетив ее осколками, нанес разрушения полуба­ку и нижним палубам.

      Седьмой снаряд (381-мм) пробил наветрен­ную палубу в левом борту в 6 м позади орудия № 6 и тут же разорвался, образовав одну пробоину 1,8 х 1,8 м в наветренной палубе и вторую 6 х 7 м в палубе полубака.

      Десятый бронебойный снаряд (381 -мм) пробил верхний край 120-мм бортовой брони и разорвался рядом с барабаном шпиля, образовав пробоины раз­мером 4,9 х 7 м в верхней и главной палубах.

      и всякие там итакдалии:)))) Просто там надо садиться и разбирать, куда именно попал снаряд (памятуя что схемы Пузыревского имеют много ошибок) так как указанные палубы имели очень разную толщину различных местах
      1. +1
        23 марта 2019 19:38
        Цитата: Андрей из Челябинска
        В период между 17 ч. 17 м. и 17 ч. 26 м. пятый снаряд (381-мм) с 5-й эскадры линейных кораблей насквозь пробил наветренную палубу и разорвался, изрешетив ее осколками, нанес разрушения полуба­ку и нижним палубам.

        У Штаффа
        Пятый, 15-дюймовый, снаряд в 17.50 ударил в палубу полубака по правому борту возле 135 шпангоута вблизи уровня водяного буруна с направления 100° и сразу взорвался. Взрыв проделал отверстие в палубе полубака приблизительно 1,5х1 м и в верхней палубе - 2х4 м на расстоянии около 3 м от места попадания. Наружная обшивка была вдавлена, осколки пробили батарейную палубу и переборки XV отсека. Было уничтожено много электрических проводов.

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Седьмой снаряд (381-мм) пробил наветрен­ную палубу в левом борту в 6 м позади орудия № 6 и тут же разорвался, образовав одну пробоину 1,8 х 1,8 м в наветренной палубе и вторую 6 х 7 м в палубе полубака.

        У Штаффа
        В 18.08 седьмой тяжелый снаряд, вероятно, 15-дюймовый, ударил слева в палубу полубака около 143 шпангоута, с направления 200°, и сразу взорвался. Взрыв проделал в палубе полубака отверстие метрового, но ниже, в верхней палубе отверстие было гораздо больше, осколки пробили батарейную палубу и торпедо-погрузочную шахту. Был нанесён большой ущерб на всех трёх палубах. Из-за этого затопления от предыдущего попадания распространялись еще дальше.

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Десятый бронебойный снаряд (381 -мм) пробил верхний край 120-мм бортовой брони и разорвался рядом с барабаном шпиля, образовав пробоины раз­мером 4,9 х 7 м в верхней и главной палубах.

        У Штаффа
        Десятым был 15-дюймовый бронебойный снаряд с донным взрывателем и заполнен черным порохом, поразивший корабль слева с направления 260°. Снаряд ударил в верхний край 120-мм броневого пояса, пролетел через XV отсек вблизи 138 шпангоута. Входное отверстие было 0,7х0,4 м. По-видимому, снаряд не взорвался (были найдены нетронутыми его нижний винт и плавкие части), но нанёс значительные разрушения. Были пробиты отверстия в верхней и батарейной палубах, размером около 5х7 м, в XIV отсеке были разрушени переборки. Снаряд разбил поперечную опору палубы и согнул почти под прямым углом нижний вал шпиля. После того, как снаряд распался, осколки проникли на батарейную палубу и были с большой силой брошены на внешнюю обшивку правого борта. Часть снаряда пробила обшивку правого борта вблизи 140 шпангоута и сдвинула наружу бронированную плиту. Большие фрагменты нижней части снаряда лежали в непосредственной близости. Через отверстия в обшивке и сдвинутую с места броневую плиту вода проникла на правый борт и заполнилаканатную кладовую. Разрушение палуб в XV отсеке позволило воде распространяться дальше, до переборки на 137 шпангоуте.

        Как видим,описания разнятся,особенно в последнем случае
        И можете сравнить схему попаданий по Штаффу с оной по Пузыревскому

        Сижу,пью пиво с рыбкой в честь окончания рабочей недели drinks За Ваше здоровье hi
        1. 0
          23 марта 2019 19:44
          Цитата: рюрикович
          Как видим,описания разнятся,особенно в последнем случае

          А суть та же - пробитые палубы:)))))))))))))))
          Приятного аппетита!
          1. +2
            23 марта 2019 19:59
            Цитата: Андрей из Челябинска
            А суть та же - пробитые палубы:)))))))))))))))

            И исправные машины wink
            Ладно, пусть будет по Вашему smile
            Но лично я убеждён в том, что имей немцы ТТЗ для условий Тихого океана, палубы были бы гораздо толще feel
            1. +2
              23 марта 2019 20:18
              Коллега, добрый вечер!

              Давайте еще вспомним вот что: 1 метр угля = 50 мм конструкционной стали или 25 мм крупповской брони (считали в то время)

              также тогда была мода выходить в море с полным запасом топлива

              угольным немцам добавляем 75-100 мм брони (виртуально), а нефтяным англичанам и американцам от силы 25 мм (тоже виртуально)

              на форумах читал хорошую мысль, что палубы Ривенджа подняли на один уровень вверх из расчета на защиту угля, а когда его заменили нефтью, то британцы остались с голым ... погребом боезапаса (ну, фактически голым против 15-дюймовок)
            2. 0
              23 марта 2019 20:30
              Но лично я убеждён в том, что имей немцы ТТЗ для условий Тихого океана, палубы были бы гораздо толще


              раньше я поднимал тут вот такую тему:
              Традиция описания "Бедена" номер 1: Кэмпбелл дает описания палуб "Бадена" на основании отчета С.Гудолла о его обследовании, но хитрый британский конструктор, детально перечисляя толщины брони, забывает указывать толщины рубашек, что для горизонтальной брони критично = неправильно
              Традиция описания "Бедена" номер 2: исходя из Брейера горизонтальные участки палуб Бадена имеют рубашку, толщина которой предположительно 10 мм = авторитет и чертежи Брейера признаются самыми весомыми
              Традиция описания "Бедена" номер 3: исходя из задания на проектирования и пр. "Баден" и две предшествующие серии линкоров должен был иметь 30-мм брони + 30-мм неброневой палубы = признается менее вероятной, но не опровергается ни одним оригинальным документом и не противоречит любого рода возможным расчетам


              тем более непонятна толщина палуб из конструкционной стали, например, Виноградов для средней дает и 8 мм (в одном месте) и 12 мм (в другом, что совпадает правда с ADM)

              так что, не спешите Баден сливать ) может, разберутся, намеряют ему железа поболее
              1. +1
                23 марта 2019 21:25
                В любом случае боевой корабль - конструкция сбалансированная в рамках отведенного водоизмещения и в соответствии с ТТЗ. Так что будем исходить из этого. Немцы сделали палубы на своих кораблях исходя из своих взглядов на ведение боя в нужных для них условиях... hi
                1. 0
                  23 марта 2019 21:47
                  Немцы сделали палубы на своих кораблях исходя из своих взглядов на ведение боя в нужных для них условиях...


                  Почти согласен, коллега. Ест один нюанс: добавляем к вертикальной броньке Бадена 75-100 мм за счет сопротивляемости угля, это понятно. А вот сколько горизонтальной конструкционной стали дополнительно набежит к данным Виноградова в сумме: 25 миллиметров по Брейеру или порядка 45 миллиметров, согласно некоторым экстремистам, очень важно, если моделировать его бой с wassat "Нагато".
                  Ну, а "Пенсильвании" для начала надо попытаться раздолбить "Кёниг" laughing

                  hi
            3. 0
              24 марта 2019 08:06
              Утро доброе! А у нас оно действительно доброе- солнце светит,метель с мокрым снегом улеглась,красота...
              Но все таки надо признать- немцы ещё те затейники, даже при ограничении водоизмещения впихивали в линкор "невпихуемое"- торпедные аппараты. На кого они,на "дредноуте" собирались выходить в торпедные атаки? Как будто опыт РЯ войны,с гибелью адмирала Макарова от детонации толи мин,толи торпед, ими игнорировался. Так,что возможности для усиления горизонтального бронирования,даже в заданных параметрах корабля у немцев были- это и торпедные ап.и излишки вертикальной брони вне цитадели и чуть чуть(тонн 200) топлива,как сказал некогда Андрей Николаевич про "Севастополи", они явно не прирожденные
              "пенитили морей" ,что актуально и для "Байерна".
              А Уважаемому Андрею Николаевичу,как обычно плюсик в копилку статьи, и поклон за труды!
  5. +2
    23 марта 2019 12:52
    Андрей, это конечно не диссертация, но около того.
    Будет ли ощущение радости когда
    Окончен труд, завещанный от бога мне, грешному.

    Или приступите к новой статье?
    1. 0
      23 марта 2019 19:02
      Цитата: Дырокол
      Андрей, это конечно не диссертация, но около того.

      Нет, тут до диссера бесконечно далеко:)))) Так, некоторые мысли вслух, не более того
      Цитата: Дырокол
      Будет ли ощущение радости когда

      Наверное, но не особо большое:))) hi
  6. +2
    23 марта 2019 18:08
    +++ Хороший анализ! Автору (как обычно)) респект. Только суждение, что Ривендж по гориз. защите цитадели "изрядно превосходит" Байерн не совсем убедительно. Если у последного прохождение дымоходов через бонепалубу защищают бронеколосники, то у Ривенджа имеется довольно большая шахта (~1/3 длины меж внутр. барбетов) защищеная лишь 25мм вертикальной брони. Ваш "нормализованный" пробытием 152мм брони снаряд имеет хорошие шансы рвануть именно там, где вообще поверх котлов ничего нет. Все зависит от величины задержки взривателя, но если расчитаний на 330-350мм брони, то 152мм задержат снаряда ровно столько, сколько надо))
    Да и если не считать авиобомб, возможно ли придумать снарядную траекторию с 75-80 каб. при которую Ривендж имел преимущество в гориз. защите? (только продольные) Там где у британца вертикально стоит 152мм, у немца 250 + 30мм! Да и "номализация" только у англичан наблюдается? winked
    1. +1
      23 марта 2019 19:02
      Все зависит от величины задержки взривателя, но если расчитаний на 330-350мм брони, то 152мм задержат снаряда ровно столько, сколько надо))


      Добрый день! Позволю себе вмешаться )

      В ходе стрельбы №1 выстрел 17, 381-мм бронебойный снаряд пробив 250-мм верхний пояс Бадена пролетел еще более 11 метров до точки разрыва ) так что задержки хватит гарантированно ухлопать британца )

      про нормализацию посмотрите, пста, чертеж ниже в другом моем комментарии
    2. +2
      23 марта 2019 20:44
      специально для Вас и впервые в России:



      вот Вам и замедление, вот Вам и нормализация )
  7. 0
    23 марта 2019 18:26
    Добрый день, уважаемый Андрей!

    Спасибо за очередную статью, есть возможность поспорить, а не просто пролистнуть )

    Начинаю.
    А вот по высоте бронепояса «Ривендж» ощутимо выигрывал у своего германского оппонента – 330 мм бронеплита имела 3,88 м высоты, в то время как 350 мм участок германского корабля имел высоту только 2,37 м., далее он постепенно утоньшался до 170 мм к нижней кромке.


    Выдали нужду за добродетель:



    согласно этой схеме из Оскара Паркса надводная высота поясов примерно одинакова, а подводное сужение толщины для Бадена непринципиально
    1. 0
      23 марта 2019 18:35
      Цитата: андрей шмелев
      согласно этой схеме из Оскара Паркса

      Изобилующей массой неточностей.... hi
      1. +1
        23 марта 2019 18:40
        приятно же спорить со знатоком, черт возьми ) а подробнее? - заинтриговали )
        1. +1
          23 марта 2019 19:39
          Ну например, схема содержит шокирующее откровение о том, что барбет Бадена имел всего 254 мм толщины:)))) Что крыша Байерна каземата имела 30 (а не 32 мм, но это ладно, огрехи перевода метрической системы в дюймы, махнем рукой) мм - это правильно, но палуба вне каземата имела ту же толщину, а на схеме этого нет. У Бадена были районы, где крыша каземата утолщалась до 40 мм, на схеме не отражено. Барбет напротив 250 мм участка все же имел толщину 80 мм а не 76 мм.
          У Ривенджа "забыто", что на значительном протяжении горизонтальный участок броневой палубы имел не 51 мм, а только 25,4 мм и под ним - угольную яму, на схеме этого нет. Схема намекает, что у Ривенджа полубак был 25 мм повсюду, ни одно из описаний линкора этого не подтверждает. Либо 25 мм имела только крыша каземата, либо же другие участки тоже бронировались, но там 25 мм чередовалось с участками 19 мм. Верхняя палуба (пол каземата) имела дифференцированное бронирование толщиной 25-38 мм, на схеме - 32-38 мм.
          1. +1
            23 марта 2019 20:01
            приятно же спорить со знатоком, черт возьми )


            итак при нормальном водоизмещении у Бадена под водой 1700 мм пояса, в том числе на высоту 350 мм толщиной 350 мм и далее сужение на высоту 1350 мм до толщины 170 мм
            над водой 2020 мм толщиной 350 мм
            при нормальном водоизмещении у Ривенджа под водой 2,13 метра и над водой 1,75 метра,
            ясно дело площадь броневой защиты главного пояса англичанина ощутимо больше lol
            1. +1
              23 марта 2019 20:36
              Цитата: андрей шмелев
              ясно дело площадь броневой защиты главного пояса англичанина ощутимо больше

              Да, но Вы совершенно зря недооцениваете необходимость подводной защиты. Посмотрите любые фото движущихся кораблей при минимальном волнении, или даже на тихой воде на полном ходу. Волны приводят к тому, что у ЛК "оголяется" броня под ватерлинией. А поперечная и продольная качка?
              Собственно говоря, бронирование под ватерлинией так же важно, а быть может даже важнее, чем над ней и то, что у Ривенджа там то самой нижней кромки 330 мм - несомненное преимущество
              1. +1
                23 марта 2019 20:41
                Я согласен с Вами коллега про важность подводной защиты, но ест одно но:

                Давайте еще вспомним вот что: 1 метр угля = 50 мм конструкционной стали или 25 мм крупповской брони (считали в то время)
                также тогда была мода выходить в море с полным запасом топлива
                угольным немцам добавляем 75-100 мм брони (виртуально), а нефтяным англичанам и американцам от силы 25 мм (тоже виртуально)
                на форумах читал хорошую мысль, что палубы Ривенджа подняли на один уровень вверх из расчета на защиту угля, а когда его заменили нефтью, то британцы остались с голым ... погребом боезапаса (ну, фактически голым против 15-дюймовок)


                кстати, бункеры вдоль переборки ПТЗ у Бадена и всех прочих капитальных немцев опечатывались и запрещались к использованию пока есть иной уголь - и это было совсем не просто так

                как то так )
                1. +1
                  23 марта 2019 21:13
                  Цитата: андрей шмелев
                  Я согласен с Вами коллега про важность подводной защиты, но ест одно но:

                  Есть, но ведь я учитываю его отдельно, для случаев когда трактория проходит сквозь угольные ямы. И я бы не стал недооценивать защиту, которую дают цистерны с жидким топливом у Ривенджа
                  1. 0
                    23 марта 2019 22:25
                    И я бы не стал недооценивать защиту, которую дают цистерны с жидким топливом у Ривенджа


                    А я бы не стал переоценивать защиту, которую дают цистерны с жидким топливом у Ривенджа feel
                    Потому честно дал ему + 25 мм брони. Вот тока супротив погребов её не оказалось )
  8. +1
    23 марта 2019 18:37
    Поспорю еще немного:

    Так вот, при попадании в 152 мм бронепояс, когда после прохождения брони вражеский снаряд будет отделять от машинных и котельных отделений только 25,4-50,8 мм палуба, да еще угольные ямы, будет происходить следующее. Снаряд подвергнется нормализации и развернется в пространстве так, что теперь он либо вообще не попадет в броневую палубу, либо же попадет, но под значительно меньшим углом, тем самым резко повышая шансы на рикошет. И в том и другом случае шансы на то, что снаряд взорвется над палубой, а не на броне, достаточно велики.


    Это в теории. Так британцы думали во время проектирования Ривенджей.

    На практике будет так:



    как мы видим, даже наклонный 170-мм пояс Бадена вообше не оказал нормализующего влияния на 381-мм Гринбой.

    Потому напомню мой следующий вывод:

    Я понимаю, что забегаю далеко вперед, но
    Берем официальные данные Британского адмиралтейства, правда, за 1939 год:
    Таблица 5. Дистанция поражения погребов боезапаса британских линейных кораблей
    для 356-мм/45 " Пенсильвания"
    "Ройял Соверен" - зона неуязвимости отсутствует
    Таблица 6. Дистанция поражения погребов боезапаса иностранных линейных кораблей
    для 381-мм/42 "Ройял Соверен"
    "Пенсильвания" - зона неуязвимости 13 000 - 26 000 ярдов


    Британцы в 30-е годы считали, что 102-152-мм пояс Ривенжда + дальнейшие преграды в совокупности вообще не защищают погреба боезапаса данного линкора ни от одного из известных тяжелых снарядов
    1. 0
      23 марта 2019 19:42
      Цитата: андрей шмелев
      как мы видим,

      Я что-то не вижу:)))) Схема крайне грубая
      1. 0
        23 марта 2019 19:45
        negative ага в статье точнее )
        1. 0
          23 марта 2019 20:00
          Андрей, схема, которую Вы привели, очень схематичная, на таких вот схемах нюансы типа нормализации обычно не отмечаются от слова "никак". При чем тут моя статья?:)))
          1. +2
            23 марта 2019 20:10
            очень просто ))) у Вас углы преломления траектории огромные по сравнению с тем, что было на практике )
            а, если серьезно, то Гринбой, пробивший 250-мм верхний пояс Бадена и пролетевший еще более 11 метров (включая пробитие 30-мм переборки и 12-мм палубы), перед тем как разорваться и повредить через колосники два котла,в тех же условиях при любой раскладке пробьет 102-152-мм верхний пояс Ривенджа и все что отделяет его от погреба боезапаса с вероятностью 100500% и никакая реальная нормализация не поможет
            а если после пояса удар произойдет в скос броневой палубы, то его погреб вполне может поразить, например, Севастополь
            1. +1
              23 марта 2019 21:11
              Цитата: андрей шмелев
              очень просто ))) у Вас углы преломления траектории огромные по сравнению с тем, что было на практике )

              Не-а:)))) Смотрите углы нормализации у Гончарова, стр 133 - они весьма серьезны
              Цитата: андрей шмелев
              а, если серьезно, то Гринбой, пробивший 250-мм верхний пояс Бадена и пролетевший еще более 11 метров (включая пробитие 30-мм переборки и 12-мм палубы), перед тем как разорваться и повредить через колосники два котла,в тех же условиях при любой раскладке пробьет 102-152-мм верхний пояс Ривенджа и все что отделяет его от погреба боезапаса с вероятностью 100500%

              Андрей, а зачем Вы сопоставляете пробитие вертикальных преград, которые Вы перечислили, и которые были пройдены за счет кинетической энергии снаряда, и пробитие горизонтальной палубы силой осколков от взрыва снаряда? По моему, совершенно очевидно, что это разные вещи.
              1. +1
                23 марта 2019 21:36
                Все очень просто:



                вот Вам пара примеров, когда даже "Севастополь" устроит "Ривенджу" "большой барабум"
                (нормализация взята по результатам стрельб по Бадену, то есть почти никакая)

                Гончаров не догма, а руководство к действию, британцы тоже при проектировании стандартов уповали на нормализацию, а потом поставили им же зону неуязвимости даже против 356-мм/45 = отсутствует )
                1. +1
                  24 марта 2019 08:09
                  Цитата: андрей шмелев
                  "большой барабум"

                  "большой баДабум"!!! yes
                  1. 0
                    24 марта 2019 10:45
                    "большой баДабум"


                    "Севастополь" имеет возможность устроить "большой барабум"
                    "Баден" будет систематически устраивать "баДабум", например так:



                    это я немного поправил авторский чертеж и дорисовал две своих стрелки )
          2. 0
            23 марта 2019 21:25
            да к схемам есть некоторые вопросы
  9. 0
    23 марта 2019 20:25
    кстати, что такое?
    на схеме у Бадена в носу 150-мм пояс, а Гудолл намерил аж 7 дюймов да еще и с наклоном наружу?
    Зы. Виноградов (он вроде автор этой схемы, нет?) на стр. 90 сам же и пишет, что там аж 180 мм?
    1. 0
      23 марта 2019 21:11
      Цитата: андрей шмелев
      Зы. Виноградов (он вроде автор этой схемы, нет?) на стр. 90 сам же и пишет, что там аж 180 мм?

      очередная ошибка Виноградова, увы.
      1. 0
        23 марта 2019 22:20
        очередная ошибка Виноградова, увы.


        а я так не очень считаю bully
        если посмотреть Гудолла и стрельбы по Бадену, то 170-мм броня с наклоном наружу дает около 180-200-мм приведенной в зависимости от участка
        просто "реконструкция" броневой защиты "Бадена", выполненная Виноградовым чертежом = в топку
        "Баден" имел во многих местах наклонный наружу броневой пояс (впервые в мире) + намного более толстые палубы, чем думал Виноградов (эх, еще пара кружек домашнего глинтвейна и доберусь я до его "Последних исполинов") hi
        1. 0
          24 марта 2019 10:36
          Цитата: андрей шмелев
          просто "реконструкция" броневой защиты "Бадена", выполненная Виноградовым чертежом = в топку

          То есть Вы продолжаете настаивать на том, что Байерн имел 254-мм барбеты? laughing
          1. 0
            24 марта 2019 10:49
            нет, я тактично пишу, что в британских АДМ у Бадена в носу бронька 7 дюймов и с наклоном наружу, а у Виноградова на чертеже 150-мм laughing
            при этом сам же Виноградом постит табличку со стрельбами (стр. 90), где пишет про 180 мм laughing
            1. 0
              24 марта 2019 17:18
              Цитата: андрей шмелев
              нет, я тактично пишу, что в британских АДМ у Бадена в носу бронька 7 дюймов и с наклоном наружу, а у Виноградова на чертеже 150-мм

              Агась, но в описании-то он дает правильную цифру, и стоит ли делать столь глобальные выводы из очевидной опечатки?
              1. 0
                24 марта 2019 19:11
                у него их очень много )
  10. +2
    23 марта 2019 20:57
    И еще поспорю:

    В сущности, даже если бы снаряд разорвался не на броне скоса, а сразу по преодолении 343 мм пояса, шансы на то, что 50 мм скос «в одиночку» сможет остановить осколки, были не слишком велики.


    смотрим результаты стрельбы по Бадену:



    как мы видим, 30-мм переборка держит осколки 381-мм снаряда
    1. 0
      24 марта 2019 10:34
      Цитата: андрей шмелев
      как мы видим, 30-мм переборка держит осколки 381-мм снаряда

      Далеко не факт, так как нельзя быть уверенным в том, что снаряд дошел до указанной точки в целом виде
      1. 0
        24 марта 2019 11:01
        Далеко не факт


        Далеко факт, так как можно быть уверенным в том, что британцы скрупулезно отмечали каждую точку разрыва и замеряли до нее расстояние laughing так как по условиям испытаний им надо было определить, в том числе, зависимость точки разрыва от выставленного замедления
        Текстовое описание совпадает с рисунком - только что сам проверил еще раз bully
        1. 0
          24 марта 2019 17:20
          Цитата: андрей шмелев
          Далеко факт,

          Увы, нет. Потому что разорваться снаряд может и не в целом виде:))))) Андрей, у меня нет времени сегодня писать много, так что по всем вопросам, включая нормализацию обстоятельно отпишусь завтра
          1. 0
            24 марта 2019 19:12
            Потому что разорваться снаряд может и не в целом виде:)


            вот тут и посмотрим )
  11. +1
    23 марта 2019 21:21
    не знаю не знаю, но немцы четко вывели формулу птз,она слабо зависит от толщины переборок ,самое главное это глубина птз поэтому схему баварии надо бы проверить
    1. +1
      23 марта 2019 22:13
      схему баварии надо бы проверить


      ПТЗ немцев времен ПМВ проверялась неоднократно )
      кроме косяка с носовыми торпедными отсеками (исправлено в 1917 году) = выше всяких похвал (для своего времени, естественно)
  12. 0
    23 марта 2019 23:38
    И еще раз поспорю с уважаемым автором:

    Все дело в том, что, например, две бронеплиты толщиной 25,4 мм, даже если они уложены друг на друга, значительно уступают по бронестойкости единой 50,8 мм плите,


    У меня есть товарищ - "директор НИИ по борьбе с Абрамсами", он считает, что две бронеплиты толщиной 25,4 мм, даже если они уложены друг на друга, значительно превосходят по бронестойкости единой 50,8 мм плите, так что американский Натан Окун идет глубоко в Европу в глазах отечественного ) правда, когда я посмотрел как он эти самые Абрамсы условно поражает belay В общем, фик его знает, предлагаю считать равноценными wassat
    1. 0
      24 марта 2019 10:32
      Цитата: андрей шмелев
      У меня есть товарищ - "директор НИИ по борьбе с Абрамсами", он считает, что две бронеплиты толщиной 25,4 мм, даже если они уложены друг на друга, значительно превосходят по бронестойкости единой 50,8 мм плите

      Увы, очень непрофессиональное суждение.
      1. 0
        24 марта 2019 11:33
        Увы, очень непрофессиональное суждение


        Уважаемый коллега!

        а не потрудитесь ли Вы с точки зрения конкретных законов физики материалов обосновать, почему две плиты по 25,4 мм гораздо слабее чем одна плита в 50,8 мм?
        1. 0
          24 марта 2019 17:25
          Цитата: андрей шмелев
          а не потрудитесь ли Вы с точки зрения конкретных законов физики материалов обосновать, почему две плиты по 25,4 мм гораздо слабее чем одна плита в 50,8 мм?

          С точки зрения формул бронепробиваемости, выведенных на конкретных стрельбах. Возьмите того же де Марра. С точки зрения этих самых стрельб, где уложенные друг на друга плиты оказывались слабее монолита, что неоднократно отмечалось в источниках. А еще - напомню, что на сегодняшний день нет НИ ОДНОГО танка, где бронирование было бы уложено листами друг на друга:)))))
          Конечно, есть "слоеная" броня, но там отдельные листы брони переложены с другими материалами, а это совсем не то.
          А вот с точки зрения сопромата - извиняйте, я его не изучал, поэтому точную физику процесса разложить не смогу.
          1. +1
            24 марта 2019 20:10
            quote]Возьмите того же де Марра[/quote]

            Берем ) с точки зрения классического де Марра, изложен у Гончарова, есть просто "толщина в степени 0,7", зато результаты стрельб показывают интересное: если одним и тем же снарядом стрелять по плитам увеличивающейся толщины (классический пример русские опытные стрельбы 1913 и 1920 годов), то получается, что полностью справедливый для 8 дюймов классический де Марр сталкивается с проблемой объяснить прогрессирующее падение усредненного К на плитах 270-370 мм. Грубо говоря, есть мысль, что для "Круппа второго поколения" (стоял на "Севастополе", например, как я понимаю) при толщине 203 мм К=1,0, при толщине 280 мм К=0,9, а при толщине 350 мм К=0,8 (объемный коэффициент плиты). Цифры приблизительны, разумеется.

            Поверхностно упрочненная сталь Круппа требует наличия помимо твердого лица (порядка 600 по Бринеллю) максимально широкой, а следовательно плавной зоны перехода (от 500 до 300 по Бринеллю), кроме того широкого и мягкого тыла (базы порядка 250-300 по Бринеллю). С увеличением толщины плиты слишком толстое в миллиметрах лицо становится хрупким, хотя и сохраняется то же процентное соотношение (К резко падает). Сдвиг также и процентного соотношения между лицом, зоной перехода и тылом (базой) влечет плавное снижение К. Таким образом, создать хорошую и слишком тонкую крупповскую плиту невозможно, однако, и с увеличением толщины её эффективность растет меньше. + Есть еще нюансы с объемным коэффициентом снаряда.

            Если мы говорим про много тонких листов, то есть исключения (например, ПТЗ, состоящее из множества относительно тонких листов, где ярко проявляется принцип траты части энергии на деформацию и удлинение, совершаемые относительно значительной площади броневого листа).Но для этого нужна общая свободная площадь и наличие возможности прогиба.

            Современная слоеная броня по своей сути является новым уровнем стального пирога (исторически: слой твердой стали + слой мягкой стали + слой твердой стали + слой мягкой стали и т.д.). Когда запиливали Т-34 никому бы и в голову не пришло ковать его 10 лет как самурайский меч (нет ни времени ни денег). А когда в наше время появились время и деньги появилось много синтетики, керамики, алюминиевых сплавов, которые по сути то же самое, только каждый слой эффективней. Сейчас сварить танк из 100 слоев стали с разными характеристиками не вопрос, вопрос только что есть варианты с современными материалами.
            1. 0
              24 марта 2019 21:20
              при толщине 203 мм К=1,0, при толщине 280 мм К=0,9, а при толщине 350 мм К=0,8 (объемный коэффициент плиты)


              ой, что за бред я написал, простите, коллеги

              без учета объемного коэффициента снаряда правильно будет:
              при толщине 203 мм К=1,0, при толщине 280 мм К=0,95, а при толщине 350 мм К=0,9 (объемный коэффициент плиты)
              что в принципе и имело место при опытовых стрельбах:
              К де Марра в 1913 году реальный 2000, прогнозный 1900-2000
              К де Марра в 1920 году для плиты 270-мм порядка 1900
              К де Марра в 1920 году для плиты 370-мм порядка 1800

              прошу прощения, чет под вечер глаза не туда глядят )
            2. 0
              25 марта 2019 04:39
              [/quote]Грубо говоря, есть мысль, что для "Круппа второго поколения" (стоял на "Севастополе", например, как я понимаю)[quote]


              Скорее первого, т.е. гнали изначальный патент Круппа(ну может с незначительными улучшениями), - отсюда и столь печальные результаты бронестойкости русской брони.
              1. 0
                25 марта 2019 13:34
                добрый день, очень рад Вашему участию! чтобы не путаться в поколениях буду писать
                -"как на броненосцах типа "Бранденбург" и последующих капитальных кораблях до "Остфрисланда""
                -следующее поколение "начиная с "Остфриснда" и заканчивая "Лютцовым""
                -еще одно поколение "Начиная с "Бадена"
                как я понимаю, "Севастополь" = "как на броненосцах типа "Бранденбург" и последующих капитальных кораблях до "Остфрисланда"", однако, неопровержимо доказать это не сумею
                1. +1
                  25 марта 2019 16:16
                  Цитата: андрей шмелев
                  добрый день, очень рад Вашему участию! чтобы не путаться в поколениях буду писать
                  -"как на броненосцах типа "Бранденбург" и последующих капитальных кораблях до "Остфрисланда""
                  -следующее поколение "начиная с "Остфриснда" и заканчивая "Лютцовым""
                  -еще одно поколение "Начиная с "Бадена"
                  как я понимаю, "Севастополь" = "как на броненосцах типа "Бранденбург" и последующих капитальных кораблях до "Остфрисланда"", однако, неопровержимо доказать это не сумею

                  Результаты обстрела русской брони уже всё доказали.
        2. +1
          25 марта 2019 04:47
          [/quote]а не потрудитесь ли Вы с точки зрения конкретных законов физики материалов обосновать, почему две плиты по 25,4 мм гораздо слабее чем одна плита в 50,8 мм?[quote]


          У Гончарова, всё подробно разъяснено, т.е. кинетические энергии складываются, соответственно и квадраты скоростей складываются, а не перемножаются. Отсюда : разнесённое бронирование имеет гораздо меньшую бронестойкость, чем монолит. Но есть нюанс, связанный с уменьшением бронестойкости с ростом толщины плит. Т.е. для каждого случая надо считать, что будет выгоднее, - может оказаться, что 350 +50мм, окажется хуже, чем 200 + 150.
          1. 0
            25 марта 2019 13:59
            У Гончарова, всё подробно разъяснено, т.е. кинетические энергии складываются, соответственно и квадраты скоростей складываются, а не перемножаются.


            а если 508 листов по 0,1 мм, то они какой толщине монолита будут эквивалентны? feel
            1. 0
              25 марта 2019 16:19
              Цитата: андрей шмелев
              У Гончарова, всё подробно разъяснено, т.е. кинетические энергии складываются, соответственно и квадраты скоростей складываются, а не перемножаются.


              а если 508 листов по 0,1 мм, то они какой толщине монолита будут эквивалентны? feel

              Соответственно расчёту и будут, чему-то там, эквивалентны.
              1. 0
                25 марта 2019 21:22
                современную науку пока не берем - оставим на второй раунд

                может, у меня поехала крыша, но начну с простого ... с Гончарова,
                где "все разложено по полочкам"

                Берем формулу де Марра:
                так как один и тот же снаряд в одинаковых условиях, то
                v = const, К = const, D = const, m (G) = const, a = const - все это идет под сокращение при формировании пропорции
                остается толщина брони "b"
                для цементованной брони берется толщина брони "b" в степени 0,7
                для гомогенной брони берется толщина брони "b" в степени 0,67

                50,8 в степени 0,67 = 13,90
                25,4 в степени 0,67 = 8,73
                однако 8,73 х 2 = 17,46

                математически из де Марра у меня получается, что два листа прочнее монолита примерно на четверть, ну ... может, у меня поехала крыша
              2. 0
                25 марта 2019 22:23
                есть второй вариант расчета, исходя из живой силы, оставшейся после пробития первой плиты для пробития второй плиты

                сразу оговорюсь, что есть много факторов, которые, как я понимаю, не учитывает Гончаров:

                если между относительно тонкими и пластичными плитами есть определенное расстояние, то помимо разрыва плиты осуществляется еще её растяжение при вогнутии внутрь, что существенно увеличивает стойкость

                даже если между плитами нет достаточного для первого случая расстояния или толщина плит относительно калибра снаряда сводит данный эффект к минимуму, то все равно архинеправильно рассматривать снаряд как тело с неизменными прочностными свойствами и формой (как это делает Гончаров), например, снаряд тупится (К де Марра стремительно повышается применительно ко второй плите) и т.д.
                1. 0
                  26 марта 2019 16:36
                  [/quote]есть второй вариант расчета, исходя из живой силы, оставшейся после пробития первой плиты для пробития второй плиты[quote]


                  И это,- правильный вариант.

                  Если закалённый нос отваливается, то тогда, - да, проблема, но это, уже где-то на грани прочности снаряда.
                  Если же, просто потеря бронебойного наконечника(в случае ББС с его наличием), то увеличиваем коэф-т К, как для ББС без бронебойного наконечника, при расчёте скорости пробития второй преграды.
                  1. 0
                    26 марта 2019 18:28
                    Если мы стреляем в карапасную палубу под малым углом отвал носа, имхо, почти гарантирован, подробнее отпишусь чуть позже
                  2. 0
                    26 марта 2019 23:07
                    есть второй вариант расчета

                    И это,- правильный вариант.


                    при сокращении неизменных членов пропорции получаем:

                    дельта V монолит = К общий х b^0,7

                    дельта V суммы плит = дельта V первая плита + дельта V вторая плита

                    дельта V первая плита = К первая плита х (b/2)^0,7
                    дельта V вторая плита = К вторая плита х (b/2)^0,7

                    таким образом, если К общий не выше чем (К первая плита + К вторая плита)/2
                    мы получаем тот же результат, что и первым методом

                    возникает резонный вопрос, а с какого перепугу К общий будет выше, если толщина является значением в степени менее 1,0, что явно свидетельствует об обратном процессе )
  13. 0
    24 марта 2019 14:44
    Как всегда интересная статья.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»