Military Review

The bloody end of the battle of Paschendale

6
The bloody end of the battle of Paschendale

German troops with difficulty restrained the superior forces of the English army in the battle of Ypres. But the main role was played by the marshes: the Allies literally "drowned" in the mud, and moving several kilometers, paid by the sea of ​​soldiers' blood and suffering, was considered a success.


Battle

The whole of August, British troops continued stubborn attacks on German positions in the area of ​​the city of Ypres. 15 August, the Canadian corps launched an assault on the so-called 70 altitude between the French cities of Lens and Lille. As a result of stubborn battles, the Allies managed to take it, but they could not go any further. During the week thereafter, the sides exchanged counter-attacks, in which chemical warfare agents were actively used, including the newest German development, the Yellow Cross (mustard gas). Only 17 August German troops used up to 20 thousand shells with this poisonous substance.

On August 16, the British launched an offensive on another sector of the front - in the direction of the town of Langemark north of Ypres. The offensive took place in extremely difficult conditions. Due to active shelling, the drainage canals were destroyed, and the water filled the large marshy lowlands. In addition, there were constant torrential rains. All this turned the battlefield into an impassable quagmire, which also began to present for those loaded with equipment and weapons soldier great danger and greatly slowed the troops. Nevertheless, in the evening the British managed to occupy Langemark and the northern section of the Ypres-State railway, which ran through the third line of defense of the Germans.

Due to torrential rains and terrain drowned in water and mud, the British failed to use Tanks и Aviation, and the severity of the breakthrough of German positions fell on the infantry. As a result, in just two days of fighting, the British army lost more than 30 thousand people on this site killed, wounded and missing. The losses of the Germans were less, but they also had a hard time. General Erich von Ludendorff noted: “... a new big blow fell on us. ... Only with the exertion of all forces we managed to push them to the shortest distance. "

22 August the British and Canadians launched a new offensive in the direction of the city of Menin on the border of Belgium and France (in 8 km east of Ypres). Although the Allies managed to capture three lines of German trenches, they could not take the city itself. In this case, the allies and the Germans suffered heavy losses. A new assault was scheduled for August 25, but it had to be postponed due to heavy rains that turned the lowlands of Flanders into an impassable swamp.

At the same time, the French 20 August again attacked near Verdun. The strike was preceded by a powerful 9-day artillery preparation, during which more than 3 million shells were fired at the German positions. Soon after its commencement, the German command, to avoid major losses, took some of the troops back to prepare for repelling the strike. The French succeeded on the first day of the advance to advance 2 kilometers. 26 August French troops pushed the Germans back on 10 - 15 km north of the city. As a result, the French army returned to the position it held until the start of the German offensive near Verdun in February 1916. Success was achieved at the cost of the most powerful work of artillery: in the course of this offensive, the French set a new record for the consumption of shells - spent 4 million shells or 6 tons of explosives per meter front line. For comparison, for all the fighting at Verdun in 1916, one meter of front line was spent only on a ton of explosives. “This showed how much the Entente’s wealth in artillery and ammunition increased during the year,” noted military historian Andrei Zayonchkovsky.


55-i Australian Battery during Pashendale Battle

After the 5-I British army did not achieve significant success in the area of ​​the breakthrough, the commander of the British expeditionary forces, General Haig decided to shift the direction of the main attack. The British command decided to strike in the south-east, along the southern half of the Pashendale ridge. The main role in the new offensive fell on the 2 th British army, under the command of General Herbert Plumer. The British were going to deliver a powerful blow to the enemy’s defenses with a view to breaking through the front. There was a pause in the battle, while the British were preparing for a new decisive offensive. For the new offensive, the British command concentrated on the breakthrough area near the 1300 guns.

During this period, there was a struggle in the air. So, September 11 in an air battle in the Ypres area killed 22-year-old Georges Guinemer - one of the most successful French aces. On his account at that time was 53 downed German aircraft. Ginemere's death was perceived in France as a national grief. 17 September was the first raid on England by Germanic new-type heavy bombers capable of carrying 1000-kilogram bombs - the most powerful at that time.

After a powerful artillery preparation 20 September English, Canadian and Australian launched a new offensive. The main blow was struck in the area of ​​the city of Menen, by whose name this battle entered into history as the "Battle of the Mena Road." Thanks to a strong artillery strike and the suddenness of the attack, the Allies managed to take enemy trenches in a section wider than 10 km and advance on 1,5-2 km, taking control of almost all the dominant heights. The Menna battle again demonstrated the importance of artillery in positional warfare. True, the British paid dearly for this small success, having lost thousands of people killed and wounded in just a week of 21 battles.

September 25 Allied forces resumed the offensive. The main blow this time was in the area of ​​the so-called. Polygonal grove - a small forest between Ypres and the town of Zonnebeke. After the battle of the Mena road, the German command increased the number of troops on the defensive lines. However, the increase in the number of troops on the front line led to an increase in the number of casualties during the Allied artillery preparations. By October 3, the Allies completed the task - the Germans were pushed aside from the Polygonal Grove. However, this victory also cost the British army heavy losses - about 30 thousand killed, wounded and captured.


British wagon train stuck in mud during Pashendale battle

Medics carry out the wounded from the battlefield

October 4 allied units began another offensive. With a new target, the command determined a small elevation to the east of the village of Pashendale. The path to it ran through the tiny village of Brudzaynde. The terrain was still swamped, but the British managed to find relatively dry trails along which they moved the artillery forward. Their fire successfully suppressed the Germans' concreted machine-gun points, after which the tanks went into battle. The British managed to move forward again a few kilometers. Moreover, in contrast to previous attacks, with the least losses, and scattered counterattacks of the German troops were repulsed by artillery fire. Military historians later called the battle for Brudzinde the most successful episode of the Battle of Paschendale. And the Germans recognized 4 of October as a “black day”.

October 9 The English army stormed the German fortifications in the area of ​​the town Polkapelle in 4 km north of Ypres. They did not manage to move forward. The weather was again against the British - incessant downpours turned the battlefield into a solid sea of ​​mud. German troops also had a hard time, they defended their positions at the cost of heavy losses - 35 thousand killed, wounded and captured. On October 12, the Allies attacked the village of Pashendale. However, this attack also failed. British and Australian units lost about 13 thousand people killed and wounded. Among them were 2735 of New Zealanders, some of them died a terrible death, simply drowning in the quagmire of soaking from the endless rains and shelling of the fields. In New Zealand, 12 October is still considered one of the blackest days in the history of the country. October 13 British Commander-in-Chief Douglas Haig decided to suspend the operation until a dramatic improvement in the weather.

October 26 Allied troops resumed the offensive and again went on the assault Pashendale. The main role was assigned to Canadian units, which on the flanks were supported by the British and French. However, it was not possible to break through the enemy defenses, and because of the incessant rains and heavy losses, the operation was again postponed. Only November 4 British and Canadian troops occupied the outskirts of the village Pashendale. On November 6, the Allies conducted a final attack on the village. They managed to occupy the remaining ruins. 10 November, Canadians repulsed the Germans and the prevailing heights north of the village. At this battle was completed.


British soldier on the ruins of the village Paschendale

Results

Thus, the offensive operation of the English army, which lasted from July, and went down in history as the Battle of Paschendale, was completed. Formally, the British troops won, taking a number of positions. However, the allies did not succeed in achieving the strategic goal of breaking through the enemy front and seizing the coasts of Belgium in order to deprive German submarines of naval bases.

The battle of Pashendale became one of the bloodiest battles of the First World War - the allies for 4 month lost more than 500 thousand people killed, wounded and captured, the Germans - about 350 thousand people. The loss figures are still controversial. This battle then became one of the symbols of war and suffering. During the battle, it rained all the time, turning the low-lying area during constant shelling into an impassable quagmire, in which many soldiers died. In this case, the Allies have advanced only a few kilometers. However, many researchers emphasized the important role of the battle, as it forced the Allied command to be more attentive during the preparation of offensive operations, to improve the assault tactics.


Aerial photos of the village Paschendale before the start of the battle (above) and after
Author:
Articles from this series:
1917 Campaign

The transition of the Central Powers to a strategic defense
Entente plans for 1917 year: bet on a decisive victory in the war
Russian army to the beginning of the 1917 campaign of the year: the approach of the general collapse
Attack without shot: Mitav operation
How Germany began the unlimited submarine war
German submarine vs UK
How the German submarine fleet tried to crush the "mistress of the seas"
The United States used the myth of "inhuman" submarine warfare to oppose Germany
Caucasian front in 1917 year. Baratov corps offensive in southwestern Persia
Mosul operation. How the British, until recently, tried to use the Russian "cannon fodder"
The war of the USA and England against Europe and Russia for absolute power on the planet
USA and World War I
How did the USA profit from World War I
"War will end wars." USA in the First World War
World War I turned the United States into a leading world power
"Nivel Meat Grinder"
Tenth Battle of the Isonzo
The failure of the "offensive of Kerensky"
"It was no longer the former Russian"
As Greece at gunpoint forced to go to war
The revival of the Romanian army: the battle of Marashti and Maraseshti
Operation "Albion"
How the Germans stormed the Moonsund Islands
The bloody battle on the plateau Bainzitz
The defeat of the Italian army in the Battle of Caporetto
The defeat of the Italian army in the Battle of Caporetto. H. 2
"To die, but not to retreat!"
As the British offensive under Yprom drowned in mud
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Same lech
    Same lech 27 November 2017 15: 08
    +9
    Thanks to the author ... for describing the war in its worst form. Yeah ... the photos are impressive ... the lunar landscape ...
    for a few patches of land in the area put 850 thousand people what for the fun of the bourgeoisie ... the filthy thing about this war ... would not want to be there.
  2. parusnik
    parusnik 27 November 2017 15: 22
    +3
    ..Human grinder ... fertilized the swamps with their bodies ...
  3. soldier
    soldier 27 November 2017 16: 56
    16
    in 4 months the Allies lost more than 500 thousand people killed, wounded and captured, Germans - about 350 thousand people. The loss figures are still controversial.

    But not to the same extent, the scatter of numbers and disputes.
    In Western historiography (MM Evans. Passchendaele. 2005. S. 167), the total losses of the Allies and Germans from July 31 to November 10, 1917 (Third Battle of Ypres (Pashendail)) are considered as follows:
    British -240 thousand people;
    French - 8525 people
    Germans - 230000 people.
    1. Trapperxnumx
      Trapperxnumx 28 November 2017 18: 25
      +3
      And still a lot ...
  4. Trapperxnumx
    Trapperxnumx 28 November 2017 18: 30
    +5
    I can’t imagine what it was like for the soldiers in that war ... Moreover, in 1914 it was probably simpler, there was optimism, faith and hope for a speedy victory and a safe return home ... and here - fussing over three square meters with full feeling of their insignificance and the expectation of the fall of a shell that would stop all this ... what moods could the soldiers have in the third year of the war seeing these very real massacres that simply bring no sense of purpose or visible result. Just the breath of death every second and around every corner ...
    Nevertheless, it was morally simpler in the Great Patriotic War - and I knew for what and against whom and yet there was some kind of movement, movement ...
    1. soldier
      soldier 28 November 2017 19: 09
      19
      I agree with your first and second comments hi

Кровавый конец битвы при Пашендейле

Кровавый конец битвы при Пашендейле

Германские войска с трудом сдерживали превосходящие силы английской армии в сражении под Ипром. Но главную роль сыграли болота: союзники буквально «утонули» в грязи, и продвижение на несколько километров, заплаченное морем крови и страданий солдат, считалось успехом.

Сражение

Английские войска весь август продолжали упорные атаки на германские позиции в районе города Ипр. 15 августа канадский корпус начал штурм так называемой высоты 70 между французскими городами Ланс и Лилль. В результате упорных боев союзникам удалось её взять, но дальше продвинуться они не смогли. В течение недели после этого стороны обменивались контратаками, в которых активно применялись боевые отравляющие вещества, включая новейшую германскую разработку «желтый крест» (иприт). Только 17 августа германскими войсками было использовано до 20 тыс. снарядов с этим отравляющим веществом.


16 августа британцы перешли в наступление на другом участке фронта — в направлении городка Лангемарк к северу от Ипра. Наступление проходило в крайне тяжелых условиях. Из-за активных артиллерийских обстрелов дренажные каналы были разрушены, и вода заполнила большие болотистые низменности. Кроме того, шли постоянные проливные дожди. Всё это превратило поле боя в непролазную трясину, которая также стала представлять для нагруженных снаряжением и оружием солдат большую опасность и сильно замедляла войска. Тем не менее, к вечеру британцам удалось занять Лангемарк и северный участок железной дороги Ипр — Штатен, по которой пролегала третья линия обороны немцев.

Из-за проливных дождей и утонувшей в воде и грязи местности англичанам не удалось задействовать танки и авиацию, и всю тяжесть прорыва германских позиций пала на пехоту. В результате всего за два дня боев английская армия потеряла на это участке более 30 тыс. человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Потери германцев были меньше, но и им приходилось тяжело. Генерал Эрих фон Людендорф отмечал: «… на нас обрушился новый большой удар. … Только при напряжении всех сил нам удалось их оттеснить на самое короткое расстояние».

22 августа англичане и канадцы начали новое наступление в направлении города Менен на границе Бельгии и Франции (в 8 км к востоку от Ипра). Хотя союзникам и удалось захватить три линии немецких траншей, сам город они взять не смогли. При этом и союзники, и немцы понесли тяжелейшие потери. Новый штурм был назначен на 25 августа, но его пришлось отложить из-за проливных дождей, превращавших низменности Фландрии в непролазную топь.

Одновременно французы 20 августа снова атаковали под Верденом. Удару предшествовала мощная 9-дневная артподготовка, во время которой по германским позициям было выпущено более 3 млн. снарядов. Вскоре после её начала германской командование, чтобы избежать крупных потерь отвело часть войск назад, для подготовки к отражению удара. Французам удалось в первый же день наступление продвинуться на 2 километра. 26 августа французские войска оттеснили германцев на 10 — 15 км к северу от города. В результате французская армия вернулась на позиции, которая она занимала до начала немецкого наступления под Верденом в феврале 1916 года. Успех был достигнут ценой мощнейшей работы артиллерии: в ходе этого наступления французы установили новый рекорд по расходу снарядов — израсходовали 4 млн. снарядов или по 6 тонн взрывчатки на один метр линии фронта. Для сравнения, за все время боев под Верденом в 1916 года на один метр линии фронта было растрачено лишь по тонне взрывчатки. «Это показало, насколько в течение года увеличилось богатство Антанты в артиллерии и боеприпасах», — отмечал военный историк Андрей Зайончковский.


55-я австралийская батарея во время битвы при Пашендейле

После того как 5-я английская армия не добилась значительных успехов на участке прорыва, командующий британскими экспедиционными войсками генерал Хейг решил перенести направление главного удара. Британское командование решило нанести удар на юго-восток, вдоль южной половины хребта Пашендейль. Основная роль в новом наступлении ложилась на 2-ю английскую армию, под командованием генерала Герберта Плюмера. Британцы были намерены нанести мощный удар по обороне противника с целью прорыва фронта. В битве наступила пауза, пока англичане готовились к новому решительному наступлению. Для нового наступления британское командование сосредоточило на участке прорыва около 1300 орудий.

В этот период в воздухе шла своя борьба. Так, 11 сентября в воздушном бою в районе Ипра погиб 22-летний Жорж Гинемер — один из самых результативных французских асов. На его счету на тот момент было 53 сбитых германских самолета. Гибель Гинемера была воспринята во Франции как национальное горе. 17 сентября состоялся первый налет на Англию германских тяжелых бомбардировщиков нового типа, способных нести 1000-килограммовые бомбы — самые мощные на тот момент.

После мощной артиллерийской подготовки 20 сентября английские, канадские и австралийские пошли в новое наступление. Основной удар наносился в районе города Менен, по названию которого это сражение вошло в историю как «Битва при Мененской дороге». Благодаря сильному артиллерийскому удару и внезапности атаки союзникам удалось занять вражеские траншеи на участке шириной более 10 км и пройти вперед на 1,5-2 км, взяв под контроль почти все господствующие высоты. Мененское сражение снова продемонстрировало значение артиллерии в позиционной войне. Правда, за этот небольшой успех англичане заплатили дорого, потеряв всего за неделю боев 21 тыс. человек убитыми и ранеными.

25 сентября союзные войска возобновили наступление. Главный удар на этот раз наносился в районе т. н. Многоугольной рощи — небольшого леса между Ипром и городком Зоннебеке. После сражения при Мененской дороге германское командование увеличило численность войск на оборонительных линиях. Однако увеличение числа войск на передовой привело к увеличению числа потерь во время артиллерийских подготовок союзников. К 3 октября союзники выполнили поставленную задачу — немцы были оттеснены из Многоугольной рощи. Однако и эта победа стоила английской армии тяжелых потерь — около 30 тыс. убитыми, ранеными и пленными.


Британский обоз, застрявший в грязи во время битвы при Пашендейле

Санитары выносят раненого с поля боя

4 октября союзные части начали очередную наступательную операцию. Новой целью командование определило небольшую возвышенность к востоку от деревни Пашендейль. Путь к ней пролегал через крошечную деревушку Брудзайнде. Местность по-прежнему была заболоченной, но англичанам удалось найти относительно сухие тропы, по которым они передвинули вперед артиллерию. Их огонь успешно подавил бетонированные пулеметные точки немцев, после чего в бой пошли танки. Англичанам удалось вновь продвинуться вперёд на несколько километров. Причем, в отличие от предыдущих атак, с наименьшими потерями, а разрозненные контратаки германских войск были отбиты огнем артиллерии. Военные историки позже назвали сражение за Брудзайнде самым успешным эпизодом Битвы при Пашендейле. А немцы признали 4 октября «черным днем».

9 октября английская армия пошла на штурм германских укреплений в районе городка Полькапелль в 4 км к северу от Ипра. Продвинуться вперёд им так и не удалось. Погода снова была против британцев — непрекращающиеся ливни превратили поле боя в сплошное море грязи. Германским войскам также пришлось тяжело, они отстояли свои позиции ценой больших потерь — 35 тыс. убитыми, ранеными и пленными. 12 октября союзники атаковали деревню Пашендейль. Однако и эта атака провалилась. Английские и австралийские части потеряли убитыми и ранеными около 13 тыс. человек. В их числе оказались и 2735 новозеландцев, часть из них погибла страшной смертью, просто утонув в трясине размокших от бесконечных дождей и артобстрелов полей. В Новой Зеландии 12 октября до сих пор считают одним из самых черных дней в истории страны. 13 октября британский главнокомандующий Дуглас Хейг принял решение о приостановке операции до кардинального улучшения погоды.

26 октября войска союзников возобновили наступление и снова пошли на штурм Пашендейла. Главная роль отводилась канадским частям, которых по флангам поддерживали англичане и французы. Однако прорвать оборону противника не удалось, и из-за непрекращающихся дождей и тяжелых потерь операция опять была отложена. Только 4 ноября британские и канадские войска заняли окраину деревни Пашендейль. 6 ноября союзники провели последнюю атаку на деревню. Им удалось занять оставшиеся от неё руины. 10 ноября канадцы отбили у германцев и господствующую высоту к северу от деревни. На этом сражение было завершено.


Британский солдат на руинах деревни Пашендейль

Итоги

Таким образом, наступательная операция английской армии, продолжавшаяся с июля, и вошедшая в историю как Битва при Пашендейле, была завершена. Формально британские войска одержали победу, захватив ряд позиций. Однако союзникам так и не удалось достичь стратегической цели — прорвать вражеский фронт и захватить побережья Бельгии, чтобы лишить германские подводные лодки морских баз.

Битва при Пашендейле стала одним из самых кровопролитных сражений Первой мировой войны — союзники за 4 месяца потеряли убитыми, ранеными и пленными более 500 тыс. человек, немцы — около 350 тыс. человек. Цифры потерь вызывают споры до сих пор. Эта битва тогда стала одним из символов тягот и страданий войны. Во время сражения всё время шли дожди, превращавшие низменную область при постоянных артобстрелах в непролазную трясину, в которой погибли многие солдаты. При этом союзники продвинулись всего на несколько километров. Однако многие исследователи подчёркивали важную роль битвы, так как заставила союзное командование быть более внимательным в ходе подготовки наступательных операций, усовершенствовать штурмовую тактику.


Аэрофотоснимки деревни Пашендейль перед началом битвы (вверху) и после
Автор:
Самсонов Александр
Статьи из этой серии:
Кампания 1917 года

Переход Центральных держав к стратегической обороне
Планы Антанты на 1917 год: ставка на решительную победу в войне
Русская армия к началу кампании 1917 года: приближение всеобщего развала
Атака «без выстрела»: Митавская операция
Как Германия начала неограниченную подводную войну
Германский подводный флот против Великобритании
Как германский подводный флот пытался сокрушить «владычицу морей»
США использовали миф о «бесчеловечной» подводной войне, чтобы выступить против Германии
Кавказский фронт в 1917 году. Наступление корпуса Баратова в юго-западной Персии
Мосульская операция. Как британцы до последнего пытались использовать русское «пушечное мясо»
Война США и Англии против Европы и России за абсолютную власть на планете
США и Первая мировая война
Как США нажились на Первой мировой войне
«Война положит конец войнам». США в Первой мировой войне
Первая мировая война превратила США в ведущую мировую державу
«Мясорубка Нивеля»
Десятая битва при Изонцо
Провал «наступления Керенского»
«Это уже не были прежние русские»
Как Грецию под дулами орудий заставили вступить в войну
Возрождение румынской армии: битвы при Мэрэшти и Мэрэшешти
Операция «Альбион»
Как немцы штурмовали Моонзундские острова
Кровавая битва на плато Байнзицца
Разгром итальянской армии в битве при Капоретто
Разгром итальянской армии в битве при Капоретто. Ч. 2
"Умереть, но не отступить!"
Как британское наступление под Ипром утонуло в грязи
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

6 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Тот же ЛЕХА Офлайн
    Тот же ЛЕХА (Алексей ) 27 ноября 2017 15:08
    +9
    Спасибо автору ...за описание войны в самом худшем ее виде. Даа... фото впечатляют...лунный пейзаж...
    за несколько клочков земли в этом районе положить 850 тысяч человек what на потеху буржуям ...поганная штука эта война...не хотел бы там оказаться.
  2. parusnik Онлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 27 ноября 2017 15:22
    +3
    ..Человеческая мясорубка...удобрили болота своими телами...
  3. армеец Офлайн
    армеец (Солтан Алексей) 27 ноября 2017 16:56
    +16
    союзники за 4 месяца потеряли убитыми, ранеными и пленными более 500 тыс. человек, немцы — около 350 тыс. человек. Цифры потерь вызывают споры до сих пор.

    Но не до такой же степени разброс цифр и споры.
    В западной историографии (M. M. Evans. Passchendaele. 2005. S. 167) общие потери союзников и немцев 31 июля - 10 ноября 1917 г. (Третья Битву на Ипре (Пашендайль)) считаются следующими:
    Британцы -240 тыс. человек;
    Французы - 8525 человек
    Германцы - 230000 человек.
    1. Trapper7 Офлайн
      Trapper7 (Дмитрий) 28 ноября 2017 18:25
      +3
      И все равно много...
  4. Trapper7 Офлайн
    Trapper7 (Дмитрий) 28 ноября 2017 18:30
    +5
    Я не представляю каково было солдатам в той войне... Причем в 1914 году наверно все же попроще было, там был оптимизм, вера и надежда на скорую победу и благополучное возвращение домой... а здесь - возня на трех квадратных метрах с полным ощущением своего ничтожества и ожиданием падения снаряда который и прекратит все это... какие настроения вообще могли быть у солдат на третьем году войны видя эти самые настоящие массовые побоища, которые просто не приносят ни смысла ни цели ни видимого результата. Одно лишь дыхание смерти каждую секунду и за каждым углом...
    В Великую Отечественную все же в моральном плане попроще было - и знал за что и против кого и все же динамика была какая-то, движение...
    1. армеец Офлайн
      армеец (Солтан Алексей) 28 ноября 2017 19:09
      +19
      Согласен и с первым, и со вторым Вашими комментариями hi
Картина дня