Кирасиры в музеях

170

Вроде бы рыцари, не так ли? Но нет: рядом с рыцарями парни в этих доспехах даже рядом не стояли. Типичные латы кирасиров XVI века, причем правому очень здорово досталось по шлему…

«…наконец всадники утомились…»
Первая книга Маккавейская 10:81


Военное дело на рубеже эпох. Мы продолжаем наш рассказ о воинах эпохи перехода от феодальных отношений к рыночным, «капиталистическим», поскольку, как оказалось, именно эта эпоха едва ли не столь же интересна, как и эпоха классических рыцарей. Время ускорило свой бег, «сжалось», изменения стали происходить быстрее, их стало легче отслеживать. Это первое обстоятельство. Второе очевидным образом связано с первым: техника усовершенствовалась, производительность предприятий, производящих вооружение, также выросла, поскольку развилась и горнодобывающая индустрия, а значит, стало больше металла. А больше металла – больше доспехов и по более низкой цене, то есть в них стало возможно одеть теперь уже много людей, а не двух-трех, самых богатых, как это было раньше.




С тех пор как в 1986 году я познакомился с книгой Лилианы и Фреда Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Эпоха Ренессанса», изданной французским издательствам Casterman, и увидел ее иллюстрации, ну, скажем вот эту с конными латниками XVI века, мне всегда хотелось узнать, на основе чего они их нарисовали

Правда, решение одних проблем как всегда породило другие. Так, Генрих VIII, пополнив свою гвардию отрядом дворян численностью 50 человек в полном рыцарском вооружении, восседавших на «бронированных» конях, не мог позволить себе увеличить его численность из-за… нехватки соответствующих лошадей. То есть доспехи (и деньги на них!) у них были. Вот только лошадей не было. Ну просто не было. Кстати, эти всадники также представляли собой нечто вроде «ордонансовой роты», ведь каждого из них сопровождали еще и другие всадники: конный лучник, всадник в легком вооружении с легким копьем, а также слуга, заботившийся обо всех троих.


А вот они, оказывается, где все – в музее замка Морж в Лозанне. Приходите и рисуйте…


Красивый доспех крайний справа на фотографии из музея в замке Морж заметили? Но что это за доспехи, когда сделаны, где? Второй такой же образец находится в арсенале в городе Граце, а еще один – в Метрополитен-музее города Нью-Йорка. Поэтому нам совершенно точно известно, что это кирасирские латы из Инсбрука 1560 г. Вес 16,92 кг. Вес шлема 2466,4 г


Известно, что оружейники из Нюрнберга славились своей способностью относительно быстро производить большое количество пластинчатой брони. Во второй половине XVI века они специализировались на изготовлении высококачественных пехотных доспехов с простым, но эффектным декором в виде ярких полос, контрастирующих с окрашенными в черный цвет поверхностями. Такая конструкция была типична для многих доспехов того времени и состояла из открытого шлема (бургиньот) и пластин, закрывающих только плечи, туловище и ноги от бедер и до колен. Черненые поверхности, по-видимому, делали эту броню менее восприимчивой к ржавчине, так что она почти не требовала ухода. Около 1600 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Этот отряд участвовал в знаменитой битве при Гунегайте (на «ВО» об этой битве рассказывалось) в 1513 году, но в 1539-ом был полностью реорганизован, как слишком дорогой. Чтобы хоть как-то поднять боеспособность армии, король даже издал закон, по которому всякий англичанин, имея доход 100 фунтов год, должен был обязательно иметь еще и лошадь, годную для армейской службы. Мало того, было приказано, что у каждого мужчины, жена которого носит юбку из вельвета или нижнюю юбку из шелка, вне от своих доходов (то есть сверх этих самых 100 фунтов!) обязательно содержал бы еще и боевого коня. Мол, на женино мотовство деньги есть, так изволь и о Родине подумать.


Здесь же мы можем увидеть и вот эти доспехи. Шлем у одного открытый – бургиньот. Но есть копейный крюк. Значит это не кирасирские латы, и принадлежат они конным копейщикам


Вот они какие красавцы. Вообще, в музее замка Морж, как и во всяком другом западном музее – заметим это, мы куда чаще сталкиваемся именно с кирасирскими латами, чем со всякими другими. Вот, например, кирасирские доспехи с шлемами типа «савойский бургиньот» или савояр. Его легко отличить от всех прочих…


А слева подальше – это уже эксклюзивные максимилиановские доспехи. Все тот же замок Морж

Кстати, заметим, далеко не все люди, которые посещают музеи и любуются выставленными там рыцарскими доспехами, отдают себе отчет в том, что смотрят они на доспехи совсем не рыцарские! Им и в голову не приходит, что подлинных рыцарских доспехов сохранилось очень мало. И то это доспехи, относящиеся к середине XV в., а более ранних-то практически и не осталось. То, что выставлено в музеях, как раз и представляет собой в основном доспехи переходного периода: турнирные, парадные и боевые, но опять же – это либо доспехи рядовых латников-наемников, к рыцарям не имеющие никакого отношения, или доспехи «рыцарей» (феодалов), служивших у этих наемников… командирами. То есть очень часто это либо серийные доспехи массового производства, или более редкие, но тоже достаточно часто встречающиеся доспехи командиров, сделанные на заказ. Понятно, что были еще и доспехи королей и придворных. Но основная масса – это относительно латы наемников! И оказались они в музеях именно потому, что было их много.


А вот один из кирасирских доспехов, датируемый 1600-16010 гг. (Военный музей замка Морж, Лозанна)

Вспомним, например, арсенал в австрийском городе Граце. Там доспехов, сделанных на заказ и впечатляющих своей отделкой, раз-два и обчелся, но зато тысячи(!) доспехов рядовых всадников и пехотинцев! Кстати, о масштабах производства таких доспехов свидетельствует пример, приводимый английскими историками Д.Эджем и Д.Паддоком, которые сообщают, что в 1512 году все тот же неутомимый Генрих VIII только во Флоренции закупил 2000 комплектов облегченных доспехов (16 шиллингов за комплект), а год спустя еще 5000 в Милане. В 1539 году 1200 доспехов были куплены в Колони и 2700 в Антверпене, хотя последние были низкого качества и использовались только в пехоте.


Еще одна иллюстрация из Функенов

А вот и практически полностью аналог изображенного на ней кирасирского доспеха из Оружейной палаты Дрездена. Изготовил их оружейник Кристиан Мюллер из Дрездена, ок.1640 года. Материал – черненое железо, головки заклепок из латуни, ремешки кожаные, подкладка из бархата. Высота 175 см, вес 23,07 кг. О доспехах известно, что их купил саксонский курфюрст Иоганн Георг II у оружейника Кристиана Мюллера, причем заказ сделал на 50 таких доспехов, то есть на целый отряд. Это кирасирский доспех, но улучшенного качества, который могли носить генералы и князья. Правда, носил ли его сам курфюрст Иоганн Георг II, увы, неизвестно. Декор этой относительно простой работы состоит из латунных головок заклепок.

Однако подобные закупки для казны все-таки оказались затратными. И в 1558 году было решено, что армию должно содержать само население. Теперь всякий британец, имеющий годовой доход в 1000 фунтов или больше, был обязан купить шесть лошадей для всадников в доспехах «в три четверти», десять лошадей для легкой конницы, причем в комплекте со сбруей и доспехами. Для пехоты нужно было купить 40 кирас с набедренниками и шлемами, то есть снаряжения пикинеров и аркебузиров, 40 облегченных доспехов «немецкого образца» (?), 40 пик, 30 луков вместе со связкой из 24 стрел, 30 легких шлемов, 20 копий «билл» («бычий язык»), 20 аркебуз и 20 морионов – то есть целый арсенал. Ну, а те, у кого доходы были меньше, скажем 5 или 10 фунтов, все равно должны были раскошелиться. От них требовалось купить одну алебарду или один билл, один лук со стрелами, один легкий доспех и шлем. Естественно, что закупки всего этого вооружения приобрели массовый характер, а значит, массовым стало и его производство. Вдобавок оно еще и стандартизировалось, хотя состоятельные люди предпочитали все-таки доспехи заказывать.


Тоже работа Функенов. Латники-копейщики против конных аркебузиров и пистольеров-кирасиров. Три всадника одеты в «лакейские камзолы», то есть относятся к 1570–1580 гг.

Впрочем, цена заказных доспехов была по-прежнему очень велика. Например, в 1612 году Генрих, принц Уэльский, заказал себе кирасирские доспехи и заплатил за них 340 фунтов стерлингов. Кстати, пара кирасирских пистолетов с колесцовыми замками в то время в Англии стоила 2 фунта 16 шиллингов.

Кирасиры в музеях
И еще один «набор» латников из музея замка Морж. Там, похоже, их тоже собрали немало. Хотя арсенал в Граце в Австрии не переплюнул пока еще ни один из музеев!


Там, кстати, тоже есть кирасирские латы с савояром XVII века, но только маска у них какая-то не страшная… (Арсенал города Граца)

Во время обсуждения одного из материалов о кирасирах на страницах «ВО» возник вопрос о том, как долго латными всадниками переходного периода использовалось копье. И применялось ли оно наряду с пистолетом. Или пистолетчики были отдельно, а копейщики — отдельно. Начнем с того, что в вопросе отказа от применения копья впереди всей Европы была Франция. Здесь в 1604 году использование копья было официально запрещено указом короля Генриха IV. А вот в других странах оно использовалось и до этого времени, и после.


Седло из Дрезденской оружейной палаты, датируемое 1715 годом. Материал: кожа, дерево, конский волос, детали из железа и латуни – позолоченные. Ткань – бархат, малиновый шелк, рельефная парча. Бахрома из золотых нитей. Размеры: длина 60 см, ширина 68 см, высота 55 см. Седло было подарком короля Людовика XIV польскому королю Августу Сильному. Всего было изготовлено шесть таких седел, расшитых золотом и серебром, которые он отправил в Дрезден в 1715 году. Седла были подарены вместе с пистолетами работы лучших парижских оружейников

Впрочем, в латной коннице они активно использовались и в XVI веке. По сути, существовавшие прежде ордонансовые роты сохранились и в этом столетии, но их состав и вооружение поменялись в ответ на вызовы времени.


Позолоченный доспех, около 1650 г. Вес 16.37 кг. (Дрезденская оружейная палата). Хотя он похож на кирасирский, это не боевой, а турнирный доспех, причем для пешего турнира с барьером. Дрезденские пешие турниры процветали в конце XVII века и в основном проходили во дворе замка курфюрстов. Ими отмечались различные праздничные мероприятия, такие как дни рождения, крестины, семейные встречи или торжественные визиты княжеских гостей

Известно, что пешие турниры проводились в 1606, 1613, 1614, 1615, 1622, 1630, 1650, 1652, 1662, 1667 и 1679 годах. Шлемы впечатляют своей компактной, закрытой формой, что объясняется характером турнира, в котором бойцы должны были выдерживать удары в основном по голове. Они были внесены в инвентарный список с 1688 года со всеми аксессуарами, включая шлемы и турнирные мечи. Но несмотря на многочисленные сведения об этих пеших турнирах единственное, что было известно именно об этих четырех доспехах, что они были приобретены от имени тогдашнего принца-курфюрста Иоганна Георга II. В 1650 году они поступили на оружейный склад для хранения. До сих пор нет никаких ссылок на производителя этих необычных изделий.

Так, в 1522 году Карл V утвердил состав конных жандармов в количестве восьми отрядов, по 50 копий в каждом. В 1545 году их число увеличилось до 19, но затем, в 1547-ом вновь уменьшилось до 15. Правда, это была численность мирного времени. В ходе войны количество таких отрядов быстро возрастало из-за чего их называли «растущими». В состав копья ордонансовой роты в 1545 году входил один жандарм на коне в конских латах, оруженосец с таким же копьем, как и у жандарма, но в кирасе, склепанной из полос, паж – в шлеме морион и с легким копьем-гинетой, затем еще один латник в кирасе и опять же с рыцарским копьем, но на коне уже без лат, и три копейщика в шлемах бургиньот, кольчужных пелеринах и с пистолетами в кобурах у седла.


Кирасиры и пикинеры периода Тридцатилетней войны в Музее Армии в Париже

В 1572 году всадники этих ордонансовых рот получили еще более однообразное вооружение: шлем морион или кабассет (командиры носили по-прежнему армэ), полное латное прикрытие для рук, кирасу из пластин на грудь и на спину, поверх которой надевали еще и «разнесенную броню» дополнительный пуленепробиваемый нагрудник, а также пластинчатые набедренники до колен. Поверх доспехов вошло в моду носить так называемую «лакейскую куртку» с завязанными на спине рукавами. От конских лат уже отказались. Зато кроме копья у этих всадников уже было по два пистолета в кобурах. Сами копья стали значительно легче, поэтому копейный крюк на кирасах этого времени крепить перестали.


А вот так доспехи сегодня в музеях очищают от ржавчины. Поэтому-то они очень часто и смотрятся как новые…


Использованная литература
1. Norman, A.V.B., Pottinger, D. Warrior to soldier 449-1660. A brief introduction to the history of British warfare. UK. L.: Weidenfild and Nicolson Limited, 1966.
2. Richardson, T. The Armour and Arms of Henry VIII. UK, Leeds. Royal Armouries Museum. The Trusteers of Armouries, 2002.
3. The Cavalry// Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
4. Young, P. The English Civil War // Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
5. Williams, A., De Reuk, A. The Royal Armoury at Greenwich 1515 -1649: a history of its technology. UK, Leeds. Royal Armouries Pub., 1995.


Продолжение следует…
170 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    8 февраля 2020 05:34
    дорогое удовольствие эта война !
    но каждый доспех - произведение искусства ! очень красиво !
    1. +3
      8 февраля 2020 08:09
      Цитата: тлауикол
      но каждый доспех - произведение искусства ! очень красиво !

      Поразили доспехи , украшенные затейливым цветочным орнаментом из Инсбрука.

      Как будто, гм, женские.... recourse
  2. +11
    8 февраля 2020 06:00
    Статья Класса Люкс! Как коллекционер - добавлю... про Оружие тему раскройте пожалуйста, что противостояло этим доспехам. С уважением, Алексей hi
    1. +2
      8 февраля 2020 06:22
      Начиная с мечей из бронзы и дальше.
      1. +11
        8 февраля 2020 08:09
        Про доспехи и оружие «бронзы» у Вячеслава Олеговича был цикл статей года три назад! Поищите не пожалеете!
        С уважением!
      2. +12
        8 февраля 2020 08:11
        Уважаемый Игорь! Про оружие их бронзы здесь были статьи. Наберите в поисковике "Оружие бронзового века" Военное Обозрение Шпаковский и Вам выйдет несколько статей. Под ними будут перекрестные ссылки. По ним разберетесь.
    2. +13
      8 февраля 2020 08:02
      Уважаемый Алексей! Даже и не сомневайтесь, что такие материалы будут. По ним все готово.Осталось лишь написать.
      1. +6
        9 февраля 2020 04:57
        Вячеслав Олегович hi Супер серия статей «Рыцари за столом» требуем продолжения! Вы - обещали! С уважением, Алексей.
        1. +3
          9 февраля 2020 07:49
          Цитата: Охотовед 2
          Вячеслав Олегович Супер серия статей «Рыцари за столом» требуем продолжения! Вы - обещали! С уважением, Алексей.

          Согласен! Надо будет вернуться. Вот сегодня закончил серию статей о КИРАСИРАХ (этот материал еще выйдет!). Все ей конец и можно думать о чем-то еще...
          1. +4
            9 февраля 2020 15:12
            Майя, инки, конквистадоры?
            1. +5
              9 февраля 2020 17:52
              Цитата: Krasnodar
              Майя, инки, конквистадоры?

              Альберт hi Не сбивай автора с мысли am Требуем про Оружие и про Жратву laughing ...если не в теме - почитай «Рыцари за столом»
              1. +5
                9 февраля 2020 17:55
                Шалом!
                А я хочу про оружие и доспехи инков и майя, а если автор любезно согласиться, про конкистадоров, которые с ними воевали, тоже ))
                Рыцари за столом - читал! good
                1. +6
                  9 февраля 2020 18:04
                  Вот Ты зануда, Альберт! am небылиц хочешь? Какое Оружие у бедных индейцев? Кремнёвые ножи и лезвия из вулканического стекла? Я - Тебе сам статью напишу! Отстань от Вячеслава Олеговича! Требуем про Жратву! Особенно про сухие пайки.... того времени!
                  1. +5
                    9 февраля 2020 18:22
                    У бедных индейцев? laughing Ну, напиши
                    1. +5
                      9 февраля 2020 18:27
                      Вот фигу тебе... Я тебе книжку перешлю, как мой Сын семилетка закончит её читать crying
                      1. +6
                        9 февраля 2020 18:45
                        Перешли ))
                        С картинками, надеюсь?
                      2. +6
                        9 февраля 2020 18:51
                        Понятно, что с картинками... Вам - Семилеткам.... другую Хрен (растение семейства капустных) пропихнёшь! Ещё отправлю - Раскраску! tongue Тренируйся - Моссадовец! laughing разрабатывай - мелкую моторику yes
                      3. +6
                        9 февраля 2020 19:18
                        Карту РВСН раскрашивать? Куда тебе прислать 30 Серебряников? На твой счёт в Черногории? wink
                      4. +6
                        9 февраля 2020 19:25
                        laughing Номер счёта сообщу в личке!
                        Редиска - Меня не купить за 30 серебреников... минимум 100 feel
                        Как нумизмат - желаю 5 марок 1927 года Тюбингене! Моссад потянет???
                      5. +6
                        9 февраля 2020 19:31
                        100 Серебряников - да откуда у бедного Моссада такие деньги laughing
                      6. +6
                        9 февраля 2020 19:47
                        Вот же - Жмотная нация! Раскраску - не получишь tongue
                      7. +6
                        9 февраля 2020 19:49
                        45.
                        Серебряников soldier
                        ??? fellow
                      8. +5
                        9 февраля 2020 19:59
                        5 марок 1927 года Тюбингене? what
                        90 - Минимум! yes
                      9. +5
                        9 февраля 2020 20:05
                        65 - договорились drinks
                        А также страшную тайну...
                      10. +5
                        9 февраля 2020 20:09
                        Хорошо, тогда 65... но Пять марок Гёте 1932 (одна монета 500тыс ₽) по рукам drinks
                        Какую страшную тайну Нужно? recourse
                      11. +3
                        9 февраля 2020 20:43
                        По рукам - раскраску - Зеленский и Гройсман пишут письмо Эрдогану на карте ПВО в Бушере ))
                        Страшную тайну - чем занимается Роснано
                        P.S. - один Серебряник ~ примерно 500 000 USD на сегодняшний день wink
                      12. +5
                        10 февраля 2020 03:47
                        belay Ты кому это втираешь? Максимальная стоимость от состояния 35 тыс рублей! Но... готов продать Моссаду - четыре по 500тыс $ wink
                        Со страшной тайной... похоже - пролёт crying crying
                      13. +4
                        10 февраля 2020 03:53
                        Хе. Я про покупательскую способность Серебряника - относительно купленного Иудой участка земли в Иерусалиме на эти деньги и его сегодняшней стоимости )).
                        На самом деле - была это стандартная тетрадрахма, сколько сегодня такая стоит у нумизматов - не знаю. Назвали ее Серебряником, чтобы подтянуть под библейское пророчество о Мессии, поэтому стоимость данной валюты можно вычислить только по стоимости землицы, якобы купленной Иудой, недалеко от Храмовой Горы.
  3. -8
    8 февраля 2020 06:18
    Статья хорошая... но все доспехи новодел...думаю что и оружие в музеях то же..
    1. +18
      8 февраля 2020 08:07
      Цитата: vomag
      Статья хорошая... но все доспехи новодел...думаю что и оружие в музеях то же..

      Угу 16-17 веков!
      При том что мы живем в - 21!!!
      laughing
    2. +20
      8 февраля 2020 08:08
      Цитата: vomag
      но все доспехи новодел...думаю

      Все? Даже те на которые есть документы, кто, когда и где их сделал? Вы читаете мои статьи? В каждой, приведено кем был сделан тот или иной доспех.По многим есть упоминания в инвентарных книгах королей, указаны годы, совпадающие с клеймами мастеров и годам на доспехах. А если их нет, но... их очень много, в Граце, например, - более 3000. Это кто же когда же решился бы такое "новоделить"? Я понимаю один два доспеха подделать, чтобы украсить ими свой музей. Но 3000 посредственных лат, со следами износа, зарубками и вмятинами... Это же миллионы выброшенные на ветер! Никто бы этим заниматься не стал. Так что не надо "думать", а надо всего лишь внимательно читать мои статьи. А в них - подписи под рисунками.
    3. +12
      8 февраля 2020 09:37
      Цитата: vomag
      но все доспехи новодел...думаю что и оружие в музеях то же..

      Как Вы это определили? По каким признакам? Поделитесь, пожалуйста, методикой определения возраста оружия и доспеха, по фотографиям. А то, ведь, эти историки (слов цензурных нет) так и норовят впарить доверчивому простолюдину какой-нить фуфел, или скрыть что-нибудь! am
      1. -10
        8 февраля 2020 11:49
        Цитата: HanTengri
        По каким признакам? Поделитесь, пожалуйста, методикой

        Посмотрите пожалуйста Кунгурова и многих остальных кто в этой теме..100% новодел по всем музеям!ну кроме наверно частных коллекций..
        1. +15
          8 февраля 2020 13:02
          Цитата: vomag
          100% новодел по всем музеям!

          А документы они тоже подделывают? Например, ни одному королю или императору при заказе доспехов мерку снимать не приходилось. Как и ездить самому! Везли его одежду, по ней делали... потом везли примерять, потом отделывать. Это все сопровождалось перепиской, выписыванием денег, описанием кто, что сделал... Некоторые доспехи не оплачивались по 10 лет и из одной страны в другую скакали курьеры с письмами... Мол, "задолжали ваше величество... А овес-то нынче почему?" Все это нашло отражение в архивах, которые сохранились... Это все тоже наводел, переписка? Ценники, описания Дюрера, И Хельшмида, их рисунки... Все подделка? Вы хоть себе со своим Кунгуровым представляете объем такой работы, а главное ее стоимость и уровень экспертизы,которая это бы легко выяснила.
          1. -9
            8 февраля 2020 19:40
            Цитата: kalibr
            Некоторые доспехи не оплачивались по 10 лет

            Знаете что Вы конечно умный взрослый..но как Вы умудряетесь верить в эту дичь?да в такое даже дети не верят ххахаха я прям так и вижу король у него тысячи слуг личная гвардия армия наемники и всем надо платить за все надо платить итд и тут нищеброд за доспех платить нечем...
            1. +8
              8 февраля 2020 20:06
              Я верою документам, где написано, как когда и за сколько оплачивались те или иные доспехи, сколько времени изготавливались и как оплачивались. Все это есть. В том числе и в экспозиции арсенала в Граце, в Венской оружейной палате и в замке Амбрас, в Арсенале дожей Венеции, и в Королевском арсенале в Лидсе. Сохранилась переписка императора Максимилиана Первого со своими оружейниками, сохранились записи мастерской Генриха 8 в Гринвиче. Все это есть также в соответствующей литературе. Я не виноват, что ваш Кунгуров не знает английского и всего этого не читал. Доступно для Вас познакомиться с творчеством Дюрера, рассмотренное в деталях. Так вот он еще и рисовал эскизы оформления доспехов и продавал их оружейникам. Есть монография в серии ЖЗЛ "Дюрер" - там есть и об этом.
        2. +20
          8 февраля 2020 13:25
          Алексей Кунгуров – майор, в прошлом году вышедший в отставку по выслуге лет, который сейчас живёт в небольшом городке Челябинской области.
          После школы, которую закончил в Нижнем Тагиле, была служба в Армии, затем танковое училище в Челябинске и 25 лет службы в Вооружённых Силах. В 1995 году был в командировке в Чечне, где за участие в операции был награждён орденом «Мужество». Заочно учился в Южно-Уральском госуниверситете по специальности «Автомобильное хозяйство» (диплома так и не получил, служба помешала). Историей начал увлекаться несколько лет назад, тесно взаимодействуя со сторонниками «альтернативных» исторических версий, и стал, благодаря Интернету, популярнее многих из них.
          Человек ни в одном известном музее оружия не был. Руками ни за что не держался. Бредит ядерной войной, что была 200 лет назад и показывает воронки от ядерных бомб в полях. И Вы мне говорите, что он в чем-то разбирается? Это, знаете, не смешно даже. А уж верить подобным "историкам" это все равно что себя не уважать.
          1. +7
            8 февраля 2020 23:55
            Человек ни в одном известном музее оружия не был. Руками ни за что не держался. Бредит ядерной войной, что была 200 лет назад и показывает воронки от ядерных бомб в полях.

            отличная тема для гаплогрупп и суперэнтоса! good Ну, мы уже знаем, что монгол не было.... В общем, ждем "сказок дядюшки Римуса "от одного из авторов сайта.... negative если напишет, получим 1000+ комментариев от ура-патриотов. Ребят (и многоуважаемая администрация!), я серьезно! Как бы, вы меня все знаете, и за недалекого считать не надо. По музеям ездим, статьи иногда пишем.... request
        3. +13
          8 февраля 2020 13:27
          Цитата: vomag
          ну кроме наверно частных коллекций..

          Вы не знаете конечно,откуда Вам это знать, но как раз многие "частники" подарили свои коллекции самым известным музеям! Так что как раз в музеях частные коллекции и экспонируются. Вы просто не знаете всего этого, вот на таких Кунгуровы и работают.
        4. +17
          8 февраля 2020 14:24
          Посмотрел Кунгурова, потратил полчаса в выходной день. Собственно, интересно было не столько что он там вещает, а как именно он это обосновывает.
          Я несколько разочарован, хотя на самом деле, наверное, мог бы уже и привыкнуть.
          Ничего нового. Сплошные экстраполяции с современностью при отсутствии малейшего представления о той эпохе, о которой человек рассуждает. Полное незнание материальной культуры и технологий Средневековья, а, самое главное, твердое убеждение, что и знать это необязательно. Масса голословных утверждений, преподносящихся как аксиомы (абсолютно неверные и легко опровергаемые), на основании которых делаются выводы, исходя исключительно из "здравого смысла", как кажется Кунгурову, а на самом деле, из его собственного опыта, в области, о которой он рассуждает, весьма небогатого и поверхностного.
          В общем, классический такой фолькхисторик достаточно низкого пошиба. Думаю, что начальником охраны какого-нибудь бизнес-центра у него получилось бы быть сравнительно недурным, но для того, чтобы заниматься исследованиями в области гуманитарных наук, нужны несколько иные качества. Исключительно убежденностью, настойчивостью и энергией чего-то серьезного в этой области не добиться, а, к сожалению, кроме этих своих качеств, Кунгуров мне ничего не продемонстрировал, даже интеллекта выше обычного среднего уровня.
          Так что, опять, к сожалению, увы. request
          1. +11
            8 февраля 2020 15:47
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Кунгуров мне ничего не продемонстрировал, даже интеллекта выше обычного среднего уровня.

            Но, уважаемый Михаил, это интересно, как явление. И, это, кстати, тоже стало очередным последствием крушения СССР. Нам лгали, мы верили, потом выяснилось, а где доказательства, что и все остальное не ложь? За что цепляться? А за свой "здравый смысл", больше не за что. А как же знания? А мы тоже из учили, учили, а все не так оказалось. Значит и знания не нужны... Все просто!
            1. +10
              8 февраля 2020 17:04
              Знаете, Вячеслав Олегович, вот тут с вами соглашусь. Крушение одних идеалов порождает сомнения в истинности остальных и этим идеологические противники не могли не воспользоваться, активно навязывая нам новые, столь же спорные, а, зачастую и более спорные идеалы.
              Навязать очередную глупость, потом опровергнуть, навязать новую, опровергнуть и её - что может быть приятнее и полезнее?
              Люди не знают кому верить, поэтому одновременно не верят никому и готовы верить кому угодно.
              1. +9
                8 февраля 2020 18:01
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Люди не знают кому верить, поэтому одновременно не верят никому и готовы верить кому угодно.

                Это Вы хорошо сказали!
                1. +7
                  8 февраля 2020 23:59
                  Это Вы хорошо сказали!

                  Вячеслав Олегович, Михаил по-другому и сказать не смог бы. good
          2. -7
            8 февраля 2020 19:23
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Посмотрел Кунгурова, потратил полчаса в выходной день

            Мне очень жаль что Вы смотрели в книгу а видели там совсем другое...
            1. +9
              8 февраля 2020 20:00
              А там, кроме фиг ничего и нет. Человек без образования, без знаний, ни одного доспеха ни в одном из музеев мира не видел. Сидит себе и бредит. Кстати, откуда воронки от ядерных взрывов? Воздушный взрыв куда эффективнее! И Хиросима и Нагасаки тому пример. Это кому понадобилось землю-то дырявить.
            2. +8
              8 февраля 2020 22:29
              Цитата: vomag
              Мне очень жаль что Вы смотрели в книгу а видели там совсем другое...

              Спасибо вам за Кунгурова. Посмотрел его: "Кунгуров против Ньютона."... Давно я так не смеялся! Человек в физике не волокёт, от слова "совсем", но мнение имеет! laughing Этот деятель, похоже, решил забрызгать соком своего необразованного мозга все области знания, про существование которых ему рассказывали в средней школе! laughing
              Кстати, про невозможность произвести сферическое, сфероконическое и пр. наголовия, без пресса и прессформы, тоже, очень доставило! lol Т.к. каска из листа металла, при наличии молотка, головы и рук, приделанных к правильному месту, изготавливается примерно так: https://fishki.net/2913556-rimskij-shlem.html
          3. +8
            8 февраля 2020 23:58
            Посмотрел Кунгурова, потратил полчаса в выходной день. Собственно, интересно было не столько что он там вещает, а как именно он это обосновывает.

            Михаил, я его не смотрел, и сотреть не собираюсь. Вопрос в том, что если не обосновывает - то это тема исследований Доброго Доктора, а не историков. hi
  4. +7
    8 февраля 2020 08:10
    Господину Шпаковскому спасибо за цикл !! На фото - кирасиры и пионеры 30 летней войны, всадник в металлической шляпе? А она то как защищала, тольк от удара сверху?
    1. +8
      8 февраля 2020 10:05
      Цитата: Ламата
      А она то как защищала, тольк от удара сверху?

      Хороший вопрос! Но ответа я не знаю. Но раз была такая шляпа, значит... носили!
      1. +5
        8 февраля 2020 12:57
        Логично, это же кто то сталася ковал ее. единственно, еще , поля играть роль могут при рубящем ударе сверху или сбоку , лезвие клинка соскользнет и не прорубит плечо . А еще в шляпе не так жарко.
        1. +8
          8 февраля 2020 13:34
          Скорее всего именно так, Игорь. А еще могу сказать, что она называлась "кавалер" и была своего рода фирменным головным убором английских "кавалеров" в 1642-1649 гг.
          1. +12
            8 февраля 2020 15:26
            "Кавалерская шляпа" (сavalier hat) - популярный в XVII веке фасон широкополой шляпы с султаном из страусиных перьев. Получила свое имя от сторонников короля Карла I во время гражданской войны в Англии , известных как "кавалеры" и носивших экстравагантную одежду.

            Картина голландского художника Франса Халса "Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема", на которой голландские офицеры в кавалерских шляпах.
            1. +16
              8 февраля 2020 15:38
              Английские оружейники откликнулись на "веяния моды" и стали изготавливать стальные шлемы в виде "кавлерской шляпы", что позволяло совместить приятное с полезным.

              Этот шлем в виде "кавалерской шляпы" из коллекции Метрополитен-музея. Англия. 1630–50 гг.
              Материал - сталь, золото. Вес 1550 грамм.
          2. +5
            8 февраля 2020 15:55
            Спасибо за инфу.
  5. +9
    8 февраля 2020 08:22
    Первым делом - боевые кони.
    А вельветовые юбки - на потом.
  6. +10
    8 февраля 2020 08:38
    Хех, знакомый фирменный прищур кирасирских шлемов. "Мальчик, пивка нам принеси"
    Нюрнбергский комплект в минималистичном стиле просто неподражаем.
    Кстати, латный гульфик у падающего с конем рейтара (фиг 4) выглядит сомнительно как по мне. Неудобно, да и смысла нет -причиндалы закрыты лукой седла
    1. +13
      8 февраля 2020 13:54
      Цитата: Engineer

      Кстати, латный гульфик у падающего с конем рейтара (фиг 4) выглядит сомнительно как по мне. Неудобно, да и смысла нет -причиндалы закрыты лукой седла

      Зато дамам нравилось!!! laughing
      Прошу прощения не удержался!
      1. +11
        8 февраля 2020 14:01
        Для дам модный лук был у ландскнехтов- буффы и вырезы.
        В районе причинного места хранили кошельки. Заодно объем придавался. А спереди гульфика могли вышить изображение ухмыляющейся рожицы
        1. +9
          8 февраля 2020 14:51
          И я об этом! В те века золотой гульфик, сегодня чёрный бумер!!!
        2. +3
          8 февраля 2020 18:04
          Да, завидные женихи были - "Наши шлюхи носят больше золота, чем ваша Королева". Правда, жили в среднем крайне недолго, но такова жизнь.
          1. +5
            8 февраля 2020 19:56
            Кстати, в битвах гибло немного
            В Тунисской экспедиции Карла 5 из нескольких тысяч ландскнехтов в столкновениях погибло пара сотен. ОТ болезней умерла почти треть. Еще 800 погибло на обратном пути когда затонул их корабль.
        3. +5
          9 февраля 2020 00:06
          А спереди гульфика могли вышить изображение ухмыляющейся рожицы

          Денис, как-то Михаил-Мордвин, замечательно разбирающийся в живописи, выложил вот это. drinks
          Как Вы можете увидеть на первом плане, у мужичка на картине Брейгеля и гульфик, и ехидная рожа! drinks
          1. +2
            9 февраля 2020 12:37
            Хех, внесем некую системность дабы закрыть сей интереснейший и имеющий ключевое значение для понимания истории вопрос)
            Влияние высокой моды на доспехи (мистер Генрих восьмой говорит- хочу как на этом костюме)

            Easy-peasy, my dear lord, говорят оружейники

            Мнение специалиста
            . Бехайм про латные гульфики:
            «…возникла изготовленная из кованого железа своеобразная деталь доспеха, которую следует расценивать лишь в аспекте истории культуры, гульфик или латц (от лат. latus). Собственно говоря, гульфик явился результатом вычурного вкуса и вообще не имел практического значения. И все же он восходит к определенному устройству XV века. В то время кольчуга спереди имела мешкообразное удлинение, которое уже тогда называлось латц. Ранних латцев сохранилось лишь несколько экземпляров. Позднее он превратился в колпак из железа, соединяющийся с набрюшником при помощи одной или нескольких заклепок или иногда крепившийся петлей из цветных лент».

            Эволюция латных гульфиков

            Гульфики лондонского Арсенала
  7. +8
    8 февраля 2020 09:01
    жена которого носит юбку из вельвета или нижнюю юбку из шелка
    Хм... А кто проверял материал нижней юбки? Не завидую ему...
    1. +10
      8 февраля 2020 09:31
      Дьяк с инспекцией ходил, когда большую стирку устраивали.
      1. +10
        8 февраля 2020 14:53
        Думаю все проще! Насколько знаю за малую мзду на модниц доносили сами лавочники (торговцы нижним бельём!
        1. +7
          8 февраля 2020 15:49
          Вот так и развивалась двойная бухгалтерия. И не скажешь, что заехал богатый иностранец, и все закупил.

          Но в те времена и одежды меньше было, и ценилась она больше.
    2. +6
      8 февраля 2020 15:18
      ... Не завидую ему...

      Да уж... Сразу вспомнил дона Румату Эсторского: "Ну почему же они моются !!!?" wassat
      1. 0
        8 февраля 2020 15:33
        Цитата: Морской Кот
        Сразу вспомнил дона Румату Эсторского: "Ну почему же они моются !!!?"

        Опять классиков перевираете под водовку? Эт вы зря, дружище yes
        1. +7
          8 февраля 2020 15:38
          Насчёт водовки, это исключительно из личного опыта?
          С минусочком - алаверды. request
          1. 0
            8 февраля 2020 15:42
            Цитата: Морской Кот
            Насчёт водовки, это исключительно из личного опыта?

            Не, это уже в прошлом... а цитатку-то - откудова взяли? А, дружище? wink

            Цитата: Морской Кот
            С минусочком - алаверды

            Да засуньте вы его себе за шиворот... ему там уютнее будет.

            Цитатка-то - откуда? bully

            1. +5
              8 февраля 2020 15:45
              Да засуньте его себе за шиворот..


              "Хамите, парниша." (с). Это-то хоть знаете откуда? laughing
              1. 0
                8 февраля 2020 15:48
                Цитата: Морской Кот
                Это-то хоть знаете откуда?

                Я не только это знаю. А еще, дружище - у меня абсолютный слух, почти абсолютная грамотность, и память на прочтенное и услышанное.

                Вот оригинал того, что вы там пытались сказать:

                Цитата: А&БCтругацкие, "Трудно быть богом"
                ... Надо, думал он. Мало ли что надо!.. Тут разговорами не отделаешься. Святой Мика, почему они здесь во дворце никогда не моются? Ну и темперамент...

                Флудеры... полуграмотные. Перевирают цитаты, (вводное слово) negative
                1. +6
                  8 февраля 2020 15:59
                  Один вопрос - насколько помогает абсолютный слух, абсолютная грамотность и эйдетическая память человеческому общению?

                  Мир светлее делает?
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +6
                      8 февраля 2020 16:10
                      Вот видите - к Вашим достоинствам относится также абсолютное отделение людей от киборгов, и верификация аттестатов и дипломов.
                      1. 0
                        8 февраля 2020 16:12
                        Ну, даже и не знаю feel

                        А киборгам я, и правда - как-то не очень request laughing

                        ЗЫ: слегка интересно статистику посмотреть, по вашему, кхм, зоопарку... ща вот отойти как раз надо, через пару часов гляну, что вы тут еще нарисовали yes
                      2. +6
                        8 февраля 2020 16:24
                        "О том, что на свете,
                        Как это ни странно,
                        Есть ещё люди,
                        У них свои страны,
                        Села свои
                        И свои города" (с).
                      3. 0
                        8 февраля 2020 18:50
                        Цитата: Korsar4
                        О том, что на свете,
                        Как это ни странно,
                        Есть ещё люди,
                        У них свои страны,
                        Села свои
                        И свои города

                        Не опеделяется. Сами придумали? Но, да, красиво, забавно... плюс от меня recourse
                      4. +7
                        8 февраля 2020 18:51
                        Нет. Успенский.
                      5. -5
                        8 февраля 2020 18:52
                        Цитата: Korsar4
                        Успенский

                        Я не обязан знать все. Спасибо. Я правда многое умею. Осторожнее wink
                      6. +7
                        9 февраля 2020 00:08
                        Я правда многое умею. Осторожнее

                        с чем осторожнее?
                      7. 0
                        9 февраля 2020 01:11
                        Цитата: Пане Коханку
                        с чем осторожнее?

                        Со словами, "Микадо". Словами и убить можно, если умеешь, конечно yes
                      8. +6
                        9 февраля 2020 01:48
                        Словами и убить можно, если умеешь, конечно

                        а ты можешь? what
                        "Микадо"

                        молодец. Представься?...
                      9. 0
                        9 февраля 2020 01:52
                        Цитата: Пане Коханку
                        Представься?...

                        Роман

                        Цитата: Пане Коханку
                        а ты можешь?

                        Мог когда-то. Если надо будет, наверное, вспомню.

                        Пока не надо, не вижу объекта, достойного беспокойства
                      10. +7
                        9 февраля 2020 02:02
                        Пока не надо, не вижу объекта достойного беспокойтва

                        не вижу индивида, достойного общения. Се ля ви! hi
                      11. -4
                        9 февраля 2020 02:03
                        Цитата: Пане Коханку
                        не вижу индивида, достойного общения. Се ля ви!

                        Шерше ля фам... дружище. Походу, оно тебе не хватает laughing
                      12. +7
                        9 февраля 2020 02:10
                        Походу, оно тебе не хватает

                        к твоему сожалению, хватает! wink
                        Знаешь, мил человек, был такой император Центрально-Африканской империи - Жан Бедель Бокасса. А проблема была не в том, что Жан-Бедель угрохал годовой бюджет своей страны на собственную коронацию.. wink А в том, что любил кушать своих идейных противников! Так вот, когда кто-то из советских военных специалистов проходил мимо кухни императора, он заметил непонятное мясо. И как-то спросил самого императора - а что это было за блюдо такое? request
                        Бокасса облизнулся, и сказал сладким голосом.... "Ах, это.. это - сахарная свинина..." wink
                        Вот ты меня спросил - а я готов облизнуться! wink
                      13. -1
                        9 февраля 2020 02:12
                        Цитата: Пане Коханку
                        ты меня спросил - а я готов облизнуться!

                        Коль готов - так облизнись... в чем проблем-то?

                        А... зелен виноград, наверное... дык это классика laughing
                      14. +7
                        9 февраля 2020 02:17
                        А... зелен виноград, наверное...

                        поясни! wink
                      15. 0
                        9 февраля 2020 02:25
                        Цитата: Пане Коханку
                        поясни

                        Басня. Лиса и виноград. Классика request

                        Облизнуться можно, достать - не-а...

                        Все же просто, одноходовка... а если вам что-нить посложнее в условии задать - где вы по итогу будете, и как? recourse
                      16. +6
                        9 февраля 2020 02:39
                        Все же просто, одноходовка... а если вам что-нить посложнее в условии задать - где вы по итогу будете, и как?

                        у меня лично будет особняк в Доминикане и гарем из местных. Так устроит? или слабовато мечтаю? Жду, очень жду весомого мнения! wink
                        К слову, Ром.. Реально, если продать квартиру в Питере, можно купить особняк там. yes Но мне, признаться, это на фиг не надо.... request Категориями не теми мыслю? Ну, прости! request А как с пробками в твое городе?
                        Как говорил государь Павел Петрович - здесь я родился, здесь я и помру..
                      17. 0
                        12 февраля 2020 19:04
                        Цитата: Голован Джек
                        Мог когда-то. Если надо будет, наверное, вспомню.

                        Звиздеть - не мешки, как говорится...
                2. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                      5. +10
                        8 февраля 2020 16:28
                        День добрый!
                        Первую статью сегодня на ВО читаю, думал и комментарии буду интересные. А тут, облачившись в полный кирасирский доспех, наверное, и задраив все щели, "трудится", не покладая клавиш, скандинавский любимец с каменеющей при солнечном свете логикой. Оставьте уже его в покое - во флуде ему нет равных, подтверждаю. И свежий воздух ясного дня не пострадает.
                        Обычно в "музейные" статьи они не проникают - не их стезя и знаний ноль. Этот, очевидно, потерялся. Как и известный персонаж КВН с созвучным именем. laughing
                      6. +4
                        8 февраля 2020 16:47
                        Ну, Алексей, спасибо! hi Вот порадовал, до слёз хохотали, а главное в тему! laughing drinks
                      7. +8
                        8 февраля 2020 17:04
                        Обожаю статьи Вячеслава читать. А комментарии ребят их органично дополняют. Много интересного для себя всегда открываю. Где угодно, только не здесь ожидаешь увидеть перепалки и докапывания до знаков препинания. Но некоторым, увы, "по барабану", где "барабанить". У них "судьба такой". request
                        И смех, и грех, но некоторые мужики специально сыновей хотят, чтобы на законных основаниях по военным музеям погонять, в солдатики и "войнушку" поиграть, не вызывая подозрения у жён на предмет "выскочившей кукушки". laughing
                      8. Комментарий был удален.
                      9. Комментарий был удален.
                      10. Комментарий был удален.
                      11. Комментарий был удален.
                      12. Комментарий был удален.
                      13. Комментарий был удален.
                      14. Комментарий был удален.
                      15. Комментарий был удален.
                      16. Комментарий был удален.
                      17. Комментарий был удален.
                      18. Комментарий был удален.
                      19. Комментарий был удален.
                      20. Комментарий был удален.
                      21. Комментарий был удален.
                      22. Комментарий был удален.
                      23. Комментарий был удален.
                      24. Комментарий был удален.
                      25. Комментарий был удален.
                      26. Комментарий был удален.
                      27. Комментарий был удален.
                      28. Комментарий был удален.
                      29. Комментарий был удален.
                      30. Комментарий был удален.
                      31. Комментарий был удален.
                      32. Комментарий был удален.
                      33. Комментарий был удален.
                      34. Комментарий был удален.
                      35. Комментарий был удален.
                      36. Комментарий был удален.
                      37. Комментарий был удален.
                      38. Комментарий был удален.
                      39. Комментарий был удален.
                      40. Комментарий был удален.
                      41. Комментарий был удален.
                      42. Комментарий был удален.
                      43. Комментарий был удален.
                      44. +7
                        9 февраля 2020 02:49
                        Со мной слишком много людей уйдёт с сайта.

                        уже проходили, Алексей. В конце 18-го и меня забанили. Правда, и было, за что.. Пришел обратно... а большей части посетителей-то и нет! Разбежались.... request
                        Нет, ребят, ЛЮДИ - это главное. С уважением ко всем hi (и администрации в том числе!)
                        Ребята! Цените нас. А мы вас тоже ценим. drinks
                      45. +5
                        9 февраля 2020 02:38
                        А право спрашивать есть? Я песочницу такими полномочиями не наделял. Даже если поголовно в кирасах будут.
                      46. +8
                        8 февраля 2020 21:47
                        И так бывает. "Есть женщины в русских селеньях". Ну, на данный момет, хоть мой "приплод" не отметился в процессе репликации, есть внучатая племянница, которая, с нетерпением, ждет моего очередного появления, чувствую себя прсонажем сказки Гофмана.
                      47. +7
                        8 февраля 2020 22:11
                        Дети - они на то и дети. Мы однажды ДР друга в ресторане отмечали, где была обалденная детская в три помещения с воспитательницей, симпатичной молодухой. Когда я там оказался, меня тут же повалили и чуть не затоптали, хоть кирасу надевай. Еле ноги унёс под прикрытием отпрысков друзей. lol
                      48. +8
                        8 февраля 2020 22:17
                        Мы тоже не всю жизнь были взрослыми... Чего уж греха таить.
                      49. +5
                        8 февраля 2020 22:19
                        Зато можно мыслью вернуться в интересные моменты жизни. Главное, не чересчур часто.
                      50. -5
                        9 февраля 2020 01:38
                        Цитата: Лексус
                        А тут

                        вы видели общее число комментов, и сколько он написал? fool а если посмотреть, скока ваши "друзья" нафлудили, то молчали бы уже!!! wink wassat
                      51. +6
                        9 февраля 2020 01:58
                        Ехал Грека через реку.
                        Видит Грека в реке рак.
                        Сунул в реку руку Грека.
                        Рак за руку Греку - цап (С) /Русская поговорка/.

                        Наступает ночь, город засыпает, просыпается мафия

                        Вы бы сидели в своём флудерском π-уголке, пока новая "кираса" не нарастёт. А то ведь, всяко бывает, и за "прирост" 40 тыс. за сутки ответить придётся. wink
                        Скрины в базе, если что good
                      52. -3
                        9 февраля 2020 02:04
                        Цитата: Лексус
                        40 тыс. за сутки ответить придётся.
                        Скрины в базе, если что

                        обратитесь к руководству во...тока там ваши плюсовалки/минусовалки тоже заметны!!! wink laughing
                      53. +1
                        9 февраля 2020 18:22
                        то молчали бы уже!!! wink wassat

                        Я зарегестрировался на ВО примерно тогда же, когда и Вы, но вот Ваших комментариев припомнить никак не могу. Откуда у Вас "фильтрмаршальские" погоны, догадываюсь, т.к. хорошо помню скандал по поводу "общества любителей Торквемады". Так что, насчёт помолчать относится больше к Вам, "уважаемый." hi
                      54. -1
                        9 февраля 2020 21:14
                        Цитата: Морской Кот
                        Я зарегестрировался на ВО примерно тогда же

                        полгода - это не "примерно тогда же"!!!
                        Цитата: Морской Кот
                        но вот Ваших комментариев припомнить никак не могу.

                        я ваще не знаю, кто вы такой и о чём пишете!! laughing
                        Цитата: Морской Кот
                        Откуда у Вас "фильтрмаршальские" погоны

                        1 031 300/5 062=203,73 - это 2,5 плюса на коммент от "генерала армии"...или 3,5 от генполковника!! фантастика для вас что ли??? what
                        Цитата: Морской Кот
                        "фильтрмаршальские" погоны,

                        для особо одаренных - у меня генармии!! fool
                        Цитата: Морской Кот
                        догадываюсь, т.к. хорошо помню скандал по поводу "общества любителей Торквемады".

                        если у вас такая хорошая память, то должны знать, что политика издания резко поменялась во время президентской кампании...до этого тут было много адекватных людей, от которых вы и вам подобные сидели бы в глубоких минусах!!! wassat так что мои погоны - заслуга тех самых адекватных людей, а так же небольшого числа оставшихся тут...и потуги вашей бригады заминусить меня ничем особо не закончатся...нууу...тока если вашими же слетевшими погонами, если перестараетесь в минусовании!!! lol
                        Цитата: Морской Кот
                        Так что, насчёт помолчать относится больше к Вам, "уважаемый."

                        так что не ошибитесь тут, "уважаемый"!!!
                      55. +2
                        9 февраля 2020 21:39
                        для особо одаренных - у меня генармии!! fool


                        Точно, есть чем гордиться! laughing
                        И какая разница, что там нарисовано, "генармии", или "ФИЛЬТРмаршал".
                        А в реалии как, выше ефрейтора поднялись?
                        Ну, а что до адекватности Ваших "адекватных" людей, совершенно в ней не уверен по причине того, что внимательно читаю то, что пишете именно Вы.
                        Минус Вам поставил в качестве алаверды на Ваш, поставленный мне. В остальном, мне по любому счёту всё равно как Вы относитесь ко мне и к т.н. "нашей компании".
                      56. -1
                        9 февраля 2020 21:59
                        Цитата: Морской Кот
                        В остальном, мне по любому счёту всё равно как Вы относитесь ко мне и к т.н. "нашей компании".

                        аналогично...обратите внимание, что вы полезли ко мне со своими (как вам кажется) умными мыслями..были бы ещё реально мысли умные...а так...болтовня ни о чем, которая как два пальца об асфальт выставляется против вас же!! request wink
                      57. +2
                        9 февраля 2020 22:06
                        ...были бы ещё реально мысли умные...а так...болтовня ни о чем, которая


                        Очевидно, собственную болтологию Вы искренне считаете истиной в последней инстанции ?
                        Что ж -- бог в помощь. Извините, но Вы мне уже надоели. request
                      58. 0
                        10 февраля 2020 00:01
                        Цитата: Морской Кот
                        Извините, но Вы мне уже надоели.

                        нечего лезть было!!! laughing "где вы учились,я там преподавал"!!! wassat
                      59. +2
                        10 февраля 2020 00:31
                        Преподавал? Могу себе представить что Вы там напреподавали. laughing Преподаватель... tongue
      2. +8
        8 февраля 2020 15:51
        А у меня назойливо стучится:

        "Как проверить? Лезть под платье -
        Так схлопочешь по мордам!" (с).
  8. +6
    8 февраля 2020 09:07
    Автору большое спасибо за интересные публикации, не всегда с вами согласен, но познавательно. Интересно почему в последствии отказались от брони, ведь представленные образцы наверняка выдержат ПМ-овскую пулю метров с 10-20, ну и от оружия тех лет , как нибудь да защитят. Но когда вооружение и боеприпасы стали почти современными, появились каски в первую мировую, во вторую мировую кирасы стали появляться, затем и современная броня. Все ждал что автор опишет рогатые шлемы, ну как у крестоносцев в фильме про Невского, ну может хоть где то найдется такой артефакт. Обидно конечно было по молодости разочаровываться , но их не было даже у викингов. Спасибо еще раз.
    1. +9
      8 февраля 2020 10:08
      Цитата: Вольный ветер
      Все ждал что автор опишет рогатые шлемы, ну как у крестоносцев в фильме про Невского, ну может хоть где то найдется такой артефакт.

      Как раз о рогатых шлемах я уже на ВО писал. Но можно будет и повторить. Есть интересные товые материалы.
    2. +11
      8 февраля 2020 14:13
      Пулю от ПМ, возможно и сдержат! Только в те годы Макарова ещё «не было», а доспех из полутораметрового мушкета пробивался на раз!
      Примерный калибр мушкета эпохи доспеха 23-27мм. Да и банально такие доспехи тяжёлые, поэтому виток эволюции пошёл в сторону маневренности! «Пуля победила броню».
      К слову, история знала пути рекорнации доспеха и до первой мировой! Каждый раз когда за не надобностью калибры мушкетов, пищалей и фузей снижались, на полях сражений появлялась тяжелая кавалерия в «броне» - дербанты, кирасиры, кавалергарды и т.д. Яркий пример «Наполеоника»! Реформы ручного оружия европейских держав, в очередной раз привели к снижению калибра личного оружия и на Бородинском поле встретились кирасиры на любой цвет и вкус!
      1. +10
        8 февраля 2020 14:27
        дербанты - это вряд ли следствие уменьшения калибров. Они броню не носят, они "крышей" пользуются. Да и на лошадях они не ездят, разве что изредка.
        1. +9
          8 февраля 2020 14:29
          Виктор Николаевич могу ошибаться, но первые из них носили стальные нагрудники!
          1. +11
            8 февраля 2020 14:33
            Кто носил стальные нагрудники? Ни один из моих знакомых дербантов никогда даже броника не носил, не то что стального нагрудника. Всегда говорили - авторитет - лучшая защита.
        2. +10
          8 февраля 2020 14:41
          Искренне сочувствую индивиду, поставившему минус. Жить без чувства юмора в наше время - серьезная ноша, не позавидуешь.
          1. +10
            8 февраля 2020 15:00
            Ну дык, Николаевич! Жизнь такая штука, что на боевое задание пилоты брали с собой сковородки. Хотя меня всегда интересовал вопрос - с ручкой или без!!?
            По минусам, ВикНик, кому-кому, а Вам надо переживать не об этом!!! Укусите в очередной раз сайт имущих и мы с ребятами узнаём, как латыне пишется Цыфра «13»!!!
            1. +9
              8 февраля 2020 15:10
              Да я ведь не за себя переживаю, а за товарища, который так и не понял разницы между дербантами и драбантами.
              1. +10
                8 февраля 2020 15:23
                ВикНик Вы меня уже пять лет знаете, если лопухаюсь то лопухаюсь. Виноват исправлюсь.
  9. +9
    8 февраля 2020 10:07
    Цитата: Талгарец
    А кто проверял материал нижней юбки? Не завидую ему...
    Ответить

    Устраивались балы городских старшин, куда приглашались люди по списку. И специальные люди, в особой комнате проверяли... какая юбка. Ну, а мех на платье был и так виден. И если был не по достатку, его тут же сдирали при всех, что было позором.
    1. +11
      8 февраля 2020 10:48
      Какие многообразные функции, оказывается, могут быть у мерлезонского балета.
    2. +10
      8 февраля 2020 15:23
      Вячеслав, большое спасибо! hi А публичная проверка нижнего белья тёток, меня просто сразила! good drinks
      1. +9
        8 февраля 2020 17:20
        А публичная проверка нижнего белья тёток, меня просто сразила!

        Константин, не без оснований смею предположить, что "проверяющих" она разила гораздо более серьёзно, если не наповал. lol
        Туда бы отправить Вашего оппонента в комментариях выше. Оказался бы "в своей тарелке". Как-то так laughing

        P.S. Тёток никакие надушенные платки не спасли бы, и ВО вздохнуло полной грудью laughing
  10. +4
    8 февраля 2020 10:22
    Война - зло в принципе, но если она идёт, необходимо грамотно оценивать ресурсы.
    В XVI русские воевали с татарами, где броня обуза,
    А вот вначале XVIII мы столкнулись с кирасирами европейского Карла. И армия была перестроена. Какими усилиями - уже не дискуссионно
    1. +11
      8 февраля 2020 14:48
      Во времена Пётра I тяжелая конница в России не прижилась, хотя начало было положено. Дербанты, (кавалергарды) его невесты, позже супруги Екатерины!
      Появлению первых классических кирасиров мы обязаны Минху, но Русско-Турецкой войне они себя не проявили, а в Семилетней войне на нас впечатление не произвели кирасиры Фридриха! Хотя золотая готовальня спасла Прусского монарха!!! Реформы Потёмкина создали в России возможно самую передовую и рациональную армию. Форма однозначно была одна из самых удачных. В которой не было места для тяжелой конницы! С этой армией связаны самые громкие наши победы, но с приходом Павла, мы опять клюнули на модную игрушку! Хотя надо быть справедливым, кроме тяжелых кирасир, мы получили два вида легкой конницы гусар и улан! Интересен анализ вооружения этих видов войск! Русские кирасиры не использовали караколь (стрельбу из пистолетов), а рубились в плотном строю шпагами. Гусары вооружались штуцерами, а уланы - пиками. Характерено усилите «обвеса» кирасиров. С начала они получили только одну нагрудную кирасу, потом более толстую пластину и к 1812 году полную кирасу! Которая дожила до Крымской войны. После кирасиры в русской армии были но доспех канул в лету!!!
  11. +10
    8 февраля 2020 11:52
    Вроде бы рыцари, не так ли? Но нет: рядом с рыцарями парни в этих доспехах даже рядом не стояли.

    laughing
    1. +8
      8 февраля 2020 15:41
      "Спят рыцари, ржавеют их мечи,
      Лишь редко кто из них проснётся
      И людям из могилы постучит..." (С)

      Привет, Сергей. hi
  12. +8
    8 февраля 2020 12:30
    Цитата: vomag
    Статья хорошая... но все доспехи новодел...думаю что и оружие в музеях то же..
    Ответить

    Точно, новодел. Куплены в Erakart. Там такого добра - навалом.

    Вот такой нюрнбергский пехотный доспех XVI века стоит всего 999$.
    Притом производит эти доспехи индийская фирма Гази Интернешнл Прайт Лимитед из города Хардвар. По индийским меркам - деревня, 200 000 населения. Вот и куют потихоньку. Учитывая, что минимальный заказ - 100 комплектов, все музеи только индийскими доспехами и заставлены.
    1. +6
      8 февраля 2020 13:35
      так вот откуда они деньги то на вооружения берут.
      1. +6
        8 февраля 2020 14:19
        Тут им конкуренцию составляет Испания! Макеты боевого оружия и доспехов на любой цвет и вкус! Хотя те и другие ещё те затейники....
        Как Вам например АК который собран дюжиной 2мм болтиков? Это неполная разборка!!!!
        1. +10
          8 февраля 2020 15:03
          Что за «поросёнок» прошёлся по ветке! За какие грехи Ламате влепили «минус»?
          Ребята, я понимаю, что я многим с 2013 года в тапки ..., но малых за что обижать!!!
          1. +5
            8 февраля 2020 15:54
            Пане Коханку , спасибо за поддержку,я на сайте с 2015 г. так что в курсе перепитий и пакостников ))))
            1. +9
              8 февраля 2020 16:01
              Я сориентировался на погоны! Минусы ставлю редко, ниже себя по званию, только в виде исключения! Можете намекнуть про свой старый Ник в личке, возможно встречались на ВО!
        2. +9
          8 февраля 2020 15:27
          Как Вам например АК который собран дюжиной 2мм болтиков? Это неполная разборка!!!!

          Влад, привет! drinks
          А что делать если в магазине клей кончился? laughing
          1. +9
            8 февраля 2020 15:54
            Утро доброе!
            Одно дело игрушка, другое если позиционируется как масогабаритный макет с возможностью стрельбы пневматическими пульками - 4,5мм. Для патриотического воспитания и получения первоначальных навыков.
            1. +6
              8 февраля 2020 16:17
              Не, я имел в виду что-то примерно такое. С МГМ не совсем правильно, вношу исправления. wink
              1. +8
                8 февраля 2020 16:27
                Ниже цитата про защиту ног всадников играет новыми красками! good
        3. +5
          8 февраля 2020 15:58
          Затейники однако , надоже на жизнь зарабатывать.
  13. +2
    8 февраля 2020 15:56
    Ладно лошади....но ноги свои они почему не защищали?
    Самая уязвимая часть у всадника.
    Зачем было вообще рубиться с бронированным солдатом, если куда проще убить под ним лошадь либо отрубить ногу?
    1. +6
      8 февраля 2020 16:06
      Цитата: Боже, Царя хранu
      Ладно лошади....но ноги свои они почему не защищали?

      Пытались! Известна деталь конского доспеха как раз для ног. Но получилось очень тяжело, неподъемно.
      1. +7
        8 февраля 2020 16:29

        ,,,в таком доспехе и на лошади можно what
    2. +9
      8 февраля 2020 16:17
      Почитайте историографию вопроса! Если по простому - «нога не голова, а голова коняшки даже не палец ее владельца»! Одна лошадиная сила - это дорого и круто, но она вскопано одна и только лошадиная! Броня это вес, увеличение веса - это снижение маневренности. Передовые доспехи времени «мушкета» редко имели равнопрочную толщину. Уязвимые места защищались более толстым элементом доспеха, иногда двойным или даже тройным перехлестом. Делались долы и отвороты, упоры и отражатели. Учитывалось хозяин левша или правша и т.д.
      Ноги всадника защищались седлом, переметными сумами, пистолями в кобурах и ножнами личного оружия. Плюс батфорты! На Коня одевалась папона, стальной нагрудник и т.д. Думаю показательное «проще ткнуть в ногу и лошадь» в те годы не канало, можно с верху раньше получить по макушке от хозяина ноги и кобылы!
    3. +4
      8 февраля 2020 17:55
      Сапоги были из очень жесткой кожи, да еще и с отворотами. Прорубить ее надо было постараться.
  14. +5
    8 февраля 2020 16:42
    Здесь в 1604 году использование копья было официально запрещено указом короля Генриха IV. А вот в других странах оно использовалось и до этого времени, и после.
    Впрочем, в латной коннице они активно использовались и в XVI веке.

    Какая-то неувязка. 1604- XVII век.

    А почему у кирасир закрытые шлемы? Целиться же неудобно...
    1. +7
      8 февраля 2020 17:52
      Ну, забыл "палочку" поставить. А целиться им было не нужно. На их пистолетах даже мушки не было. Нужно было подъехать поближе и выстрелить в упор. Вот и все, причем желательно в бок или в спину, где не было дополнительной брони!
      1. +1
        9 февраля 2020 10:56
        Цитата: kalibr
        Ну, забыл

        Бывает:)))
        Цитата: kalibr
        Нужно было подъехать поближе и выстрелить в упор.

        Это как раз понятно, но у рейтар с похожей тактикой шлемы с открытыми лицами.
        1. 0
          9 февраля 2020 12:31
          Похожей, но не тождественной! Вот как раз рейтарам приходилось не только стрелять, но и ПЕРЕЗАРЯЖАТЬ оружие, а сделать это в закрытом шлем трудно. Поэтому кирасиров - закрытые, у рейтаров - открытые!
          1. +1
            9 февраля 2020 14:28
            Вот теперь понятно. Спасибо.
  15. 0
    8 февраля 2020 17:53
    Вопрос автору - как он относится к современным "турнирам"? Насколько они соответствуют его представлениям о средневековье -
    1. +7
      8 февраля 2020 19:55
      Здесь мне понравилось. У меня в Пензе 2002 году проводился турнир наш российский... то, что понравилось мне, не понравилось судьям -ха-ха.А здесь махались здорово.
      1. +4
        8 февраля 2020 20:05
        Фанаты истфеха морщат нос от такого, но весело однозначно.
        Был на первом турнире святого Георгия. Там было очень круто. НЕ бугурт, серьезно очень
  16. +2
    8 февраля 2020 20:44
    Вячеслав, великолепно. Статьи ровно той длины и степени погружения, чтобы еще не стать скучными и специальными. Плюс хорошо подобраны иллюстрации.
    Такой баланс соблюсти - это талант и умение подать материал. Желаю Вам издаться в виде книги - в юном возрасте я бы мечтал о такой.
    1. +7
      8 февраля 2020 22:20
      Спасибо! Ценю Ваше мнение. В издательстве Яуза лежит моя книга "Воины бронзового века" и она у них в плане. "Энциклопедия рыцарского вооружения" рассматривается еще одним издательством. Есть планы и наработки для ряда книг. Но... рынок книг сильно просел. Люди перестали их покупать. Так что с изданием сейчас проблемы. Лежит в столе отличный "индейский роман" "Люди и оружие". Но... маркетинг показывает, что тема не интересна нашим гражданам. Вот вышла у меня книга "Крестоносцы" в "Яузе" - и то хорошо.
      1. +2
        9 февраля 2020 10:57
        А через электронные ресурсы не пробовали?
        1. 0
          9 февраля 2020 12:28
          Иван! Там не платят. Мне не нужны книги, за которые мне не платят.
  17. +7
    8 февраля 2020 21:25
    Здравстуйте, Вячеслав Олегович! Спасибо за статью! У меня вопрос: при общем "чернении" брони, почему заклепки всегда "светлые"? Ведь очевидо же, не только мне, далекому от металлообработки, что места сочленений, корордируют в первую очередь?
    1. +5
      8 февраля 2020 22:22
      Добрый вечер, Антон. Светлые? Они же первым делом трутся обо все, что можно, вот и светлые. А кроме того они часто медные и корродировать не могут. И тоже трутся... А сами доспехи и места сочленений мазали маслом.
      1. +6
        8 февраля 2020 22:33
        Вячеслав Олегович, где они трутся, на левом наплечнике?!?! Меж тем, медь окисляется гораздо охотней железа.
        1. +1
          9 февраля 2020 07:45
          Цитата: 3x3zsave
          где они трутся, на левом наплечнике?!?! Меж тем, медь окисляется гораздо охотней железа.

          Не знаю!
    2. +8
      8 февраля 2020 22:48
      Я думаю, Антон, что применительно к пехотным доспехам из Нюрнберга, которые на снимке, употреблялась покраска а не чернение или воронение. Для массового производства чернение и дорого и занимает много времени. Кроме всего прочего, можно сэкономить и время и деньги на отделке, под покраску полировать не надо. А полировка отдельных участков и заклепок позволяла придать более "богатый" вид. Маркетинговый ход.
      1. +4
        8 февраля 2020 23:03
        То есть, Вы , Виктор Николаевич, согласны, что клепалось железом? А то уж я представил, как "съедается" клепаная медь.
        1. +6
          9 февраля 2020 01:33
          клепалось железом
          Стальной доспех и должен клепаться стальными заклепками, иначе конструкция ослабляется. В их изготовлении нет ничего сложного, как и в процессе клепки.
      2. +5
        8 февраля 2020 23:06
        Интересно, чем красили? Помнится, японцы лакировали.
        1. +7
          9 февраля 2020 01:31
          Интересно, чем красили?
          Если исходить из того, что это уже вторая половина XVI века и Европа, то логично предположить, что краска была на основе льняного масла и содержала природные смолы в виде канифоли, мастиковой смолы или янтаря, спирт. В качестве пигмента - магнетит, "аспидный камень" (шунгит). Графит и сажа не подходят, свободный углерод с железом образует гальваническую пару.
  18. -1
    9 февраля 2020 08:19
    В статье не сказано о способе изготовления лат,а это довольно интересный вопрос-если методом ковки,то на обратной стороне должны остаться неровности,а их нет.Изготовление шлема вообще загадка,если судить по уровню технологии того времени
    1. +2
      9 февраля 2020 12:24
      Цитата: виталий волошин
      то на обратной стороне должны остаться неровности,а их нет.

      А откуда Вы это знаете? В статье нет фотографий с обратной стороны. Это раз. В каком музее Вам показывали подобные латы с изнанки? Это два. Три - здесь уже была моя статья о технологиях изготовления подобных доспехов. И в четвертых, это Вы в России живете и все измеряете по нашим меркам, то есть меркам людей в достаточной степени невежественных в отношении западной культуры и истории. За рубежом же есть несколько монографий, как раз о технологиях изготовления доспехов и их металлографическом анализе. Ссылку на них Вам дать, чтобы Вы нашли и почитали? Или с английским у Вас туго-некуда?