Закат конных латников

75

Кирасирские доспехи, предположительно немецкие, 1625-1635 гг. Вес шлема 2500 г; нагрудной пластины кирасы 6550 г; наспинной части 4450 г; горжета 1300 г; правого наплечника и наруч 3500 г; левого наплечника и наруч 3300 г; тассетов (набедренников) 2650 г; правой перчатки 750 г; левой 700 г. Королевский арсенал, Лидс

Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
Книга Екклесиаста 10.5:7


Военное дело на рубеже эпох. В переходную эпоху военное дело всегда развивается быстро. Однако находится под влиянием двух прямо противоположных тенденций. Первая – сила традиций и устоявшегося мнения, что старое хорошо тем, что привычно. Вторая – надо что-то делать, потому что старые приемы почему-то не работают. Так, маршал Генриха VIII Томас Аудлей требовал, чтобы никто из стрелков не носил бы доспехов, кроме разве что шлема морион, так как считал: «Не может быть хорошего стрелка, будь то лучник или аркебузир, если он служит одетым в доспехи».



Закат конных латников
Многие читатели «ВО» спрашивают, почему на многих доспехах этого времени столь пухлые набедренники. А вот почему: посмотрите, какие в то время были в моде штаны. Перед вами дублет курфюрста Кристиана II Саксонского (1583-1611). Ок. 1610 г. Размеры окружности талии 120 см. Окружность груди 111,5 см. Вес 987 г. Инвентарные записи показывают, что этот дублет носил курфюрст Кристиан II из Саксонии, когда получал феодальное право на владычество над герцогством от императора Рудольфа II в Праге в 1610 году. Это событие произошло утром 27 июня 1610 года, так что мы точно знаем, что тогда такую одежду носили (Венская оружейная палата)


Прошло 19 лет, но мода не изменилась. Дублет курфюрста Иоганна Георга I из Саксонии. Ок. 1629. Г. Пошито в Дрездене. Длина штанов 70 см, ягодицы 51,5 см, вес 1220 г (Венская оружейная палата)

В итоге, когда в 1543 году во Францию из Норича было отправлено 40 солдат, то из них 8 были лучники, имевшие «добрый лук», 24 «добрые стрелы» (количество еще со времен битвы при Баннкоберне!), «добрый меч», кинжал, а вот все остальные были «биллмены», то есть копейщики, вооруженные «биллом» («язык вола») – копьем длиной 1,5 м, с ножевидным клинком, удобным в рукопашном бою. Меч и кинжал дополнял вооружение, а еще все они были в доспехах, вот только в каких, в документе не уточняется. Кстати, этот самый «билл» из состава вооружения английской армии был исключен указом 1596 года. Теперь пехота стала сплошь вооружаться лишь пиками и аркебузами.


Развитие военного дела в XVI веке породило множество забавных видов оружия. Например, вот такой пехотный щит с фонарем, латной перчаткой и выдвижным клинком. Идея заключалась в том, чтобы, открыв неожиданно для противника крышку фонаря на щите, ослепить его в ночи и заколоть без особого труда. Клинки на перчатке имели зазубрины для захвата клинков противника. Впрочем, скорее всего этот щит был бы более опасен для своего владельца, нежели противника. Ведь лампа на нем была масляная, и облиться горящим маслом, размахивая таким щитом, было бы проще простого! (Венская оружейная палата)

Впрочем, не совсем так. «Добрый английский лук» по-прежнему был в ходу. Причем находились военачальники, которые требовали и даже добивались наличия в английской армии пехотинцев с двумя видами вооружение – пикой и луком. Их так и называли - воинами с двойным вооружением. Сохранились иллюстрации, их изображающие и относящиеся к 1620 году. На них изображен типичный пикинер в пикинерских латах и шлеме морион, который стреяляет из лука и одновременно держит в руке свою пику. Понятно, что это требовало немалой ловкости и серьезных тренировок. К тому же серьезно обременяло воина. Так что «двойное вооружение», хотя и выглядело теоретически очень заманчиво, на практике не прижилось. Более того, такие британские историки, как А. Норман и Д. Поттингер, сообщают, что после 1633 года пикинерские доспехи и вовсе не упоминаются, то есть кроме шлема они ничего, чтобы могло их защитить, не носили!


Рисунок английского художника Ангуса МакБрайда. На нем вы видите двух британских пикинеров и мушкетера 1620 года. Тот, что слева, как раз и относится к числу воинов с «двойным вооружением». Кстати, их латы отнюдь не являются фантазией художника, а самым тщательным образом перерисованы с образцов из Королевской оружейной палаты города Лидса

При этом количество аркебуз постоянно росло и на момент смерти Генриха VIII их в арсенале Тауэра насчитывалось 7700, а вот луков только лишь 3060. Рыцарские латы все еще существовали, но по сути превратились в маскарадный металлический костюм. В годы правления королевы Елизаветы развитие рыцарских доспехов продолжалось, но носили их в основном ее придворные. По сути дела, боевыми доспехами в то время были лишь латы кирасиров, о которых рассказывалось в предыдущих статьях этого цикла, но и они претерпевали изменения в соответствии с требованиями времени. Правда, еще в 1632 году, отмечал английский историк Питер Янг, английский кавалерист представлял собой все того же рыцаря, хотя и не имел латной обуви, которую ему заменяли сапоги до колен. Вооружался он либо копьем, но несколько облегченным по сравнению с рыцарским, либо парой пистолетов и шпагой.


Снаряжение английского конного латника 1632 г. по Питеру Янгу


Мушкеты и шлем из замка Чешски Крумлов на Влтаве

А затем пришло время гражданской войны 1642–1649 гг., и проблема цены кирасирских доспехов стала иметь решающее значение. Армии становились все более и более массовыми. В них все в большем количестве призывались простолюдины, и покупать им дорогостоящие латные перчатки, пластинчатые набедренники и полностью закрытые шлемы типа армэ с забралом стало непозволительной роскошью. Вооружение все время упрощалось и удешевлялось. Поэтому неудивительно, что в это время появились такие упрощенные виды защиты, как шлем «пот» («горшок») для рядовых всадников армии парламента и шлемы «кавалер», имевшие вид широкополой шляпы со скользящим металлическим наносником, популярные в армии короля.


Кирасирские доспехи короля Карла I, изготовленные в 1612 году в бытность его принцем Уэльским. Изготовлены в Гринвиче. Поступили в Тауэр в 1650 году. Полный рост: 169 cм, вес 33,2 кг, вес перчаток — 0,59/0,578 (левая/правая) кг, вес горжета — 1,09 кг, поножей и сабатонов — 1,44/1,39 (левая/права) кг, вес тассетов (набедренников) 1,59/1,66 (левый/правый) кг, левый вамбрас (наруч) и полдрон (наплечник) весят 2,95 кг, наспинная пластина — 4,23 кг, нагрудная пластина — 4,45 кг, шлем — 4,9 кг (Королевский арсенал, Лидс)

Появились и очень тяжелые саперные шлемы с прочным металлическим забралом, которые, как предполагают, носили не столько сами саперы, сколько военачальники, наблюдавшие за ходом осады и попадавшие под выстрелы неприятеля. Забрала на шлемах «пот» вообще превратились в решетку из прутьев, то есть подобное «снаряжение» было по силам выковать даже деревенским кузнецам.


Кирасирские латы «в три четверти из музея» в Гленбоу (Музей в городе Калгари, провинция Альберта, Канада)


Кираса конных аркебузиров 1620 г. (Королевский арсенал, Лидс)


Наплечник этой же кирасы, крупным планом. (Королевский арсенал, Лидс)

Грудь и спину стала прикрывать кираса до пояса, а левую руку – наручь, который защищал руку до локтя, а носили его с латной перчаткой. Но в армии парламента и такие детали доспеха посчитали «излишеством» и ее «девая конница имела лишь шлемы и кирасы.

Богемская двуручная сабля, ок. 1490 г. Изображена также в ряде миниатюр с изображением «триумфального шествия Максимилиана I», выполненных Гансом Бургкмайром (1473–1531). Клинок итальянской работы. Зал №3. (Венская оружейная палата)


Один из двух мечей, торжественно переданных императорскому посольству папой Юлием II 24 января 1509 года по случаю возведения Максимилиана I и его внука, позже Карла V, в рыцарство св. Петра. Под именем изготовителя «Мастер Эрколе» может скрываться еврейский ювелир Саломоне да Сессо, который после смены веры назвал себя «Эрколе дей Фиделис» (около 1465 — 1518/1519, Феррара или Рим) (Венский императорский арсенал. Зал №2)


С середины XV века боевой молот становился все более популярным оружием для кавалерии, которое носили либо на луке седла, либо на поясе. Вся сила удара кончика молота была сосредоточена в очень маленькой области, поэтому с его помощью было возможно пробить даже прочные доспехи. Боевой молот использовался примерно до 1540 года. Для украшения этого великолепного боевого топора, который был сделан для брата императора Карла V, который впоследствии стал императором Фердинандом I, использовалась техника золочения при помощи золотого расплава (амальгамирования), которая из-за его сложности вскоре перестала использоваться. Год изготовления 1526-ой. Место изготовления: Аугсбург. Владелец император Фердинанд I сын Филиппа Габсбурга (1503—1564). Венская оружейная палата. Зал №3

Джон Клементс – известный специалист в области реконструкции фехтования, в связи с этим указывает, что в период с 1500 по 1600 год западноевропейским меч очень быстро трансформировался в рапиру и шпагу, а в тяжелой коннице последние превратились в рубящие палаши.


«Корзинчатый меч» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

По сути дела, это были те же шпаги, но с более широким клинком. В Англии их стали называть «корзинчатым мечом», поскольку рукоять защищала самая настоящая «корзина» из железных прутьев или полос. Под влиянием французской школы фехтования распространился и тип гражданской легкой шпаги с клинком длиной в 32 дюйма (81 см).


Рапира. Входила в набор, состоящий из рапиры с ножнами и кинжала с ножнами. Ок. 1610 г. Дрезден. Общая длина 119 см, клинок 102 см, вес 1460 г. (Венская оружейная палата)

Вот так, собственно говоря, конные латники постепенно и подошли к своему закату и рубежом его стал 1700 год. Нет, кирасиры в блестящих кирасах из армий Европы никуда не ушли, но столь значимой роли в войнах, как, скажем, французские пистольеры эпохи «война за веру», они уже не играли. Стало понятно, что успех в сражении зависит от умелых действий полководца и комплексного использования пехоты, конницы и артиллерии, а не полного превосходства какого-то одного рода войск и, в частности, латной конницы.

Осталось рассказать о немногом. В частности, о системе распознавания «свой-чужой» на поле боя. Ведь и там, и там сражались люди в черных доспехах, закрывающих их с головы до ног, либо в желтых кожаных колетах, черных кирасах и шляпах с перьями. Как тут различить своих и чужих?


Имперский кирасир с шарфом через плечо. Без него, кто есть кто, определить было бы просто невозможно. Иллюстрация из книги «Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914» V.Vuksic, Z.Grbasic

Выход был найден в использовании шарфа, который носили через плечо как орденскую ленту, и который декор доспехов не скрывал, у кого он был, разумеется, и свою национальную принадлежность обозначал самым заметным образом. Во Франции, например, в XVI веке он мог черным или белым в зависимости за кого сражался его владелец – за католиков или протестантов-гугенотов. Но также он мог быть и зеленого цвета, или даже светло-коричневого. В Англии шарфы были синими и красными, в Савойе – синими, в Испании – красными, В Австрии – черно-желтыми, а в Голландии – оранжевыми.


Английская кираса 1650 года уже мало чем отличалась от более поздних кирас XVIII – XIX вв. (Королевский арсенал, Лидс)

Также произошло и упрощение вооружения. Всевозможные клевцы и булавы из арсенала исчезли. Оружием тяжелой конницы стали палаш и два пистолета, легкой пистолет и сабля, драгуны получили шпагу и карабин, а конные пикинеры – длинные пики. Этого оказалось вполне достаточно для решения всех боевых задач эпохи развитого промышленного производства, в которую Европа вступила после 1700 года.

Использованная литература
1. Barlett, C. English Longbowmen 1330 -1515. L.: Osprey (Warrior series №11),1995.
2. Richardson, T. The Armour and Arms of Henry VIII. UK, Leeds. Royal Armouries Museum. The Trusteers of Armouries, 2002.
3. The Cavalry// Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
4. Young, P. The English Civil War // Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
5. Williams, A., De Reuk, A. The Royal Armoury at Greenwich 1515 -1649: a history of its technology. UK, Leeds. Royal Armouries Pub., 1995.
6. Norman, A.V.B., Pottinger, D. Warrior to soldier 449-1660. A brief introduction to the history of British warfare. UK. L.: Weidenfild and Nicolson Limited, 1966.
7. Vuksic, V., Grbasic, Z. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: A Cassel Book, 1993, 1994.


Окончание следует…
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    22 февраля 2020 05:30
    Спасибо Автору! Хорошая статья и как всегда - отличная подборка фотографий! hi
  2. +15
    22 февраля 2020 05:39
    С удовольствием окунулся в сказку «доспехов и оружия», ну и «колгот - саксонских вельмож»!!!
    Вячеслав Олегович искреннее спасибо за субботнее чтиво!!!
    С уважением, Влад!
    1. +10
      22 февраля 2020 06:49
      Влад, привет и наилучшие пожелания! soldier С наступающим Днём Мужика! drinks
      1. +4
        22 февраля 2020 10:10
        Взаимно! drinks
        Всем хорошего дня и добрых пожеланий от прекрасной половины человечества!! hi
  3. +10
    22 февраля 2020 05:56
    Век живи,век учись ! Или , перечитывай архивы ! "Намедни" случился казус со мной...шла телепередача 21 февраля "Поле чудес". И тема была весьма знакомая: древнерусское оружие и доспехи ! Все вопросы "щёлкал" с ходу ! Но тут появился вопрос о "разновидности" доспеха из полированных пластин,надеваемого на кольчугу...( третья буква - р ) ...и я "застыл" ! Перебирал в памяти названия доспехов, но не мог "найти" нужное ! Оказалось...: "зерцальный"...! Зерцало! Ведь знал же ! Но забыл ! Вот так-то ,ребятишки ...зубрите учебники ! Тогда не попадёте впросак, как дядя Вова ! hi
  4. +10
    22 февраля 2020 06:14
    Спасибо за интересную статью,жду продолжения!
  5. +13
    22 февраля 2020 06:31
    На фотоснимке витрины "Мушкеты и шлем из замка Чешски Крумлов на Влтаве" меня немного смутил вид второго слева ствола с ударным кремнёвым замком. Это оружие намного ближе к нашему времени и как-то совершенно не ассоциируется с пиками и доспехами. Скорее это фузея века восемнадцатого, но в датировке не уверен, клеймо смотреть нужно.
    За статью, как и всегда, большое спасибо. ))) С наступающим !!! drinks
    1. +6
      22 февраля 2020 07:40
      Вот точно, и тя так подумал!!! на штуцер похоже.
    2. +7
      22 февраля 2020 08:06
      Уважаемый Константин! Все верно. Но не я его туда помещал. Видно решили - раз кремневый замок есть - гоп в кучу!
      1. 0
        22 февраля 2020 15:34
        Уважаемый сэр! Да я же понимаю, что не Вы его туда запихали. Может у них на весь музей и было всего четыре ружжа, вот и втиснули в одну пирамиду. smile
  6. +8
    22 февраля 2020 06:43
    Щит с фонарем - поразителен. Представил инструкцию по техобслуживанию и использованию. Удивительная многооперационность. Курьезная вещь.
    1. +4
      22 февраля 2020 10:37
      А как Вам такое вундерваффе (представляю себе процесс заряжания):
      1. +3
        22 февраля 2020 10:48
        С мечтой об артефактах не расстанешься. И ведь что-нибудь может послужить ступенькой к толковым изобретениям.
      2. +1
        22 февраля 2020 12:46
        Заряжал помощник, так что проблем не было!
      3. +5
        22 февраля 2020 15:31
        Сергей hi , это, похоже, не ствол, а что-то вроде втулки, в которую ствол вставлялся. Всунул, выстрелил, вытащил, перезарядил и по новой. Но, по моему, там для перезарядки времени уже не давали. )))
        И более поздний вариант:
        1. +3
          22 февраля 2020 16:41
          Это как раз ствол.
          1. +1
            22 февраля 2020 16:44
            На этом фото - да, на том - вряд ли. request
            1. +2
              22 февраля 2020 17:08
              И на "том" тоже. Это известный щит с пистолетом из коллекции оружейной палаты Хиггинса в Вустере. Эти щиты король Генрих VIII заказал итальянцам для своих телохранителей.
              1. +1
                22 февраля 2020 17:12
                Вик, но на "том" стенки "ствола" уж больно тонкие, не находите?
                1. +1
                  22 февраля 2020 17:29
                  На снимке - да. К сожалению, нет другого ракурса. Но экспонат этот известен.
                2. +2
                  22 февраля 2020 19:26
                  Вот снимок этого же щита, но с другого ракурса. Как видите, нормальный ствол.
                  1. +1
                    22 февраля 2020 20:10
                    Да, здесь ствол настоящий. Удивительно, насколько фотография может искажать предмет.
          2. +4
            22 февраля 2020 16:46

            Обратная сторона щита. Пистолет фитильный.
            Известны английские и итальянские образцы. Итальянские отличаются более крупным калибром пистолета и более богатой отделкой.
        2. +3
          23 февраля 2020 12:10
          Цитата: Морской Кот
          это, похоже, не ствол, а что-то вроде втулки, в которую ствол вставлялся. Всунул, выстрелил, вытащил, перезарядил и по новой.

          Слыхивал я кое что про этот "щит с пистолетом" ! Щит-английский... пистолет (по крайней, так обзывался ган в статье...)-казнозарядный, да ещё и фитильный ! Так что...это оружие, а не "втулка". Назначение было: в случае прорыва врага за крепостные ворота , на пути врага выстраивали линию бойцов , укрывавшихся за щитами ,оснащёнными этими пистолями...
  7. +3
    22 февраля 2020 07:42
    Вячеслав Олегович, как всегда отлично!!! Но как прикинешь, 28 или 35 кг таскать на себе лат , Да уж!!! на фото Мушкеты и шлем из замка Чешски Крумлов на Влтаве - второй слева очень похож на штуцер.
    1. +5
      22 февраля 2020 08:05
      Я тоже заметил, что несколько "современная вещь". Но те, кто собирал экспозицию, видимо, решили - раз есть кремневый замок - сюда!
      1. +3
        22 февраля 2020 08:11
        А вроде не дикий народ!!! На за Ваши материалы всегда спасибо, хотя пару раз был очень не согласен с ними.
        1. +4
          22 февраля 2020 08:18
          Цитата: Ламата
          хотя пару раз был очень не согласен с ними.

          Вот и написали бы в чем! Интересно!
          1. +4
            22 февраля 2020 08:26
            Это давно было, года 2 назад, кажется, Вы цикл статьей писали о деревне . Несколько мрачноватая картина выходила, я ,канечно моложе вас и довольно значительно, но деервни самого начала 80 помню хорошо, такого не упомню. Правда разные республики. Да оладно ,, прошли уже. Тем более я там резко выразился и получил аж,как помнится 2 пердупреждения.))))
            1. +4
              22 февраля 2020 09:07
              Уважаемый Игорь! Вы же понимаете, что в эпоху Интернета врать просто глупо.Значит все примерно так оно и было. И если Вы читали внимательно, то были люди, которые это подтверждали в комментариях, а один написал, что убежал оттуда через две недели. А видение получилось конечно мрачным - невольник не богомольник. И потом в разных местах было и впрямь по-разному. Самое смешное, что самая мрачная статья так и не была написана. Не стал ранить нежные души читателей ВО.
              1. +2
                22 февраля 2020 11:34
                Всякое каечно было на просторах СССР, в Каз ССР такого не видел . Впрочем спсибо за другие циклы статей, особливо заинтересовало , что вы за материал о еде рыцарства подадите.))))
                1. +4
                  22 февраля 2020 12:45
                  Один уже был здесь - наберите "Еда рыцарей" ВО Шпаковский... Просят больше...
  8. 0
    22 февраля 2020 07:51
    Наплечник этой же кирасы, крупным планом.

    А крючок- как на обычной садовой калитке..... recourse
    1. +2
      22 февраля 2020 11:41
      А крючок- как на обычной садовой калитке

      Инженерная мысль консервативна... У меня щеколда в ванной тоже похожа на винтовочный затвор (или наоборот) laughing
  9. +2
    22 февраля 2020 09:33
    Да! Спасибо.
    Фото хороши!
  10. +2
    22 февраля 2020 09:52
    Рисунок английского художника Ангуса МакБрайда. На нем вы видите двух британских пикинеров и мушкетера 1620 года. ..... Кстати, их латы отнюдь не являются фантазией художника, а самым тщательным образом перерисованы с образцов из Королевской оружейной палаты города Лидса

    Сомневаюсь, что обычные пикинеры носили латы с такой отделкой. Да и необычные тоже
  11. +3
    22 февраля 2020 09:55
    Многие читатели «ВО» спрашивают, почему на многих доспехах этого времени столь пухлые набедренники. А вот почему: посмотрите, какие в то время были в моде штаны

    Я думаю, дело не в ширине штанов - в широких набедренниках удобнее сидеть в седле.
    1. +4
      22 февраля 2020 10:14
      Как и впрочем в наших галифе или шароварах!
      1. +3
        22 февраля 2020 10:25
        в наших галифе или шароварах

        В шароварах и пехоте куда как удобнее на длительных маршах. А вот галифе - это скорее дань мнээ.. военным понтам. Иначе трудно объяснить с практической точки зрения появление узких кавалерийских лосин, косиц у прусских зольдат или, к примеру, современных "тактических" бород laughing
        1. +6
          22 февраля 2020 11:58
          Как обладатель (уже 25 лет как) "тактической" бороды, обосную практическую сторону вопроса. Терпеть не могу процесс бритья! negative laughing
          1. +4
            22 февраля 2020 12:22
            А процесс ухода за бородой ? Он, как мне кажется, тоже приложения сил требует yes Сам баки когдато носил, умучался.
            1. +2
              22 февраля 2020 13:10
              Триммер, раз в неделю.
          2. +3
            22 февраля 2020 12:44
            Вы как рыцарь тамплиер...
            1. +4
              22 февраля 2020 13:20
              Ну, не настолько, Вячеслав Олегович. Тем, помнится, орденским уставом было запрещено бороды стричь. Кстати, самого известного литературного тамплиера, де Буагильбера, почему-то чаще изображают гладко выбритым.
              1. +2
                22 февраля 2020 14:16
                Плохой был! Нарушал устав!!!
                1. +2
                  22 февраля 2020 16:01
                  И не говорите, вааще беспредельщик! Мало того, что собирался нарушить обет безбрачия, так еще и с еврейкой!!!
                  1. +2
                    22 февраля 2020 16:20
                    Вот видите, Антон, а Вы еще берете с него пример. Не наш человек, явно...
                    1. +2
                      22 февраля 2020 16:30
                      Я, как мужчина необремененный матримониальными обязательствами, все еще надеюсь встретить свою "прекрасную Реввеку". Осталась одна попытка. Не сложится, уйду в сократы, ну, или в канты, "на крайняк".
                      1. +6
                        22 февраля 2020 20:12
                        Выбирая себе спутницу жизни надо следить, чтобы женщина ступала по земле легко. Т.е. имела легкую походку, а не переваливалась как утка, не "забивала гвозди в асфальт". Потом надо, чтобы у нее был хороший аппетит, и она не ковыряла еду в тарелке. И уж, конечно, хотя бы в ресторане держала нож в правой, а вилку в левой. Палочками уметь есть необязательно.
                        Далее, она должна уметь готовить. И очень важно - ее лицо по сравнению с вашим должно быть меньше по высоте. Если у нее лицо больше вашего - некоторые мужчина на это ведутся - ах, все мое, - добра не будет. Еще она не должна постоянно смеяться... И самое главное. Закройте глаза и послушайте ее голос. Подумайте будет ли вам приятно его слушать через 10, 20 и... лет. Если не очень - ищите другую. Все остальное изменится... но голос не меняется, если женщина не курит, конечно. Я следовал всем этим правилам и... счастливо живу с женой 45 лет.
                      2. +3
                        23 февраля 2020 01:49
                        Цитата: kalibr
                        И очень важно - ее лицо по сравнению с вашим должно быть меньше по высоте.

                        .. а роста она должна быть не больше 120 см, с квадратной головой - так удобнее кружку с пивом ставить (С) laughing drinks
                2. +3
                  22 февраля 2020 16:16
                  Вообще "Айвенго" - та еще развесистая клюква.
                  1. +4
                    22 февраля 2020 16:22
                    Вообще-то Вы, Антон, благослови Вас Бог, сейчас подсказали мне отличную тему для двух, по крайней мере материалов - о исторических несообразностях в исторических романах. Как Вам такая идея? А начать с Айвенго!
                    1. +3
                      22 февраля 2020 16:41
                      Вобще-то, Вячеслав Олегович, идеи витают в воздухе. Тем не менее, я рад возможности, время от времени, выступать Вашей музой. С другой стороны, это Вы с Вашей фразой : "сколько стоила курица в Париже", побудили меня заняться микроисторией. Безумно интересная "штудия"!!!
                      1. +4
                        22 февраля 2020 16:48
                        Приятно слышать, Антон! Вот так люди и становятся специалистами, кстати, говоря. А... а... потом, садятся и пишут свой первый ромаан, про Жанну Д.Арк. И посвящают... (здесь надо прослезиться от умиления) тому, кто... побудил. А потом тень "побудителя" ночью приходит и говорит "Спасибо!"
                      2. +2
                        22 февраля 2020 17:09
                        Не, Вячеслав Олегович! У Жанны слишком "затоптанная" биография. Алиенор Аквитанская гораздо интересней.
                      3. +3
                        22 февраля 2020 20:03
                        Цитата: 3x3zsave
                        У Жанны слишком "затоптанная" биография.

                        Нет, Антон! Так нельзя. Интересней... мало ли что? Но где материал? А тут все собрали до Вас, все есть от ЖЗЛ до романа Марка Твена. От Вас НОВЫЙ ОСТРЫЙ ВЗГЛЯД НА ТО. ЧТО ВСЕ ВИДЕЛИ, А ВЫ увидите ИНАЧЕ, и масса интересных бытовых подробностей. Аромат эпохи! Люди не ценят совсем новое. Они ценят старое, знакомое, но немножко новое. Но не сильно!
          3. +4
            22 февраля 2020 13:11
            И есть кусочек летне-осеннего времени, когда можно позволить себе не бриться.
        2. 0
          21 мая 2020 10:02
          галифе придумал чувак которому ногу повредило) и в лосинах стало некрасиво )))
  12. +4
    22 февраля 2020 11:03
    В итоге, когда в 1543 году во Францию из Норича было отправлено 40 солдат, то из них 8 были лучники, имевшие «добрый лук», 24 «добрые стрелы» (количество еще со времен битвы при Баннкоберне!), «добрый меч», кинжал, а вот все остальные были «биллмены», то есть копейщики, вооруженные «биллом» («язык вола») – копьем длиной 1,5 м, с ножевидным клинком, удобным в рукопашном бою. Меч и кинжал дополнял вооружение, а еще все они были в доспехах, вот только в каких, в документе не уточняется. Кстати, этот самый «билл» из состава вооружения английской армии был исключен указом 1596 года. Теперь пехота стала сплошь вооружаться лишь пиками и аркебузами.

    ,,,Покорение Туниса 1543-1548. Рыцарских доспехов и не видно.

    посмотрите, какие в то время были в моде штаны

    1. +3
      22 февраля 2020 11:26
      Битва при Лютцене (аж 1632 г.). Рыцарский доспех пока еще есть - но, понятно, далеко не у всех:
      1. +2
        22 февраля 2020 11:32
        Ну или русский доспех XVI века:
    2. +3
      22 февраля 2020 11:51
      А вот и гобелен того же автора (сплошные рыцарские доспехи):
      Гобе­лен № 2 серии «Заво­е­ва­ние Туниса». Автор: Willem de Pannemaker Врем созда­ния: около 1554 г. Коро­лев­ский дво­рец Мад­рида, Испа­ния
  13. +2
    22 февраля 2020 17:01
    Развитие военного дела в XVI веке породило множество забавных видов оружия. Например, вот такой пехотный щит с фонарем, латной перчаткой и выдвижным клинком.
    В ратном деле забавные виды оружия не применяются ввиду того, что в бою забава очень дорого стоит.
    С этой точки зрения, как оружие для боя, щит с фонарем совершенно бесполезен. А вот для передвижения по ночному городу тех веселых времен - вполне подходит. И фонарь к месту, и "джентльменов удачи" можно отпугнуть.
    Очевидно, для этих целей эти щиты и делали, потому как некоторые образцы вместо встроенного фонаря имеют специальный крюк. на который фонарь вешался. Некоторые щиты имеют только фонарь.
    Да и ослепить таким масляным фонарем вряд ли получится.

    Щит с фонарем из коллекции Royal Armouries (Лондон).
  14. +4
    22 февраля 2020 17:19
    А вот почему: посмотрите, какие в то время были в моде штаны.

    ...что доспехи,что одежда smile это какой труд заложен what
    ,,,вот вроде карта или картина


    но это просто плащ belay


    wink

    Ланд­шафт­ный костюм Иоганна-Георга I(кото­рое он полу­чил в пода­рок от своей матери – вдов­ству­ю­щей кур­фюр­стины Софии Сак­сон­ской.).
    Время и место изго­тов­ле­ния: 1611 г., Дрез­ден.
    Место про­из­вод­ства тка­ней: Ита­лия.
    1. +3
      22 февраля 2020 19:54
      А почему Вы Тартарию не указали и Гиперборею? Они же есть на древних картах?
  15. +7
    22 февраля 2020 17:58
    Большая благодарность Вячеславу Олеговичу - не отрываясь читается.
    Да и тема - в любом музее самая с интересом рассматриваемая экспозиция - рыцарские доспехи и вооружение. Магически на людей действует, и на мужчин,и на женщин, и тем более - а детей.
    Апофеоз и закат холодного оружия?
    Только вот во всех мирах будущего и и фэнтези все на мечах рубятся, хотя, порой и на лазерных! Ну так интереснее, так понятнее, и только так можно раскрыть характеры Главного Героя и Главного Злодея.
    На самом же деле как холодное оружие, так и средства лично защиты существуют и совершенствуются и в наше время, а в военных училищах до сих пор преподают приемы по НФП.
    Хотя, в реальных боестолкновениях до рукопашки доходит редко, но... надо быть готовыми. Кроме того, что воину уверенность в себе и в товарище просто необходима как элемент его боевой подготовки, какими бы системами оружия или обеспечения он не управлял. А для этого - изволь бегать по полосе с напалмом, прыгать, и учись драться и защищаться! Дух закаляй ( не духов, а именно дух)!
    Так что, холодное оружие не ушло из нашей жизни, оно с нами (хоть иногда и в гротескных формах: бейсбольные биты в автомагазинах!).
    Оно красиво, оно понятно, оно манит.
    С наступающим Днем Советской армии и Военно-морского флота всех участвующих и сочувствующих!
    1. +3
      22 февраля 2020 19:58
      Спасибо и за поздравление и слова благодарности! Я хоть в армии и не служил, но имею военную специальность по документу - "военный переводчик", а приписан был к части номер которой не помню, конечно, но в сопроводиловке было написано: "Будет задействована на территории вероятного противника в случае чрезвычайных обстоятельств". Так что это и мой праздник тоже. "Потенциальные шпионы"... ха-ха, они ведь тоже воюют.
      1. +1
        22 февраля 2020 20:57
        Вы зря пошутили. Ср 71 над ГДР именно военные переводчики и вычислили. Достойная служба.
        Могу быть необьективным, мог " читать" Только английский с напрягом
        А парни и три языка читали... Не прибедняйтесь, мастер мало таких осталось. Спасибо за статью
  16. 0
    22 февраля 2020 20:13
    Последователи Сида Меера принимают улан как преемников пикинеров, насколько это соответствует исторической правде большой вопрос. Как это было в действительности. Можно ли сходу отнести это предположение к гипотезам? Или элементы истории в этом есть?
    1. +2
      22 февраля 2020 22:35
      Уважаемый Андрей Борисович! Первый раз слышу про такое. Пикинеры - пехотинцы. Уланы - всадники. Но всадники с копьями были всегда, равно как и пикинеры. Разница в размере, длине копий и пик. Он имеет значение.
      1. 0
        23 февраля 2020 01:16
        Не Мой это посыл, копэпещки после металлургии плучаются... В обороне против любой конницы.. Как? Сид. Мечтает, что и уланы против рыцари 1-1. Я в . .. Смятентии .
        1. 0
          23 февраля 2020 02:00
          Не Мой это посыл, копэпещки после металлургии плучаются

          Это Вы не в тот мод играете. Рекомендую Realism Mod для Civ5, а еще лучше CCM 2.5 для Civ3: если на реальной карте - оргазм милитариста fellow
      2. 0
        23 февраля 2020 01:49
        Спасибо за статью. Ну держитесь за правду истории в кадрах музеев. Что найду В Вашем полном распоряжеии
        Не я это усовершенствование вывез в движении словил вместе с папкой обяпов
        Не в оружии!
        В тактике... Прости Господь. Но тыщу всадников при правильной организации... 200 аркебузиров не просто могут.... Не должны... НЕ остановиьть
        Все же уланы как их не обзывать... Конница против рыцарей...
        Начнем " Евезив манюверс" Из звездных войн....
      3. 0
        23 февраля 2020 01:55
        Все же надо поискать, пишите в личку. Я не эксперт в истории и оружии но в " Синхронизации" Сильно несносен...
  17. 0
    18 апреля 2020 20:43
    Вот, что самоизоляция делает. То статьи ждешь не дождешься, а тут одна, за одной. Спасибо.