Конные латники снова в строю

50
Конные латники снова в строю

Лейб-гвардейский конный полк, одно из подразделений Королевской гвардии Великобритании

И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни.
2-я книга Паралипоменон 26:14


Военное дело на рубеже эпох. Мы вновь возвращаемся к теме конных латников, а все потому, что в 1700 году их история отнюдь не закончилась. Просто этот стал своего рода вехой в истории военного дела. Перемены, естественно, начались задолго до этой даты, но накапливались постепенно. А тут разом все и проявились, причем сразу во многих странах. К тому же этот год стал началом Северной войны, продолжавшейся 21 год, тогда как последняя большая война в Европе, Тридцатилетняя, продолжалась 30 лет.




Кирасы Древней Греции были в основном анатомической формы и демонстрировали не только защищенность, но и физическую силу их владельца. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Шлемы к таким кирасам очень часто имели лицевые маски! Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Для начала вспомним, что уже в Тюдоровской Англии традиционным вооружением латника являлся шлем бургиньот, кираса с набедренниками и латные «трубы» на руки. Латы закрывали теле всадника до колен, поэтому их называли «доспехами в три четверти»! Аналогичным образом были вооружены нидерландские кирасиры, «черные рейтары», латники императора Максимилиана I, да, собственно, практически вся тяжелая конница Европы.


Британский кавалерист «деми-лансер» («полукопейщик») 1550 г. Шлем бургионьот, доспехи для рук, кираса, короткие набедренники. Украшения доспехов – полосы полированного металла на черном фоне вороненого либо окрашенном фоне. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.105


Полное снаряжение латного британского кавалериста 1588 г. Такие доспехи считались средним вариантом всаднического облачения, которое носили всадники легкой конницы (!). Имели кольчужные рукава и могли также употребляться в пехоте. Нагрудник кирасы двойной, то есть уже тогда применялась разнесенная броня! Вместе с бургиньотом используется «фоллинг-бьюфф», или «складывающийся бьюфф», откидывающийся вниз предличник. Длина некоторых пистолетов достигала полуметра, а их огневая мощь была просто изумительной. С другой стороны, они вооружались и короткими пистолетами, стрелять из которых приходилось просто в упор, видя белки глаз противника. Рис. Грэхема Тюрнера

Середина следующего, XVII века ознаменовалась резким облегчением тяжелой конницы. Шлем «пот» (горшок) теперь уже не закрывал лицо целиком, хотя имел «забрало» из трех прутьев. Использовались фетровые шляпы с металлическим каркасом, кираса на тор и металлический наруч на левую руку. Самыми тяжеловооруженными всадниками этой эпохи стали польские крылатые гусары, особенно отличившиеся под Веной в 1683 году.


Кирасир 1618 г. Миниатюра из «Vinkhuijzen collection of military uniforms». Нью-Йоркская публичная библиотека

Между тем и их время близилось к закату. Дело в том, что все это всадническое латное вооружение рассчитывалось на бой с пехотой двух видов: мушкетерами и пикинерами. Но появившийся в середине XVII века штык-багинет сделал это деление ненужным. Теперь мушкетеры могли уже сами защищать себя от атак кавалерии. Французская армия была оснащена штыками в 1689 году, Бранденбург-Пруссия это в том же году последовала примеру Франции, а Дания вооружила пехоту штыками в 1690-м. В России багинеты, вставлявшиеся в ствол, появились в 1694 году, а штыки французского образца с трубкой-насадкой в 1702 году в гвардии, а к 1709-му году и во всей армии.


Кирасиры Паппенхейма 1632 г. Миниатюра из «Vinkhuijzen collection of military uniforms». Нью-Йоркская публичная библиотека

Теперь атакующую конницу пехота встречала и огнем, и штыками, поэтому тактика ее действия изменилась самым серьезным образом. Стрельбу с коня из пистолетов заменил удар холодным оружием, а пистолеты, хоть и были коннице оставлены, но больше служили для самообороны, нежели для истребления вражеской пехоты на поле боя. Ни о каком караколировании теперь уже и речи не шло. Атака, как правило, проводилась двухшереножным строем, колено к колену (из-за чего высокие жесткие ботфорты стали для тяжелой конницы обязательным элементом обмундирования) и на полном скаку, чтобы уменьшить время нахождения под огнем. Опять же шлем на голову теперь был нужен даже не столько для защиты от оружия противника, сколько для того, чтобы защитить ее от отлетающих с копыт подков! В конной лаве подковы также слетали и были смертельно опасны для всадников, но… тут же всадники мчались в шеренгах один за другим, и риск получить подковой по голове возрастал многократно.


Литовская армия Януша Радзивилла, около 1650 г. Рис. Ангуса МакБрайда

Скорострельность новых ружей, из которых стреляли уже без подставки, также возросла и достигла двух выстрелов в минуту. Интересный тест был проведен в Австрии с оружием из музейных коллекций, изготовленным между 1571 и 1700 годами. Целью была манекен человеческой фигуры среднего роста. По манекену стреляли с расстояний 30 и 100 м. Было испытано около 20 гладкоствольных аркебуз, колесцовых и кремневых ружей. Результаты показали, что вероятность попадания на расстоянии 100 м от ружья, прикрепленного к испытательному столу, составляла от 40 до 50 процентов. При этом пуля калибра 17 мм на расстоянии 30 м могла пробить броню толщиной 3-4 мм, а на 100 м — броню толщиной 1-2 мм (для сравнения: бельгийская штурмовая винтовка FN может пробить 12 мм брони на расстоянии 100 м). Причем единственная разница между оружием XVII и XVIII вв. заключалась лишь в том, что более поздние модели были легче и имели большую скорострельность. Были также испытаны три пистолета, один из которых был изготовлен в 1620 году, а два других – в 1700 году. Меткость их на расстоянии 30 м (также прикрепленных к испытательному столу) была намного выше: от 85 до 95 процентов. Все три пистолета смогли пробить 2-мм лист брони.


Британский кавалерист середины XVII в. Рис. Грэхема Тюрнера

Некоторое время бронированная кавалерия пыталась дать отпор пехоте, используя доспехи, защищающие от мушкетов, и доспехи, защищающие от пистолетов, но вместе они весили более 15 кг, и эта защита не оправдывала их высокую цену или значительное неудобство. В результате уже в начале XVIII века Франция, Бавария, Австрия, Саксония, Бранденбург, Дания и Голландия оставили своим кирасирам только лишь кирасы и шляпами, под которыми носили стальные подшлемники. В 1698 году Британия официально отменила использование доспехов в конных полках, но в 1707 году вновь ввела нагрудную кирасу, надевавшуюся под мундир (!) в ходе войны за австрийское наследство. Кирас не носили вплоть до коронации Георга IV (1821 г.), а затем использовали только в конной гвардии.

Вес кирасы составлял около 5 кг, а толщина — около 2-3 мм. То есть такой панцирь предназначался прежде всего для защиты всадника от рубящего и колющего оружия, а вот его эффективность против огнестрельного оружия зависела от расстояния, с которого производился выстрел. До середины XVIII века кирасы ковали из раскаленных металлических пластин на массивных отливках особой формы. Первая серия нагрудников, изготовленных методом холодного прессования, была изготовлена в Пруссии лишь в 1755 году. Эта новая технология сделала возможным производство больших партий кирас стандартного качества.


Палаш английской конницы XVII в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Однако вернемся в Англию, где в 1660 году вновь стал править Карл II. Он распустил существовавшую армию и создал новую. В частности, из 600 дворян, последовавших за ним в изгнание, были сформированы три роты: Отряд Его Величества, Отряд герцога Йоркского и Отряд герцога Албемарля (генерала Монка, много сделавшего для реставрации королевской власти в Англии. Четвертый отряд появился в Шотландии, вскоре после Реставрации монархии.


Этот же палаш – рукоятка. Из-за характерной формы получила название «баскет» — «корзинка»

В 1685 году Яков II сменил Карла II, но через три года был свергнут в так называемой бескровной революции («Славной революции»). Во время его правления английская кавалерия была наиболее оснащенной, наиболее обученной и наиболее высокооплачиваемой регулярной конной силой в Европе. Семь полков конницы пять были сформированы в 1685 году и еще два — в 1688 году.


Английский конногвардеец начала XVIII в. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.159

В 1746 году по соображениям экономии 3-я и 4-я роты в каждом полку были расформированы, а первые три полка были преобразованы в более дешевых драгун, хотя и продолжали числиться гвардией. В 1678 году был также сформирован Гвардейский конногренадерский отряд, а конные гренадеры появились во всех других подразделениях. Второй, или шотландский, Отряд конных гренадеров был создан в 1702 году. В 1746 году, когда конногренадерские войска стали делиться не на четыре, а на две части, им соответственно были присвоены имена Первого и Второго отрядов.

В 1788 году Первый конногвардейский и Первый конногренадерский отряд стали Первым и Вторым полками Лейб-гвардии. До этого они назывались Конной гвардией, но теперь получили это официальное название. Просуществовали они в таковом качестве до 1922 г., когда оба этих полка объединили в один.


Офицер полка Королевских драгун 1685 г. В 1670-х годах кирасы, которые широко использовались до этого в кавалерии Великобритании, вышли из употребления и официально не использовались до 1707 года, когда их использовала в Нидерландах кавалерия герцога Мальборо. Их использовала также британская кавалерия в Танжере. Есть несколько портретов, написанных в 1680 годах, на которых кавалерийские (и пехотные!) офицеры изображены в кирасах, так что это ни о чем не говорит, поскольку кирасы на портретах считались символом мужественности, хотя и вполне возможно, что они носили их на парадах. В 1751 году название полка было изменено на 1-й полк королевских драгун. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.145

Британская лейб-гвардия впервые вступила в бой в Маастрихте в 1673 году. Ей принадлежала главная роль в разгроме армии мятежного герцога Монмаута при Седгемуре в 1685 г. В битве при Бойне в 1690 году она сражалась против сил бывшего Якова II, а в битве при Лэндене в 1695-м — под началом Вильгельма III впервые сошлась бою с французской дворцовой кавалерией. Далее последовала война за австрийское наследство, Деттинген и Фонтеной, а также участие в Наполеоновских войнах и знаменитая битва при Ватерлоо. В 1882 году соединенный полк Лейб-гвардии и Первого драгунского полка сражался в Египте в одном из боев, известным как бой при Кассасине.

Но кирасы эти подразделения долгое время не носили, хотя носят их сегодня. Правда, кираса нынешней формы относится к правлению Георга IV. Второй лейб-гвардейский был одет в черные лакированные кирасы на королевском смотре в 1814 году, однако нет доказательств, что они использовались в боях позднее конца XVII века. Вот каков был уровень недоверия к защитному вооружению в это время в коннице у англичан!

Продолжение следует…
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    12 июля 2020 05:45
    А какого черта негры сидят на вороных лошадях, они что против черных?.Белым продались?
  2. +6
    12 июля 2020 05:47
    Замечательный цикл статей, несмотря на большое количество дат и наименований различных подразделений, читается легко и увлекательно. Спасибо автору за труд!
  3. -9
    12 июля 2020 05:50
    Кирасы Древней Греции

    Уже блеск. Остальное и читать не нать. Безобразно. сэр - категорически! Причем тут "сэр" через "ё"
    1. +8
      12 июля 2020 06:21
      Цитата: Cowbra
      Кирасы Древней Греции

      Уже блеск. Остальное и читать не нать. Безобразно. сэр - категорически! Причем тут "сэр" через "ё"

      Интересно? А как Вы предлагаете назвать лицевую часть древнегреческого анатомического доспеха? laughing
      А если он полный, то присутствует ещё аналогичная для защиты спины! wink
      Уже проходили - лет пять назад «нагрудник», «нажопник» и т.д. Так что продолжайте своё «нать не нать»!!! what а то «сёр» утром в Вашей интерпретации, честно - не уместен!!! Не нравятся Клаву в зубы и статью об развитии анатомического доспеха от Эллады до Древнего Рима!!! Сёр слабо?
      1. -5
        12 июля 2020 09:17
        Цитата: Коте пане Коханка
        А как Вы предлагаете назвать лицевую часть древнегреческого анатомического доспеха?

        Лицевую или фронтальную, или коте и пану и коханки - заговорите со мной за доспех анатомический? Древний и греческий, не ромлянский?! Лорика мускулата?! Или за то что такое вообще "кираса", ну вы правда скажете, что например лакедмония бегала В КИРАСАХ? Сайт называется - "Военное обозрение" - и лажа по теме
        1. +7
          12 июля 2020 10:14
          Я с вами соглашусь по сути, но не по стилю изложения. Я тоже за правильную терминологию. Если пишется за древнегреческий доспех - то и называйте его торакс. Или анатомический - гелоторакс. Кираса тут не причем, даже само слово происходит от фр. "вываренная кожа".
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
              2. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
  4. +6
    12 июля 2020 05:57
    Изумительный материал! Прочитал на одном дыхании! Вячеслав Олегович спасибо огромное!!!
    От себя, законы физики никто не отменял - скорость, эффективнее чем масса! Так что главное проскочить дистанцию действительного ружейного огня 30-100 метров, чем словить второй залп! 17-18 мм - это не фунт изюма, тем более к 17 веку, мушкетёры повсеместно начали заряжать свои мушкеты и фузеи не дробью, а пулями! Думаю, что если даже на расстоянии сотни ядров прилетит такой гостиниц в кирасу, то маловероятно усидеть в седле.
    С уважением, Влад!
    1. +1
      25 июля 2020 16:15
      Нет, тактика кавалерии была совершено другой. Огонь у пехоты выманивали с помощью фланкеров, затем следовала атака основной массы кавалерии. В противном случае вся атакующая кавалерия сметалась встречным залпом.
      Картечь как раз таки была предпочтительна в борьбе с кавалерией. О чем и сказано в "господам пехотным офицерам в день сражения".
  5. +5
    12 июля 2020 05:58
    Неужто шлем нужен был только как защита от подков? Как-то фантастически воспринимается.
    1. +6
      12 июля 2020 06:34
      Цитата: Korsar4
      Неужто шлем нужен был только как защита от подков? Как-то фантастически воспринимается.

      В плотном конном строю, от равноценного противника велик шанс получить «чём-то острым» по «кумполу»! Попробуй нанеси удар с боку если если с права и с лева «нога к ноге» твои товарищи! Так что или тычковый удар или сверху!!!Поэтому «кумпол» и защищали!!!

      Ради интереса специально спустился в сад и подержал в руках обыкновенную подкову (есть у меня заначка «замечательных ржавых вещей» - кованные гвозди, скобы, обломок старого шлифовального круга и т.д. Прикинул это отлипающим в плотном конном Кирою при галопе и летящим тебе в фейс? Нафиг-нафиг такое счастье, где моя бронька пятоготкласса защиты и шлем «Сфера-М» с забралом! soldier
      1. +9
        12 июля 2020 07:37
        Цитата: Коте пане Коханка
        Прикинул это отлипающим в плотном конном Кирою при галопе и летящим тебе в фейс? Нафиг-нафиг такое счастье,

        Утра доброго!
        *Не было гвоздя-
        Подкова пропала.
        Не было подковы-
        лошадь захромала.
        Лошадь захромала-командир убит.
        Конница разбита-армия бежит.
        Враг вступает в город-пленных
        не щадя.
        Оттого,что в кузнице-не было гвоздя.* hi
      2. +6
        12 июля 2020 09:11
        Что подковой по голове не стоит получать - здесь сомнений нет. Вопрос - насколько часто, и на какой высоте они летают? «Низенько-низенько?».
        1. +6
          12 июля 2020 18:52
          По-моему здесь бОльшая угроза фейсу, а не кумполу. Сужу по гонкам на квадриках, вся грязь из-под "копыт" летит в морду, а волосы на голове чистые. smile
    2. +6
      12 июля 2020 08:03
      Цитата: Korsar4
      Неужто шлем нужен был только как защита от подков?

      Голову надо беречь!От всех превратностей судьбы. laughing laughing laughing В том числе и от подков тоже... soldier
      1. +5
        12 июля 2020 09:13
        «Не надо голову терять,
        Не стоит торопиться!» (с).
  6. +7
    12 июля 2020 06:11
    Посмотрел иллюстрации «красных мундиров» в статье и обратил внимание на интересный аспект. К 17-18 векам, армии Европы, в целях идентификации, «застолбили» за собой основные цвета мундиров: британцы - красный, французы - синий, мы - зелёный, австрийцы - белый, шведы - голубой! Понятно, что раз на раз не приходится, а в кавалерии, особенно в модных- гусарских, уланских и кирасирских полках хватало синего, красного и белого!!! Но исключение подтверждает правило!
    Всем доброго дня!!!
    1. +5
      12 июля 2020 07:52
      Цитата: Коте пане Коханка
      «красных мундиров»

      А у них ещё есть одно подразделение гвардейской кавалерии-*блюз энд ройалс*.Вот у них тёмно-синие мундиры. soldier
      1. +4
        12 июля 2020 08:39
        Цитата: Фил77
        Цитата: Коте пане Коханка
        «красных мундиров»

        А у них ещё есть одно подразделение гвардейской кавалерии-*блюз энд ройалс*.Вот у них тёмно-синие мундиры. soldier

        Исключение подтверждающее правило!
        1. +4
          12 июля 2020 08:44
          Приветствую Вас Влад!Да,да!И называется он -Полк дворцовой кавалерии.Создан в 1969 году,но его история конечно же началась ещё раньше,со времён Кромвеля. hi
          1. +7
            12 июля 2020 09:02
            Цитата: Фил77
            Приветствую Вас Влад!Да,да!И называется он -Полк дворцовой кавалерии.Создан в 1969 году,но его история конечно же началась ещё раньше,со времён Кромвеля. hi

            Сергей, тут готов поспорить - гвардейские части Кромвеля были упразднены при реставрации. Осмелюсь предположить, что история берет начало с восцарения Карла II или Якова.
            А так британцы любят пышные названия - «11 полк Уэльских стрелков Роберта III» и т.д.
            1. +5
              12 июля 2020 09:30
              Правы! Почти!Создан после реставрации,в 1661 году,но из ветеранов.Известен также,как *Танжерская лошадь*.Королевские драгуны. hi
            2. +4
              12 июля 2020 11:50
              А так британцы любят пышные названия - «11 полк Уэльских стрелков Роберта III» и т.д.

              Это в котором младшим капралом служит к.о.з.ё.л Вильям Виндзор? laughing На фото он слева:


              Хорошая традиция. Предлагаю в военную прокуратуру зачислить медведя в качестве почетного талисмана!
              1. +5
                12 июля 2020 13:51
                Доброго дня!А он/к.о.з.ё.л.,вот,блин!уж животину нельзя назвать!/ не первый в этом полку,эта традиция идёт,аж с 1775 года,с битвы при Банкер-хилле.
                1. +2
                  12 июля 2020 19:10
                  Да, точно. Согласно легенде он то ли вывел британцев из окружения, то ли туда завел - история темная. Но басня про к.о.з.л.а отпущения все-равно настойчиво лезет в голову laughing
                  1. +4
                    12 июля 2020 19:20
                    Да,понятно,что это легенда.Во время битвы туда забрёл дикий козёл/пройдёт?/ который и *повёл* в решающую атаку английских бойцов.Но потери там были ужасные! Генерал, подполковник,два майора,семь капитанов.Всего 226 убитых и 828 раненых.Колонисты потеряли в два раза меньше. hi
                    1. +3
                      12 июля 2020 19:21
                      hi
                      Ой, я ошибся. Легенда о к.о.з.л.е - провокаторе. Очень подходит.
              2. +5
                12 июля 2020 18:54
                Сергей, а в росгвардию и контору кого предложите? laughing
                1. +5
                  12 июля 2020 19:19
                  в росгвардию и контору кого предложите?

                  Служебные собаки в Росгвардии и так служат, но в эмблемы собачьи головы и метлы я бы ввел wassat
                  В конторе - кроты однозначно!
                  Но мне территориально ближе ВСУ - тут касательно тотема вообще никаких вариантов fellow Заодно и НЗ будет.. Разве что для морской пехоты можно предложить морских свинок lol
                  1. +4
                    12 июля 2020 19:24
                    Цитата: Gato
                    в эмблемы собачьи головы и метлы я бы ввел
                    В конторе - кроты однозначно!

                    О!!!!Точно такие же мысли пришли в мою непутёвую голову! laughing laughing laughing
                  2. +3
                    12 июля 2020 19:54
                    Ох, не высоко Вы морпехов оцениваете. laughing
                    А вот с конторой точно:
                    "Ходы кривые роет подземный хитрый крот,
                    Нормальные герои всегда идут в обход!" good
                    Про жандармерию промолчу, её уже охарактеризовали в фильме "О бедном гусаре" (если не ошибаюсь). drinks
                    1. +3
                      12 июля 2020 20:53
                      Ох, не высоко Вы морпехов оцениваете

                      Не хотел никого обидеть feel , ну не пингвинов же им предлагать... Дельфины и морские котики уже как бы заняты водоплавающими диверсантами, сухопутные спецы предпочитают летучих мышей.
                      Кстати, о котах! Однозначно и традиционно: ВМФ. Встречал котов без кораблей, но корабли без котов - никогда.
                      И еще совсем забыл о Генштабе. Символ - павлин, так уж исторически сложилось. Товарищи-генеральштабелеры сильно обижаются, особенно вспоминая высказывание Ф.Раневской о том, что под павлиньим хвостом всегда скрывается куриная .. гузка laughing
                      1. +6
                        12 июля 2020 21:02
                        По генштабу согласен, ежели исключить одно из управлений, которое как раз летучую мышь своей эмблемой использует.
                        По поводу морских котов. smile
                      2. +2
                        12 июля 2020 21:04
                        Есть!Есть такой зверь!Крокодил.Одинаково опасен и в воде,и на суше!Прямо как-морпех!В наших краях конечно не водится,но...Почему бы и нет? laughing
                      3. +1
                        12 июля 2020 21:21
                        Чой-то сразу "не водятся"? Вон у нас в Питере пару лет назад в подвале крокодила обнаружили.
                      4. +1
                        12 июля 2020 21:49
                        Цитата: 3x3zsave
                        подвале крокодила обнаружили

                        *Все б вам барин шутки шутействовать,а корокодила зверь сурьёзный!* laughing
                      5. +1
                        12 июля 2020 21:18
                        ну не пингвинов же им предлагать...
                        Тем более, тоже уже занято. "Питтсбург пингвинз".
                      6. +3
                        13 июля 2020 08:11
                        Утро доброе!В норвежской королевской гвардии королевский пингвин Нильс Улав носит звание полковника и является талисманом!Так что не только *Пингвинз*.В этом клубе Женя Малкин героиствует. laughing
            3. +2
              12 июля 2020 13:41
              Цитата: Коте пане Коханка
              А так британцы любят пышные названия

              А как Вам это?
              *Royal Gurkha Rifles Regiment*-Гуркхский стрелковый полк? soldier
              1. +3
                12 июля 2020 21:49
                Цитата: Фил77
                Цитата: Коте пане Коханка
                А так британцы любят пышные названия

                А как Вам это?
                *Royal Gurkha Rifles Regiment*-Гуркхский стрелковый полк? soldier

                Не просто Гуркхский стрелковый полк, а королевский!!! good
                У нас аналогично воскресили Семёновский и Преображенский гвардейские полки, печально только, что без исторических параллелей, на уровне «пол, палец потолок»!
                1. +2
                  12 июля 2020 21:54
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  Семёновский и Преображенский гвардейские полки,

                  А я не читал об этом,прошу подробности!
                  Да,именно-королевский! soldier
                  1. +3
                    12 июля 2020 22:04
                    Года три-четыре назад указом Президента Российской Федерации двум воинским частям присвоили названия Семёновского и Преображенского полков. Все хорошо, только, а оно надо было из пальца высасывать то, что кануло в лету век назад?
                    Славная история, славные полки, но их не было в структуре армии с 1917 года! При этом, сколько соединений сгинуло при распаде союза ещё четверть века назад!
                    Не знаю, мое мнение - поторопились. Названия первых лейб-гвардейских должны были получить те кто как первые по колено в крови у Нарвы!
                    С уважением, Влад!
                    1. +2
                      12 июля 2020 23:02
                      Гвардейскими они, кстати, не стали.
                      1. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 326:
                      "154 отдельному комендантскому полку почетное наименование "Преображенский" и впредь именовать его: 154 отдельный комендантский Преображенский полк."
                      2. Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2013 г. № 351:
                      "Присвоить 1 отдельному стрелковому полку почетное
                      наименование "Семеновский" и впредь именовать его: 1 отдельный
                      стрелковый Семеновский полк
                      ."
                      Разумеется, части выбрали предельно неудачно - и не гвардия, и не боевые, по совести говоря. Да семеновцы никогда не были стрелками. Преображенцы в гробу перевернулись, узнав что стали еще и 154-м нумером (хотя 154-й Дербентский полк в РИА был на хорошем счету).
                      Ну а само по себе возрождение можно только приветствовать, конечно. Конечно, надо, а то у нас как будто и армии до 17-го не было.
                      Кстати, есть еще один прецедент:
                      Указ Президента Российской Федерации от 24.10.2018 № 594:
                      15-я отдельная мотострелковая Александрийская бригада - почетное наименования в честь 5-го гусарского Александрийского полка. Тоже странновато, мотострелков называть в честь гусар, миротворцев в честь "Гусар смерти", но уж как есть...
    2. +3
      12 июля 2020 10:24
      Слишком сильное обобщение. Французы щеголяли и в белых мундирах, а пруссаки - в синих. Цвета мундиров часто совпадали с геральдикой правящего монарха. Что касается кавалерии - то да, дальтонику там снесло бы крышу.
  7. +5
    12 июля 2020 07:03
    Недавно только узнал и прочитал потом, что у древних Греков доспехи зачастую изготавливались из " линоторакса". Склееная в несколько слоев ткань. У А.Ф .Македонского большинство воинов были в этих латах. Коняшки у англичан красивые, А поскольку масти у Английских скаковых различные, а вороные довольно редки, долго подбирали коней. Как то вот про отлетевшие подковы , кажется это все таки редкость, все следили за состоянием коня тщательно. В атаке кони погибали первыми, никто людей не выцеливал, тем более всадник прижимается к коню, а так выстрелил примерно туда, конь летит через голову, через башку летит и всадник, и не факт что его не задавит .
    1. +5
      12 июля 2020 08:51
      На основе ткани и шерсти в античном мире было множество доспехов и защитного снаряжения!
      В том числе из лозы и тростника (щиты в древнем Египте), а также из рогов и копыт (у скифов Причерноморье. Голь на выдумку хитра, особенно если прикидывать, что можно словить пилум или жёлудь из пращи!!!
      1. +5
        12 июля 2020 09:07
        Ох,да чего далеко ходить?В туманном детстве щитки сам делал.Брал кусок войлока,к нему проволокой крепил продольно разрезанные куски бамбука/от батиных удочек/,и вперёд!От попадания шайб неплохо спасало! laughing
    2. +6
      12 июля 2020 10:29
      Недавно только узнал и прочитал потом, что у древних Греков доспехи зачастую изготавливались из " линоторакса"

      laughing Доспех не изготавливался из "линоторакса". Линоторакс - это и есть склеенный из нескольких слоев льняной ткани доспех. Бронзовый - просто торакс, с культуристическим рельефом - гелоторакс.
  8. +3
    12 июля 2020 09:59
    Большое спасибо автору за работу!
    Как обычно - очень интересно!!
  9. 0
    13 июля 2020 18:54
    Кстати, Вячаслав Олегович - статья у вас в очередной раз великолепная... Ну а что я имею свое мнение, от вас отличное - ну извините, мы люди разные
  10. +1
    14 июля 2020 10:56
    Спасибо за статью и великолепные, редкие иллюстрации, как раз сейчас начинаю изучать период истории конец 17 - начало 18 века.