Разгром колчаковских армий во втором сражении на Тоболе

64
Смута. 1919 год. 100 лет назад, в октябре 1919 г., колчаковские армии потерпели тяжелое поражение во втором сражении на Тоболе. После потери Петропавловска и Ишима белогвардейцы отступили к Омску.


Красный бронепоезд «Мститель»




Общая ситуация на Восточном фронте


Сентябрьское наступление колчаковских армий в Сибири не улучшило их положение. Колчаковцы выиграли только пространство. Однако понесли такие потери, что возместить их в короткие сроки уже не смогли. 3-я белая армия только за первые две недели наступления потеряла четверть своего состава. Ряды самых боеспособных дивизий, которые приняли на себя основную тяжесть боевых действий, вроде 4-й Уфимской и Ижевской, потеряли почти половину состава. Обескровленные колчаковские части едва достигли рубежа Тобола. Сибирский казачий корпус Иванова-Ринова показал себя намного хуже, чем надеялись. Казаки своевольничали, предпочитали действовать в своих интересах, а не в общих. Все резервы были полностью истощены. В конце сентября 1919 г. на фронт был отправлен последний резерв – всего 1,5 тыс. человек. Попытка направить на фронт чехословаков провалилась ввиду их полного разложения и нежелания воевать. Ситуация в тылу была аховая. Колчаковские правительство контролировало только города и Сибирскую магистраль (железную дорогу держали чехи). В деревне хозяйничали повстанцы и партизаны.

Нанести решительный удар по Красной Армии и выиграть время не удалось. 3-я и 5-я красные армии закрепились на рубеже Тобола и очень быстро оправились от первого неудачного наступления на Петропавловск. Красное командование, партийные и советские организации провели новые мобилизации в уральских городах. Военные комиссариаты направили в дивизии тысячи новых пополнений. Только Челябинская губерния дала за две недели сентября 24 тыс. человек для 5-й армии. 3-я армия получила в середине октября 20 тыс. человек. Также мобилизация крестьян и рабочих была проведена в прифронтовых районах. В тылу красного Восточного фронта формировались новые полки, бригады и дивизии. Армии фронта получили одну стрелковую и одну кавалерийскую дивизии, 7 крепостных полков.

К середине октября 1919 г. численный состав красного Восточного фронта был удвоен. Красная Армия получила недостающее оружие и обмундирование. Правда, ощущалась нехватка боеприпасов. Советские части отдохнули, восстановились и были готовы к новым боям. Численность 5-й армии возросла до 37 тыс. штыков и сабель, при 135 орудиях, 575 и пулеметах, 2 бронепоезда («Красный Сибиряк» и «Мститель»), 4 бронеавтомобиля и 8 аэропланов. Армия Тухачевского занимала фронт в 200 км от озера Кара-Камыш до Белозерской (40 км севернее Кургана). Действовавшая севернее 3-я армия насчитывала 31,5 тыс. штыков и сабель, 103 орудия, 575 пулеметов, бронепоезд, 3 бронеавтомобиля и 11 самолетов. Армия Матиясевича занимала фронт от Белозерской до Бачалина длиной около 240 км. Красные имели преимущество в живой силе, вооружении и резервах. В запасных полках двух армий, крепостных районах Екатеринбурга, Челябинска и Троицка насчитывалось 12 тыс. человек.

5-й красной армии противостояла 3-я белая армия, Степная группа и остатки Оренбургской армии – всего около 32 тыс. штыков и сабель, 150 орудий, 370 пулеметов, 2 бронепоезда («Забияка» и «Тагил»). Эти войска были сведены в «Московскую группу армий» под началом генерала Сахарова (в надежде на взятие Москвы армией Деникина). Против 3-й красной армии действовали 2-я и 1-я белые армии, всего около 29 тыс. штыков и сабель. Во фронтовом резерве у колчаковского командования было всего около 3 — 4 тыс. человек. Колчаковцы имели преимущество только в коннице.

Таким образом, 3-я и 5-я армии были очень быстро восстановили полную боеспособность. Пользуясь тем, что Курган с переправами через Тобол и железнодорожной линией оставался в руках красных, на фронт непрерывно шли маршевые пополнения, подтягивались новые части. Красноармейцы имели преимущество в числе и качестве войск, их боевой дух был высоким. Белые были деморализованы, несмотря по последний успех на Тоболе. Им приходилось воевать на два фронта: против Красной Армии и повстанцев. Ко всему этому добавлялось недостаточное снабжение армии обмундированием, амуницией. Полученное в августе – сентябре 1919 г. из-за границы обмундирование было использовано, или его разворовали в тылу, а новое ещё не прибыло. Поэтому получилось так, что колчаковцы имели в октябре оружие и боеприпасы, но испытывали большую нужду в шинелях и обуви. Между тем наступил период холодных дождей, приближалась зима. Это ещё больше подрывало дух колчаковцев.

У белого командования больше не было резервов, последние были поглощены наступлением. Правда, белые тут и там пытались формировать различные добровольческие формирования, «дружины», восстановить добровольческий принцип. Однако численность таких отрядов, как их боеспособность, была ничтожной. Так «дружины» старообрядцев не добрались до фронта – часть разбежалась по дороге, других белое командование не решилось отправить на передовую, оставив в тылу. Часто это были махинации отдельных авантюристов, которые в смутное время «ловили рыбу», то есть «осваивали» деньги и имущество.

Ещё до начала нового наступления Красной Армии на омском направлении белые лишились своей базы в Южной Сибири. Большая часть Оренбургской армии Дутова в сентябре 1919 г. была разбита войсками красного Туркестанского фронта под командованием Фрунзе под Актюбинском. Белоказаки капитулировали, другие либо рассеялись, либо отошли с атаманом Дутовым в район Кокчетав — Акмолинск, затем в Семиречье.

В этот же период Англия и Франция, осознавая бесперспективность колчаковского режима, отказались от поддержки Омска. Они видели, что правительство Колчака исчерпало себя. Англия и Франция усиливают помощь Польше, видя в ней полноценную силу, противостоящую Советской России. США и Япония продолжали оказывать помощь Колчаку, чтобы сохранить позиции в Сибири и на Дальнем Востоке. Так в октябре с Дальнего Востока в ставку Колчака было отправлено 50 тыс. винтовок. Также велись переговоры о поставке танков. Кроме того, в Омске велись переговоры с японцами. Колчаковцы надеялись, что на фронт будут направлены японские дивизии. Японцы обещали усилить свой военный контингент в России.



Второе сражение на Тоболе


Хотя положение колчаковских армий было плачевным, колчаковское командование ещё наделось продолжить наступление. Однако красные опередили противника. Главный удар на петропавловском направлении наносила 5-я армия. Для этой цели на правом фланге была сформирована ударная группа в составе трех дивизий. На юге это наступление поддерживалось ударом 35-й стрелковой дивизии по Звериноголовскому тракту. На левом фланге армии удар наносила 27-я дивизия. То есть предусматривалось взять в клещи основные силы противника им уничтожить их. Для деморализации тыла врага и развития наступления в прорыв планировали ввести кавалерийскую дивизию (более 2,5 тыс. сабель). Через несколько дней на ишимском направлении должна была начать движение и 3-я армия.

На рассвете 14 октября 1919 г. части 5-й армии начали форсировать р. Тобол. Первое время колчаковцы оказывали упорное сопротивление. Кое-где белогвардейцы даже отразили первые атаки и отбросили советские войска на правый берег Тобола. Особенно ожесточенное сопротивление белые оказывали на линии железной дороги и севернее неё. Здесь были расположены два бронепоезда и большая часть артиллерии. Однако уже в первый день наступления армия Тухачевского форсировала реку и заняла значительный плацдарм. Белое командование пыталось остановить наступление противника, бросило в бой лучшие части. Контрудар наносила Ижевская дивизия, считавшаяся лучшей в армии Колчака, её поддерживала 11-я Уральская дивизия, и большая часть армейской артиллерии. Но контратака была отбита, Ижевская дивизия даже попала в окружение и только ценой больших потерь прорвалась на восток. 18 октября белые организовали ещё одну контратаку, но и она была отбита.

Таким образом, 5-й армии вновь удалось успешно форсировать р. Тобол, нанося удар своим правым флангом в охват сообщений белых войск с юга. Белое командование тщетно пыталось приостановить охватывающее продвижение правого фланга 5-й армии (35-я и 5-я стрелковые дивизии), стараясь перегруппироваться в сторону своего левого фланга и выстроить фронт на юг. Однако эта перегруппировка запоздала, и белогвардейцы вынуждены спешно отступать за р. Ишим.

19 – 20 октября 1919 г. перешла в наступление 3-я красная армия. Её правофланговая 30-я дивизия наступала на Ишим и помогла войскам 5-й армии сломить сопротивление северного фланга 3-й белой армии. Белый фронт был прорван, и колчаковцы повсеместно отступали. Местами отход превратился в бегство, советские дивизии быстро двигались на восток. Целые части противника сдавались в плен или переходили на сторону красных. Так на сторону красных перешёл полк карпатских русинов. Армия Колчака разваливалась. Мобилизованные солдаты разбегались по домам, сдавались в плен, переходили на сторону красных. Часть войск выкосил тиф. Казаки, не вступая в бой, расходились по станицам. За две недели наступления красноармейцы продвинулись на 250 км. 22 октября красные взяли Тобольск.

Освобождение Петропавловска


Главнокомандующий белой армией генерал Дитерихс не видя возможности спасти столицу, 24 октября приказал эвакуировать Омск. 4 ноября он был отправлен в отставку, на его место был назначен генерал Сахаров. Потерпев поражение между Тоболом и Ишимом, белое командование отвело остатки войска за р. Ишим, надеясь создать здесь новый оборонительный рубеж и попытаться остановить наступление противника. Полки 1-й армии направлялись в тыл, в район Новониколаевск – Томск, на восстановление и пополнение.

В конце октября 1919 г. передовые части советских армий вышли на реке Ишим. Необходимо было с ходу, пока противник не опомнился, форсировать реку и освободить города Петропавловск и Ишим. Раньше всех к Петропавловску вышли три полка 35-й стрелковой дивизии. Вечером 29 октября красные подошли к мосту через Ишим. Белые подожгли мост, однако красноармейцы смогли его потушить. Они быстро форсировали реку и отбросили вражеский заслон к городу. Утром 30 октября все три советских полка были в Петропавловске. Но колчаковцы удерживали за собой часть города. Подтянув войска, белогвардейцы пошли в контратаку. Колчаковцы организовали 14 атак, но были отражены. На следующий день белые снова пытались выбить противника из города, но без успеха. 1 ноября, когда на помощь подоспели новые советские части, красные возобновили наступление и полностью освободили Петропавловск. В городе были захвачены значительные трофеи.

4 ноября части 5-й армии освободили Ишим. После падения Петропавловска и Ишима колчаковцы начали поспешное отступление к Омску. Часть колчаковских войск на южном фланге во главе с Дутовым ушли на юг, в район Кокчетава. Тобольско-Петропавловская битва стала последним этапом организованного и серьёзного сопротивления колчаковской армии. Белогвардейцы были разгромлены и понесли большие потери. Только 3-я белая армия потеряла с 14 по 31 октября около 13 тыс. убитыми, ранеными и пленными, тысячи солдат и казаков разбежались по домам.

Успешное наступление красных армий Восточного фронта имело важное значение для общей стратегической ситуации. Оно началось в решающий момент битвы на Южном фронте, когда армия Деникина была на подступах к Туле. Успехи на востоке страны позволили советскому верховному командованию в ноябре снять часть сил с Восточного фронта и отправить их на юг для окончательного разгрома белых армий на Юге России.

Советские войска без паузы продолжили наступление. На главном направлении, по железной дороге Петропавловск – Омск, двигались три дивизии 5-й армии. Для преследования группы Дутова на южном фланге была выделена особая группа войск в составе 54-й стрелковой дивизии и кавалерийской дивизии. Она начала наступление на Кокчетав. По линии железной дороги Ишим – Омск наступала 30-я стрелковая дивизия 3-й армии. В долине реки Иртыш вверх по течению на Омск наступала 51-я дивизия. 5-я и 29-я стрелковые дивизии были выведены в резерв фронта.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    22 октября 2019 05:41
    Колчаковцы надеялись, что на фронт будут направлены японские дивизии.

    Да за одно только это я записался бы в красные.
    Спасибо автору за статью. hi
    1. +9
      22 октября 2019 08:21
      Тот же ЛЕХА (Алексей)
      Да за одно только это я записался бы в красные.
      А сколько таких "колчаков" тогда еще было? Сколько иностранной швали понаприглашали белые чтобы убивать и грабить свой народ и свою страну? На севере и Дальнем Востоке хозяйничали американцы, которые по их же собственным признаниям "не могли уснуть если кого нибудь не убивали". На Юге и Кавказе англичане, в Крыму французы, на Украине и в Белоруссии немцы. И все под видом "борьбы с большевизмом" только убивали и грабили мирное население. Так что белые по заслугам огребли.
      1. +1
        22 октября 2019 17:15
        Цитата: Александр Суворов
        Сколько иностранной швали

        А.Колчак в письмах А. Тимиревой: "30 декабря 1917 г. Я принят на службу Его Величества Короля Англии"

        "Сингапур, 16 марта. (1918) Встречен распоряжением английского правительства вернуться немедленно в Китай для работы в Маньчжурии и Сибири. Оно нашло, что использовать меня там в видах союзников и России предпочтительно перед Месопотамией".

        https://topwar.ru/103797-kolchak-predatel-i-gosudarstvennyy-izmennik-dvoynoy-agent-svidetelstvuet-sovetnik-prezidenta-vilsona.html
    2. +9
      22 октября 2019 09:20
      Можно представить, какую бы цену заплатила Россия за японскую "помощь". Китай может рассказать. Да и Дальний Восток с Забайкальем хлебнул.
      За 5 лет своего пребывания в России японцы запятнали себя массовыми убийствами, грабежами и повсеместным насилием. Во многом, благодаря начавшимся трениям с США, мы сиогли избавиться от этого кровососа.
      1. +5
        22 октября 2019 09:32
        Это американцы:
        «Не могли уснуть, не убив кого-нибудь»
        В архивах и газетных публикациях той поры и поныне хранятся свидетельства, как янки, прибыв за тридевять земель, хозяйничали на нашей земле, оставляя кровавый след в судьбах русских людей и в истории Приморья. Так, к примеру, захватив крестьян И.Гоневчука, С.Горшкова, П.Опарина и З.Мурашко, американцы живьем закопали их за связь с местными партизанами. А с женой партизана Е.Бойчука расправились следующим образом: искололи тело штыками и утопили в помойной яме. Крестьянина Бочкарева до неузнаваемости изуродовали штыками и ножами: «нос, губы, уши были отрезаны, челюсть выбита, лицо и глаза исколоты штыками, все тело изрезано». У ст. Свиягино таким же зверским способом был замучен партизан Н.Мясников, которому, по свидетельству очевидца, «сперва отрубили уши, потом нос, руки, ноги, живым порубив на куски».

        «Весной 1919 года в деревне появилась карательная экспедиция интервентов, учиняя расправу над теми, кто подозревался в сочувствии партизанам, — свидетельствовал житель деревни Харитоновка Шкотовского района А.Хортов. — Каратели арестовали многих крестьян в качестве заложников и требовали выдать партизан, угрожая расстрелом (…) Свирепо расправились палачи-интервенты и с безвинными крестьянами-заложниками. В числе их находился и мой престарелый отец Филипп Хортов. Его принесли домой в окровавленном виде. Он несколько дней еще был жив, все время повторял: «За что меня замучили, звери проклятые?!». Отец умер, оставив пятерых сирот.


        А вот это уже японцы:
        Конечно, американцы были не одиноки в этих зверствах. Японские интервенты ничуть не уступали им. Так, к примеру, в январе 1919 г. солдаты Страны восходящего солнца дотла сожгли деревню Сохатино, а в феврале — деревню Ивановка. Вот как свидетельствовал об этом репортер Ямаути из японской газеты «Урадзио ниппо»: «Деревню Ивановка окружили. 60-70 дворов, из которых она состояла, были полностью сожжены, а ее жители, включая женщин и детей (всего 300 человек) — схвачены. Некоторые пытались укрыться в своих домах. И тогда эти дома поджигались вместе с находившимися в них людьми».

        Только за первые дни апреля 1920 г., когда японцами была внезапно нарушена договоренность о перемирии, они уничтожили во Владивостоке, Спасске, Никольск-Уссурийске и окрестных селениях около 7 тыс. человек.

        Да, китайцы могли бы многое рассказать про японское "добросердечие" особенно про резню в Нанкине.
  2. -10
    22 октября 2019 06:28
    Матиясевич
    -за верное служение новой власти ...арестован аж в1931 г, потом еще и еще... Сгнил в тюрьме через 10 лет...
    Освобождение Петропавловска

    Русская армия Российского государства защищала русский город Петропавловск от захватчиков, сделавших его....казахстаном.
    1. +8
      22 октября 2019 06:55
      Русская армия Российского государства защищала русский город Петропавловск от захватчиков

      Колчак не мог представлять всего Российского государства...сам наделил себя полномочиями Верховного правителя России...зверства колчаковских карателей оттолкнули от него большинство русского народа.
      Что касается Матиясевича...хе хе революция пожирает своих детей...классика со времен французской революции.
    2. +8
      22 октября 2019 08:09
      Ольгович (Андрей)
      Матиясевич
      -за верное служение новой власти ...арестован аж в1931 г, потом еще и еще... Сгнил в тюрьме через 10 лет...
      Даже здесь вы не смогли не солгать, да?
      В январе 1931 года был арестован по делу «Весна». Вину по обвинению в контрреволюционном заговоре не признал. Приговорён к 10 годам ИТЛ. Через 2 года освобождён. В 1937 году вновь арестован по прежнему обвинению. В 1940 году освобождён «за отсутствием состава преступления». Умер в Киеве за месяц до его занятия немцами.
      Так в какой он там тюрьме сгнил, а господин лжец?
      1. -11
        22 октября 2019 08:31
        Цитата: Александр Суворов
        Так в какой он там тюрьме сгнил, а господин лжец?

        Ройтесь в архивах и узнайте, в каких тюрьмах он гнил с 1931 г.
        1. +11
          22 октября 2019 08:38
          Ольгович (Андрей)
          Ройтесь в архивах и узнайте, в каких тюрьмах он гнил с 1931 г.
          Не увиливайте господин не единожды солгамши, вы написали конкретно, что он "сгнил в тюрьме через 10 лет", я указал вам на вашу ЛОЖЬ, что в тюрьме он был с1931 по 1933 и повторно с 1937 по 1940 год. И умер на свободе.
          Если уж не можете не лгать, то хоть делайте это не так примитивно.
          1. -9
            22 октября 2019 09:00
            Цитата: Александр Суворов
            И умер на свободе

            Что же непонятно-то, правдостерпец, вы наш? lol
            Сгнил он в тюрьме, умирать его выпустили на волю (на след год умер) , скончался через 10 лет.
            Все верно. request
            Гниение по тюрьмам-достойная награда от власти, верно?
            1. +8
              22 октября 2019 09:05
              Ольгович (Андрей)
              Гниение по тюрьмам-достойная награда от власти, верно?
              Для таких лжецов как вы действительно достойная награда была бы.

              Рокоссовский тоже пробыл в тюрьме с 1937 по 1940 год, однако как вы выражаетесь "не сгнил", а стал себе вторым по значимости полководцем после Жукова.
              1. -11
                22 октября 2019 09:45
                Цитата: Александр Суворов
                Для таких лжецов как вы действительно достойная награда была бы

                Не, это заслуженная награда только для тех. кто поддержал ВОРовскую власть и отдавал Русские города казахстанам.
                1. +13
                  22 октября 2019 10:00
                  ВОРовская власть была при вашем любимом кровавом царьке и сейчас она возобладала после 1991 года. ВОРовскую власть пытались установить и ваши любимые белогвардейцы.

                  Кстати, ваше так любимое сокращение ВОР не соответствует действительности и должно выглядеть как ВОСР Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
                  Выглядите вы очень жалко со своими смешными потугами.
                  1. -10
                    22 октября 2019 10:33
                    Цитата: Александр Суворов
                    ВОРовская власть была при вашем любимом кровавом царьке и сейчас она возобладала после 1991 года. ВОРовскую власть пытались установить и ваши любимые белогвардейцы

                    Они устанавливали власть НАРОДА. Большевики-власть партии.
                    Цитата: Александр Суворов
                    Кстати, ваше так любимое сокращение ВОР не соответствует действительности и должно выглядеть как ВОСР Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
                    Выглядите вы очень жалко со своими смешными потугами.

                    Вы даже этого не знаете, основы СВОИХ же основ , позорище!

                    До 20-летней годовщины (до 37 г,) она называлась ВОР , официально-т.н. "день пролетарской рев-ии". С 37 г -ВОСР (тоже смешно lol ) -закреплено в Кратком курсе истории вкпбее (читали , надеюсь?). оттуда и пошло.
                    1. +9
                      22 октября 2019 10:54
                      Ольгович (Андрей)
                      Они устанавливали власть НАРОДА. Большевики-власть партии.
                      Какого НАРОДА?!
                      Товарищ Сталин: я всегда думал, что демократия это власть народа, но мне вот господин Рузвельт объяснил, что это власть американского народа.
                      Никакой народной власти белые не устанавливали, не лгите. Особенно Колчак! Он так доустанавливался "нородной власти", что народ взвыл и массово переметнулся к красным. И погнали Колчака поганой метлой аж до проруби на Ангаре... Туда всей вашей белой мерзопакости и дорога.
                      1. -11
                        22 октября 2019 11:02
                        Цитата: Александр Суворов
                        Туда всей вашей белой мерзопакости и дорога.

                        Суворов Александр, у вас не комментарии, а совокупность психогенных,функциональных обратимых процессов,имеющих тенденцию к длительному течению.
                      2. -7
                        22 октября 2019 11:12
                        Цитата: Александр Суворов
                        Какого НАРОДА?!

                        РУССКОГО!!
                        Цитата: Александр Суворов
                        Товарищ Сталин: я всегда думал, что демократия это власть народа, но мне вот господин Рузвельт объяснил, что это власть американского народа.

                        belay lol
                        Цитата: Александр Суворов
                        Никакой народной власти белые не устанавливали, не лгите. Особенно Колчак!

                        Из его Программы:
                        "восстановить в стране мир и обеспечить русскому народу право свободно определить свое существование через посредство Учредительного собрания»
                        Чего большевики народ ЛИШИЛИ. Как и Русских Земель

                        Вы запомнили, наконец, о ВОРе? Молодца! yes
                      3. +10
                        22 октября 2019 11:31
                        Ольгович (Андрей)
                        РУССКОГО!!
                        Ну да, руками белочехов, американцев и японцев? Не пытайтесь выглядеть глупее чем вы есть.
                        Из его Программы:
                        "восстановить в стране мир и обеспечить русскому народу право свободно определить свое существование через посредство Учредительного собрания»
                        Опять ложь! Именно Колчак и разогнал учредительное собрание и это ФАКТ. А то, что он там где-то что-то заявлял не более чем его и ваша болтология. Говорить можно что угодно, главное его дела. А дела его отражены в его же приказе.
                        № 150. Приказ адмирала Колчака об аресте членов Комуча
                        Гор. Омск, 30 ноября 1918 г. № 56.

                        = Бывшие члены самарского Комитета членов Учредительного Собрания, уполномоченные ведомствами бывшего Самарского Правительства, не сложившие своих полномочий до сего времени, несмотря на указ об этом бывшего Всероссийского Правительства, и примкнувшие к ним некоторые антигосударственные элементы в Уфимском районе, в ближайшем тылу сражающихся с большевиками войск, пытаются поднять восстание против государственной власти: ведут разрушительную агитацию среди войск; задерживают телеграммы верховного командования; прерывают сообщения западного фронта и Сибири и с оренбургскими и уральскими казаками; присвоили громадные суммы денег, направленные атаману Дутову для организации борьбы казаков с большевиками, пытаются распространить свою преступную работу по всей территории, освобожденной от большевиков.


                        Приказываю:
                        § 1. Всем русским военным начальникам самым решительным образом пресекать преступную работу вышеуказанных лиц, не стесняясь применять оружие.
                        § 2. Всем русским военным начальникам, начиная с командиров полков (включительно) и выше, всем начальникам гарнизонов арестовывать лиц для предания их военно-полевому суду, донося об этом по команде и непосредственно – начальнику штаба верховного главнокомандующего.
                        § 3. Все начальники и офицеры, помогающие преступной работе вышеуказанных лиц, будут преданы мною военно-полевому суду.
                        Такой же участи подвергнуть начальников, проявляющих слабость и бездействие власти.

                        Верховный правитель и верховный главнокомандующий адмирал Колчак.
                        Газ. «Русская Армия», №13, от 3 декабря 1918 г. =
                        Что господин лгун, врать и изворачиваться как уж на сковороде еще не надоело?
                      4. -9
                        22 октября 2019 12:19
                        Цитата: Александр Суворов
                        Не пытайтесь выглядеть глупее чем вы есть.

                        Вам пытаться-уже не надо! lol
                        Цитата: Александр Суворов
                        Именно Колчак и разогнал учредительное собрание и это ФАКТ.

                        belay fool lol
                        Разгон произведен БОЛЬШЕВИКАМИ в январе 1918г.
                        Комуч он тоже не разгонял: тот прекрптил свою деятельность с созданием Директории.
                        Цитата: Александр Суворов
                        А то, что он там где-то что-то заявлял не более чем его и ваша болтология.

                        Это официальное заявление о цели Российского правительства.
                        Цитата: Александр Суворов
                        главное его дела.

                        Заучите: Комуч+Сиб пр-во создали Директорию- , при ней создан Совет Министров Директории, который избрал Колчака Верх Правителем.

                        Т.е. он -законный правитель. Обязанный принимать меры в случае попыток кого-то устроить попытки смены власти и расстройства армии.
                      5. +9
                        22 октября 2019 12:26
                        Ольгович (Андрей)
                        Разгон произведен БОЛЬШЕВИКАМИ в январе 1918г.
                        Комуч он тоже не разгонял: тот прекрптил свою деятельность с созданием Директории.
                        Вам хоть моча в глаза, все божья роса. Т.е. прямой приказ о разгоне УС Колчаком вы напрочь игнорируете.
                        Заучите: Комуч+Сиб пр-во создали Директорию- , при ней создан Совет Министров Директории, который избрал Колчака Верх Правителем.
                        Т.е. он -законный правитель. Обязанный принимать меры в случае попыток кого-то устроить попытки смены власти расстройства армии.
                        Простите, а КТО Комуч и уж тем более Сибирское правительство легетимизировал? Это только в ваших влажных мечтах они были "законными". И попробовали бы они не избрать Колчака "законным" верховным правителем, он бы их сразу к стенке и поставил бы.
                        Кстати "законного" Колчака не признавали сами же белые, от Деникина, до Юденича...
                        "Законный" ржунимагупалеспацстол...
                      6. -7
                        22 октября 2019 12:32
                        Цитата: Александр Суворов
                        Вам хоть моча в глаза, все божья роса.

                        Ваш метод, вам и в глаза. yes
                        Цитата: Александр Суворов
                        Т.е. прямой приказ о разгоне УС Колчаком вы напрочь игнорируете.

                        Разгон УС.. Колчаком?! belay fool lol
                        Цитата: Александр Суворов
                        Простите, а КТО Комуч и уж тем более Сибирское правительство легетимизировал?

                        Народ России.
                        Цитата: Александр Суворов
                        попробовали бы они не избрать Колчака "законным" верховным правителем, он бы их сразу к стенке и поставил бы.

                        Заучите же схему выше, чтобы чушь не молоть
                        Цитата: Александр Суворов
                        Кстати "законного" Колчака не признавали сами же белые, от Деникина, до Юденича...

                        Кстати, признали.
                      7. +7
                        22 октября 2019 12:50
                        Ольгович (Андрей)
                        Разгон УС.. Колчаком?! belay fool lol
                        Я же говорю с вами fool бесполезно вести диалог. Кроме суетного чириканья от вас все равно ничего не добъешься. Удачи в блуждании в параллельной вселенной...
                      8. -7
                        22 октября 2019 18:03
                        Всё,мыльный пузырь сдулся! И враг бежит,бежит,бежит........
                      9. +4
                        22 октября 2019 17:53
                        Цитата: Ольгович
                        Комуч+Сиб пр-во создали Директорию- , при ней создан Совет Министров Директории, который избрал Колчака Верх Правителем.

                        Только предварительно эта самая Директория была арестована и если бы не англичане - хозяева Колчака , "Авксентьев и Ко были бы зарезаны, как бараны. ...
                        Мои собственные агенты раскрыли место, где находились арестованные, а также то, что они должны были быть приколоты штыками в ту же ночь..." (Уорд).
                        И вот ПОСЛЕ этого Колчака и "избрали". Почти единогласно (13 из 14). Правда, из этих 13-ти кое-кто уерял, что голосовал не за Колчака, но записали именно так...
                        А когда такие "выборы" опротестовали члены УС, находящиеся в Екатеринбурге "адмирал объявил, что не признает первого Учредительного Собрания законным (!-С.М.) ввиду неправильных условий его избрания (так было отвечено и Дутову на его запрос от имени казачества)»(Гинс).
                      10. -2
                        23 октября 2019 08:26
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Только предварительно эта самая Директория была арестована

                        Предварительно перед ЧЕМ? Совмин СОЗДАН директорией ДО ареста Авксентьева, неуч.
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        были бы зарезаны, как бараны. ...

                        Свои видЕния оставьте для своих собратьев-банкротов, любителей протухших большагиток.
                        А в реальности Авксентьев с А. А. Аргуновым, В. М. Зензиновым и Е. Ф. Роговским -спокойно выехали за границу.
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        И вот ПОСЛЕ этого Колчака и "избрали". Почти единогласно (13 из 14). Правда, из этих 13-ти кое-кто уерял, что голосовал не за Колчака, но записали именно так...

                        Именно избрали. Что зафиксировано документально. Ваши домыслы-см. выше.
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        А когда такие "выборы" опротестовали члены УС

                        И Вы можете опротестовать: Комуча уже не существовало.
                      11. -1
                        23 октября 2019 15:49
                        Цитата: Ольгович
                        Предварительно перед ЧЕМ?

                        Перед "избранием" и для "избрания" диктатора, невежда.
                        Цитата: Ольгович
                        Свои видЕния оставьте

                        Моих видений здесь нет. Есть свидетельства очевидцев событий. Равно как нет и моих домыслов, а есть Ваше враньё.
                        Цитата: Ольгович
                        в реальности Авксентьев с А. А. Аргуновым, В. М. Зензиновым и Е. Ф. Роговским -спокойно выехали за границу.

                        Насчет "спокойно" - как сказать, но по сравнению с членами УС Моисеенко, Фоминым, Девятовым и другими, превращенными колчаковцами в рублено-битое мясо, этим вышеперечисленным, безусловно, сказочно повезло.
                      12. -1
                        24 октября 2019 08:43
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Перед "избранием" и для "избрания" диктатора, невежда.

                        ЕЩЕ РАЗ для танкиста: Совмин был создан ДО арестов . он и выбрал Колчака.
                        Аресты не изменили ни его состав, ни его позицию, неуч.
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Моих видений здесь нет. Есть свидетельства очевидцев событий. Равно как нет и моих домыслов, а есть Ваше враньё.

                        свидельств чего, лжец? того, чего...НЕ было? Расправ над Аксентевым и К которых НЕ было? fool
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Насчет "спокойно" - как сказать, но по сравнению с членами УС Моисеенко, Фоминым, Девятовым и другими, превращенными колчаковцами в рублено-битое мясо, этим вышеперечисленным, безусловно, сказочно повезло.

                        Абсолютно спокойно
                        Подозреваемые в убийстве депутатов предстали перед Судом. Колчак осудил расправу.
                        все законно.
                      13. +3
                        22 октября 2019 17:15
                        Цитата: Ольгович
                        Из его Программы:
                        "восстановить в стране мир и обеспечить русскому народу право свободно определить свое существование через посредство Учредительного собрания»

                        Однако возникла проблема: "...обезумевший, дикий, неспособный выйти из психологии рабов народ..." этого то ли не понял (наверное, белые плохо объясняли кому они хотят дать власть?), то ли (и скорее всего!) наоборот очень хорошо понял, ЧТО дадут народу белые, будь их сила... yes
                      14. 0
                        23 октября 2019 08:31
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Однако возникла проблема: "...обезумевший, дикий, неспособный выйти из психологии рабов народ..." этого то ли не понял (наверное, белые плохо объясняли кому они хотят дать власть?), то ли (и скорее всего!) наоборот очень хорошо понял, ЧТО дадут народу белые, будь их сила..

                        ЧТО давали белые-видно и хорошо по временам РИ и РР: СВОБОДУ, РАВЕНСТВО и СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ и УВЕРЕННОСТЬ в ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ.

                        Что дали красные-дркмучее Средневковье и крах Державы и вымирание-тоже известно.
                      15. -1
                        23 октября 2019 15:51
                        Цитата: Ольгович
                        ЧТО давали белые-видно и хорошо по временам РИ и РР: СВОБОДУ, РАВЕНСТВО и СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ и УВЕРЕННОСТЬ в ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ.

                        Что дали красные-дркмучее Средневковье и крах Державы и вымирание-тоже известно.

                        То есть РИ и РР - это красные, а СССР- белые? Прямо скажем: Ваше "французы выиграли 2-ю мировую войну" выглядело умнее... fool
                      16. -1
                        24 октября 2019 08:49
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        То есть РИ и РР - это красные, а СССР- белые?

                        fool вы даже РуССКИЙ язык понять не в состоянии...
                        Для танкиста: в РИ и РР были СВОБОДА, РАВЕНСТВО, ДОСТАТОК, которых след власть достигала долгие 40-70 лет. При этом потеряла Державу и состарила народ к вымиранию.
                        Это просто ФАКТ.
                      17. +4
                        22 октября 2019 17:24
                        Цитата: Ольгович
                        "восстановить в стране мир и обеспечить русскому народу право свободно определить свое существование через посредство Учредительного собрания»

                        Предатель царя, вп, русского народа ваш герой?
                      18. -1
                        23 октября 2019 08:33
                        Цитата: Serg Koma
                        Предатель царя,

                        Бред.
                        Цитата: Serg Koma
                        ,Предатель вп

                        Чушь
                        Цитата: Serg Koma
                        Предатель русского народа

                        швейцарский инокарлик с компашкой
                      19. +1
                        23 октября 2019 09:17
                        Цитата: Ольгович
                        Предатель царя,

                        Бред.

                        Остался верен присяге?
                        Цитата: Ольгович
                        ,Предатель вп
                        Чушь


                        Из показаний колчака:
                        принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству. Присягу я принял по совести, считая это правительство, как единственное правительство, которое необходимо было при тех обстоятельствах признать, и первый эту присягу принял. Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда,— что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую ставлю выше всего, и считаю необходимым признать то правительство, которое объявило себя тогда во главе российской власти...


                        Цитата: Ольгович
                        Предатель русского народа
                        швейцарский инокарлик с компашкой

                        За что вы его такими эпитетами наградили?
                        "30 декабря 1917 г. Я принят на службу Его Величества Короля Англии"
                        - Заявлено адмиралом без какого то давления со стороны tongue
                      20. 0
                        23 октября 2019 09:55
                        Цитата: Serg Koma
                        Остался верен присяге?

                        Конечно. Императоры призвали к подчинению ВП.
                        Цитата: Serg Koma
                        Из показаний колчака:
                        принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству

                        вся армия приняла-см. выше
                        Цитата: Serg Koma
                        За что вы его такими эпитетами наградили?

                        Так он таков и есть-улянов-предатель
                        Цитата: Serg Koma
                        "30 декабря 1917 г. Я принят на службу Его Величества Короля Англии"

                        Ибо
                        не могу признать мира, который пытается заключить моя страна с врагами. Обязательства моей Родины перед союзниками считаю своими обязательствами
                        .
                        Достойный офицер, продолжающий войну с оккупантами, в отличие от национальных предателей, заботливо транспортированных этими оккупантами в Россию.
                        Цитата: Serg Koma
                        tongue

                        belay Детский сад... lol
                      21. +2
                        23 октября 2019 10:18
                        Цитата: Ольгович
                        Достойный офицер, продолжающий войну с оккупантами, в отличие от национальных предателей, заботливо транспортированных этими оккупантами в Россию.

                        Служащий иностранной армии на территории суверенного государства называется - ИНТЕРВЕНТ.
                        Человек нарушивший присягу называется - ???
                        В вашем понимании - "достойный офицер" laughing Это ещё и документально (засекречены архивы до сих пор belay ) не подтверждённая информация о его вербовки британской разведкой в 1915-16г.г. и сливе бритам информации о минных заграждениях балтики.
                      22. -3
                        23 октября 2019 10:26
                        Цитата: Serg Koma
                        Служащий иностранной армии на территории суверенного государства называется - ИНТЕРВЕНТ.

                        ГРАЖДАНИН РОССИИ, продолживший войну с оккупантами
                        Цитата: Serg Koma
                        Человек нарушивший присягу называется - ???

                        НИЧЕГО не нарушил.
                        Цитата: Serg Koma
                        В вашем понимании - "достойный офицер" Это ещё и документально (засекречены архивы до сих пор ) не подтверждённая информация о его вербовки британской разведкой в 1915-16г.г. и сливе бритам информации о минных заграждениях балтики.

                        Любитель сплетен.... negative
                      23. +1
                        23 октября 2019 10:56
                        Цитата: Ольгович
                        Любитель сплетен....

                        Цитата: Serg Koma
                        (засекречены архивы до сих пор ) не подтверждённая информация

                        Цитата: Ольгович
                        НИЧЕГО не нарушил.

                        Вы наверное это о ком то другом?
                      24. +2
                        23 октября 2019 11:01
                        Цитата: Ольгович
                        ГРАЖДАНИН РОССИИ

                        Доказать что колчак в 1919 был гражданин России можете?
                      25. -1
                        23 октября 2019 11:08
                        Цитата: Serg Koma
                        Доказать что колчак в 1919 был гражданин России можете?

                        А что Земля вращается вокруг Солнца-не надо доказать?
                        Он НИКОГДА от российского гр-ва НЕ отказывался.
                      26. +1
                        23 октября 2019 11:22
                        Цитата: Ольгович
                        Он НИКОГДА от российского гр-ва НЕ отказывался

                        Это ваше голословное утверждение. Лжедмитрий = Колчак= враги России
                      27. +2
                        23 октября 2019 11:04
                        Цитата: Ольгович
                        Любитель сплетен....

                        Цитата: Serg Koma
                        (засекречены архивы до сих пор ) не подтверждённая информация

                        С кем диспутируешь - от того и заразишься lol
                        Цитата: Ольгович
                        швейцарский инокарлик с компашкой

                        вы даже сносок на сплетни не делаете - обстряпываете как факт
                      28. +2
                        23 октября 2019 10:25
                        Цитата: Ольгович
                        Остался верен присяге?

                        Конечно. Императоры призвали к подчинению ВП.

                        Николай II призывал к подчинению вп? Или вы под словом "Императоры"(во множественном числе) имеете ввиду всех мировых императоров?
                      29. -1
                        23 октября 2019 11:10
                        Цитата: Serg Koma
                        Николай II призывал к подчинению вп? Или вы под словом "Императоры"(во множественном числе) имеете ввиду всех мировых императоров?

                        Я имею ввиду Ваше НЕзнание истории СВОЕЙ же страны: и Николай и Михаил призвалИ.
                      30. +1
                        23 октября 2019 11:39
                        Цитата: Ольгович
                        Николай призвалИ.

                        С это места, как от знатока истории, пожалуйста поподробней. Назвать Михаила Александровича императором всероссийским - это уже слишком для "знатока истории". Отречение Николая 02.03, Михаил съездил "посоветовался" и 03.03 рубанул "Манифестом Михаила" - т.е. не принял на себя, ни коим образом, "звание" император.
                        P.S. Учите Правил о престолонаследии Российского императорского дома.
                      31. -1
                        23 октября 2019 12:09
                        Цитата: Serg Koma
                        С это места, как от знатока истории, пожалуйста поподробней. Назвать Михаила Александровича императором всероссийским - это уже слишком для "знатока истории". Отречение Николая 02.03, Михаил съездил "посоветовался" и 03.03 рубанул "Манифестом Михаила" - т.е. не принял на себя, ни коим образом, "звание" император.

                        Уже Император Михаил отложил восприятие Престола.
                        Цитата: Serg Koma
                        P.S. Учите Правил о престолонаследии Российского императорского дома.

                        Учите, ЧТО такое МОНАРШЬЯ воля.
                      32. +1
                        23 октября 2019 12:30
                        Ага, один отказался, другой не принял... А в результате
                        Цитата: Ольгович
                        Конечно. Императоры призвали к подчинению ВП.

                        Смех да и только. Никаких документов от "императоров" на данный призыв нет
                      33. -1
                        23 октября 2019 15:14
                        Цитата: Serg Koma
                        Ага, один отказался, другой не принял..

                        один передал власть другому, другой-ОТЛОЖИЛ восприятие-до решения УС.
                        Цитата: Serg Koma
                        Никаких документов от "императоров" на данный призыв нет

                        Тут не ликбез: "сама , сама!"(С)

                        . ищите и найдете на ПОВЕРХНОСТИ.
                        Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному правительству, слушайте Ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы только на руку врагу.
                        Твёрдо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине. Да благословит Вас Господь Бог и да ведёт Вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий.
                        8-го марта 1917 г.
                        Ставка. НИКОЛАЙ
                      34. 0
                        23 октября 2019 19:11
                        Цитата: Ольгович
                        ОТЛОЖИЛ восприятие

                        Тогда какой он "император"? Отложенный?
                        Цитата: Ольгович
                        Тут не ликбез: "сама , сама!"(С)

                        Т.е. доков НЕТ
                        Цитата: Ольгович
                        повинуйтесь Временному правительству,

                        Вы все переходные/временные/ исполняющие обязанности под это подгоняете?
                        И кто это написал??? "Я простая советская баба"(С)?
                      35. -1
                        24 октября 2019 08:34
                        Цитата: Serg Koma
                        Тогда какой он "император"? Отложенный?

                        С момента подписи Николая-он Император. А дальше, как Император, делает то, что считает нужным, в.т.ч. и ОТКЛАДЫВАЕТ восприятие.
                        При этом призывает:
                        прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.
                        Михаил
                        3/III — 1917
                        Петроград.
                        Цитата: Serg Koma
                        Т.е. доков НЕТ

                        Тексты обращений Императоров-Вам приведены
                      36. +1
                        24 октября 2019 09:15
                        Цитата: Ольгович
                        8-го марта 1917 г.
                        Ставка. НИКОЛАЙ

                        Какой то Колька вам император? Ещё паспорт у него проверить надо - наверняка нет, не озаботился сложив полномочия, следовательно и гражданином страны являться (де-юре) не может. С таким же успехом можете приводить "призывы" (как вы выражаетесь) бывшего императора племени тумба-юмба. Слова БЫВШЕГО императора могут восприниматься только как совет от частного лица.
                        С этим "доказательством" вы, извините, сели в лужу(при всём к вам уважении как к противнику). Очень жаль , что ваши аргументы основываются на поверхностном знание истории ....
                        Ну а изворотливый Мишка накропал с перепугу следующие
                        принял я твердое решение в том случае
                        восприять верховную власть, если такова будет воля великого
                        народа нашего,
                        , то есть - прямым текстом "если такова будет воля великого
                        народа нашего". Народ НЕ ЗАХОТЕЛ. Так что ещё один ваш "аргумент" ( со странным названием "отложенный (значит НЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ/НЕ ВСТУПИВШИЙ в должность) император" - и как вы до такого додумались?) в минус, т.к. практически одновременно с его манифестом появляется декларация и в стране начинается бардак.
                      37. -1
                        24 октября 2019 09:41
                        Цитата: Serg Koma
                        Какой то Колька вам император? Ещё паспорт у него проверить надо - наверняка нет, не озаботился сложив полномочия, следовательно и гражданином страны являться (де-юре) не может. С таким же успехом можете приводить "призывы" (как вы выражаетесь) бывшего императора племени тумба-юмба. Слова БЫВШЕГО императора могут восприниматься только как совет от частного лица.

                        1. Бывших Императоров-не бывает: мать Императора ИМПЕРАТРИЦА Мария Федоровна была таковой до смерти в 1928 г . И никто не называл ее "бывшей".
                        2.это слова руководителя страны в момент передачи власти.
                        Цитата: Serg Koma
                        С этим "доказательством" вы, извините, сели в лужу(при всём к вам уважении как к противнику). Очень жаль , что ваши аргументы основываются на поверхностном знание истории ...

                        1.Да безразлично то, что Вы обо мне думаете
                        2. Вы даже не в курсе были этого обращения Императора.
                        Цитата: Serg Koma
                        то есть - прямым текстом "если такова будет воля великого
                        народа нашего". Народ НЕ ЗАХОТЕЛ. Так что ещё один ваш "аргумент" ( со странным названием "отложенный (значит НЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ/НЕ ВСТУПИВШИЙ в должность) император" - и как вы до такого додумались?) в минус, т.к. практически одновременно с его манифестом появляется декларация и в стране начинается бардак.

                        Манифест Императора Михаила ясно призвал к подчинению ВП.
                        что Вам и ДОКАЗАНО
                        Все на этом..
                      38. 0
                        26 октября 2019 19:37
                        Цитата: Ольгович
                        Манифест Императора Михаила ясно призвал к подчинению ВП.
                        что Вам и ДОКАЗАНО

                        Хотите иметь кучу императоров- имейте (это вы себе уже доказали). Но, Михаил ВАМ сказал : " В ТОМ СЛУЧАЕ восприять верховную власть" - случая ему не представилось! Николай - СНЯЛ корону - после этого он ЧАСТНОЕ ЛИЦО, его УКАЗЫ/ПРИЗЫВЫ никакой силы не имеют, это иначе как совет/просьбу воспринимать нельзя. Если бы он ЭТО сказал до отреченья - но извините... забздел, как и второй "император", который мог бы "взять корону "- после этого издать манифест призывающий к смене власти и переподчинении людей ПРИСЯГНУВШИХ на верность ещё предыдущему "императору". Они сами страну ввергли в хаос (чехорда со сменой ТРЕХ "властителей/наследников" в течении суток тому пример) - в котором вы обвиняете ТОЛЬКО большевиков.
                      39. -1
                        23 октября 2019 12:32
                        Цитата: Ольгович
                        ЧТО такое МОНАРШЬЯ воля

                        И что это такое? И каким боком относится к вп?
  3. -1
    22 октября 2019 12:30
    Советские части отдохнули, восстановились и были готовы к новым боям.

    Советские части в 1919 г.???
    1. +3
      22 октября 2019 16:57
      Цитата: АК1972
      Советские части отдохнули, восстановились и были готовы к новым боям.

      Советские части в 1919 г.???

      Ну, советские части - это ведь не части Советской армии, а части сторонников Советов, не? bully
      1. -8
        22 октября 2019 18:05
        Цитата: Doliva63
        а части сторонников Советов, не?

        Не! это части сторонников совдепии
        1. +4
          22 октября 2019 18:41
          Цитата: bober1982
          Цитата: Doliva63
          а части сторонников Советов, не?

          Не! это части сторонников совдепии

          Из курса Истории я никакой "совдепии" не помню. Вы точно трезвы или как я, после 300 гр.? laughing
          1. -2
            22 октября 2019 19:07
            Цитата: Doliva63
            Вы точно трезвы

            Я,уже давно кефир пью,а водки хочется (слаб человек)
    2. +1
      23 октября 2019 09:36
      Цитата: АК1972
      Советские части в 1919 г.???

      25 октября 1917 года в результате Октябрьской революции Провозглашена Российская СОВЕТСКАЯ Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная СОВЕТСКАЯ Республика.
      Следовательно правительственные войска могут именоваться (не официально): "Советскими"; "Российскими"; "Социалистическими"; "Федеративными"
      Для примера - Вооружённые силы Российской Федерации (не официальное сокращение ВС РФ) во время КТО не официально именуются "федералами/федеральными". Не официальное название вооружённых сил РСР/РСФСР/СССР так же носило наименование "Красные" и "Большевики" употребляемое чаще со стороны противника.
  4. -1
    22 октября 2019 16:31
    Без понятной и внятной идеи для большенства населения такие свершения невозможны. Тогда было-земля крестьянам.Сейчас будет-справедливость к каждому.
  5. +4
    22 октября 2019 17:27
    "...белые тут и там пытались формировать различные добровольческие формирования, «дружины», восстановить добровольческий принцип" -
    рассказ современника - жителя Ишимского уезда Тобольской губернии, в 1919 г. - 17-летнего парня о "добровольческом принципе" белых: "Зашли в избу, навели винтовку: "Собирайся живо!". Спустя примерно полгода он с большой группой сослуживцев перешли к красным: "Предлагали мне в Красную Армию вступить, да я отказался, сказал: "Мое дело - крестьянствовать, а не воевать. Ну и отпустили домой."
  6. Комментарий был удален.
  7. -1
    23 октября 2019 12:51
    Трилогия "Навстречу солнцу" Четверикова. Про достоверность... фрагментарно. Зато духвремени (одевайте маски-хустолюбы). Забайкалье-Матюшин.