Музей Стибберта во Флоренции: рыцари на расстоянии вытянутой руки
Роберт Клайв. (Сказано Клайвом перед судом английского парламента в 1774 году, когда Клайв был обвинён в огромных злоупотреблениях, будучи губернатором Бенгалии. Конкретно здесь указан эпизод захвата и разграбления англичанами Муршидабада после победы при Плесси в 1757 году. Суд приговорил Клайва к смерти, но одновременно предложил поставить ему памятник за «великие и достойные услуги, оказанные британской короне!»)
Музеи мира. Сейчас, когда выезд за рубеж затруднен карантинными мерами разных стран, мы поневоле остаемся дома, но это не значит, что нам недоступно чужое информационное пространство. Все-таки информационное общество имеет свои преимущества: не выходя из дому, мы можем сегодня заглянуть в самые разные музеи мира. И каждый из них по-своему интересен и уникален, однако некоторые интереснее других. И вот об одном таком музее мы вам сегодня и расскажем. Это музей Стибберта во Флоренции!
Дедушка генерал-губернатор!
Есть во Флоренции холм Монтуги, и вот как раз на этом-то холме музей Стибберта и находится. В нем свыше 36000 инвентарных номеров (около пятидесяти тысяч предметов), большинство из которых экспонируется в его залах. Причем многие из них по-настоящему уникальны. Ну а название свое он получил по имени своего создателя Фредерика Стибберта (1838-1906), дед которого, Жиль Стибберт, разбогател, будучи главнокомандующим войск Британской Ост-Индской компании, которая в конце XIX века действовала в Бенгалии, а потом еще и многие годы был там же генерал-губернатором. Как богатели находившиеся там на службе английские офицеры, хорошо описано в романе Уилки Коллинза «Лунный камень». Показательна в данном случае и судьба сэра Роберта Клайва, тоже бенгальского губернатора. Однако дедушке Стибберта во всех отношениях повезло. Он и богатство сколотил, и в живых остался.
Чисто британская эксцентричность
Богатство деда перешло к отцу Фредерика Томасу, который был истинный британец во всех отношениях, хотя и не без эксцентричности: дослужился до чина полковника элитного полка Колдстримской конной гвардии, но после наполеоновской компании решил поселиться сначала в Риме, а затем во Флоренции, да еще и женился на итальянке – тосканке Джулии Кафаджи. Впрочем, тут он был в полном своем праве и за это его никто не осуждал. Человек благородных кровей, да еще и с деньгами женился на красивой итальянке. Да об этом можно было только мечтать! Как британский подданный, он получал образование в Кембридже, но крайне нетерпимо относился к царившим в колледже строгим порядкам. А вот Италию любил искренне, и особенно был привязан к флорентийскому дому Монтуги, который был куплен его матерью и стал их семейным очагом.
Счастье не в деньгах, а в их количестве!
Все баснословное богатство своей семьи молодой Стибберт унаследовал уже в 1859 году и с тех пор только тем и занимался, что тратил его на свою страсть, и очень дорогостоящую: он коллекционировал предметы старины и искусства. Но нельзя сказать, что он все это время жил в башне из слоновой кости. В 1866 г. он записался добровольцем в ополчение Гарибальди и принял участие в кампании в Трентино, за которую был награжден серебряной медалью за доблесть. Впрочем, это стало его единственным вкладом в военные традиции его семьи.
Хочешь коллекцию артефактов? Поезжай в Тоскану!
Надо сказать, что в XIX веке Тоскану отличала невероятно дешевая жизнь, а бесхозные и совершенно никому не нужные произведения искусства здесь попадались чуть ли не на каждом шагу. Приезжавшие сюда туристы отколупывали кусочки мрамора от античных колонн, а на легендарных стенах выцарапывали свои имена. Флоренция в то время считалась настоящим раем для коллекционеров, поскольку обедневшей знати проживало там очень много, и ее представители были рады-радешеньки поскорее расстаться со своими «древностями», особенно за хорошие деньги. Именно таким вот образом здесь возник не только музей Стибберта, но еще и музей Хорпа.
Основой коллекции Фредерика стали трофеи его деда, добытые им в Индии и ставшие основой индийской коллекции музея. Они стали плодом начального собрания, которое, уже дополненное Стиббертом, было сохранено после его смерти, и не только сохранено, но и значительно приумножено за счет сделанных музею подарков и сделанных им последующих покупок. Дело в том, что перед тем как умереть, Стибберт дом и все его содержимое завещал Музею Флоренции. И уже с 1906 года жители Флоренции смогли пользоваться его историческим и культурным наследием. Ну и понятно, что доходы музея позволили ему приобретать интересные артефакты. Кстати, сам Фредерик, заполучив коллекцию деда, тут оправился путешествовать по Европе и странам Востока и везде, где только мог, покупал оружие, доспехи, картины, предметы одежды и фарфор.
Как много может сделать человек с большими деньгами!
Размещал все это он на вилле своей матери, а когда ее помещений стало уже не хватать, пригласил архитектора Джузеппе Погги, художника Гаэтано Бианчи и скульптора Пассаджия, чтобы достроить здание и оформить все комнаты музея в едином стиле. Всего в нем на сегодня 60 помещений, в которых выставлены коллекции Стибберта, собранные им по всему миру. Многие стены покрыты гобеленами, обиты кожей, украшены картинами, которых, тем не менее, сравнительно немного. Значительно большую ценность представляют коллекции фарфора, мебели, этрусских артефактов, тосканских распятий и военной униформы наполеоновской армии. Однако больше всего в коллекции Стибберта оружия и доспехов – 16 000 предметов. Просто не верится, что все это (почти все) собрано трудами всего лишь одного человека, и не просто собрано, а каталогизировано, описано и превращено в музейные экспонаты!
«Зал всадников»: рыцари на расстоянии вытянутой руки
Самое удивительное в экспозиции музея это «Зал всадников» — большое помещение, в котором размещены статуи конных рыцарей и 14 статуй солдат в полном вооружении. Причем, и это очень важно для посетителей музея, размещены они не за стеклом, не в шкафах, как аналогичные фигуры всадников в парижском Музее Армии, а буквально на расстоянии вытянутой руки. То есть мимо них можно пройти, осмотреть как спереди, так и сзади, сфотографировать с близкого расстояния мелкие детали доспехов, часто представляющие большой интерес. Стибберту такое размещение доспехов не нравилось, и он предпочитал устраивать из них эффектные инсталляции. Большинство из них одето в доспехи XVI века, причем среди них есть как и доспехи массового, «серийного изготовления», так и по-настоящему уникальные образцы.
Все оружие Европы
Эту часть собрания Стибберт создал сам от начала и до конца, причем он работал над нею в течение своей деятельности как коллекционера с 1860 г. и до конца века. В нем представлено множество образцов как холодного, так и огнестрельного оружия, относящихся к XVI-XVIII векам, также, как и отдельные артефакты XV и XIX веков, и целый ряд археологических находок. Оружие и доспехи XVI века изготовлены итальянскими, немецкими и французскими мастерами. Среди них как боевые, так и турнирные доспехи.
Турки продали, а Стибберт купил!
Два музейных зала отведены под коллекцию исламского оружия, родина которого — мусульманский Ближний и Средний Восток. Какие-то артефакты, безусловно, достались Стибберту от деда, но значительную часть коллекции он купил в конце века в арсенале Св. Ирины в Стамбуле, который был расформирован, а хранившееся там оружие пошло на продажу.
Одна из лучших японских коллекций!
Под оружие и доспехи Японии в музее отведено три зала, причем сначала было задумано, что в них будет выставлена коллекция европейского оружия и доспехов. Однако около 1880 года Стибберт заинтересовался оружием Японии, которое стало доступно после ее интеграции в мировое сообщество, последовавшее после событий 1868 года. Отмечено, что данная коллекция является на сегодня одной из самых значительных коллекций среди всех тех, которые находятся вне пределов Японии.
Наличествует 95 комплектов полного самурайского вооружения, 200 шлемов, а также 285 других экспонатов, боле сотни длинных и коротких мечей и различное древковое оружие. Здесь же можно посмотреть 880 цуб (гарды эфеса) и многие другие атрибуты самурайства исключительно тонкой выделки. Практически все предметы относятся к промежуточному времени между периодами Момояма и Эдо (1568–1868), но есть и совсем древние, относящиеся к XIV веку.
Полотна в качестве иллюстраций
Особенностью картин в картинной галерее музея Стибберта является множество портретов различных исторических персонажей в костюмах эпохи между XVI и XVIII веками. Причем многие из них ценны как раз тем, что на них самым детальным образом воспроизведены как гражданские, так и военные костюмы тех лет, что превращает их в прекрасные живописные дополнения к соответствующим коллекциям артефактов.
Среди них есть очень такие интересные картины, как «Мадонна» А. Аллори, несколько портретов семейства Медичи, две картины Питера Брейгеля Младшего, а также серия натюрмортов, выставленных в обеденном зале виллы, где висят и два больших полотна кисти Луки Джордано.
В свое время здесь же хранилась «Мадонна» кисти Сандро Боттичелли, «Два святых» венецианца Карло Кривелли, полотно «Мадонна с младенцем» маэстро из Вероккьо и прекрасно выполненный портрет Франческо де Медичи, авторство которого приписывается Аньоло Бронзино. Но затем они попали в другие музеи.
Сервизы от маркиза
Фарфор в коллекции Стибберта поистине королевский. В нем присутствуют изделия XIX века и коллекция Чуди, переданная музею в 1914 году. В ней содержатся старинные экспонаты производства различных фарфоровых мануфактур, и ее украшение: прекрасных три больших и очень богатых сервиза от Джинори выпуска 1750 года. Интересны они и своей историей. Ведь основал это производство маркиз Карло Андреа Джинори, запустивший «Мануфактуру Докси» в Докси, на вилле семейного поместья, еще в 1735 году!
«Наряд по мотивам пальм»
Есть в коллекция Стибберта зал, который называется «Малый костюм Италии». Экспонаты его периодически заменяются, но главное в ней то, что она очень богата – это богатейшее собрание одежд не только Европы, но и Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Причем индийские одежды размещены также в зале, где выставлено индийское вооружение и доспехи, а одежды из Японии, Китая и Кореи — рядом с доспехами самураев и китайских и корейских воинов.
Заключительной персоналией коллекции одежды стал не кто иной, как Наполеон I, а все потому, что к его личности Стибберт питал самый живой интерес. И вылился он в итоге в целый зал, так много интересных артефактов, связанных с этим великим человеком, удалось ему собрать.
Прежде всего здесь выставлен наряд, который император надевал по случаю коронации, восходя на престол королевства. В нем сочетался зеленый цвет (цвет, символизирующий Италию) с вышивкой с мотивами пальм, колосьев, пчел и буквой «N» — большой эмблемой маленького корсиканца.
Нагулявшись по музею, можно затем выйти в парк
Здание музея действительно окружает еще и прекрасный парк, созданный по проекту архитектора Джузеппе Поджи. Как это было принято в английских парках, в нем есть небольшие храмы, таинственные тенистые гроты и живописные фонтаны.
В парке есть здание лимонария работы этого же архитектора в стиле неоклассицизма, где выращивали лимоны и различные редкие растения. Есть храм в стиле эллинизма и египетский храм, полностью отвечающий вкусам египтомана (построен Стиббертом между 1862 и 1864 годом), а также конюшня, реконструированная в 1858 году по желанию Стибберта и его матери, которые ко всему прочему увлекались еще и дорогими лошадьми! И все, все это Стибберт передал городу Флоренции в качестве публичного музея! И после этого еще находятся люди, которые смеют говорить, что богатство — это плохо, в бедность — хорошо. Даже многие тысячи грузчиков и рабочих, трудясь круглосуточно, не смогли бы создать такой музей. А Стибберт смог и в итоге отдал его всем нам!
P. S. На территории музея есть еще кафе и книжный магазин. И входная плата — всего 8 евро!
Информация