Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту?

41
С момента своего появления военная авиация стремилась к увеличению скорости и высоты полёта летательных аппаратов (ЛА). Увеличение высоты полёта позволяло выйти из зоны поражения зенитной артиллерии, сочетание большой высоты и скорости позволяло получить преимущества в воздушном бою.


Большая высота и скорость полёта считались одними из основных преимуществ самолётов времён Второй мировой войны




Новой вехой в увеличении высоты и скорости полёта самолётов боевой авиации стало появление реактивных двигателей. Какое-то время казалось, что у авиации есть только один путь – летать всё быстрее и всё выше. Это подтверждалось воздушными боями в ходе Корейской войны, в которых схлестнулись советские истребители МиГ-15 и американские F-80, F-84 и F-86 Sabre.


МиГ-15 и F-86 Sabre


Всё изменилось с появлением и развитием нового класса оружия – зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).

Эпоха ЗРК


Первые образцы ЗРК создавались в СССР, Великобритании, США и фашистской Германии ещё во время Второй мировой войны. Наибольших успехов добились немецкие разработчики, которые смогли довести ЗРК «Рейнтохтер», Hs-117 «Шметтерлинг» и «Вассерфаль» до стадии опытного производства.


Немецкие ЗРК «Рейнтохтер» (вверху), Hs-117 «Шметтерлинг» (внизу) и «Вассерфаль» (справа)


Но существенное распространение ЗРК получили лишь в 50-х годах XX века с появлением советских ЗРК С-25/С-75, американского MIM-3 Nike Ajax и британского Bristol Bloodhound.


ЗРК С-25, MIM-3 Nike Ajax, Bristol Bloodhound


Возможности ЗРК наглядно были продемонстрированы 1 мая‎ ‎1960 года, когда на высоте порядка 20 километров был сбит американский высотный самолёт-разведчик U-2, ранее множество раз осуществлявший разведывательные полёты над территорией СССР, оставаясь недосягаемым для истребительной авиации.

Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту?

ЗРК С-75 и сбитый им высотный разведчик U-2


Однако первое масштабное применение ЗРК было осуществлено во время войны во Вьетнаме. Переданные советской стороной ЗРК С-75 вынуждали авиацию США уходить на малые высоты. Это в свою очередь подставляло авиацию под огонь зенитной артиллерии, на которую пришлось порядка 60% сбитых американских самолётов и вертолётов.

Некоторую отсрочку авиации дало увеличение скорости – в качестве примера можно привести американский стратегический сверхзвуковой разведчик Lockheed SR-71 Blackbird, который за счёт высокой скорости, свыше 3 М, и высоты полёта до 25 000 метров ни разу не был сбит ЗРК, в том числе во время вьетнамской войны. Тем не менее, над территорией СССР SR-71 не летал, лишь иногда захватывая небольшой участок советского воздушного пространства вблизи границы.


Стратегический сверхзвуковой разведчик Lockheed SR-71 Blackbird


В дальнейшем уход авиации на малые и сверхмалые высоты стал предопределён. Совершенствование ЗРК сделало полёты боевых самолётов на больших высотах практически невозможными. Возможно, во многом это повлияло на отказ от проектов таких высотных скоростных бомбардировщиков, как советский Т-4 (изделие 100) ОКБ Сухого или американский North American XB-70 Valkyrie. Основной тактикой боевой авиации стал полёт на малых высотах в режиме огибания рельефа местности и нанесение ударов с использованием «мёртвых зон» РЛС и ограничений характеристик зенитно-управляемых ракет (ЗУР).


Сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы – советский Т-4 ОКБ Сухого и американский North American XB-70 Valkyrie


Ответным решением стало появление на вооружении войск противовоздушной обороны (ПВО) ЗРК малого радиуса действия типа С-125, способных поражать скоростные низколетящие цели. В дальнейшем количество типов ЗРК, способных бороться с низколетящими целями, неуклонно росло – ЗРК «Стрела-2М», зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Тунгуска», появились переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Тем не менее, уходить с низких высот авиации было некуда. На средних и больших высотах поражение самолётов ЗУР было практически неизбежным, а использование низких высот и рельефа местности, достаточно высокой скорости и тёмного времени суток, давали самолётам шанс на успешную атаку цели.

Квинтэссенцией развития ЗРК стали новейшие советские, а затем российские комплексы семейства С-300/С-400, способные поражать воздушные цели на расстоянии до 400 км. Ещё более выдающимися характеристиками должен обладать перспективный ЗРК С-500, который должен быть принят на вооружение в ближайшие годы.


ЗРК С-400


«Самолёты-невидимки» и РЭБ


Ответом авиастроителей стало широкое внедрение технологий снижения радиолокационной и тепловой заметности боевых самолётов. Несмотря на то, что теоретические предпосылки для разработки малозаметных самолётов были созданы советским физиком-теоретиком и преподавателем в области дифракции электромагнитных волн Петром Яковлевичем Уфимцевым, на родине они признания не получили, зато были внимательно изучены «за океаном», в результате чего, в обстановке строжайшей секретности были созданы первые самолёты, основной отличительной особенностью которых было максимально применение технологий снижения заметности – тактический бомбардировщик F-117 и стратегический бомбардировщик B-2.


Тактический бомбардировщик F-117 и стратегический бомбардировщик B-2


Необходимо понимать, что технологии снижения заметности не делают самолёт «невидимым», как можно подумать из-за обывательского выражения «самолёт-невидимка», но существенно сокращают дальность обнаружения и дальность захвата самолёта головками самонаведения ЗУР. Тем не менее, совершенствование РЛС современных ЗРК вынуждает и малозаметные самолёты «прижиматься» к земле. Также малозаметные самолёты легко могут быть обнаружены визуально в дневное время, что стало очевидно после уничтожения новейшего F-117 древним ЗРК С-125 во время войны в Югославии.

В первых «самолётах-невидимках» в жертву технологиям малозаметности были принесены лётно-технические характеристики (ЛТХ) и эксплуатационная надёжность летательных аппаратов. В самолётах пятого поколения F-22 и F-35 технологии малозаметности сочетаются с достаточно высокими ЛТХ. Со временем технологии малозаметности стали распространятся не только на пилотируемые самолёты, но и на беспилотные летательные аппараты (БПЛА), крылатые ракеты (КР) и другие средства воздушного нападения (СВН).


Истребители пятого поколения F-22 и F-35


Другим решением стало активное применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применение которых заметно влияло на дальность обнаружения и поражения целей ЗРК. Средства РЭБ могут размещаться как на самом носителе, так и на специализированных самолётах радиоэлектронной борьбы или ложных целях типа MALD.


Ложная цель MALD


Всё перечисленное вкупе заметно усложнило жизнь ПВО из-за существенно снизившегося времени на обнаружение и атаку целей. От разработчиков ЗРК потребовались новые решения для изменения ситуации в свою пользу.

АФАР и ЗУР с АРЛГСН


И такие решения были найдены. В первую очередь возможности обнаружения целей ЗРК были повышены за счёт внедрения РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). РЛС с АФАР обладают существенно большими возможностями по сравнению с другими типами РЛС по обнаружению целей, выделению их на фоне помех, возможности постановке помех самой РЛС.

Во-вторых, появились ЗУР с активной радиолокационной антенной решёткой, в качестве каковой может применяться и АФАР. Применение ЗУР с АРЛГСН позволяет атаковать цели практически всем боекомплектом ЗУР без учёта количества целевых каналов подсвета цели РЛС ЗРК.


Новейший российский ЗРК С-350 «Витязь», боекомплект которого включает ЗУР с АРЛГСН средней дальности и большой количество малогабаритных ЗУР малой дальности


Но куда более важным является возможность выдачи целеуказания ЗУР с АФАР с внешних источников, например, с самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), дирижаблей и аэростатов или БПЛА ДРЛО. Это позволяет сравнять дальность обнаружения низколетящих целей с дальностью обнаружения высотных, нивелируя преимущества полёта на малой высоте.


Палубные самолеты ДРЛО E-2D способны выдавать целеуказание корабельным ЗУР Standard с АРЛГСН



Американский аэростат ДРЛО проекта JLENS и БПЛА ДРЛО JY-300 китайской компания CETC


Помимо ЗУР с АРЛГСН, способных наводиться по внешнему целеуказанию, появляются новые решения, которые могут существенно осложнить действия авиации на малых высотах.

Новые угрозы на малых высотах


Завоёвывают популярность ЗУР с газодинамическим/пароструйным управлением, обеспечиваемым в том числе поперечно расположенными микродвигателями. Это позволяет ЗУР реализовать перегрузки порядка 60 G для поражения скоростных маневренных целей.


Высокоманевренные ЗУР M-SHORAD «Future Interceptor» и ЗУР LandCeptor CAMM


Получили развитие управляемые снаряды и снаряды с дистанционным подрывом на траектории для автоматических пушек, которые могут эффективно поражать высокоскоростные низколетящие цели. Оснащение зенитной артиллерии высокоскоростными приводами наведения позволит обеспечить им минимальное время реакции на внезапно появляющиеся цели.


Комплекс «Деривация-ПВО» сможет поражать воздушные цели на дальности до 6 км и на высоте до 4,5 км снарядами с дистанционным подрывом на траектории, а перспективе и управляемыми снарядами калибра 57 мм


Серьёзной угрозой со временем станут, обладающие мгновенной реакцией, комплексы ПВО на базе лазерного оружия, которое дополнит традиционные зенитные управляемые ракеты и зенитную артиллерию. В первую очередь их целью будут управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы, но и носители могут быть ими атакованы, в случае, если окажутся в зоне поражения.


Один из наиболее близких к принятию на вооружение проектов – лазерный комплекс компании Rheinmetall мощностью 100 кВт. Комплекс соответствует европейскому набору стандартов EN DIN 61508 и может быть интегрирован с системой ПВО «MANTIS», которая находится на вооружении Бундесвера


Нельзя исключать вероятность появления и других средств ПВО – малогабаритных автоматизированных ЗРК, работающих по принципу своеобразных «минных полей» для низколетящей авиации, «воздушных» ЗРК на базе БПЛА с большой продолжительностью полёта или на базе дирижаблей/аэростатов, малогабаритных БПЛА-камикадзе, или иных, выглядящих пока экзотическими, решений.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что полёты авиации на малой высоте могут стать куда опаснее, чем это было даже во времена Второй мировой или Вьетнамской войн.

История вершится по спирали


Увеличение вероятности поражения летательных аппаратов на малой высоте может вынудить их вернуться на большие высоты. Насколько это реально и эффективно, и какие технические решения могут этому поспособствовать?

Первым преимуществом летательных аппаратов с большой высотой полёта является гравитация – чем выше находится летательный аппарат, тем крупнее и дороже должна быть ЗУР для его поражения (для обеспечения необходимой энергетики ракеты), боекомплект ЗРК, включающий только дальнобойные ЗУР, всегда будет гораздо меньше боекомплекта ЗУР средней и малой дальности. Заявляемая для ЗРК дальность поражения не гарантируется на всех допустимых высотах – фактически зона поражения ЗРК является куполом, и чем выше высота, тем меньше становится зона поражения.


Условная дальность стрельбы ЗРК в зависимости от высоты


Вторым преимуществом является плотность атмосферы – чем больше высота, тем меньше плотность воздуха, что позволяет летательному аппарату двигаться на скоростях, недопустимых при полёте на малых высотах. А чем выше скорость, тем быстрее летательный аппарат может преодолеть зону поражения ЗРК, которая и так уменьшена за счёт большой высоты полёта.

Разумеется, рассчитывать только на высоту и скорость нельзя, поскольку если бы этого было достаточно, то проекты скоростных бомбардировщиков Т-4 ОКБ Сухого и XB-70 Valkyrie уже давно были бы реализованы, в том или ином виде, да и самолёт-разведчик SR-71 Blackbird получил бы достойное развитие, однако этого пока не произошло.

Ситуацию в корне могло бы изменить появление новых типов двигателей – детонационных или гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей.


Схема комбинированной силовой установки с турбореактивным двигателем и ГПВРД


Следующим фактором выживаемости высотных летательных аппаратов, впрочем, как и маловысотных, станет широкое использование технологий снижения заметности и применение продвинутых систем РЭБ. Для скоростных высотных летательных аппаратов потребуется разработка покрытий, способных выдерживать высокотемпературный нагрев. Помимо этого, форма корпуса высокоскоростных ЛА в большей степени может быть ориентирована на решение задач аэродинамики, нежели задач малозаметности. В сочетании это может привести к тому, что заметность высотных высокоскоростных ЛА может быть выше, чем у ЛА предназначенных для низковысотных полётов на дозвуковой скорости.

Возможности средств снижения заметности и систем РЭБ может существенно уменьшить, если не «обнулить», появление радиооптических фазированных антенных решеток (РОФАР). Впрочем, пока достоверная информация о возможностях и сроках реализации данной технологии отсутствует.


Предполагается что технология РОФАР позволит получать детальное изображение ЛА и других целей с качеством, близким к фотографическому, вплоть до получения изображения содержимого под обшивкой, что полностью обесценит возможности технологий снижения заметности


Однако основным фактором, повышающим выживаемость высотных ЛА, станет применение продвинутых оборонительных систем. Перспективные оборонительные системы боевых самолётов, обеспечивающие обнаружение и поражение ракет земля-воздух (З-В) и воздух-воздух (В-В), предположительно будут включать в себя:

— оптоэлектронные многоспектральные системы обнаружения ракет З-В и В-В, типа применяемой на истребителе F-35 системы EOTS, скорее всего в скомплексированные с разнесёнными по корпусу конформными АФАР;

— противоракеты, аналогичные разрабатываемым в США противоракетам CUDA;

лазерное оборонительное вооружение, которое рассматривается в качестве перспективного средства обороны боевых и транспортных самолётов ВВС США.


Многоспектральная электронно-оптическая система обнаружения EOTS, противоракета CUDA и лазерное оружие перспективных боевых самолётов


Тактика применения


Предполагаемая тактика применения перспективных боевых самолётов будет включать в себя движение на большой высоте, порядка 15-20 тысяч метров, и на скорости порядка 2-2,5 М (2400-3000 км/ч), в бесфорсажном режиме двигателей. При входе в зону поражения и обнаружении атаки ЗРК, ЛА увеличивает скорость, в зависимости от достижений в двигателестроении это могут быть цифры порядка 3,5-5 М (4200-6000 км/ч), для того, чтобы максимально быстро выйти из зоны поражения ЗРК.

Зона обнаружения и зона поражения ЛА максимально сокращается активным применением средств РЭБ, возможно, что таким образом также может быть отсеяна часть атакующих ЗУР.

Поражение цели на большой высоте и скорости полёта максимально затрудняет работу ракет З-В и В-В, от которых требуется значительная энергетика. Зачастую при стрельбе на максимальную дальность ракеты движутся уже по инерции, что существенно ограничивает их маневренные характеристики, а, следовательно, сделает лёгкой мишенью для противоракет и лазерного оружия.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что указанной тактике применения боевых самолётов на больших высотах и скоростях максимально соответствует предложенный ранее Концепт боевого самолёта 2050 года.

С высокой вероятностью основой выживания перспективных боевых самолётов будут активные оборонительные системы, способные противостоять вооружению противника. Условно, если ранее можно было говорить о противостоянии меча и щита, то в перспективе это может быть трактовано как противостояние меча и меча, когда оборонительные системы будут активно противодействуют вооружению противника путём поражения боеприпасов, а также могут быть использованы в качестве наступательного вооружения.


Если будут активные оборонительные системы, то почему бы не остаться на малых высотах? На малых высотах количество ЗРК, работающих по самолёту, будет на порядок больше. Сами ЗУР меньше, маневренней, с энергетикой, не затраченной на набор высоты 15-20 км, плюс к ним добавится зенитная артиллерия с управляемыми снарядами и комплексы ПВО на базе лазерного оружия. Отсутствие запаса по высоте не даст оборонительным системам времени на ответные действия, поразить малогабаритные скоростные боеприпасы будет куда сложнее.

Останется ли какая-либо авиация на малых высотах? Да – БПЛА, БПЛА и ещё раз БПЛА. В основном малоразмерные, поскольку чем больше размеры, тем проще их засечь и уничтожить. Для работы на удалённом поле боя они скорее всего будут доставляться носителем, о чём мы говорили в статье Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев, но сами носители скорее всего будут перемещаться на большой высоте.


Согласно программе Gremlins американского оборонного агентства DARPA носителями БПЛА могут выступать как транспортные самолёты, так и бомбардировщики и самолёты тактической авиации


Последствия ухода боевой авиации на большие высоты


В определённой степени это будет игра «в одни ворота». Как уже говорилось ранее, гравитация всегда будет на стороне авиации, соответственно для поражения высотных целей потребуются массивные, крупногабаритные и дорогие ЗУР. В свою очередь противоракеты, которые будут необходимы для поражения таких ЗУР, будут обладать существенно меньшими габаритами и стоимостью.

Если возврат боевой авиации на большие высоты состоится, то можно ожидать появления многоступенчатых ЗУР, возможно, что и с разделяющейся головной частью, содержащей несколько самонаводящихся боевых блоков с индивидуальным наведением. Отчасти такие решения уже были реализованы, например, в британском переносном зенитно-ракетном комплексе (ПЗРК) Starstreak, где ракета несёт три индивидуально наводящихся в лазерном луче малогабаритных боевых блока.


ЗУР ПЗРК Starstreak


С другой стороны, меньшие размеры боевых блоков не позволят разместить в них эффективную АРЛГСН, что упростит задачу средств РЭБ по борьбе с такими боевыми блоками. Также меньшие габариты усложнят установку на боевые блоки противолазерной защиты, что в свою очередь упростит их поражение бортовым оборонительным лазерным оружием.

Таким образом, можно сделать вывод, что переход боевой авиации от полётов в режиме огибания рельефа местности к полётам на больших высотах и скоростях вполне может быть оправдан и вызовет новый этап противостояния, теперь уже не «меча и щита», а скорее, «меча и меча».
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 сентября 2019 18:11
    Неплохой обзор. Спасибо!
    1. 0
      20 сентября 2019 08:31
      Для скоростных высотных летательных аппаратов потребуется разработка покрытий, способных выдерживать высокотемпературный нагрев. Помимо этого, форма корпуса высокоскоростных ЛА в большей степени может быть ориентирована на решение задач аэродинамики, нежели задач малозаметности. В сочетании это может привести к тому, что заметность высотных высокоскоростных ЛА может быть выше, чем у ЛА предназначенных для низковысотных полётов на дозвуковой скорости.

      не может, а будет. Никакие игры со стелс-технологиями, в которые играются конструкторы машин с диапазоном скоростей <2М, не будут работать на скоростях 2,5М и выше. И вопрос не только в тепловой деформации, но и в конструкции ВЗ, да и самого планера в целом.
  2. +1
    19 сентября 2019 18:39
    Прочитал с интересом. Спасибо hi
  3. kpd
    +2
    19 сентября 2019 18:43
    "Предполагаемая тактика применения перспективных боевых самолётов будет включать в себя движение на большой высоте, порядка 15-20 тысяч километров..."
    Может всё же 15-20 тысяч МЕТРОВ?
    1. +2
      19 сентября 2019 19:39
      Хотел бы я дожить до того времени, когда самолёты будут летать на высоте 20000 км wink
      1. Комментарий был удален.
        1. +1
          19 сентября 2019 20:19
          Это был юмор именно про 20 тыс км, не более hi
  4. +1
    19 сентября 2019 18:52
    CUDA и M-SHORAD друг от друга, если и отличаются, то только наличием/отсутствием стартового ускорителя и видом направляющего устройства для размещения на подвеске или в пусковом контейнере. Вот это унификация!
  5. +4
    19 сентября 2019 19:10
    Извечная борьба щита и меча, только в контексте авиации и ПВО. Постепенно с появление новых двигателей самолеты освоят и верхние слои атмосферы и возможно даже приземное пространство
  6. -2
    19 сентября 2019 19:26
    Увеличение вероятности поражения летательных аппаратов на малой высоте может вынудить их вернуться на большие высоты. Насколько это реально и эффективно, и какие технические решения могут этому поспособствовать?


    С разморозкой автор! laughing Эпоха низковысотных прорывов на F-111 уже давно прошла. Сейчас низковысотный прорыв осуществляет ракета, а не самолет. Израильтяне, например, уже второе десятилетие используют ракеты Далила. Поэтому у сирийской ПВО не удается уничтожать израильские самолёты, они просто не входят в радиус поражения, пускают ракету на большой высоте и уходят назад. Сирийцам лишь остается постфактум пытаться перехватывать ракеты.
    1. +2
      19 сентября 2019 19:46
      Поэтому у сирийской ПВО не удается уничтожать израильские самолёты, они просто не входят в радиус поражения, пускают ракету на большой высоте и уходят назад

      При этом нагло нарушая воздушное пространство Ливана .
    2. AVM
      +1
      19 сентября 2019 20:19
      Цитата: Nikalab
      Увеличение вероятности поражения летательных аппаратов на малой высоте может вынудить их вернуться на большие высоты. Насколько это реально и эффективно, и какие технические решения могут этому поспособствовать?


      С разморозкой автор! laughing Эпоха низковысотных прорывов на F-111 уже давно прошла. Сейчас низковысотный прорыв осуществляет ракета, а не самолет. Израильтяне, например, уже второе десятилетие используют ракеты Далила. Поэтому у сирийской ПВО не удается уничтожать израильские самолёты, они просто не входят в радиус поражения, пускают ракету на большой высоте и уходят назад. Сирийцам лишь остается постфактум пытаться перехватывать ракеты.


      Здесь скорее играют роль политические факторы - Сирия вполне может начать сбивать самолёты Израиля прямо над их территорией, но понимает, что ели Израиль займётся ими всерьёз, то мало им не покажется. И Израиль вроде как применяет и низковысотные полёты.
    3. +2
      19 сентября 2019 21:39
      "Эпоха низковысотных прорывов на F-111 уже давно прошла"////
      ------
      Не прошла. Ф-16 подбираются к целям именно так.
      А Ф-35 уже на высоте.
      Не всегда ракеты или планирующие бомбы выручают.
      Бетонобойную бомбу не запустить с расстояния. Надо зайти над целью.
    4. 0
      20 сентября 2019 09:18
      Цитата: Nikalab
      Эпоха низковысотных прорывов на F-111 уже давно прошла. Сейчас низковысотный прорыв осуществляет ракета, а не самолет.

      Полностью с Вами согласен, Nikalab!
      Много мы знаем самолетов, реально способных выполнять полет в режиме огибания? Когда они были созданы? Они еще на вооружении или уже сняты? Как они применяются сегодня?
  7. +6
    19 сентября 2019 19:32
    Тогда - похоже придёт время спутников ПВО... Орбитальных платформ-носителей ЗУР.. И вниз ракете лететь сподручнее чем вверх, и обзор ощутимо лучше.. Только вот ценник..
    1. AVM
      0
      20 сентября 2019 08:05
      Цитата: paul3390
      Тогда - похоже придёт время спутников ПВО... Орбитальных платформ-носителей ЗУР.. И вниз ракете лететь сподручнее чем вверх, и обзор ощутимо лучше.. Только вот ценник..


      Вполне вероятно, только скорее спутников не только ПВО, а многофункциональных ударных платформ, в т.ч. с возможностью поражения воздушных целей. Впрочем, космические вооружения тема отдельного большого разговора.
  8. +4
    19 сентября 2019 19:35
    Боевая авиация в перспективе будет полностью замещена ракетами (крылатыми, баллистическими, гиперзвуковыми, межконтинентальными) и беспилотниками (ударными, разведывательными, РЭБ, ДРЛО).

    Кроме них в составе ВКС останутся только транспортная авиация, комплексы ПВО/ПРО, ракетоносители и спутники.
    1. 0
      20 сентября 2019 15:43
      То есть пилот-человек только везёт парк роботов, а лично наносящий удар ковбой не нужен. Примерно то же можно сделать и с флотом.
  9. +1
    19 сентября 2019 19:40
    Хорошая статья. Прочел с интересом и сохранил.
  10. +1
    19 сентября 2019 19:48
    Обзор неплохой.
  11. -2
    19 сентября 2019 19:52
    Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что указанной тактике применения боевых самолётов на больших высотах и скоростях максимально соответствует предложенный ранее Концепт боевого самолёта 2050 года.

    Нужен новый двигатель не потребляющий воздух(кислород) , тогда самолёты смогут летать и на 50 км высоте.
    1. AVM
      +2
      19 сентября 2019 20:21
      Цитата: lucul
      Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что указанной тактике применения боевых самолётов на больших высотах и скоростях максимально соответствует предложенный ранее Концепт боевого самолёта 2050 года.

      Нужен новый двигатель не потребляющий воздух(кислород) , тогда самолёты смогут летать и на 50 км высоте.


      Возможно комбинированный. На взлёте он будет работать на атмосферном воздухе, а на больших высотах, где атмосфера разряжена, будет использовать запас окислителя на борту.
      1. -3
        19 сентября 2019 20:26
        Возможно комбинированный. На взлёте он будет работать на атмосферном воздухе, а на больших высотах, где атмосфера разряжена, будет использовать запас окислителя на борту.

        Можно и так .
        Но всё же лучше что-то ,напоминающее Буревестник - с неограниченной дальностью и неограниченным временем полёта. Но это в лучшем случае появится лет через 30 . И то при условии , если разработки в этой области будут максимально интенсифицированны .....
    2. 0
      19 сентября 2019 21:54
      Или кислород возить с собой
      1. -2
        19 сентября 2019 21:56
        Или кислород возить с собой

        В этом случае автономность страдает.
    3. 0
      20 сентября 2019 15:37
      Ядерный. Подобрать изотоп с чистой реакцией и начать нарабатывать его на АЭС. Вот тогда полетаем.
  12. +2
    19 сентября 2019 20:17
    Несмотря на то, что теоретические предпосылки для разработки малозаметных самолётов были созданы советским физиком-теоретиком и преподавателем в области дифракции электромагнитных волн Петром Яковлевичем Уфимцевым, на родине они признания не получили
    Ничего из ничего не создается. Уфимцев, как ученый в СССР получил полное признание, став доктором физико-математических наук и профессором, лауреатом Государственной премии.
    А в изданной в 1962 году в издательстве "Советское радио" книге Уфимцева "«Метод краевых волн в физической теории дифракции» о технологии "Стелс" нет ни слова. Книга посвящена исключительно разработке математического аппарата физической теории дифракции на основе развития более ранних идей шотландского физика Максвелла и немецкого физика Зоммерфельда. Книга предназначалась для студентов старших курсов, аспирантов и радиоинженеров, специализирующихся на антеннах и распространении радиоволн. О том, что в будущем формулы, содержащиеся в книге, будут использованы в разработке технологии "стелс", не знал и сам Уфимцев.
    Как и в СССР, в США вся научно-техническая литература потенциального противника отслеживалась, поэтому отделом иностранных технологий Национального центра воздушно-космической разведки была переведена и долгих 13 лет пылилась на полке, пока совершенно случайно не попала на глаза одному из специалистов Skunk Works, Дэну Оверхолзеру, который занимался разработкой программы для расчета различных конструкций антенн радаров в рамках программы Lockheed Have Blue и уткнулся в проблему учета дифракции. Работа Уфимцева оказалась как нельзя кстати и позволила решить проблемы.
    В 1990 году, когда наступил "мир и дружба", американцы просто пригласили Уфимцева к себе работать в Калифорнийский университет и в «Northrop Grumman Corporation», где он принима активное участие в разработке В-2.
  13. -2
    19 сентября 2019 20:38
    Интересно , при нынешнем уровне технологий - возможен ли полностью радиопрозрачный ,композитный самолёт , в котором всё, включая двигатель сделано из композитов.
    1. 0
      19 сентября 2019 21:06
      Цитата: lucul
      Интересно , при нынешнем уровне технологий - возможен ли полностью радиопрозрачный ,композитный самолёт , в котором всё, включая двигатель сделано из композитов.

      Даже если предположить, что самолет будет полностью радиопрозрачным, то избавится от рективного пламени - никак. А пламя это плазма, поток заряженных частиц сильно изменяющих радиоволны.
      1. 0
        20 сентября 2019 09:44
        Цитата: kiril1246
        А пламя это плазма

        Только нужно учесть, что она присутствует не по всему объему факела, она низкотемпературная, а также нестабильная ввиду большого давления среды.
  14. +2
    19 сентября 2019 21:08
    Интересный прогноз. С автором можно только согласится.

    Причем с противоракетами проблем нет, особой высоты и дальности от них не требуется так что вполне уместятся в габариты современных ПЗРК. Дело за автоматической системой наведения. Должно получится что то вроде танкового КАЗ.
  15. 0
    19 сентября 2019 21:32
    Хорошая, полная статья. good
  16. +1
    20 сентября 2019 07:17
    Понравился краткий обзор взаимного противостояния авиации и средств ПВО.

    Было бы интересно узнать о том, как ПВО планирует бороться с малозаметностью самолётов 5го поколения, что делается в этой сфере, чтобы нивелировать геометрию и покрытие?

    В комментариях была предложена космическая платформа для размещения ракет ПВО - вполне целесообразная идея для перспективных ЛА с прямоточными двигателями, летящих на высотах 25км с 6М. Таких будет немного (по сравнению с околоземными БПЛА), так что доставка и размещение в космосе гипотетически вполне приемлема по стоимости с этими ЛА.

    При размещении на самолётах лазерных средств противодействия ракетам, ничего не мешает такое лазерное оружие разместить на ракете (понимаю, батарея в 2х чемоданах, так можно и кондёр на 2 мегаватта воткнуть, кто знает)

    С совершенствованием электроники, логично предполагать появление противоракет, а не только отстрела тепловых ловушек. Так что, теоретически высотные самолёты можно снарядить комплектом малоразмерных противоракет уже сейчас. Так же и современные самолёты ДРЛО. ИИ в помощь))))
    1. AVM
      +1
      20 сентября 2019 08:12
      Цитата: MainBeam
      Понравился краткий обзор взаимного противостояния авиации и средств ПВО.

      Было бы интересно узнать о том, как ПВО планирует бороться с малозаметностью самолётов 5го поколения, что делается в этой сфере, чтобы нивелировать геометрию и покрытие?


      Повышение КПБ излучателей и мощности сигнала, совершенствование алгоритмов обработки, комбинация РЛС нескольких диапазонов длин волн, многоспектральные ОЛС, в перспективе, возможно, РОФАР.

      Цитата: MainBeam
      В комментариях была предложена космическая платформа для размещения ракет ПВО - вполне целесообразная идея для перспективных ЛА с прямоточными двигателями, летящих на высотах 25км с 6М. Таких будет немного (по сравнению с околоземными БПЛА), так что доставка и размещение в космосе гипотетически вполне приемлема по стоимости с этими ЛА.


      Космос - это новый океан, кто будет в нём доминировать, тот будет непобедимой силой на планете.

      Цитата: MainBeam
      П При размещении на самолётах лазерных средств противодействия ракетам, ничего не мешает такое лазерное оружие разместить на ракете (понимаю, батарея в 2х чемоданах, так можно и кондёр на 2 мегаватта воткнуть, кто знает)


      Мощность всё равно будет несопоставима, самолёт проще защитить а энергетика у него всегда будет выше + системы наведения, оптика и многое другое. Здесь какая проблема. Если ракета маленькая, то на ней не поставишь защиту от лазерного излучения, поставили - габариты выросли, с ней справится противоракета.

      Цитата: MainBeam
      С совершенствованием электроники, логично предполагать появление противоракет, а не только отстрела тепловых ловушек. Так что, теоретически высотные самолёты можно снарядить комплектом малоразмерных противоракет уже сейчас. Так же и современные самолёты ДРЛО. ИИ в помощь))))


      Думаю, что это перспектива ближайшего будущего - логическое следствие развития наземных противоракет, совершенствования АРЛГСН с АФАР, ИК ГСН и газодинамического управления.
  17. +1
    20 сентября 2019 08:25
    На самолеты, летящие по 3000 км/ч без форсажа, могут появиться и ракеты, летающие в разы быстрее. Защитой может стать только гиперзвуковая плазма, делающая радар на ракете слепым. По этой причине управляемое гиперзвуковое оружие сейчас невозможно, но если проблему как-то решат...
  18. 0
    20 сентября 2019 16:40
    Цитата: Ка-52
    не может, а будет.


    Разумеется, мы все гадаем на кофейной гуще. Но проводя аналогию с первым (F117) и вторым (F22, F35) поколением стелс, мы видим, насколько улучшились аэродинамические качества с прогрессом технологии. Поэтому, невзирая не законы аэродинамики и физики, требующие неизбежной жертвы малозаметности, одновременный прогресс стелс-технологий, включая активные (РЭБ) номинально, по сегодняшним меркам, малозаметность может не так сильно и пострадать. Номинально. Поскольку и средства обнаружения не будут стоять на месте, а продолжат прогрессировать тоже.
  19. 0
    20 сентября 2019 16:53
    Интересная статья, спасибо.

    На сегодня, мне кажется, самый быстрый прогресс происходит (продолжает происходить) в IT: компьютерных технологиях (смотрит на айфон). Включая удешевление (перестает смотреть на айфон).

    Собрать дрон из помоечных материалов, способный малозаметно достичь цели и атаковать ее, могут уже и бородачи. БПЛА всех размеров - вот будущее боевой авиации. Пока нет технологий, чтобы сбивать их дешевле, чем стоят они сами, БПЛА будут прогрессировать.

    Гиперзвук - это неизбежное будущее, но только не похоже, что он про пилотируемую военную авиацию. Быстро доставить боеголовку - да, отличное решение. Даже как транспорт, возможно, он эффективен. А как многоцелевой истребитель, аналог F35, не понимаю, как он будет действовать? ПВО подавлять разумно или не входя в ее зону поражения - тогда хоть стоя можно - или беспилотными средствами, которых не жалко. А с подавленным ПВО, зачем гиперзвук?
  20. 0
    21 сентября 2019 15:14
    отличная статья
  21. +1
    1 октября 2019 17:37
    Выводы автора крайне сомнительны. Говоря о меньшей маневренности тяжёлых зур, автор забывает, что на 4м его авиация маневрировать не сможет вообще. Далее "большее колличество" малых ЗРК. Да они дешевле, да их больше. Но и чтоб прикрыть территорию против низколетящих нужно в разы больше сил. Так условно один С-400 прикрывает всю Сирию от целей на 20 км. А вот чтоб прикрыть ее от целей на 20 м понадобятся тысячи ЗРК.
  22. D O
    0
    30 сентября 2021 16:03
    Прижиматься к земле или набирать высоту, зависит от состава и возможностей средств ПВО противника.
    Если эта информация по ПВО заранее неизвестна, необходимо иметь две категории ударных самолетов, специализированных каждая для своей тактики.
    Вопрос прижиматься или воспарять, имеет смысл при преодолении ПВО+РЭБ противника. А поскольку современные средства ПВО создают неприемлемо высокий риск потери пилотов, для гипотетических конфликтов с высокотехнологичным противником необходимо развивать в первую очередь беспилотную боевую авиацию. Беспилотную - значит однодвигательную.
    Однодвигательный высотный ударный беспилотник уже анонсирован - это Су-75. Для усиления его высотных и скоростных качеств, возможно, целесообразно его дооснащение ракетными или прямоточными двигателями, включаемыми на нужной высоте и скорости.
    Однодвигательного же низколетящего, сверхзвукового и высокоманевренного (с отклоняемым вектором тяги и не бесхвостого) ударного беспилотника, в России пока не представлено. С-70 - это относительно мало-маневренный бесхвостый стелс, в первую очередь эффективный для работы по морским целям и наземным радарам. Но забраться в глубину прикрытой ПВО территории противника, у С-70 шансов маловато. Бронированный бомбардировщик-штурмовик Су-34 не является беспилотником, имея два двигателя и двух пилотов. Возможно, этот пробел восполнит КБ МиГ.
  23. +1
    20 сентября 2022 05:26
    прекрасная статья, сам пришел к тем же выводам. давно пора ставить на самолеты противоракеты. в особенности на бомбардировщики.
    очевидно, в чем то схожая эволюция ждет и танки - от пассивной брони ко все более совершенной активной защите
  24. 0
    20 сентября 2022 06:14
    Пока повоюем в СВО на высотах с МиГ-31, далее попробуем Су-34 с "изделием 30", АБ планируемые малого веса дистанционно взрывать лазерно на малом расстоянии от цели.