Как Кавказская исламская армия штурмовала Баку

89
100 лет назад, в сентябре 1918 года, турки и азербайджанцы взяли Баку. В городе произошли массовые убийства армян, было убито до 30 тысяч армян.

Потеря Баку стала чувствительным ударом как для Советской России (отправившей ноту протеста против нарушения Османской империей условий Брестского мира), лишившейся своей единственной опорной базы в Закавказье и источника поставок нефти, так и для Англии, продолжавшей с Османской империей войну. Теперь турки могли осуществлять дальнейшую экспансию в населенные мусульманами и тюрками регионы бывшей Российской империи — на Северный Кавказ и через Каспийское море в Среднюю Азию. Однако попыткам осуществления пантюркистских планов положило конец завершение Первой мировой войны и поражение Османской империи.



Война Азербайджана и Баку

Политические и национальные конфликты привели к тому, что между азербайджанским правительством в Гяндже и Совнаркомом Закавказья в Баку началась война. Мусаветисты (от партии Мусават) пытались наступать на Баку, но фронт замер в районе станции Кюрдамир, примерно посередине между двумя центрами власти. Боеспособность сил Азербайджана и Баку была низкой. Мусульмане разбегались, не желая воевать. Поэтому наиболее сильными подразделениями Азербайджана были банды беков. Красногвардейцы также отличались низкой дисциплиной, дезертировали, а мусульмане – переходили на сторону противника. Наиболее сознательной и боеспособной силой Баку были армянские отряды.

Определенное равновесие было нарушено, когда Турция направила на помощь Азербайджану 6-тыс. отряд Нури-паши, который стал ядром Кавказской исламской армии. Красный фронт затрещал. С 27 июня по 1 июля 1918 года произошла битва под Геокчаем. Потерпев поражение, красные начали отходить вдоль железной дороги в сторону Баку. Инициатива перешла к Кавказской исламской армии. 2 июля красные части оставили Ахсу, 10 июля, после трёхдневных боёв, — Кюрдамир, 14 июля — станцию Керар, и продолжали отходить вдоль железной дороги. 20 июля красные были выбиты из города Шемахи. После взятия города турецко-азербайджанские силы продолжили продвижение к Баку.

В Баку, по примеру Грузии, попытались опереться на немцев. Германия была заинтересована в бакинских нефтепромыслах – Баку был крупнейшим в России центром нефтедобычи. Германское командование даже планировало снять с Балканского театра бригаду кавалерии и 6 пехотных батальонов, перебросить в Поти для похода на Баку. Москва также старалась помочь советскому правительству в Баку: обещала свободный доступ к бакинской нефти, если Берлин окажет давление на Стамбул. Но Германии уже было не до Баку. На Западном фронте шло последнее решительное сражение с Антантой. Турецкая империя также разваливалась, поэтому Нури-паша действовал сам по себе. Москва обещала помощь, но прибыл только отряд Петрова (600 бойцов и 6 орудий). Остальные войска, которые следовали в Баку, были вынуждены оставить в Царицыне, которому угрожала казачья Донская армия. Тогда на Бакинском совете решили позвать на помощь англичан, которые заняли позиции в северной Персии.


Наступательные действия турецких и английских войск в Закавказье, 1918 г. Источник карты: https://ru.wikipedia.org

В итоге в Баку сложилась критическая ситуация. На город наступали турецко-азербайджанские войска. Советская Россия не смогла прислать значительные силы на помощь. Англичане на тот момент не могли оказать существенной помощи, хотя и очень высоко оценивали нефтепромыслы Баку. Они выслали только небольшой отряд. В городе начался голод. Подвоза продовольствия из России не было, а окрестные мусульмане-крестьяне ничего не хотели продавать «армянскому правительству». Совнарком своей политикой вызвал сопротивление остальных политических сил, и авторитет комиссаров быстро падал. В Бакинском совете большевики были в меньшинстве. Подавить сопротивление остальных партий комиссары не имели возможности. В Каспийской флотилии преобладали эсеры. Отряды дашнаков защищали не идеи мировой революции, а армянское население, сбежавшее сюда от резни со всего Азербайджана.

Как Кавказская исламская армия штурмовала Баку

Командующий Кавказской исламской армией Нури-паша со своим адъютантом в Баку. 1918 год

Штурм Баку

30—31 июля 1918 года Кавказская мусульманская армия начала первый штурм Баку. В городе в это время происходила смена власти — на смену бакинским комиссарам, ушедшим в отставку в знак протеста против решения местного совета пригласить для обороны города британские войска, к власти пришла так называемая «Диктатура Центрокаспия». Диктатура Центрокаспия, получила свое название от сокращения названия Центрального комитета Каспийской военной флотилии — высшего советского же выборного органа Каспийской флотилии, созданного в Баку в ноябре 1917 года. Но в этом органе власти преобладали эсеры, меньшевики и дашнаки (армянская партия).

Бакинские комиссары сняли с фронта верные себе части и принялись грузиться на пароходы, намереваясь уйти в Астрахань. Эта попытка бегства вызвала взрыв негодования. В результате новое правительство Баку арестовало бакинских комиссаров за попытку их бегства в Астрахань без отчета о расходах бюджета и попытке эвакуации ценного имущества. В конце концов всё завершилось новым компромиссом. Арестованных большевиков выпустили, красные части вернулись на фронт и первый штурм отбили.


Орудие Кавказской исламской армии во время Битвы за Баку. 1918 год

Между тем положение на фронте стало критическим. Один из красных командиров — Лазарь Бичерахов, поднял мятеж. Терский казак (по происхождению осетин) во время мировой войны служил в экспедиционном корпусе генерала Баратова в Персии. В начале 1918 года сформировал в Персии небольшой отряд (около тысячи человек), состоявший на службе у англичан. Затем поступил на службу к бакинским комиссарам (очевидно, с согласия англичан). 30 июля покинул со своим отрядом (2 тыс. бойцов) линию обороны и ушел в Дагестан, оголив участок фронта протяженностью более 30 километров. Бичерахов со своим отрядом захватил Дербент и Петровск, создал и возглавил правительство Кавказско-Каспийского союза, в состав которого вошли девять представителей (двое от Терского Казачье-Крестьянского правительства, двое от Закаспийского исполнительного комитета, двое от Мугани и Ленкорани и по одному от городов Петровск, Дербент и Армянского национального совета), в сентябре признал Уфимскую директорию.

Ситуацию на некоторое время спасли англичане, все-таки прибывшие в Баку морем из Персии и остававшиеся в городе три тысячи красноармейцев, которые вступили в неожиданный тактический союз против турок. 4 августа в Баку высадился небольшой английский отряд. 5 августа турки ворвались в бакинский район Биби-Эйбат. Но они были быстро выбиты оттуда артиллерийским огнем и контрударом красноармейцев и англичан. В ходе боя турки понесли серьёзные потери и ненадолго отступили от Баку, готовя новый, более хорошо подготовленный штурм.


Выгрузка британцев в Баку

Тем временем большевики провели новую конференцию, было решено, что город не удержать надо снять войска с фронта и уходить морем. Опять погрузились на пароходы и попытались уйти. Но были остановлены кораблями Каспийской флотилии. Бакинских комиссаров арестовали. 13 августа находившиеся в Баку 3 тысячи красноармейцев были разоружены силами Диктатуры Центрокаспия и отправлены в Астрахань. Правительство эсеров и меньшевиков с одной стороны не хотело видеть красных в городе, с другой — не имело возможности содержать их как военнопленных. 17 августа в Баку по морю из северной Персии прибыл ещё один британский отряд. Обрадованные этим местные вооруженные формирования Диктатуры Центрокаспия попробовали в тот же день атаковать турецко-азербайджанские войска, стоявшие на подступах к Баку. Но атака оказалась неудачной, турки сохранили свои позиции и продолжали готовиться к решительному штурму Баку, подтягивая в его окрестности новые войска.

26 августа Кавказская исламская армия (объединенные турецко-азербайджанские войска) вновь предприняла атаки на позиции англичан около Баку. Англичане отразили четыре атаки в одном месте, но, не получив помощи от войск Диктатуры Центрокаспия, вынуждены были отступить. В другом месте (к северу от Баку) англичанам удалось удержать позиции. В этих боях погибло 83 британских солдата и офицера, за что англичане упрекали Диктатуру Центрокаспия. Они даже пригрозили покинуть Баку и посоветовали начать переговоры с турками о сдаче города. В ответ на это правительство Баку пригрозило открыть огонь уже по британским пароходам.

8 сентября турки подтянули в пригороды Баку дополнительно около 6 тыс. солдат и офицеров в рамках подготовки к решающему штурму города. 14 сентября с раннего утра артиллерия Кавказской исламской армии начала обстрел позиций британцев и войск Диктатуры Центрокаспия (правительства Баку в июле-сентябре 1918 года, сформированного эсерами, меньшевиками и активистами армянской партии дашнаков). Британцы знали о готовящемся решающем штурме от перебежчиков, но место основного удара не было известно, их было мало, чтобы организовать плотную оборону. Прорыв состоялся в юго-западной части города, у так называемых Волчьих ворот — примерно там же, где турки пытались штурмовать Баку раньше. Бойцы Кавказской исламской армии быстро овладели господствующими высотами, и англичане, видя бессмысленность дальнейшего сопротивления, начали эвакуацию (погрузку на корабли). В ходе боев за Баку они уже потеряли убитыми 180 человек из небольшого контингента (около 1000 солдат). К вечеру из города бежали через море в контролируемый эсерами и меньшевиками Красноводск и сами лидеры Диктатуры Центрокаспия, и освободившиеся из тюрьмы прежние правители города — бакинские комиссары.

В Красноводске бакинские комиссары были вновь арестованы уже местными властями. 20 сентября по решению эсеро-меньшевистского правительства Закаспийской области в пустыне Каракумы между телеграфными столбами № 118 и № 119 были расстреляны 26 бакинских комиссаров. Большинство расстрелянных были лидерами Бакинской коммуны — большевистского правительства Баку в апреле-июле 1918 года.

15 сентября турки и азербайджанцы, потерявшие в ходе боев за город убитыми 2000 человек, вступили в Баку. В плен ими было взято лишь 1700 солдат и офицеров, воевавших за Диктатуру Центрокаспия (остальные 7500 вовремя переоделись в штатское и разбежались). В городе произошли массовые убийства армян, которых истребляли в первую очередь не солдаты, а помогавшие туркам отряды местных азербайджанских ополченцев. Было вырезано до 30 тысяч армян (по другим оценкам – несколько тысяч человек), над городом долгое время стоял «невыносимый трупный запах». Многие армяне, спасая жизнь, пытались выдать себя за евреев, и тогда устраивались унизительные проверки раздеванием догола. Множество армян бежало из города. 16 сентября в Баку состоялся торжественный парад турецких и азербайджанских войск. В Баку вскоре переехало из Гянджи правительство Азербайджанской Демократической Республики.

Турки продолжили своё наступление с целью создания «Туранской империи». В начале октября турецкие войска вторглись в Дагестан и при поддержке местных мусульманских формирований заняли Дербент и Темир-Хан-Шуру. Однако Турция потерпела поражение в мировой войне и по Мудросскому перемирию (30 октября 1918) вывела свои войска из Закавказья. После этого в ноябре 1918 года в Баку возвращаются британские войска.


Парад Кавказской исламской армии в Баку

Таким образом, на Кавказе в период Гражданской войны было весьма «весело» и кровь лилась рекой. Армяне были изолированы, утратили большую часть исторической родины и бились в окружении, их врагами были все – турки, азербайджанцы, курды и даже грузины. Единственная их надежда была на восстановление России – белой или красной. Грузия легла под Германия и под прикрытием германских штыков старательно округляла свои владения за счёт малых народов. Грузинское руководство вело националистическую и русофобскую политику. Азербайджан вступил в союз с Османской империей и при помощи турецких войск захватил Баку. Затем турки вторглись в Дагестан. На территории Чечни и Дагестана существовала Горская республика, которая стояла на антисоветских позициях и просила покровительства у Германии и Турции. Бичерахов со своим отрядом из казаков организовал и возглавил правительство Кавказско-Каспийского союза, связанное с британцами. Части Бичерахова были реорганизованы в Кавказскую армию, оборонявшую Петровск от частей Кавказской исламской армии, дагестанских и чеченских отрядов. В октябре войска Бичерахова были разгромлены вторгшимися в Дагестан турецкими частями Кавказской исламской армии и остатки его частей ушли морем в Персию, в опорный пункт англичан — Энзели. Такая вот кровавая «каша», где все с друг другом враждуют и воюют!


Картина Исаака Бродского «Расстрел 26 бакинских комиссаров». 1925 год
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 сентября 2018 07:33
    Трагические дни Закавказья. Вот к чему привели Брест и сворачивание Русского фронта.
    В мгновение ока русская победа на Кавказском фронте в 1914-16 гг. сменилась незаслуженным торжеством турецких убийц и погромщиком.
    Со всеми вытекающими последствиями.
    1. +1
      29 сентября 2018 19:46
      Цитата: Albatroz
      Вот к чему привели Брест и сворачивание Русского фронта.

      Брест был потом. Командующий Закавказским фронтом бросил свой пост, фронт и исчез в неизвестном направлении ещё в 1917 году. Генерал-майор Лебединский стал, так сказать, де-факто командующим фронтом в связи с бегством командующего. Его (Лебединского) ни командующим, ни врио командующего никто не назначал.Наша проблема в Первой Мировой войне была в том, что мы подались на провокацию и ввязались в войну на два фронта. На втором (турецком) фронте мы одерживали победу за победой. Но эти победы кроме морального удовлетворения больше никакой пользы в войне не приносили. А вот вред приносили. Вред приносил сам Кавказский фронт своим наличием. И, соответственно, отвлечением на него людских, материальных и финансовых ресурсов нашей страны. Если бы вся Кавказская армия вдруг оказалась на Юго-Западном фронте в момент Луцкого (не хочу называть этот прорыв "Брусиловским") прорыва в месте прорыва - то война могла окончиться ещё в 1916 году.
      А что до армян ??? О своей Родине нужно думать в первую очередь !!! А не об армянах.
  2. -3
    19 сентября 2018 08:13
    Как в Москве все партии руководились сионистами, так и здесь было... Слаженность действий дашнаков и большевиков в сдаче позиций армянсьва видна была не по дням, а по часам, и слегка ослабевала, когда патриоты в погонах ставили им ультиматум... Документов, подтверждающих подлую сущность руководств этих партий, сверх меры.
    Совсем как сегодня с партиями...
  3. 0
    19 сентября 2018 08:52
    Под Шемахы находится могила старшего офицера турецкой армии.
  4. +6
    19 сентября 2018 09:07
    на картине не видно столбов 118 и 119
  5. +6
    19 сентября 2018 09:31
    Среди 30000 армян, вырезанных в Баку, было как минимум 7500 мужчин от 18 до 50 лет, плюс неизвестное количество армян, успевших сбежать из города до вступления туда турок и азербайджанцев, плюс уже сформированные национальные армянские части, плюс армянские женщины, которых можно было привлечь для формирования госпиталей и других служб тыла.

    В целом мобилизационный резерв армян можно оценить в 10000 - 15000 человек (кратно больше численности противника), тем не менее их подавляющая часть отсиживалась в тылу и пошла под нож турок и азербайджанцев. Вопрос - армяне также будут оборонять Ереван в будущей турецко-армянской войне?
    1. -4
      19 сентября 2018 12:04
      Цитата: Оператор
      В целом мобилизационный резерв армян можно оценить в 10000 - 15000 человек (кратно больше численности противника),

      У Нури-паши, скорее всего, было 15000 под штыком...
      Я же говорил - координация сионистского взаимодействия руководства местных партий просто сверх всяких похвал!!! Стоило у Сардарапата обратить в бегство турецкое войско - так из Еревана приказ поступил не преследовать и не рубить противника.. Этот бой был после того, как вояки пригрозили дашнаками, которые уже ключи от города приготовились отдать.
      Так же и в Баку было.

      Так же было и после 91-го. Поэтому мы Путину сказали не впрягаться за робика.
      1. +2
        19 сентября 2018 12:10
        Тогда мы можем с чистой совестью выводить наши войска из Армении (типа не впряглись) bully
        1. -3
          19 сентября 2018 14:35
          Проходили этот момент... Писал уже... Октябрь 93г. Время выбрано было Турцией с ювелирной точностью... Ни алкаш не впрягся, ни премьер... Впряглись Олег Лобов и Павел Грачев.
          До этого ещё разок был, когда не впрягались... тогда хватило одного американского предупреждения Турции, чтобы остудить башки...
          _______
          Что мешает уйти сегодня вашим? Ведь если просто просиживают штаны - то толку от ваших - считай нуль. Значит, не штаны просиживаете... гы-гы-гы ;)
  6. 0
    19 сентября 2018 09:39
    Беда не приходит одна
    За статью спасибо
  7. BAI
    +1
    19 сентября 2018 10:35
    Да, каша на Кавказе еще та была. На мой взгляд, там без диктатуры порядка не навести, до тех пор, пока менталитет не изменится.
  8. +2
    19 сентября 2018 12:07
    Абсолютно неправильная интерпретация происходивших событий, особенно в части "армянской резни". Видимо статья заказная.
    1. -6
      19 сентября 2018 14:44
      Конечно статья заказная :)
      Ведь написать о резне в Баку армян и не подчеркнуть при этом, что за полгода до этого большевики решили полностью вырезать мусульманское население города, а сионистская верхушка дашнаков воспротивилась этому и отправила свои войска в разграничение противников, а также поселила тюрок в казармы и выставила охрану для них?... Заказ, однако...
      Об этом подробно написано, с признанием ошибочности данного действа, у руководителя операции "Немезис" Шаана Натали...
      1. +4
        19 сентября 2018 15:13
        Причём ту вообще сионисты ?Националистическая партия армян и руководят ими сионисты ?Дашнаки как раз и вырезали мусульман Баку ,не только тюрков но и другие национальности ,например татов (персидский народ) Есть документы как раз Советские подтверждающие это .Резали армян по делу и это было месть за мартовские собития в которых на порядок больше .Ликбез для автора статьи Государственный канал России ,документы есть в интернете ,но вам армян бесполезно что то доказывать .
        1. -4
          19 сентября 2018 15:36
          Именно про мартовско-апрелевские события я и писал, со слов Шаан Натали.
          Кстати, таты как-бы не совсем персы... скорее евреи... Сегодня они - таты - крыша Медведева.
          Повторяю - у всех армянских партий в руководстве главными были сионисты, и именно для сионизма они трудились и предавали нас в самый важный момент... Например, телеграфировали туркам, где и какого числа будет Андраник... В переносе на сегодняшний момент - после войны 90-х, когда Командующий АО Самвел Бабаян решил реквизировать оружие у всех, то дашнакские фидаины его (и его тогда шавку Сержика) просто послали, сказав, что не от них у них оружие... А в Ереване тогда же руководство дашнакской партии полностью поддерживало здешних сионистов во власти.
      2. +5
        19 сентября 2018 15:38
        Дашнаки трусы убийцы антисоветчики "велико армянисты" за что позже поплатились,Сталин не зря их пачками растреливал .Устроили геноцид мусульман выступая от имени большевиков а потом предали большевиков .Мало тогда турки убили ,армяне дашнаки "гастролировали" по всему Азербайджану и убивали аз-цев,лезгин,талышов,татов,лезгин только евреев не трогали их запугали и делали всё от имени большевиков.Чтобы создать Великую Армению тысячами если не сотнями тысяч убивали мусульман .Потом организованная армия получили от крестьян лезгин,татов в Кровавом ущелье став удобрением,больше 5 тысяч .На помощь пришли турки и спасли единоверцев .Мало убили армян очень мало в Баку, по сравнению с тем что они творили по всему Закавказью . Простили ,забыли за что поплатились в Карабахе .До сих пор живут армяне в Баку ,одна моя соседка заходила недавно к нам в туалет ,старая не может до пятого этажа подниматься каждые пять минут ,когда сидит на лавке .Отец говорил что они армяне я не верил в детстве, а сами грузинами называют себя .После столького сделанного до сих живут в Баку .Цитата от неё "бу эрмени эрмени дейирлер ээ клянусь бу эрнеми пис дейил, пис милляти бу гюне гоянларды " Находит наглость ещё и оправдывать своих,знает что мы лезгины при нас позволяет такие мысли .Старая уже ,страх потеряла да нафиг она никому не сдалась все знают эту семейку что они армяне ,старожили нашего двора .Не трогают не гнобят наивный аз-цы народ очень наивный .Мать моего одноклассника армянка, тоже зная что мы лезгины ,призналась бабушке моей отец тат,сам парень не знает что он армянин .В школе учителя армяне были русские фамилии просто ,это сказала учительница по аз-скому языку .Живут не тужуют себе
        1. -2
          19 сентября 2018 15:47
          Вот из-за сионистов в верхушке дашнаков турки и смогли пройти через Армению, а не стать удобрением в Сардарапате.
          Армян ты мог увидеть в Баку и по другому поводу... Это когда бакинец звонит в Степанакерт во время ожесточенных боёв и спрашивает:"... в субботу моя свадьба... может такое быть, что не приедёшь?"
          1. Комментарий был удален.
          2. +2
            19 сентября 2018 16:00
            Цитата: Karenius
            Вот из-за сионистов в верхушке

            Когда речь заходит о проигрышах то верхушка сионисты были ,они виноваты .Когда речь заходит о зверствах содеянных своими соплеменниками то сионисты виноваты .Классическая история .Не люблю лицемеров например я лезгин .Есть черные страницы в истории и моего народа ,грабежами занимались определенные слои в определенные времена .Например были лезгины наёмники которых нанимали персы чтобы уничтожить лезгинское село и не только.Например некоторые из лезгин и сейчас в ИГИЛ воюют ,я такие страницы истории и современных подонков не оправдываю .Потому что я не лицемер подонки есть во всех нациях .А вы армяне всегда белые пушистые а руки по локоть в крови и турки себя оправдывают .Но вы это нечто .
      3. +2
        19 сентября 2018 16:42
        Совсем крыша поехала? Армяне вырезали азербайджанцев в марте. Глупости писать не надо...
        1. -3
          19 сентября 2018 16:55
          Глупости писать не надо!!!
          С какого числа марта всё это началось (там похороны сына известного тюрка были), я уже не помню... могу освежить, но в памяти именно мартовско-апрельский период запечатлился... Если растянуть по времени, что 200 всадников Амазаспа встали между большевиками и тюрками, потом эвакуацию дашнаками тюрков в казармы и их охрану, а также последующие благодарности в тюркской прессе в адрес дашнаков - то растянется, думаю, и на апрель.

          Лек, не удивительно, что советские комиссии выставили в чёрном свете не большевиков, а дашнаков...
          1. +2
            19 сентября 2018 17:03
            Бакинский Совет совместно с поддержавшими его вооруженными формированиями Дашнакцутюн развернул наступление на мусульманские кварталы. Для бомбардировки этих кварталов использовались аэропланы, а два корабля Каспийской флотилии обстреливали их с моря. В занятых мусульманских кварталах происходили грабежи и убийства мирных мусульман, в том числе женщин и детей. Занимались этим преимущественно армянские вооруженные формирования.

            Согласно британскому исследователю Питеру Хопкирку:
            "Армяне, увидев, что их старинные враги бегут, теперь жаждали мести. Поэтому бои продолжились до тех пор, пока практически все мусульманское население не было изгнано из города или вырезано. На пятый день, хотя значительная часть города была все еще в огне, сопротивление прекратилось, и улицы остались заполнены убитыми и раненными, которые практически все были мусульманами"

            За это спасибо говорить? Закройся и помолчи.
            Рядом с моим домом стоит кинотеатр "Шафаг". В январе 1990 года там собирались армяне и азербайджанцы их охраняли и спасали. В оцеплении стояли активисты Народного Фронта. Можете сказать спасибо азербайджанцам, которые спасли сотни и тысячи армян в январе 1990 года.
            1. -2
              19 сентября 2018 17:11
              Приведешь цифры убитых? Если там дашнаки бы стреляли, то никто бы не смог спастись от такого количества штыков!
              _________

              Спасавшим, конечно, спасибо!
              Сам знаю тех, кого тюрки спасали в багажнике своего автомобиля.
              Но знаком и с теми, чьи маленькие дети потеряли разум от виденного...
              Помолчи и закройся.
              1. +2
                19 сентября 2018 17:20
                С тобой все ясно. Пользуешься слухами и мифами. Особенно это касается Амазаспа. Активного участника погромов приравнять к защитникам это надо уметь.
                Читай не сказки армянских псевдоисториков, а научные труды ориенталистов. Хотя бы армянских или французских. Почитай англичан или американцев.
                Армяне вырезали сотни тысяч мусульман. По исследованиям американских ученых в событиях 1914-1920 годов погибло больше 1 миллиона мусульман. Тебе что, поименный список нужен?
                1. -3
                  19 сентября 2018 17:34
                  Таких горе-ученых сегодня пруд-пруди! Писал уже ранее - семья робика обратилась к учёным мужам юриспруденции, к которым ранее ваши обращались для лоббирования ваших интересов... А что? Кураторы-то у робика те же, что и у ваших.

                  Ты же можешь оперировать цифрами... Вспомни про количество штыков у дашнаков и количество тюрок в Баку... А может, в библиотеках ваших попробуешь газеты апреля 1918г. почитать, про высказанные благодарности? Я точно читал, но сейчас не вспомню...
                  1. +2
                    19 сентября 2018 17:40
                    Трудно вспомнить то, чего не было. Как и про "спасителя-Амазаспа". Который на самом деле простой бандит.
                    Вот еще один "горе-историк" Майкл СМИТ "Память об утратах и азербайджанское общество"
                    В стычках и погроме погибло не менее 12 000 человек. На улицах Баку и его окрестностей в эти дни погибло больше народу, чем за всё время боев в Петрограде в феврале 1917 года или во время “бескровного” большевистского переворота в октябре. Если исходить из числа жертв, мартовские события были одним из наиболее страшных эпизодов в ходе российской революции.
                    1. -2
                      19 сентября 2018 17:46
                      Цифру в 12 тысяч я помню с другой стороны... Что столько тюрок спасли дашнаки.
                      Как-нибудь освежу в памяти цифры и продолжим...
                      Кстати, вчера в наших архивах показали записи времён Шах Аббаса, 1605г. Краем уха слушал, но что-то,кажется, там было про перепись населения Карабаха, и Равнинного... Надо будет по интересоваться.
                      1. +1
                        19 сентября 2018 17:54
                        Продолжение разговора не вызывает энтузиазма. Мы совершенно по разному трактуем события. И я не люблю кривые цитаты. Перепись населения во времена шаха Аббаса? Я бы посмеялся....
                        Не хотите найти известнейшего американского тюрколога профессора Джастин Маккарти "Армяне и тюрки. Руководство по армянскому вопросу". Или же Жорж де Малевилл "Армянская трагедия".
                      2. +2
                        19 сентября 2018 18:23
                        Цитата: Karenius
                        Цифру в 12 тысяч я помню с другой стороны... Что столько тюрок спасли дашнаки.

                        Цинизм не имеет границ ,то есть у вас втирают такую дичь ?Цифры убитых армянами мусульман выдают за спасённых ? Нет слов .Так от кого же спасали тогда ?Это похоже на русскую трактовку событий времён Шамиля "Кавказская освободительная война"))) Русские освобождали кавказцев от самих себя ,а вы армяне спасали мусульман от самих мусульман ))) Твой Амазасп участник третьего похода на север ,грабитель доклад ЧСК Новацкого почитай .Убежал из севера когда его армию разбили крестьяне Губы с помощью беков конницы Кусарской .Оставив у ущелья вблиз Хучбалы больше 5000 свои солдат ,убежал .Мой прадед погиб там как и вся Кусарская конница которая приняла основной удар на себя,остановив их у выхода ущелья .Этот Амазасп столько селений стёр с лица земли ,что мужчины и их дети несовершеннолетние шли на винтовки с вилами,камни бросали в попавших в засаду .Эта трагическая победа ,очень трагическая огромной ценой и жизнями тысяч удалось разбить бандитов Амазаспа .Были и вооруженные люди Чакарви,Зизикский офицер царской армии и другие .В народе ущелье назвали кровавым .Настолько вы армяне достали народ ,что все мусульмане объединились и не стали ждать смерти ,приняли бой против вооруженной армии .
          2. +1
            19 сентября 2018 17:09
            Особая наша "благодарность" бандиту Амазаспу. Пусть земля НЕ будет ему пухом
            После кровавых событий в Баку, в мае 1918 года Амазасп во главе большого отряда, состоящего исключительно из армян, подошел к городу Губа. Сам Амазасп и не думал скрывать свои истинные цели.
            В речи, обращенной к губинцам, он заявил: "Я прислан не для водворения порядка и установления советской власти... мне приказано было уничтожить всех мусульман от берегов Каспийского моря до Шах Дага и жилища ваши сравнять с землей, как это было сделано в Ширване (Шамахе)".
            В ходе трагических событий в Губе весной 1918 года армянскими отрядами во главе с Амазаспом были убиты более 3-х тысяч мирных мусульман. Об истреблении мирного населения Губы военными силами Амазаспа свидетельствует обнаруженное в 2007 году массовое захоронение на берегу реки Гудиалчай. В ходе наступления в середине августа 1918 года на Баку азербайджано-турецких войск отряд Амазасп бежал из города.
      4. +2
        20 сентября 2018 15:18
        А как же еще назвать статью, кот. искажает историю? Все написанное, приведенные якобы факты выдумки и домыслы. Беда в том, что вы умудряетесь искажать не то, что произошло там 50-100 лет назад, но и то, что происходит сегодня. Это называется искажение реальности. Вот там и вы живете, в искаженной реальности. Боюсь, что надолго.
  9. +2
    19 сентября 2018 15:06
    ОСВОБОЖДАЛА ! А не захватывала !
  10. +1
    19 сентября 2018 16:11
    ОСВОБОЖДЕНИЕ.Турки остановили вырезание мусульман по всему Азербайджану.
    И да на карте заметьте название озера севан ГОКЧА!!!
    И подвиг армии не будет забыт.
    1. +1
      19 сентября 2018 16:33
      Али салам .Я 31 марта написал статью о событиях того времени на основе Чрезвычайной Следственной Комиссии СССР Новацкого Михайлова и других .Статья не прошла интерпретировали это так модераторы "мало своих слов"))) То есть я должен был писать от себя чушь, вырвав из контекста истории как автор этой статьи .То напечатали бы статью ,а так привёл документы показывающие что творили единоверцы русских "ни ни" "низзя" .Можно только турков,тюрков и мусульман в плохом свете показывать выдумывая .Нормально да ?
      1. 0
        19 сентября 2018 23:46
        Цитата: Lek3338
        Али салам .

        Алейкума Салам.
        Цитата: Lek3338
        Можно только турков,тюрков и мусульман в плохом свете показывать выдумывая .Нормально да ?

        для этого ресурса нормально.Меня тут банили несколько раз,когда я просто приводил аргументы,а контраргумент меня в бан))))
    2. 0
      3 октября 2018 11:25
      Я был в Баку в эти дни, парад видел и снимал фото и видео. Парад отложили с утра на после обеда. На жаре простояли почти до пол 12-го.
      Улыбнуло, что танки (Т-72 наши) ехали на тяжёлых грузовиках на платформах. Чтобы асфальт не повредить я так и толпы услышал ну и армян не спровоцировать. Техники было много, конечно это не парад на Красной площади, но красиво. Техника в основном наша, но есть и чешская, израильская.
  11. 0
    19 сентября 2018 16:12

    Фрагмент Турецкого военного сериала.Тюркизм живет и будет жить.
    1. 0
      19 сентября 2018 16:50
      Ремба, короче, по турецки ! Или, по азербайджански? Кстати, чего там светится казахский флаг на шевроне у одного суперсолдат?
      1. 0
        19 сентября 2018 23:48
        Цитата: Был Мамонт
        Кстати, чего там светится казахский флаг на шевроне у одного суперсолдат?

        а т.е.Туркменский,Азербайджанский,Узбекский,Уйгурский флаг вас не смутил,а Казакский смутил???
        Значит в фильме солдат с Казакстана.
    2. -1
      19 сентября 2018 17:03
      Али, я просто уверен, что Алиевы не тюрки, и что это потом и на вас аукнется... после нашей с вами схватки...
      1. +1
        20 сентября 2018 03:30
        Цитата: Karenius
        Али, я просто уверен, что Алиевы не тюрки, и что это потом и на вас аукнется... после нашей с вами схватки...

        что значит я уверен)))Если еще по поводу Гейдара могут быть споры.Но Зарифа Алиева точно Тюрчанка.Жена Ильхама Мехрибан тоже Тюрчанка.Дочки вышли замуж Тоже за Тюрков,точнее Агаларов по матери еврей.И Арзу вышла за Тюрка.Сын Алиева,если брать версию,что Гейдар был курдом,то он уже Тюрк и курдского нет.
        Так,что все это сказки курд не курд.
        1. -2
          20 сентября 2018 08:02
          Да если б были просто курды :)
      2. +1
        20 сентября 2018 15:22
        Карениус, а вы кто можно узнать? Вы, Саркисяны, Кочаряны,Пашиняны? Вы уверены, что у них в крови не течет, курдской, тюркской, фарсской крови?
        1. -2
          20 сентября 2018 18:22
          Одно дело кровь, что через века приходит к человеку, другое - когда носители какой-то конкретной крови заставляют на конкретные дела во имя этой самой конкретной группы крови.
          ______
          У нас у кореша, когда в Европе родилась дочь, то врачи даже не поняли, что чёрный треугольник у неё - от монгольской крови неизвестно сколько столетий назад полученной.
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    19 сентября 2018 16:41
    В Рязани есть памятник Петрову Г.К., одному из бакинских комисаров, эсеру кстати.. Обезглавлен олдатами Диктатуры Закаспия 20 сентября 1918 г.
    P.S. Не получилось фото выложить.
    1. +1
      19 сентября 2018 16:53


      Их подонков перезахоронили в моём поселке ,тысячи смертей на их совести .Не заслуживают они земли где первым похоронен мой дедушка .
      1. -2
        19 сентября 2018 17:00
        Цитата: Lek3338
        Их подонков... .

        А , какие подонки резали в 1918 году армян, в 1990-м и русских тоже?
        1. -1
          19 сентября 2018 17:23
          Цитата: Был Мамонт
          А , какие подонки резали в 1918 году армян, в 1990-м и русских тоже?

          Такие же подонки если убивали мирных армян в 1918 году .А вот если солдат подонков болшевико-дашнаков которые вырезали население то герои .Кто убивал русских в 1990? Не знаю а во 1992 году подонки на танках армия СССР которые убили Ларису 13 летнию русскую девушку .Убийцы гражданских во все времена подонки в том числе отдающие приказ .
          1. 0
            19 сентября 2018 17:37
            О, как! Советская армия, которая прекратила погромы -подонки. Этому у вас учат в школах?


            1. +1
              19 сентября 2018 17:52
              Цитата: Был Мамонт
              О, как! Советская армия, которая прекратила погромы -подонки. Этому у вас учат в школах?

              Прекратила ? и смех и грех ))) Не в школах очевидцы живы .Когда узнали что произошло 20 января и как эта армия "остановила" стреляя на лево и на право убивая гражданских в том числе русских .Мой отец и друзья пошли делать баррикады на въезде в посёлок своей инвалидностью .Ждали этих "остановителей" "голубей мира" чтоб защитит свои семьи от безразборной стрельбы .Мотал народ Чрезвычайную ситуацию на одном месте так хоронили погибших .13 летняя Лариса устраивала погром что её убили ?Когда народ един даже без оружия остановит целую армию ,в тот день погиб СССР ,люди сжигали паспорта хотя до этого голосовали за его сохранение
              1. +1
                19 сентября 2018 18:10
                Маршал Советского Союза Д. Язов.
                " И я объявил решение: войска в город вводим в три часа ночи с трех направлений... Стреляли в городе буквально из каждого окна, поэтому я приказал не открывать люков и не высовываться. В Сальянских казармах, например, снайперы сразу же положили шесть человек. Пришлось врезать по чердаку, откуда стреляли, из БМП. Артиллерийским огнем ответили и на обстрел наших кораблей, которые эвакуировали семьи моряков Каспийской флотилии. Еще был эпизод, когда поймали наших солдат и на кладбище привязали их проволокой к крестам. Расправиться не успели только потому, что подоспела помощь."
                Генерал-полковник Владислав Ачалов, координировавший ввод войск в Баку в январе 1990 года.
                "Вы в курсе количества погибших мирных жителей и военных в Баку?
                - "Могу сказать о военных. Когда в город вошла почти 20-тысячная группировка десантников, а на это нам потребовалось всего 7 часов, мы использовали 1470 патронов. Холостых! Я не говорю о том, что потом совершали в Баку резервисты. Я могу говорить только о десанте. У меня имелось всего 12 раненых десантников. "
            2. +3
              19 сентября 2018 18:05
              Погромы начались 14 января. К 20-му числу ситуацию взяли под контроль. В основном силами Народного Фронта Азербайджана. СА вступила в Баку уже когда погромов не было. Целью было не спасение гражданского населения. Возможно, Вы хорошо учились в школе. Но события развивались немного не так.
              1. +1
                19 сентября 2018 19:37
                Цитата: Bakht
                Возможно, Вы хорошо учились в школе. Но события развивались немного не так.

                Да. Средний балл аттестата , вроде как 4,7. ( Была такая система оценок). Но, к 90-му году я как четверть века назад как закончил школу .Помню. Как и помню рассказы ровесников возвращавшихся из СОВЕТСКОЙ армии с Кавказа. И про погромы, и про грабежи пассажирских поездов, ... про многое другое, казавшееся нереальностью тогда .
                Спасибо огромное Горбачеву за Алма-Ату, Сумгаит, Баку, Тбилиси, Вильнюс...За СССР .Впрочем и за Украину сегодняшнюю тоже. А, недельную резню Вы оправдываете? 14-20?
                Была резня армян, как была резня и азербайджанцев в истории. Вам неизвестно милосердие к битому как у русских, к сожалению.
                Перечитайте комментарии.
            3. +1
              20 сентября 2018 15:24
              Цитата: Был Мамонт
              О, как! Советская армия, которая прекратила погромы -подонки. Этому у вас учат в школах?

              Нет, не школа, а жизнь научила.
    2. -4
      19 сентября 2018 17:00
      Этих 26 предателей надо было в топке сжечь, а не лёгкой смертью к Господу отправлять...
      1. +1
        19 сентября 2018 17:40
        Цитата: Karenius
        Этих 26 предателей надо было в топке сжечь... .

        Чем вы отличаетесь от погромщиков в Баку?
        1. -3
          19 сентября 2018 18:43
          Вся резня в Баку армян на совести Ленина и его большевистского отребья дезертиров и разлагальщиков систем у других.
          1. 0
            19 сентября 2018 19:53
            Цитата: Karenius
            Вся резня в Баку армян на совести Ленина и его большевистского отребья...

            О! Не знал, что Ленин и большевики мусульмане. И в 1915 -м Ленин замешан? Поподробнее.
            1. -2
              19 сентября 2018 19:58
              Сдал Ленин, сдал!!!
              Из Туркестана обещал Шаумянк и самолёты, и много чего, да только просто тянул время, для обмана... Еу а потом и сами комиссары, когда всё развалили у дашнаков, просто сбежали...
              1. +1
                19 сентября 2018 20:11
                Цитата: Karenius
                Сдал Ленин, сдал!!!

                Короче, Склифософский! Ваш итог. Вражда армян и азербайджанцев-это заслуга Ленина. До этого они "любили" друг друга взасос !Кого из азербайджанцев Вы "любите взасос" вопреки Ленину?
                P.S. Недавно записал Магомаева на симку в машину. Красиво поет!
                1. -1
                  19 сентября 2018 20:33
                  Я уже приводил слова Ленина, что ради победы революции в больших странах интересами малых народов можно пренебречь... Забыли?
                  1. -1
                    20 сентября 2018 17:49
                    Будьте добры укажите в каком из своих сочинений ,В.И.Ленин писал такое.
                  2. -1
                    20 сентября 2018 18:13
                    Ищите сами в своей ленинской помойке..
                    Я ранее полностью приводил цитату того предложения... там что-то про демократию говорилось и то, про что я написал
                    1. 0
                      29 сентября 2018 19:56
                      Как обычно ? Это было бы очень хорошо, если бы Ленин сказал то, что вы ему приписали. К сожалению такого выражения у Ленина я не встречал.
                      Есть другое.
                      «Мы не сторонники мелких государств. Мы за теснейший союз рабочих всех стран против капиталистов и «своих», и всех вообще стран. Но именно для того, чтобы этот союз был добровольным, русский рабочий, не доверяя ни в чем и ни на минуту ни буржуазии русской, ни буржуазии украинской, стоит сейчас за право отделения украинцев, не навязывая им своей дружбы, а завоевывая ее отношением как к равному, как к союзнику и брату в борьбе за социализм». (Том XIX, стр. 222).

                      Увы, это выражение совершенно противоположно вашему.
  14. -1
    19 сентября 2018 17:11
    Опять мудрецы впаривают всякую чушь?)))
    "Впрочем, один из бакинских комиссаров был отпущен. Генерал-майору А.Е. Мартынову, который в 1918 г. был начальником штаба главнокомандующего Прикаспийским краем(он участвовал в следствии и подписал приказ о казни «комиссаров»), пришлось освободить Анастаса Микояна, будущего сталинского наркома, именем которого называется мясокомбинат в Москве. Он помог белой контрразведке выявить своих товарищей среди 600 беженцев. «Самая сволочь из этих комиссаров был, но я ему слово офицера дал, что если поможет – сохраню ему жизнь», - вспоминал Мартынов в эмиграции."

    Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1227650/
    При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
    Все права защищены © chitalnya.ru
    1. -2
      19 сентября 2018 17:17
      Разве Микоян был комиссаром? На моей памяти, нет. Помню, читал, что из тюрьмы он комиссаров вызволял, подкупом...
  15. 0
    19 сентября 2018 17:14
    Цитата: Lek3338
    ОСВОБОЖДАЛА ! А не захватывала !

    А комиссаров кто заложил Лек, думаю вы в курсе..
    Есть у нас тут соседи, которые на палубе спят, ибо покинуть корабль нужно вовремя))
  16. +1
    19 сентября 2018 17:30
    События марта 1918 года в Баку
    Сохранились свидетельства об этих событиях представителей иностранных дипломатических миссий. В то время, в Баку и его окрестностях проживали около 70 тысяч персидских поданных. В связи с этим, иранский консул Мохамед Саед-оль Везаря Марагеи (впоследствии он дважды становился премьер-министром Ирана) предпринимал отчаянные усилия с целью предотвратить убийства и погромы персидских поданных, а затем занимался захоронением их трупов, которыми были завалены улицы Баку.
    Позже в своих воспоминаниях, Марагеи сообщал, что только его комиссией с улиц было собрано и захоронено более 5 тысяч убитых мусульман.
    Жертв было бы еще больше, если бы представители немусульманского населения Баку не прятали в своих домах мусульман от бесчинствующих в городе отрядов

    30-31 марта центр Баку и все без исключения мусульманские части города подверглись вооруженной атаке большевистско-дашнакских формирований. Выдвинутые к Бакинской бухте корабли Каспийской флотилии, вели по мусульманским кварталам прицельный огонь из орудий.
    2 апреля массовые убийства и погромы мусульман прекратились по категорическому требованию Туркестанского 36-го полка и из-за угроз русских моряков-каспийцев, которые, разобравшись в истинных целях военной операции, грозились выйти из подчинения Бакинского Совета
    1. +1
      19 сентября 2018 18:02
      Бахтияр им бесполезно что то доказывать ,даже их собственными источники предъявишь скажут нет божья роса.Как там говорят своих не бросают ,пора бы уже понят .Для них свои это армяне а не народы Северного и Южного Кавказа .Все кавказцы кроме армян были ,есть и будут чужими .
      1. -2
        19 сентября 2018 18:18
        Лек, вот не знаю... когда в следующий раз в сторону наших солдат будет бежать вражина в вашей форме, но с криками "Вазген! Не стреляй! Вазген! Не стреляй!" - что сказать солдатам? Ведь это точно был или лезгин, или талыш, или удин, или авар... Сказать им, как есть, что это наш союзник, или промолчать?..., зная, что солдат не знает про такие нюансы...
        1. +2
          19 сентября 2018 18:36
          Цитата: Karenius
          Ведь это точно был или лезгин, или талыш, или удин, или авар... Сказать им, как есть, что это наш союзник, или промолчать?..., зная, что солдат не знает про такие нюансы...

          Скажи чтоб стреляли .Тамбовский волк вам союзник .Недавно лезгину дали национального героя ,парочка предателей офицеров работала на вас .Выводили солдат к вашим а те глумились над ними ,потом отпускали что не стреляй .Кусарский лезгин рядовой был ,дошла и его очередь офицер из Газаха повёл его к вашим ,узнав что происходит не ладное расстрелял и своего офицера и четырёх армян .Его убили другие ,но он раскрыл своим поступком сеть предателей которые сливали инфу вашим в апреле .Вот что вы увидите от лезгин в этот раз ,можешь пудрит мозги Дагестанским лезгинам .А мы Кусарские помним сколько вы убили наших во времена описанные выше .По всему Азербайджану прошли но Кусары так и не увидели ваши дашнаки ,сгнили у подступов .Надеюсь я увижу тот день ,подлежу призыву первой очереди за прадеда у меня свои счета с вами .
          1. -2
            19 сентября 2018 18:55
            мне что-то не очень поверилась история, да ладно... Я другие истории знаю, правдивые...
            Солдат наш, наркоша один, с погонялом "план", сдружился с вашими на почве наркоты... и постоянно из наших окопов ходил к вашим на обряд "трубки мира." так однажды у вас пересменка была, а новичков забыли предупредить, что "братан" у них имеется среди армян, и его расстреляли, как противника... Наши из него героя для газет не сделали... Может, и ваши шли к нашим закуриться?
            1. 0
              19 сентября 2018 19:08
              Цитата: Karenius
              Может, и ваши шли к нашим закуриться?

              Может кое какие нюансы не точны ,ибо мне пересказали .Но парень реально погиб на Армянской стороне и после расследований МО объявила о предателях среди офицеров .Парень получил национального героя .С 1:25 минуты национальный герой Чингиз Гурбанов [media=https://vk.com/video467368443_456239060]
              1. -1
                19 сентября 2018 19:22
                Цитата: Lek3338
                и после расследований МО объявила о предателях среди офицеров

                Так власти всё что угодно могут сказать... У нас одного бывшего чекиста, что доклад относил Хонеккеру про действия НАТО по развалу ГДР, да ещё герой карабахской войны 90-х, так его власти объявили преступником и засадили в тюрьму за незаконное хранение оружия... А человек этот с его великолепной семеркой против вашего полка, бывало, воевал...
                1. 0
                  19 сентября 2018 19:42
                  Цитата: Karenius
                  Так власти всё что угодно могут сказать.

                  Мне не власти сказали ,я слышал от товарищей служащих там .Власти подробности не распространяют даже имена фамилии предателей .Ребята говорят что семья убитого Чингизом обратилась к МО чтоб не афишировали. Как именно погиб их сын ,такой позор не смыть и через век .Я видел фотографию этого подонка женоподобный ,даже на мужика не похож .Сколько молодых ребят погубил но сейчас сдох как и армяне которые глумились над ребятами .
                  1. -2
                    19 сентября 2018 19:48
                    Нет, Лек, в такую историю я никогда не поверю.
                    1. +2
                      19 сентября 2018 19:56
                      Как говорится пожалуйста ,не веришь не верь .В интересах МО не афишировать этот случай ибо престиж армии на кону ,в интересах семьи чтоб не афишировали .Хотя некоторые родственники предателя выступали в оппозиционных СМИ ,но когда узнали утихли быстро .Вот как встречали героя на родине в Кусарах аплодисментами .Давай бывай мы Кусарские отомстим и за него ,хотя он сам за себя отомстил .
                    2. +1
                      19 сентября 2018 20:05
                      Официальная трактовка погиб во время вылазки ДРГ .Но за такое национального героя не дают .Его поступок спас много ребят и разрешил выявить остальных предателей .
                      1. -1
                        19 сентября 2018 20:16
                        Ну, бывай, Лек!
                        Жарко здесь будет... До 2024г., когда медведь проснется...
          2. +1
            19 сентября 2018 21:19
            О как заговорил Лек! "Можешь пудрить мозги дагестанским лезгинам,а мы кусарские всё помним"!То ли ты олень,то ли засланный???
            1. +3
              19 сентября 2018 21:28
              Дагъустандин лезгияр тахайта гьавурдаян агъзурни муьжуьд вишни цIемуьжуьд йисара хьанвай агьвалатарин ? Кьиблепатан лезгияриз чизва вуч хьаната абуриз ва. Если понимаешь ответишь мне на этом же языке ,на моём родном .Оленя в зеркало увидишь завтра утром перед работой .
            2. +2
              19 сентября 2018 23:52
              Цитата: 7gor
              То ли ты олень,то ли засланный???

              тебе и многим пора понять,народы в Азербайджаны более крепко связаны,чем это представляют армяне в СМИ РФ.
  17. +2
    19 сентября 2018 17:49
    Да уж...
    Познавательно, особенно комментарии...
    Раньше не понимал откуда такая глубокая ненависть.
    Удивлялся во время службы в советской армии, как очень культурные и мягкие представители из части служащих армян или азербайджанцев, встречаясь, в момент превращались в оскаленных зверей.
    Тогда доступа к информации не было, а они сами объясняли кратко ситуация в отношении друг друга, приводить не буду.
  18. -3
    19 сентября 2018 18:02
    Bakht,
    Турки руководства себе от сильных мира сего в армянском вопросе озвучили век назад...
    1. -1
      19 сентября 2018 18:22
      Совершенно верно
      В произведении, которое появилось в Великобритании в 1916 г., честный и объективный английский наблюдатель отмечает:
      «Турки никогда не снисходят до того, чтобы объяснять свои собственные проблемы, тогда как проармянски настроенные элементы пытаются всегда быть на привилегированном положении, ввергая в ужас публику бесконечным повторением и преувеличением числа жертв и, видимо, правильно оценивая старую восточную поговорку: «Позволь лжи распространяться в течение 24 часов, и понадобится 100 лет, чтобы ее опровергнуть».

      15 июля 1987 г. в газете «Гамк», органе революционной армянской партии «Дашнак», Анри Папазян, один из лидеров этой партии, заявляет: «Армяне имеют исторические притязания. Армянский народ имеет исторические земли, которые располагаются на границах Кавказа... Сегодня мы имеем ясно выраженные территориальные притязания»

      Из этого признания и надо исходить.
      1. -2
        19 сентября 2018 18:27
        Исходить надо из того, что у слабого всегда отнимают...
        1. +2
          19 сентября 2018 18:35
          Типичная бандитская логика. Ну тогда будем жить "по понятиям".
          1. -2
            19 сентября 2018 18:44
            Уже тысячу лет так и живёте тут.
  19. -1
    19 сентября 2018 18:40
    Lek3338,
    Тогда отмотаем ещё ранее...
    Абхазская Дикая дивизия Мазниева по совету ясно каких сил с фронта направилась прямо в Шемаху, и, не теряя времени, для получения оружия стала останавливать поезда с фронта, повесив на телеграфных столбах тысячи русских солдат. Руководил этим Рамишвили (однозначно не грузин, думается мне), а оружие отправлялось в Баку тюркам... Слаженность видим?
  20. -1
    19 сентября 2018 19:33
    Lek3338,
    Вот, у дашнаков поискал.


    По поводу мартовских событий Армянский Национальный Совет опубликовал подробный отчет, из которого следует, что благодаря его действиям было спасено 11726 азербайджанцев.