Кровавый «Марс»

100
Одновременно с операцией «Уран» под Сталинградом на московском направлении разворачивалась операция «Марс». Замысел советской операции состоял в том, чтобы разгромить 9-ю немецкую армию, составлявшую основу группы армий «Центр», в районе Ржева, Сычёвки.

Общая ситуация



8 января — 20 апреля 1942 года была проведена Ржевско-Вяземская операция — наступление войск Калининского фронта под командованием генерал-полковника И. С. Конева и Западного фронтов под началом генерала армии Г. К. Жукова, проведённая при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. Это было продолжение стратегической битвы за Москву. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80 — 250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. Результатом операции стало образование ржевско-вяземского выступа.

Ржевско-Вяземский выступ имел до 160 км в глубину и до 200 км по фронту (у основания). Немецкое командование рассматривало этот выступ как стратегический плацдарм для наступления на Москву. Здесь было кратчайшее направление на Москву — от линии фронта до Москвы по прямой около 150 км. Зимой 1942 — 1943 года на этом участке было сосредоточено около 2⁄3 войск группы армий «Центр». Понятно, что советское командование пыталось всеми силами уничтожить острие, направленное на столицу СССР. Против плацдарма действовали основные силы Калининского и Западного фронтов. Советское командование провело последовательно несколько операций с целью его ликвидации, что разгромить и отбросить войска группы армий «Центр» дальше от Москвы.

30 июля — 1 октября 1942 года состоялась Первая Ржевско-Сычёвская операция (или Второе сражение за Ржев). Наши войска наступали с целью разгрома немецкой 9-й армии под началом генерала В. Моделя, оборонявшейся на ржевско-вяземском выступе, и ликвидации вражеского плацдарма. В ходе операции советские войска продвинулись на запад на 40 — 45 километров, но поставленных целей не достигли.

Кровавый «Марс»

Советские танки Т-60 и КВ-1 ведут бой в районе Ржева

Стоит отметить, что по накалу, ярости и потерям на ржевском направлении очевидцами с обеих сторон сравнивались с боями в Сталинграде. По воспоминаниям советского военного корреспондента И. Г. Эренбурга: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок…».

Немецкий военный журналист Ю. Шуддекопф в октябре 1942 года в статье «Засов Ржев» писал: «В двух местах достигло Волги немецкое наступление на Востоке: у стен Сталинграда и у Ржева… То, что разворачивается у Сталинграда происходит в меньших масштабах у Ржева уже почти год. Почти день в день год назад немецкие войска в первый раз достигли Волги… С тех пор три больших сражения развернулись за кусок земли в верхнем течении Волги — и идёт четвёртое, самое ожесточённое, не прекращающееся уже более двух месяцев».

Бои под Ржевом стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. По данным исследования историка А. В. Исаева, проведённого на основе архива Министерства обороны, потери в операциях на дуге, опоясывающей Ржев, протяжённостью 200 — 250 километров, с января 1942 года по март 1943 года составили: безвозвратные — 392 554 человека; санитарные — 768 233 человека.



Планы сторон

Замысел советской операции «Марс» возник в конце сентября 1942 года как продолжение Первой Ржевско-Сычевской операции. 10 октября советские войска получили директиву на продолжение Ржевско-Сычевской операции, которая вновь должна была проводиться силами Калининского и Западного фронтов с целью: окружение и уничтожение 9-й немецкой армии в районе ржевского выступа. Начало наступления намечалось на 23 октября. Затем сроки были сдвинуты на месяц. Общее руководство операцией осуществлял генерал армии Г. К. Жуков.

Из одиннадцати армий Западного фронта под началом генерала Конева в наступлении должны были участвовать 20-я, 31-я и 29-я. Основной удар наносила 20-я армия под командованием генерал-майора Н. И. Кирюхина в составе шести стрелковых дивизий и четырех танковых бригад. После прорыва вражеской обороны в ее полосе планировали ввести в сражение подвижную группу под общим командованием генерал-майора В. В. Крюкова в составе 6-го танкового, 2-го гвардейского кавалерийского корпусов и 1-й самокатно-мотоциклетной бригады.

От Калининского фронта генерал-полковника М. А. Пуркаева выделялись также 3 армии. 41-я армия под командованием генерал-майора Ф. Г. Тарасова и 22-я армия генерал-майора В. А. Юшкевича наносили удар на восток, навстречу частям Западного фронта, а 39-я армия генерал-майора А. И. Зыгина должна была наступать на юг, в направлении Оленино. В полосе 41-й армии для развития успеха планировалось ввести в бой 1-й механизированный корпус генерала М. Д. Соломатина. Корпус Соломатина насчитывал более 15 тыс. бойцов и 224 танка, из них 10 КВ, 119 Т-34 и 95 Т-70. Кроме того, в резерве 41-й армии находились 47-я и 48-я танковые бригады (ещё сотня танков). В полосе 22-й армии, кроме 185-й, 238-й стрелковых дивизий, должен был действовать 3-й мехкорпус под командованием генерал-майора М.Е. Катукова — три механизированные и одна танковая бригада, 13,5 тыс. человек, 175 танков. В резерве командарма имелась 114-я стрелковая бригада и 39-й танковый полк.

Таким образом, разгромить немецкую армию собирались путём нескольких одновременных прорывов на тех участках фронта, где до того не проводилось крупных наступлений: между реками Осуга и Гжать — силами 20-й армии, в районе Молодого Туда — силами 39-й армии, в долине реки Лучеса — силами 22-й армии, южнее города Белый — силами 41-й армии. На последних трёх участках плотность немецкой обороны была 20 — 40 км на пехотную дивизию, что должно было облегчить её прорыв. На участке 20-й армии оборона была гораздо плотнее — 2 дивизии (в том числе 1 танковая) на фронте в 15 км. В случае успеха первого этапа к операции должны были подключиться 5-я и 33-я армии (им противостояла 3-я танковая армия немцев) в направлении на Гжатск, Вязьму. Впоследствии, уже после неудачи первого этапа, Ставка директивой от 8 декабря 1942 года дала новое указание: после перегруппировки войск Калининского и Западного фронтов разгромить к концу января месяца 1943 года группировку противника и выйти на наш старый оборонительный рубеж. То есть предполагался выход к рубежу, на котором в сентябре 1941 года в тылу Западного фронта стояли армии Резервного фронта.

Одновременно на правом крыле Калининского фронта готовилась ещё одна операция — наступление 3-й ударной армии генерал-майора К. Н. Галицкого на Великие Луки и Невель с целью перерезать в районе Новосокольники железную дорогу Ленинград — Витебск. В перспективе советское командование рассчитывало, ликвидировав великолукский плацдарм противника, открыть путь в Прибалтику. В резерве армии находился 2-й механизированный корпус под командованием генерала И. П. Корчагина. Главный удар южнее Великих Лук в обход города с северо-запада наносил 5-й стрелковый корпус генерал-майора А. П. Белобородова. В полосе прорыва главных сил 5-го стрелкового корпуса вводился 2-й мехкорпус. Навстречу Белобородову из района севернее Великих Лук наступала 381-я стрелковая дивизия полковника Б. С. Маслова. С фронта город охватывала 257-я стрелковая дивизия полковника А. А. Дьяконова. Южнее гвардейцев Белобородова наносили вспомогательные удары 21-я гвардейская и 28-я стрелковая дивизии 3-й ударной армии и правофланговая 360-я дивизия 4-й ударной армии.

Немцы здесь не имели достаточно войск, поэтому сосредоточили усилия на защите наиболее важных участков. Район Великих Лук обороняли части 83-й пехотной дивизии и один охранный батальон. Однако сам город был превращен в мощный, подготовленный к круговой обороне узел сопротивления, насыщенный огневыми средствами. Многие здания превратили в долговременные огневые точки, взаимодействовавшие друг с другом и перекрывавшие огнем улицы и перекрестки. Передний край обороны проходил в 5 км от городских окраин. Южнее, в районе Мартьяново, участок прикрывался двумя отдельными батальонами. Между этими двумя гарнизонами и севернее Великих Лук имелись лишь небольшие гарнизоны в отдельных населенных пунктах.

В районе Новосокольников располагалась 3-я горнострелковая дивизия и 55-й полк 6-ствольных минометов. Также немцы подтягивали резервы: северо-восточнее Невеля сосредоточивалась 20-я мотодивизия; в район Опухлики против южного фланга генерала Галицкого подтягивалась 291-я пехотная дивизия; к северо-востоку от Великих Лук, с холмского направления перебрасывалась 8-я танковая дивизия. Прибывший в Новосокольники из Витебска штаб 59-го армейского корпуса должен был объединить все эти соединения. Позднее, уже с целью деблокирования окружённого гарнизона Великих Лук в сражение вступили и другие немецкие соединения.


Советские солдаты осматривают немецкие танки, брошенные в районе Великих Лук

Силы сторон

На московском стратегическом направлении на участке от Холма до Болхова по-прежнему была сосредоточена основная группировка советских войск. В сумме силы двух фронтов и Московской зоны обороны с резервами Ставки насчитывали 1890 тыс. человек, более 24 тыс. орудий и минометов, 3375 танков и 1100 самолетов. Им противостояли почти все войска группы армий «Центр» (кроме пяти дивизий на её крайнем правом фланге), и 2 дивизии группы армий «Север — всего 72 дивизии (кроме 9-ти охранных и учебно-полевых в тылу), из них 10 танковых и 6 моторизованных. Группа армий «Центр» вместе с резервами имела около 1680 тыс. человек, до 3500 танков.

Для проведения операций «Марс» выделялось в общей сложности 545 тыс. человек и 1200 танков. Два советских фронта задействовали в наступлении семь армий из семнадцати: 41-ю, 22-ю, 39-ю, 30-ю, 31-ю, 20-ю и 29-ю. На втором этапе (в начале декабря) к наступлению должны были подключиться 5-я и 33-я армии. Намеченное наступление этих двух армий не состоялось только вследствие неудачи первого этапа операции.

9-я армия генерал-полковника В. Моделя, принявшая основной удар советских войск, имела в своём составе: 6-й армейский корпус (2-я авиаполевая, 7-я воздушно-десантная и 197-я пехотная дивизии); 41-й танковый корпус (330-я и 205-я пехотные дивизии, полк 328-й пехотной дивизии); 23-й армейский корпус (246-я, 86-я, 110-я, 253-я и 206-я пехотные дивизии, полк 87-й пехотной дивизии и полк 10-й моторизованной дивизии); 27-й армейский корпус (95-я, 72-я, 256-я, 129-я, 6-я и 251-я пехотные дивизии, два полка 87-й пехотной дивизии); 39-й танковый корпус (337-я, 102-я и 78-я пехотные, 5-я танковая дивизия). В подчинении штаба 9-й армии находились две моторизованные дивизии (14-я и «Великая Германия»), 1-я и 9-я танковые дивизии, танковый батальон 11-й танковой дивизии (37 танков) и 1-я кавалерийская дивизия. Кроме того, у основания выступа располагались резервы группы армий «Центр» — 12-я, 19-я и 20-я танковые дивизии, которые в критической ситуации могли быть достаточно быстро переброшены на опасное направление.

Непосредственно на ржевско-вяземском выступе перед фронтом 20-й и 31-й советских армий оборону занимал 39-й танковый корпус. Позади него стояли резервы — 9-я танковая и 95-я пехотная дивизии. На западном фасе выступа перед 22-й и 41-й армиями находился немецкий 41-й танковый корпус, позади которого тоже имелись армейские резервы — 1-я танковая дивизия и мотодивизии СС «Великая Германия». Севернее оборону занимал 23-й армейский корпус.

Немецкое командование учло ошибки прежней кампании и подготовилось к зиме (в ходе кампании 1941 года Гитлер планировал одержать победу до наступления зимы, поэтому войска не были готовы с суровой русской зиме). Весь личный состав был снабжен теплым обмундированием. Немецкая оборона непрерывно совершенствовалась в инженерном отношении. На всех направлениях вероятных ударов противника были выставлены минные поля, созданы мощные опорные пункты, система деревоземляных огневых точек т. д.


Генерал-полковник Вальтер Модель говорит с экипажем штурмового орудия StuG III

Начало наступления

Операции войск Западного и Калининского фронтов начались 25 ноября сразу по трем направлениям. Две армии Западного фронта атаковали восточный фас ржевского выступа севернее Зубцова, на 40-километровом участке вдоль рек Вазуза и Осуга. Одновременно 22-я и 41-я армии Калининского фронта нанесли встречный удар с западного фаса выступа.

3-я ударная армия начала наступление против северного крыла группы армий «Центр», пытаясь с двух сторон охватить Великие Луки. 24 ноября в 11 часов после 30-минутной артиллерийской подготовки передовые полки трёх дивизий 5-го гвардейского стрелкового корпуса перешли в атаку. Продвинувшись в глубину на 2-3 км, наши войска к исходу дня вышли к главной полосе обороны противника. В 9 час. 30 мин. 25 ноября началась полуторачасовая артиллерийская подготовка, после неё в наступление перешли главные силы армии. За день боёв войска армии Галицкого продвинулись на глубину от 2 до 12 км, при этом наибольшего успеха добилась 381-я стрелковая дивизия, наступающая с севера. В течение последующих двух дней войска армии с упорными боями, отбивая ожесточённые контратаки противника, медленно продвигались вперёд.

К исходу 27 ноября армейской разведкой было установлено, что противник подтягивает в район сражения резервы: 8-ю танковую дивизию с севера, 291-ю пехотную и 20-ю моторизованную с юга. Командование 3-й ударной армии укрепило фланги наступающей группировки, что позволило парировать вражеские контратаки. Вечером 28 ноября в районе станции Остриань встретились 381-я и 9-я гвардейская дивизии, замкнув кольцо вокруг немецкого гарнизона Великих Лук. Кроме того, часть сил немецкой 83-й пехотной дивизии была окружена юго-западнее города, в районе населённого пункта Ширипино. Наступление советских войск с целью овладения Новосокольниками натолкнулось на сильную оборону противника. 18-я и 34-я механизированные бригады и 381-я стрелковая дивизия не смогли преодолеть сопротивление 3-й горнострелковой дивизии противника и захватить город. Однако к исходу 3 декабря была полностью уничтожена группа противника, окружённого под Ширипино. После этого войска 3-й ударной армии перешли к обороне, отражая попытки прорыва немецких войск к Великим Лукам.



На ржевском выступе наступление развивалось хуже. В ночь перед наступлением погода в полосе 20-й и 31-й армий резко изменилась, повалил снегопад, началась метель. Артиллеристы вели огонь по площадям, что резко снизило эффективность артподготовки, и хотя она длилась полтора часа, результаты её были незначительны. Когда в атаку пошла советская пехота, неподавленные огневые точки противника оказали сильное противодействие. 31-й армии генерал-майора В. С. Поленова прорвать оборону противника не удалось. Её стрелковые дивизии, поддержанные 332-й и 145-й танковыми бригадами, ценой больших потерь добились лишь незначительных успехов. Южнее 20-я армия Кирюхина достигла несколько большего — 247-я стрелковая дивизия, при поддержке 80-й и 140-й танковых бригад, форсировала р. Вазузу и захватила плацдарм на ее западном берегу. Командарм сразу же бросил в бой свой резерв — 331-ю стрелковую дивизию полковника П. Е. Берестова. Под сильным огнем противника части 20-й армии медленно пробивались вперед, расширяя плацдарм. Однако и здесь не удалось прорвать немецкую оборону.

Тогда Жуков и Конев решили бросить вперед резервы и подвижную группу, не дожидаясь, пока пехота взломает вражескую оборону. На рассвете 26 ноября части второго эшелона — 8-й гвардейский стрелковый, 6-й танковый и 2-й гвардейский кавалерийский корпуса начали выдвижение на плацдарм. Однако быстрого массированного удара не получилось. Две сотни танков, тысячи стрелков и кавалеристов длинными колоннами растянулись по двум узким, засыпанных снегом дорогам, ведущим через реку на западный берег. В результате подвижные части понесли потери от огня немецкой артиллерии, ещё не вступив в бой. Лишь к середине дня 6-й танковый корпус, которым ввиду болезни генерала Гетмана командовал полковник П. М. Арман, переправился на плацдарм. Кавалерийские дивизии вынуждены были задержаться на восточном берегу реки до следующего дня.

Танкисты рванули вперёд и добились некоторых успехов, освободили несколько населенных пунктов. Однако успех был куплен дорогой ценой: бригады потеряли до половины личного состава и танков, было много раненых, требующих эвакуации, следовало также пополнить запасы горючего и боеприпасов. Танковый корпус перешел к обороне. В это время немецкое командование перебрасывали к участку прорыва части 27-го армейского корпуса из района Ржева и 9-ю танковую дивизию со стороны Сычевки.


Советский танковый десант спешивается с танка КВ-1 на Калининском фронте

Калининский фронт наступал сразу обоими своими флангами и добился более заметных успехов. 41-я армия под командованием Г. Ф. Тарасова, нацеленная на левый фланг ржевской группировки, начала наступление на город Белый, севернее, вдоль реки Лучеса, наносила удар 22-я армия В. А. Юшкевича. Утром 25 ноября ударная группа 41-й армии — 6-й Сибирский добровольческий стрелковый корпус генерала С. И. Поветкина и 1-й механизированный корпус, несмотря на метель и малопригодную для наступления местность, прорвали оборону противника и начали обход Белого, стремясь перерезать шоссе на Духовщину. К вечеру 27 ноября передовые части 65-й и 219-й танковых бригад мехкорпуса Соломатина достигли дороги Белый — Владимирское, прервав одну из двух важнейших коммуникаций немецкого 41-го танкового корпуса.

Таким образом, в немецкой обороне образовался прорыв шириной 20 км и глубиной 30 км. Однако советская пехота и артиллерия в условиях бездорожья далеко отстали от танкистов, ослабив ударную мощь подвижных соединений, что позволило противнику перебросить резервы на опасные участки. Большую роль в этом сыграли ошибки советского командования: управление и взаимодействие войсками были неудовлетворительными, надежная связь с частями отсутствовала.

К тому же вместо того чтобы двигаться вслед за танками и завершить глубокий охват, генерал Тарасов бросил 150-ю стрелковую дивизию на север, на штурм Белого. Однако наши войска не смогли сломить сопротивление 146-й пехотной дивизии противника. А утром 26 ноября подошли немецкие резервы — 113-й моторизованный полк 1-й танковой дивизии и фузилерный полк мотодивизии СС «Великая Германия». Остальная часть 1-й танковой дивизии была брошена на север — против двух танковых бригад Соломатина, оседлавших шоссе Белый — Владимирское. 27 ноября Тарасов бросил в бой резерв — 47-ю и 48-ю танковые бригады. Однако Тарасов и их не направил в прорыв — командарм задумал новый обходной маневр. 47-я бригада полковника И. Ф. Дремова была направлена северо-восточнее Белого, чтобы попытаться замкнуть вокруг города кольцо окружения. 29 ноября Дремову удалось обойти город и выйти на шоссе Белый — Владимирское, но дальше он продвинуться не смог.

Севернее 22-я армия Юшкевича в первый день наступления прорвала немецкую оборону на стыке 86-й пехотной дивизии 41-го танкового корпуса и 110-й пехотной дивизии 23-го армейского корпуса. Сплошной обороны у немцев здесь не было, основным препятствием для наступивших советских войск поначалу являлся глубокий снег и многочисленные минные поля. В следующие 2 дня генерал Юшкевич ввел в сражение мехкорпус Катукова. Вражеские войска выбили из долины реки Лучесы. Дальше наступление застопорилось, так как Модель перебросил в полосу 23-го армейского корпуса последний полк из состава дивизии «Великая Германия». Командование советской армии бросило в бой свои последние резервы — 114-ю стрелковую бригаду и 39-й танковый полк. Однако и это не помогло, продвинуться дальше и выйти на шоссе Оленино — Белый советские части не смогли.

С севера на позиции немецкого 23-го армейского корпуса немцев наступала 39-я армия Зыгина, имевшая в своем составе три стрелковые дивизии, четыре стрелковые и две танковые бригады. Так как армия наносила вспомогательный удар, резервов у неё не было. В итоге прорвать вражескую оборону и выйти на шоссе Оленино — Ржев 39-я армия не смогла. Её части продвинулись всего на несколько километров, а затем были отброшены на исходные позиции.



Продолжение следует…
100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 ноября 2017 06:56
    Да,бои 1942-начала 43 годов шли для нас тяжело.Еще и опыта и силенок не хватало,да и противник был силен.Но из этого складывалась наша ПОБЕДА!Кстати,не Сычев,а Сычевка.
  2. +14
    24 ноября 2017 07:11
    Генерал армии М.А. ГАРЕЕВ, доктор исторических наук: "Для того чтобы как следует разобраться в особенностях операции "Марс", желательно обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, является заблуждением и не соответствует действительности мнение, будто операции на южном (Сталинградская, "Уран") и западном ("Марс") направлениях - это две самостоятельные стратегические операции. После неудач в летне-осенних кампаниях 1941 и 1942 гг. страна, Государственный Комитет Обороны (ГКО) прилагали огромные усилия к тому, чтобы обеспечить резервами, оружием, боеприпасами, другими материально-техническими средствами войска, предназначенные для контрнаступления под Сталинградом......Замысел Ставки ВГК состоял в том, чтобы "вначале разгромить неприятельскую группировку в междуречье Волги и Дона, а затем нанести удары на Северном Кавказе, Верхнем Дону и под Ленинградом. Чтобы сковать противника и лишить его возможности маневрировать силами, предусматривалось провести также наступательные операции в районах Великих Лук, Ржева и Вязьмы". Главная цель операции в районе ржевско-вяземского выступа состояла, таким образом, в том, чтобы не допустить переброски резервов из состава группы армий "Центр" на южное направление, а по возможности и привлечь к себе дополнительные силы противника и тем самым обеспечить успех Сталинградской операции. Как пишет Маршал Советского Союза А.М. Василевский, после обсуждения в Ставке ряда вопросов план и сроки Сталинградской операции были окончательно утверждены Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным, и Г.К. Жуков получил вслед за тем задание подготовить отвлекающую операцию на Калининском и Западном фронтах.....В связи с этим уместно напомнить записку, которую известный отечественный военный историк и теоретик А.А. Свечин в марте 1930 года представил наркому обороны К.Е. Ворошилову. В ней, в частности, он отмечал, что право на наступление еще надо заработать. Только успешная операция сотен дивизий во всех фронтах позволит четырем десяткам дивизий нанести молниеносный удар на избранном направлении и добиться безусловной победы. В свете этой примечательной мысли выдающегося военного ученого с полным основанием можно сказать, что последующие победные наступательные операции на западном направлении были "заработаны" именно на ржевско-вяземской земле. Без этих тяжелых, изнурительных сражений не было бы ни решающего перелома в войне, ни ее победного завершения. И никаким современным "марсианам", как бы они ни старались, не удастся победу изобразить поражением".http://nethistory.su/blog/4369833153
    8/Operatsiya-Mars
    1. +10
      24 ноября 2017 07:54
      Исчерпывающий ответ "марсианским стратегам"!Помните фильм "Красная площадь"?Бросили на смерть полк ,чтобы обеспечить успех Фронта!Стратегия вообще то циничная и безжалостная наука."Мне потребуется несколько тысяч погибших солдат ,чтобы сесть за стол переговоров"(о капитуляции Франции).Бенито Муссолини.
      1. +11
        24 ноября 2017 08:14
        Стратегия вообще то циничная и безжалостная наука.

        Что может быть ценнее жизни одного человека? Жизнь двух человек. Во время эпидемий, вокруг зараженных районов, устанавливается карантин. Попытки покинуть его пресекается всеми возможными способами. Почему-то, в таком виде, "жестокость" не вызывает неприятия офисных хомячков.
        1. +2
          25 ноября 2017 00:01
          Цитата: avva2012
          Почему-то, в таком виде, "жестокость" не вызывает неприятия офисных хомячков.

          Ну, да. Но только в до тех пор, пока хомячек, по скудоумию своему, не подозревает, что в зоне карантина может оказаться он, сам, любимый, собственной персоной! Как только догадается - вселенский вой про кроваую гэбню (зачеркнуто) врачей - убийц будет Вам обеспечен.
          1. +2
            25 ноября 2017 03:24
            Убийцы в белых халатах! Знаем, проходили.
            То, что проигранная Сталинградская битва могла привести к реализации "Генерального плана Ост" в итоге, мозг хомячка, такую "абстракцию" переварить не в состоянии, как и то, что хоть и официально в СССР, аборты не были запрещены, но всячески не поощрялись, вплоть до плакатов в женских консультациях, "мама, я мог бы жить". Возможно, была бы другая политика в "гнусном совке", то ....
            1. +2
              25 ноября 2017 17:53
              Цитата: avva2012
              То, что проигранная Сталинградская битва могла привести к реализации "Генерального плана Ост" в итоге, мозг хомячка, такую "абстракцию" переварить не в состоянии

              Вы уверены, что они, про него слышали? Меня терзают смутные сомнения...
              1. +4
                25 ноября 2017 18:16
                А, ну да, любители же истории, я и забыл. Главное, для них, точно знать, что Сталин, лично кровь выпил у 100миллионов, а Берия, столько же, изнасиловал. Ну, те, кто по недосмотру остался, их трупами немецкие дзоты завалили. Вот, только, кто 2 мильена немок, взлохматил, я, даже теряюсь в догадках.
                1. +4
                  25 ноября 2017 22:06
                  Цитата: avva2012
                  А, ну да, любители же истории, я и забыл. Главное, для них, точно знать, что Сталин, лично кровь выпил у 100миллионов, а Берия, столько же, изнасиловал.

                  Камнедробилка, в страшном подвале на Лубянке поглотила их всех...!!!
                  Цитата: avva2012
                  Вот, только, кто 2 мильена немок, взлохматил, я, даже теряюсь в догадках.

                  Ну, дык, известно кто!!!
                  Цитата: avva2012
                  100миллионов, а Берия, столько же, изнасиловал.

                  2 миллиона (делов-то!), это-ж, всего, неделя "работы"! А если подчиненных привлечь - дня за два управится можно. Выбор невелик - либо, тебе, немка сочная, либо камнедробилка постылая! Сочетание приятного, с полезным для жизни, так окрыляет... laughing
                  1. +3
                    26 ноября 2017 03:54
                    Согласен с Вами. Как оглянешься, как задумаешься над нашим черным прошлым в багровых тонах, так жуть охватывает коленки. Мучают кошмары, донимают навязчивые мысли, голоса невинно убиенных врангеля и краснова. Одна радость и опора, это наш защитник небесный, Николай и другие белые угодники павшие в годы смуты великой (правда, вас, как иноверца, wassat , судя по флагу, вроде он не касается и ещё процентов 30, но уже в РФ), но кого, это волнует.
                    p.s. а немка сочная, это гуд. Жаль, что поздно родился. laughing
    2. avt
      +10
      24 ноября 2017 10:44
      Цитата: avva2012
      Главная цель операции в районе ржевско-вяземского выступа состояла, таким образом, в том, чтобы не допустить переброски резервов из состава группы армий "Центр" на южное направление, а по возможности и привлечь к себе дополнительные силы противника и тем самым обеспечить успех Сталинградской операции. Как пишет Маршал Советского Союза А.М. Василевский, после обсуждения в Ставке ряда вопросов план и сроки Сталинградской операции были окончательно утверждены Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным, и Г.К. Жуков получил вслед за тем задание подготовить отвлекающую операцию на Калининском и Западном фронтах....

      Совершенно точно !Более того ! Это направление было засвечено через ,,Монастырь" как главное направление удара !Ну только Млечин может вещать про то , что Абвер и другие службы НИЧЕГО не знали о готовящемся контрударе . Скрыть перемещение ТАКОГО количества сил и средств невозможно. А вот скрыть направление главного удара - вполне. Что было блестяще разыграно уже в операции ,,Багратион"
      1. +7
        24 ноября 2017 10:48
        Да. Лично для меня, мнение Судоплатова и Гареева, является экспертным.
      2. BAI
        +7
        24 ноября 2017 11:15
        было засвечено через ,,Монастырь"

        Я тоже хотел об этом написать, но на официальном сайте Службы внешней разведки об этом ни слова (http://svr.gov.ru/history/operation4.htm)
        Хотя в воспоминаниях Судоплатова:
        Дезинформация порой имела стратегическое значение. Так, 4 ноября 1942 года «Гейне» — «Макс» сообщил, что Красная Армия нанесет немцам удар 15 ноября не под Сталинградом, а на Северном Кавказе и под Ржевом. Немцы ждали удара под Ржевом и отразили его. Зато окружение группировки Паулюса под Сталинградом явилось для них полной неожиданностью.

        Не подозревавший об этой радиоигре Жуков заплатил дорогую цену — в наступлении под Ржевом полегли тысячи и тысячи наших солдат, находившихся под его командованием. В своих мемуарах он признает, что исход этой наступательной операции был неудовлетворительным. Но он так никогда и не узнал, что немцы были предупреждены о нашем наступлении на ржевском направлении, поэтому бросили туда такое количество войск.
        1. avt
          +12
          24 ноября 2017 12:42
          Цитата: BAI
          но на официальном сайте Службы внешней разведки об этом ни слова

          bully Удивительно , правда ? bully Причём ,,писатели прозаек" даже умудряются заявлять , что отстранение Жукова от ,,Урана" и назначение на ,,Марс" , это такая злокозненная месть завидующего славе Жукова Сталиным ! bully Но ведь назначение это тоже часть Игры по скрытию направления главного удара ! Ну предположить, что немцы не отслеживают кадровые перемещения такого уровня , да ещё и выводы не делают в сравнении с другими данными всех видов разведки ... request сие есть удел аналитегов типа
          Цитата: лис
          весь "талант" палковводца Жукова в цвете.
          с их опереточным заламыванием рук в экзальтации изображения собственного страдания.
          Цитата: Monster_Fat
          "Ржевская мясорубка".... Бессмыссленная и безжалостная...

          request
          Цитата: Monster_Fat
          безжалостная...

          Это -да. Но
          Цитата: Monster_Fat
          Бессмыссленная

          Это для тех, кто не рассматривает ВСЮ совокупность произошедших событий и реалий ТОГО времени, да ещё и знающих конечный результат в 1945.
          1. +5
            24 ноября 2017 13:04
            Цитата: avt Ну предположить, что немцы не отслеживают кадровые перемещения такого уровня

            Не просто не отследили, а точно знали, что Жуков будет у Ржева.
            Ничего не ново под Луной. Попались на старую истину, "сначала, ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя". Она и сработала. Уничтожена была основная угроза на тот момент, т.е., взятие Сталинграда, прорыв к Волге, потеря Кавказа, нефти, вступление в войну Турции, и.т.д., и.т.п. А ,,писатели прозаек" или не догадываются о логике или сознательно наводят тень на плетень.
          2. +2
            24 ноября 2017 13:39
            Кстати, аналогичную хитрость использовали англосаксы при высадке в Нормандии. Ими тогда была сформирована фиктивная армия под командованием Паттона. и на это немцы также купились.
            1. avt
              +10
              24 ноября 2017 13:44
              Цитата: alstr
              Ими тогда была сформирована фиктивная армия под командованием Паттона. и на это немцы также купились.

              Там было ЕШЁ круче -генералитет вермахта откровенно гнал дезу напрямую Гитлеру , даже после того , когда уже просто невозможно было скрывать масштаб высадки в Нормандии, нач генштаба откровенно тормозил переброску танковых частей . Собственно за это Роммель и поплатился ,,самоубийством" , выторговав гарантию того , что семья в концлагерь не поедет.
              1. +4
                24 ноября 2017 14:13
                Господа-господа, товарищи, белые акулы-кархародоны....минуту стоять.
                О каком авторитете Жукова товарищ avva2012 говорит, в 1942 году? Какой такой авторитет у него был на то время?
                Ну. Халхин-Гол...был, да. Так этот Халкин-Гол примечателен прежде всего блестящей транспортной операцией, как сейчас говорят - логистической. Где наши базы МТС, куда надо гнать дохленькие полуторки, каково плечо перевозок...да все это срочно,быстро, в тайне. Тут, видится мне, в первую очередь. заслуга штаба, и конкретно НШ Богданова. А сама операция....ну, не впечатляет, знаете ли. Лоб-в-лоб. тырк-тырк....Видать, немцы, насмотрелись такой "лобовой" стратегии. да и рванули "огородами" на Варшаву, да Париж, все по флангам, да флангам. А в уме отметочку сделали - Жуков лупит в ЛОБ.
                Потом он целый НГШ РККА - фигура, что и говорить.
                И что мы видим? Бездарно проведенные летние и осенние месяцы, в попытках опять же в ЛОБ остановить немцев. Или вообще неизвестно что....
                Потом Жуков доблестно командует Резервным фронтом....а немецкая группа преспокойно поворачивает себе на Юг и Юго-Восток.
                Да плевать они хотели на этого Жукова. Которого, кстати, тут же перебросили на Ленинградский фронт.
                А Москву отстояли - не скроем, дурь немецких генштабистов, вкупе с распутицей и Богом на нашей стороне, да сибирские-дальневосточные дивизии. Которые полегли полностью, но Москву отстояли. Жуков в это время делил хлебушек в Ленинграде.
                И потом - бывшего НГШ кидают с места на место, тут повоююет, здесь отметится.
                Что это за командующий фронтом( бывший НГШ), которому никто, ну ни одна собака не довела - дескать, Георгрий Константиныч, бойцов -то побереги....одного твоего имени достаточно немцев пугать. А операция эта - так, для отвода глаз немцев, ты у нас, Г.К. - цельных двух бронекулаков стоишь.
                Оказалось - недостаточно. Надо было уложить 400 тыщ, 700 тыщ отправить в тыл, угробить массу техники, создать авторитет Симонову за "Ржев"......ай..ну и так далее.
                Видать, настолько авторитетный товарищ был, что только в режиме Бабы-Яги и мог служить....налетами и на испуг брать. Свои части.
                Нет, никакого я тут авторитета у него не вижу.
                Это речь была про Вторую Ржевско-Сычевскую.....а сколько их всего было, по номерам, а? И все остальные проводил "авторитетнейший" Жуков? Закреплял, так сказать, авторитет, да?
                Для меня он.....ну , чуть больше чем....не буду.
                1. +7
                  24 ноября 2017 14:40
                  А Москву отстояли - не скроем

                  Сами, как обычно, авось,и.т.д., ... не буду, а то за мат забанят. Жуков там не причем? А, если причем, то за одну подобную операцию, немцы должны были пенсне поправить и внимательно присмотреться, ху из ху.
                  Спорить не буду про дженераль морозззз и другие сибирскодивизионные штампы. сам не стратег и академиев не кончал. Но.
                  Есть вещи, которые можно и нужно, если не обладаешь всей полнотой информации, качать по косвенным. А, косвенные у нас стальные. Т.е., прямо стальные, в виде товарища И.В. Сталина, который Г.К. Жукову, грудь наградами увешал, что бронежилет 6 класса защиты. От Москвы до Берлина ставил этого человека на важнейшие операции. Видимо глуп был или мягкосердечен? Может в людях не разбирался, товарищ Иосиф Виссарионович? Да, нет, вроде, на ключевых постах, у него всегда были профессионалы с большой буквы "Ф". Лаврентия Павловича, одного взять.
                  Так что, песня Резуна на новый лад, не очень годиться. Хотя, я понимаю, возможно, это и ваше личное мнение подкрепленное, в отличии от меня, глубокими знаниями тактики и стратегии. Я, все больше по житейской психологии да А.Исаеву доверяю, который, как известно, не гимназистка румяная, но Георгия Константиновича, оценивает только в превосходных эпитетах. Может, он архивы какие читал?
                  1. +2
                    24 ноября 2017 15:04
                    Ну, avva2012, Александр Васильевич, догадываюсь, так-нет? Про Москву 1941 года - Жуков , думаю, там не при чем, действительно. Он везде ни при чем. Командующим Ленинградским - 14 сентября - 10 октября. За месяц много чего можно накомандовать? Западный_Резервный фронт - командующий с 29 июля по 11 сентября, итог - первая наступательная операция РККА. Наступили....до самой Москвы. Нет, что ли?
                    Потом с 08 октября и до 1943 года - все командует и командует. Западным фронтом. А фронт, как завяз в болотах Подмосковья,так - пока немцы сами оттуда не ушли, во главе с Моделем- так и вязнул. При этом обеспечивался не слабо. Всем. Ай да командующий, куда там какому Родимцеву, скажем.
                    Насчет выдвижения на ключевые посты, и вообще, карьерного роста, особенно в армии, рассуждать собственно и нечего. Любой путный командир постарается сбагрить "огловеда с кристалльно-прозрачными глазами" от себя подальше и в быстрейшие сроки - в том числе и способом выдвижения на вышестоящую долность! К сожалению. Думаю, вам, как практикующему врачу это тоже отлично известно.
                    Так что, ни количество наград, ни количество постов, ни остальные "достижения и заслуги" на меня не производят никакого впечатления.
                    Вы правы - это личное мнение. Мое. И моего дядьки, который начинал с Чуйковым под Сталинградом.
                    А еще, от себя уже добавлю, ни у одного военачальника нет, скажем, девятой редакции мемуаров. Причем, начиная с третьей, все мемуары посмертные.
                    Меня , почему-то, очень сильно пугает подобное.
                    ...
                    Насчет мороза - я не к тому, что мороз победил. Хотя он очень кстати пришелся.
                    А к тому, что в этом вина полностью НГШ РККА - допустить врага к столице!
                    1. +4
                      24 ноября 2017 15:32
                      Опять песня про то, что все делалось вопреки начальству.
                      Это немного не так.
                      Если по фактам, то одним из первых распоряжений Жукова в Ленинграде был отказ от минирования и взрыва Балтийского флота. А также глупых приказов типа -куйте шашки и пики - будем с ними воевать.
                      И чтобы не говорили (в частности, что немцы сами сняли войска и т.п.), но Жуков свою роль в обороне Ленинграда сыграл и город в результате сдан не был.

                      А насчет вины только высшего военного руководства - это не совсем корректно. Да, значительная часть вины лежит на них за поражения 41-42 гг, но и немалая часть лежит и на низовом командном составе армии (при всем уважении к их героизму), т.к. значительная часть не следовала тем предписаниям, которые давали сверху.

                      Например, только Жуков писал несколько распоряжений на тему обхода укреппунктов в наступлении. Или необходимости иметь мобильный противотанковый резерв. Чуть ли не каждый месяц писал, но вот не выполняли. И Представители Ставки тоже не от хорошей жизни появились, а от того, что наверх достоверную информацию не предоставляли.
                    2. +5
                      24 ноября 2017 15:37
                      Не Александр Васильевич и даже не Масляков. Юмор, понимаю, не айс, но так, юморю для личного удовольствия.
                      А в медицине по-разному бывает, как и везде. "Огловеда с кристалльно-прозрачными глазами" даже в нашей отрасли не всегда на руководящие посты назначают. Предыдущий министр, сам практикующий врач, великолепный хирург и организатор. Просто, времена нонче, не к ночи будут помянуты, наступили.
                      То, что, ваш родственник начинал с Чуйковым, извините, но это мнение вашего родственника и не больше, при всем уважению к фронтовику. Авторитет И.В. Сталина, все же, посерьезнее будет. И выбирать, ему, как Верховному Главнокомандующему, было из кого. Почему-то принимал Парад Победы, все же Г.К. Жуков. Для меня, этим многое сказано. А насчет того, что "допустила врага к столице", так некоторые демократии пали за 42 дня. А там и колонии, что несколько увеличивают территорию, и экономика, и ГШ из "голубой крови" да традиций, не то, что наши от сохи.
                      1. +1
                        24 ноября 2017 15:54
                        ",,А ишшо есть интерес,
                        как у вас там ходют бабы..."
                        Пусть. Пусть Жуков супер.
                        А чего его тогда не отправили на войну с Японией?
                        Вот уж где япошек и авторитетом пугать не нужно было бы - поголовно сеппуку делали бы, узнав только, что едет.
                        Да и капитуляцию у Японии принять - это ли не феерический финиш?
                        Ан нет.....
                    3. +3
                      24 ноября 2017 16:25
                      Вот уж где япошек и авторитетом пугать не нужно было бы - поголовно сеппуку делали бы, узнав только, что едет.

                      Хороший начальник, если есть с кем работать, даст возможность отличиться не только своему "самому любимому работнику", но чтобы в коллективе не было обид, поручит заведомо выгодное дело, другому(им). Да и надорваться можно, и так Берлинская операция только что прошла. Сколько там работы было и ответственности, куда там Стаханову. И много, чего есть ишшо.
                2. 0
                  28 ноября 2017 09:01
                  Неубедительными представляются ваши рассуждения.Попробуйте обосновать и доказать,что если бы не проводилась бы Ржевско-Вяземская операция,то немцы не перебросили бы резервы на Сталинградское направление.Наверняка перебросили бы. А поскольку они и в 1942 не отказались от планов наступления на Москву,то сохранение платцдарма на московском направлении имело для них первостепенное значение.И в результате -резервы оказались "связаны" тяжёлыми боями,понесли потери и забрать их оттуда по этим причинам не представлялось возможным.Может быть,что и Сталинградская и Ржевско-Вяземская операции и не замышлялись как единое целое,(наверняка Сталин требовал обезопасить московское направление,а может хотели добиться непременно успехов и там и там),но их совпадение по времени не позволило немцам маневрировать силами и средствами.И в решающий момент Сталинградской битвы у них не нашлось достаточно резервов,чтобы поддержать Паулюса.Что же касается Г.В. Жукова,то немцы знали,что его до этого направляли на самые трудные участки.Может это и не было основным аргументом,но факт направления Жукова на тот или иной участок фронта укреплял уверенность немецких стратегов,что НГУ будет там,где он находится.
                3. 0
                  28 ноября 2017 09:02
                  Неубедительными представляются ваши рассуждения.Попробуйте обосновать и доказать,что если бы не проводилась бы Ржевско-Вяземская операция,то немцы не перебросили бы резервы на Сталинградское направление.Наверняка перебросили бы. А поскольку они и в 1942 не отказались от планов наступления на Москву,то сохранение платцдарма на московском направлении имело для них первостепенное значение.И в результате -резервы оказались "связаны" тяжёлыми боями,понесли потери и забрать их оттуда по этим причинам не представлялось возможным.Может быть,что и Сталинградская и Ржевско-Вяземская операции и не замышлялись как единое целое,(наверняка Сталин требовал обезопасить московское направление,а может хотели добиться непременно успехов и там и там),но их совпадение по времени не позволило немцам маневрировать силами и средствами.И в решающий момент Сталинградской битвы у них не нашлось достаточно резервов,чтобы поддержать Паулюса.Что же касается Г.В. Жукова,то немцы знали,что его до этого направляли на самые трудные участки.Может это и не было основным аргументом,но факт направления Жукова на тот или иной участок фронта укреплял уверенность немецких стратегов,что НГУ будет там,где он находится.
              2. +4
                24 ноября 2017 18:13
                Цитата: avt
                Там было ЕШЁ круче -генералитет вермахта откровенно гнал дезу напрямую Гитлеру


                Абсолютно верно, тогда германский генералитет уже думал кому сдаваться, и поэтому невероятно тупил. Через 1,5 месяца попробовали Гитлера кончить. И пока тот извел крамолу, в Арденах было уже поздно рыпаться.
                А так, если бы хотели, то вломили союзничкам по полной в июне 1944.
                Правда и нам бы это стоило не дешево, но Париж брали бы мы.
      3. +2
        24 ноября 2017 17:22
        Верно, я об этом, где-то читал и там говорилось,что Жуков не был посвящен во все детали.
        Вообще бои за Ельнинский выступ и Ржевско-Вяземская операция в нашей историографии не очень жалывали. Помнится ещё при Союзе в рамках передачи"Служу Советскому Союзу" и там был цикл:"Этот день в войне" кажется там ведущий сказал типа:" нашим историкам еще недо работать и работать над это темой"
    3. 0
      24 ноября 2017 16:43
      на северо восток от Ржева-- 15 км Полунино . за ним еще 25 км д Максимово:
      для оратора под куполом рейхстага:
      антивирус 3 20 ноября 2016 12:36
      антивирус Сегодня, 11:59 ↑
      Сергей Гаврилович Семенов, 1931 гр, д Максимово, Старицкий район Калининской обл :"Мы полтора месяца были под немцем, а вот рядом , под Ржевом 1,5 г, Они нас за людей не считали." В 10 лет ребенок понимал чутьем, бытовое общение, взгляды и били, выгоняли из избы.
      + старший брат погиб на фронте, а еще 2 подорвались на оставшихся в земле б\припасах(каких? один разобрал из любопытства , а др не знаю)
      Ответить Цитировать Жалоба Еще...
      ++ еще раньше он рассказал-- "первым зашел воен врач, о гут,..подарил губную гармошку и шоколадку"
      ДАЛЕЕ БЫЛО--СМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ
  3. +2
    24 ноября 2017 07:14
    Ужасно кровавая операция....
    ЧТО там творилось и как воевали русские солдаты, хорошо описано в мемуарах Михина "Артиллеристы, Сталин дал приказ" и Шумилина "Ванька ротный"
  4. +2
    24 ноября 2017 07:21
    "Ржевская мясорубка".... Бессмыссленная и безжалостная...
  5. +7
    24 ноября 2017 07:23
    Я убит подо Ржевом,
    В безыменном болоте,
    В пятой роте, на левом,
    При жестоком налете.
    Я не слышал разрыва,
    Я не видел той вспышки,—
    Точно в пропасть с обрыва —
    И ни дна ни покрышки.
    И во всем этом мире,
    До конца его дней,
    Ни петлички, ни лычки
    С гимнастерки моей.
    Я — где корни слепые
    Ищут корма во тьме;
    Я — где с облачком пыли
    Ходит рожь на холме;
    Я — где крик петушиный
    На заре по росе;
    Я — где ваши машины
    Воздух рвут на шоссе;
    Где травинку к травинке
    Речка травы прядет, —
    Там, куда на поминки
    Даже мать не придет.

    Подсчитайте, живые,
    Сколько сроку назад
    Был на фронте впервые
    Назван вдруг Сталинград.
    Фронт горел, не стихая,
    Как на теле рубец.
    Я убит и не знаю,
    Наш ли Ржев наконец?
    Удержались ли наши
    Там, на Среднем Дону?..
    Этот месяц был страшен,
    Было все на кону.
    Неужели до осени
    Был за ним уже Дон
    И хотя бы колесами
    К Волге вырвался он?
    Нет, неправда. Задачи
    Той не выиграл враг!
    Нет же, нет! А иначе
    Даже мертвому — как?
    И у мертвых, безгласных,
    Есть отрада одна:
    Мы за родину пали,
    Но она — спасена.
    Наши очи померкли,
    Пламень сердца погас,
    На земле на поверке
    Выкликают не нас.
    Нам свои боевые
    Не носить ордена.
    Вам — все это, живые.
    Нам — отрада одна:
    Что недаром боролись
    Мы за родину-мать.
    Пусть не слышен наш голос, —
    Вы должны его знать.
    Вы должны были, братья,
    Устоять, как стена,
    Ибо мертвых проклятье —
    Эта кара страшна.
    Это грозное право
    Нам навеки дано, —
    И за нами оно —
    Это горькое право.
    Летом, в сорок втором,
    Я зарыт без могилы.
    Всем, что было потом,
    Смерть меня обделила.
    Всем, что, может, давно
    Вам привычно и ясно,
    Но да будет оно
    С нашей верой согласно.

    Братья, может быть, вы
    И не Дон потеряли,
    И в тылу у Москвы
    За нее умирали.
    И в заволжской дали
    Спешно рыли окопы,
    И с боями дошли
    До предела Европы.
    Нам достаточно знать,
    Что была, несомненно,
    Та последняя пядь
    На дороге военной.
    Та последняя пядь,
    Что уж если оставить,
    То шагнувшую вспять
    Ногу некуда ставить.
    Та черта глубины,
    За которой вставало
    Из-за вашей спины
    Пламя кузниц Урала.
    И врага обратили
    Вы на запад, назад.
    Может быть, побратимы,
    И Смоленск уже взят?
    И врага вы громите
    На ином рубеже,
    Может быть, вы к границе
    Подступили уже!
    Может быть… Да исполнится
    Слово клятвы святой! —
    Ведь Берлин, если помните,
    Назван был под Москвой.
    Братья, ныне поправшие
    Крепость вражьей земли,
    Если б мертвые, павшие
    Хоть бы плакать могли!
    Если б залпы победные
    Нас, немых и глухих,
    Нас, что вечности преданы,
    Воскрешали на миг, —
    О, товарищи верные,
    Лишь тогда б на воине
    Ваше счастье безмерное
    Вы постигли вполне.
    В нем, том счастье, бесспорная
    Наша кровная часть,
    Наша, смертью оборванная,
    Вера, ненависть, страсть.
    Наше все! Не слукавили
    Мы в суровой борьбе,
    Все отдав, не оставили
    Ничего при себе.

    Все на вас перечислено
    Навсегда, не на срок.
    И живым не в упрек
    Этот голос ваш мыслимый.
    Братья, в этой войне
    Мы различья не знали:
    Те, что живы, что пали, —
    Были мы наравне.
    И никто перед нами
    Из живых не в долгу,
    Кто из рук наших знамя
    Подхватил на бегу,
    Чтоб за дело святое,
    За Советскую власть
    Так же, может быть, точно
    Шагом дальше упасть.
    Я убит подо Ржевом,
    Тот еще под Москвой.
    Где-то, воины, где вы,
    Кто остался живой?
    В городах миллионных,
    В селах, дома в семье?
    В боевых гарнизонах
    На не нашей земле?
    Ах, своя ли. чужая,
    Вся в цветах иль в снегу…
    Я вам жизнь завещаю, —
    Что я больше могу?
    Завещаю в той жизни
    Вам счастливыми быть
    И родимой отчизне
    С честью дальше служить.
    Горевать — горделиво,
    Не клонясь головой,
    Ликовать — не хвастливо
    В час победы самой.
    И беречь ее свято,
    Братья, счастье свое —
    В память воина-брата,
    Что погиб за нее.
    А.Твардовский
  6. +4
    24 ноября 2017 07:40
    весь "талант" палковводца Жукова в цвете.
    1. +11
      24 ноября 2017 07:43
      "палковводец Жуков", а вы эксперт 80 уровня?
      1. avt
        +10
        24 ноября 2017 10:47
        Цитата: лис
        весь "талант" палковводца Жукова в цвете.

        Цитата: avva2012
        "палковводец Жуков", а вы эксперт 80 уровня?

        Да не заморачивайтесь - типичный кликуша диванный.
        1. +11
          24 ноября 2017 10:54
          Цитата: avt Да не заморачивайтесь - типичный кликуша диванный.

          М.А. Гареев пишет, "Но никто тогда не спросил у этого представителя, почему не все, даже не менее важные события Второй мировой войны, находят отражение в американской или английской истории, в учебниках? Есть, например, такой факт. В феврале 1942 года 60-тысячный британский гарнизон во главе с генералом А. Персивалем оборонял крепость Сингапур. Но как только японцы подошли к городу, британские войска, располагавшие большим количеством боеприпасов и продовольствия, практически без сопротивления капитулировали. У. Черчилль назвал этот акт самой позорной страницей британской истории".
          Так что, это мнение очередного Коли из Н. Уренгоя, поэтому отвечать приходиться.
          1. avt
            +5
            24 ноября 2017 11:30
            Цитата: avva2012
            У. Черчилль назвал этот акт самой позорной страницей британской истории".

            Интересный фактик в копилку для размышления в духе ,,конспиралогии" . Когда сдались , там остался кабель связи , так его не трогали англы вплоть до последующего возврата Сингапура ! А когда таки реши возвращать , послали подлодку и перерезали.
            1. +2
              24 ноября 2017 11:40
              Цитата: avt Интересный фактик в копилку для размышления в духе ,,конспиралогии"

              Не могли бы, вы, не много развить мысль, я лично не в курсе данных перипетий.
              1. avt
                +4
                24 ноября 2017 12:30
                Цитата: avva2012
                Не могли бы, вы, не много развить мысль,

                У Уолтера Лорда в ,,Невероятная победа" американцы по подводному кабелю ,,дразнили американским матом" японцев в Японии, а те ...отвечали им ,,непонятной " тарабарщиной bully Удивительным образом кабельная трансокеанская связь во время войны ....сохранялась !По пальцам перечесть случаи уничтожения . Вот в Первую пожалуй что ,,Змден" нв Кокосовых островах вырубил ретрансляционную станцию и тут же неуловимый поплатился - подошёл ,,Сидней" А тот случай о котором говорю - англы ДО 1945-го не трогали кабели Сайгон-Сингапур и Сайгон -Гонконг , причём резали с гарантией в нескольких местах.
                1. +2
                  24 ноября 2017 13:09
                  Спасибо. Не скажу, что стало намного яснее. Видимо, огрехи образования. Что прочитать не подскажите?
                  1. avt
                    +4
                    24 ноября 2017 13:40
                    Цитата: avva2012
                    Что прочитать не подскажите?

                    request Кто ж прям стенограммы разговоров то отдельной книгой издаст то ? bully Ну а если популярно и в большей части в техническом аспекте - Артур Кларк ,,Голос через океан" издательство ,,Связь" 1964 г.
                    1. +3
                      24 ноября 2017 13:44
                      bully Ну, что же, спасибо!
          2. +1
            24 ноября 2017 20:41
            Так что, это мнение очередного Коли из Н. Уренгоя, поэтому отвечать приходиться

            -а закончит МГИМО и будет представлять РФ в Бруселе ли Сингапире.
            этапы большого пути начались
    2. +8
      24 ноября 2017 09:16
      А что не так с Жуковым? Связал боем крупные немецкие силы, не позволив перебросить войска под Сталинградом. В мемуарах Судоплатов писал, что немцам "слили" планы наступления под Ржевом, убедив их, что главный удар будет нанесен именно там, а Сталинград - отвлекающий маневр.
      1. +11
        24 ноября 2017 09:25
        Это не с Жуковым, что-то не так, а с одним из спасенных потомков.
        1. +4
          25 ноября 2017 20:36
          Цитата: avva2012
          а с одним из спасенных потомков.

          С Коляном из Уренгоя...
      2. +1
        24 ноября 2017 10:23
        Цитата: dzvero
        Связал боем крупные немецкие силы, не позволив перебросить войска под Сталинградом

        Так ведь и наши войска, увязнув в боях, тоже не могли быть переброшены, хотя бы под тот же Сталинград.. Они там были бы не лишними...
        Когда говорят что в результате операции была связана группировка противника, чаще всегозабывают упомянуть о том, что для этого пришлось отвлекать собственные силы...Не все так однозначно...
        1. +5
          24 ноября 2017 10:27
          А, как они были бы переброшены, если над ними нависла 1,5 миллионная группировка противника? (что, там на карте, не 150 км до г. Москва).
          1. 0
            24 ноября 2017 10:40
            Цитата: avva2012
            А, как они были бы переброшены, если над ними нависла 1,5 миллионная группировка противника?

            Так же как и немецкие войска у dzvero - я лишь отметил, что обе стороны были лишены возможности снимать войска с этого операционного направления, а не только немцы....
            Это, кстати, относится не только к данному сражению....
            1. +4
              24 ноября 2017 10:45
              Почему немцы находясь на хорошо подготовленных позициях, не могли снимать части для переброски в южном направлении, я не понимаю. Если бы наши не начали наступление, то им ничего не мешало часть своих сил перебросить.
              1. +1
                24 ноября 2017 10:55
                Цитата: avva2012
                Почему немцы находясь на хорошо подготовленных позициях, не могли снимать части для переброски в южном направлении, я не понимаю

                Отвечу старой притчей: Иван, я медведя поймал. Так тащи его сюда... А он меня не пускает....
                1. +1
                  24 ноября 2017 11:06
                  Если так, то придется признать правоту, вот его: Д. Глэнтца, который, написал книгу об этой операции, назвав ее "крупнейшим поражением маршала Жукова". Я, лично, доверяю мнению нашим.
        2. +6
          24 ноября 2017 11:47
          В конце 42-ого РККА уже была в состоянии сковать крупную(!) группировку противника и в то же время проводить наступательную операцию в другом участке фронта. А вермахт уже не был в состянии маневрировать войсками в таких масштабах. В етом разница с 41-ого, когда немецкое коммандование спокойно снимало войска из под Ленинграда на штурм Москвы или когда перенацелило крупную группировку с московского направления на Киев. Не опасались тогда немцы "ответки" со стороны РККА.
          1. +3
            24 ноября 2017 13:14
            "Чуть, чуть", не хватало того, что потеряли в 41-м, а еще не заработало на полную мощь в 42-м. Поэтому, я лично, крайне негативно отношусь к выражению, что "42-й год, это год учебный". Экономических возможностей не было, т.е. снарядов, танков,самолетов, а полководческий гений, он или есть или его нет. Доказано Наполеоном, Суворовым, Фридрихом Великим. hi
            1. +8
              24 ноября 2017 13:44
              Гений - товар штучный. Но гениальный полководец без обученных войск мало что сможет сделать. В 42-ом у РККА как раз хромали боевая слаженность, управление и взаимодействие родов войск на уровне полк-дивизия-армия. Все еще имела место практика "танки отдельно, пехота отдельно, а авиация сама по себе". Лишь в 43-ем недочеты и упущения, выявленные в первый период войны были преодолены. Только тогда, вместе с налаживанием производственной базы, РККА превратилась в отлаженный и отточенный инструмент геополитики для руководства СССР. Ведь до начала 50-ых годов мощь 'конвенциональной' РККА 'образца 1945-ого года' была единственным (и убедительным) противовесом ЯО США.
              Так что, по-моему, термин "учебный" отражает по сути переход РККА (и заодно СССР) на качественно новый уровень развития.
              1. +3
                24 ноября 2017 13:48
                Ну, что же, убедительно. Хотя слово учебный, вы правильно взяли в кавычки. Как-то, иначе, нехорошо становится от такого образа.
                мощь 'конвенциональной' РККА 'образца 1945-ого года' была единственным (и убедительным) противовесом ЯО США.

                Ага, а еще говорят, миллионов десять китайцев, готовых идти куда "Кормчий" прикажет, хоть и через Беренгов пролив. laughing
      3. +3
        24 ноября 2017 14:57
        "А что не так с Жуковым?"///

        Ничего особенного - в своем репертуаре. Уложил в землю еще миллион солдат. После этой операции его, к счастью, навсегда отстранили от стратегического планирования и навсегда выгнали из ГенШтаба. Сталин сообразил, что бабы рожают медленнее, чем Жуков отправляет пушечное мясо на пулеметы.
        1. +2
          24 ноября 2017 18:28
          Согласен с Вами чем дальше от передовой был этот гений тем лучше было солдатам , страх Жукова и уважение к Рокосовскому разные вещи
          1. +5
            27 ноября 2017 01:39
            Цитата: polpot
            страх Жукова

            Это вы из личных воспоминаний? laughing
            Так-то чухня полная. Из первых уст - отец воевал в ВОВ, о Жукове отзывался тепло. Я ему верю больше, чем тому, что пишут на заборе.
        2. +4
          24 ноября 2017 19:58
          Ух ты Жукова отстранили от планирования, миллион в землю, первый раз глупость вижу от вас
          1. +1
            25 ноября 2017 22:10
            После провального Ржева Жуков не планировал ни одну стратегическую операцию кроме Берлинской (упросил Сталина, чтоб под конец войны не остаться в тени Рокоссовского и других). Генштаб возглавили Василевский и Антонов, и дела пошли на лад. Жукова туда и близко не подпускали. Он стал "представителем Сталина на фронтах". Тоже мешал изрядно, но хотя бы не мог затеять какое-нибудь убойное наступление.
            1. +4
              25 ноября 2017 22:17
              ...Я ничего не имею против беспристрастного анализа проводившихся под руководством Г. К. Жукова операций. Неприятие вызывает удручающая некомпетентность критиков маршала в ряде работ публицистического характера последних лет. В. Суворов, В. Бешанов, В. Сафир демонстрируют непонимание базовых принципов ведения операций и незнание фактического материала. Поэтому вместо конструктивной критики получаются ушаты помоев, а вместо цельной картины того или иного сражения – картина маргарином в стиле «смешались в кучу кони, люди». Главная проблема в том, что у них уже заранее есть ответ на любые вопросы: «Во всем виноват сталинский режим!» (произносится с яростным блеском благородного безумия в глазах). Скрупулезный анализ документов, фактов и принятых решений не требуется. Достаточно ухватить несколько деталей с поверхности, и можно поражать общественность выводами, которые были у автора заготовлены еще до изучения тех или иных событий. Доходит до абсурда – на Жукова обрушиваются обвинения в проведении учений на Тоцком полигоне в 1954 г. с применением атомной бомбы, в то время как в 1950-х годах это было общей практикой. В 1955 г. в Неваде было проведено учение «Дезерт Рок VI», в котором участвовало около 8 тыс. военнослужащих армии США. Есть масса фотографий американских солдат, с любопытством смотрящих на гриб ядерного взрыва. В задачах американских учений прямым текстом написано: «Ознакомить войска с возможностями нового оружия и ведением боевых действий в условиях ядерной войны». Последствия ядерных взрывов еще не были до конца изучены, а обстановка требовала подготовки войск к действиям в условиях применения ядерного оружия. Достаточно сказать, что штаб учений и его гости в момент ядерного взрыва находились на открытой площадке всего в 11 км от эпицентра взрыва. Человечество в те годы еще играло с опасной игрушкой, попавшей к нему в руки, не осознавая опасности невидимых глазу эффектов ядерного оружия. Но для создания отрицательного образа Жукова разведчики-аналитики сажают его в бетонный бункер вдали от взрыва, как будто дело происходит в наши дни...

              А.Исаев. "Георгий Жуков. Последний довод..."
        3. +4
          25 ноября 2017 20:43
          Цитата: voyaka uh
          После этой операции его, к счастью, навсегда отстранили от стратегического планирования и навсегда выгнали из ГенШтаба.

          А что случилось в ноябре 44-го?
          И как это "опального" Г.Л.Жукова И.В.Сталин назначил командовать 1-м Белорусским?
          Лёша.. Вроде умный мужик... А вещаешь геббельсовскую пропаганду....
          В Генштабе "выросли" новые, молодые кадры - Антонов, Ватутин, Василевский. И Ватутин, и Василевский прошли школу комфронтами...
          Удачи тебе, Лёша, в деле пропаганды.... Далеко тебе до Я.Кедми. Ой, как далеко.
          1. +1
            25 ноября 2017 22:13
            "назначил командовать 1-м Белорусским?"////

            Это не планирование операции, а командование по плану, разработанному не им, а
            ГЕНШТАБОМ, в котором он уже не был.

            Он не был опальным. Просто Сталин, наконец, собразил, что человек не тянет должность. И что человеческие мобилизационные ресурсы СССР не резиновые. То, что Жуков не умеет планировать операции, понимали все. А личную преданность себе Жукова Сталин ценил.
            1. +4
              25 ноября 2017 22:20
              Читаем выше....
              1. +3
                26 ноября 2017 04:38
                Просто Я. Кедми, это живой пример того, что можно коммунистом Не быть и при этом, не оказаться антисоветчиком.
  7. +12
    24 ноября 2017 08:39
    При подготовке к обороне в районе Великих Лук, немцами было совершено еще одно преступление. Население нескольких деревень подготавливаемых к обороне были согнаны в амбар в деревне Андрюково Великолукского района. Где они были сожжены. Погибло больше 360 человек, женщин, детей, стариков. И это сделали не СС, а вермахт.

    После выступления колиизуренгоя, в его защиту стали возноситься вопли что вермахт, в отличии от СС, не признан преступной организацией, и его можно "жалеть". Напрасно.
    Этих ТВАРЕЙ, "жалеть"?
    1. +8
      24 ноября 2017 09:09
      Гуманизм СССР, с нашей точки зрения, просто не знал пределов, но, мы все же, смотрим на ту ситуацию через 70 лет. Думаю, Им, было виднее, хотя чисто по-человечески, количество сверхчеловеков, в итоге, надо было значительно уменьшить.
      1. +7
        24 ноября 2017 09:35
        Цитата: avva2012
        Гуманизм СССР, с нашей точки зрения, просто не знал пределов....

        Согласен, вот так мы "отыгрывались" на немецких военнопленных..
        1. +4
          24 ноября 2017 09:40
          "Отомстили" за все их зверства сполна. Празднование Нового года в советском плену.
          1. +4
            24 ноября 2017 10:22
            Если не ошибаюсь, был сюжет в советском фильме, "Подранки", где мальчик пытался забросить связку гранат, вот таким "героям" в лагерь, но в результате подорвал себя. Видимо, пацан, видел воочию художества этих.....
            1. +4
              24 ноября 2017 12:48
              Цитата: avva2012
              Если не ошибаюсь, был сюжет в советском фильме, "Подранки", где мальчик пытался забросить связку гранат, вот таким "героям" в лагерь, но в результате подорвал себя. Видимо, пацан, видел воочию художества этих.....

              Вспоминаю себя подростком, вспоминаю этот фильм (загорающая учительница на крыше в топлессе), для озабоченного юноши, согласитесь это важнее идейной составляющей фильма (обсуждали всем классом).

              А если серьёзно, КАК МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, что юноши мстили немцам, не за что-то конкретное, а за ЛИШЁННОЕ СВОЁ ДЕТСТВО (война, смерть, бедствия, голод), а вот пленные немцы, как раз и олицетворяли все вышеперечисленные несчастья.
              1. +5
                24 ноября 2017 13:24
                То, что, это был настоящий фильм, это точно. А в серьезном произведении, всегда есть несколько смысловых нагрузок. Вы, правы, эта мысль, про лишенное детство, основная, она всеобщая, для всей страны. И не только лишенное детство. Сама война оказалась, в результате, той трагедией, что и привела постепенно к 1991 году. Но на этом фоне Общего, в фильме показаны частные трагедии. Слезы, а не страх у мальчонки, когда он пытался тушить бикфордов шнур. Одиночество главного героя, который вот, вот, нашел семью, но "молодая жена" не хотела делить свое счастья с чужим пацаном. И на этом фоне, загорающая учительница, топлес, выглядит Светом во всем кошмаре сломаных судеб. p.s. Конечно, мои теперешние размышления, крайне отличаются от тогдашних laughing laughing laughing
          2. BAI
            0
            24 ноября 2017 11:31
            Точно такие же фотографии были с другой стороны. Например про финский плен (1939 г):

            1. BAI
              0
              24 ноября 2017 11:40
              Было и с немцами (Волховский фронт):
            2. +5
              24 ноября 2017 18:58
              Цитата: BAI
              Точно такие же фотографии были с другой стороны.

              Может вот такие? И это я не выкладываю настоящие лагеря смерти для военнопленных! Самое паскудное, что нацики даже и не стремились к показухе. Много чести, они нас за людей не считали. Показуха была, когда брали военнопленного с Западного фронта. Таких фоток сыскать можно множество. Там действительно, более-менее достойное содержание. Правда, за редким исключением, негров они в плен не брали. В промытых пропагандой представлениях немецких солдат - это и не люди вовсе, а что-то наподобие умных обезьян.
              1. +4
                24 ноября 2017 19:17
                Было описание содержания советских военнопленных на том месте, где будет детский лагерь Саласпилс. Чистое поле, вырытые норы руками и часть когда-то людей, которые сбивались в группу, внезапно, наваливались сверху, земля осыпалась и человек находящийся там, задыхался. Потом ели. Прошло несколько тысяч солдат (точное число не известно), в живых никого.
            3. 0
              25 ноября 2017 18:20
              Цитата: BAI
              Точно такие же фотографии были с другой стороны

              Разница агиток в том, что одни "пропуск" в плен , другие как военные, так и после военные годы.
              Военнопленные направлялись на предприятия народного хозяйства. Получали от них зарплату. Из зарплаты вычиталось содержание и питание пленных. Остальное они получали на лицевой счет, откуда могли снимать деньги. Обеспечение жильем, коммунальными услугами и питанием - за счет предприятия, где пленные работают.

              Помимо зарплаты на руки получали от СССР:
              Рядовые и унтер-офицеры - 7 рублей в месяц.
              Средний начсостав - 10 рублей.
              Старшие офицеры - 15 рублей.
              Генералитет - 30 рублей в месяц.

              Дополнительно (помимо зарплаты):
              На нормированных работах:
              40-50% плана - 10 рублей
              51-80% плана - 15 рублей
              81-100% - 25 рублей
              Свыше 100% - 50 рублей.
              Бригадиры и десятники:
              до 60% плана - 30 рублей
              до 80% - 50 рублей
              до 99% - 70 рублей.
              100 и выше - 100 рублей.
              Ненормированные работы - 20 рублей в месяц.
              Врачи - 40 рублей.
              Фельдшер - 20 рублей.
              Хозяйственно-санитарная обслуга - 10 рублей.

              1945 год
              для неработающих пленных суточная норма довольствия


              Хлеб ржаной - 600 грамм.
              Мука пшеничная - 10 грамм.
              Крупа разная - 90 грамм.
              Макароны - 10 грамм.
              Мясо - 30 грамм.
              Рыба - 100 грамм.
              Сало - 15 грамм.
              Растительное масло - 15 грамм.
              Томатное пюре - 10 грамм.
              Сахар - 17 грамм.
              Чай - 2 грамма.
              Соль - 30 грамм
              Лавровый лист - 0,2 грамма
              Перец - 0,3 грамма
              Уксус - 2 грамма
              Картофель - 600 грамм.
              Капуста - 170 грамм.
              Морковь - 45 грамм
              Свекла - 40 грамм.
              Лук - 35 грамм.
              Зелень - 10 грамм.
              Мыло - 300 грамм в месяц.
              [/quote][quote]
          3. +2
            24 ноября 2017 20:02
            в 42 г отец пошел в перв класс -- "месяц прописи в тетради , потом между строк газет писали и учились в пакгаузе при ж\д станции" ( прим 5-10 лет назад снесли)."в 43г отогнали немцев и в школе( госпиталь переехал ближе к фронту )поселили пленных , народ забурлил( не помню точного слова отца) "как дети в складе, а эти в тепле и при свете!!!"
            1. +2
              24 ноября 2017 20:15
              Цитата: антивирус
              ...поселили пленных , народ забурлил( не помню точного слова отца) "как дети в складе, а эти в тепле и при свете!!!"

              Вот такой у нас гипертрофированный гуманизм... Загадочная русская душа...
              1. 0
                24 ноября 2017 21:06
                ЭТО ПЕРЕДАЧА С БАЛАНСА МО В МИН СРЕДНЕГО ОБР
                АРМЕЙСКИЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ТО ЧТО ЕСТЬ . без широкого госудаственнического взгляда на проблемы страны.
        2. +1
          24 ноября 2017 18:24
          простите, но показушные же фото...
  8. +5
    24 ноября 2017 09:04
    Есть видео А. Исаева, но разбор операции Б. Юлиным, на мой взгляд, тоже не плох.
  9. +3
    24 ноября 2017 09:36
    эта статейка- низкопробный перевод книжки Гройсмана "Ржев-краеугольный камень Восточного Фронта". Да немцы устояли только за счет мобильных боевых групп надерганных со всех подразделений.Во всех случаях оборона оборона немцев была взломана,а в некоторых местах до полноценной катастрофы не хватило только микроскопических усилий .Катуков всего 1,5 километра не дошел до Оленинского шоссе ,что сразу же обвалило всю северо-западную часть выступа,-- 6-й Сталинский корпус окружил форпост Белый и ему не хватило всего нескольких часов до его захвата (в последний момент к немцам на выручку подошли 8 и 12 танковые дивизии), захват Малого и Большого Кропотово войсками 20 армии означал полновесный прорыв.Проблема в том что в каждом из этих случаев не хватило резервов,иногда одного полка или даже батальона.Кстати сама брусиловская концепция о множестве дробящих ударов оказалась не так уж и плоха и Ржевский опыт лишь ее дополнил.Посмотрите на карту операции Багратион 1944 года--- все как подо Ржевом 1942-- множество дробящих ударов разнесенных по расстоянию и по времени .... только очень сильных .ПыСы
    в к РККА никогда в не было 332-й танковой бригады как 1-й самокатно-мотоциклетной бригады.У фрицев подо Ржевом не было ни 1-й кав дивизии ни 146-й пехотной дивизии
  10. +1
    24 ноября 2017 09:44
    Не похоже это на стратегическое настроение, слишком мало сил выделено, возможно версия о том что план операции был слит немцам имеет право на существование.
    1. +5
      24 ноября 2017 10:31
      Цитата: Cartalon
      Не похоже это на стратегическое настроение, слишком мало сил выделено, возможно версия о том что план операции был слит немцам имеет право на существование.

      С уровнем "Марса" есть один тонкий момент - эту операцию в советское время старались особо не упоминать. И вытащили её на свет божий только в ходе ревизии истории ВОВ. И большинство историков-ревизионистов, ничтоже сумняшеся, записывало в советские силы в этой операции общие силы двух фронтов, да ещё и МЗО.
      В сумме силы двух фронтов и Московской зоны обороны с резервами Ставки насчитывали 1890 тыс. человек, более 24 тыс. орудий и минометов, 3375 танков и 1100 самолетов. Им противостояли почти все войска группы армий «Центр» (кроме пяти дивизий на её крайнем правом фланге), и 2 дивизии группы армий «Север — всего 72 дивизии (кроме 9-ти охранных и учебно-полевых в тылу), из них 10 танковых и 6 моторизованных. Группа армий «Центр» вместе с резервами имела около 1680 тыс. человек, до 3500 танков.

      В результате получалось, что по уровню привлечённых сил "Марс" крыл "Уран" как бык овцу и был чуть ли не главной стратегической операцией конца 1942 года. При этом не принималось во внимание даже то, что силы Московской зоны обороны по большей части представляли из себя учебные и запасные части, а также УР и ПВО. На 1 ноября 1942 г. в МЗО числились всего 6 сд, 7 сбр и 8 УР.
      Тем не менее, полный наряд сил "Марса" действительно превосходил наряд сил "Урана".
      Если суммировать численность войск армий по периметру Ржевского выступа, то мы получим следующие данные: 5-я (71 249 человек, 73 танка), 20-я (95 602 человека, 301 танк), 22-я (70 275 человек, 272 танка), 29-я (54 073 человека, 93 танка), 30-я (50 199 человек, 63 танка), 31 -я (74 158 человек, 90 танков), 33-я (78 490 человек, 196 танков), 39-я (92 135 человек, 227 танков) и 41-я (116 743 человека, 300 танков) армии двух фронтов объединяли более семисот тысяч солдат и командиров и более тысячи семисот танков, а именно 702 924 человека и 1718 танков. Из вышеперечисленных армий 5-я и 33-я армии не вели наступательных действий в конце ноября и декабре 1942 г., но еще 19 ноября, за неделю до начала наступления войск двух фронтов, они получили директиву № 00315 штаба Западного фронта на уничтожение гжатской группировки противника. Ранним утром 25 ноября 5-й и 33-й армиям была назначена дата перехода в наступление – 1 декабря. Намеченное наступление этихдвух армий не состоялось только вследствие неудачи первого этапа операции. Поэтому исключение из наряда сил на "Марс" 5-й и 33-й армий неправомерно.
      Принимавшие участие в операции "Уран" под Сталинградом Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты насчитывали 33 1948, 192 193 и 258 317 человек соответственно. Невооруженным глазом видно, что общая численность войск трех фронтов "Урана" существенно уступает численности двух фронтов, проводивших "Марс". Эту статистику можно детализировать, рассмотрев численность задействованных в контрнаступлении под Сталинградом армий. Если суммировать численность войск 1-й гвардейской армии (142 869 человек, 163 танка), 21-й армии (92 056 человек, 199 танков) и 5-й танковой армии (90 600 человек, 359 танков) Юго-Западного фронта, 24-й (56 409 человек, 48 танков), 65-й (63 187 человек, 49 танков) и 66-й (39 457 человек, 5 танков) армий Донского фронта, 62-й армии (41 667 человек, 23 танка), 64-й армии (40 490 человек, 40 танков), 51-й армии (44 720 человек, 207 танков) и 57-й армии (56 026 человек, 225 танков) Сталинградского фронта, то получим 667 478 человек и 1318 танков. То есть строгие подсчеты говорят о меньших силах, задействованных под Сталинградом, в сравнении с наступлением, предпринятым против Ржевского выступа.
      © Исаев
      ПМСМ, два одновременных стратегических наступления были проведены Ставкой из расчёта, что хотя бы одно из них будет в итоге успешным - немецкий тришкин кафтан конца 1942 года на два направления было уже не натянуть. А второе, даже будучи неудачным, не даст немцам рокировать силы для отражения первого наступления. В принципе, так и получилось - вместо того, чтобы оперативно перебросить Паулюсу резервы из полосы ГА "Центр", для деблокирования 6 А пришлось везти дивизию аж из Франции.
      1. +1
        24 ноября 2017 11:16
        Если войска не участвуют в наступление так значит всё таки считать их не стоит , а если сравнивать количество и качество войск противника в районах Марса и Урана , то видно что и привлечение всех сил фронтов вряд ли привело бы к стратегическому успеху.
        1. +4
          24 ноября 2017 11:19
          Цитата: Cartalon
          Если войска не участвуют в наступление так значит всё таки считать их не стоит

          Стоит - если они входят в запланированные для операции силы. Потому как эти войска были изначально предназначены для участия в данной операции, а уж использовали их в ходе боёв или нет - это уже другой вопрос.
          1. 0
            24 ноября 2017 11:34
            Не согласен при оценке плана можно говорить о том что собирались но не сделали, а оценивая само сражение в расчёт берутся только привлечённые силы, а то тут уже были подсчёты немцев в Керченской операции включая татар полицаев.
      2. BAI
        +4
        24 ноября 2017 11:27
        Да, это не дало немцам заняться любимым делом - оголить спокойные участки фронта и бросить все силы на опасный участок. Иначе, все самолеты и танки оказались бы под Сталинградом.
      3. +2
        26 ноября 2017 11:11
        "С уровнем "Марса" есть один тонкий момент - эту операцию в советское время старались особо не упоминать."////

        И на это было основание. Потери были зашкаливающие.
        В СССР был свой стиль фальсификации истории: "метод замалчивания".
        То что было неудобно, просто не упоминалось, исключалось из новостей и книг.
        Сейчас подход изменился радикально: появился метод "выворачивания наизнанку".
        Было поражение - сделаем из него "победу, но с большими потерями". Или "общий вклад в победу был - Берлин то взяли в конечном итоге (и противник тоже понес потери), значит нельзя считать операцию поражением. Значит: она - победа."
        1. +4
          26 ноября 2017 11:31
          В битве за Днепр тоже были большие потери и неудачные операции (высадка десанта, например), но в целом Восточный вал был взят.
          1. +3
            26 ноября 2017 13:31
            В любой армии и у любого генерала бывают неудачные операции.
            Но если неудачные - все, то такого снимают с должности по
            профнепригодности. Жуков откровенное не тянул штабную работу,
            не видел даже самых простых ловушек противника на фронтах, не умел
            читать карту. Даже определить линию фронта не умел. Эта некомпетентность
            маскировалась криком, матом, зуботычинами, угрозами трибунала и трибуналами.
            Даже те, кто умел думать, были парализованы страхом расстрела.
            Он превратил ГенШтаб в дурдом. Что быстро исправил Василевский,
            возглавив его.
            1. +2
              26 ноября 2017 14:00
              Даже те, кто умел думать, были парализованы страхом расстрела.
              Где-то, я это слышал, забыл. Вроде у Резуна, что-то похожее, про парализацию, но могу ошибаться.
              Интересоваться источниками, бесполезно, естественно. Они, очень авторитетные, очередные ссылки на воспоминания.
              Особенно, пассаж, про то, что карту читать не умел, бедный. История эта, гуляет лет десять, всяк стратег, себе в обязанности ставит, ее воспроизвести, видимо, чтобы не забыли.
              p.s.В Советской армии, вы не поверите, все матом ругаются, а некоторые, даже на нем разговаривают. И чем выше звание и должность, тем забористее. Думаю, что Г. К. Жуков, был виртуоз! Просто, положение обязывало. Рокоссовского, приводить в пример не надо, он там, видимо, один был такой, поэтому, вошёл в легенды.
            2. 0
              27 ноября 2017 10:42
              Цитата: voyaka uh
              Жуков откровенное не тянул штабную работу,
              не видел даже самых простых ловушек противника на фронтах, не умел
              читать карту. Даже определить линию фронта не умел.

              Я так понимаю, что через десяток лет в описаниях исторегов Жуков разучится вообще читать и писать - а будет только свирепо вращать глазами и стрелять во все стороны из верного маузера.
              Штабистом Жуков был хреновым - это да: штабную работу не любит. Но командиром для РККА обр. 1941-1945 был довольно неплохим. Потому как все стенания подчинённых о грубом стиле работы, угрозах и матерщине перекрываются документами о том, что творили эти же подчинённые и во что они превращали исполнение простых приказов.
              Простой пример: зимнее наступление СЗФ в начале 1943 года - удар на Лугу и дальше к Финскому Заливу. В мемуарах подчинённых прибывший в штаб фронта Жуков предстаёт самодуром, матерящим космостав за какие-то незначительные просчёты. По факту же Жуков внезапно обнаружил, что вот-вот готовое начаться наступление, о котором фронт донёс как о полностью подготовленном, по факту не подготовлено вообще никак. Большая часть отмеченных на карте дорог и путей снабжения наступающих частей даже в своём тылу представляет собой заваленные снегом просеки, по которым с трудом проходят даже танки (проверено Катуковым). Сведения о противнике - многомесячной давности, хотя в тылу фронта сидит штаб партизанского движения С-З. Штабы располагаются от передовой на таком расстоянии, что о каком-либо оперативном управлении говорить не приходится вообще. Но по документам фронт полностью готов к наступательной операции, да...
              Цитата: voyaka uh
              Даже те, кто умел думать, были парализованы страхом расстрела.

              Потому что думать командиру надо только после того, как он научится хотя бы понимать Устав. Беда РККА 1941 в том, что в ней слишком любили думать и трактовать приказы, абсолютно не разбираясь в том, что делают. Есть приказ: вывести мехкорпус из боя и передать его для фронтовой операции, которая должна ликвидировать главную угрозу - прорыв танковой группы противника в тыл фронта. Командарм, получив это приказ, начинает думать - и в результате размышлений со скрипом выделяет одну дивизию "своего" мехкорпуса, но при этом переподчиняет себе часть сил другого мехкорпуса, проходящего через полосу его армии. Другой пример: неполный танковый батальон ТД пытается отбить деревню. Одна рота атакует в лоб, сковывая противника, другая - обходит с фланга... и встречает там думающего генерала, который приказывает ей вместо обхода тоже атаковать в лоб. Результат - деревня не взята, батальон потерял 8 танков сожжёнными.
              И это я не говорю про случаи прямого и недвусмысленного нарушения приказов - типа атак деревень в лоб после Жуковского запрета это делать или атак "голыми" танками, несмотря на приказ "ждать пехоту".
              Вообще, практически все приказы 1941-1943 года об устранении и искоренении в разделе "меры по устранению" просто повторяют Устав и соответствующие наставления. Видимо, другим способом донести до командиров Устав не представлялось возможным.
              1. +2
                27 ноября 2017 17:38
                "Беда РККА 1941 в том, что в ней слишком любили думать и трактовать приказы"///

                Ровно наоборот. Беда РККА 1941 в том, что абсурдные приказы генералов
                выполнялись слепо и бездумно. Когда наступление уже совершенно ясно проваливалось, запуганные трибуналами офицеры продолжали гнать вперед - в котлы - солдат и технику.
                Никто не решался доложить наверх реальное состояние вещей. И в этом виноват как-раз стиль Жукова.
              2. 0
                28 ноября 2017 16:52
                Цитата: Alexey RA
                деревню. Одна рота атакует в лоб, сковывая противника, другая - обходит с фланга... и встречает там думающего генерала, который приказывает ей вместо обхода тоже атаковать в лоб. Результат - деревня не взята,


                Так и кто виноват, что 499 высших командиров были репрессированы?!
                499 высших командиров! Это выборка только по командирам в званиях от командарма, комкора, комбрига, комдива! Почти 2/3 высшего кадрового командного состава.

                Едва ли около двух десятков были освобождены с началом войны - большинство расстреляно параноиком.

                Так и кто числился в генералах к 1942-1943 г - бывшие командиры полков, которые на личном составе "учились воевать" - академий не кончали.
        2. 0
          27 ноября 2017 10:14
          Цитата: voyaka uh
          И на это было основание. Потери были зашкаливающие.

          Это Вы со Ржевской битвой путаете. "Марс" старались не выпячивать по другой причине - наступление провалилось.
          Цитата: voyaka uh
          В СССР был свой стиль фальсификации истории: "метод замалчивания".
          То что было неудобно, просто не упоминалось, исключалось из новостей и книг.

          Да-да-да... а во всём остальном мире неудобные операции всегда вытаскивались на первый план. smile
          Кто-нибудь помнит про Операцию Анаким? Или про высадку у Сигнапура? Я уж не говорю про немецкие мемуары про события 1944-1945, написанные в стиле "мы смелым ударом победили орды большевиков, нанеся им огромные потери, но в результате были вынуждены выровнять линию фронта".
  11. +2
    26 ноября 2017 00:04
    Цитата: voyaka uh
    "А что не так с Жуковым?"///

    Ничего особенного - в своем репертуаре. Уложил в землю еще миллион солдат. После этой операции его, к счастью, навсегда отстранили от стратегического планирования и навсегда выгнали из ГенШтаба. Сталин сообразил, что бабы рожают медленнее, чем Жуков отправляет пушечное мясо на пулеметы.

    Не понимаю, почему Вы считаете бои на Западном фронте в 1942 году неудачными на фоне других событий этого года. На большинстве других фронтов до ноября 1942 года почти каждое наступление Красной Армии заканчивалось немецким контронаступлением в котором наступавшие войска попадали в окружение и уничтожались или брались в плен: Севастополь, Керчь, Барвенково, Южный фронт. Под Ржевом потери пленными были меньше, были шансы отвести и отремонтировать подбитую технику. С другой стороны больший процент раненых. Соответственно в тыл приходили сведения о страданиях выживших инвалидов. Свидетели неудач в Керчи, Севастополе, при отступлении до Кавказа родным ничего сообщить не могли. Поэтому тяжесть боев подо Ржевом осталась в памяти народа незаживающим рубцом. Но насколько я помню, те кто воевал в той войне, не могли спокойно об этом говорить. Мой дед не мог смотреть фильмы о войне. Но тогда в 1942 году и мы и немцы стремились к победе. Все немецкие контрудары были парированы, опытные их солдаты и офицеры выбиты. А ведь год-два назад эти войска за недели и месяцы громили армии великих держав, прошли на восток почти до Москвы. Именно в этих боях сломалась немецкая машина. Пленных немцы захватили меньше, раненых и подбитую технику эвакуировать нам было проще, города с заводами немцам не сдали. А Жуков, где бы не воевал, там у противника успехов было меньше. На Украине в 1941 пока там был Жуков немцы наступали медленнее, чем в Белоруссии, под Ленинградом и Москвой немцев остановил. Штабист и командир это разные качества и редко они совмещаются в одном человеке. Историки считают, что Ватерлоо Наполеон проиграл, потому, что рядом с ним не было Нач. штаба уровня Бертье.
  12. 0
    27 ноября 2017 05:29
    То,что немцы в феврале-марте 1943 вынужденны были уйти с Ржевского выступа свидетельствует о том,что они уже не надеялись захвать Москву,фактически их уход из Ржева есть их признание в том что они уже не надеялись выиграть войну.Самое позднее немцы проиграли войну в мае 1943,и потом еще два года воевали что бы Гитлер еще пожил,больше не для чего,глупость полнейшая.
  13. Комментарий был удален.