Другой ленд-лиз. «Студебекер» по имени «Ласка»

30
Наверное, нет в России человека, который бы не слышал о фирме "Студебекер". Любой разговор о поставках по ленд-лизу всегда приходит к теме грузовиков этой фирмы. Эти автомобили сыграли такую важную роль в победе над Германией, что уже, наверное, на генетическом уровне у россиян, да и вообще, у советских людей, упоминание этих грузовиков вызывает восхищение и чувство благодарности.

«Как же, Глеб Егорыч, "Не отставай", у «Студера» мотор – втрое», — ворчал водитель МУРа Иван Алексеевич Копытин во время памятной погони за Фоксом по ночным московским улицам.





Фраза эта исключительно кинематографическая — у Вайнеров в "Эре милосердия" такой нет. Авторы вообще очень тщательно относились к деталям и написать такого не могли. Но тем не менее, у каждого смотревшего фильм «Место встречи изменить нельзя» наверняка осталось впечатление от «Студебекера» как об исключительно мощной и быстрой машине.

Но герой сегодняшнего рассказа совсем не грузовик. Более того, для большинства читателей это совершенно неизвестный "Студебекер". Но тем не менее, это Машина с большой именно буквы, которая до сих пор поражает воображение таким набором качеств и возможностей, что дух захватывает.

Начать рассказ придется несколько нетрадиционно. О животном. Точнее, о самом маленьком хищнике из семейства куньих по имени Ласка. Хищнике, который встречается практически во всех странах Северного полушария. Красивейшее животное, напоминающее горностая. И с хорошим мехом.

Хищник прекрасно бегает, лазает по деревьям, плавает. Отличается смелостью и агрессивностью. При этом ласка ест практически всё, что сможет добыть. От мышей, кротов, крыс до гадюк, медянок и лягушек. Жители сел и деревень прекрасно знают, что если Ласка протоптала дорогу в курятник, то судьба домашней птицы трагична.

Итак, наш герой сегодня «Студебекер» по имени «Ласка». Точнее, транспортер M29 "Weasel" («Ласка»). Машина, как указана выше, интереснейшая во всех отношениях. Машина, потенциал которой не раскрыт полностью даже сегодня.



Как ни парадоксально, но начать рассказ о данном изделии американской фирмы нужно совсем из другой страны. Из Великобритании. Точнее, начать надо с деятельности британского инженера Джеффри Пайка. Страстного поклонника британских коммандос и при этом очень одаренного инженера и конструктора.

Другой ленд-лиз. «Студебекер» по имени «Ласка»


Неудачные действия британцев в Северной Европе, особенно в Норвегии, проявили проблему, с которой сталкиваются армейские подразделения при работе именно в этом регионе. А именно, невозможность использовать армейскую технику. Машины и гусеничные, и колесные, просто "тонут" в рыхлом снеге или заболоченном грунте.

Джеффри Пайк поставил себе задачу создать транспортер, способный действовать именно в снегу. Выражаясь современным языком, конструктор задумал снегоход. Военный снегоход.

Что же должен уметь такой снегоход? Прежде всего, машина должна без особых проблем работать в рыхлом снеге и на заболоченной местности. Как и большинство армейских транспортеров, снегоход должен быть легко бронирован.

При этом, транспортер должен обеспечивать быструю доставку личного состава или груза к месту проведения операции. Грузоподъемность машины должна быть не менее полутонны.



Понятно, что столь жесткие границы определялись именно условиями боя в северных условиях. Снегоход должен перевозить не менее 4-х человек (водитель и три десантника).

И вот тут Пайк нашел совершенно гениальное решение. Если транспортер не может везти более 4-х человек, то он может их... тянуть на длинном фале. Более того, в этом случае отделение управления и отделение десанта можно использовать как грузовые!

Снегоход, который при необходимости становится буксировщиком отделения лыжников! Отделение буксируется на позиции, разгружает буксировщик и использует его уже как санитарно-эвакуационную машину.

Технически такое решение Пайк воплотил в максимальном упрощении управления снегоходом. Машиной можно управлять с помощью веревок, закрепленных на рычагах! Проще говоря, водитель буксировщика не сидит в машине, а передвигается в составе отделения. А управляет на расстоянии веревками!

Увы, но транспортер, хотя и понравился британским военным, в Англии в производство не пошел. Причина банальна. Английская промышленность не имела свободных производственных площадей. И конструктор вынужден был отправиться за океан, в США.

Инженеры "Студебекера" быстро увидели перспективность проекта Пайка. Лучшие силы были брошены на доработку машины. В результате, первые опытные образцы транспортера были готовы уже осенью 1943 года и почти сразу поступили для всесторонних испытаний в подразделения американской армии (индекс Т15).

Уже в ходе испытаний военные предложили отказаться от бронирования транспортера. Лишнее "железо" прилично снижало грузоподъемность машины и ухудшало ходовые качества на сложных грунтах. Транспортер стал небронированным.

Именно в таком, облегченном варианте, транспортер показал все свои лучшие качества. Он легко перевозил личный состав и грузы по рыхлому снегу, по болотам, по грязи. И именно в небронированном корпусе транспортер был принят на вооружение армией США под обозначением M29 "Weasel".



Пора рассмотреть «Ласку» повнимательнее. Машина получилась действительно оригинальная. Личное впечатление авторов — этакий транспортер для компании, отправляющейся на пикник.



Открытый сверху коробчатый корпус с широкими надгусеничными нишами. Двигатель расположен впереди справа. Слева место водителя. А позади, вальяжно размещаются три солдата. Либо груз, вооружение и все, что необходимо. Хотя там места достаточно, чтобы в ногах разместить довольно много.











Для защиты водителя при движении по грязи и снегу, перед водительским местом устанавливается лобовое стекло. Более того, стекло оборудуется со стороны водителя стеклоочистителем. С электроприводом! При движении по обычным дорогам стекло откидывалось вперед и не мешало обзору.





При работе зимой или в ненастье, кузов закрывали съемным брезентовым тентом. Тент легко устанавливался и снимался с помощью специальных скоб.

В качестве двигателя инженеры "Студебекера" использовали двигатель популярного малолитражного автомобиля "Студебекер Чэмпион". Карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 70 л.с., двигатель позволял развивать скорость до 58 км/ч.

Трансмиссия механическая Т84J, производства фирмы "Уорнер". Обеспечивает 4 скорости (3-вперед, одну назад). Механизмом поворота служил дифференциал. Коробка передач соединена с двигателем через карданный вал (по оси корпуса).

Интересна ходовая часть. Она включается в себя 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков. Катки сблокированы попарно на качающихся балансирах. Каждая тележка подвешивается на поперечном рычаге и листовой рессоре.



Гусеница — бесшарнирная, ленточная, гребневого зацепления, с развитыми грунтозацепами на стальных «башмаках»-поперечинах. Верхняя ветвь проходит по двум поддерживающим роликам и имеет наклон вперед. Таким образом, ведущее колесо, расположенное сзади, приподнято над грунтом выше направляющего (впереди).



Интересна и ещё одна модернизация «Ласки». Первая партия серийных машин была оснащена гусеницами «под снегоход» — 380 мм. Но, уже в процессе эксплуатации выяснилось, что для болотистых грунтов и песка, ширина гусениц недостаточна. С 1944 года все транспортеры оснащаются более широкими гусеницами — 510 мм.


Здесь очень хорошо можно оценить масштаб рядом с легким танком БТ.


Единственное, чем «Ласка» не могла похвастаться, в отличие от своего хищного собрата в природе, это способностью плавать. Все-таки первоначальная задумка снегохода не способствовала появлению возможности плавать.

А американская армия требовала плавающий транспортер. Это связано не только с проблемами высадки десанта с кораблей, но и с элементарной необходимостью форсировать многочисленные реки на европейском ТВД.

Инженеры "Студебекера" использовали опыт своих противников-японцев. Точнее, японский плавающий танк «Ка-ми». На базе транспортера M29 был создан амфибийные вариант машины. Этот вариант "Ласки" получил обозначение M29C "Water Weasel".



Что же интересного мы увидели в этой амфибии? "Water Weasel" придали вид корабля с помощью съемных жестких понтонов. Понтоны крепились в носовой и кормовой части машины и таким образом, значительно повышали запас плавучести транспортера.

Движение машины на плаву обеспечивалось за счет работы гусениц. Верхняя ветвь гусеницы закрывалась гидродинамическим кожухом и при перемотке гусениц машина двигалась.

На носовом понтоне устанавливался специальный волноотбойный щиток, который не давал волнам заливать водительское лобовое стекло и (более важно) двигатель.

Для управления на плаву на кормовом понтоне устанавливались два подъемных руля, соединенных с румпелем. Причем, при выходе машины на берег, рули обязательно нужно было поднимать. Иначе потеря рулей гарантирована.

Таким образом, амфибийный вариант транспортера управлялся на суше так же, как и обычный, рычагами, а на плаву румпелем.

«Ласку» очень быстро признали в войсках. Вездеход, способный передвигаться практически в любых условиях, очень помогал солдатам в ходе боевых действий в 1944-45 годах. Использовался M29 "Weasel" практически на всех ТВД.







А вот мечта конструктора Джеффри Пайка об использовании его машины в условиях севера сбылась много позже. Да и использовали M29 "Weasel" по прямому назначению не американцы, а французы.

В 1967 году французы, специально для полярных экспедиций, провели свою модификацию M29C установив утепленную кабину. Версия получила обозначение HB40 «Castor». «Касторы» участвовали в экспедициях в Антарктиде и на Гренландии. Но это уже другая история.

А у нас, традиционные технические характеристики героя:



Масса машины, т: 1,8 т (без груза);

Экипаж, чел.: 1 + 3 десант;

Грузоподъемность, кг: 390;

Длина, м: 3,2 (4,79 в плавающем варианте);
Ширина, м: 1,68;
Высота, м: 1,3 (по корпусу), 1,82 (по крыше тента);
Клиренс, м: 0,28;

Двигатель: Studebaker Model 6-170 Champion, бензиновый, 4-тактовый, 6-цилиндровый, водяное охлаждение,
мощность 70 л. с. при 3600 об\мин;

Запас топлива, л: 132,5;
Расход топлива, л: 45 на 100 км;

Скорость хода, км/ч: по суше — 58,6; на плаву — 6,4;
Запас хода по суше, км: 266;

Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,134;
Радиус поворота, м: 3,7;
Преодоление препятствий, см: ширина рва — 91, вертикальное препятствие – 61

Всего было выпущено более 15 000 М29 всех модификаций.

Есть сведения, что в 1945 году некоторое количество этих машин попало в РККА по ленд-лизу. В цифрах количество колеблется от 70 до 100. К сожалению, фотографий, подтверждающих использование этой машины нам найти не удалось, но само наличие «Ласки» в музейных коллекциях косвенно это подтверждает.

А последние экземпляры М29 были выведены из использования армиями в 60-х годах прошлого века.

В целом – довольно долгий век для столь несерьезно выглядевшего транспортера.

Данный экземпляр "Ласки" можно увидеть в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме Свердловской области.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 января 2019 05:45
    Очень интересная статья. Не знал про такой вездеходик. Спасибо!
    1. +5
      27 января 2019 07:20
      Цитата: тасха
      Очень интересная статья. Не знал про такой вездеходик. Спасибо!
      Не то слово, мне тоже впервые попала информация о этой машине
  2. +1
    27 января 2019 06:59
    интересный звереныш
  3. +14
    27 января 2019 07:42
    Наверное, нет в России человека, который бы не слышал о фирме "Студебекер".
    Ещё в романе"Золотой телёнок" Ильфа и Петрова упоминается:"- А вы на "Студебеккере"?
    - Можете считать нашу машину "Студебеккером", - сказал Остап злобно, - но до сих пор она называлась "Лорен-Дитрих". Вы удовлетворены?
    Но шофёр-любитель удовлетворён не был.
    - Позвольте, - воскликнул он с юношеской назойливостью, - но ведь в пробеге нет никаких "Лорен-Дитрихов"! Я читал в газете, что идут два "Паккарда", два "Фиата" и один "Студебеккер".
    - Идите к чёртовой матери со своим "Студебеккером"! - заорал Остап. - Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?! Русским языком ему говорят, что "Студебеккер" в последний момент заменён "Лорен-Дитрихом", а он морочит голову! "Студебеккер"! "Студебеккер"!
    И ещё попадалось про гонки ЗиС-5 и Студебеккером:"ЗиС-50
    Интересную и малоизвестную сейчас модификацию ЗиС-5В некоторое время выпускал московский автозавод. Дело в том, что новый двигатель модели ЗиС-120, предназначавшийся для четырехтонного ЗИС-150, был освоен раньше, чем сам автомобиль - в конце 1947 года, поэтому его в том же 1947-м начали ставить на некоторые шасси ЗиС-5В (только без компрессора и с ограниченной мощностью). Такие машины стали называться ЗиС-50, причем один опытный образец этого автомобиля построили еще в 1944 году. В 1947 году было выпущено 194, а в следующем - 13701 штука. Грузовик получился динамичным, скоростным и очень проходимым. Водители на ЗИС-50 иногда прямо-таки издевались над "Студебеккерами": втягивали их шоферов в гонку по шоссе (а те думали, что имеют дело с обычным "старичком" ЗиС-5В) и доводили последних чуть ли не до инфаркта, а их машины - до выплавления вкладышей в двигателях.
    Когда в Москве был полностью снят с производства ЗиС-5В (30 апреля 1948 года), прекратили выпуск и ЗиС-50."http://www.battlefield.ru/zis5-truck/stranitsa-3.html
  4. +4
    27 января 2019 08:48
    Продолжает радовать цикл статей. Причем, уже в третий раз читаю о технике, про которуб ранее даже не слыхал. Спасибо.
  5. +5
    27 января 2019 09:11
    Называя интересной ходовую часть,автор допустил досадную ошибку,характеризуя ,что гусеничный движитель имеет гребневое зацепление. На фото явно видно,что здесь цевочное зацепление, а гребни на траках имеют другое назначение -удерживать гусеничную цепь от соскальзывания. А в целом статья интересная.
  6. +1
    27 января 2019 09:11
    Великолепная серия статей. Автору искренняя благодарность. hi
  7. +2
    27 января 2019 09:24
    Мне интересно, а есть ли у нас, в РФ где-нибудь памятник "Студебеккеру"? Понятно, что в музеях этого добра достаточно. А именно памятник, как всему ленд-лизу.
    1. +4
      27 января 2019 10:17
      Памятник ленд-лизу есть в Якутске, правда, авиационной его составляющей - Аэрокобра рядом с аэропортом. Который был на маршруте перегонки из Аляски.
      1. 0
        27 января 2019 10:53
        Ну это, скорее всего, памятник конкретно "Алсибу".
    2. +3
      27 января 2019 10:19
      И, вспомнил, в Якутии есть памятник гражданскому ленд-лизу, американский паровоз на станции Томмот на ж.д. линии от Нерюнгри до Якутска.
  8. +4
    27 января 2019 10:32
    В СССР уже после войны близкой концепции - небронированный снегоболотоходный транспортёр-тягач стала машина ГАЗ-47, чуть потяжелее, и повместительнее, до и 1т груза или 9 человек, с двигателем также в 70 л.с. и массой в 3,7т. И он плавает без всяких поплавков.
  9. +4
    27 января 2019 10:44
    "Как ни парадоксально, но начать рассказ о данном изделии американской фирмы нужно совсем из другой страны. Из Великобритании. Точнее, начать надо с деятельности британского инженера Джеффри Пайка. Страстного поклонника британских коммандос и при этом очень одаренного инженера и конструктора...Джеффри Пайк поставил себе задачу создать транспортер, способный действовать именно в снегу. Выражаясь современным языком, конструктор задумал снегоход. Военный снегоход."
    Поставленную задачу он выполнил, сконструировав...роторный танк.

    Именно этот проект Пайк предложил начальнику Штаба обьединенных операций Роджеру Кейсу и который тот отклонил. Судя по всему, на этом все бы и закончилось, но в октябре 1941 года консервативного Кейса сменил Луи Маутбаттен, человек сам творческий и ценивший людей с незаурядными и неординарными способностями. Он взял Пайка в штат и очень его ценил не только за его разработки, но и за то, что он побуждал нестандартно мыслить других сотрудников.
    Проекту Пайка "дали ход", так как планировался ряд диверсионных операций в Норвегии с целью сорвать производство тяжелой воды. В результате появился М29.
  10. 0
    27 января 2019 12:13
    Автору спасибо за статью . Как не относись к амерам а разной техникой они умели насыщать . Интересно , приборная доска с права от водителя .
  11. +4
    27 января 2019 13:03
    Да и использовали M29 "Weasel" по прямому назначению не американцы, а французы.

    Во время Первой Индокитайской войны (1946-1954) M29С состоял на вооружении Первого кавалерийского полка французского Иностранного легиона, который опрерировал в дельте реки Меконг. Их вооружали пулеметами Chaterrault M1924 / 29 или Browning M1919 и 57-мм безоткатными пушками.
    Во Франции M29С использовались до 1970 года.
    1. +4
      27 января 2019 13:09
      А вот в Антарктиду М29 попал как раз благодаря американцам, в 1946 году. В 1946—1947 году американские ВМС организовали антарктическую экспедицию - операцию Highjump.

      Два M29 Weasel в Антарктике во время операции Highjump.
  12. 0
    27 января 2019 13:12
    Спасибо ребята,отличный цикл,так держать.
  13. 0
    27 января 2019 14:14
    Снегоход без кабины - это несколько жестоко (ИМХО, конечно)
  14. +5
    27 января 2019 14:25
    "В 1967 году французы, специально для полярных экспедиций, провели свою модификацию M29C установив утепленную кабину. Версия получила обозначение HB40 «Castor». «Касторы» участвовали в экспедициях в Антарктиде и на Гренландии. Но это уже другая история."
    Называть HB40 Castor версией M29C - не корректно, так как это, по сути, разные машины. Можно сказать, что опыт эксплуатации арктической версии M29C вдохновил фирму Hotchkiss и Поля-Эмиля Виктора на создание HB40 Castor.

    Это арктическая модиикация М29С, которую использовали французы. К сожалению, фото в Фонтенбло затерялось где то, поэтому использую фото из коллекции принца Монако, хотя качество хуже.
    1. +3
      27 января 2019 14:31

      А это уже HB40 Castor.
      Размеры:
      Общая длина: 4,20 м
      Общая ширина: 2,30 м
      Масса без груза: 3600 кг (в рабочем состоянии, бензин и масло).
      Общий вес под нагрузкой: 5000 кг.
      Удельное давление на грунт: 125 гр / см2 (пустой) 175 гр / см2 (при полной нагрузке).
      Бензиновый двигатель, Hotchkiss, тип 3501, 125 л.с., 4 цилиндра в ряд на 3,5 л рабочего объема. Карбюратор с автоматической коррекцией смеси в зависимости от высоты над уровнем моря.
      Коробка передач Hotchkiss, тип 178, с 4-мя синхронизированными передачами, с коробкой отбора мощности. Раздаточная коробка Hotchkiss, 2-х ступенчатая, челюстного типа. Дифференциал Hotchkiss, типа Кливленда, содержащий тормозные и рулевые устройства.
      Ходовая часть: магниевые ролики с резиновыми шинами, гусеницы, состоящие из 2-х непрерывных лент из армированной резины.
      Подвеска, тип Neidhart, с 6 двойными резиновыми блоками с большой гибкостью.
      Топливный бак: емкость 300 литров.
      Оборудование:
      1 Обогреватель "Джет Калор" Scheebeli-Chabaud 1 000 калорий / час с бензобаком 4 литра Общий вес: 13 кг пустого.
      Расход топлива: 1,2 л / час. Потребляемая мощность: 150 Вт при нулевом зажигании в работе.
      4 батареи, 6 вольт, 105 ампер. / Час 38,21 USL
      1 водонепроницаемая розетка, расположенная снаружи, для зарядки батарей.
      1 лебедка грузоподъемностью 2 тонны, установленная в переднем отсеке.
      1 углекислотный огнетушитель , 2 кг.
      Перевод может быть несколько шероховат, все же французский для меня - экзотика.
  15. 0
    27 января 2019 21:33
    Танк на три человека :) Почему то сразу вспоминается классика, немецкий SdKfz 2.


    По мне так куда легче и эффективнее :)
  16. 0
    28 января 2019 06:04
    тема ленд-лиза неисчерпаема! Про Визель американский совсем недавно узнал, но что его к нам поставляли,,,,,
    1. 0
      28 января 2019 09:38
      Американский Визель? БГМ? Даже не слышал о таком...Где посмотреть?
  17. +1
    28 января 2019 10:04
    Спасибо за статью!
    По поставкам жд техники какую номенклатуру техники постовляли? Паравозы -1900 шт. в том числе серии ША, Е. Дизель электропоезда 66 шт. Если учесть что производство локомотивов во время войны прекратилось. 11075 вагонов. 662 тыс. тонн рельс.
    1. +1
      29 января 2019 06:04
      ещё тепловозы *Алко*, если память не изменяет- предназначены они были для операции *Оверлорд*
    2. +2
      30 января 2019 06:10
      я посмотрел свои записи-этих тепловозов было поставлено 15 штук и Вы абсолютно правы- поставки данной техники и комплектующих для нас были не менее важны, чем самое совершенное оружие. для нашей страны железнодорожный транспорт, круглосуточный и почти всепогодный, значит больше, чем для других стран
  18. +1
    28 января 2019 10:57
    К сожалению, фотографий, подтверждающих использование этой машины нам найти не удалось

    Может, я помогу?
    1. +1
      28 января 2019 15:28
      Я это фото видел. Сомнительно. Шапка-ушанка - оно, конечно, да, но отсутствует наша звезда (раз), бортовой номер (два) и присутствует американский идентификационный номер (три) без белой звезды (четыре). так что либо частная коллекция, либо испытательный полигон.
  19. Комментарий был удален.
  20. +2
    28 января 2019 17:26
    "Студебеккер" много чего делал -например вот такие автобусы работали в Португалии в 40-х годах.Извиняюсь,что не в тему
    1. 0
      29 января 2019 06:05
      красивый агрегат!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»