Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. О шлемах из бумаги, творчестве юных и социально ориентированном бизнесе
Поскольку речь в материале пойдет и о шлемах, пусть и не в первую очередь, без них, вернее их фотографий никак не обойтись. И вот одна из них. На ней дети из «рыцарской смены» пензенской строительной компании «Ростум» после занятия по истории рыцарского вооружения и практической работы по изготовлению шлемов вендельского периода. Они же 4-5 класс всего лишь, и начинать надо с самого простого!
Начну… с личного жизненного опыта, который, по моему глубокому убеждению, является основой всего. В детстве посмотрел кинофильм «Подвиги Геракла» (1958 год) и мне очень понравились показанные там шлемы и щиты. Но дети тогда в советских семьях были поставлены в такие условия, что лучше было не спрашивать взрослых помочь тебе с изготовлением таких «игрушек». И пришлось мне делать все самому, а сделанные шлем и доспехи красить черной тушью (моя любимая краска в то время!) и красной акварелью. Над шлемом я долго думал и придумал… типичный вендельский шлем! Только я не знал, что он вендельский. В тех книгах, что были дома по истории средних веков, этого не было, а про интернет никто даже и не мечтал.
Ну, а это фотография обложки американского журнала как нельзя лучше иллюстрирует сразу две темы. Во-первых, правильное оформление издания с точки зрения его рекламы. Красный цвет всегда бросается в глаза и привлекает внимание покупателя! Во-вторых, на ней изображен электротанк с генератором Ван де Граафа, долженствующий сжигать противника искусственными молниями, направляемыми струей воды. Движитель – шнековый и почему, и зачем так неведомо. Но… как стимулятор творчества работает отлично!
Потом по прошествии многих лет, закончив Пензенский педагогическим институт им. В.Г. Белинского по специальности история и английский язык, оказался я в Покрово-Березовской сельской школе, где должен был с 1977 по 1980 год отрабатывать свой «бесплатный» советский диплом целых три года. И пришлось мне там вести кроме истории и английского еще и географию, и труд (!), а еще… кружок технического творчества. К моим услугам была комната с верстаками, рубанки, фуганок, пила, молотки и… ВСЕ! Творите, товарищ, «исходя из местных условий»! А на дворе вторая половина ХХ века, советские космические корабли бороздят просторы Вселенной, а дети, пардон, ходят в уличный сортир, в котором зимой замерзшие фекалии торчат айсбергами из дырок, и вот с помощью вышеназванных инструментов приобщаются к активной творческой деятельности!
Эта обложка ближе к истине. Действительно, в 1929 году такие приспособления появились в США и на полицейских авто, и на мотоциклах. Но… лишь в порядке эксперимента!
И тем не менее, чего я там только не делал… Модели метательных машин и тарана для собственного кабинета истории. Рыцарский замок – туда же. Модель ракетного катера. Вездеходы-виброходы из подручных материалов – зубных щеток и мыльниц. Африканские маски из Бенина. Индейские маски с уборами из перьев индюшек и уток. Панно из утиных перьев. Мальчик по фамилии Морковненков пожелал сделать подарок для брата: «рука, сжимающая бутылку без дна!» (пепельница) – сделали, причем для того, чтобы получить форму для отливки руки из гипса, он облил себе руку растопленным парафином! К счастью, дома, а не в школе.
В 1929 году танк Уолтера Криста развил 119 км/час на испытаниях на шоссе! А уже в 1932 году совершенно секретный проект «летающего Кристи» появился на обложке журнала! Почему?
За что себя хвалю, так это не только за выдержку – по молодости она имманентно принадлежит молодым, а за то, что каждое занятие записывал – что, как, за сколько минут. Так что когда моя ссылка закончилась, и я вернулся в родной город, первое, что я сделал – так это отправился на местное ТВ и предложил вести там передачи для детей! «А вы когда-нибудь работали на ТВ?» – поинтересовались у меня. «Нет, – говорю, – но зато я три года проработал в сельской школе, где одна девочка зарубила топором своего отчима, нанеся ему 15 ударов в голову! Так что после этого ТВ для меня проблемы не представляет». «Ну, ладно, дадим вам попробовать и если справитесь – возьмем!» Дали попробовать, провел я одну 30 минутную передачу, сделал ровно за 25 минут виброход из мыльницы, и он поехал! После этого я так и остался, а вернее «прижился» на пензенском ТВ с 1980 по 1991 год, где практически ежемесячно проводил передачи циклов «Давайте делать игрушки», «Студия ЮТ», «Звезды зовут» и «Ребятам – изобретятам!». С 1985 по 1989 год вел такие же передачи «Мастерская школьной страны» в городе Куйбышеве. Не будет преувеличением утверждать, что на них выросло целое поколение пензенцев, так что еще и теперь люди тех лет узнают прямо на улице.
Как видите, идея электрической пушки была в тренде журнала «Популярная механика» и в 30-ые годы ХХ века!
Каждый сценарий потом превращался в очередную статью в журналах «Школа и производство», «Семья и школа», «Клуб и художественная самодеятельность», «Моделист-конструктор», «Юных техник», а затем и становился главой в одной из трех книг. Все это я к тому, что технология работы была у меня отработана на все 100%, и ошибки в работе с детьми попросту исключались!
Еще один мертворожденный проект на развитие фантазии: скоростной истребитель субмарин, действующий вблизи побережья!
Проверял же эффективность этих разработок я на практике, то есть на детях. Во-первых, с 1980 по 1982 год на ОблСЮТ, где делал все то же самое, что и в ТВ-передачах. Потом в школе, куда пошла учиться моя дочь. Потом в школе, куда пошла учиться дочь моего хорошего приятеля – ну, попросил он «поднять дочке в классе авторитета». Потом, в 1998 году, когда в «универе» по три месяца не платили зарплату, опять в школе, где раньше училась дочь и в которой я сам когда-то учился. Опять-таки пошел вести там кружок за «живые деньги». И вот что интересно: во всех этих элитных школах (одна «спецшкола» с изучением английского языка со второго класса, вторая гимназия) дети делали все то, что я им давал именно так, как это и планировалось и ровно за то самое время, которое отводилось на ту или иную самоделку. Обычно это был урок. Урок – и готовы плоты жангада («мой ветерок, моя любовь и плот, мой старый плот, доверься мне!» («Генералы песчаных карьеров»); урок – и можно устраивать гонки виброходов из мыльниц; два урока и готов рыцарский замок, ну и так далее. Причем 80% детей справлялись с работой на хорошо и отлично, а 20% на удовлетворительно. И я думал – а люди обычно думают о других людях лучше, чем следует! – что это нормальный уровень детского творчества. Что так и должно быть… Потом узнал, что, да, действительно, уровень творческой активности у детей и впрямь запредельный… до 12 лет. А потом они начитают думать о том, как бы им размножаться, в голову им ударяет то, что ударяет, и с творчеством становится плохо. Его уровень затем восстанавливается лишь у 20%.
Реально такая машина никогда не существовала!
Откуда я это узнал? А было так, что еще когда я учился в аспирантуре, у меня вышла первая книга для детей «Из всего, что под руками» (Белоруссия, «Полымя», 1987) и одновременно познакомился с книгой Бориса Павловича Никитина – известного в то время педагога из Подмосковья, как раз и занимавшегося развитием детского творчества. В советской аспирантуре что было хорошо? Пишешь заявление: «Прошу командировать… для работы в архиве …» И тебя посылают куда надо и все оплачивают. Вот и я также сделал и поехал в Москву, но, первым делом, отметив командировку, направился к Никитину. Встреча была очень интересной. Он рассказал, что только что вернулся из Японии, где его очень хорошо принимали и где его книгу будут издавать. Посетовал, что там дети в 4-ом классе знают 27 оттенков зеленого и делают хризантемы из бумаги. А потом предложил мне разработанный им тест на уровень творческого развития. Что-то там надо было складывать по образцу из цветных квадратов, ромбиков, треугольников, причем на время. Не просто это было, но в итоге я у него заработал 98%. Что меня, понятно, сильно обрадовало. А Никитин мне рассказал, что вот уже несколько последних лет безуспешно пытается внедрить этот тест в школах Москвы. И сделать его одним из показателей работы учителя!!!
И такая подводная лодка в Италии тоже!
В идеале это должно было выглядеть так: дети 1 сентября приходят в школу и сдают этот тест. Результаты записываются и поступают в роно, гороно и облоно. Потом они его сдают 31 мая и результаты сравниваются. Если есть рост, значит ребенок хорошо учится, активно познает мир, развивает свои творческие способности, а учитель… учитель работает хорошо! Если показатели не растут, то это повод задуматься и направить учителя на повышение квалификации. А вот если они падают, то учитель явно не учитель и ему следует искать место по другой специальности! Или же напротив – сразу будет видно на фоне общих показателей, что тот или иной ребенок просто тупой от рождения и надо его в школу для УО отправлять. Понятно, что при всем авторитете Бориса Павловича ему в этом отказали. Объяснив так: нам тогда две трети учителей надо будет уволить. А где мы им найдем замену? А если заменить их оставшимися, то это ж сколько им платить придется?! И работать им придется много, в две смены. И качество их работы упадет. Школ для УО сразу потребуется больше. Их учителям надо будет больше платить! А капиталисты на Западе (ух, они эти капиталисты!!!) сразу скажут, что же это у вас так много посредственностей в обществе? Уж не от того ли, что гегемоны ваши бухают по-черному? А этого никак нельзя допустить, потому что мы строим общество… ну и так далее. В общем – «низзя»! На этом я от него и уехал. Но, в общем, расстроился не очень уж и сильно, потому что имел данные, основанные на собственном многолетнем опыте, что не все так уж и плохо. Да, в деревне у меня как раз «таких» деток было с избытком, но это же как там-то пили, да и много детей там были от кросскузенных браков, так что их легкому дебилизму я тогда совсем не удивлялся.
А вот тут на обложке показан вполне тривиальный рабочий момент. Вроде бы ничего необычного. Но творческий момент здесь тоже присутствует. Хотя и несколько скрыто. Ведь речь идет о том, как в США в то время строили небоскребы!
Потом темой детского технического творчества я на весьма продолжительное время заниматься перестал. А потом в школу, уже не элитную (времена изменились и учиться в ней стало бессмысленно), а самую обычную, во дворе моего дома, в 2010 году пошла уже моя внучка. И… вместе с ней в эту же школу вести кружок по развитию творчества пошли уже мы вдвоем – моя дочь и я. Ну, что поделать, если учитель начальных классов (кстати, очень хороший во всем другом, выбирали именно такого по отзывам в Интернете), ну, просто не умела того, чего умели мы… И вот тут-то все и началось…
Продолжение следует…
- В.Шпаковский
- Самые дорогие шлемы. Шлем Кросби Гаррет. Часть первая
Самые дорогие шлемы. Часть вторая. Шлем Халлатон
Самые дорогие шлемы. Шлем из Гисборо. Часть третья
Самые дорогие шлемы. Шлем Мескаламдуга, героя благодатной страны. Часть четвёртая
Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж
Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского
Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами
Самые дорогие шлемы. Часть восьмая. Оружейная палата Московского кремля во всём великолепии
Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов
Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм
Самые дорогие шлемы. Часть одиннадцатая. Вендельские шлемы и шлем из Саттон-Ху
Самые дорогие шлемы. Часть двенадцатая. Вендельские шлемы
Информация