Pandur II: бронетранспортёр родом из Австрии

7

БТР Pandur II португальской армии

Боевые автобусы. Современная многоцелевая колесная боевая бронированная машина Pandur II, спроектированная в Австрии конструкторами компании Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeuge, оказалась удачным решением для европейского рынка. Pandur II выпущен сотнями единиц в вариантах БТР и БМП, при этом лицензионное производство колесной бронетехники удалось наладить в Португалии и Чехии. Помимо этого, бронетранспортёры Pandur II были приобретены Индонезией, которая также рассчитывает развернуть их локализованное производство под названием Pindad Cobra 8x8.

От модели Pandur I к Pandur II


Бронетранспортёр Pandur II разработан инженерами компании Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeuge, которая, в свою очередь, является подразделением крупной корпорации General Dynamics European Land Combat Systems (GDELS). Новая модель бронетехники является дальнейшим развитием трехосного бронетранспортёра Pandur I, который активно используется австрийской армией. Модель Pandur II представляет собой усовершенствованную модульную версию предыдущего бронетранспортёра с увеличенными размерами корпуса и десантного отделения за счет перехода на колесную формулу 8х8.



Сегодня австрийская колесная бронемашина Pandur II серийно производится в трёх странах. Помимо Австрии, лицензионной сборкой занимаются в Чехии на предприятии Tatra Defence Vehicle и в Португалии на предприятии Fabrequipa. Всего же в мире GDELS поддерживает эксплуатацию более трех тысяч боевых машин на всех платформах Pandur, из которых более тысячи эксплуатируются странами членами военно-политического блока НАТО.


Бронетранспортёр Pandur I

Стоит отметить, что сама компания Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeig является на сегодня крупнейшим поставщиком колесной бронетехники для нужд австрийской армии. Несмотря на то, что после завершения Второй мировой войны Австрия стала нейтральной страной и сохраняет этот статус до сих пор, не являясь членом каких-либо военных блоков, страна сохранила компактные, но хорошо оснащенные вооруженные силы. Всего в австрийской армии служит чуть более 50 тысяч человек. Несмотря на небольшой размер вооруженных сил, многие образцы используемого австрийскими военными оружия являются местными разработками: от знаменитых пистолетов Glock и штурмовых винтовок Steyr AUG до бронетранспортёров Pandur и гусеничных БМП «Улан».

Бронетранспортёр Pandur I с колесной формулой 6х6 начали разрабатывать еще в 1979 году, к 1984 году появились первые образцы машины, но лишь в 1993 году был заключен первый контракт на поставку данных бронетранспортёров для австрийской армии. Машина была легкой, плавающей и при этом достаточно хорошо защищенной. Без установки дополнительного бронирования она обеспечивала круговую защиту десанта и экипажа от бронебойных пуль калибра 7,62-мм. Однако к началу 2000 годов требования военных к колесной бронетехнике существенно выросли. Требовалась новая боевая машина с лучшей лобовой и круговой защитой, более мощным двигателем и улучшенной противоминной защитой.

Ответом на вызовы времени стали работы над модернизированной версией БТР, первоначально в варианте Pandur II с колесной формулой 6х6. Первые такие образцы были готовы уже к концу 2001 года, но очень быстро интерес заказчиков и потенциальных пользователей новой колесной бронетехники начал смещаться в сторону модели с колесной формулой 8х8, которая окончательно стала основной для бронетранспортёров многих стран мира. Первый прототип четырехосной многоцелевой боевой машины был готов в 2003 году. Модель оказалась очень удачной и заинтересовала иностранных заказчиков. Первой страной, купившей Pandur II в феврале 2005 года, стала Португалия, а годом позже новую колесную бронетехнику заказала и Чехия.


При этом модель Pandur II может выпускаться как в варианте с колесной формулой 6х6, так и в варианте с колесной формулой 8х8, унификация машин составляет более 90 процентов. Австрийская армия использует оба варианта бронетехники, а вот Чехия и Португалия производят и эксплуатируют только модели Pandur II с колесной формулой 8х8. Такие же четырехосные бронетранспортёры приобрела и Индонезия.

Особенности конструкции Pandur II


Базовый вариант бронетранспортёра Pandur II получил цельносварной стальной корпус, который, как правило, производится из сортов стали повышенного уровня прочности. Поставщиком бронелистов выступает шведская металлургическая компания SSAB, специализирующаяся на изготовлении высокопрочной стали. Корпус боевой машины Pandur II с колесной формулой 8х8 имеет длину чуть более 7,5 метра, ширину – 2,68 метра, высоту – 2,08 метра (по крышу корпуса). При этом полезный внутренний объём бронетранспортёра достаточно внушителен и составляет 13 кубических метров. Клиренс 450 мм, ширина колеи – 2200 мм.

Компоновка машины классическая для подавляющего большинства современных бронетранспортёров западных стран. В передней части корпуса с левой стороны находится место механика-водителя, с правой стороны от него расположен двигатель. Моторно-трансмиссионное отделение изолировано и оснащено противопожарным оборудованием. За мехводом расположено место командира боевой машины и просторное десантное отделение. В варианте бронетранспортёра экипаж машины состоит из двух человек, при этом она может перевезти до 10-12 мотострелков. При установке башни с 30-мм автоматической пушкой вместимость машины падает до 6 пехотинцев.


Португальские военные покидают БТР Pandur II

Бронирование корпуса в стандартном исполнении обеспечивает фронтальную защиту от бронебойно-зажигательных пуль калибра 14,5 мм и круговую защиту от обстрела бронебойными пулями калибра 7,62 мм. При этом бронирование можно легко усилить за счет установки навесной брони, такая возможность есть, а увеличение веса машины компенсируется мощным двигателем. Также БТР отличается улучшенной противоминной защитой. Pandur II изначально получил V-образное днище, а также специальные противоминные подвесные сидения экипажа и десанта разработки компании Steyr. Сиденья десанта расположены вдоль бортов корпуса, пехотинцы сидят лицом друг к другу. Для выхода из машины мотострелки используют распашные дверцы или аппарель в корме бронетранспортёра.

Полная боевая масса Pandur II в варианте бронетранспортёра составляет 22,5 тонны. Установленный рядный шестицилиндровый дизельный двигатель ISLe HPCR компании Cummins выдает максимальную мощность 450 л.с. Двигатель работает в паре с автоматической трансмиссией ZF 6HP602C. На Pandur II установлена достаточно мощная силовая установка, что позволяет разогнать бронетранспортёр по шоссе до скорости 105 км/ч, при этом максимальный запас хода боевой машины составляет до 700 км, а запас топлива – 350 литров.

Подавляющее большинство всех выпущенных Pandur II имеет колесную формулу 8х8, при этом управляемыми являются две передних пары колес. Подвеска всех колес независимая. На бронемашине используются специальные шины со вставками, обеспечивающие движение даже в случае прокола или повреждения пулями и осколками. Как и на других современных бронетранспортёрах на австрийском БТР реализована система централизованного изменения давления в шинах, что позволяет водителю легко понизить давление (максимум до 0,8 бар). Это необходимо, чтобы улучшить проходимость бронетранспортёра по песчаному грунту или по болотистой местности.


Pandur II с башней SP30

Вооружение Pandur II


В варианте классического бронетранспортёра Pandur II несет только пулеметное вооружение. Это могут быть установленные на турели крупнокалиберные 12,7-мм пулеметы. При этом возможна установка как дистанционно управляемого боевого модуля RWS с крупнокалиберным пулеметом, так и более простой вариант с ручным управлением. Последний вариант более дешевый, но опасный для стрелка, так как для ведения огня ему приходится высовываться из корпуса боевой машины.

Отличительной особенностью всей платформы Pandur II является её модульность. Всего компанией Steyr заявлено 36 различных вариантов боевой машины. К примеру, на базе Pandur II созданы версии легкого колесного танка со 105-мм орудием и самоходного 120-мм миномета. Также есть противотанковые варианты машины, оснащенные современными ПТРК.

Чехия для своих вариантов колесных БМП Pandur II выбрала вынесенный дистанционно управляемый боевой модуль Samson (RCWS-30) с 30-мм автоматической пушкой Мк44 Bushmaster II и 7,62-мм пулеметом. В такой версии в экипаж добавляется оператор вооружения, а количество десантников уменьшается до 9 человек. Дополнительно можно разместить на модуле два ПТУР Spike-LR производства израильской компании Rafael.


Чешский Pandur II с боевым модулем Samson (RCWS-30)

В армии Португалии также представлено два варианта Pandur II, вооруженных 30-мм автоматическими пушками. Первый получил стандартную двухместную башню SP30, представляющую собой облегченный вариант башни для БМП «Улан» с 30-мм пушкой Mauser MK30-2 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. При этом всё оружие стабилизировано в двух плоскостях. Второй вариант оснащен вынесенным боевым модулем Elbit с аналогичным составом вооружения, которое также может быть дополнено двумя ПТУР Spike-LR. В таком варианте боевая машина используется португальскими морскими пехотинцами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 апреля 2020 19:24
    Колеса маловаты на БТРе., похоже что на 10, ну максимум на 12. Сейчас обычно ставят резину на 16. Движок, ну для этого веса с коробкой автоматом, ну сойдет. БТР уверенный такой середнячок. БТРы стали очень похожими, может уже начали достигать идеала. Жаль что нет фото внутреннего оснащения. Заинтриговали жалюзи по правому борту, это не откидная лесенка, это не радиатор охлаждения, может радиатор кондея, где португальцы высаживаются там просто щит какой то прикручен. На фотке где парни позади БТРа , они уже с макароновирусом борются laughing , А ведь фото сделано не менее чем год назад. Шансевый струмент конечно интересен, видать отбиваться от вражин когда патроны кончатся. Не верится что можно откопать застрявший БТР. может быть и есть такой шанс, но мехвод должен быть на высоте, не уложить машину на брюхо. Всем добра.
    1. +1
      10 апреля 2020 20:27
      Pandur II 8x8 это платформа. Внутреннее оснащение разное. Там и просто "боевой автобус", и командно штабные машины, и разведывательные ,и медицинские, и самоходные 120-мм миномёты. Немного можно посмотреть здесь
      https://moodle.unob.cz/pluginfile.php/45213/mod_resource/content/1/T-13%20p%C5%99edn%C3%A1%C5%A1ka%20Technick%C3%A9%20prost%C5%99edky%20pr%C5%AFzkumu.pdf
      https://www.valka.cz/CZE-AUT-KBVP-Pandur-II-CZ-t84772
      https://www.armadninoviny.cz/samohybny-minomet-na-podvozku-pandur-ii-8c3978.html
    2. 0
      11 апреля 2020 01:29
      Колеса маловаты на БТРе., похоже что на 10, ну максимум на 12
      самые что ни на есть стандартные 14R20
      Сейчас обычно ставят резину на 16
      16" ставят на БТРы массой за 30 тонн, для относительно легкого Pandur II будут избыточны.
      Заинтриговали жалюзи по правому борту, это не откидная лесенка, это не радиатор охлаждения, может радиатор кондея,
      Это инфракрасный индикатор, используется во время учений либо в боевых действиях с противником без ночников и тепловизоров, во избежание дружественного огня.
      1. -1
        11 апреля 2020 07:46
        Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
        Это инфракрасный индикатор, используется во время учений либо в боевых действиях с противником без ночников и тепловизоров, во избежание дружественного огня.
        Что то сомнительно, идентификатор тогда уж должен со всех сторон размещаться/наноситься, и обычно это какие то знаки или спецскотч/краска. Так что версия с кондиционером правдоподобнее, просто он может устанавливаться или нет по желанию заказчика.
        1. -1
          11 апреля 2020 11:10
          Что то сомнительно, идентификатор тогда уж должен со всех сторон размещаться/
          панель иногда и ставят в круговую


          1. -1
            11 апреля 2020 12:48
            Ну вот честно говоря никак Вы меня не убедили что это CIP - Combat Identification Panel, мне пришлось самому искать, и только так я убедился, что Вы правы. Спасибо за наводку, но как то убедительнее ссылки оформляйте аргументы.
  2. -2
    11 апреля 2020 07:48
    Чехи со своими БТР слились,
    похоже годом позже новую колесную бронетехнику заказала и Чехия.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»