Как корниловцы штурмовали Екатеринодар

127
27—31 марта 1918 года армия Корнилова штурмовала Екатеринодар. Это было первое крупное полевое сражение Гражданской войны в России и последнее сражение генерала Л. Г. Корнилова.

Соединение с кубанской «армией»



Форсировав Кубань, Добровольческая армия пошла в майкопском направлении. Однако, оказалась в Закубанье в «сплошном большевистском окружении». Район поддерживал большевиков. Каждый хутор встречал белых огнем винтовок, в лесах стреляли из засад. Полкам приходилось идти с постоянными стычками, выбивая и рассеивая противника. Каждый отклонившийся в сторону от основных сил отряд, попадал в засаду. Селения были покинуты, жители разбегались, прятались, угоняя скот и пряча продовольствие. Люди даже сжигали дома, оставляя добровольцев без крыши над головой. На стоянках белогвардейцы попадали под артиллерийские обстрелы. При этом крупные силы красных по-прежнему двигались за ДА.

10 (23) марта, форсируя реку Белую, добровольцы снова наткнулись на вражеский заслон. Ситуация была тяжелая: добровольцы попали в засаду, в узкой долине; господствующие высоты были заняты красными. Корниловцы подвергались сильному обстрелу, отбивали сильные атаки. С тыла также подходил противник. Боеприпасы были на исходе. Однако добровольцы продержались днем, а в сумерках поднялись в отчаянную атаку. Армия прорвала кольцо окружения и ушла в кавказские предгорья. Местные черкесы, враждовавшие с красными казаками, встретили армию Корнилова хорошо. Мужчины стали вступать в ДА. Получив известия о движении Кубанской «армии», Корнилов горными тропами повел войска на соединение с кубанцами.

А кубанское командование, после безрезультатного похода к Екатеринодару, где они думали увидеть корниловцев, оказалось в критической ситуации. 7 (20) марта Покровский решил повернуть обратно к реке Кубань — на соединение с ушедшей оттуда армией Корнилова. Красные войска преследовали кубанцев, пытались их блокировать. Кубанская «армия» показала низкую боеспособность и её единственное спасение было в объединении с Корниловым. Только через 4 дня после тяжелых боев и изнурительных переходов в сплошном кольце окружения красными, Добровольческая армия и кубанцы встретились. 11 (24) марта, когда измотанные кубанцы снова были блокированы под Калужской, появился разъезд корниловцев. Кубанцы воспряли духом и отбросили противника.

14 марта Корнилов и Покровский встретились. Кубанское «правительство» тут же вспомнило о «самостийности» и заговорило о самостоятельности своей «армии» при оперативном подчинении Корнилову. Но тот был против: «Одна армия и один командующий. Иного положения я не допускаю». Кубанцам деваться было некуда, силы соединились. Численность армии возросла до 6 тыс. штыков и сабель при 20 орудиях. 15 марта Добровольческая армия снова пошла в наступление.

В марте 1918 года погода в районе боев была крайне сложной: беспрерывно лил холодный дождь, сменявшийся мокрым снегом и заморозками. Дороги исчезли. Всё превратилось в пространство воды и жидкой грязи, которая периодически становилась льдом. На подступах к станице Ново-Дмитровской резко похолодало, в горах выпал глубокий снег, температура упала до 20 градусов ниже нуля. Лошади и люди обрастали ледяной коркой. По свидетельствам современников, доходило до того, что раненых, лежавших на телегах, вечером приходилось освобождать от ледяной коры штыками.

Деникин писал в своих воспоминаниях: «Холодная вода пропитывала насквозь все платье, текла острыми, пронизывающими струйками за воротник. Люди шли медленно, вздрагивая от холода и тяжело волоча ноги в разбухших, налитых водою, сапогах. К полудню пошли густые хлопья липкого снега, и подул ветер. Застилает глаза, нос, уши, захватывает дыхание, и лицо колет, словно острыми иглами… Между тем, погода вновь переменилась: неожиданно грянул мороз, ветер усилился, началась снежная пурга. Люди и лошади быстро обросли ледяной корой; казалось, все промёрзло до самых костей; покоробившаяся, будто деревянная одежда сковала тело; трудно повернуть голову, трудно поднять ногу в стремя». В итоге это наступление стало назваться «Ледяным походом».

15 (28) марта добровольцы вышли к Ново-Дмитриевской. В станице стояли красные. Покровский с кубанцами считал, что наступать в такую ужасную погоду невозможно. Пушки завязли в грязи. Основные силы застряли на переправе, приходилось переправляться по двое на лошадях. Авангард, Офицерский полк Маркова оказался у станицы один. Но Марков решил: «В такую ночь без крыши все тут передохнем в поле. Идём на станицу!» И полк пошёл в штыки. Опрокинули охранение красных, которые не ждали атаки и грелись по домам. Большой красный гарнизон бежал. Бойцы отличившегося Офицерского полка бой у Новодмитровской называли «Марковским». Генерал Деникин впоследствии запишет: «15 марта — Ледяной поход — слава Маркова и Офицерского полка, гордость Добровольческой армии и одно из наиболее ярких воспоминаний каждого первопоходника о минувших днях — не то были, не то сказки».

Два дня шёл бой за станицу. Красные контратаковали, но белые держались. 17 марта подтянулись кубанцы. Кубанцы снова заговорил об «автономной армии суверенной Кубани». Корнилов поставил их на место. Был подписан «союзный договор», по которому войска Кубанского правительства были включены в армию Корнилова, и кубанская власть обязалась содействовать пополнению и снабжать Добровольческую армию. Покровского отстранили от командования, он должен был формировать новую Кубанскую армию. Кубанцев перемешали с корниловцами, полки переформировали в три бригады – Маркова, Богаевского и Эрдели.

Как корниловцы штурмовали Екатеринодар

Русский генерал, белый полководец Сергей Леонидович Марков (1878 — 12 июня 1918)

Штурм Екатеринодара

Перед армией Корнилова встала новая задача — взять Екатеринодар. Простояла армия в Ново-Дмитриевской до 22 марта: штаб разрабатывал операцию по взятию столицы Кубани. Войска отдыхали и переформировывались, отбивая постоянные атаки красных отрядов Автономова от Григорьевской. Кроме того, нужно было решить проблему боеприпасов, без них серьёзное наступление было невозможно. Поэтому конница Эрдели была направлена брать кубанские переправы, Богаевский с боями очищал окрестности, а Марков 24 марта атаковал станцию Георгию-Афипскую, где стоял сильный гарнизон красных и находились склады. Внезапного удара не получилось, добровольцев встретили сильным огнем. Пришлось перебросить сюда и бригаду Богаевского. Бой был упорным. Получил ранение генерал Романовский. Корниловский полк трижды ходил в штыковые атаки. В итоге станцию взяли, захватили склады с боеприпасами, включая 700 снарядов к орудиям.

На основании данных разведки штаб Корнилова оценил силы Красной Армии в 18 тыс. штыков и сабель при 3 бронепоездах (в реальности силы красных в этом районе быстро выросли до 60 тыс. человек). Войска поддерживались тремя артиллерийскими батареями на позициях в районе Черноморского вокзала, на Сенной площади и у артиллерийских казарм. Кроме того, Автономов и Сорокин в это время спешно подтягивали красные отряды к столице Кубани. Несмотря на то, что красные имели большое преимущество в живой силе, и могли быстро получить подкрепления, были хорошо обеспечены боеприпасами и держали оборону в крупном городе с каменными строениями, Корнилов решил атаковать, надеясь на слабую моральную устойчивость и боеспособность противника. Корнилов надеялся застать красных врасплох, поведя армию на штурм с запада, неожиданно форсировав реку Кубань на паромах к западу от Екатеринодара — в станице Елизаветинской, а не с юга, в районе постоянных мостовых переправ, или восточнее города у станицы Пашковской, где ждало удара красное командование. Кроме того, белые, переправляясь на паромах, отрезали себе путь к отступлению.

Таким образом, белое командование совершило сразу несколько серьёзных ошибок. Силы противника и его боеспособность сильно недооценили. Красные полководцы Сорокин и Автономов воевали умело. Они имели возможность получать серьёзные подкрепления и использовать крупные резервы, чтобы прикрыть возможные бреши в обороне. Руководивший обороной города Автономов стянул в Екатеринодар всё, что можно было привлечь к обороне, и, получив огромное численное преимущество перед штурмующими, хорошо его использовал. Боеспособность красных войск оказалась выше, чем думали. В частности, в обороне города принимали участие и тысяча делегатов 2-го съезда Советов Кубанской области, начавшего свои заседания как раз в дни штурма Екатеринодара Добрармией. Отряд делегатов съезда под руководством Ивана Гайченца отличался особой стойкостью. Хорошо работала артиллерия красных: плотность артиллерийского огня красных достигала 500 — 600 снарядов в час, в то время как 1-я батарея ДА испытывала нехватку снарядов, и могла отвечать редкими выстрелами. Красная артиллерия буквально прижала добровольцев к земле, а белая артиллерия не могла поддержать свою пехоту и разрушить вражеские позиции и подавить артиллерийские батареи в крупном городе. Кроме того, Корнилов совершил ошибку, когда в начале сражения оставил за р. Кубанью прикрывать переправу и обоз бригаду самого боеспособного генерала Маркова. Треть армии не участвовала в начале сражения и вводилась в бой по частям, по мере её переправы с полудня 28 марта по вечер 29 марта.


Донской казак, красный полководец Алексей Иванович Автономов (1890 — 2 февраля 1919 года)

27 марта (9 апреля) 1918 года генерал Эрдели стремительным броском занял единственную паромную переправу через реку Кубань в Елизаветинской. Красные контратаковали, но Корниловский и Партизанский полки «психической атакой», без выстрелов, опрокинули их. Удача в начале сражения, привела к новым ошибкам. После первых успехов настроение в штабе армии поднялось. Окрылённый лёгкостью успеха, видя подтверждение моральной неустойчивости большевиков, а также имея сведения о подходящих к красным подкреплениях, Корнилов приказал немедленно идти на штурм, ещё не подтянув все силы. Кроме того, Добровольческая армия начала охватывать Екатеринодар со всех сторон, чтобы перекрыть красным железнодорожные пути с севера, по которым подходили новые отряды, и лишить их возможности отступления из города. Корнилов хотел одним ударом раздавить основные силы красных в области. То есть армия Корнилова решила «переварить» такой кусок, который не могла откусить. При этом Корнилов ещё понадеялся на восстания казаков в окружающих станицах. Казаки действительно начали восстание против большевиков и даже прислали Корнилову небольшие подкрепления, но их было мало.

Красным отрезали пути отхода и они оказали упорное сопротивление. 28 марта (10 апреля) сражение сложилось не так, как планировали в штабе ДА. Обе стороны то атаковали, то оборонялись. При этом красные войска имели численное преимущество, большие резервы, которые перебрасывали к опасным местам, давили белых мощным артиллерийским огнем и отбивали атаки добровольцев одну за другой. Всё же белогвардейцы упорно шли вперёд, занимая одно предместье кубанской столицы за другим, и медленно вышли на окраины города. Но этот успех был куплен дорогой ценой – около 1 тыс. человек выбыло из строя. Среди раненых были командир Партизанского полка генерал Б. И. Казанович, кубанские командиры С. Г. Улагай и П. К. Писарев, командир донцов есаул Р. Г. Лазарев. Бой продолжался и ночью. Но фронт не сдвинулся. Екатеринодар не сдавался. Вскоре в штабе Корнилова были получены известия, что красные получили подкрепление — к оборонявшимся прорвались из Новороссийска несколько поездов с революционными» матросами.

Однако Корнилов ещё верил в успех. Его убеждение основывалось на опыте прежних боев. Ранее, потеряв первое поражение и предместья, красные спешили покинуть и сам населённый пункт. Поэтому штурм решили продолжить, надеясь, что новый решительный натиск приведет к победе. 29 марта (11 апреля) подтянулась бригада Маркова. Корнилов бросил в атаку все имеющиеся силы, нанося главный удар с северо-западного направления. Марков лично возглавил атаку: добровольцы смогли опрокинуть 1-й Екатерининский полк и другие части красных, взяли хорошо укрепленные Артиллерийские казармы.

После короткого затишья вслед за марковцами в новую атаку на красных повёл свой Корниловский полк лично первый командир полка подполковник Неженцев и был убит пулей в голову. Генерал А. И. Деникин так описывал гибель Неженцева: «…Неженцев отдал приказ атаковать. Со своего кургана, на котором Бог хранил его целые сутки, он видел, как цепь поднималась и опять залегала; связанный незримыми нитями с теми, что лежали внизу, он чувствовал, что наступил предел человеческому дерзанию, и что пришла пора пустить в дело «последний резерв». Сошёл с холма, перебежал в овраг и поднял цепи. — Корниловцы, вперёд! Голос застрял в горле. Ударила в голову пуля. Он упал. Потом поднялся, сделал несколько шагов и повалился опять, убитый наповал второй пулей».


Командир Корниловского ударного полка, полковник Митрофан Осипович Неженцев (1886 — 30 марта 1918)

Неженцева заменил полковник В. И. Индейкин. В первой же своей атаке с корниловцами он был ранен шальной пулей. Атака оставшегося без командиров Корниловского полка захлебнулась. На выручку корниловцам бросился с резервным батальоном Партизанского полка раненый генерал Казанович, с присоединившимся к ним 100 елизаветинскими казаками. Ему удалось стремительным ударом не только прорвать оборону красных, ворваться в Екатеринодар, но преследуя отступающих, в сумерках дойти со своими незначительными силами до самого центра города. Казалось, что победа близка. Но атаку Казановича никто не поддержал. Остальные части понесли большие потери, перемешались, и с некоторыми из них у командования была прервана связь. Гибель авторитетных и любимых командиров, серьёзные потери погасили наступательный порыв. Так, полковник Кутепов, принявший командование Корниловским полком, не смог ни поднять в атаку совершенно расстроенный и перемешанный с другими частями полк, ни просто передать Маркову сообщение об атаке Казановича. В результате Марков не двинул свои войска на помощь Казановичу.

Таким образом, Казанович всего с 250 бойцами дошёл до центра города. Захватил повозки с боеприпасами и боеприпасами. Утром, обнаружив, что помощи не будет, повернул назад. Шли колонной, встреченным красным говорили, что идёт красный «Кавказский отряд». В результате смогли прорваться к своим, хотя город был забит красными войсками. Главным итогом ночного рейда Казановича стал захват повозки с 52 снарядами, что стало «целым событием» для испытывавшей сильный недостаток боеприпасов Добровольческой армии. Однако последний шанс на успех был потерян.


Командир Партизанского полка генерал Борис Ильич Казанович (1871—1943)

Продолжение следует…
127 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    19 марта 2018 06:59
    Силы были не равны.
    И на любой стадии - проявления "самостийности". А это хаос, по определению.
    1. +8
      19 марта 2018 08:20
      Про *хаос* и прочее много чего написано, особенно беляками и их потомками, в оправдание собственного негодяйства и предательства.
      Корнилов это тот самый который требовал отречения от Николая второго и не стесняясь шантажировал тем что с его семьёй может случиться что угодно, поскольку его дикари из дивизии могут сотворить что угодно с *царской фамилией*.
      Автор просто упомянул что местное население стреляло в *рыцарей белого движения*, вот только позабыл упомянуть, а почему собственно местные так встречали всех этих *высокоморальных* и *безусловно образованных* *рыцарей белого движения*?
      1. +9
        19 марта 2018 09:32
        Цитата: василий50
        а почему собственно местные так встречали всех этих *высокоморальных* и *безусловно образованных* *рыцарей белого движения*?

        what А действительно, почему? Не потому ли что, были запачканы кровью по самое не хочу? Трагедия Гражданской войны на бывших окраинах Империи в том, что крестьянство сразу просекло тему "грабь награбленное" и тут же вступало в Красную Армию-что в свою очередь давало неограниченную возможность наживы, стоило только назвать некую часть населения буржуями и всё! Так произошло с черкесами, живя по полуфеодальным законом гор, они не приняли революцию, а значит одномоментно стали буржуями чем в свою очередь воспользовались иногородние крестьяне и примкнувшая к ним часть казаков!!!
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          19 марта 2018 15:49
          Серж( номера это не христианское), примерно тоже, но в других выражениях и мне рассказывали старики и мой учитель истории.
          Вот только я с Вами не согласен :"живя по полуфеодальным законам гор,они не приняли революцию" должен Вас чуть подправить: среди глицевой тоже были революционеры-Мос Шовгенов и другие. Об этом лучше расскажут: Самсонов, Полонский
          1. +3
            20 марта 2018 06:48
            Цитата: Монархист
            Серж( номера это не христианское)

            laughing Ой. да ладно господин Монархист! В Русском Императорском флоте была огромная плеяда офицерских династий и представители династий носили номера (что бы не перепутать кто есть кто)-так что, они не христиане? Не надо впадать в крайности, друг мой!
            Цитата: Монархист
            Вот только я с Вами не согласен

            Я писал о народе черкесском, а не о его некоторых представителях wink
        3. +3
          20 марта 2018 15:20
          А плюс к этому - что в глазах крестьянства белые были теми упырями, что грабили его, крестьянство, веками. Всё просто.
        4. 0
          20 марта 2018 19:44
          Живя по полуфеодальным законам, они не испытывали тягот крестьянства и пролетариата. То есть, в глазах рядового угнетенного также пользовались благами полученными за счет крестьян. И не поддержав революцую естественным образом превратились в классовых врагов.
      2. +6
        19 марта 2018 11:12
        Всяким-разным поклонникам *хруста булочек* и прочей лабуды об элитности стоит поинтересоваться тем сколько народа и куда разбегались из РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
        За первые пять лет двадцатого века за рубеж эмигрировало около семи миллионов человек. При этом эмигрировали и в Китай и в Афганистан и в Турцию и на Балканы и в Америки и в южную и в северную, это только те кого смогли зарегистрировать как эмигрантов, без учёта кочующих племён в Азии.
        Это к вопросу о *кисельных берегах* безжалостно разгромленных эссэрами и их подельниками под управлением импортных хозяев.
        1. +8
          19 марта 2018 12:19
          Цитата: василий50
          Всяким-разным поклонникам *хруста булочек* и прочей лабуды об элитности стоит поинтересоваться тем сколько народа и куда разбегались из РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
          За первые пять лет двадцатого века за рубеж эмигрировало около семи миллионов человек.

          Бедные АНГЛИЯ, ИТАЛИЯ, ГЕРМАНИЯ-из них еще больше миллионов эмигрировало. yes
        2. +4
          19 марта 2018 14:15
          Цитата: василий50
          эмигрировало около семи миллионов человек. При этом эмигрировали и в Китай и в Афганистан и в Турцию и на Балканы и в Америки и в южную и в северную, это только те кого смогли зарегистрировать как эмигрантов,


          Источник этих поразительных откровений назвать сможете?
      3. +5
        19 марта 2018 12:16
        Цитата: василий50
        Корнилов это тот самый который требовал отречения от Николая второго и не стесняясь шантажировал тем что с его семьёй может случиться что угодно, поскольку его дикари из дивизии могут сотворить что угодно с *царской фамилией*.

        Что за бред....
        И из таких "знаний рождаются Ваши убеждения?
        Впрочем, какие "знания", такие и убеждения hi
      4. +2
        19 марта 2018 15:33
        Василий,про "хаос",а попросту бардак, и красные тоже говорили. Л. Г.не мог шантажировать Государя: а) он был монархист,б) не приписываете ему" заслуги" других. Об этом уже говорилось
        1. +3
          19 марта 2018 16:34
          монархисту
          Алексеев тоже был монархистом, потом организовывал восстание в том числе и под монархическими лозунгами. А Корнилов одно время гордился участием в *убеждении* царя отречься. То что случилось потом говорит только о том что многие деятели белого движения, особенно в эмиграции, много чего *забыли* и редактировали и своё участие и свои выступления. Самым известным в плане редакции своего участия и в Гражданской Войне и в разграблении РОССИИ оказался Врангель.
  2. +11
    19 марта 2018 07:09
    Ледяной поход показал высочайшее мужество и профессионализм добровольцев: воюя один к десяти, добывая оружие и боеприпасы только в бою. без баз снабжения и тыла-они громили противника. Причина невзятия Екатеринодара банальна: отсутствие снарядов, которых у красных зато было в избытке-именно они захватили все запасы 12 миллионной Русской Армии.
    Но белые показали полное моральное и боевое превосходство.
    1. +8
      19 марта 2018 07:19
      Цитата: Ольгович
      Но белые показали полное моральное и боевое превосходство

      И в чём это заключалось?
      1. +7
        19 марта 2018 07:38
        Право, глупые вопросы задаете... smile Потому что гладиолус... smile
      2. +8
        19 марта 2018 07:49
        Повторю, если одного раза мало hi
        воюя один к десяти, добывая оружие и боеприпасы только в бою. без баз снабжения и тыла-они громили противника.
        1. +6
          19 марта 2018 10:21
          Цитата: Ольгович
          Повторю, если одного раза мало

          hi Приветствуем Ольгович, вы так и не ответили на мой вопрос.....почему гражданскую войну выиграли красные, а белые её проиграли? Хотя у белых было несколько шансов взять верх!
          1. +3
            20 марта 2018 07:55
            Цитата: Serg65
            ..почему гражданскую войну выиграли красные, а белые её проиграли? Хотя у белых было несколько шансов взять верх!

            1. У красных оказались все материальные ресурсы страны-все имущество Русской Армии, промышленность, деньги. У белых было много хлеба, но материальные ресурсы для войны рни или захватывали или получали ои союзников, которые , в итоге, предали и не выполнили договоренности по поставкам. Созникам большевики оказались выгоднее , чем стороннники Единой и Неделимой.
            2. Страшный, жесточайший голод, пришедший в страну вместе с большевиками. С ними же пришел полный коллапс промышленности и дикая безработица и невозможность физически выжить . Зачастую единственная возможность получить паек и жизнь для семьи-служба в армии.
            Плюс невообразимая ранее в России звериная жестокость :заложничество, круговая порука и круговая ответственность.
            3. Белые до последнего НЕ хотели воевать с своими согражданами-вспомним т.н. Корниловский "мятеж", когда Корнилов, с товарищами САМИ сдались. Потом понадеялись на то, что бпльшевики исполнят волю народа и отдадут власть Учредительному собранию
            4. Белые честно обещали трудную, постепенную работу по строительству государства. Чудовищная циничная ложь красных, обещавших золотые горы сразу и немедленно всем "гнетенным"(" Обещать-ВСЕ, что угодно!. А вешать... Вешать будем потом!" (С)-была слаще и понятней.
            1. +2
              20 марта 2018 12:21
              Цитата: Ольгович
              (" Обещать-ВСЕ, что угодно!. А вешать... Вешать будем потом!"

              Не подскажите из кого цитата? Или ее Вам опять (как и многое другое) "ветром" в полость между ушами задуло?
              1. 0
                20 марта 2018 14:03
                Цитата: HanTengri
                Не подскажите из кого цитата? Или ее Вам опять (как и многое другое) "ветром" в полость между ушами задуло?

                Иди-те, иди-те, любитель мата и г-на: я брезгую с Вами общаться.
            2. +3
              20 марта 2018 12:22
              Цитата: Ольгович
              У красных оказались

              Ольгович, будьте проще....
              Белые всё решить не могли какая у них власть, вот и прозаседали свою власть, а красные быстро ввели жёсткую дисциплину и всякую болтовню пресекали на корню! Если бы Колчак и Марушевский заткнули рот правительсвам народных социалистов, эсеров, меньшевиков и всяких там КомУчей, то и власть была бы у белых! Есдли бы Деникин не ревновал Закаспий к Колчаку, то и власть была бы у белых!
              1. 0
                20 марта 2018 14:11
                Цитата: Serg65
                Белые всё решить не могли какая у них власть, вот и прозаседали свою власть, а красные быстро ввели жёсткую дисциплину и всякую болтовню пресекали на корню!
                Кое у кого чуть позже (за рубежом) была еще более жесткая дисциплина. ЭТО -признак правильного поведения?
                ВСЯ разношерстная Россия, от крестьян до монархистов, встала против узурпаторов.
                И-да, договориться было, поэтому, тяжело.
                Но все-таки, в итоге, устаканилось, хоть и с потерей времени.
                Основные причины же, имхо,-в мною вышесказанном. hi
            3. +5
              20 марта 2018 15:26
              "Образно говоря, красные победили потому, что крестьяне им сплели миллион лаптей. А белым не сплели, и им пришлось просить ботинки и обмотки у англичан. Белая армия действовала в России как завоеватели, и ее продвижение сопровождалось восстаниями (по словам историка белых А.Зайцева, издавшего в 1934 г. в Париже большую книгу, вслед за белыми шла «волна восставших низов»)" (С.Г.Кара-Мурза)

              И - да, плюс невообразимая ранее в России звериная жестокость, из-за чего красных ждали "как Божьего царства" (рассказ очевидца). Но главное: "в России тогда возникло «межклассовое единство низов», которые отвергли проект белых. Отвергли в целом, а не по мелочам и не из-за жестокостей и казней. Ненависть низов (в основном крестьянства) и верхушки белых была взаимной и принимала почти расовый характер. Об этом пишет в своих воспоминаниях «Очерки русской смуты» А.Деникин" (С.Г.Кара-Мурза).
            4. +3
              20 марта 2018 21:55
              Цитата: Ольгович
              Чудовищная циничная ложь красных, обещавших золотые горы сразу и немедленно всем "гнетенным"(" Обещать-ВСЕ, что угодно!. А вешать... Вешать будем потом!" (С)-была слаще и понятней.

              Хватит врать уже. Вешали царские каратели, "столыпинские галстуки" вспомните. Традицию вешать продолжили белые. Ни разу не встречал информации, чтобы красные где-то кого-то повесили.
              1. 0
                21 марта 2018 09:14
                Цитата: Александр Грин
                Хватит врать уже.

                Так не врите.
                А еще лучше -выучите, наконец, Историю нашей Родины, чтобы не писать этот постоянно бред :, а-ля
                Цитата: Александр Грин
                Ни разу не встречал информации, чтобы красные где-то кого-то повесили.
                yes
                1. +2
                  22 марта 2018 01:32
                  Цитата: Ольгович
                  Так не врите.

                  Неужели вы будете отрицать традицию царских и белых палачей - вешать революционеров, большевиков и им сочувствующих?
                  Да, и приведите хоть один известный пример, когда красные в гражданскую войну хоть кого-то повесили. Все антисоветчики трубят, что "стреляли, саблями рубили, топили на баржах, живьем закапывали", а про повешенных молчок.
                  1. 0
                    22 марта 2018 09:39
                    Тут не ликбез, мил человек. Мельгунов-в помощь.
                    "Сама, сама!"(С)
                    1. +1
                      22 марта 2018 23:27
                      Цитата: Ольгович
                      Тут не ликбез, мил человек. Мельгунов-в помощь.

                      А я не прошу меня просветить, вы, как всегда, пробульбили без всяких подтверждений и логических обоснований. А Мельгунов еще тот брехун, но вы его перещеголяли.
                      1. 0
                        24 марта 2018 10:24
                        Цитата: Александр Грин
                        А я не прошу меня просветить


                        Так ЧИТАЙТЕ больше! Лысый иннтурист что завещал вам, забыли? yes
                      2. +3
                        24 марта 2018 17:33
                        Цитата: Ольгович
                        Так ЧИТАЙТЕ больше! Лысый иннтурист что завещал вам, забыли?

                        У вас болезнь прогрессирует, вам везде лысые интуристы чудятся.
      3. +13
        19 марта 2018 07:58
        В том, что первопоходники буквально разметали превосходящие их в 10 раз части красных. По всей военной науке, Добровольческая армия была обречена на гибель от холода и рук превосходящего по численности и оснащению противника. Но она выжила и нанесла врагу ряд чувствительных поражений.
      4. +12
        19 марта 2018 11:21
        В "героическом" поражении. При всем своем "моральном" и "боевом превосходстве" были разбиты и, поджав хвост, бежали к хозяевам. Многие потом гадили, как могли, той стране, в которой родились и выросли.
        1. +7
          19 марта 2018 12:39
          Цитата: Лавр
          В "героическом" поражении. При всем своем "моральном" и "боевом превосходстве" были разбиты
          .

          На флаг свой -посмотрите! yes Это- флаг России и ее героев-Корнилова, Деникина и иже с ними.
          Цитата: Лавр
          бежали к хозяевам

          Да уж дочки-внучки Сталина, Хрущева, Андропова, Брежнева, Суслова живут на Западе yes
          Цитата: Лавр
          Многие потом гадили, как могли, той стране, в которой родились и выросли.

          Да уж, это при "белых" умерло от голода 7 млн человек только в 1932-33 гг, было людоедство и трупоедство, ранее в России НИКОГДА не виданные yes
          1. +11
            19 марта 2018 12:54
            Флаг мне выставлен автоматически. Если бы выбирал я - это был бы флаг СССР.
            Героями страны (любой) никогда не могут быть предатели, воевавшие против страны и её народа, вроде Корнилова, Деникина, Колчака, Краснова или Власова.
            Сказки а-ля Солженицин о голодоморах и рассказывайте свидомым украинцам, они оценят. Что до голода, то он в России был всю историю, информацию о голодоморах в РИ найти не сложно. И победили голод как раз проклинаемые манкуртами большевики, модернизировавшие сельское хозяйство и создавшие колхозы.
            1. +3
              19 марта 2018 14:36
              Цитата: Лавр
              Героями страны (любой) никогда не могут быть предатели, воевавшие против страны и её народа, вроде Корнилова, Деникина, Колчака, Краснова

              what В чём их предательство?
            2. +4
              19 марта 2018 16:25
              Лавр, начнем по пунктам:1"героями страны никогда не могут быть предатели,воевавшие против страны и её народа,вроде Корнилова, Деникина, Колчака, Краснова или Власова",с почему Вы не упомянули Махно и Антонова? Они тоже воевали и лихо воевали с красными? 2) Власов :"это совсем другая история"в 1937 председатель трибунала,считался в"любимцахх"Сталина, до самого последнего момента хранил советские документы. Почитайте у Здановича про советских летчиков,а в ВВС был самый высокий процент большевиков и комсомольцев,на службе у Вермахта. Есть предположения, что сын Н. С. Хрущева тоже был изменник.
              3) "Сказки а-ля Солженицын о голодоморах рассказывайте свидомым" ,а я не знал,что Шолохов или Бережков( личный переводчик Сталина) были свидомыми. Это пан Ющенко придумал сказку,что голодомор был лишь на Украине. На нашем сайте были публикации о голодоморе в России.
              1. +3
                19 марта 2018 19:10
                Цитата: Монархист
                "Сказки а-ля Солженицын о голодоморах рассказывайте свидомым" ,а я не знал,что Шолохов

                А где вы вычитали у Шолохова про голодомор? Про голод он писал, но голодомором его никогда не называл. Вредительство, конечно, было, но со стороны скрытых врагов Советской власти. Шолохов, когда обратился в ЦК и к Сталину, то голодающим сразу же была оказана помощь, а вредителей, которых выявил Шолохов, сразу же посадили. Теперь одними они считаются невинно репрессированными, и по ним льют крокодиловы слезы, другими они используются для обвинения Советской власти в организации якобы голодомора.
            3. +2
              19 марта 2018 17:25
              Цитата: Лавр
              Флаг мне выставлен автоматически. Если бы выбирал я - это был бы флаг СССР.

              Вы отрицаете Государственный Флаг РФ? belay
              Цитата: Лавр
              Героями страны (любой) никогда не могут быть предатели, воевавшие против страны и её народа, вроде Корнилова, Деникина, Колчака, Краснова или Власова.

              Они воевали ЗА страну и народ, начиная с августа 1914 г. против немецких оккупантов, получали ранения и награды. А вот лысые туристы позорно сидели в швейцариях, спасая свои никчемные шкурки, более того, агитировали за ...поражение ! Это-предательство!
              Что бы было с страной, если бы деникины не спасли ее в 1914-1917г?
              Цитата: Лавр
              Сказки а-ля Солженицин о голодоморах и рассказывайте свидомым украинцам, они оценят.

              ПРАВДУ рассказываю безграмотным неучам, ненавидящем Историю своей страны до такой степени, что отрицают миллионы смертей.
              Цитата: Лавр
              Что до голода, то он в России был всю историю, информацию о голодоморах в РИ найти не сложно

              Сложно найти то, чего НЕ было.
              Цитата: Лавр
              И победили голод как раз проклинаемые манкуртами большевики, модернизировавшие сельское хозяйство и создавшие колхозы

              Вам бы, БЕЗГРАМОТНОМУ, знать, что с появлением колхозов (1937, 40 г), есть и одеваться стали НАМНОГО меньше, чем в 1913 году (читайте yes же Доклад ЦСУ СССР 1955 год.)
              1. +4
                19 марта 2018 19:16
                Цитата: Никитин-
                А вот лысые туристы позорно сидели в швейцариях, спасая свои никчемные шкурки, более того, агитировали за ...поражение

                Уважаемый, вам тоже стали чудиться лысые туристы. Смотрите этой болезнью первым заболел Ольгович.
                Цитата: Никитин-
                Вам бы, БЕЗГРАМОТНОМУ, знать, что с появлением колхозов (1937, 40 г), есть и одеваться стали НАМНОГО меньше, чем в 1913 году (читайте же Доклад ЦСУ СССР 1955 год.

                и не употребляйте старые штампы. Это навидит на мысль. что вы недавно поменяли свой "ник".
              2. +2
                20 марта 2018 15:10
                [quote=Никитин-][quote=Лавр] Что бы было с страной, если бы деникины не спасли ее в 1914-1917г?

                Это они её ТАК спасли к 1917г.?!!!

                ... с появлением колхозов (1937, 40 г), есть и одеваться стали НАМНОГО меньше, чем в 1913 году [/quote]

                А колхозники говорят наоборот...
          2. +1
            19 марта 2018 18:35
            Это довод. Но не общеубедительный. В Смутное Время при Борисе Годунове тоже много скверного было.

            И за XIX век голод был не раз. И детская смертность очень велика (пусть кто точно владеет цифрами - поправит).
            1. +1
              19 марта 2018 20:50
              Цитата: Korsar4
              В Смутное Время при Борисе Годунове тоже много скверного было.


              А уж что творилось во времена Черной смерти это что-то! А в каменном веке вообще людоедствовали

              Цитата: Korsar4
              И за XIX век голод был не раз


              такого как в 1932-33 не было

              Цитата: Korsar4
              И детская смертность очень велика


              так она и в СССР немаленькой была, пока антибиотики не придумали
        2. +1
          19 марта 2018 14:35
          Хорошо! Ольгович героически молчит, ну может быть вы Лавр утолите мою любознательность....так почему выиграли красные???
          1. 0
            19 марта 2018 20:23
            Наверное, довод N 1. Дворянское сословие утратило популярность в остальных слоях.

            Увы, это так.

            Другое дело, что постепенно стали выкашивать все сословия, вплоть до крестьянства. Но не сразу.
            1. +3
              19 марта 2018 21:53
              Нет. Красные были едины, у них была одна цель (не считая Махно и т.п.), белые были разобщены, Каледин, Корнилов, Деникин и т.д. Они даже выступить и ударить в одно вр5мя с разных фронтов не могли. Свободный Дон, суверенная Кубань тому пример, гетман Скоропадский тоже. Действительно за единую и неделимую кто был? Плюс поддержка красных населением, плюс присутствие иностранных войск на территории России, для народа как красная тряпка.
              1. 0
                19 марта 2018 23:49
                Цитата: Околоточный
                белые были разобщены


                так это естественно, т.к. "белых" не было, были просто русские. А у русских людей разные политические взгляды и пристрастия. У них была одна объединяющая идея - борьба с большевиками, захватившими их Родину
                1. +2
                  20 марта 2018 07:20
                  Цитата: Гопник
                  у русских людей разные политические взгляды и пристрастия

                  Именно это и разобщило этих людей в борьбе с большевиками!
                2. +2
                  20 марта 2018 22:01
                  Цитата: Гопник
                  Цитата: Околоточный
                  белые были разобщены


                  так это естественно, т.к. "белых" не было, были просто русские. А у русских людей разные политические взгляды и пристрастия. У них была одна объединяющая идея - борьба с большевиками, захватившими их Родину


                  Вам можно уже писать диссертацию на исторические темы, вы делаете умопомрачитальные выводы.
              2. +2
                20 марта 2018 07:18
                hi Приветствуем Алексей!!!
                Цитата: Околоточный
                Красные были едины

                Во многом ты прав, Леш. Но по поводу белых у меня несколько другой взгляд.....белые были не разобщены, а поражены нигилизмом и либеральными идеями, именно в этом их поражение! Игра в демократию, что можно, а что нельзя и привели их к поражению! Ну и конечно излишнее самолюбие граничащее с маразмом, тот же Деникин переступив через своё Я и ревность к Колчаку, если бы послал бы реальную помощь Закаспийцам, то красным за Волгой было бы не устоять, как к бабке не ходи!
                Красные же на оборот, ввели жёсткую дисциплину, централизованность власти, подчинили себе Совдепы и жестоко карали всё инакомыслие-в этом их победа!
                Цитата: Околоточный
                плюс присутствие иностранных войск на территории России, для народа как красная тряпка.

                Леш, кроме немцев русский народ иностранных войск почти и не видел, а Дальний восток от Рязани так далеко, что русскому мужику было совсем не интересно, к тому же 1/3 Красной Армии была не русского происхождения, к стати именно эта одна треть и внесла основной вклад в победу красных в 18-м году!
                1. +1
                  20 марта 2018 21:52
                  Серёж, hi я о том же. Англичане и американцы север, французы и те же бритты юг. А белые как та обезьяна. И, что интересно, военные с высшим академическим образованием. А личные и политические амбиции взяли верх над интересами государства, страны, народа.
    2. +14
      19 марта 2018 10:41
      Цитата: Ольгович
      Но белые показали полное моральное и боевое превосходство.

      Нашли чем гордиться. Сплоченная группа профессиональных военных, ничего не умевших, кроме как убивать людей в промышленных масштабах, против вчерашних крестьян и рабочих...
      Цитата: Ольгович
      воюя один к десяти,

      Это говорит только об узости их социальной базы, о том, что они мужественно и профессионально воевали против собственного народа.
      Но жизнь все расставила по своим местам и в итоге Россия обошлась без них.
      1. +9
        19 марта 2018 11:39
        Цитата: Лужский
        группа профессиональных военных, ничего не умевших, кроме как убивать людей в промышленных масштабах, против вчерашних крестьян и рабочих...

        Небольшая поправка. Эти военные были в массе своей офицерами военного времени—то есть мобилизованными. А противостоявшие им красноармейцы состояли из таких же мобилизованных солдат и офицеров. Иными словами с обеих сторон были военные, привыкшие «убивать людей в промышленных масштабах».
        Цитата: Лужский
        о том, что они мужественно и профессионально воевали против собственного народа.

        С учётом того, что части красных преимущественно разбегались от добровольцев... можно сделать вывод о том, что многочисленные красноармейцы образца начала 1918 года не горели желанием воевать за «народную власть».
        1. +8
          19 марта 2018 12:38
          Цитата: ПоручикТетеринъ
          Эти военные были в массе своей офицерами военного времени—то есть мобилизованными.

          Вы уверены? А вот я слышал, что большинство из них было кадровыми офицерами и потомственными дворянами. Где правда?
          Цитата: ПоручикТетеринъ
          А противостоявшие им красноармейцы состояли из таких же мобилизованных солдат и офицеров.

          И еще я слышал, что воевали против них в начале 1918 г. исключительно красные добровольцы, так как мобилизация еще не проводилась.
          Цитата: ПоручикТетеринъ
          можно сделать вывод о том, что многочисленные красноармейцы образца начала 1918 года не горели желанием воевать за «народную власть».

          А можно и другой - не имели опыта организации боевых действий, не умели воевать и не могли устоять против кадровых частей, в которых даже пехотные цепи состояли сплошь из офицеров.
          Вы думаете так, я этак, но отрицать то, что в итоге именно белые оказались России не нужны, и после их разгрома дальнейшая история России проходила уже без них, даже вы, наверное, не сможете.
          1. +6
            19 марта 2018 14:14
            Цитата: Лужский
            вот я слышал, что большинство из них было кадровыми офицерами и потомственными дворянами.

            Настоятельно рекомендую Вам ознакомиться с трудом доктора исторических наук Сергея Владимировича Волкова «Трагедия русского офицерства». Там хорошо изложен социальный состав кадрового офицерского корпуса к 1917 году и дальнейшие судьбы офицеров.
            Цитата: Лужский

            И еще я слышал, что воевали против них в начале 1918 г. исключительно красные добровольцы, так как мобилизация еще не проводилась

            Прошу прощения за неточность. Я имел в виду мобилизованных в годы ПМВ.
            Цитата: Лужский
            после их разгрома дальнейшая история России проходила уже без них, даже вы, наверное, не сможете.

            Не России, а СССР—это все же несколько разные государства. Разные настолько же, насколько таковыми были ГДР и кайзеровская Германия.
            1. +4
              19 марта 2018 14:44
              Цитата: ПоручикТетеринъ
              «Трагедия русского офицерства»

              Не читал, посмотрю.
              Но в любом случае, нас в данном контексте интересует исключительно кадровый состав Добровоческой армии образца начала 1918 г., а не офицерского корпуса России вообще. Если у вас есть достоверные сведения по этому вопросу, готов ознакомиться.
              Цитата: ПоручикТетеринъ
              Я имел в виду мобилизованных в годы ПМВ.

              Получается что и с той с другой стороны в начале 1918 г. воевали добровольцы, но красных было в 10 раз больше.
              Цитата: ПоручикТетеринъ
              Не России, а СССР

              Для меня нет разницы - Российская империя, РСФСР, СССР или РФ. Для меня это одно и то же государство, просто выглядевшее в разные исторические периоды по-разному, то самое государство, в котором жили мои предки и живу я сам. Очень жаль, если вы думаете иначе.
              1. +5
                19 марта 2018 16:25
                Цитата: Лужский
                нас в данном контексте интересует исключительно кадровый состав Добровоческой армии образца начала 1918 г., а не офицерского корпуса России вообще. Если у вас есть достоверные сведения по этому вопросу, готов ознакомиться


                Дык, еще в СССР товарищ Кавторадзе данные привел, можете ознакомиться в той же Вики:
                "Отряд, выступивший в ночь с 9 на 10 (с 22 на 23) февраля 1918 года из Ростова-на-Дону, включал:
                242 штаб-офицера (190 — полковники)
                2078 обер-офицеров (капитанов — 215, штабс-капитанов — 251, поручиков — 394, подпоручиков — 535, прапорщиков — 668)
                1067 рядовых (в том числе юнкеров и кадет старших классов — 437)
                добровольцев — 630 (364 унтер-офицеров и 235 солдат, в том числе 66 чехов)
                Медицинский персонал: 146 человек — 24 врача и 122 сестры милосердия)
                С отрядом также отступил значительный обоз гражданских лиц, бежавших от большевиков.
                2350 чина командного состава по своему происхождению, по подсчетам советского историка Кавторадзе, разделились следующим образом:
                потомственных дворян — 21 %;
                выходцев из семей офицеров невысокого звания — 39 %;
                из мещан, казаков, крестьян — 40 %."
                1. +2
                  19 марта 2018 20:43
                  Цитата: Гопник
                  Дык, еще в СССР товарищ Кавторадзе данные привел,

                  Спасибо.
                  Все-таки я полагал, что потомственных дворян было больше, но и 21% - куда как много.
              2. 0
                19 марта 2018 21:41
                Все же Россия больше, чем Российская Федерация в нынешнем варианте.
              3. +2
                19 марта 2018 23:35
                Да нет уважаемый разница есть ,посмотрите, что от Росси осталось , даже в границах РСФСР . Подарки территорий и парад сувернитетов ( фины , поляки , балтия ). Последствия до сих пор аукаются . Одно только устройство страны . Русские не хозяйва своей страны . Слово толерантность ((((((((( Куча стран теперь , смешно! Их сувернитет это ведь фальш ! Ну ну , теперь вам разница очевидна ? А мы всё тут рассказываем сказки о дружбе народов , не пора ли на место некоторых ставить!
      2. +6
        19 марта 2018 13:23
        Цитата: Лужский
        Нашли чем гордиться. Сплоченная группа профессиональных военных, ничего не умевших, кроме как убивать людей в промышленных масштабах, против вчерашних крестьян и рабочих...

        Профессионалы были с обеих сторон: напомню, что шла Мировая война и рабочие и крестьяне воевали.
        Цитата: Лужский
        Это говорит только об узости их социальной базы, о том, что они мужественно и профессионально воевали против собственного народа.

        Что за БРЕД? Народ выбрал свою власть на ВЫБОРАХ. И это была отнюдь НЕ власть большевиков!
        Цитата: Лужский
        Но жизнь все расставила по своим местам и в итоге Россия обошлась без них.

        Россия прекрасно обходилась без лениных, апфельбаумов, розенфельдов, гольдштейнов и пр. , которые за свою 47 -летнюю никчемную жизнь НИЧЕГО не создали, НИГДЕ ни дня не работали и НЕ заработали даже себе на жизнь. Бесполезные трутни-что они есть, что их нет.
        А потеряла миллионы инженеров, ученых, врачей, учителей, рабочих, военных-и это потеря, да.
        НИ ОДНА страна в мире такому НЕ радовалась и не допускала.
        Радовались этому только fool
        1. +6
          19 марта 2018 14:28
          Цитата: Никитин-
          Профессионалы были с обеих сторон: напомню, что шла Мировая война и рабочие и крестьяне воевали.

          Крестьянин или рабочий, посидевший год-другой в окопах - военный профессионал, равный кадровому офицеру? wassat Думайте, что пишете.
          Цитата: Никитин-
          Народ выбрал свою власть на ВЫБОРАХ. И это была отнюдь НЕ власть большевиков!

          Ох, грехи наши тяжкие... А кто-нибудь поумнее тут есть? Я рассчитывал на оппонентов уровня Ольговича или Тетерина.
          Остальной антисемитский бред и комментировать не хочется.
          Никитин, не пишите мне больше.
          1. +3
            19 марта 2018 15:32
            Цитата: Лужский
            Крестьянин или рабочий, посидевший год-другой в окопах - военный профессионал, равный кадровому офицеру?

            три-четыре года в окопах. Кадровых офицеров почти не осталось-большинство военного времени-из тех же рабочих и крестьян. Хоть узнайте сначала, о ЧЕМ пишите (думать-явно не Ваше)
            Цитата: Лужский
            Ох, грехи наши тяжкие...

            Не грешите! lol yes
            Цитата: Лужский
            А кто-нибудь поумнее тут есть?

            ВАМ-то поумнее, зачем? lol
            Цитата: Лужский
            Остальной антисемитский бред и комментировать не хочется.

            Какой-какой?!belay fool lol
            Цитата: Лужский
            Никитин, не пишите мне больше.

            lol
            1. +1
              19 марта 2018 17:27
              Да многим хрустобулочным нашим просто не ведомо сколько дворян было в кадровом довоенном офицерстве , а если прочитают где - вот бездна разочарования их постигнет . Ну не хотели господа дворяне массово России в офицерах служить .
              1. +3
                19 марта 2018 17:33
                Цитата: сайгон
                Да многим хрустобулочным нашим просто не ведомо сколько дворян было в кадровом довоенном офицерстве , а если прочитают где - вот бездна разочарования их постигнет . Ну не хотели господа дворяне массово России в офицерах служить

                Это Вы -к чему? belay
          2. +3
            19 марта 2018 19:26
            Цитата: Лужский
            Я рассчитывал на оппонентов уровня Ольговича

            Так это ж Ольгович и есть, он только "ник" сменил. Это ж он ранее надрывался за "секретный отчет статуправления СССР", за "лысых человечков", за "апельбумов", которые якобы нигде не работали. Это его песни, он их уже давно тянет.
            1. +2
              19 марта 2018 21:03
              Цитата: Александр Грин
              Так это ж Ольгович и есть, он только "ник" сменил.

              Думаете так?
              Нет, Ольгович, поинтеллигентнее будет... Во всяком случае, раньше за ним грубых и просторечных выражений особо не замечалось и позицию свою он старался аргументировать. Советскую власть он, конечно, ненавидит, при этом, я бы сказал, какой-то лютой иррациональной ненавистью - это да, но откровенного хамства в адрес оппонента, при первом к нему обращении, как-будто, не допускал.
              Так что я буду считать что это не он.
      3. +1
        20 марта 2018 07:24
        Цитата: Лужский
        Это говорит только об узости их социальной базы, о том, что они мужественно и профессионально воевали против собственного народа.

        laughing А как быть с ижевскими и воткинскими рабочими? Как быть с рабочими Средне Азиатской железной дороги? Да, к стати, именно закаспийские рабочие расстреляли 26 бакинских комиссаров, а совсем не англичане! И расстреляли не за большевизм, а за дезертирство wassat !
    3. +5
      19 марта 2018 17:22
      Оп а а откуда у красных снаряды ? Вроде как Императорской армии по германцам на фронте палить не хреном было и о чудо в тыловом городе у красных снарядов как гуталина на фабрике производящий гуталин !
      Какое боевое превосходство ? Так маневрировать талантливо , что переть в лоб без арт поддержки на укрепления . Простите но такими способами войну , не один бой а войну не выигрывают . Что беляки всех мастей и оттенков с блеском продемонстрировали.
      Да и морально превзошли на пароходах драпая оно конечно , это как англичанцы драпанув из Дюнкерка и в обще из Франции гитлеровцев в 1940 годе разгромили одинаково звучит.
      1. +3
        19 марта 2018 17:38
        Цитата: сайгон
        Оп а а откуда у красных снаряды ? Вроде как Императорской армии по германцам на фронте палить не хреном было и о чудо в тыловом городе у красных снарядов как гуталина на фабрике производящий гуталин !


        КАК можно не знать ничего (как Вы)? Ведь именно на ВО была МАССА статей об этом: снарядов наделали столько, что еще в ВОВ пользвались!
        Цитата: сайгон
        блеском продемонстрировали.

        Да, разбив красных
        Цитата: сайгон
        Да и морально превзошли на пароходах

        Взгляните на Государственный Флаг России! yes
        1. +4
          19 марта 2018 18:32
          Так тогда опять вопрос . а почему снарядов на фронте не было ?
          Разбив красных , это как сдернув из страны огребясь по полной ? Ну тогда и гитлер мир покорил .
          1. +1
            19 марта 2018 20:52
            Цитата: сайгон
            Так тогда опять вопрос . а почему снарядов на фронте не было ?


            В каком году? В 1914, 1917? Или, может, в 1941-42?
      2. 0
        19 марта 2018 18:36
        Сайгон, Вы правы в том,что в ПМВ на фронте был снарядный голод,а в тылу снарядов куча. Впрочем сходная ситуация и в ВОВ была. Например вСевастополе была нехватка боеприпасов,а когда оставляли город то взорвали склад с тысячами тон боеприпасов. Об это писал и Азаров и Манштейн
        1. +3
          19 марта 2018 19:16
          С Севастополем есть нюанс , многие снаряды просто не подходили по калибрам к орудиям бывшим в наличии , много не идущих в УВС и полковые пушки снарядов 3" . Ну а не вывозили 12" и другие 6"-8" думаю надеялись город удержать шансы были .
          Во и с ПМВ для кого и кто в тылу снаряды придерживал ?
          . С какой целью это творили ?
          Развал и гибель Империи это трагедия , развал и гибель СССР тоже трагедия .
          Да я не люблю белых (странно в моём возрасте взгляды менять ) , да флаг у меня советский на заставке , только я тоже горжусь Имперской армией , армией в которой мои предки служили.
          1. +1
            20 марта 2018 12:10
            Цитата: сайгон
            С Севастополем есть нюанс , многие снаряды просто не подходили по калибрам к орудиям бывшим в наличии

            Огорчу вас, снаряды в инкерманских штольнях были как раз к полевой артиллерии, а те о которых вы пишете, были в штольнях Сухарки и Маячной....
            Вот на фото 122 мм. снаряды в штольнях Инкермана, фото начала 2000-х


            А вот остатки 76-ти мм снарядов

            При этом с 42-го прошло 68 лет, а с 45-го в этих штольнях побывало тысячи народа...
        2. 0
          19 марта 2018 19:30
          Цитата: Монархист
          Например вСевастополе была нехватка боеприпасов,а когда оставляли город то взорвали склад с тысячами тон боеприпасов.

          Боеприпас боеприпасу рознь. В Севастополе нехватало снарядов, патронов к стрелковому оружию, а при ухде взорвали хранящиеся в арсеналах морские мины, торпеды и взрывчатку.
      3. +1
        20 марта 2018 07:48
        Цитата: сайгон
        Оп а а откуда у красных снаряды ?

        laughing Оп!!! Во всей советской исторической литературе написано о снарядном голоде, а в 18-м при неработающих заводах у красных вдруг появилось огромное количество снарядов-чудеса да и только!!!!!
        Цитата: сайгон
        Так маневрировать талантливо , что переть в лоб без арт поддержки на укрепления

        А у них другого выбора не было, так же как и советских войск в 41-м!
        Цитата: сайгон
        Да и морально превзошли на пароходах драпая

        Из Севастополя драпали многие! Через 22 года повторилось тоже самое только с огромным потерями советских солдат!
        1. 0
          20 марта 2018 17:53
          Вот какие загогулины то , генералы с офицерами так стратегически и тактически маневрировали , что в результате в лоб на город .
          А в 1942 году в Севастополи было хуже . Там солдат и матросов по большому счету бросили , эвакуации как таковой не было .
    4. 0
      19 марта 2018 21:09
      Жалею.что пленных белогвардейцев расстреливали.Надо было ВЕШАТЬ!!!.вдоль дорог!!!
    5. +2
      20 марта 2018 15:33
      Цитата: Ольгович
      белые показали полное моральное и боевое превосходство.


      В начале войны такое бывало. А к 1920 г. у белых "...исчезла вера в правоту своего дела..." и "...нарождались новые настроения,... носившие характер моральной капитуляции перед большевизмом..." (Г.Н.Раковский).

      Подчеркнём: не просто упадок духа вследствие поражения, а утрата веры в правоту своего дела! Дело белых было неправое!
  3. +21
    19 марта 2018 07:11
    Ледяной поход - легенда Белого дела.
    И первопоходники заняли важнейшие должности, по степени участия оценивались и дальше.
    И не зря.
    1. +2
      19 марта 2018 07:37
      Да, легенда. Да, оценивались.

      Но без возобновления леса не вырастет.
    2. +6
      19 марта 2018 11:30
      Вся эта доблесть и мужество лишь затянули гражданскую войну и в итоге не привели ни к чему, кроме как к жертвам и взаимному ожесточению.
      1. +3
        19 марта 2018 13:10
        Вот и правда - не сопротивлялись бы, не пришлось бы убивать, да?
        1. 0
          19 марта 2018 22:28
          Не знаю, не берусь судить, потому что в любом случае советская власть добралась бы до многих. Но если бы эти люди уехали из России, то спаслись бы. Может быть большевики не были бы такими озверелыми, если бы их не убивали.
    3. +1
      20 марта 2018 17:57
      Может и смотрится поход ледяной как легенд , вот только один мой дед и брат моей бабушки отступали от Омска на Иркутск в Сибирскую зиму . А там просторы куда как широкие с Кубанью не сравнить . Все познаётся в сравнении .
  4. +12
    19 марта 2018 07:36
    Одно удивляет...как это многие бывшие царские генералы и офицеры до 1917 г служили Богу, царю и Отечеству...а во время гражданской войны стали воевать за Великую Финляндию, самостийную Украину, Армению, Грузию, Польшу "от можа до можа", независимый Дон, "ридну" Кубань и т.д...Идея Единой и неделимой мало кого волновала...
    1. +7
      19 марта 2018 07:56
      Уважаемый Парусник, в ряды лимитрофов на самом деле вступил минимум офицеров—Сергей Волков пишет о максимум 10% поступивших на службу лимитрофам. Большинство все же воевало на стороне белых.
      1. +1
        19 марта 2018 08:06
        А в хаосе может быть что угодно.
        И какие фигуры. Тот же Маннергейм. Это какой же запас был кадрового офицерства, ещё войной не выбитый.
      2. +8
        19 марта 2018 12:00
        Да..да ..Маннергейм за Великую Финляндию собирался воевать..до Урала..Когда ему предложили помочь в штурме Петрограда он такие условия и выдвинул, помогу на условиях полной независимости и в границах Великой Финляндии...Не хотел в империю.. в единую и не делимую...Скоропадского такие мысли мучили ..но не долго...До ноябрьской революции в Германии...Не срослось...Поручик я не о том , кто у кого служил... Я о том , почему разбежались по "национальным квартирам"..Слуги царю , отцы солдатам...
        1. +1
          19 марта 2018 16:28
          А что удивительного? Служили императору, вместо империи образовались национальные государства - стали служить им. Все логично.
        2. +1
          19 марта 2018 17:53
          Прикол в том,что Манергейм верой и правдой служил императору. Хороший наездник, разведчик, путешественник, храбрый воин. Он по-своему любил Россию, но не признавал советскую власть и волей не волей стал союзником Гитлера, но к нему относится с презрением. Какая-то темная история со штурмом Ленинграда: по крайней мере есть данные,что он " подставил" своего союзника. Об этом было в д/ф"Искатели". Что безспорно так это то,что Сталин не захотел его приследовать. Как вы думаете: если бы Сталин считал его врагом, чтобы он сделал?
          Я знаю лишь одно: Сталин БЫЛ ЧЕЛОВЕК ПРАКТИЧНЫЙ . Если он так поступил значит были причины
          1. +1
            19 марта 2018 18:36
            Конечно, человек практичный...Согласись , Юденич на условия Маннергейма,на Великую Финляндию, он бы помог Юденичу Петроград взять, а так ради Единой и не делимой чего мараться, и потом неизвестно кем ты будешь , в случае победы Белого движения.. уж лучше синица в руке -Финляндия..чем журавль в небе...
            1. +2
              20 марта 2018 15:17
              А Юденич и согласился. Финляндия - от моря до моря, Петроград - вольный город. Но не помогло. Красная Армия была всех сильней! Потому что стояла на защите государственной независимости России. Да.
          2. +4
            19 марта 2018 18:44
            Да какая там темная история , рыпнулись наступать фины на ленинград , а тут бабах и УР на пути . Потыкались , по пыжились , потери понесли и дошло не прорвать укрепления без нормальной артиллерии и опыта её применения . Вот порыв и пропал и мечты о великой Финляндии утихли дот он и в Африке дот ))))
      3. +2
        19 марта 2018 13:26
        Но именно они победили, опираясь на костяк из
        русских офицеров, а вот солдаты были из местных - с высокой
        мотивацией отстоять независимость своих стран.
        В результате:
        Маннергейм - отстоял независимость Финляндии.
        Юденич - отстоял независимость Эстонии.
        А вот белогвардейцы Юга России проиграли. Офицеров у них было
        много, а солдат не было. Или были солдаты с низкой мотивацией к воейне.
        1. +5
          19 марта 2018 14:18
          Цитата: voyaka uh
          Юденич - отстоял независимость Эстонии.

          Небольшая поправка; Юденич категорически отказывался признавать независимость Эстонии, за что и был предан эстонцами.
          1. +2
            19 марта 2018 15:35
            Не хотел признавать, но де-факто, создал Эстонию.
            Эстонцы отказались идти с Юденичем на Петроград.
            Поэтому его бросок на Петроград был скорее мужественным символическим
            жестом - с его относительно малыми силами крупный город было не взять.
            Только у Деникина был реальный военный шанс победить, взяв Москву.
            Но... опять-таки. Много хороших офицеров, мало хороших солдат sad .
            1. 0
              19 марта 2018 18:48
              Вот то интересно на юге офицеров много солдат мало .А у Колчака солдаты есть , а вот с офицерами напряжёнка странно .
              1. +2
                19 марта 2018 19:27
                Про Колчака лучше промолчать, не будем о грустном.
                Вся Сибирь к большевикам относилась прохладно. И рабочие,
                и крестьяне. Царствовали эсеры. Популярны были меньшевики.
                Живи себе и правь... Нет, он ухитрился всех оскорбить, всех настроить против себя.
                Самонадеянность и полный ноль в сухопутном командовании.
                В итоге, Троцкий перебросил латышей, нанял безработных китайцев и пленных венгров.И несколько обученных батальонов этого "красного интернационала" разнесли лучшие полки Колчка вдребезги.
              2. +1
                19 марта 2018 20:57
                Ничего странного, если подумать
        2. +1
          19 марта 2018 19:44
          Цитата: voyaka uh
          А вот белогвардейцы Юга России проиграли. Офицеров у них было
          много, а солдат не было. Или были солдаты с низкой мотивацией к воейне.

          А это подтверждение тому, что белая армия воевала не за интересы русского народа.
          1. +2
            19 марта 2018 22:38
            Как и Красная армия. Русский народ устал от 4-х летней войны и хотел спокойно пахать землю. Но фанатики-чекисты не дали. Затеяли истребление старых элит. Те, понятное дело, истребляться не хотели и начали вооруженное сопротивление. Но, в отличие от демагогов-большевиков, не имели внятной программы. И проиграли.
            1. +2
              19 марта 2018 22:52
              Да,русский народ устал и не хотел воевать.
              Но кое-кто,
              (твои%%%%%)
              пламенные революционеры.
              (перечислять всех этих яковов,наумов и прочих штейнов,думаю не стоит.
              Их и так все знают).
              думали иначе.
              И развязали кровавую
              гражданскую войну.
              И продолжили кровавую вакханалию до 30 годов.
              Спасибо СТАЛИНУ!!!!
              Что уничтожил бешенных собак.
              Да вот видно не всех....
            2. +1
              19 марта 2018 23:46
              Цитата: voyaka uh
              Русский народ устал от 4-х летней войны и хотел спокойно пахать землю. Но фанатики-чекисты не дали. Затеяли истребление старых элит.

              Вы что-то все перевернули с ног на голову. Причем тут чекисты? Коммунисты раздали землю крестьянам, пашите сколько хотите, но в большинство районов пришли белые, землю отобрали, крестьян за раздел земли выпороли. Потом вернулись красные, выгнали белых и опять раздали землю.
    2. +6
      19 марта 2018 10:24
      Приветствуем hi
      Цитата: parusnik
      .Идея Единой и неделимой мало кого волновала...

      Слава русским либералам и социалистам, они за пару лет развратили всё что можно, в том числе и офицерскую честь!
      1. +6
        19 марта 2018 12:52
        А самый прикол в том, что как-то закавказские народы, да и свои местные в империю не очень и стремились..Деникин , было дело с белогрузинами воевал, либералы и кадеты супротив грузинских социалистов...меньшевиков...А когда то вместе февраль делали...организующей силой были..Но как поется в одной песне: Дороги наши разошлись и мы не встретимся случайно...Красные попозжей с ними конкретно разобрались, когда руки дошли..так же и с остальными сепаратистами-националистами..С прибалтами вот пришлось подождать..Но тем не менее...Северо-Западное правительство России,(Юденич)..Не могло начать поход против красного Петрограда, пока не признало независимость прибалтов...Колчак, очень сердился по данному поводу...
        1. +2
          19 марта 2018 16:31
          Дык, бывшие советские офицеры служили вместе партии и правительству, а потом воевали в своих национальных армиях против своих коллег. Помните, поди, Дудаева, Масхадова и пр.?
          1. +4
            19 марта 2018 18:41
            И что ? История повторилась..То что было в годы гражданской, многое повторилось после развала СССР...тот же сепаратизм,национализм, только с одной поправкой Союз никто не собирал, и из-за местечкового сепаратизма, одобренного руководством России, Берите суверенитета сколько хотите...чуть Россия не развалилась...
            1. +1
              19 марта 2018 21:00
              Так и Россию никто не собирал. Собрали новое гособразование СССР, которое с успехом и развалилось, т.к. было грубо сшито.
        2. 0
          19 марта 2018 19:52
          Цитата: parusnik
          А самый прикол в том, что как-то закавказские народы, да и свои местные в империю не очень и стремились..Деникин ,

          Дело в том, что не стремилась в империю или в Союз не сами народы, а местные элиты и буржуазия, которые самостийностью хотели оградить свой товарный рынок от центра, чтобы им не мешали получать свой доход. Трудовому народу рынок охранять было ни к чему, а потому, как только трудящиеся взяли власть на местах, так сразу же объединились в единый Союз.
  5. +9
    19 марта 2018 11:58
    Cтатейка по материалам белой прессы 20-х годов. Часть комментов - от поклонников "белых рыцарей".
    1. Стописёт миллионов красных против горстки "рыцарей". Да не было еще Красной армии! Это март 1918-го. Декрет о создании был, а армии не было.
    2. Были толпы вооруженных работяг, иногородних крестьян, солдат, казаков. Откуда эти 60 и более тысяч?
    3. Откуда 2 эшелона вооруженных военморов, если база флота - Севастополь?
    4. Откуда миллионы снарядов и патронов в Екатеринодаре? А почему тогда их не было в Новочеркасске?
    5. Пишет, что по белым стреляли из всех хуторов и станиц. С чего бы это? А вы мемуары Деникина почитайте - поймете. Сам ужасается жестокостью своих коллег: вешали и грабили на своём пути, причем грабили ВСЕХ.
    6. Отличная стрельба артиллерии красных. Как это? Ведь все офицеры шли в рядах "хрустобулочников"? А ведь организовать снабжение, организацию и стрельбу артиллерии - это вам не лобио кушать.
    7. Ну, и боевой дух "рыцарей". Пришибли красные "льва с головой барана" (определение генералов - коллег Корнилова) и белое войско тупо разбежалось. Вы можете представить? За день все эти дивизии, полки, дивизионы просто ИСПАРИЛИСЬ. Как нечисть на рассвете.Раз-бе-жа-лись. Как вспугнутая шпана из подворотни.
    Утром встали красные идти в атаку, а врага НЕТ. Только горы опужия и аммуниции валяются.
    Убежали в Париж писать мемуары: "вот, если БЫ, так мы БЫ это ...."
    1. +5
      19 марта 2018 13:33
      smile По ходу у вас большие пробелы в истории России!
      Цитата: Seamaster
      2. Были толпы вооруженных работяг, иногородних крестьян, солдат, казаков. Откуда эти 60 и более тысяч?

      На Кубань стекались части бывшего Закавказского фронта, в Тробзоне РВС на корабли сажал только тех кто записался Красную Армию и отправлял прямиком в Новороссийск, а остальные пёхом! Естественно сесть на корабль желающих было гораздо больше, чем желающих идти пешком!
      Цитата: Seamaster
      3. Откуда 2 эшелона вооруженных военморов, если база флота - Севастополь?

      Друг мой, на тот момент бравые черноморцы большей частью на кораблях уже не служили, мотались по донским и кубанским степям.
      Цитата: Seamaster
      4. Откуда миллионы снарядов и патронов в Екатеринодаре? А почему тогда их не было в Новочеркасске?

      Потому что, Екатеринодар в отличие от Новочеркасска был перевалочной базой Закавказкого фронта.
      Цитата: Seamaster
      Сам ужасается жестокостью своих коллег: вешали и грабили на своём пути, причем грабили ВСЕХ.

      Странно, Деникин пишет о том, что за фураж и еду добровольцы платили деньги...
      Цитата: Seamaster
      6. Отличная стрельба артиллерии красных. Как это? Ведь все офицеры шли в рядах "хрустобулочников"? А ведь организовать снабжение, организацию и стрельбу артиллерии - это вам не лобио кушать.

      laughing так в рядах Красной Армии не только Ванька безграмотный был
      Цитата: Seamaster
      Утром встали красные идти в атаку, а врага НЕТ. Только горы опужия и аммуниции валяются.

      what можно поподробнее где и когда это было?
      1. +1
        19 марта 2018 18:51
        Так на фронте снарядный голод ! Откуда дровишки то у красных или у них логистика луче работала?
        1. +1
          19 марта 2018 21:00
          Снарядный голод уже несколько лет как закончился
          1. +1
            20 марта 2018 18:01
            Вроде как 18 год обсуждаем и по вашему снарядный голод несколько лет как закончился .
            Может уточните в каком году он закончился , наверное если лет не сколько гдето 14-15 год?
        2. +1
          20 марта 2018 15:41
          Цитата: сайгон
          или у них логистика луче работала


          Вполне возможно. В 1 МВ на фронте снарядов не было потому, что "в деле артиллерийского снабжения хозяйничали чьи-то незримые руки" вследствие чего, снаряды, отправленные со склада на фронт, попадали вместо фронта на другой склад. Примерно то же было с винтовками, патронами и пр.
      2. +1
        20 марта 2018 10:52
        1. Про РВС в Трабзоне в феврале-марте 1918 года - по-подробнее, пжлст.
        2. Про матросов в степях Ставрополья в марте 1918 года - по-подробнее, пжлст. С 1919 годом не перепутали?
        3. Екатеринодар - перевалочная база Кавказского фронта? Вы с комплексом Кейхин (Токио-Иокогама) не перепутали? Что это за перевалочная база за 1000 км от фронта?
        4. Деньги? Откуда, Зин? Начиная Ледовый поход, белые выпрашивали средства у новочеркасских и ростовских буратин. Не дали.
        5. Насчет артиллерии красных и белых. Напоминаю, что КРАСНОЙ АРМИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО!!!!!. А участники Ледового похода - практически одни офицеры.
        6. Разбежались в ночь после смерти Корнилова. Я, видите ли, в Краснодаре всю жизнь прожил, и в музей и библиотеки хаживал. И около памятника на месте гибели Корнилова (еще до войны поставлен) почти каждый день проезжаю.
        1. +2
          20 марта 2018 13:12
          Цитата: Seamaster
          Я, видите ли, в Краснодаре всю жизнь прожил

          Здорово! Т.е. вы в принципе знаете наверное, что Черноморская группа Кавказского фронта снабжалась морем из Новороссийска? И наверно знаете что, порт Новороссийск в те времена был заточен на экспорт зерна и складских помещений кроме элеваторов почти не имел?
          Цитата: Seamaster
          участники Ледового похода - практически одни офицеры.

          Эти офицеры, генералы, Император, Керенский, Ленин, Свердлов, Троцкий, Сталин, Миронов, Тухачевский, Жуков, Берия, Хрущев, Андропов, Горбачев, Ельцин, Путин - это всё история моей страны, моего народа! Пришло время уйти со сцены царю и он ушёл, так же, как и ушли белые, за ними красные, как ушли и либералы, рвать на себе волосы, обвинять кого то-бессмысленно! Главная наша задача - трезво, без эмоций, оценить эту историю и не повторять ошибок наших предков!!!!
          1. +1
            20 марта 2018 18:03
            А вот либерасты пока не ушли к сожалению .
        2. +15
          22 марта 2018 16:42
          Насчет артиллерии красных и белых. Напоминаю, что КРАСНОЙ АРМИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО!!!!!. А участники Ледового похода - практически одни офицеры.

          Артиллерийские части старой армии сохранились лучше других.
          Тот же роман гуль вспоминал как добровольцы брали красную батарею, сражавшуюся до последнего и руководимую офицерами.
  6. +8
    19 марта 2018 12:57
    Цитата: Seamaster
    Cтатейка по материалам белой прессы 20-х годов. Часть комментов - от поклонников "белых рыцарей".
    1. Стописёт миллионов красных против горстки "рыцарей". Да не было еще Красной армии! Это март 1918-го. Декрет о создании был, а армии не было.
    2. Были толпы вооруженных работяг, иногородних крестьян, солдат, казаков. Откуда эти 60 и более тысяч?
    3. Откуда 2 эшелона вооруженных военморов, если база флота - Севастополь?
    4. Откуда миллионы снарядов и патронов в Екатеринодаре? А почему тогда их не было в Новочеркасске?
    5. Пишет, что по белым стреляли из всех хуторов и станиц. С чего бы это? А вы мемуары Деникина почитайте - поймете. Сам ужасается жестокостью своих коллег: вешали и грабили на своём пути, причем грабили ВСЕХ.
    6. Отличная стрельба артиллерии красных. Как это? Ведь все офицеры шли в рядах "хрустобулочников"? А ведь организовать снабжение, организацию и стрельбу артиллерии - это вам не лобио кушать.
    7. Ну, и боевой дух "рыцарей". Пришибли красные "льва с головой барана" (определение генералов - коллег Корнилова) и белое войско тупо разбежалось. Вы можете представить? За день все эти дивизии, полки, дивизионы просто ИСПАРИЛИСЬ. Как нечисть на рассвете.Раз-бе-жа-лись. Как вспугнутая шпана из подворотни.
    Утром встали красные идти в атаку, а врага НЕТ. Только горы опужия и аммуниции валяются.
    Убежали в Париж писать мемуары: "вот, если БЫ, так мы БЫ это ...."

    Жаль, нельзя "лайкнуть" раз десять. Очень коротко и очень точно все сформулировано, аплодирую стоя.
  7. +2
    19 марта 2018 15:52
    Цитата: ПоручикТетеринъ
    Цитата: василий50
    эмигрировало около семи миллионов человек. При этом эмигрировали и в Китай и в Афганистан и в Турцию и на Балканы и в Америки и в южную и в северную, это только те кого смогли зарегистрировать как эмигрантов,


    Источник этих поразительных откровений назвать сможете?

    Сейчас трудно припомнить автора сего мифа
  8. +2
    19 марта 2018 17:22
    Вообще-то камрад Корсар ниже верно сказал:" силы были не равны" . А Л. Корнилов забыл армейскую науку: прежде чем начать сражение желательно знать численность врага и кто его командир.
    Нам сейчас легко рассуждать об ошибках Корнилова: не разведал точно какова численность, не подготовился к штурму и т.д. А в принципе он мог добиться успеха, но стечение обстоятельств.
    Сейчас глянул в Вику, кто командовал красными,: Автономов- из уважаемой казачьей фамилии, хорунжий , примерно лейтенант. Впоследствии загрызся с местными ревкомами и Троцким, отстранен от командования армией (его заменил генера Снесарев), по рекомендации Орджоникидзе назначен командующим формируется армии, но там не захотели , чтоб он командовал ими. Был командиром бронепоезда,,умер то тифа в 1919.
    Сорокин, уроженец станицы Павловский Кубанской области, военфельдшер, за храбрость награжден 2 Георгиевскими крестами, был любим красноармейцами за лихость. Тоже погрызся с местным ЦИКом и их таво.. Убит при не совсем ясных обстоятельствах.
    О штурме Екатеринодра в 1918 хорошо написано у Первенцев"Над Кубанью"
    1. +3
      19 марта 2018 18:58
      Вот так номер красными хорунжие да фельшера командуют , а у белых генералы , полковники и другие чины офицерские . И вот у красных и снарядов и патронов не меряно , оборона организованна части на помощь подтянуты , а у белых генералы ,да полковники , да капитанов поручиками масса только разведку забыли .
      Вот так номер .
      1. 0
        19 марта 2018 20:41
        Людей однозначно больше.
        Хлеб организовали продразверсткой. Эту тему уже плотно обсуждали.
      2. 0
        31 марта 2018 17:57
        Поначалу да, а так многие бывшие генералы с полковниками, сплошь бароны и фоны, служили в Красной Армии. В состав руководства Реввоенсовета, кроме собственно большевиков, туда вошли два бывших царских полковника: Вацетис И.И. и Каменев С.С., один адмирал Альтфатер В. Полевой штаб Красной Армии возглавили бывшие царские генералы, их превосходительства Н.И. Раттэль, Ф.В. Костяев, М.Д. Бонч-Бруевич и П.П. Лебедев.
        Идем далее по списку, и от золотопогонников у нас в глазах зарябит. Помощником начальника Полевого штаба был бывший генерал Хвощинский Г.Н., начальниками управлений бывшие генералы Михайлов В.И., Загю М.М., начальниками отделов – бывшие генералы Афанасьев В.А., Волков С.М., Мыслицкий Н.Г., Савченко С.Н., Ушаков К.М., среди помощников начальников отделов был и бывший генерал Петерсон, а среди начальников отделений генералы Незнамов, Сегеркранц. Инспектором снабжения при начальнике Полевого штаба был бывший генерал Сулейман Н.А. Это, не считая, служивших там же ряда офицеров, со званиями в императорской армии ниже генеральского.
        Что интересно, такие генералы служили из принципиальных соображений. Так как от рук белых кроме генерала А.А. Таубе, пали А.В. Станкевич, А.П. Николаев, А.В. Соболев. Известно, что А.В.Станкевич, добровольно вступивший в Красную Армию в 1918 г. и командовавший там 55-ой стрелковой дивизией из-за предательства начальника штаба этой дивизии бывшего генерала А.А. Лаурица был захвачен в плен белогвардейцами и на предложение перейти на их сторону ответил категорическим отказом. Поэтому А.В.Станкевич был ими повешен, но тогда же в 1919 г. по постановлению Реввоенсовета был перезахоронен на Красной площади. В 1920 г. он посмертно был награжден орденом Красного Знамени.
        Похожая судьба ожидала и бывшего генерала А.В.Соболева, командовавшего 7-ой стрелковой дивизией и награжденного орденом Красного Знамени в 1919 г. В феврале следующего, 1920 г. он тоже был захвачен в плен белыми и, отказавшись перейти к ним на службу, был расстрелян. Другой бывший генерал-майор А.П.Николаев, командовавший бригадой попал, в плен к белым в мае 1919 г., также за отказ перейти к ним на службу был ими казнен. В 1920 г. он посмертно был награжден орденом Красного Знамени.