The war of February and October as a confrontation between two civilization projects

The civil war in Russia was the war of February against October, two revolutionary projects that were continuations of two civilization matrices. It was a war of two civilization projects - Russian and Western. They were represented by red and white.


S.V. Gerasimov. For the power of the Soviets. 1957 year




It was a disaster much worse than fighting the external enemy, even the worst. This war has split the civilization, the people, the family and even the very person of man. It caused severe wounds, which for a long time determined the development of the country and society. This split still predetermines the present of Russia.

At the same time, the civil war was inextricably linked to countering the external threat, the war for the survival of Russia — the war against the western interventionists. The role of the West in the generation and course of the civil war in Russia in modern times is often underestimated. Although this was a major factor in the fratricidal carnage on the territory of Russian civilization. In 1917-1921 West led the war against Russian arms and white nationalists, in particular Poles. Lenin rightly pointed out the December 2 of 1919 of the year: “World imperialism, which caused us, in essence, a civil war and is guilty of prolonging it ...”

The February-March revolution of 1917 of the year (in fact, a palace coup, in its consequences, the revolution) was caused by a civilizational conflict, as was the subsequent civil war. The project of the Romanovs as a whole was pro-Western, the westernized elite of Russia, the intelligentsia and the bourgeoisie generally adhered to a liberal, Westernist ideology. The majority of the people — the peasantry (the overwhelming majority of the population of the Russian empire) and the workers — yesterday’s peasants — maintained a connection with the Russian civilization matrix.

However, the pro-Western elite of the Russian Empire believed that autocracy hampered the development of the country along the western path. The political, military, administrative, industrial-financial and most of the intellectual elite of Russia tried to make Russia "sweet France or Holland (England)". The king was overthrown, contrary to the myth created in the Liberal Russia in 1990-ies, not the Red Guards and Bolshevik commissars, and members of the upper class - the most prominent politicians, members of the Duma, the generals, the great princes. The noble, wealthy class of the empire. At the same time, many revolutionaries of the Februaryists were simultaneously freemasons, members of closed clubs and lodges.

These people had strength and connections, wealth and power, but they did not have full power in the country. Tsarism prevented - Russian autocracy. They wanted to destroy autocracy, reform the archaic political system in Russia and get full power. That is, the bourgeoisie, which had the estate, was to become the complete masters in the country, following the example of England, France and the USA. Russian Westerners needed liberal democracy, in which real power belongs to money bags, the market needs economic freedom. Finally, Russian liberal Westerners simply liked living in Europe - so sweet and civilized. They believed that Russia should become a part of European civilization and to go on the Western path of development.

Thus, the revolution and the civil war in Russia was generated not by a class conflict, but a civilizational one. Class interests are only part of the conflict, the visible part of it. Suffice it to recall how the Russian officers (generally from one class) during the civil war was divided almost in half between white and red. So, in the Red Army served about 70-75 thousand officers of the former Imperial Army -. About a third of the old officer corps, in the White Army -. About 100 thousand (40%), other officers tried to remain neutral, or fled, and did not fight. In the Red Army there were 639 generals and officers of the General Staff, in the White Army - 750. From 100 Red Commanders to 1918-1922 - 82 were former royal generals. That is the color of Russian imperial army was divided between red and white is almost equally. At the same time, most officers did not accept the “class position”, that is, they did not join the Bolshevik Party. They chose the Red Army as the spokesman of the civilizational interests of the majority of the people.

The red project created a new world on the ruins of the old and at the same time carried the beginnings of a deeply national, Russian civilizational project. The project of the Bolsheviks absorbed such basic values ​​for the Russian matrix code as justice, the primacy of truth over the law, the spiritual principle over the material, the general over the particular. At the same time, Bolshevism adopted the Russian work ethic — the fundamental role of productive, honest work in the life and lifestyle of the Russian people. Communism stood on the priority of labor, rejected the world of robbery, appropriation, was against social parasitism. The Bolsheviks offered the image of a "bright future" - a just world, the Christian Kingdom of God on earth. This Russian civilization basis of Bolshevism manifested itself almost immediately and attracted the people, including a significant part of the officers.

During the civil war, they fought for the truth, on the question of how people should live in Russia. February crushed one of the main pillars of Russian civilization - its statehood, killed “old Russia”. The revolutionaries of the Februaryists, who formed the Provisional Government, were guided by the Western development matrix, the Western model of the liberal bourgeois state. They enthusiastically broke all the institutions of the traditional, old Russian statehood - the army, the police, etc. The destruction of the Russian statehood became the most important consequence of the February revolution.

Liberal Westerners took the first role in society, and they demolished “old Russia”. The liquidation of autocracy and the destruction of the old Russian army became the basis for the all-Russian turmoil. At the same time, the Bolsheviks, who relied on the workers, began to create a new reality, a world, a new Soviet statehood, an alternative to the Western model that the Provisional Government was trying to build. This gave rise to one of the most powerful social conflicts for the whole history Russia. The stronger the new pro-Western power tried to bend the traditional society under them, bearing in itself the beginnings of the Russian civilization matrix, the more they met resistance.

In particular, the peasants went their way. Already in 1917, they began their war of peasants. After the fall of the sacred (sacred) for the peasants of the royal power, the peasantry began to redistribute land and pogrom landlord estates. The peasants did not accept the new power, the Provisional Government. The peasantry no longer wanted to pay taxes, serve in the army, obey the authorities. Peasants are now trying to implement their project of freemen, free communities.

A civilizational split, not a class split, is clearly visible in the example of Georgia. There, during the collapse of the Russian empire after February, the Georgian Mensheviks, Zhordania, Chkhenkeli, Chkheidze, Tsereteli, and others, took power. They were prominent members of the Russian Social Democratic Workers Party (RSDLP), revolutionaries who destroyed the autocracy and the Russian empire. The Georgian Mensheviks were part of the Provisional Government and the Petrograd Soviet. In class terms, the Mensheviks expressed the interests of the workers. Thus, in Georgia, the Mensheviks formed the Red Guard from among the workers, disarmed the soldiers' Soviets, in which the Bolsheviks and Russians by nationality prevailed. The Georgian Menshevik government suppressed the Bolshevik uprisings, and in foreign policy focused from the beginning on Germany, and then on Britain.



The internal policy of the government of Zhordania was socialist and anti-Russian. An agrarian reform was quickly carried out in Georgia: the landlord’s land was confiscated without ransom and sold to peasants on credit. Then mines and most of the industry were nationalized. A monopoly on foreign trade was introduced. That is, the Georgian Marxists pursued a typical socialist policy.

However, the socialist Georgian government was the irreconcilable enemy of the Russians and the Bolsheviks. Tiflis in every way suppressed a large Russian community within Georgia, although objectively Russian specialists, employees and military were needed by the young state, which is experiencing huge personnel problems. Tiflis quarreled with the White Army under the command of Denikin, and even fought with the Whites for Sochi (How Georgia tried to seize Sochi; How the Whites crushed the Georgian invaders), although objectively the white and Georgian Mensheviks were to become allies against the Reds. They even had common patrons - the British. And this Georgian government was the enemy of the Bolsheviks. The essence of the confrontation between socialist Georgia and Soviet Russia was well explained by Jordania in his speech 16 January 1920: “Our road leads to Europe, the road of Russia to Asia. I know that our people will say that we are on the side of imperialism. Therefore, I must say with all determination: I would prefer Western imperialism to the fanatics of the East! ”Thus, socialist and nationalist Georgia chose the Western path of development, hence the confrontation with all Russians (and whites and reds), and the opposition of Georgian and Russian socialists.

Poland demonstrates the same example. The future dictator of Poland, Jozef Pilsudski, began as a revolutionary and a socialist, a fan of Engels and the leader of the Polish Socialist Party. And he ended up as an ardent nationalist, whose main point in the political program was “deep hatred of Russia” and the restoration of Great Poland (Rzeczpospolita) from sea to sea. Poland again became the tool of the masters of the West in the millennial struggle against Russian civilization.

It is clear that civilization conflict is only the foundation, the foundation, it does not cancel the social, class conflict that has matured in Russia. He was associated with the struggle of economic formations. The invasion of capitalism undermined the old feudal, caste society and its statehood in Russia. In this regard, the reforms of Alexander II, especially the peasant reform, undercut the foundations of the old system in Russia, but did not approve capitalism. The ideology of the whites - “capitalists, bourgeois and kulaks”, just stood for the victory of capitalism in Russia, the Western model of development. The same forces that were against predatory capitalism, but were in favor of modernizing Russia, went for the red ones. The way out of the historical deadlock, which Russia entered at the turn of the XIX - XX centuries, and which led to the 1917 catastrophe of the year, these forces saw in the establishment of a socialist Soviet system, a new, but not a capitalist formation.

In this way, The 1917 revolution of the year led to the fact that from its very beginning a civilizational conflict emerged - the Western and Russian civilizational matrices, a conflict of economic formations - capitalist and new socialist, and two types of statehood - the liberal bourgeois republic and the Soviet government. These two types of statehood, the authorities were different in ideology, social and economic aspirations. They belonged to two different civilizations.

October was the civilization choice of the Russian people. February, which was represented by the Cadet liberals (the future ideologues of the White movement) and the Menshevik Marxists, who considered themselves "the power of Europe", represented the Western model of development, civilization. They quite persistently called the Bolsheviks "the power of Asia", "Asiatic". Also, some philosophers, ideologists identified Bolshevism with Slavophilism, the Russian "Black Hundreds". Thus, the Russian philosopher N. Berdyaev repeatedly said: “Bolshevism is much more traditional than is customary to think. He agrees with the peculiarity of the Russian historical process. Russification and orientalization of Marxism took place ”(orientalism, from the Latin. Orientalis - Eastern, giving the Eastern character). In Russia, Marxism became Russian communism, which absorbed the fundamental principles of the Russian civilization matrix.

Fevralist-Westerners and whites did not have full support in any major social group of Russia. The pro-Western elite and intelligentsia of Russia saw the ideal in a liberal-bourgeois republic based on civil liberties and a market economy (capitalism). And the ideal of the liberal-bourgeois state was incompatible with the ideals of the overwhelming majority of the people, except for the social elite of the society, the bourgeoisie, large and medium-sized owners. The peasants preserved the patriarchal ideal of a family-society (Christian commune) living on the basis of conscience and truth. The workers, for the most part just emerged from the peasant class, maintained the outlook of the communal peasants.

The civil war showed that the people are behind Russian Bolshevism, as an expression of the Russian civilization matrix. The white project, in fact, pro-Western, tried to make Russia part of a “sweet, enlightened Europe” and was defeated.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

145 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Война Февраля с Октябрём как противостояние между двумя цивилизационными проектами

Гражданская война в России была войной Февраля с Октябрём, двух революционных проектов, которые были продолжениями двух цивилизационных матриц. Это была война двух цивилизационных проектов – русского и западного. Их представляли красные и белые.


С.В. Герасимов. За власть Советов. 1957 год



Это была катастрофа намного страшнее, чем борьба с внешним врагом, даже с самым ужасным. Эта война расколола цивилизацию, народ, семьи и даже саму личность человека. Она нанесла тяжелые раны, которые надолго предопределили развитие страны и общества. Этот раскол до сих предопределяет настоящее России.

Одновременно гражданская война была неразрывно связана с противодействием внешней угрозе, войной за выживание России – войной против западных интервентов. Роль Запада в порождении и ходе гражданской войны в России в современное время часто недооценивают. Хотя это был важнейший фактор в ходе братоубийственной бойни на территории русской цивилизации. В 1917-1921 гг. Запад вёл войну против России руками белых и националистов, в частности, поляков. Ленин совершенно верно отметил 2 декабря 1919 года: «Всемирный империализм, который вызвал у нас, в сущности говоря, гражданскую войну и виновен в её затягивании…»

Февральско-мартовская революция 1917 года (фактически дворцовый переворот, по последствиям – революция) была вызвана цивилизационным конфликтом, как и последующая гражданская война. Проект Романовых в целом был прозападным, вестернизировал элиту России, интеллигенция и буржуазия в целом придерживалась либеральной, западнической идеологии. Народ же в своей массе – крестьянство (подавляющая часть населения Российской империи) и рабочие – вчерашние крестьяне, сохранил связь с русской цивилизационной матрицей.

Однако прозападная элита Российской империи считала, что самодержавие сковывает развитие страны по западному пути. Политическая, военная, административная, промышленно-финансовая и большая часть интеллектуальной элиты России пыталась сделать Россию «милой Францией или Голландией (Англией)». Царя свергли, вопреки мифу созданному в либеральной России в 1990-е годы, не красногвардейцы и большевистские комиссары, а представители высшего класса – виднейшие политики, члены Госдумы, генералы, великие князья. Благородное, состоятельное сословие империи. При этом многие революционеры-февралисты одновременно были масонами, членами закрытых клубов и лож.

У этих людей была сила и связи, богатство и власть, но у них не было полной власти в стране. Мешал царизм – русское самодержавие. Они желали уничтожить самодержавие, реформировать архаическую политическую систему в России и получить полную власть. То есть полными хозяевами в стране должна была стать буржуазия, имущее сословие, по примеру Англии, Франции и США. Российским западникам нужна была либеральная демократия, при которой реальная власть принадлежит денежным мешкам, рынок – экономическая свобода. Наконец, русским либерал-западникам просто нравилось жить в Европе – такой милой и цивилизованной. Они считали, что Россия должна стать частью европейской цивилизации и идти по западному пути развития.

Таким образом, революция и гражданская война в России была порождена не сколько классовым, сколько цивилизационным конфликтом. Классовые интересы – это только часть конфликта, видимая её часть. Достаточно вспомнить, как русское офицерство (в целом выходцы из одного класса) во время гражданской войны разделилось между белыми и красными почти пополам. Так, в Красной Армии служило около 70-75 тыс. офицеров бывшей императорской армии – около трети всего старого офицерского корпуса, в Белой армии – около 100 тыс. человек (40%), остальные офицеры постарались сохранить нейтралитет, или бежали и не воевали. В Красной Армии было 639 генералов и офицеров Генштаба, в Белой армии – 750. Из 100 красных командармов в 1918-1922 гг. – 82 были бывшими царскими генералами. То есть цвет императорской армии России разделился между красными и белыми почти поровну. При этом большинство офицеров не принимали «классовую позицию», то есть не вступали в партию большевиков. Они выбрали Красную Армию как выразителя цивилизационных интересов большей части народа.

Красный проект создавал новый мир на руинах старого и одновременно нёс в себе начала глубоко национального, русского цивилизационного проекта. Проект большевиков впитали в себя такие базовые для русской матрицы-кода ценности как справедливость, первенство правды над законом, духовного начала над материальным, общего над частным. При этом большевизм взял на вооружение русскую трудовую этику – основополагающую роль производительного, честного труда в жизни и быте русского народа. Коммунизм стоял на приоритете труда, отвергал мир грабежа, присвоения, был против социального паразитизма. Большевики предложили образ «светлого будущего» — справедливого мира, христианского Царства Божьего на земле. Эта русская цивилизационная основа большевизма проявилась практически сразу же и привлекла народ, включая значительную часть офицерства.

Во время гражданской войны воевали за правду, по вопросу о том, как жить людям в России. Февраль сокрушил одну из главных основ русской цивилизации – её государственность, убил «старую Россию». Революционеры-февралисты, сформировавшие Временное правительство, ориентировались на западную матрицу развития, западную модель либерально-буржуазного государства. Они с упоением ломали все институты традиционной, старой русской государственности – армию, полицию и т. д. Уничтожение русской государственности стало важнейшим последствием Февральской революции.

На первые роль в обществе вышли либералы-западники, и они рушили «старую Россию». Ликвидация самодержавия и разрушение старой русской армии и стало основой для общерусской смуты. Одновременно большевики, которые опирались на рабочих, стали создавать новую реальность, мир, новую советскую государственность, альтернативную той западной модели, которую пыталось строить Временное правительство. Это и породило один из самых мощных социальных конфликтов за всю историю России. Чем сильнее новая прозападная власть пыталась подмять под себя традиционное общество, несущее в себе начала русской цивилизационной матрицы, тем встречала большее сопротивление.

В частности, своим путём пошли крестьяне. Они уже в 1917 году начали свою войну – крестьянскую. После падения сакральной (священной) для крестьян царской власти, крестьянство начало передел земли и погром помещичьих имений. Крестьяне не приняли новую власть, Временное правительство. Крестьянство больше не желало платить налоги, служить в армии, подчиняться властям. Крестьяне теперь пыталось реализовать свой проект народной вольницы, свободных общин.

Цивилизационный раскол, а не классовый, хорошо виден на примере Грузии. Там в ходе развала Российской империи после Февраля власть взяли грузинские меньшевики – Жордания, Чхенкели, Чхеидзе, Церетели и др. Они были видными членами Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), февралистами-революционерами, разрушившими самодержавие и Российскую империю. Грузинские меньшевики входили во Временное правительство и Петросовет. В классовом отношении меньшевики выражали интересы рабочих. Так, в Грузии меньшевики сформировали Красную гвардию из рабочих, провели разоружение солдатских Советов, в которых преобладали большевики и русские по национальности. Грузинское меньшевистское правительство подавило восстания большевиков, и во внешней политике ориентировалось с начала на Германию, а затем на Британию.

Внутренняя политика правительства Жордании была социалистической и антирусской. В Грузии была быстро проведена аграрная реформа: помещичью землю конфисковали без выкупа и продали в кредит крестьянам. Затем национализировали рудники и большую часть промышленности. Была введена монополия на внешнюю торговлю. То есть грузинские марксисты проводили типичную социалистическую политику.


Однако социалистическое грузинское правительство было непримиримым врагом русских и большевиков. Тифлис всячески подавлял многочисленную русскую общину внутри Грузии, хотя объективно русские специалисты, служащие и военные были необходимы молодому государству, испытывающему огромные проблемы с кадрами. Тифлис рассорился с Белой армией под командованием Деникина и даже воевал с белыми за Сочи (Как Грузия пыталась захватить Сочи; Как белогвардейцы разгромили грузинских оккупантов), хотя объективно белые и грузинские меньшевики должны были стать союзниками против красных. У них были даже общие покровители – британцы. И это же грузинское правительство было врагом большевиков. Суть противостояния социалистической Грузии с советской Россией хорошо объяснил Жордания в своей речи 16 января 1920 года: «Наша дорога ведёт к Европе, дорога России – к Азии. Я знаю, что наши скажут, что мы на стороне империализма. Поэтому я должен сказать со всей решимостью: я предпочту империализм Запада фанатикам Востока!» Таким образом, социалистическая и националистическая Грузия выбирала западный путь развития, отсюда противостояние со всеми русскими (и белыми, и красными), и противоборство грузинских и русских социалистов.

Такой же пример демонстрирует и Польша. Будущий диктатор Польши Юзеф Пилсудский начинал как революционер и социалист, поклонник Энгельса и руководитель Польской социалистической партии. А закончил как ярый националист, главным пунктом которого в политической программе была «глубокая ненависть к России» и восстановление Великой Польши (Речи Посполитой) от моря до моря. Польша снова становилась орудием хозяев Запада в тысячелетней борьбе с русской цивилизацией.

Понятно, что цивилизационный конфликт – это только основа, фундамент, он не отменяет социального, классового конфликта, который назрел в России. Он был связан с борьбой экономический формаций. Вторжение капитализма подорвало старое феодальное, сословное общество и его государственность в России. В этом отношении реформы Александра II, особенно крестьянская реформа, подрубили основы старого строя в России, но и не утвердили капитализм. Идеология белых – «капиталистов, буржуев и кулаков», как раз выступала за победу капитализма в России, западной модели развития. Те же силы, которые были против хищного капитализма, но были за модернизацию России, пошли за красными. Выход из исторического тупика, в который вошла Россия на рубеже XIX – XX вв., и который привёл к катастрофе 1917 года, эти силы увидели в установлении социалистического советского строя, новой, но не капиталистической формации.

Таким образом, революция 1917 года привела к тому, что с самого её начала обозначился цивилизационный конфликт – западной и русской цивилизационных матриц, конфликт экономических формаций – капиталистической и новой социалистической, и двух типов государственности – либерально-буржуазной республики и советской власти. Эти два типа государственности, власти были различны по идеологии, социальным и экономическим устремлениям. Они принадлежали к двум разным цивилизациям.

Октябрь был цивилизационным выбором русского народа. Февраль, который представляли либералы-кадеты (будущие идеологи Белого движения) и марксисты-меньшевики, считавшие себя «силой Европы», представляли западную модель развития, цивилизацию. Большевиков они довольно настойчиво называли «силой Азии», «азиатчиной». Также некоторые философы, идеологи отождествили большевизм со славянофильством, русским «черносотенством». Так, русский философ Н. Бердяев неоднократно говорил: «Большевизм гораздо более традиционен, чем принято думать. Он согласен со своеобразием русского исторического процесса. Произошла русификация и ориентализация марксизма» (ориентализм, от лат. orientalis — восточный, придание восточного характера). В России марксизм стал русским коммунизмом, впитавшим в себе фундаментальные начала русской цивилизационной матрицы.

Февралисты-западники и белые не имели полноценной поддержки ни в одной крупной социальной группе России. Прозападная элита и интеллигенция России видели идеал в либерально-буржуазной республике с опорой на гражданские свободы и рыночную экономику (капитализм). А идеал либерально-буржуазного государства был несовместим с идеалами подавляющей части народа, кроме социальной верхушки общества, буржуазии, крупных и средних собственников. Крестьяне сохранили патриархальный идеал общества-семьи (христианской коммуны), живущего на основе совести и правды. Рабочие, в массе своей только что вышедшие из крестьянского сословия, сохраняли мировоззрение общинных крестьян.

Гражданская война показала, что народ за русским большевизмом, как выражением русской цивилизационной матрицы. Белый проект, по сути, прозападный, пытался сделать Россию часть «милой, просвещенной Европы» и потерпел поражение.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

145 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти