Легенда о цуба-цубе (часть 10)

13
«…но может, мы не все цубы видели?
В самую точку мысль».
(Из комментариев на сайте)

Жирная кошка,
Растянувшись на веере, спит
Сладко-пресладко…
Исса




Итак, наше повествование о цубах постепенно приходит к концу. Прежде всего мы выяснили, что цуб очень много, не просто много, а так много, что и не сосчитаешь. Их коллекции хранятся и в нашей Кунсткамере, и также в Эрмитаже, понятно, что их просто не может не быть в Токийском национальном музее, и, конечно, неудивительно, что есть они и в Метрополитен-музее Нью-Йорка, и музее Гонолулу, и Музее искусств округа Лос-Анджелес… Впрочем, наверное проще будет назвать музей, где их нет, чем тот из известных в мире музеев, где их бы не было совсем. А все потому, что монтировка японского меча была съемной, и на один и тот же клинок можно было поочередно надевать любое количество оправ, включая те же цубы. Что позволяло истинным художникам творить не только по заказу, но и взять, да и сделать что-то просто так, от души. А потом мастера становились известны, их работы берегли и сохраняли, подделывали – а как же без этого, ну и копировали… Вот почему в итоге цубы сегодня встречаются в таком количестве. Поэтому если вам ну… скажем, вздумалось начать их коллекционировать, то для этого никуда даже выезжать не надо. Все, что требуется – это компьютер, желание, ну и деньги, конечно.

Ну, а сегодня мы поведем рассказ о сюжетах. Сюжетах, встречающихся на цубах, и столь же многочисленных, как и они сами. И начнем с того, что отметим: очень много цуб связаны с природой. Это темы дождя, ветра, опавшая листва, гонимая ветром, завитки морских волн и взлетающая над ними пена – все это удавалось с большим искусством передать японским мастерам. Но была одна вещь, которая существует только в Японии и ассоциируется именно с ней, хотя «вещь» это не такая уж и редкая и в других частях планеты. Это всего лишь гора, потухший вулкан – всем известная и любимая за свой изысканно совершенный силуэт гора Фудзи! Её изображения в Японии встречаются на самых разных предметах, и цубы отнюдь не исключение.


Цуба «Фудзи и путник». Начало XIX в. Материал: железо, серебро, сякудо, медь. Длина: 7 см. Ширина: 6.4 см. Толщина: 0.5 см. Вес: 82.2 г. Данная цуба оригинальна тем (хотя по замыслу и композиции очень проста), что на ней два вида: на аверсе Фудзи, со стороны Фудзи (реверс). И эта «картинка» по-своему тоже интересна: две необычные сосны на берегу моря и паруса среди волн. Казалось бы, ничего особенного, но сюжет какой-то очень уж трогательный. На него можно смотреть и смотреть…


Эта же цуба – реверс.

Впрочем, можно было связать Фудзи и с улиткой, что ползет по ее склону, и… с облаками, увидеть Фудзи сквозь косые струи дождя, и даже изобразить рядом с ней дракона. А дракон в Японии существо положительное, и увидеть его – к счастью!


Цуба «Фудзи и дракон». Аверс. XVIII в. Материал: железо, золото, серебро, медь. Длина: 8,7 см. Ширина: 8,1 см. Толщина: 0,3 см. Вес: 136,1 г.


Эта же цуба – реверс.

Легенда о цуба-цубе (часть 10)

А вот это просто Фудзи… Цуба XVIII в. Материал: сибуити, сякудо, золото, серебро, медь. Длина: 7,5 cм. Ширина: 6,4 cм. Толщина: 0,5 cм. Вес: 110,6 г.

Впрочем, почему обязательно Фудзи? На цубе могли быть изображены и «просто горы», а рядом с ними дома, лодки, мосты, деревья и цветы. Вот, например, две цубы, на которых как раз и изображены именно такие горы, больше даже напоминающие холмы и… все. Смотрите на них и думайте, что «лучше гор, могут быть только горы»!


Цуба с видом гор. Ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, сякудо, золото.
Длина: 8,6 cм. Ширина: 8,1 cм. Толщина: 0,6 cм. Вес:175,8 г.


Цуба с видом на горы. Мастер Ямасиро из Фусими, XVI век. (Токийский национальный музей)


Очень необычной является вот эта цуба. Условно назовем ее так: «Горы и раковины». Изготовлена она была в XVII веке, то есть это уже было мирное время и у мастеров появилось время просто сесть и подумать над заказом, никуда особо не торопясь. Материал: сякудо, сибуити, золото, медь. Размеры: длина: 8,7 cм; ширина 8,3 cм; толщина 0,8 cм; вес 187,1 г. На ней две небольшие горы, клубящиеся облака, а внизу на песчаной отмели лежат раковины. И что бы все это значило?

Теперь от темы гор перейдем к теме… мистических существ. Потому, что в одном из комментариев к предыдущей статье как раз и был вопрос о том, изображались ли на цубах разные… «нечистики». Изображались! И причина этому в том, что даже демоны в Японии не такие как у других народов – то есть «плохие от начала и до конца». Нет, в Японии в большинстве своем даже «плохие» потусторонние сущности… имеют некие позитивные черты личности. То есть все как в «Возвращении джедая» — «В нем еще есть добро!» Вот и японские сказочные существа, и демонические сущности в чем-то плохие, а в чем-то и хорошие и… почему бы их в таком случае и не изобразить на цубе?

Кого чаще всего можно увидеть на цубах? Ну, например, баку – что-то вроде гибрида слона, медведя, тигра, да еще и с бычьим хвостом. Чем занимается баку? Оно ест плохие сны! Если ночью вам привиделся кошмар, то нужно было сказать: «Баку кураэ! Баку кураэ! (баку съешь, баку съешь!)». Но если сон очень уж страшный, то баку мог им подавиться, и тогда человек мог сказать: «Даже баку этим подавился!». То есть хуже этого ничего быть не может!

О́ни – японские черти с цветной кожей тоже очень популярны. И в первую очередь потому, что, как и у нашего А.С. Пушкина, их зловредность далеко не однозначна. Правда, в доме их лучше не иметь. Но и выгнать их не сложно. По весне достаточно разбросать по дому жареные бобы, прикосновение которых для они отвратительны, а затем вымести их за порог с приговором: «Фуку ва ути, они вас ото» — «счастье в дом, черти — вон». Бывало и так, что они совершал хороший поступок и тогда у него отваливался один рог. С они постоянно борется Джункуй (о том, кто он и как выглядит, мы здесь уже писали), но они нередко подстраивают ему каверзы.

center][/center]
Вот цуба (аверс) с изображением они (слева), 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, сибуити, серебро. Длина: 8,6 cм; ширина 7,9 cм; толщина 0,8 cм. Вес 207 г.


Эта же цуба (реверс). На нем волшебное зеркало, в котором увидела себя богиня Аматерасу.

Тэнгу – крылатые и носатые существа, обитающие в лесу. Судя по письменным источникам, написанным после XII века, нередко занимались тем, что обучали боевым искусствам разных героев. То есть герой мог пойти к ним, как у нас Иван-царевич к Бабе-Яге, и попросить его обучить искусству биться на мечах. И цубы с таким сюжетом известны. Хотя в Японии и было в обычае пугать ими непослушных детей: «Вот придет тэнгу и унесет тебя в лес!»

Но есть и чисто японские демонические сущности, у других народов неизвестные. Например, каппа, чешуйчатое создание с углублением на голове, в котором налита вода. Может принимать человеческий облик, но в таком виде ее нетрудно распознать по запаху. Затаскивает людей и лошадей в воду и пьет их кровь. Встреча с каппой не сулит человеку ничего хорошего. Но каппа существо вежливое. Очень! Если ему поклониться, оно обязательно поклонится в ответ. Вода из емкости на голове выльется, и каппа ослабеет. После этого ее можно поймать и заставить загонять для рыбаков рыбу. Мастера цубако изображали каппу ради… ее пупырчатой кожи. Мол, вот какой я искусный мастер и что я могу!

Среди читателей ВО было несколько человек, хотевших увидеть на цубах кошек. И – да, действительно, кошек на цубах изображали. И не только кошек, а множество «братьев наших меньших», например, популярными зверьками были лисы и барсуки, а почему вы сейчас узнаете. Дело в том, что именно лисица (кицунэ) была главным зверем-оборотнем, которая чаще всего превращалась в женщину, чтобы соблазнить японского мужчину и погубить его. Но это касалось лишь рыжих лисиц, а вот серебристые людям никогда не вредили, а напротив, всегда помогали. Превратиться лисе в человека было проще простого: стоило только водорослями голову при луне обмотать и – все, превращение состоялось. Но и узнать жену-лисицу было не слишком сложно. Достаточно было посмотреть на ее тень на ширме от горящего очага. Если на ней была… не женщина, то можно было сразу хвататься за меч и рубить ей голову!

Барсук (тануки) обычно превращался в мужчин, но никому не вредил. Он обожал спиртное, поэтому его фигурку обычно помещали у питейных заведений. Любимым занятием тануки было надуть живот и колотить по нему лапами. Мог он раздуть до огромных размеров и то, что ниже живота и в таком вот «оригинальном виде» тануки, случалось, изображали на цубах. Или вся цуба (аверс) выглядела как живот раздувшегося тануки, а где он на ней сам, требовалось догадаться, то есть посмотреть на реверс.

Изображение же кошки (нэко) с поднятой лапой для японцев имело особое значение. Если правая – хозяин дома и приглашает войти, а если левая – то…хозяин - человек прагматичный и интересующийся исключительно деньгами. И они тоже оборотни, как и лисицы, но не такие вредные. У вредных к старости отрастает два хвоста, и она становится нэкомата. Причем человек, обидевший или убивший кошку, обязательно подвергнется мести кошек-оборотней. Кошка-мстительница будет являться ему в кошмарах, а потом просто загрызет. Вот почему японцы даже сейчас предоставляют кошкам полную свободу, считая, что только так кошка может быть полностью счастлива. Всякое ограничение кошачьих желаний, по их мнению, предосудительно и может повлечь за собой месть со стороны кошки, которой лучше всего, разумеется, избежать.


Цуба «Кошка». Подпись мастера Джока, Токио, XVIII — начало XIX века. Материал: железо, лак, золото. Длина 8,3 cм, ширина 7,6 cм.

П.С. Все цубы без указания местонахождения находятся в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Продолжение следует…
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 апреля 2019 18:22
    Странно в японцах сочетается зверство и понимание искусства.
  2. +4
    3 апреля 2019 19:39
    Барсук (тануки)
    Позволю себе, Вячеслав Олегович, Вас поправить.
    Тануки - это не барсук, тануки - енотовидная собака.

    Ввиду того, что сами японцы барсука, енота и енотовидную собаку долго путали, эта путаница проникла и в фолькльор, и в прикладное искусство. И в переводную литературу, как англоязычную, так и русскоязычную.
    Барсук по старояпонски - муджина или мами. Животных и названия путают до сих пор. Например, в префектуре Тотиги тануки называют "муджиной", а в регионе Кинки - "тануки".
    Но на стандартном токийском диалекте енотовидная собака, как в зоологическом, так и в "демологическом" значении - тануки.
    1. +4
      3 апреля 2019 19:51
      У меня так было написано в оригинале... видно там взяли с японского также не подумав...
      1. +2
        3 апреля 2019 20:00
        В этом нет ничего удивительного. На японских ресурсах даже иногда встречается разьяснение по поводу ошибочного перевода. Даже британская википедия не прошла мимо этого момента в статье Japanese raccoon dog.
        1. +2
          3 апреля 2019 21:36
          Одна из забав тануки
          1. +3
            3 апреля 2019 22:06
            В Японии большая мошонка относится не сексуальной, а к материальной символике. Это символ богатства и процветания. По японски они так и называются kintama - золотые шарики или kinbukuro - денежные мешки.
            Что касается гипертрофировано увеличенных "денежных мешков" тануки, то это продукт уже сравнительно позднего времени, не позже второй половины XIX века. По мнению Owaka Shigeo, "виноваты" в этом ювелиры префектуры Канадзава. Для производства золотой фольги они использовали мошонку тануки, как наиболее подходящую. Слиток золота помещался в выделанную особым способом мошонку тануки для проковки. При этом она растягивалась очень сильно. Встречается инормация, что слиток золота раскатали в лист площадью 8 татами (размер татами 180х90 см), соответственно раскаталась и мошонка тануки.
            Ну а дальше пошел в ход маркетинг, описание магических свойств мошонки в плане принесения удачи. Ну а потом и карикатуристы подтянулись.
            Так что на цуба тануки с такой мошонкой не встретить.
            1. 0
              4 апреля 2019 04:39
              Мерзость какая, хотя что говорить у них там бу трусами школьниц торгуют...
              1. +2
                4 апреля 2019 08:15
                бу трусами, к Вашему сведению, торгуют по всему миру, в том числе и в России, ибо такая девиация, как фетишизм, национальности не имеет.
  3. +5
    3 апреля 2019 20:53
    особенно понравилась цуба с кошкой
    похоже очень сбалансированная вещь
  4. +1
    3 апреля 2019 22:35
    Впрочем, почему обязательно Фудзи? На цубе могли быть изображены и «просто горы», а рядом с ними дома, лодки, мосты, деревья и цветы.
    По поводу "просто горы". У японцев "просто так" практически и не встречается.
    Поэтому если внимательно присмотреться к той цуба, которую назвали "Горы и раковины", то очень большая вероятность, что на ней тоже Фудзи, просто не с "парадного" ракурса.

    Это вид на Фудзи из курортного поселка Хаконэ. Не находите, что очень похоже на пейзаж с цуба?
    1. +2
      3 апреля 2019 23:26
      На ней две небольшие горы, клубящиеся облака, а внизу на песчаной отмели лежат раковины. И что бы все это значило?
      Если считать, что на цуба все же Фудзияма, то имеем следующее.
      Фудзияма - символизирует божественную чистоту, первозданную красоту, гармонию.
      Сосна на склоне горы - сдержанность и стойкость. Преданность и верность. Вечная юность и долгая жизнь.
      Ракушки - священный символ японского буддизма, символ удачи и процветания.
  5. +3
    4 апреля 2019 06:26
    Цитата: Undecim
    Фудзияма - символизирует божественную чистоту, первозданную красоту, гармонию.
    Сосна на склоне горы - сдержанность и стойкость. Преданность и верность. Вечная юность и долгая жизнь.
    Ракушки - священный символ японского буддизма, символ удачи и процветания.

    Замечательно!
  6. +1
    4 апреля 2019 15:22
    Всё,до чего дотрагиваются руки детей Аматэрасу,превращается в искусство.