"All to fight with Kolchak!"

Smoot. 1919 year. 100 years ago, at the end of April 1919, the counter-offensive of the Eastern Front of the Red Army began. The Reds halted the offensive of the Russian army of Kolchak, defeated the whites in the central and southern sectors of the front and created the conditions for crossing the Ural range.

General situation at the front


In early March, the 1919 of the year, anticipating the Reds, who were also preparing for an offensive, the white armies of Kolchak launched Flight to the Volga, a strategic operation aimed at defeating the Red Eastern Front, access to the Volga, connecting with the White Northern Front and further march on Moscow ("How did the" Flight to the Volga "; "How Kolchak's army broke through to the Volga").



Initially, Kolchak’s strategy repeated the plans of his predecessors, the White Czechs and the Directory. They planned to deliver the main blow in the northern operational direction, Perm - Vyatka - Vologda. A strike in this direction, with success, led to a connection with the troops of the Whites and the interventionists on the Northern Front. Then it was possible to organize a campaign against Petrograd, having received help from Finland and the Northern Corps in this strategic operation (since the summer of the 1919, the North-Western Army). The northern direction as a whole was a dead end, since the western interventionists were not really going to fight in Russia, acting with the hands of whites and nationalists, there were few communications here, the territories are poorly developed economically, there is little population.

At the same time, the white command delivered a strong blow to the line of the middle Volga, approximately at the front of Kazan, Simbirsk. This direction was more important, as it allowed to force the Volga, leading the whites to rich in material resources and densely populated gubernias. Kolchak's army brought together with the White South Front. The White Eastern Front struck out in three armies: The Siberian army, under the command of General Gaida, attacked the Permian-Vyatka sector; The Western army of General Khanzhin struck at Ufa (the Southern Army group was allocated on its southern flank); The Orenburg and Ural armies advanced on Orenburg and Uralsk. Kappel's case was in reserve. Thus, the main forces of the Russian army of Kolchak (93 thousand people from 113 thousand) were advancing in the Vyatka, Sarapul and Ufa directions.

The forces of whites and reds at the beginning of the battle were about equal. The troops of the Red Eastern Front numbered 111 thousand people, had the advantage in firepower (guns, machine guns). During the first stage of the operation, White was helped by the fact that in the central, Ufa direction there was a weak 10-thousandth 5-I Red Army. Against her, there was a strong 49-thousandth white Hanzhin group. In the north (the 2 and 3 Red armies) forces were approximately equal, in the south the Red forces had a strong army group (4, Turkestan and 1 armies).

The moment for the strategic offensive of Kolchak's army was favorable. The military coup that brought Kolchak to power temporarily strengthened the internal unity of the whites. Internal contradictions at the time were smoothed out. Kolchak mobilized in Siberia, supplies were restored, the army was at the peak of its combat capability. The Russian army Kolchak provided material assistance to the United States, Britain, France and Japan. The Soviet command transferred part of the forces of the Eastern Front to the Southern, where the situation was extremely tense. The policy of "war communism", especially the food distribution, caused the growth of peasant uprisings in the rear of the Reds. In the near rear of the Eastern Front of the Red Army a wave of uprisings swept through Simbirsk and Kazan provinces.

"All to fight with Kolchak!"


The breakthrough of the army of Kolchak to the Volga


White's offensive began on 4 March 1919 of the year. The Siberian army of Gaydy struck in the area between the cities of Osa and Okhansk. The Whites forced the Kama across the ice, took both cities and developed the offensive. Guyda’s army was able to advance to 90 - 100 km in a week, but it was not possible to break through the front of the Reds. White's further advance was slowed down by the enormous space of the theater, the lack of roads and the resistance of the Reds. While retreating, the 2-I and 3-I red armies retained the integrity of the front and combat capability, although they suffered casualties and great material damage. After the defeat in the Perm region, the Reds carried out work on mistakes (the Stalin-Dzerzhinsky commission), quantitatively and qualitatively strengthened the direction, increased the combat capability of the troops.

Whites occupied a large region, 7 of April was again established in Izhevsk-Votkinsky district, 9 of April captured Sarapul and 15 of April their forward units in the wild Pechora region came into contact with groups of the white Northern front. However, this event, as previously noted, had no strategic significance. In the second half of April, 1919, the Siberian army of Gaida did not have great success, and the resistance of the 3 th Red Army increased. However, on the left flank, White pressed the Reds and threw the right flank of the 2 Red Army over the lower course of the river. Vyatka.

In the central direction Kolchak's army achieved greater success. The strike group of Khanzhin’s Western Army (it was one of Kolchak’s best commanders) found the enemy’s weak spot and attacked the 5 and 2 armies in the free space between the inner flanks. The left-flank brigade of the 5 Army (from the 27 Division) was defeated, the whites moved along the Birsk-Ufa highway to the rear of both divisions of the Red Army (26 and 27). During the 4-day battles, the 5 Army was defeated, its remnants retreated in the Menzeline and Bugulma areas. March 13 whites took Ufa, captured large trophies.

The introduction of private reserves into the battle and the Reds' attempt to organize a counterstrike on the left flank of the 1 Army in the Sterlitamak area did not lead to success. True, the remnants of the 5 th Red Army managed to avoid encirclement and total annihilation. The Reds retreated to Simbirsk and Samara. White continued the breakthrough. April 5 Kolchakians took Sterlitamak and Menzelinsk, April 6 - Belebey, April 13 - Bugulma, April 15 - Buguruslan. April 21 whites came to Kama in the area of ​​today's Naberezhnye Chelny, created a threat to Chistopol. April 25 took Chistopol, creating a threat of a breakthrough to Kazan. In the south, the armies of the Orenburg and Ural Cossacks took Orsk, Lbishchensk, laid siege to Uralsk, and approached Orenburg.

Thus, the strike of Khanzhin's army led to a strategic breakthrough of the central sector of the Red Eastern Front. However, this event did not lead to the collapse of the entire Eastern Front of the Red Army, which could lead to the catastrophe of the Southern Red Front. This was due to the scale of the theater, no matter how deep the breakthrough of Kolchak was, it did not affect the situation in the northern and southern directions of the Eastern Front. This made it possible for the supreme Soviet command to undertake a series of retaliatory measures for the transfer of reserves, new units to the threatened direction, and to prepare a powerful counterattack. In addition, the white command simply did not have second-tier troops and strategic reserves to build on the success of the Ufa-Samara and Kazan directions. From other directions, White could not transfer forces. The Siberian army of Gayda was distracted in the unpromising direction of Vyatka, and in the south the Cossack divisions were bogged down in Orenburg and Uralsk.

As a result, at the end of April 1919, the Russian Army of Kolchak broke through the front of the Eastern Red Front, captured vast territories with a population of more than 5 million. The White Eastern Front established contact with the Northern Front. Kolchak's deputies reached distant approaches to Kazan, Samara and Simbirsk, and besieged Orenburg and Uralsk.




A. V. Kolchak. Picture taken 1 May 1919, when the general attack of his armies choked. Source: https://ru.wikipedia.org


On the reasons for the failure of the further advance of Kolchak's armies


The enormous scope of the strategic operation and the determination of the goals of the Kolchak army ruled out the possibility of achieving victory in one stage by the available forces. That is, after the exhaustion of the forces of the shock groups of the Siberian and Western armies, new mobilizations were required. And they were at the expense of the Siberian peasantry. However, the policy of the Kolchak government precluded the possibility of finding a common language with the Russian peasantry. As already noted in a series of articles on the Troubles and the Civil War in Russia, the peasants, since the February Revolution and the authorities of the Provisional Government, waged their war. The struggle against any government in general, not wanting to pay taxes, go to war in the army of whites or reds, fulfill labor duties, etc. The peasant war against any government has become one of the brightest and bloody pages of the Russian Troubles. It is clear that the peasants did not intend to support the regime of Kolchak, who led the policy of enslaving them.

Therefore, new mobilization of peasants for the army only strengthened the resistance of the peasantry, worsened the position of Kolchak's army. The movement of the red partisans spread in the rear, the peasants raised one rebellion after the others, the tough repressive policies of the Kolchak government could not rectify the situation. Suppress a riot in one place, a fire breaks out in another. At the front, new recruits only decomposed the troops. It is not surprising that when the Reds launched a counterattack, many white units began to completely go over to the side of the Red Army.

That is, whites did not have a serious social base in the east of the country. The peasantry opposed the Kolchak regime, became the mainstay of the red partisans. The townspeople were generally neutral. The workers were split. Izhevtsy and Votkinsk fought for the whites, others supported the Reds. The Cossacks were small, rather weak (relative to the Don, Kuban, and Terek Cossacks), and disunited. Amur and Ussuri Cossack troops bogged down in the internal war of Primorye. The leader there was the ataman Kalmykov, an outspoken thug who ignored Kolchak's government and was oriented toward Japan. His people were more involved in looting, murder, and violence than fighting the Reds. The larger army of Zabaikalsky was subordinate to ataman Semyonov, who also did not recognize the power of Kolchak and looked at Japan. It was beneficial for the Japanese to support the Ataman “governments” of Kalmykov and Semenov, they hoped to create puppet state formations in the Far East and Eastern Siberia completely dependent on the Japanese Empire on the basis of them. In this muddy water, the Japanese quietly robbed the wealth of Russia. At the same time, the power of the atamans was frankly gangster; Semyonov, even against the backdrop of the horrors of the Troubles, was distinguished by the craziest antics, the most brutal murders and terror. Atamans and their henchmen slaughtered, hung, tortured, raped and robbed all who could not offer strong resistance, created "initial capital" to live comfortably abroad. In addition, some of the Cossacks recoiled from such outspoken gangsters, created red squads and fought against Semyonov.

More or less, Kolchak's regime was supported by the Siberian Cossacks. Semirechye Cossacks fought their war, on the outskirts of the empire. The Orenburg Cossacks were quite powerful. True, there were red Cossacks. Cossacks submitting to Dutov became part of Kolchak's Russian army. The Orenburg army led an offensive in the southern direction. However, the Orenburg Cossacks as a whole fought on their own, their connection with them was weak. The situation was similar with the Ural Cossacks.

Also, Kolchak's army did not have a serious qualitative advantage over the Red Army, unlike Denikin’s Armed Forces of the South of Russia. The main part of the officership during the collapse of the country and the beginning of unrest rushed to the south of the country. In addition, since the uprising of the Czechoslovak Corps, getting to the south from the center of Russia was much easier than to Siberia through the front. Many then went over to the side of the Reds or, until the last, tried to maintain neutrality, tired of the war. But having a base allowed Alekseev, Kornilov and Denikin to create a powerful personnel core of the army. Get the "nominal" selected officer parts - Markov, Drozdov, Kornilov, Alekseev, welded by traditions, victories and defeats. Kolchak had practically no such parts. The people of Izhevsk and the workers of Votkinsk from the rebel workers themselves became strong and combat-ready units. In the east, frames were most often random or mobilized. Of the 17 thousand officers, only about 1 thousand were personnel officers. The rest, at best, are storekeepers, warrant warrant officers, and at worst, “officers” produced by various foundations, directories and regional governments. The acute shortage of personnel forced the officers to produce as officers after six-week courses.


Agitational poster of the Siberian Army Kolchak


The situation was similar with the military leaders. In the south of Russia, a whole galaxy of famous commanders, many of whom distinguished themselves during the world war, came to the fore. Prominent commanders were so many that they did not have enough troops. They had to be held in civilian positions and in reserve. In the south, there was a shortage of experienced, competent, and talented personnel. This led to the weakness of the White Front headquarters, a shortage of experienced commanders at army, corps and divisional levels. It was full of all sorts of adventurers, careerists, people who want to fill their pockets in the surrounding chaos. Kolchak himself admitted: “... we are poor in people, why we have to endure even in high posts, not excluding ministers, people far from appropriate for the places they occupy, but this is because there is no one to replace them ...”

In this position, the white command could count on the success of one powerful strike. It was necessary to choose one operational direction, on the other to confine to auxiliary operations. It was advisable to strike the main blow south of Ufa, in order to join forces with the Southern White Front. However, apparently, the government of Kolchak was bound by obligations to the Entente. As a result, the White Army inflicted two heavy blows on Vyatka, in the region of the Middle Volga. This led to the dispersal of White’s limited forces and assets.

It is not surprising that already against the background of victories, problems quickly began to accumulate. A separate Orenburg army Dutov approached Orenburg and got bogged down under it. Cossack cavalry was unsuitable for the siege and the assault of fortified positions. And the Cossacks did not want to go around Orenburg, to go into a deep breakthrough, they wanted to first liberate "their" land. The Ural Cossacks were bound by the siege of Uralsk. The Orenburg sector was automatically attached to Khanzhin’s Western Army. The southern army group Belova was pulled to cover the front gap between the Western army and the Orenburg and Ural armies. As a result, the whites lost their advantage in cavalry. Instead of entering the breach created by Khanzhin’s powerful offensive, smashing the reds of the Reds, their separate units, intercepting communications, all the cavalry forces of the White Army were tied for Orenburg and Uralsk.

Meanwhile, the Khanzhin corps were moving farther and farther apart from each other across the vast expanses of Russia, losing a weak link between them. White command could still strengthen the Western army at the expense of the Siberian. However, this possibility Kolchak headquarters did not use. And the red ones did not sleep. Pull up reserves, new parts, mobilized the Communists, strengthening the personnel of the Eastern Front.

In addition, in the middle of April 1919, the spring thaw began, flooding the rivers. The dash on Samara was drowned in mud. Gadgets and artillery far behind the advanced units. White troops were cut off from their bases; they could not replenish their reserves at the decisive moment. weapons, ammunition, ammunition, provisions. The movement of troops stopped. Red troops were in the same position, but for them it was a useful pause in the fighting. They were at their bases, could replenish troops, stocks, rest and regroup.


Poster "Forward, to the defense of the Urals!" 1919



V.I. Lenin gives a speech in front of the General Education Regiments in Red Square. Moscow, 25 May 1919


To be continued ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

44 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Все на борьбу с Колчаком!»

Смута. 1919 год. 100 лет назад, в конце апреля 1919 года, началось контрнаступление Восточного фронта Красной Армии. Красные остановили наступление Русской армии Колчака, нанесли поражение белым на центральном и южном участках фронта и создали условия форсирования Уральского хребта.

Общая ситуация на фронте


В начале марта 1919 года, упредив красных, которые также готовились к наступлению, белые армии Колчака начали «Полёт к Волге» — стратегическую операцию с целью разгрома красного Восточного фронта, выхода к Волге, соединения с белым Северным фронтом и дальнейшего похода на Москву («Как начался «Полёт к Волге»; «Как армия Колчака прорывалась к Волге»).


Первоначально стратегия Колчака повторяла планы его предшественников – белочехов и Директории. Главный удар планировали нанести на северном операционном направлении, Пермь – Вятка – Вологда. Удар в этом направлении при успехе вёл к соединению с войсками белых и интервентов на Северном фронте. Далее можно было организовать поход на Петроград, получив в этой стратегической операции помощь Финляндии и Северного корпуса (с лета 1919 года Северо-Западная армия). Северное направление в целом было тупиковым, так как западные интервенты не собирались реально воевать в России, действуя руками белых и националистов, коммуникаций здесь было мало, территории плохо развиты экономически, населения мало.

Одновременно белое командование наносило сильный удар на линию средней Волги, примерно на фронте Казань, Симбирск. Это направление было более важным, так как позволяло форсировать Волгу, выводило белых к богатым материальными ресурсами и густо населенным губерниям. Сближало армию Колчака с Южным фронтом белых. Белый Восточный фронт наносил удар тремя армиями: Сибирская армия под началом генерала Гайды наступала на пермско-вятском направлении; Западная армия генерала Ханжина наносила удар на уфимском направлении (на её южном фланге была выделена Южная армейская группа); Оренбургская и Уральская армии наступали на Оренбург и Уральск. Корпус Каппеля находился в резерве. Таким образом, основные силы Русской армии Колчака (93 тыс. человек из 113 тыс.) наступали вятском, сарапульском и уфимском направлениях.

Силы белых и красных в начале сражения были примерно равны. Войска красного Восточного фронта насчитывали 111 тыс. человек, имели преимущество в огневой мощи (орудия, пулеметы). Белым на первом этапе операции помог тот факт, что на центральном, уфимском направлении стояла слабая 10-тысячная 5-я красная армия. Против неё была сильная 49-тысячная белая группировка Ханжина. На северном направлении (2-я и 3-я красные армии) силы были примерно равны, на юге красные имели сильную группу армий (4-я, Туркестанская и 1-я армии).

Момент для стратегического наступления армии Колчака был благоприятным. Военный переворот, который привёл к власти Колчака, временно укрепил внутренне единство белых. Внутренние противоречия на время были сглажены. Колчак провёл мобилизацию в Сибири, снабжение восстановили, армия была на пике своей боеспособности. Русской армии Колчака оказали материальную помощь США, Англия, Франция и Япония. Советское командование перебросило часть сил Восточного фронт на Южный, где ситуация была крайне напряженной. Политика «военного коммунизма», особенно продовольственная разверстка, вызвали рост крестьянских восстаний в тылу красных. В ближайшем тылу Восточного фронта Красной Армии прокатилась волна восстаний в Симбирской и Казанской губерниях.

«Все на борьбу с Колчаком!»


Прорыв армии Колчака к Волге


Наступление белых началось 4 марта 1919 года. Сибирская армия Гайды нанесла удар на участке между городами Осой и Оханском. Белые форсировали Каму по льду, взяли оба города и развили наступление. Армия Гайды смогла за неделю продвинуться на 90 – 100 км, но пробить фронт красных не удалось. Дальнейшее наступление белых было замедлено огромным пространством театра, бездорожьем и сопротивлением красных. Отступая, 2-я и 3-я красная армии сохранили целостность фронта и боеспособность, хотя и понесли потери в живой силе и большой материальный урон. После поражения в районе Перми красные провели работу над ошибками (комиссия Сталина – Дзержинского), количественно и качественно усилили направление, повысили боеспособность войск.

Белые заняли большой регион, 7 апреля снова утвердились в Ижевско-Воткинском районе, 9 апреля захватили Сарапуль и 15 апреля их передовые части в диком Печорском районе вошли в соприкосновение с группами белого Северного фронта. Однако это событие, как ранее и отмечалось, не имело стратегического значения. Во второй половине апреля 1919 года Сибирская армия Гайды больших успехов не имела, а сопротивление 3-й красной армии усилилось. Однако на левом фланге белые потеснили красных и отбросили правый фланг 2-й красной армии за нижнее течение р. Вятка.

На центральном направлении армия Колчака добилась большего успеха. Ударная группа Западной армии Ханжина (это был один из лучших полководцев Колчака) нашла слабое место противника и атаковала в свободном промежутке между внутренними флангами 5-й и 2-й армий. Левофланговая бригада 5-й армии (из состава 27-я дивизии) была разбита, белые движением по тракту Бирск — Уфа вышли в тыл обеих дивизий красной армии (26-я и 27-й). В ходе 4-дневных боев 5-я армия была разгромлена, её остатки отступали на мензелинском и бугульминском направлениях. 13 марта белые взяли Уфу, захватили большие трофеи.

Введение в бой частных резервов и попытка красных организовать контрудар на левом фланге 1-й армии в районе Стерлитамака к успеху не привели. Правда, остаткам 5-й красной армии удалось избежать окружения и полного уничтожения. Красные отступали на Симбирск и Самару. Белые продолжили прорыв. 5 апреля колчаковцы заняли Стерлитамак и Мензелинск, 6 апреля — Белебей, 13 апреля – Бугульму, 15 апреля – Бугуруслан. 21 апреля белые вышли к Каме в районе сегодняшних Набережных Челнов, создали угрозу Чистополю. 25 апреля взяли Чистополь, создав угрозу прорыва к Казани. На южном направлении армии оренбургских и уральских казаков взяли Орск, Лбищенск, осадили Уральск, подошли к Оренбургу.

Таким образом, удар армии Ханжина привёл к стратегическому прорыву центрального участка красного Восточного фронта. Однако это событие не привело к развалу всего Восточного фронта Красной Армии, что могло привести и к катастрофе Южного фронта красных. Это было связано с масштабом театра, как ни глубок был прорыв колчаковцев, это не сказалось на ситуации на северном и южном направлениях Восточного фронта. Что дало возможность верховному советскому командованию предпринять ряд ответных мер по переброске резервов, новых частей на угрожаемое направление, подготовить мощное контрнаступление. Кроме того, у белого командования просто не было войск второго эшелона и стратегических резервов, чтобы развить успех на уфимско-самарском и казанском направлениях. С других направлений белые перебросить силы не смогли. Сибирская армия Гайды была отвлечена на бесперспективном вятском направлении, а на юге казачьи дивизии увязли у Оренбурга и Уральска.

В итоге в конце апреля 1919 года Русская Армия Колчака прорвала фронт Восточного фронта красных, захватила обширные территории с населением более 5 млн. человек. Белый Восточный фронт установил связь с Северным фронтом. Колчаковцы вышли на дальние подступы к Казани, Самаре и Симбирску, осаждали Оренбург и Уральск.



А. В. Колчак. Фото сделано 1 мая 1919 года, когда захлебнулось генеральное наступление его армий. Источник: https://ru.wikipedia.org


О причинах неудачи дальнейшего наступления армий Колчака


Огромный размах стратегической операции и решительность целей армии Колчака исключал возможность добиться победы за один этап имеющимися силами. То есть после истощения сил ударных группировок Сибирской и Западной армий требовались новые мобилизации. А они проходили за счёт сибирского крестьянства. Однако политика колчаковского правительства заранее исключала возможность найти общий язык с русским крестьянством. Как уже не раз отмечало в серии статей на тему Смуты и Гражданской войны в России, крестьяне уже со времени Февральской революции и власти Временного правительства вели свою войну. Борьбу против любой власти вообще, не желая платить налоги, идти воевать в армии белых или красных, выполнять трудовые повинности и т. д. Крестьянская война против любой власти стала одной из самых ярких и кровавых страниц Русской Смуты. Понятно, что крестьяне не собирались и поддерживать режим Колчака, который вёл политику их закабаления.

Поэтому новые мобилизации крестьян в армию только усиливали сопротивление крестьянства, ухудшали положение армии Колчака. В тылу ширилось движение красных партизан, крестьяне поднимали один бунт за других, жесткая репрессивная политика правительства Колчака не могла выправить ситуацию. Подавят бунт в одном месте, пожар вспыхнет в другом. На фронте же новые пополнения только разлагали войска. Неудивительно, что, когда красные перешли в контрнаступление, многие белые части стали целиком переходить на сторону Красной Армии.

То есть белые не имели на востоке страны серьёзной социальной базы. Крестьянство выступило против режима Колчака, стало опорой красных партизан. Горожане были в целом нейтральны. Рабочие были расколоты. Ижевцы и воткинцы сражались за белых, другие поддерживали красных. Казачество было малочисленным, довольно слабым (относительно казаков Дона, Кубани и Терека), и разобщённым. Амурское и Уссурийское казачьи войска увязли во внутренней войне Приморья. Верховодил там атаман Калмыков, откровенный бандит, игнорировавший правительство Колчака и ориентировавшийся на Японию. Его люди больше занимались грабежами, убийствами и насилием, чем борьбой с красными. Более крупное войско Забайкальское подчинялось атаману Семёнову, который также не признавал власть Колчака и смотрел на Японию. Японцам было выгодно поддерживать атаманские «правительства» Калмыкова и Семенова, они рассчитывали на основе их создать на Дальнем Востоке и Восточной Сибири марионеточные буферные государственные образования, полностью зависимые от Японской империи. В этой мутной воде японцы спокойно грабили богатства России. При этом власть атаманов была откровенно бандитской, Семёнов даже на фоне ужасов Смуты отличался самыми безумными выходками, жесточайшими убийствами и террором. Атаманы и их подручные резали, вешали, пытали, насиловали и грабили всех, кто не мог оказать сильное сопротивление, создавали «первоначальный капитал», чтобы безбедно жить за границей. Кроме того, часть казаков отшатнулась от таких откровенных бандитов, создали красные отряды и вели борьбу с Семёновым.

Более-менее режим Колчака поддерживало Сибирское казачество. Семиреченские казаки вели свою войну, на окраине империи. Довольно мощным было Оренбургское казачество. Правда, и здесь были красные казаки. Подчиняющиеся Дутову казаки вошли в состав Русской армии Колчака. Оренбургская армия вела наступление на южном направлении. Однако оренбургские казаки в целом сражались сами по себе, связь с ними была слабой. Схожая ситуация была и с уральскими казаками.

Также армия Колчака не имела серьёзного качественного преимущества над Красной Армией, в отличие от Вооруженных Сил Юга России Деникина. Основная часть офицерства в ходе развала страны и начала смуты рванула на юг страны. К тому же с момента восстания Чехословацкого корпуса пробраться на юг из центра России было намного легче, чем в Сибирь через фронт. Многие затем перешли на сторону красных или до последнего старались сохранить нейтралитет, устали от войны. Но имеющая база позволяла Алексееву, Корнилову и Деникину создать мощное кадровое ядро армии. Получить «именные» отборные офицерские части – марковские, дроздовские, корниловские, алексеевские, спаянные традициями, победами и поражениями. У Колчака таких частей практически не было. Самими крепкими и боеспособными частями стали ижевцы и воткинцы из рабочих-повстанцев. На востоке кадры чаще всего были случайными или мобилизованными. Из 17 тыс. офицеров только около 1 тыс. были кадровыми. Остальные, в лучшем случае – запасники, прапорщики производства военного времени, в худшем – «офицеры» производства различных учредилок, директорий и областных правительств. Острая нехватка кадров заставляла производить в офицеры юношей после шестинедельных курсов.


Агитационный плакат Сибирской армии Колчака


Схожая ситуация была и с военачальниками. На юге России выдвинулась целая плеяда знаменитых полководцев, многие из которых отличились ещё в годы мировой войны. Видных полководцев была так много, что на них не хватало войск. Их приходилось держать на гражданских должностях и в резерве. На юге опытных, грамотных и талантливых кадров крайне не хватало. Это привело к слабости штаба Восточного фронта белых, к нехватке опытных командиров на уровне армии, корпусов и дивизий. Было полно разного рода авантюристов, карьеристов, людей, желающих набить карманы в окружающем хаосе. Сам Колчак признавал: «…мы бедны людьми, почему нам и приходится терпеть даже на высоких постах, не исключая и постов министров, людей, далеко не соответствующих занимаемым ими местам, но это потому, что их заменить некем…»

В таком положении белое командование могло рассчитывать на успех одного мощного удара. Необходимо было избрать одно операционное направление, на других ограничиться вспомогательными операциями. Целесообразно было нанести главный удар южнее Уфы, чтобы соединить свои силы с Южным белым фронтом. Однако, видимо, правительство Колчака было связано обязательствами перед Антантой. В результате Белая армия нанесла два сильных удара и на Вятку, в район Средней Волги. Это привело к распылению и так ограниченных сил и средств белых.

Не удивительно что уже на фоне побед быстро стали накапливаться проблемы. Отдельная Оренбургская армия Дутова подошла к Оренбургу и увязла под ним. Казачья кавалерия оказалась непригодной для осады и штурма укрепленных позиций. А обойти Оренбург, пойти в глубокий прорыв казаки не захотели, они желали сначала освободить «свою» землю. Уральское казачество было связано осадой Уральска. К Западной армии Ханжина автоматически присоединили оренбургское направление. Южная армейская группа Белова была оттянута для прикрытия разрыва фронта между Западной армией и Оренбургской и Уральской армиями. В результате белые утратили преимущество в коннице. Вместо того чтобы войти в брешь, созданную мощным наступление армии Ханжина, громить тылы красных, их отдельные части, перехватывать коммуникации, все кавалерийские силы Белой армии были связаны борьбой за Оренбург и Уральск.

Тем временем корпуса Ханжина всё дальше отходили друг от друга по бескрайним просторам России, теряя и так слабую связь между собой. Белое командование ещё могло усилить Западную армию за счёт Сибирской. Однако и такую возможность штаб Колчака не использовал. А красные не спали. Подтягивали резервы, новые части, провели мобилизацию коммунистов, укрепляя кадры Восточного фронта.

Кроме того, в середине апреля 1919 года началась весенняя распутица, разлив рек. Рывок на Самару утонул в грязи. Обозы и артиллерия сильно отстали от передовых частей. Белые войска были оторваны от своих баз, не могли в решающий момент пополнить запасы оружия, боеприпасов, амуниции, провианта. Движение войск приостановилось. Красные войска находились в таком же положении, но для них это была полезная пауза в боевых действиях. Они находились у своих баз, могли пополнить войска, запасы, отдохнуть и перегруппировать силы.


Плакат «Вперед, на защиту Урала!» 1919 г.



В. И. Ленин произносит речь перед полками Всевобуча на Красной площади. Москва, 25 мая 1919 г.


Продолжение следует…
Автор:
Самсонов Александр
Статьи из этой серии:
Смута. 1919 год

Как англичане создали Вооружённые силы Юга России
Как восстановили советскую власть на Украине
Как петлюровцы привели Малороссию к полной катастрофе
Как разгромили петлюровщину
Даёшь границы 1772 года!
Битва за Северный Кавказ. Как подавили Терское восстание
Битва за Северный Кавказ. Ч. 2. Декабрьское сражение
Битва за Северный Кавказ. Ч. 3. Январская катастрофа 11-й армии
Битва за Северный Кавказ. Ч. 4. Как погибла 11-я армия
Битва за Северный Кавказ. Ч. 5. Взятие Кизляра и Грозного
Битва за Северный Кавказ. Ч. 6. Яростный штурм Владикавказа
Как Грузия пыталась захватить Сочи
Как белогвардейцы разгромили грузинских оккупантов
Война Февраля с Октябрём как противостояние между двумя цивилизационными проектами
Как начался "Полёт к Волге"
Как армия Колчака прорывалась к Волге
Катастрофа донского казачества
Верхнедонское восстание
Как "Великая Финляндия" планировала захватить Петроград
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти