Military Review

The defeat of the Turkish army at Lovce

3
140 years ago, 3 September 1877, the Russian army won at Lovcha. The battle for the Ottoman fortress, which defended the communications leading to Pleven, was fierce. As a result, the Russian troops took the enemy fortress.


prehistory

Commander-in-chief Nikolai Nikolayevich considered it possible to combine the transition to the defense of the Russian Danube army with private offensive actions. The Russian command planned to eliminate the threat to the right flank of the Danube army from the direction of Pleven, which would allow with the arrival of reinforcements to proceed to major offensive operations against the main forces of the Turkish army.

By the beginning of autumn 1877, the situation on the Balkan front had improved for the Russian army. Despite the failure of two assaults of Plevna, Russian troops repulsed an attempt by the Turkish army to occupy mountain passes on the Balkan Range. The offensive of the Ottoman army against the Ruschuksky detachment failed. What ultimately led to the disruption of the large-scale counterattack planned by the Ottoman high command in order to drive the Russians beyond the Danube. Reinforcements arrived at the theater of operations - 4 Army Corps. The Russian command sent him to Pleven.

In addition, at this time, Romanian troops actively joined the fight along with the Russian army. During the crossing of the Danube, Romanian military vessels supported the Russian flotillaRomanian artillerymen participated in the shelling of Nikopol, medics participated in transporting Russian wounded soldiers to the rear hospitals. However, the further development of Russian-Romanian combat interaction was negatively affected by the absence of an agreement on joint actions of the Russian and Romanian armies. This is largely due to the cowardly position of the Romanian prince Karl, who was the commander of the Romanian army. Karl wanted to become the king of Romania, completely independent from Turkey, but was afraid of strengthening the position of Russia in the Balkans, and listened to the views of Austria and Germany. In the end, Karl resisted the attempts of the Russian command to establish cooperation with the Romanians, fearing that the Russians would get too strong influence in the army and the country. In particular, when, on the eve of the first assault on Plevna, General Kridener asked the commander of the 4th Romanian division to take up the defense of Nikopol, and also to allocate troops for the escort of thousands of Turkish prisoners, which made it possible to free up considerable forces of the Russian army for operations against Plevna, the Romanians refused. The direct appeal of the command of the Russian army to the prince also did not give positive results. It took two weeks to agree on the transfer of Romanian troops to Nikopol, and valuable time was lost. Thus, the Romanian troops as a whole were inactive on the left bank of the Danube, and did not fight the enemy.

The failure in the assault on Plevna forced the Russian emperor Alexander II to change his former negative attitude towards active military cooperation with Romania. It was necessary to use all available forces and resources. 16 (28) in August 1877, the emperor and the romanian prince met in the main apartment (headquarters). A compromise agreement was reached: the Romanians stepped up their actions, while the Romanian prince headed the Western detachment, and the Russian general P. P. Zotov was put at the head of his headquarters. On this occasion, the Russian military minister D. Milyuin wrote: “The bosses over a significant part of the army and on the most important strategic point are assigned to a foreign prince, completely inexperienced in military affairs, surrounded by his petty ambitious ...”.

At the end of August 1877, the Russian army operating in the Balkans, had in its structure more than 210 thousand people. Romanian troops - more than 30 thousand people, concentrated in the lower reaches of the river. Wit, northwest of Pleven. On the left bank of the Danube, at the fortress of Vidin, stood another Romanian corps. The Turks at that time had more than 205 thousand people against the Russian-Romanian troops. Thus, the Allies had superiority over the enemy and the Russian command decided to use the favorable moment and begin offensive operations in the western direction; in other sectors of the front, defense was still envisaged. The goal was to seize Pleven, which was supposed to create the conditions for a transition to a common strategic offensive. The success of this offensive was that the Russian commander-in-chief, Nikolai Nikolayevich, expected to ensure mainly the creation of a significant numerical superiority of the allied Russian-Romanian troops over the Turkish garrison of Pleven.

The Battle for Shipka somewhat distracted the attention of the Russian command from preparing the attack on Pleven. On the other hand, the success of repelling the attacks of Suleiman Pasha even increased the desire of the Russian commander in chief to take Pleven as soon as possible. On August 30, the commander-in-chief of the Danube army made the final decision to launch an offensive on Pleven in the very near future.

The beginning of confrontation

31 August 1877, the Turkish commander Osman Pasha with the 19 battalion stepped out of Pleven in the direction of the positions of the 4 Russian corps. On the one hand, he carried out the instructions of the high command to divert the attention of the Russian troops from the army of Suleiman Pasha (Shipka region), on the other hand, he tried to probe the forces of the Russian troops by reconnaissance in battle. The offensive of the Turkish troops as a result of the carelessness of the Russian command was unexpected for the Russians and they could not use the output of Osman Pasha's troops to impose on him a battle in an open field. Fourteen battalions of the 4 Corps were forced to defend in their positions from Pelishat-Sgalovets against the Turkish battalions 19. The remaining numerous troops of the Western squad, not counting the Romanians, were passive witnesses of this battle. While the 4 Corps fought hard with the enemy, the 9 Corps was inactive.

The Russian command did not even attempt to organize a flank attack against Osman Pasha's troops. The actual head of the Western detachment, commander of the 4 Corps, Lieutenant General Zotov, was afraid to throw the 9 Corps into the counterattack, as he was covering the main imperial apartment in Gorny Gild. During this battle, Russian troops lost 1 thousand people, Turks 1,3 thousand people. Having failed to achieve success, the troops of Osman Pasha turned back and calmly went under the cover of the Plevenna fortified area. “Thus,” D. Milutin noted, “and this time, when the enemy dared to stumble upon 25 with thousands on our two corps, our strategists failed to take advantage of a favorable opportunity to beat the enemy, and were content to repulse his attack.”

Forces of the parties. Attack plan

This Turkish attack did not change the plans of the Russian command. However, before starting the third assault on Plevna, the Russian command decided to take the Lovcha, on the river. Osma It was an important road junction leading to Pleven, Selvi and Troyan. Through Lovcha, the Osman Pasha troops maintained contact with the Suleiman Pasha army and received reinforcements. The capture of Lovcha was to ensure the attack of Plevna from the south.

Turkish positions at Lovcha were located on the elevations of both banks of the river. Osma The first line of Turkish fortifications stretched along the heights no. 1, 2, 4 and 5 of the eastern bank of the river. Before it flowed Prisyaksky stream. The Turkish fortifications were trenches with a front to the north and east, occupied by the 3,5 battalions, half of the battalions were located in the city itself. The main stronghold was on Mount Redhead. The fortifications of the second Turkish line were located at heights No. 6, 7, 8 and 9 on the west bank of the river. The main reinforcement of the second line was Zarechny redoubt with a number of trenches located at the height of number 6; at heights number 7, 8 and 9 only trenches were arranged. The redoubt was occupied by three battalions with three guns, one battalion with two guns occupied trenches at heights number 7, 8 and 9. Fortifications were prepared for all-round defense. Lovcha was defended by a Turkish detachment under the command of Rifata Pasha as part of the 8 battalion, 1 platoon cavalry and 6 guns. The total number of Turkish troops in the Lovci area reached 8 thousand people, part of the detachment consisted of irregular troops - Circassians and bashi-bazouks.

To capture the Lovchi 30 of August, a special detachment was formed under the command of the Chief of the 2 Infantry Division, Major General A. Imeretinsky. The squad included 2 Division, 2 Brigade of the 3 Infantry Division, 64 of the Kazan Regiment, battalion of the 118 Shui Regiment, Caucasian Cossack Brigade, 92 guns. On August 31, the 3 Rifle Brigade was additionally introduced into the squad. The squadron consisted of 25 battalions, 1 squadrons and 14 hundreds, 2 platoon sappers and 98 guns. The total number of troops reached 27 thousand people. The detachment was supposed to take Lovchu 1-3 September, leave to protect the area near the brigade and move to Pleven. Thus, the Russian troops were significantly superior to the enemy in manpower and had an overwhelming advantage in artillery.

M. Skobelev in August spent considerable time observing and reconnoitating Lovcha, so Imeretinsky pushed him forward with a detachment from the 64 Kazan Regiment, a battalion of the Shuisky Regiment, the Caucasian Cossack Brigade and 14 guns. The Skobelev heights A, B, C and D, occupied by the Russian detachment, commanded the Turkish fortifications over the entire first line.

They decided to deliver the main attack in the direction of the Red Mountain (height No. 1), take it and, acting in the right flank of the Turkish troops defending east of Lovcha, cut off their escape routes beyond Osma. A diverting attack was planned on the left flank of the Turkish position (heights no. 4 and 5). To suppress enemy defenses and demoralize them, a strong artillery preparation had to precede the attack. For the distracting attack, the right column was commanded under the command of Major General Dobrovolsky - the 3 Infantry Brigade (4 battalion and 20 guns), which, advancing on the left flank of the enemy, was to divert his attention from the main direction of the blow - Ginger Mountain. The left column under the command of Major General Skobelev - the Kazan regiment, the battalion of the Shuya regiment, the 1 brigade of the 2 division (10 battalions, 1 squadron, 2 hundreds and 56 guns) delivered the main blow. For Skobelev’s convoy, there was a general reserve of Major General Engman — the second brigades of the 2 and 3 divisions (11 battalions and 16 guns). The Caucasian Cossack brigade under the command of Tutolmin had to cover the flanks of the detachment, maintain contact between the troops located under Lovcha and Plevna and block the Turks from retreating from Lovchinsky positions. The first was to start the offensive left column Skobelev. Dobrovolsky's right column could launch an attack after occupying the Red Mountain.


Map source: N. I. Belyaev. Russian-Turkish war 1877 — 1878

Battle

By 5 o'clock in the morning of September 3, columns of Skobelev and Dobrovolsky lined up in battle order. Artillery preparation from 68 guns began. From the outset, difficulties began and a coherent plan of attack was foiled. The terrain and enemy positions have not been adequately studied. In the right pillar, only 2 of September was erected, and the shelters for the infantry were not prepared at all. As a result, they could not prepare artillery preparation from “short distances”, which did not allow to thoroughly destroy the fortifications of the first line and suppress the rifle fire of the Turkish infantry. The fortifications of the second Turkish line of defense were completely beyond the limit of the fire of the Russian artillery.

Turkish troops, armed with shotguns with good aiming firing range, inflicted considerable losses on the Russian soldiers, who did not even dig in. In 7 hours 30 minutes, the Turks counterattacked, trying to cover the right flank of Dobrovolsky. The attack was repelled by the Russian bayonet. Dobrovolsky was confused and asked for reinforcements. Imeretinsky sent him one regiment. As a result, Dobrovolsky, in order not to subject the troops to vain losses from enemy rifle fire, decided to launch an offensive himself, without waiting for an order before the main forces. Thereby finally broke the plan of the operation. In 8 hours 30 minutes our troops went on the offensive and with a swift blow occupied the fortifications No. 4 and No. 5. Turkish troops were driven back to the left bank of the Osma River and into Lovcha. An unexpected attack for the enemy, launched without the necessary artillery preparation, was worth serious losses, but led to a decisive success. Then Dobrovolsky took his brigade to the valley Prisyaksky stream to clean up. The Revel regiment that had come from the reserve occupied the occupied positions.

Around 12 hours with music and loose banners and with the support of artillery fire, Skobelev's left column attacked. So before this, a significant part of the Turkish infantry in the first line of defense moved north to act against the Dobrovolsky column, here the Russians met with weak resistance. After a short bout and with minor losses, our troops took up the fortifications on the Red Mountain and the height No. 2 and, developing success, rushed at Lovcha. The fortress also quickly fell. Thus, the Turkish defense on the right bank of the Osma was defeated. Turkish troops retreated to the second position north of Lovcha.

After a short pause, our troops continued the offensive. It was decided to strike the main blow against the fortification No. 6 - a strong redoubt, which was called Zarechny. In Zarechny redoubt, at this time, about 5 enemy battalions with 4 guns. The artillery was transported to Red Mountain, and it opened fire on Zarechnoye redoubt from the 1800-2500 distance. Skobelev's column, reinforced by four battalions, was to attack from the south, delivering the main attack on the right flank of the enemy. The right column of Dobrovolsky and part of the troops of the Skobelev detachment attacked the left flank; Tutolmin Cossacks were supposed to act from the rear.

After 14 hours, the attack began on the second position of the enemy. On the right wing of the Skobelev detachment, the Kaluga and Libavsky regiments were the first to start. Following them, a ledge back over the right flank of the Kaluzh people, the Revel regiment advanced. The main forces of the left column at that time were still in place. It is clear that the Turks directed the entire fire on Kaluzhs and Libauans, who, after crossing the river, suffered heavy losses. The terrain was open. The initiative of the company commanders, which violates the generally accepted methods of attack, helped, as it was already before more than once. From a distance of 2000 steps, the soldiers moved to the offensive with chains, and then, on the initiative of the soldiers, began to run across the heaps in groups and one by one from cover to cover. The troops began to suffer significantly smaller losses. Coming out to the enemy fortification, our troops went on the attack. At the same time, the Revel regiment entered the flank of the enemy. Under the onslaught of the Russians, the Turkish troops cleared the advanced trenches and retreated to the very redoubt.

As a result, the main forces of the left column emerged from the city around the 17 30 hours of minutes again with music and loose flags only after the Kaluzhs had already stormed the redoubt from the southeast, and the Revels from the northeast. Skobelev's troops drove the Turkish infantry out of the fortifications of the right flank; they retreated to the west and to the redoubt. At this time, the Kaluga, Libavsky and Revel regiments took Zarechny redoubt during a brutal bayonet battle. The Turks fled. The left column, which was late with the beginning of the offensive, did not manage to cut off the Turkish infantry from the Zarechny redoubt. The Caucasian Cossack Brigade was unable to completely surround and finish off the enemy - it was detained by two Turkish battalions covering the withdrawal.

The battle of Lovcha ended in complete victory for the Russian army. The entire Rifat Pasha squad was crushed and scattered. The fight was fierce. The losses of the Turks killed exceeded 2 thousand people. Russian casualties - 1700 people killed and wounded.

The defeat of the Turkish army at Lovce

"General MD D. Skobelev on a horse." N. D. Dmitriev-Orenburg, (1883)
Author:
Articles from this series:
War 1877-1878 years.

"Constantinople must be ours ..." 140 years ago, Russia declared war on Turkey
"Turkey must cease to exist"
How England battled Russia with Austria-Hungary and Turkey
How Russia saved Serbia from defeat
Russian army on the eve of the war with Turkey
Russian Black Sea Fleet on the eve of the war with Turkey
Turkish Armed Forces
“Only on the shores of the Bosporus can the Turks dominate their way ...”
Turkish command was going to arrange the Russian army "Balkan Cannes"
How England in 1877 year tried to repeat the "Crimean scenario" to defeat Russia
Speech by Montenegro on the Russian side distracted a large grouping of the Turkish army
Battle of the Danube
Battle of the Danube. H. 2
Sturm Ardahan
Dramdag and Dayarskoy battles. The failure of the Russian army at Zivin
140 years of heroic defense of Bayazet
As the plan collapsed "Russian Blitzkrieg" in the Balkans
Breakthrough detachment Gurko in Zabalkanie
How "Leo Pleven" gave the Russian army a bloody lesson
Transition of the Danube army to strategic defense
140 years of the heroic defense of Shipka
“We will stand to the last, we will lay down our bones, but we will not give up our positions”
"On Shipka, everything is calm ..."
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Hoc vince
    Hoc vince 2 September 2017 07: 31
    0
    Thanks to the author.
  2. parusnik
    parusnik 2 September 2017 09: 06
    +1
    Also one of the wars .. brilliant victories that were later annulled ...
  3. alatanas
    alatanas 4 September 2017 23: 36
    +2
    The city is called Lovech, and the Osym river (Osm - Bulgarian.)

Военное обозрение

Поражение турецкой армии при Ловче

3
140 лет назад, 3 сентября 1877 года, русская армия одержала победу при Ловче. Бой за османскую крепость, которая обороняла ведущие к Плевне коммуникации, был ожесточённым. В итоге русские войска взяли вражескую крепость.


Предыстория

Переход к обороне русской Дунайской армии главнокомандующий Николай Николаевич считал возможным сочетать с частными наступательными действиями. Русское командование планировало ликвидировать угрозу правому флангу Дунайской армии со стороны Плевны, что позволило бы с прибытием подкреплений перейти к крупным наступательным операциям против главных сил турецкой армии.

К началу осени 1877 года ситуация на Балканском фронте для русской армии улучшилась. Несмотря на провал двух штурмов Плевны, русские войска отразили попытку турецкой армии занять горные перевалы на Балканском хребте. Провалилось наступление османской армии против Рущукского отряда. Что в итоге привело к срыву планировавшегося османским верховным командованием масштабного контрнаступления с целью выбить русских за Дунай. На театр военных действий прибыло подкрепление – 4-й армейский корпус. Русское командование направило его к Плевне.

Кроме того, в это время в борьбу вместе с русской армией активно включились румынские войска. Во время форсирования Дуная румынские военные суда поддерживали русскую флотилию, румынские артиллеристы участвовали в обстреле Никополя, санитары принимали участие в транспортировке русских раненных солдат в тыловые госпитали. Однако на дальнейшее развитие русско-румынского боевого взаимодействия отрицательно сказывалось отсутствие соглашения о совместных действиях русской и румынской армий. Во многом это связано с малодушной позицией румынского князя Карла, который являлся главнокомандующим румынской армией. Карл хотел стать королем полностью независимой от Турции Румынии, но боялся усиления позиций России на Балканах, и прислушивался к мнениям Австрии и Германии. В итоге Карл противился попыткам русского командования наладить взаимодействие с румынами, опасаясь, что русские получат слишком сильное влияние в армии и стране. В частности, когда накануне первого штурма Плевны генерал Криденер попросил командира 4-й румынской дивизии взять на себя оборону Никополя, а также выделить войска для конвоирования тысяч турецких пленных, что позволяло освободить значительные силы русской армии для действий против Плевны, румыны отказались. Непосредственное обращение командования русской армии к князю также не дало положительных результатов. На согласование вопроса о переброске румынских войск в Никополь ушло две недели, драгоценное время было упущено. Таким образом, румынские войска в целом бездействовали на левом берегу Дуная, а не сражались с противником.

Неудача при штурме Плевны заставила русского императора Александра Второго изменить свое прежнее отрицательное отношение к активному военному сотрудничеству с Румынией. Необходимо было задействовать все имеющиеся силы и ресурсы. 16 (28) августа 1877 года в главной квартире (штабе) состоялась встреча императора и румынского князя. Было достигнуто компромиссное соглашение: румыны активизировали свои действия, при этом румынский князь возглавил Западный отряд, а во главе его штаба поставили русского генерала П. Д. Зотова. По этому поводу русский военный министр Д. Милюин написал: «Начальство над значительной частью армии и на важнейшем стратегическом пункте возлагается на иностранного принца, вовсе неопытного в военном деле, окруженного своими мелкими честолюбцами…».

В конце августа 1877 года русская армия, действовавшая на Балканах, имела в своём составе более 210 тыс. человек. Румынские войска - более 30 тыс. человек, сосредоточивались в низовье р. Вит, северо-западнее Плевны. На левом берегу Дуная, у крепости Видин, стоял ещё один румынский корпус. Турки в это время имели против русско-румынских войск более 205 тыс. человек. Таким образом, союзники имели превосходство над врагом и русское командование решило использовать благоприятный момент и начать наступательные действия на западном направлении; на других участках фронта по-прежнему предусматривалась оборона. Целью ставился захват Плевны, что должно было создать условия для перехода в общее стратегическое наступление. Успех этого наступления русский главнокомандующий Николай Николаевич рассчитывал обеспечить главным образом созданием значительного численного превосходства союзных русско-румынских войск над турецким гарнизоном Плевны.

Сражение за Шипку несколько отвлекло внимание русского командования от подготовки наступления на Плевну. С другой стороны, успех отражения атак Сулеймана-паши даже усилило стремление русского главнокомандующего как можно скорее взять Плевну. 30 августа главнокомандующий Дунайской армией принял окончательное решение о начале наступления на Плевну в самом ближайшем будущем.

Начало противостояния

31 августа 1877 года турецкий командующий Осман-паша с 19 батальонами выступил из Плевны в направлении позиций 4-го русского корпуса. С одной стороны, он выполнял указания верховного командования - отвлечь внимание русских войск от армии Сулеймана-паши (района Шипки), с другой - пытался путем разведки боем прощупать силы русских войск. Наступление турецких войск в результате беспечности русского командования оказалось неожиданным для русских и они не смогли использовать выход войск Османа-паши, чтобы навязать ему сражение в открытом поле. Четырнадцать батальонов 4-го корпуса вынуждены были обороняться на своих позициях у Пелишата-Сгаловца против 19 турецких батальонов. Остальные многочисленные войска Западного отряда, не считая румын, были пассивными свидетелями этого сражения. В то время как 4-й корпус вёл упорный бой с противником, 9-й корпус бездействовал.

Русское командование даже не попыталось организовать фланговую атаку против войск Османа-паши. Фактический начальник Западного отряда, командир 4-го корпуса генерал-лейтенант Зотов побоялся бросить в контратаку 9-й корпус, так как он прикрывал главную императорскую квартиру, в Горном Студне. В ходе этого боя русские войска потеряли 1 тыс. человек, турки 1,3 тыс. человек. Не добившись успеха войска Османа-паши повернули обратно и спокойно ушли под прикрытие Плевненского укрепрайона. «Таким образом, - отмечал Д. Милютин, - и на этот раз, когда неприятель осмелился наткнуться с 25-ю тысячами на наши два корпуса, наши стратеги не сумели воспользоваться благоприятным случаем побить противника, и удовольствовались тем, что отбили его нападение».

Силы сторон. План атаки

Эта турецкая атака не изменила планов русского командования. Однако, прежде чем начать третий штурм Плевны, русское командование решило взять Ловчу, на р. Осма. Это был важный узел дорог, ведущий в Плевну, Сельви и Троян. Через Ловчу войска Османа-паши поддерживали связь с армией Сулеймана-паши и получали подкрепления. Взятие Ловчи должно было обеспечить атаку Плевны с юга.

Турецкие позиции у Ловчи были расположены на возвышенностях обоих берегов р. Осмы. Первая линия турецких укреплений тянулась по высотам № 1, 2, 4 и 5 восточного берега реки. Перед ней протекал Присякский ручей. Турецкие укрепления представляли собой траншеи фронтом на север и восток, занятые 3,5 батальонами, половина батальона располагалось в самом городе. Главный опорный пункт был на горе Рыжая. Укрепления второй турецкой линии были расположены на высотах № 6, 7, 8 и 9 на западном берегу реки. Главным укреплением второй линии являлся Заречный редут с рядом траншей, расположенных на высоте № 6; на высотах № 7, 8 и 9 были устроены лишь траншеи. Редут был занят тремя батальонами с тремя орудиями, один батальон с двумя орудиями занимал траншеи на высотах № 7, 8 и 9. Укрепления были подготовлены к круговой обороне. Ловча оборонялась турецким отрядом под началом Рифата-паши в составе 8 батальонов, 1 взвода конницы и 6 орудий. Общая численность турецких войск в районе Ловчи доходила до 8 тыс. человек, часть отряда состояла из иррегулярных войск - черкесов и башибузуков.

Для захвата Ловчи 30 августа сформировали особый отряд под началом начальника 2-й пехотной дивизии генерал-майора А. К. Имеретинского. В состав отряда вошла 2-я дивизия, 2-я бригада 3-й пехотной дивизии, 64-й Казанский полк, батальон 118-го Шуйского полка, Кавказская казачья бригада, 92 орудий. 31 августа в состав отряда дополнительно была введена 3-я стрелковая бригада. Отряд насчитывал 25 батальонов, 1 эскадрон и 14 сотен, 2 взвода саперов и 98 орудий. Общая численность войск доходила до 27 тыс. человек. Отряд должен был 1-3 сентября взять Ловчу, оставить для охраны района около бригады и выдвинуться к Плевне. Таким образом, русские войска значительно превосходили противника в живой силе и имели подавляющее преимущество в артиллерии.

М. Скобелев в августе значительное время наблюдал и разведывал Ловчу, поэтому Имеретинский выдвинул его вперед с отрядом из 64-го Казанского полка, батальона Шуйского полка, Кавказской казачьей бригады и 14 орудий. Занятые русским отрядом под началом Скобелева высоты А, В, С и Д командовали над всей первой линией турецких укреплений.

Главный удар решили нанести в направлении Рыжей горы (высота № 1), взять её и, действуя в правый фланг турецких войск, оборонявшихся восточнее Ловчи, отрезать им пути отхода за Осму. Отвлекающая атака намечалась на левом фланге турецкой позиции (высоты № 4 и 5). Чтобы подавить вражескую оборону и деморализовать его, наступлению должна была предшествовать сильная артиллерийская подготовка. Для отвлекающей атаки была выделена правая колонна под командованием генерал-майора Добровольского – 3-я стрелковая бригада (4 батальона и 20 орудий), которая, наступая на левый фланг противника, должна была отвлечь его внимание от главного направления удара – Рыжей горы. Главный и удар наносила левая колонна под командованием генерал-майора Скобелева - Казанский полк, батальон Шуйского полка, 1-я бригада 2-й дивизии (10 батальонов, 1 эскадрон, 2 сотни и 56 орудий). За колонной Скобелева шёл общий резерв генерал-майора Энгмана - вторые бригады 2-й и 3-й дивизий (11 батальонов и 16 орудий). Кавказская казачья бригада под командованием Тутолмина должна была прикрывать фланги отряда, поддерживать связь между войсками, расположенными под Ловчей и Плевной и преградить туркам путь отступления с ловчинских позиций. Первой должна была начать наступление левая колонна Скобелева. Правая колонна Добровольского могла начать атаку после занятия Рыжей горы.


Источник карты: Н. И. Беляев. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Сражение

К 5 часам утра 3 сентября колонны Скобелева и Добровольского построились в боевой порядок. Началась артиллерийская подготовка из 68 орудий. С самого начала начались трудности и стройный план атаки был сорван. Местность и вражеские позиции необходимым образом не изучили. В правой колонне батарею стали возводить только 2 сентября, а укрытия для пехоты вообще не подготовили. В итоге артиллерийскую подготовку с «малых расстояний» подготовить не смогли, что не позволило основательно разрушить укрепления первой линии и подавить ружейный огонь турецкой пехоты. Укрепления второй турецкой линии обороны полностью лежали вне предела огня русской артиллерии.

Турецкие войска, вооруженными ружьями с хорошей прицельной дальностью стрельбы, наносили русским солдатам, которые даже не окопались, значительные потери. В 7 часов 30 минут турки контратаковали, пытаясь охватить правый фланг Добровольского. Атака была отражена штыковым ударом русских. Добровольский растерялся и запросил подкреплений. Имеретинский направил ему один полк. В итоге Добровольский, чтобы не подвергать войска напрасным потерям от ружейного огня противника, решил сам начать наступление, не дожидаясь приказа и раньше главных сил. Тем самым окончательно нарушил план операции. В 8 часов 30 минут наши войска пошли в наступление и стремительным ударом заняли укрепления № 4 и № 5. Турецкие войска были отброшены на левый берег реки Осмы и в Ловчу. Неожиданная для противника атака, начатая без необходимой артиллерийской подготовки, стоила серьёзных потерь, но привела к решительному успеху. Затем Добровольский отвёл свою бригаду в долину Присякского ручья для приведения в порядок. Подошедший из резерва Ревельский полк занял захваченные позиции.

Около 12 часов с музыкой и распущенными знаменами и при поддержке огня артиллерии пошла в атаку левая колонна Скобелева. Так перед этим значительная часть турецкой пехоты в первой линии обороны перешла на север для действий против колонны Добровольского, здесь русские встретили слабое сопротивление. После короткой схватки и при незначительных потерях наши войска взяли укрепления на Рыжей горе и высоту № 2 и развивая успех, устремились на Ловчу. Крепость также быстро пала. Таким образом, турецкая оборона на правом берегу Осмы была разгромлена. Турецкие войска отступили на вторую позицию севернее Ловчи.

После короткой паузы наши войска продолжили наступление. Главный удар решено было нанести по укреплению № 6 — сильному редуту, который был назван Заречным. В Заречном редуте в это время засело около 5 батальонов противника с 4 орудиями. Артиллерию перевезли на Рыжую гору, и она открыла огонь по Заречному редуту с дистанции 1800-2500 м. Колонна Скобелева, усиленная четырьмя батальонами, должна была наступать с юга, нанося главный удар по правого флангу противника. На левый фланг наступала правая колонна Добровольского и часть войск отряда Скобелева, с тыла должны были действовать казаки Тутолмина.

После 14 часов началась наступление на вторую позицию противника. На правом крыле отряда Скобелева первыми начали движение Калужский и Либавский полки. Вслед за ними, уступом назад за правым флангом калужцев, наступал Ревельский полк. Главные силы левой колонны в это время еще стояли на месте. Понятно, что турки весь огонь направили на калужцев и либавцев, которые после того как форсировали реку, несли большие потери. Местность была открытая. Помогла, как это уже и раньше не раз было, инициатива ротных командиров, нарушающая общепринятые методики наступления. С расстояния в 2000 шагов солдаты перешли к наступлению цепями, а затем по инициативе солдат цепи стали перебегать кучками и поодиночке от укрытия к укрытию. Войска стали нести значительно меньшие потери. Выйдя к вражескому укреплению, наши войска пошли в атаку. Одновременно Ревельский полк зашёл во фланг противнику. Под натиском русских турецкий войска очистили передовые траншеи и отошли к самому редуту.

В результате главные силы левой колонны выступили из города около 17 часов 30 минут снова с музыкой и распущенными знаменами лишь после того, как калужцы уже штурмовали редут с юго-востока, а ревельцы — с северо-востока. Войска Скобелева выбили турецкую пехоту из укреплений правого фланга, они отступили на запад и к редуту. В это время Калужский, Либавский и Ревельский полки в ходе жестокого штыкового боя взяли Заречный редут. Турки бежали. Левая колонна, запоздавшая с началом наступления, не успела отрезать турецкой пехоте путь отхода из Заречного редута. Не смогла полностью окружить и добить врага и Кавказская казачья бригада — она была задержана прикрывавшими отход двумя турецкими батальонами.

Битва при Ловче завершилась полной победой русской армии. Весь отряд Рифата-паши был разгромлен и рассеян. Бой был ожесточенным. Потери турок убитыми превышали 2 тыс. человек. Русские потери – 1700 человек убитыми и ранеными.

Поражение турецкой армии при Ловче

«Генерал М. Д. Скобелев на коне». Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, (1883)
Автор:
Статьи из этой серии:
Война 1877-1878 гг.

«Константинополь должен быть наш...» 140 лет назад Россия объявила войну Турции
«Турция должна прекратить существование»
Как Англия вела борьбу с Россией с помощью Австро-Венгрии и Турции
Как Россия спасла Сербию от разгрома
Русская армия накануне войны с Турцией
Русский Черноморский флот накануне войны с Турцией
Турецкие вооруженные силы
«Только на берегах Босфора можно действительно сломить владычество турок...»
Турецкое командование собиралось устроить русской армии «балканские Канны»
Как Англия в 1877 году попыталась повторить «крымский сценарий» по разгрому России
Выступление Черногории на стороне России отвлекло крупную группировку турецкой армии
Битва за Дунай
Битва за Дунай. Ч. 2
Штурм Ардагана
Драмдагское и Даярское сражения. Неудача русской армии у Зивина
140 лет героической обороны Баязета
Как рухнул план «русского блицкрига» на Балканах
Прорыв отряда Гурко в Забалканье
Как "Лев Плевны" дал русской армии кровавый урок
Переход Дунайской армии к стратегической обороне
140 лет героической обороне Шипки
«Будем стоять до последнего, ляжем костьми, но позиции не сдадим»
«На Шипке всё спокойно…»
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Hoc vince
    Hoc vince 2 сентября 2017 07:31
    0
    Спасибо автору.
  2. parusnik
    parusnik 2 сентября 2017 09:06
    +1
    Тож одна из войн..блестящие победы, которые позже были аннулированы...
  3. alatanas
    alatanas 4 сентября 2017 23:36
    +2
    Город называется Ловеч, а река Осым (Осъм - болг.)