Война Русской армии Врангеля

72
Война Русской армии Врангеля

Слева направо: глава правительства Юга России А. В. Кривошеин, главнокомандующий П. Н. Врангель, начальник его штаба П. Н. Шатилов. Крым. Севастополь. 1920

Смута. 1920 год. Крым в качестве базы и стратегического плацдарма для возрождения Белого движения был неудобен. Отсутствие боеприпасов, хлеба, бензина, угля, конского состава, помощи оружием от союзников делало оборону Крымского плацдарма бесперспективной.

«Чёрный барон»


Когда Врангель в начале апреля 1920 года принял командование Вооруженными силами Юга России, ему было 42 года. Пётр Николаевич был выходцем из старого дворянского рода датского происхождения. Среди его предков и родственников были офицеры, военачальники, мореплаватели, адмиралы, профессоры и предприниматели. Его отец, Николай Егорович, служил в армии, затем стал предпринимателем, занимался добычей нефти и золота, также был известным собирателем антиквариата. Пётр Врангель окончил Горный институт в столице, по образованию был инженером. А затем решил пойти на военную службу.



Врангель поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк в 1901 году, а в 1902 году, сдав экзамен при Николаевском кавалерийском училище, был произведён в корнеты гвардии с зачислением в запас. Затем покинул ряды армии и стал чиновником в Иркутске. С началом Японской кампании добровольцем вернулся в армию. Служил в Забайкальском казачьем войске, храбро воевал с японцами. Окончил в 1910 году Николаевскую военную академию, в 1911 году — курс Офицерской кавалерийской школы. Мировую войну встретил командиром эскадрона лейб-гвардии конного полка в чине ротмистра. В войне показал себя храбрым и умелым кавалерийским командиром. Командовал 1-м Нерчинским полком Забайкальского войска, бригадой Уссурийской конной дивизии, 7-й кавалерийской дивизией и Сводным кавалерийским корпусом.

Большевиков не принял. Жил в Крыму, после германской оккупации поехал в Киев, чтобы предложить свои услуги гетману Скоропадскому. Однако, увидев слабость Гетманщины, отправился в Екатеринодар и возглавил 1-ю Конную дивизию в Добровольческой армии, затем 1-й Конный корпус. Одним из первых стал использовать конницу в крупных соединениях, чтобы найти слабое место в обороне врага, выйти к нему в тыл. Отличился в боях на Северном Кавказе, Кубани и в районе Царицына. Возглавлял Кавказскую Добровольческую армию на царицынском направлении. Вступил в конфликт со штабом Деникина, так как считал, что главный удар надо наносить на Волге, чтобы скорее соединиться с Колчаком. Затем неоднократно интриговал против главнокомандующего. Одним из ведущих качеств личности барона было стремление к успеху, карьеризм. В ноябре 1919 года, после поражения белогвардейцев в ходе наступления Москву, возглавил Добровольческую армию. В декабре из-за разногласий с Деникиным ушёл в отставку и вскоре уехал в Константинополь. В начале апреля 1920 года Деникин ушёл в отставку, Врангель возглавил остатки Белой армии в Крыму.


Плакат ВСЮР

Белогвардейцы в Крыму


В момент вступления в должность главнокомандующего Врангель видел своей основной задачей не борьбу с большевиками, а сохранение армии. После ряда катастрофических поражений и утраты почти всей территории белого Юга России об активных действиях практически никто не думал. Поражение тяжело сказалось на моральном духе белогвардейцев. Дисциплина рухнула, обычными явлениями в эвакуированных частях стало хулиганство, пьянство и разнузданность. Грабежи и другие преступления стали обычным делом. Некоторые подразделения вышли из подчинения, превратились в ватаги дезертиров, мародеров и бандитов. Кроме того, материальное состояние армии было подорвано. В частности, казачьи части вывезли в Крым практически без вооружения. К тому же донцы мечтали уйти на Дон.

Тяжелый удар по Белой армии нанесли «союзники». Они практически отказывались от поддержки белогвардейцев. Франция, отказываясь вмешиваться в крымские дела, теперь делала ставку на буферные государства, прежде всего на Польшу. Париж только в середине 1920 года признал правительство Врангеля как российское де-факто и пообещал помощь деньгами и оружием. Британия вообще требовала прекратить борьбу и пойти на компромисс с Москвой, заключить почётный мир, получить амнистию либо свободный проезд за границу. Такая позиция Лондона привела к полной дезорганизации Белого движения, утрате веры в будущую победу. В частности, этим британцы окончательно подорвали авторитет Деникина.

Многие считали, что Белая армия в Крыму в ловушке. Полуостров имел много уязвимых мест. Красная Армия могла организовать десант со стороны Тамани, атаковать на Перекопе, по Чонгарскому полуострову и Арабатской стрелке. Мелководный Сиваш был скорее болотом, чем морем, и часто был проходим. В истории Крымский полуостров брали все завоеватели. Весной 1919 года красные и махновцы легко заняли Крым. В январе, феврале и марте 1920 года советские войска прорывались на полуостров и были отражены только благодаря маневренной тактике генерала Слащёва. В январе 1920 года советские войска взяли Перекоп, но слащёвцы контратакой выбили противника. В начале февраля красные прошли по льду замерзшего Сиваша, но были отброшены корпусом Слащёва. 24 февраля советские войска прорвались через Чонгарскую переправу, но были отброшены белогвардейцами. 8 марта ударная группа 13-й и 14-й советских армий снова взяла Перекоп, но у ишуньских позиций потерпела поражение и отступила. После этой неудачи красное командование на некоторое время забыло о белом Крыме. У полуострова был оставлен небольшой заслон из частей 13-й армии (9 тыс. человек).

Талантливый военачальник Слащёв не делал ставку на сильные укрепления, которых и не было. Он оставлял впереди только посты и патрули. Основные силы корпуса были на зимних квартирах в населенных пунктах. Красным приходилось идти в морозы, снег и ветер по пустынной местности, где не было укрытий. Уставшие и замерзшие бойцы преодолевали первую линию укреплений, и в это время подходили свежие резервы Слащева. Белый генерал имел возможность сконцентрировать свои небольшие силы на опасном участке и громил неприятеля. Кроме того, советское командование сначала недооценило противника, нацеливаясь на Кубань и Северный Кавказ. Затем красные полагали, что враг уже разгромлен на Кавказе и жалкие остатки белых в Крыму будут легко рассеяны. Тактика Слащев работала, пока советское командование не сосредоточило превосходящие силы, и особенно кавалерию, которая смогла быстро пройти Перекоп.

Крымский полуостров в качестве базы и стратегического плацдарма для возрождения Белого движения был слаб. В отличие от Кубани и Дона, Малороссии и Новороссии, Сибири и даже Севера (с его огромными запасами оружия, боеприпасов и амуниции в Архангельске и Мурманске), Крым имел ничтожные ресурсы. Здесь не было военной промышленности, развитого сельского хозяйства и других ресурсов. Отсутствие боеприпасов, хлеба, бензина, угля, конского состава, помощи оружием от союзников делало оборону Крымского плацдарма бесперспективной.

За счёт беженцев, эвакуированных белых войск и тыловых учреждений население полуострова выросло вдвое, достигнув миллиона человек. Крым едва-едва мог прокормить такое количество людей, на грани голода. Поэтому зимой и весной 1920 года Крым поразил продовольственный и топливный кризис. Значительную часть беженцев составляли женщины, дети и старики. Снова масса здоровых мужчин (включая офицеров) проматывала жизнь в тылу, в городах. Они предпочитали участвовать во всевозможных интригах, устраивать пир во время чумы, но на передовую идти не желали. В результате у армии не было людского резерва. Тут не было коней для кавалерии.

Таким образом, серьёзной угрозой белый Крым для Советской России не был. Врангелю, который не желал мира с большевиками, пришлось прикидывать возможности новой эвакуации. Рассматривался вариант переброски войск с помощью союзников на один из действующих фронтов войны с Советской Россией. В Польшу, Прибалтику или на Дальний Восток. Также можно было вывезти Белую армию в одну из нейтральный стран на Балканах, чтобы там белые отдохнули, восстановили ряды, вооружились и затем могли бы принять участие в новой войне Запада против Советской России. Значительная же часть белогвардейцев надеялась просто отсидеться в Крыму в ожидании нового широкомасштабного восстания казаков на Кубани и Дону или начала войны Антанты против большевиков. В итоге изменение военно-политической обстановки привело к решению сохранить Крымский плацдарм.

«Новый курс» Врангеля


Врангель, получив власть на полуострове, провозгласил «новый курс», который, по сути, из-за отсутствия какой-либо новой программы, был ревизией политики правительства Деникина. При этом Врангель отказался от главного лозунга правительства Деникина — «единой и неделимой России». Он надеялся создать широкий фронт врагов большевизма: от правых до анархистов и сепаратистов. Призывал строить федеративную Россию. Признал независимость горцев Северного Кавказа. Однако такая политика не принесла успеха.

Врангель так и не смог договориться с Польшей об общих действиях против Советской России, хотя и пытался проявлять гибкость в вопросе будущих границ. Попытки планирования общих операций не шли дальше разговоров, несмотря на стремление французов сблизить поляков и белогвардейцев. Очевидно, дело в близорукости режима Пилсудского. Паны надеялись на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и не доверяли белым — как русским патриотам. Варшава считала, что жесточайшая схватка белых и красных настолько ослабила Россию, что поляки сами смогут взять всё, что хотят. Поэтому Варшаве союз с Врангелем не нужен.

С Петлюрой Врангель также не смог заключить союз. Определили только сферы влияния и театры боевых действий на Украине. Правительство Врангеля обещало УНР полную автономию. При этом петлюровцы уже не имели своей территории, их армия создавалась поляками и была плод их полным контролем. Также барон обещал полную автономию всех казачьих земель, но эти обещания не могли привлечь союзников. Во-первых, за «Чёрным бароном» не было серьёзной силы. Во-вторых, война уже истощила тех же казаков, они желали мира. Стоит отметить, что если бы в альтернативной реальности врангелевцы победили, то Россию ждал новый распад. Если большевики так или иначе вели дело к восстановлению целостности державы, то победа белогвардейцев вела к новому развалу и колониальному положению России.

В отчаянных поисках союзников белые даже пытались найти общий язык с батькой Махно. Но здесь Врангеля ждала полная неудача. Крестьянский вождь Новороссии не только казнил врангелевских посланцев, но и призвал крестьянство бить белогвардейцев. Другие атаманы «зелёных» на Украине охотно шли на союз с бароном, надеясь на помощь деньгами и оружием, но за ними реальной силы не было. Переговоры с лидерами крымских татар, которые мечтали о своей государственности, также провалились. Некоторые крымско-татарские активисты даже предлагали Пилсудскому взять Крым под свою руку, дав татарам автономию.

В мае 1920 года Вооруженные силы Юга России были переформированы в Русскую армию. Барон надеялся привлечь в неё не только офицеров и казаков, но и крестьян. Для этого была задумана широкая аграрная реформа. Её автором был глава правительства Юга России Александр Кривошеин, один из виднейших сподвижников Столыпина и участников проведения его аграрной реформы. Крестьяне получали землю за счет раздела крупных поместий за определённую плату (пятикратный средний годовой урожай для данной местности, для выплаты этой суммы давалась 25-летняя рассрочка). Большую роль в реализации реформы играли волостные земства — органы местного самоуправления. Крестьяне в целом реформу поддержали, но идти в армию не спешили.


Врангель идет. К оружию, пролетарии! Плакат художника Н. М. Кочергина. 1920 г. В центре плаката показана зловещая фигура генерала Врангеля, бегущего в атаку с шашкой наголо. За Врангелем идут в наступление ряды пехоты и кавалерии Белой армии. Указатель «На Царицын» подчеркивает угрозу выхода Белой армии на те рубежи, на которых она находилась в пору наибольших успехов в 1919 г.

Продолжение следует…
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +29
    3 июня 2020 06:03
    Белая армия, чёрный барон
    Снова готовят нам царский трон,
    Но от тайги до британских морей
    Красная Армия всех сильней.

    Так пусть же Красная
    Сжимает властно
    Свой штык мозолистой рукой,
    И все должны мы
    Неудержимо
    Идти в последний смертный бой!

    Раздавили кровососов и хрустобулочников,туда им и дорога.В Парижи и Ландоны.
    1. +15
      3 июня 2020 06:22
      К сожалению сейчас буржуазия так же эксплуатирует Россию и её народ,ради собственной выгоды.
      1. +15
        3 июня 2020 07:10
        Цитата: Пессимист22
        К сожалению сейчас буржуазия так же эксплуатирует Россию и её народ,ради собственной выгоды.

        Так не так! am Утой буржуазии был закон о неравенстве сословий. Были благородные сословия и подлые.У теперешней буржуазии таких законов ещё нет, но они мечтают о них давно и сильнее и сильнее с каждым днем.
        Тому пример----слова Чубайса о невписавшихся, слова Грефа об образовании.Ну и до кучи слова чиновников и депутатов, которые постоянно.
        1. +3
          3 июня 2020 07:29
          Но классы то есть,деятели из МВД,ФСБ, прокуратуры, судейский корпус, чиновники различных рангов,они можно сказать представляют одну "семью" , даже "наезды" на своих воспринимают как личные оскорбления,всем этим руководят олигархи и Путин с друзьями,а остальное, пролетариат,эксплуатируемый класс рабочих, крестьян и других из сферы обслуживания, просто сейчас без официальных сословий.
          1. +6
            3 июня 2020 07:44
            Да, классы есть и это разделение на классы подчёркивается теми, кто считает себя классом повыше, как там депутат---""кто сделал сам себя"".
            Классовые противоречия есть, значит и
            .........возвратится всё, как встарь. Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь.
            1. -3
              3 июня 2020 07:51
              Цитата: Reptiloid
              возвратится всё, как встарь. Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь.

              Литературные критики усмотрели в этих строках глубокий философский смысл,охренеть можно,как от самого Блока,так и критиков.
              1. +2
                3 июня 2020 08:17
                Цитата: bober1982
                .......Литературные критики усмотрели в этих строках глубокий философский смысл,охренеть можно,......
                Можно, можно! Уже скоро это случится wassat tongue
                1. +2
                  3 июня 2020 08:26
                  Цитата: Reptiloid
                  Уже скоро это случится

                  Бывало,сидишь вечером в номере,на улице стрельба,возня какая-то,- словом,российская действительность.
                  А.Толстой
                  1. 0
                    3 июня 2020 08:57
                    Цитата: bober1982
                    Цитата: Reptiloid
                    Уже скоро это случится

                    Бывало,сидишь вечером в номере,на улице стрельба,возня какая-то,- словом,российская действительность.
                    А.Толстой

                    Вообще-то я подразумевал к Вам лично Ваше
                    .....охренеть можно...
                    lol bully
                    1. +1
                      3 июня 2020 09:29
                      Цитата: Reptiloid
                      Вообще-то я подразумевал

                      Человек подразумевает,Дмитрий,а Бог располагает,об этом надо постоянно размышлять.
                      Можно сидеть и наблюдать за полетом мухи,и думать о том,в каком удивительном мире мы живём.
                      А,потом,бац - и,саркома лёгких.
                      1. +1
                        3 июня 2020 09:41
                        И что, Вы теперь болезни будете обсуждать? Это---к Доктору!
          2. 0
            4 июня 2020 00:50
            Цитата: Пессимист22
            всем этим руководят олигархи и Путин

            Наверное Путин и олигархи вроде Березовского и Ходорковского были между собой самыми большими врагами в России.
    2. -11
      3 июня 2020 07:31
      Цитата: Кроу
      Так пусть же Красная
      Сжимает властно
      Свой штык мозолистой рукой,

      -С отрядом флотских
      -Товарищ Троцкий
      -Нас поведёт на смертный бой.
      Короче,Бронштейн повёл на смертный бой одних русских баранов,на других русских баранов.
      И,за что? За раздувание пожара мирового.
      1. +3
        3 июня 2020 09:46
        Цитата: bober1982
        Короче,Бронштейн повёл на смертный бой одних русских баранов,на других русских баранов.
        И,за что? За раздувание пожара мирового.

        Да высокого Вы мнение о своих соотечествениках...
        Так подумаешь что все наши предки были не правы.и ими можно погонять.
        И про пожар мировой к месту...красным своё бы защитить...
        1. +3
          3 июня 2020 11:26
          Цитата: апро
          ....Да высокого Вы мнение о своих соотечествениках...
          Так подумаешь что все наши предки были не правы.и ими можно погонять.
          И про пожар мировой к месту...красным своё бы защитить...
          Вот благодаря Сталину и стали именно своё защищать. Потому и выжигали этот троцкизм как могли. Иначе не было бы страны
    3. +22
      3 июня 2020 07:42
      Спасибо Кроу
      Удивляет что сегодня НЕ ХОТЯТ поверить что 80% населения царской РОССИИ и в двадцатом веке периодически переживали ГОЛОД. Сколько при этом умирало людей статистика только весьма приблизительная..
      А сколько детей доживало до 15 лет?
      Если в европахи САСШ была расовая сегрегация, то в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ было то что сегодня этак гладко назвали *социальный расизм*.
      В губернских городах были улицы куда крестьянам хода не было. В печати РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ встречаются обозначение *подлое сословие* по отношению к крестьянам и рабочим.
      Про то как белые воевали против *своего* народа много написано, но именно так потом воевали гитлеровцы. Но даже на их фоне выделились зверствами казаки.
      Спасло и дворян и казаков то что *РУССКИЙ ЛЮД НА РАСПРАВУ НЕ ЛЮТ*.
      Вот и расплодились эти апологеты *белого движения*, а уж *казаков* развелось уууууууууууууууу. И все с царскими погонами с вензелями и кучей наград которые вешают друг-другу.
      При этом недоумки не понимают что в любое сословие *вписать* может только царь.
      1. +17
        3 июня 2020 08:01
        Ну на ВО процентов 90 из дворянства и мнения низшего сословия,то есть нас крестьян не учитывают, спасибо коммунистам за бесплатное образование и за то что мы можем спокойно отличать идиотов и халопов буржуазии.
        1. +7
          3 июня 2020 09:25
          Цитата: Пессимист22
          Ну на ВО процентов 90 из дворянства и мнения низшего сословия,то есть нас крестьян не учитывают, спасибо коммунистам за бесплатное образование и за то что мы можем спокойно отличать идиотов и халопов буржуазии.

          Ну как-то Вы преувеличили, по моему request
          Хотя заметно,----Через 100лет лет после революции вдруг количество потомков дворян в РФ резко увеличилось! laughing Если по переписи РИ сообщается о 1,5% дворян от всего населения. Из них----53%русских, 28,6% польских, 5,9%грузинских, 5,3%татарских, 3,4%литовских, 2,4%немецких
          А сейчас только и разговоры о ""благородных""предках. Вдруг они как-то у всех оказались
        2. +2
          3 июня 2020 11:22
          "Ну на ВО процентов 90 из дворянства и мнения низшего сословия,то есть нас крестьян не учитывают... "
          Вот это очень смешно сейчас было lol
      2. +11
        3 июня 2020 08:12
        Верят, не верят в голод.....Фигня.... Это не вопрос веры! А вопрос знания! Если по переписи населения РИ зафиксирована средняя длительность жизни 30 лет. И чего болтать----не верить? Толстой с чего бы написал свой ГОЛОД. Не говоря о данных статистики голодных лет.
        И пример, Сколько лет прожил Толстой? Долгая жизнь была----привиллегия богатых.
        1. +1
          3 июня 2020 09:55
          переписи населения РИ зафиксирована средняя длительность жизни 30 лет
          В XIX веке была очень высокая детская смертность, по статистике на 1000 умерших больше половины – 649 человек были те, кто не достиг 15 лет. Но причиной высокой смертности был не голод, а болезни. Даже в дворянских семьях маленькие дети умирали достаточно часто.
          1. +3
            3 июня 2020 11:22
            В 26-27ггг зафиксирована средняя продолжительность жизни 42г. После РЯВ, 1МВ, ГВ, интервенции.
            Цитата: alebor
            переписи населения РИ зафиксирована средняя длительность жизни 30 лет
            В XIX веке была очень высокая детская смертность, по статистике на 1000 умерших больше половины – 649 человек были те, кто не достиг 15 лет. Но причиной высокой смертности был не голод, а болезни. Даже в дворянских семьях маленькие дети умирали достаточно часто.

            Кто-то здесь приводил слова отечественных врачей того времени, что в РИ показатели по болезням выше чем в Европе, потому что голод и недостаточно питание.
        2. -1
          3 июня 2020 11:23
          И при всем при этом численность населения росла!
          1. +1
            3 июня 2020 11:30
            Цитата: Дядя Ваня Сусанин
            И при всем при этом численность населения росла!

            Да. В 20х----прирост 3млн.
            1. -2
              3 июня 2020 11:58
              Ага, в 1900г - почти 133млн, а в
              1913 - 159 млн.
        3. -8
          3 июня 2020 13:37
          Цитата: Reptiloid
          Верят, не верят в голод.....Фигня.... Это не вопрос веры! А вопрос знания! Если по переписи населения РИ зафиксирована средняя длительность жизни 30 лет. И чего болтать----не верить? Толстой с чего бы написал свой ГОЛОД. Не говоря о данных статистики голодных лет.

          Знайте же:
          Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Украине, исчисленная исходя из уровней смертности 1933 года, составляла лишь 11,3 года для мужчин и 14,8 года для женщин http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0327/tema01.php


          А вот Вам "Толстой" 1933 г из НКВД :
          ЕЙСКИЙ РАЙОН. Станица Должанская - 22/II гр.Г**** употребила в пищу труп совей умершей сестры.

          В той-же станице установлено, что гр.Д*** оставшись после смерти отца и матери с малолетними сестрами и братьями питался мясом умерших от голода братьев и сестер.

          Ст.Ново-Щербиновская. В 3-й бригаде колхоза женаа Е*** зарубила и с"ела своего 3-х летнего ребенка, семья Е*** состоит из 8 человек, которые питаются различными суррогатами (сурепа, силос и пр.) и мясом кошек и собак.

          На кладбище обнаружено до 30 трупов, выброшенных за ночь, часть трупов изгрызаны собаками. Труп колхозника РЕЗНИК был перерезан пополам, без ног, там-же обнаружено несколько гробов, из которых трупы исчезли.

          В 3-й бригаде жена С*** таскает с кладбища трупы детей и употребляет в пищу. Обыском кватриры и допросом детей С*** установлено, что с кладбища взято несколько трупов для питания.
          На квартире обнаружен труп девочки, с отрезанными ногами и найдено вареное мясо.

          Покажите ТАКОЕ в России.

          А вот при т.н. "народной" власти таких документов ТЫСЯЧИ!

          Вот и весь сказ!
      3. -2
        3 июня 2020 08:28
        еще осталась память -в Иваново есть ул Громобоя
      4. -12
        3 июня 2020 13:25
        Цитата: василий50
        Удивляет что сегодня НЕ ХОТЯТ поверить что 80% населения царской РОССИИ и в двадцатом веке периодически переживали ГОЛОД. Сколько при этом умирало людей статистика только весьма приблизительная..

        только откровенный турак будет верить в эту БРЕДЬ.

        Надо не верить, а знать-факты, исследования, Историю своей страны.

        Даже СОВЕТСКИЕ ученые НЕ ПИСАЛИ эту чушь о голодной смертности в России в 20 веке-им было стыдно. Но не Вам.

        А вот о многомиллионной голодной смертности и каннибализме при т.н. "народной" власти в 1921,22,24,25,28,31,32,33,37,46,47 годах знают и пишут все, хоть эта власть и прятала все следы.

        Запомните, что за несколько месяцев МИРНОГО 1932-33 г от голода погибло в разы больше людей, чем за несколько лет мировой войны!.
    4. +1
      12 декабря 2021 11:24
      Поинтересуйся у Хрущева, сколько он получал при царе зарплату. Даже при Сталине(лучший руководитель в истории СССР) не достигли того уровня жизни который был в царской России. Невежда и , остается невеждой и дураком
  2. -24
    3 июня 2020 07:20
    Стоит отметить, что если бы в альтернативной реальности врангелевцы победили, то Россию ждал новый распад. Если большевики так или иначе вели дело к восстановлению целостности державы, то победа белогвардейцев вела к новому развалу и колониальному положению России.

    Cтоит посмотреть, наконец. в ОКОШКО, и увидеть, ЧТО развалилось в реальности.

    держава белых Россия росла огромными темпами непрерывно в течении ТЫСЯЧИ лет, как и ее русский народ рос так же.

    Следующий режим разорвал Россию на 32 государства, стер имя "Россия" с карты мира и полностью разложился всего за несколько десятилетий, оставив после себя остатки России без 5 млн км2 ее территорий и вымирающий русский народ.

    поэтому все правильно делал Петр Николаевич . пытаясь спасти Россию от этого скорого УЖАСА.

    Доброволец, фронтовик, дравшийся за Отечество на фронтах РЯВ, ВтОВ, многажды награжден, Георгиевский кавалер, дрался за Россию до конца.

    Характеристика Врангеля его командиром: «Выдающейся храбрости".

    всю жизнь, каждый ее день, работал и служил России и в России. Достойный человек

    И сравнить его с следующережимниками: интуристы, ни дня нигде не проработавшие лоботрясы, трусы, бежавшие от фронта за границу, предатели, призывавшие к победе оккупантов и привезенные этими оккупантами на Родину, отдавшие оккупантам треть евр. части России. Так эти территории и остались вне России (см. в окошко).
    Это просто факты.

    памятник Петру Николаевичу в Крыму.
    1. +14
      3 июня 2020 08:05
      памятник Петру Николаевичу в Крыму.

      Он ещё не замироточил?
      1. +7
        3 июня 2020 09:10
        hi Здравствуйте, Сергей.
        Цитата: Авиатор_
        памятник Петру Николаевичу в Крыму.

        Он ещё не замироточил?

        Ещё Петра1 достали эти мироточия и он пригрозил, что если иконы не перестанут плакать маслом, то зады попов заплачут кровью. (В то время телесные наказания для священников были запрещены.) В результате иконы ""плакать"" перестали.
        Этот пример часто приводился в разных атеистических изданиях прошлого века. А если посмотреть, в Публичной библиотеке, 7 т. ""Деяний Петра Великого, мудрого преобразителя России"", то по этой теме всё и узнается! Мироточия прекратились в результате.Не дошло до наказаний священников
        1. -4
          3 июня 2020 10:59
          Цитата: Reptiloid
          Ещё Петра1 достали эти мироточия и он пригрозил, что если иконы не перестанут плакать маслом, то зады попов заплачут кровью

          Дмитрий,зачем вводишь в заблуждение.
          Про поповские зады,которые заплачут кровью - чистая выдумка злобных атеистов.Ни в каких документах,в том числе и Деяниях,об этом ничего не сказано.
          Надо отдать должное Петру Алексеевичу,обман с мироточением иконы он грамотно самолично разоблачил,как глупое "чудо"
          В целом,ко всякого рода,явлениям ангелов,мироточение икон,вещих снов и проч.,надо относиться очень осторожно.Богохульствовать не надо,но и верить тоже не следует.
          Кстати,Петр Первый был набожен,как это ни странно покажется,учитывая,что он прижизненно получил наименование- антихрист, но он никогда не,......
          Цитата: Reptiloid
          и он пригрозил, что если иконы не перестанут плакать маслом

          Конкретно в этом случае,царь пригрозил обманщикам,он их потом нашёл и наказал.
          1. +1
            3 июня 2020 11:12
            Владимир, зачем притворяетесь запрещённым словом? Я же ясно написал---так было в советских атеистических справочниках и я этому радовался мелким.И чем это атеисты злобные? Атеисты так верят. А потом эти справочники куда-то ушли из дома. Точно можно узнать в 7м томе. Там написано про дырочки в иконах , которые нашёл ПЁТР1 и гневался. Поисковик в помощь.
            1. -4
              3 июня 2020 11:30
              Цитата: Reptiloid
              Там написано про дырочки в иконах , которые нашёл ПЁТР1 и гневался

              Да,нашёл эти дырочки,всё правильно,но про кровавые зады там ничего не сказано.
              Как сейчас принято говорить в креативных кругах,это фэйк.
              1. +1
                3 июня 2020 11:42
                Я вроде Вам ответил? laughing чего одно и тоже повторять? Или хотите о царях и церкви поговорить? Вернулся бы я к давним сведениям , Вам известным, да я не дома, трудно отвечать.....
                1. -3
                  3 июня 2020 12:34
                  Цитата: Reptiloid
                  Или хотите о царях и церкви поговорить?

                  Сам же про попов небылицы распространяешь,а меня упрекаешь.Пока.
        2. +1
          3 июня 2020 19:24
          Привет, Дмитрий! Надо было данный исторический пример рассказать Н. Поклонской, у которой не так давно бюст Николая второго мироточил.
          1. -1
            3 июня 2020 19:48
            Цитата: Авиатор_
            Привет, Дмитрий! Надо было данный исторический пример рассказать Н. Поклонской, у которой не так давно бюст Николая второго мироточил.

            Даже и не знаю, Сергей request recourse неизвестно, как бы я привёл этот исторический пример.........
            1. 0
              3 июня 2020 21:04
              Так Петра Первого давно уже нет, Поклонской бояться нечего.
      2. -12
        3 июня 2020 09:39
        Цитата: Авиатор_
        Он ещё не замироточил?

        Это Вам надо к мумии- объекту многолетних опытов над ней (96 лет уже!). yes
        1. 0
          3 июня 2020 19:26
          А у Н. Поклонской недавно бюст Николая второго мироточил - или Вы против высказывания бывшего прокурора Крыма, чрезвычайно любящей последнего русского императора? Вы, монархист - и против святости Николая?
          1. 0
            3 июня 2020 19:56
            Эту икону откуда-то ей срочно на самолете доставили. Так писали в сети. Какая-то особенная икона. Может Бобёр про это знает и нам скажет?
            Цитата: Авиатор_
            А у Н. Поклонской недавно бюст Николая второго мироточил - или Вы против высказывания бывшего прокурора Крыма, чрезвычайно любящей последнего русского императора? Вы, монархист - и против святости Николая?

            Интересно, а почему именно последнего надо чрезвычайно любить? Непонятно wassat
            1. 0
              3 июня 2020 21:03
              У верующих женщин бывают странные причуды. Это про любовь. Опять же, я знаю лишь про мироточение бюста императора. А что, ещё и икона тоже?
              1. 0
                3 июня 2020 21:39
                Я подумал, что имеется в виду, что это икона мироточила. Которую она несла когда Бессмертный полк. Наверно, в 2015году.
                А про бюст мне ничего не известно. request потому я и написал выше
                ....как бы я привел этот пример....
                .И было непопятно где икона, а где бюст. И непонятно слово
                ......недавно.....
                . Хотя в историческом процессе 2015год недавно. А Вы, Сергей, про что? Про какой бюст и когда?
                1. 0
                  3 июня 2020 22:42
                  Никто её за язык не тянул, сама телевизионщикам несколько лет назад заявляла, что бюст Николая II, установленный в Симферополе у прокуратуры, мироточил. Я вот про разные такие иконы знаю, но мироточение каменного бюста - вот это действительно что-то! На уровне гуманоидов и тарелочек. Хотя, место открытое, птички летают...
              2. +2
                3 июня 2020 22:14
                Цитата: Авиатор_
                У верующих женщин бывают странные причуды. Это про любовь. Опять же, я знаю лишь про мироточение бюста императора. А что, ещё и икона тоже?

                Это наверно нам Ольгович и Бобёр поставили минусы. А это неправильно .Если они знают подробности, то должны были про всё это объяснить культурно, достойно и красиво. А про просверливание дырочек мы и сами знаем.
                1. +1
                  3 июня 2020 22:44
                  Да и хрен с ними, с минусами. Ну нравится им, пускай тешатся.
      3. 0
        4 июня 2020 12:02
        Вот тут то же уже год как собираются памятник поставить участникам врангелевского десанта -
        http://livinghistory.ru/topic/77113-100-letie-ulagaevskogo-desanta-na-kubani-i-gibeli-3/page-9
        Открытие - на август 2020!
    2. +8
      3 июня 2020 08:20
      А как же они такие храбрые и умные профукали такую огромную страну?
      1. 0
        3 июня 2020 11:14
        Цитата: Пессимист22
        А как же они такие храбрые и умные профукали такую огромную страну?

        Встречал такое объяснение-----импотенция власти---сссс am
    3. +2
      3 июня 2020 10:12
      Цитата: Ольгович
      увидеть, ЧТО развалилось в реальности.

      Когда у власти оказались реальные белые.
      Цитата: Ольгович
      лоботрясы, трусы, бежавшие от фронта за границу, предатели, призывавшие к победе оккупантов и привезенные этими оккупантами на Родину, отдавшие оккупантам треть евр. части России.

      А главное - активно массово поддержанные на Родине... wink
    4. 0
      3 июня 2020 10:48
      Цитата: Ольгович
      памятник Петру Николаевичу в Крыму.

      Надеюсь, простоит не долго.
      Реальные патриоты России разберутся в истории Отечества, и мятежники против народа получат окончательную оценку и забвение.

      Если в 1917 г. надо было разбираться...
      Если в 1918 г. надо было выбирать судьбу...
      Если в 1919 г. с призванием колонизаторов из Антанты на защиту Родины встали все сознательные....
      То в 1920 г. даже бывшие, но сознательные офицеры, записывались в Красную Армию для отпора польским панам...
      Ничего барон не понял в Русской истории...
      1. -13
        3 июня 2020 11:05
        Цитата: Сергей С.
        Надеюсь, простоит не долго.

        То вы на социализьм надеялись, то на коммунизьм ....И?lol lol
        Цитата: Сергей С.
        Если в 1919 г. с призванием колонизаторов из Антанты на защиту Родины встали все сознательные

        Антанта вернула стране то, что ВАШИ продали навсегда немецким оккупантам

        Антанта спасла МИЛЛИОНЫ умирающих от голода, который устроили ВАШИ
        Цитата: Сергей С.
        Ничего барон не понял в Русской истории...

        он служил России, которую ВАШИ уничтожали с 1917 по 1991 и оставили от нее рожки да ножки-на КАРТУ гляньте-это ВАШИ достижения. Как и демография.

        Позорище...
        Банкроты.
        1. +3
          3 июня 2020 17:11
          Цитата: Ольгович
          Антанта вернула стране то, что ВАШИ продали навсегда немецким оккупантам

          Антанта спасла МИЛЛИОНЫ умирающих от голода, который устроили ВАШИ

          Я по простоте душевной думал, что Вы исповедуете взгляды русских националистов, немного неграмотных, но откровенных и достаточно честных людей.
          С националистами имел несчастье разговаривать, и если это не их руководители, это как раз вменяемые интересующиеся люди, доброжелательно зазывающие в свою кампанию.
          А вот что делать с прославлением антанты????
          То, что вы пишите можно понять только в одном единственном случае, если представить Вас за компом в оффисе "Радио Свобода" или "Русской службы BBC".
          1. -9
            3 июня 2020 17:39
            Цитата: Сергей С.
            Я по простоте душевной думал, что Вы исповедуете взгляды русских националистов, немного неграмотных, но откровенных и достаточно честных людей.
            С националистами имел несчастье разговаривать, и если это не их руководители, это как раз вменяемые интересующиеся люди, доброжелательно зазывающие в свою кампанию.
            А вот что делать с прославлением антанты????
            То, что вы пишите можно понять только в одном единственном случае, если представить Вас за компом в оффисе "Радио Свобода" или "Русской службы BBC".

            Что делать?

            ЧИТАТЬ больше и учить Историю своего Отечества.

            Не ту, лживую неумную агитку из несуществующей реальности, что Вы учили в совшколе, а НАСТОЯЩУЮ.

            И узнаете тогда, что именно Антанта отменила ваше предательство в бресте и именно мир,, включая страны Антанты, спас миллионы умирающих во время устроенного вашими голода 21-22 г и про самый страшный в истории человечества голод в мирные 32-33 г, созданный вашими.нвеждами и пр и пр.

            Это просто ФАКТЫ
        2. 0
          4 июня 2020 01:04
          Цитата: Ольгович
          Позорище...
          Банкроты.

          Врангель вроде признал польскую границу по Днепру. С чего Вы взяли, что он собирался отбивать Грузию, Азербайджан, Армению, Карелию, Молдавию, Прибалтику у сепаратистов? Деникин нанес удар в спину Красной Армии когда она начала освобождать Западные области России от немецких оккупантов и их марионеток типа украинских гетманов-гауптманов. Наступая на Сталинград Врангель взаимодействовал с Астраханской армией-инструментом германских интересов.
          1. -5
            4 июня 2020 07:07
            Цитата: gsev
            Врангель вроде признал польскую границу по Днепру.

            А вы перекреститесь.
            Цитата: gsev
            ю, Молдавию, Прибалтику у сепаратистов?

            какие спаратисты в Молдавии, что вы несете?

            бессарабия ОККУПИРОВАНА румынией, неуч.

            а до нее заявила о вхождении россию-и это ПОСЛЕ ВОРа!
            Цитата: gsev
            Деникин нанес удар в спину Красной Армии когда она начала освобождать Западные области России от немецких оккупантов и их марионеток типа украинских гетманов-гауптманов

            расные русофобы договорились с такими же русофобами поляками и заключили перемирие для того, чтобы совместно остановить освобождение Москвы от бандитов.

            Цитата: gsev
            Наступая на Сталинград Врангель взаимодействовал с Астраханской армией-инструментом германских интересов.


            Врвнгель на...Сталинград! belay lol

            Это же сколько надо выпить!
            1. -1
              4 июня 2020 17:36
              Цитата: Ольгович
              Врангель вроде признал польскую границу по Днепру.

              А вы перекреститесь.

              А как Вы думаете, почему Врангель не попытался перейти на правый берег Днепра и позволил красным спокойно организовать Каховский плацдарм? Насколько я знаю потому что с Пилсудским поделил единую и неделимую Россию по Днепру.
        3. +1
          4 июня 2020 07:16
          Да вы батенька просто неумный лжец! Антанта у него миллионы спасала.. Тьфу..
          1. -7
            4 июня 2020 08:47
            Цитата: paul3390
            Да вы батенька просто неумный лжец! Антанта у него миллионы спасала..

            Мил. человек, в школу-МАРШ!
            Обделавшиеся узурпаторы , приведшие к людоедству и голоду Россию, едиственную сытую в ПМВ страну. летом 1921 г обратились к миру за помощью.
            И помощь была оказана.
            АРА — Американская организация помощи, организованная в 1919 году по поручению президента Америки Вудро Вильсона для помощи голодающим

            22 декабря 1921 года Конгресс США – одобрил выделение $20 миллионов для закупки продуктов у американских фермеров для помощи Советам.


            Помощь из США, Англии. франции, Дании. Швеции и даже Германии и пр. спасла МИЛЛИОНЫ доведенных до голода сов властью людей.

            и кто-то это...отрицает..

            Какая мерзость negative ....
  3. +9
    3 июня 2020 08:02
    .....ПОМНИ
    ПОМНИ
    голодный взгляд
    рабочего
    и красноармейца!

    Вот
    Кто
    в холоде,
    в тифе,
    войне,
    послан миром
    за хлебом и миром.
    Тут же
    избы кулачьи
    вдвойне
    заплывают пшеничным жиром.
    Кто ведёт нас на бой,
    не любовь ли?
    ПУСТЬ НЕ ДРОГНУТ ПРИ БИТВЕ СЕРДЦА.
    Спите мирно, бедняцкие кровли......
    МИР ХИЖИНАМ!
    ВОЙНА ДВОРЦАМ!
    1. +5
      3 июня 2020 08:05
      Это отрывок. А.Безыменский , издание 1923года
  4. +5
    3 июня 2020 08:08
    При анализе исторических событий того времени единственно верным является классовый подход, ибо гражданская война в основе своей имела классовый конфликт. Врангель сотоварищи пытались вернуть права и привилегии своего социума, привыкшего к хрусту французской булки, при этом не изучая трудов классиков марксизма-ленинизма, что в итоге обернулось поражением и эмиграцией. Никакого сочувствия к ним нет и быть не может.
  5. +5
    3 июня 2020 08:11
    Как не облизывал автор Врангеля.дело его проигранно...а вместе с ним и особый русский путь социального расизма.религиозного мракобесия.немощи русского правящего слоя...
    1. 0
      4 июня 2020 01:17
      Цитата: апро
      Как не облизывал автор Врангеля.дело его проигранно...а вместе с ним и особый русский путь социального расизма.религиозного мракобесия.немощи русского правящего слоя...

      Облизывал? А может и нет? Ведь помещённый портрет Врангеля красноречив
  6. 0
    3 июня 2020 08:24
    виднейших сподвижников Столыпина и участников проведения его аграрной реформы. Крестьяне получали землю за счет раздела крупных поместий за определённую плату (пятикратный средний годовой урожай для данной местности, для выплаты этой суммы давалась 25-летняя рассрочка)

    --с реформой опоздали на 20 лет-приговор приведен....и обжалованию не подлежит
    1. +3
      4 июня 2020 17:50
      Цитата: антивирус
      Крестьяне получали землю за счет раздела крупных поместий за определённую плату

      Смысл столыпинской реформы был усадить на народную шею помимо одряхлевшего помещика-паразита нового нахлебника-кровопийцу: кулака. То есть более способный и успешный крестьянин получал возможность выделить себе удел, прирастить его за счет уделов разорившихся крестьян, уехавших в город. Предполагалось, что такой кулак смог бы обеспечить товарным хлебом государство для вывоза за границу и эксплуатировал бы своих соседей-батраков эффективнее старых помещиков. Читали "Вишневый сад"? Там показаны предпосылки столыпинских реформ. Борьбы между Столыпинцами-реформаторами и русскими крестьянами закончилась летом 1917 года погромом помещиков по всей России и оформлением этого погрома выстрелом Авроры и репликой Анатолия Григорьевича Железнякова "Караул устал".
  7. +3
    3 июня 2020 19:14
    Революция (хотя революция это процесс) и гражданская война + репрессии имели биологическую составляющую, по результатам наверно главную получается. Была вырезана старая элита, в т.ч. со «старыми» большевиками. Есть мемуары где человек приезжая в Россию через определенные промежутки времени описывает как изменялся генотип чиновников. Наша так называемая новая элита это далеко не монолитная с точки зрения биологии каста, поэтому до революции по взрослому еще лет 400. Вообще получается это нормальный биологический процесс самоочищения нации, для перезагрузки. Естественно погибших людей жалко, но гражданская война была неизбежна, поскольку у элиты не хватило ума решить по хорошему земельный вопрос, а отсутствие ума признак вырождения. У всех больших народов это периодически случается в той или иной форме. А то, что территории потеряли еще не вечер, поживем увидим… Мои предки усадьбу помещика спалили, отец говорил, что находил осколки посуды в огороде.
    1. 0
      4 июня 2020 01:26
      В результате различных событий, произошедших в молодом советском государстве, какая-то литература, периодика ---изымались, уничтожались.Ну и репрессии проходили. У меня впечатление , что сейчас происходит намеренное упрощение.Я стараюсь читать о том времени, в т.ч. и репринты и тоже какие-то мысли о биологическом очищении приходили
    2. 0
      4 июня 2020 02:51
      Цитата: DWG1905
      репрессии имели биологическую составляющую

      Интересная мысль...и гдето даже согласен.человек именно биологический обьект.и он существует по биологическим законам своего вида.
  8. 0
    27 июня 2020 20:41
    Врангел враг из за него гражданская война ещё продлилась полгода унеся еще много людских жизней