Crimea in 1918-1919. Intervents, local authorities and whites

Smoot. 1919 year. By the spring of 1919, there were three main forces in Crimea: the Entente armed forces; the white Crimean-Azov army under the command of General Borovsky and the weak government of S. Crimea, which had no troops. In addition, on the peninsula there was a powerful red underground and partisan movement.

Politics of the Second Crimean Government


The government of Solomon of Crimea relied on Denikin’s army. The Crimean peninsula entered the scope of the Volunteer Army in agreement with the government of S. Crimea, was busy with small white units, began to recruit volunteers. At the same time, Denikin announced non-interference in the internal affairs of the Crimea.



The government of S. Crimea believed that it was a model of the “future All-Russian power”. The cabinet’s leading politicians were Minister of Justice Nabokov and Minister of Foreign Affairs Vinaver, who were among the leaders of the All-Russian Constitutional Democratic Party (Cadets). The Crimean government tried to cooperate with all organizations and movements that sought to "reunite United Russia", saw allies in the Entente, intended to re-establish public self-government bodies and wage a determined struggle against Bolshevism. Therefore, the regional government did not interfere in the repressive policies of the whites (“white terror”) in relation to representatives of the opposition socialist and trade union movement.

26 November 1918, the Entente squadron (22 pennant) arrived in Sevastopol. The Crimean regional government as a whole expressed its respect to the invaders. November 30 Western occupiers occupied Yalta. The Crimean government attached great importance to the presence of the Entente forces. Therefore, the Ministry of External Relations headed by Vinaver moved to Sevastopol, which became the main stronghold of the interventionists. At this time, the Entente, having won the World War, enjoyed great popularity among the Crimean public and intellectuals. The Cadets and the representatives of the White movement believed that under the cover of such a force they would be able to form a powerful army that would launch an offensive against Moscow. It is possible that divisions of the Entente will take part in this attack. The Bolsheviks, as Crimean politicians believed, were already demoralized and quickly defeated. After that, it will be possible to form a "All-Russian power."

However, the white Crimean-Azov army of General Borovsky did not become a full-fledged unit. Her number did not exceed 5 thousand fighters. The chain of small white detachments stretched from the lower Dnieper to Mariupol. In Crimea, they were able to create only one full-fledged regiment of volunteers - 1-th Simferopol, the other parts remained in their infancy. There were fewer officers in the Crimea than in Ukraine, and we drove here to sit out and not fight. The locals, like the fugitives from the central regions of Russia, also did not want to fight. They hoped to protect foreigners - first the Germans, then the British and French. General Borovsky himself showed no great managerial qualities. He rushed about between Simferopol and Melitopol, not really doing anything (plus he turned out to be a drunkard). The attempt to mobilize in Crimea also failed.

Crimea in 1918-1919. Intervents, local authorities and whites

British warships enter Sevastopol. Autumn 1918


Deterioration of the situation on the peninsula


Meanwhile, the economic situation on the peninsula gradually deteriorated. Crimea could not exist in isolation from the general economy of Russia, many ties were broken due to the Civil War and the conflict with Kiev. Enterprises shut down, unemployment grew, finance sang romances. There were various monetary units in the peninsula: “Romanovka”, “Kerenki”, Don paper money (“bells”), Ukrainian rubles, German marks, French francs, British pounds, American dollars, coupons from various interest-bearing papers, loans, lottery tickets, etc. The sharp deterioration in living conditions led to an increase in revolutionary sentiment and the popularity of the Bolsheviks. This was facilitated by the Soviet government, sending its agitators to the peninsula and organizing partisan detachments.

By the end of 1918 - the beginning of 1919 of the year, there were red underground fighters in almost all Crimean cities. Guerrillas acted throughout the peninsula. In January, the Reds 1919 rebelled in Evpatoria, they were able to suppress it only with the help of the battalion of the Simferopol regiment and other White divisions. The remains of the red ones, headed by Commissioner Petrichenko, sat down in the quarries, regularly making forays from there. After several fights, White was able to knock out the Reds and from there, many were shot. Under the control of the Communists were trade unions, which almost openly led Bolshevik agitation. The trade unions responded with rallies, strikes and protests against government actions to tighten policies. The peninsula was full weaponstherefore, not only the red rebels acted in the Crimea, but also the "green" ones - gangsters. The criminal revolution that began in Russia with the beginning of the unrest, swept the Crimea. The usual thing was shooting in the streets.

The volunteers responded by intensifying the “white terror” to the activation of the red and green ones. Formed units of whites were forced not to go to the front, but to engage in the protection of order, to carry out punitive functions. This did not contribute to the growing popularity of the White Army among the local population. White terror pushed many Crimeans from the Volunteer Army.

Thus, there was no real power behind the government of S. Crimea. It existed only under the protection of whites and invaders. Gradually, the first rainbow dreams of the Crimean politicians began to shatter about the harsh reality. It was not possible to form a powerful white Crimean army. White Crimeans did not want to go and defend the “united and indivisible Russia”.

Interventionist policy


The interventionists (mostly French and Greeks), with the main base in Sevastopol (the powerful fleet of Admiral Amet and more than 20 thousand bayonets), took a peculiar position. The garrison was only in Sevastopol, the French were interested in controlling this sea fortress. The invaders captured several ships of the former fleet of Russia, as well as part of the stockpile of coastal weapons.

Denikin suggested that the "allies" take at least small garrisons Sivash, Perekop, Dzhankoy, Simferopol, Feodosiya and Kerch, to ensure order there, to protect the entrance to the peninsula, about freeing the white parts for action at the front. However, the Allied Command refused to do so. The interventionists in Sevastopol (as well as throughout Russia) avoided direct battles with the Reds, preferring to set off the Russians with the Russians for general exhaustion, the exsanguination of the Russian civilization and the Russian people. At the same time, their troops quickly decomposed and could no longer fight. Moreover, there was a threat of transferring revolutionary sentiments to the Western countries themselves. The sailors of the French fleet took part in demonstrations with red flags. Lenin and his slogans were very popular among the working masses of Western Europe at that time, and the campaign “hands off Soviet Russia!” Was very effective.

On the other hand, the Westerners believed that they were the masters of the Crimea and the Volunteer Army was in their submission. Therefore, the Allied command actively intervened in the activities of the Crimean government and hindered the activities of Denikin. The invaders interfered with the launch of the “white terror” in Sevastopol, where they organized “democracy” and where the Bolsheviks and the red trade unions felt good.



When the Commander-in-Chief of the All-Union People's Defense Council Denikin decided to transfer the Headquarters from Ekaterinodar to Sevastopol, the interventionists forbade him to do so. And the government of S. Crimea tried in every way to curry favor with the Allies, so that the Westerners would protect the peninsula from the Red Army. The Crimean government, which existed only because of the presence of Denikin’s army in the south of Russia, put sticks into the wheels of Denikin. With the filing of the government in the Crimean press, a campaign was launched against the Volunteer Army, which was considered "reactionary," "monarchical," not respecting the autonomy of Crimea. On the issue of mobilization on the peninsula, the government of S. Crimea under the pressure of General Borovsky, now the interventionists, then the trade unions behaved inconsistently. Either she announced the beginning of the mobilization, then she abolished it, then she called the officers, then she called the officer mobilization optional, voluntary.






Allied ships in Sevastopol


The onset of the Reds and the fall of the Second Crimean Government


By the spring of 1919, the external situation had deteriorated sharply. In the Crimea, it was possible more or less to restore order. However, in the north, the Reds came to Yekaterinoslav, headed by Dybenko. They connected with the forces of Makhno. The Russian 8 corps of General Schilling (there were only 1600 fighters in it), which was formed there, retreated to the Crimea. As a result, regular Soviet units and Makhno detachments came out against small volunteers, which quickly grew in size and adopted a more correct organization. Fights began in the area of ​​Melitopol. Denikin wanted to transfer Timanovsky's brigade from Odessa to this site, but the Allied command did not give permission.

In March, the 1919 of the year, the Allies unexpectedly for the white command surrendered Kherson and Nikolaev in red. The Reds had the opportunity to attack the Crimea from the western direction. Under the influence of the success of the Red Army in the Ukraine and Novorossia, the insurgent movement in the Crimea was revived, and both the red insurgents and ordinary bandits acted. They attacked the communications of whites, trashed carts. Crimean trade unions demanded the removal of the White Army from the peninsula and the restoration of Soviet power. The railroad workers were on strike, refusing to transport the cargo of Denikin’s army.

White could not hold the front in Tavria with extremely weak forces. It was decided to withdraw the troops to the Crimea. Began the evacuation of Melitopol. However, it was difficult to retreat. From the north and west, the Reds advanced with large forces, trying to cut off the whites from Perekop. The main part of the white troops retreated to the east, on the connection with the Donetsk group of the Volunteer Army. The Combined Guards regiment was defeated, where the battalions were called the old Guards regiments (Preobrazhensky, Semenovsky, etc.). With battles from Melitopol to Genichesk only the battalion of the Simferopol regiment and other small forces of General Schilling retreated. The second battalion of the Simferopol regiment took positions at Perekop.


General Nikolai Nikolaevich Shilling



Pavel Dybenko and Nestor Makhno. 1918 year


In fact, there was no defense of the Crimea. Neither the S. Crimea government, nor the interventionists, nor the whites prepared to defend the Crimean peninsula. Given the power of the Entente, such a scenario was not even considered. Franche d'Espere, appointed in March by the High Commissioner of France in southern Russia and replacing Bertello in this post, promised Borovsky that the Allies would not leave Sevastopol, that Greek troops would soon be landed here to secure the rear, and White should advance to the front.

At the end of March, Schilling, abandoning the armored train and guns, retreated from the Chongar peninsula to Perekop. White gathered all the forces at Perekop: the Simferopol regiment, various units that had begun to form, 25 guns. The Allied Command sent only a company of Greeks. For three days the Reds fired at enemy positions and April 3 went on the attack, but was beaten off. However, at the same time with the frontal attack, the Red Army men crossed the Sivash and began to go to the rear to the white. This idea was proposed by Dybenko, the father of Makhno. White retreated and tried to hold on to Ishun positions. The commander of the allied forces, Colonel Thrusson promised help with troops and resources. However, white rare chains were easily broken by red. A detachment of decisive Colonel Slaschova organized the broken parts and went to the counter. The White Guards rejected the Reds, went to Armenian. But the forces were unequal, the whites quickly exhausted, and there were no reinforcements. In addition, the Red Command, taking full advantage of the forces, organized a landing of troops on the Chongar Strait and on the Arabat Spit. Under the threat of complete encirclement and destruction of the white troops at Perekop, they retreated to Dzhankoy and Theodosia. The Crimean government fled to Sevastopol.

Meanwhile, Paris gave the order to withdraw allied forces from Russia. 4-7 April, the French fled from Odessa, leaving the whites remaining there. On April 5, the Allies concluded a truce with the Bolsheviks in order to calmly evacuate Sevastopol. They evacuated to 15 April. The French battleship Mirabeau was stranded, so the evacuation was delayed to release the ship. Trusson and Admiral Amet suggested to the commandant of the Sevastopol fortress General Subbotin and the commander of the Russian ships Admiral Sablin that all the institutions of the Volunteer Army should immediately leave the city. At the same time, the allies during the evacuation robbed the Crimea, removing the valuables of the Crimean government transferred to them for “storage”. On April 16, the last ships departed, taking white and refugees to Novorossiysk. Prime Minister S. Crimea fled along with the French. Many Russian refugees and their allies reached Constantinople and then on to Europe, forming the first Odessa-Sevastopol wave of emigration.

By 1 May 1919, the Reds liberated Crimea. The remaining white forces (about 4 thousand people) retreated to the Kerch Peninsula, where they entrenched on the Ak-Monaysky isthmus. Here whites were supported by Russian and British ships with fire. As a result, the 3 Army Corps, into which the Crimean-Azov Army was transformed, remained in the east of the peninsula. The Reds themselves did not show much stubbornness here and stopped the attacks. It was believed that soon Denikin’s army would be defeated and whites in the Kerch area would be doomed. Therefore, the Red troops confined to blockade. The main forces of the Red Army were redeployed from the Crimea to other areas.


Descent from the battleship "Mirabeau" on the northern shore of the Sevastopol Bay


Crimean Soviet Socialist Republic


The 3-I Crimean Regional Conference of the RCP (B), which was held in Simferopol on 2 8-29 on April 1919, adopted a resolution on the formation of the Crimean Soviet Socialist Republic. 5 May 1919 was formed by the Provisional Workers 'and Peasants' Government of the KSSR headed by Dmitry Ulyanov (Lenin's younger brother). Dybenko became People's Commissar of military and maritime affairs. The Crimean Soviet Army was formed from units of the 3 of the Ukrainian Soviet division and local formations (they managed to form only one division — more than 9 thousand bayonets and sabers).

6 May 1919 published a Government Declaration, which reported the republic’s tasks: the creation of a regular Crimean Soviet army, the organization of local council authority and the preparation of a congress of Soviets. The KSSR was declared not a national, but a territorial entity, it was declared about the nationalization of industry and the confiscation of landowner, kulak and church lands. Banks, financial institutions, resorts, railway and water transport, fleet, etc. were also nationalized. Evaluating the period of the “second Crimean Bolshevism,” a contemporary and witness to the events Prince V. Obolensky noted the relatively “bloodless” character of the established regime. This time there was no mass terror.

The Soviet power in Crimea did not last long. Denikin's army in May 1919 began its offensive. 12 June 1919, a white landing of General Sashchev landed on the peninsula. By the end of June, the White Army captured the Crimea.


The entry of the Red troops in Sevastopol. May 1919
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Крым в 1918-1919 годах. Интервенты, местные власти и белые

Смута. 1919 год. К весне 1919 года в Крыму было три основных силы: вооруженные силы Антанты; белая Крымско-Азовская армия под командованием генерала Боровского и слабое правительство С. Крыма, не имевшее своих войск. Кроме того, на полуострове имелось мощное красное подполье и партизанское движение.

Политика Второго крымского правительства


Правительство Соломона Крыма опиралось на армию Деникина. Крымский полуостров вошёл в сферу действия Добровольческой армии по соглашению с правительством С. Крыма, был занят небольшими по численности белыми подразделениями, начали набор добровольцев. При этом Деникин объявил о невмешательстве во внутренние дела Крыма.


Правительство С. Крыма считало, что оно является образцом «будущей всероссийской власти». Ведущими политиками кабинета были министр юстиции Набоков и министр иностранных дел Винавер, они были одними из лидеров общероссийской Конституционно-демократической партии (кадеты). Крымское правительство пыталось сотрудничать со всеми организациями и движениями, которые стремились к «воссоединению единой России», видело союзников в Антанте, намеревалось воссоздать органы общественного самоуправления и вести решительную борьбу с большевизмом. Поэтому краевое правительство не вмешивалось в репрессивную политику белых («белые террор») по отношению к представителям оппозиционного социалистического и профсоюзного движения.

26 ноября 1918 года эскадра Антанты (22 вымпела) прибыла в Севастополь. Крымское краевое правительство в полном составе выразило интервентам своё почтение. 30 ноября западные оккупанты заняли Ялту. Крымское правительство придавало присутствию сил Антанты огромное значение. Поэтому министерство внешних сношений во главе с Винавером перебралось в Севастополь, который стал главным оплотом интервентов. В это время Антанта, одержав победу в мировой войне, пользовалась у крымской общественности, интеллигенции большой популярностью. Кадеты и представители белого движения верили, что под прикрытием такой силы они смогут сформировать мощную армию, которая развернёт наступление на Москву. Возможно, в этом наступлении примут участие и дивизии Антанты. Большевики же, как считали крымские политики, уже деморализованы и быстро потерпят поражение. После этого можно будет формировать «общероссийскую власть».

Однако белая Крымско-Азовская армия генерала Боровского так и не стала полноценным соединением. Её численность не превышала 5 тыс. бойцов. Цепь небольших белых отрядов протянулась от низовий Днепра до Мариуполя. В Крыму смогли создать только один полноценный полк из добровольцев – 1-й Симферопольский, другие части так и остались в зачаточном состоянии. Офицеров в Крыму было меньше, чем на Украине, да и ехали сюда, чтобы отсидеться, а не воевать. Местные жители, как и беглецы из центральных областей России, также воевать не желали. Они надеялись на защиту иностранцев – сначала германцев, затем англичан и французов. Сам генерал Боровский больших управленческих качеств не проявил. Метался между Симферополем и Мелитополем, ничего толком не делая (плюс оказался пьяницей). Провалилась и попытка мобилизации в Крыму.

Крым в 1918-1919 годах. Интервенты, местные власти и белые

Британские военные корабли входят в Севастополь. Осень 1918 г.


Ухудшение ситуации на полуострове


Тем временем экономическая ситуация на полуострове постепенно ухудшалась. Крым не мог существовать в отрыве от общего хозяйства России, многие связи были оборваны из-за Гражданской войны и конфликта с Киевом. Закрывались предприятия, росла безработица, финансы пели романсы. На полуострове в ходу были различные денежные единицы: «романовки», «керенки», донские бумажные деньги («колокольчики»), украинские рубли, германские марки, французские франки, британские фунты, американские доллары, купоны от разных процентных бумаг, займов, лотерейные билеты и пр. Резкое ухудшение условий жизни привели к росту революционных настроений, популярности большевиков. Этому способствовало советское правительство, засылая на полуостров своих агитаторов и организуя партизанские отряды.

К концу 1918 — началу 1919 года красные подпольщики имелись практически во всех крымских городах. По всему полуострову действовали партизаны. В январе 1919 года красные подняли восстание в Евпатории, его смогли подавить только с помощью батальона Симферопольского полка и других подразделений белых. Остатки красных во главе с комиссаром Петриченко засели в каменоломнях, регулярно делая оттуда вылазки. После нескольких схваток белые смогли выбить красных и оттуда, многих расстреляли. Под контролем коммунистов оказались профсоюзы, которые практически открыто вели большевистскую агитацию. Профсоюзы отвечали митингами, забастовками и протестами на действия правительства по ужесточению политики. На полуострове было полно оружия, поэтому в Крыму действовали не только красные повстанцы, но и «зелёные» — бандиты. Криминальная революция, начавшаяся в России с началом смуты, захлестнула Крым. Обычным дело была стрельба на улицах города.

На активизацию красных и зелёных добровольцы ответили ужесточением «белого террора». Формируемые подразделения белых вынуждены были не идти на фронт, а заниматься охраной порядка, выполнять карательные функции. Это не способствовало росту популярности Белой армии среди местного населения. Террор белых оттолкнул многих крымчан от Добровольческой армии.

Таким образом, реальной власти за правительством С. Крыма не было. Оно существовало только под защитой белых и интервентов. Постепенно первые радужные мечты крымских политиков стали разбиваться о суровую реальность. Сформировать мощную белую крымскую армию не удалось. Идти и защищать «единую и неделимую Россию» белых крымчане не пожелали.

Политика интервентов


Интервенты (в основном французы и греки), с главной базой в Севастополе (мощный флот адмирала Амета и более 20 тыс. штыков), занимали своеобразную позицию. Гарнизон стоял только в Севастополе, французы были заинтересованы в контроле над этой морской крепостью. Интервенты захватили несколько кораблей бывшего флота России, а также часть запасов берегового оружия.

Деникин предлагал «союзникам» занять хотя бы небольшими гарнизонами Сиваш, Перекоп, Джанкой, Симферополь, Феодосию и Керчь, чтобы обеспечить там порядок, защитить вход на полуостров, о освободить белые части для действий на фронте. Однако союзное командование отказалось это делать. Интервенты в Севастополе (как и по всей России) уклонялись от прямых боев с красными, предпочитая стравливать русских с русскими для общего истощения, обескровливания русской цивилизации и русского народа. При этом их войска быстро разлагались и уже не могли воевать. Более того, возникала угроза переноса революционных настроений в сами западные страны. Матросы французского флота принимали участие в демонстрациях с красными флагами. Ленин и его лозунги пользовались в ту пору большой популярностью в рабочих массах Западной Европы, а кампания «руки прочь от Советской России!» была весьма эффективной.


С другой стороны, западники считали, что именно они хозяева Крыма и Добровольческая армия находится у них в подчинении. Поэтому союзное командование активно вмешивалось в деятельность крымского правительства и мешало деятельности деникинцев. Интервенты мешали и начать «белый террор» в Севастополе, где устроили «демократию», и где хорошо чувствовали себя большевики и красные профсоюзы.

Когда главнокомандующий ВСЮР Деникин решил перенести Ставку из Екатеринодара в Севастополь, то интервенты запретили ему это делать. А правительство С. Крыма пыталось всячески выслужиться перед союзниками, чтобы западники защитили полуостров от Красной Армии. Крымское правительство, которое существовало только из-за наличия армии Деникина на Юге России, вставляло деникинцам палки в колеса. С подачи правительства в крымской печати началась кампания по обвинению Добровольческой армии, которую считали «реакционной», «монархической», не уважающей автономию Крыма. По вопросу мобилизации на полуострове правительство С. Крыма под давлением то генерала Боровского, то интервентов, то профсоюзов вело себя непоследовательно. То объявляло начало мобилизации, то отменяло её, то призывало офицеров, то называло офицерскую мобилизацию необязательной, добровольной.






Корабли союзников в Севастополе


Наступление красных и падение Второго крымского правительства


К весне 1919 года внешняя ситуация резко ухудшилась. В самом Крыму удалось более или менее навести порядок. Однако на севере к Екатеринославу вышли красные во главе с Дыбенко. Они соединились с отрядами Махно. Русский 8-й корпус генерала Шиллинга (в нём было всего 1600 бойцов), который там формировался, отступил в Крым. В результате против малочисленных добровольцев выступили регулярные советские части и отряды Махно, которые быстро росли в численности и принимали более правильную организацию. Начались бои в районе Мелитополя. Деникин хотел перебросить на этот участок бригаду Тимановского с Одессы, но союзное командование не дало разрешения.

В марте 1919 года союзники неожиданно для белого командования сдали красным Херсон и Николаев. Красные получили возможность наступать на Крым с западного направления. Под влиянием успехов Красной Армии в Малороссии и Новороссии оживилось повстанческое движение в Крыму, действовали как красные повстанцы, так и обыкновенные бандиты. Они совершали нападения на коммуникации белых, громили обозы. Крымские профсоюзы потребовали удаления Белой армии с полуострова и восстановления власти Советов. Железнодорожники бастовали, отказывали перевозить грузы армии Деникина.

Белые не могли крайне слабыми силами удержать фронт в Таврии. Было решено отводить войска в Крым. Началась эвакуация Мелитополя. Однако и отступать было сложно. С севера и запада красные наступали крупными силами, стараясь отрезать белых от Перекопа. Основная часть белых войск отступила на восток, на соединение с Донецкой группой Добровольческой армии. Был разгромлен Сводно-Гвардейский полк, где батальоны носили название старых гвардейских полков (Преображенский, Семеновский и т. д.). С боями от Мелитополя к Геническу отступил только батальон Симферопольского полка и другие малочисленные силы генерала Шиллинга. Второй батальон Симферопольского полка занял позиции у Перекопа.


Генерал Николай Николаевич Шиллинг



Павел Дыбенко и Нестор Махно. 1918 год


По сути, никакой обороны Крыма не было. Ни правительство С. Крыма, ни интервенты, ни белые не готовились оборонять Крымский полуостров. Учитывая мощь Антанты, такой сценарий даже не рассматривали. Франше д’Эспере, назначенный в марте Верховным комиссаром Франции на Юге России и сменивший на этом посту Бертелло, обещал Боровскому, что Севастополь союзники не оставят, что вскоре здесь будут высажены греческие войска для обеспечения тыла, и белые должны выдвигаться на фронт.

В конце марта Шиллинг, бросив бронепоезд и орудия, отступил с Чонгарского полуострова на Перекоп. Белые собрали на Перекопе все имеющие силы: Симферопольский полк, различные начавшиеся формироваться подразделения, 25 орудий. Союзное командование прислало только роту греков. Три дня красные обстреливали позиции противника и 3 апреля пошли в атаку, но её отбили. Однако одновременно с лобовой атакой красноармейцы перешли Сиваш и стали выходить в тыл к белым. Эту идею предложил Дыбенко батька Махно. Белые отступили и попытались удержаться на Ишуньских позициях. Командующий союзными войсками полковник Труссон обещал помощь войсками и ресурсами. Однако белые редкие цепи были легко прорваны красными. Отряд решительного полковника Слащева организовал разбитые части и пошёл в контратаку. Белогвардейцы отбросили красных, вышли к Армянску. Но силы были неравны, белые быстро выдохлись, а подкреплений не было. Кроме того, красное командование, пользуясь полным преимуществом в силах, организовало высадку десантов через Чонгарский пролив и на Арабатскую стрелку. Под угрозой полного окружения и уничтожения белых войск на Перекопе они отступили на Джанкой и Феодосию. Крымское правительство бежало в Севастополь.

Между тем Париж дал приказ о выводе союзных сил из России. 4-7 апреля французы бежали из Одессы, бросив оставшихся там белых. 5 апреля союзники заключили с большевиками перемирие, чтобы спокойно провести эвакуацию из Севастополя. Эвакуировались они к 15 апреля. Французский линкор «Мирабо» сел на мель, поэтому эвакуация была задержана для освобождения корабля. Труссон и адмирал Амет предложили коменданту Севастопольской крепости генералу Субботину и командующему русскими кораблями адмиралу Саблину, чтобы все учреждения Добровольческой армии немедленно покинули город. При этом союзники во время эвакуации ограбили Крым, вывезя переданные им «на хранение» ценности крымского правительства. 16 апреля ушли последние корабли, увозя белых и беженцев в Новороссийск. Глава правительства С. Крым бежал вместе с французами. Многие русские беженцы добрались с союзниками до Константинополя, и далее в Европу, образовав первую, одесско-севастопольскую волну эмиграции.

К 1 мая 1919 года красные освободили Крым. Оставшиеся белые силы (около 4 тыс. человек) отступили на Керченский полуостров, где закрепились на Ак-Монайском перешейке. Здесь белых поддерживали огнем русские и британские корабли. В итоге 3-й армейский корпус, в который была преобразована Крымско-Азовская армия, удержался на востоке полуострова. Сами красные не проявляли здесь особого упорства и прекратили атаки. Считалось, что вскоре армия Деникина будет разбита и белые в районе Керчи будут обречены. Поэтому красные войска ограничились блокадой. Основные силы Красной Армии были переброшены из Крыма на другие направления.


Снятие с мели линкора "Мирабо" на северном берегу Севастопольской бухты


Крымская Советская Социалистическая Республика


3-я Крымская областная конференция РКП(б), которая прошла в Симферополе 2 8- 29 апреля 1919 года, приняла постановление об образовании Крымской Советской Социалистической Республики. 5 мая 1919 года было сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство КССР во главе с Дмитрием Ульяновым (младший брат Ленина). Дыбенко стал наркомом военных и морских дел. Из частей 3-й Украинской советской дивизии и местных формирований была сформирована Крымская советская армия (успели сформировать только одну дивизию – более 9 тыс. штыков и сабель).

6 мая 1919 года была опубликована Декларация правительства, в которой сообщались задачи республики: создание регулярной Крымской советской армии, организации власти советов на местах и подготовке съезда Советов. КССР объявлялась не национальным, а территориальным образованием, заявлялось о национализации промышленности и конфискации помещичьих, кулацких и церковных земель. Также были национализированы банки, финансовые учреждения, курорты, железнодорожный и водный транспорт, флот и т. д. Оценивая период «второго крымского большевизма», современник и свидетель событий князь В. Оболенский отмечал сравнительно «бескровный» характер установившегося режима. В этот раз массового террора не было.

Продержалась советская власть в Крыму недолго. Армия Деникина в мае 1919 года начала своё наступление. 12 июня 1919 г. на полуострове высадился белый десант генерала Слащёва. К концу июня Белая армия захватила Крым.


Вступление красных войск в Севастополь. Май 1919 г.
Автор:
Самсонов Александр
Статьи из этой серии:
Смута. 1919 год

Как англичане создали Вооружённые силы Юга России
Как восстановили советскую власть на Украине
Как петлюровцы привели Малороссию к полной катастрофе
Как разгромили петлюровщину
Даёшь границы 1772 года!
Битва за Северный Кавказ. Как подавили Терское восстание
Битва за Северный Кавказ. Ч. 2. Декабрьское сражение
Битва за Северный Кавказ. Ч. 3. Январская катастрофа 11-й армии
Битва за Северный Кавказ. Ч. 4. Как погибла 11-я армия
Битва за Северный Кавказ. Ч. 5. Взятие Кизляра и Грозного
Битва за Северный Кавказ. Ч. 6. Яростный штурм Владикавказа
Как Грузия пыталась захватить Сочи
Как белогвардейцы разгромили грузинских оккупантов
Война Февраля с Октябрём как противостояние между двумя цивилизационными проектами
Как начался "Полёт к Волге"
Как армия Колчака прорывалась к Волге
Катастрофа донского казачества
Верхнедонское восстание
Как "Великая Финляндия" планировала захватить Петроград
«Все на борьбу с Колчаком!»
Фрунзе. Красный Наполеон
Упущенные возможности армии Колчака
Майское наступление Северного корпуса
Как белые прорывались к Петрограду
Битва за Юг России
Стратегический перелом на Южном фронте. Манычская операция
Крым в огне русской смуты
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти